Документы правительства Москвы >> >> Общественные связи >> Внешние связи
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
8 августа 2000 г. N 602-ПП
Об основных положениях Программы
развития туризма в г.Москве на период до
2010 года
В соответствии с Программой развития гостинично-туристского
комплекса г.Москвы, утвержденной постановлениями Правительства Москвы
от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского
комплекса г.Москвы" и от 15.07.97 N 529 "О внесении изменений и
дополнений в постановление Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О
программе развития гостинично-туристского комплекса г.Москвы",
проведена работа по формированию положительного имиджа Москвы как
международного туристского, культурного и делового центра.
Несмотря на негативные последствия, вызванные экономической и
политической нестабильностью в России в последние два года, количество
туристов, ежегодно приезжающих в Москву, достигло 2, 5 млн. чел., в
том числе около 1 млн. иностранных граждан. Объем
туристско-экскурсионных и гостиничных услуг составил более 10
млрд.рублей.
Вместе с тем туристский потенциал столицы используется не в
полном объеме и недостаточно эффективно.
Дальнейшее развитие туристской отрасли возможно только при
активной государственной поддержке по целому ряду направлений.
В целях превращения туристского комплекса столицы в одну из
ведущих отраслей городского хозяйства, важный источник наполнения
городского бюджета Правительство Москвы постановляет:
1. Согласиться с основными положениями Программы развития туризма
в г.Москве на период до 2010 года (приложение).
2. Определить городским заказчиком Программы развития туризма в
г.Москве на период до 2010 года (далее - Программа) Комитет по туризму
Правительства Москвы.
3. Возложить функции инвестора на Управление бюджетного
планирования городского заказа.
4. Комитету по туризму Правительства Москвы представить в
Департамент экономической политики и развития г.Москвы для включения в
Инвестиционную программу 2001 года заявки на финансирование разработки
проектных предложений по развитию туристско-рекреационных зон Москвы и
концепций:
- по реконструкции архитектурных, садово-парковых ансамблей и
исторических мест города, посещаемых туристами;
- медицинского обслуживания туристов;
- транспортного обслуживания туристов.
5. Комитету по внешнеэкономической деятельности Правительства
Москвы представить в Департамент экономической политики и развития
г.Москвы заявки на финансирование разработки в рамках Инвестиционной
программы 2001 года:
- проектно-изыскательских работ по туристско-рекреационной зоне
(ТРЗ) "Золотое кольцо Москвы";
- концепции и бизнес-плана размещения строительства сети новых
гостиниц, включая малые, в рамках установленного порядка предпроектной
подготовки строительства в г.Москве.
6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы:
6.1. Предусмотреть в Инвестиционной программе 2001 года:
6.1.1. Финансирование разработки проектных предложений создания
туристско-рекреационных зон.
6.1.2. Финансирование проектно-изыскательских работ по ТРЗ
"Золотое кольцо Москвы".
6.1.3. Выделение средств по капитальным вложениям в размере 60
миллионов рублей на проектирование и строительство объектов
Государственного музея-заповедника "Коломенское".
6.1.4. Финансирование разработки концепции и бизнес-плана
размещения строительства сети новых гостиниц, включая малые, в рамках
установленного порядка предпроектной подготовки строительства в
г.Москве.
6.2. Предусматривать в инвестиционных программах 2001 года и
последующих лет по предложению инвестора - Управления бюджетного
планирования городского заказа и Комитета по внешнеэкономической
деятельности Правительства Москвы отдельной строкой выделение
дополнительных средств на проектирование и строительство объектов,
предусмотренных Программой.
7. Комитету по туризму Правительства Москвы ежегодно в срок до 1
апреля представлять в Департамент финансов г.Москвы поэтапные планы
финансирования Программы.
8. Комитету по внешнеэкономической деятельности Правительства
Москвы ежегодно в срок до 1 апреля направлять в Департамент финансов
г.Москвы заявки на обеспечение налогового кредита, предоставляемого
предприятиям туристско-гостиничного комплекса для финансирования
мероприятий по развитию материальной базы.
9. Департаменту финансов г.Москвы:
9.1. Профинансировать в 2001 году расходы, предусмотренные
Программой, в размере 150 миллионов рублей, из них:
- 90 миллионов рублей - Комитету по туризму Правительства Москвы;
- 60 миллионов рублей - Комитету по внешнеэкономической
деятельности Правительства Москвы.
9.2. Решить вопрос о включении в проект бюджета города Москвы на
очередной финансовый год отдельной строки "Туризм".
9.3. Обеспечить финансирование мероприятий Программы на основании
обосновывающих материалов, представляемых Комитетом по туризму
Правительства Москвы.
9.4. Установить налоговый кредит предприятиям
туристско-гостиничного комплекса для финансирования мероприятий по
развитию материальной базы на основании заявки Комитета по
внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы.
10. Комитету по туризму Правительства Москвы совместно с
Комитетом по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы,
Валютно-финансовым управлением Правительства Москвы, Департаментом
финансов г.Москвы и ГАО "Москва" в срок до 1 ноября 2000 года
разработать и представить на утверждение в установленном порядке
Положение о целевом бюджетном фонде развития туризма.
11. Комитету по туризму Правительства Москвы совместно с
Комитетом по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы:
11.1. Доработать в соответствии с замечаниями и предложениями
Московской городской Думы законопроект "О туристской деятельности в
городе Москве", одобренный Правительством Москвы (постановление
Правительства Москвы от 15.06.99 N 535 "О проекте закона города Москвы
"О туристской деятельности в городе Москве"), для представления в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
11.2. По согласованию с Управлением Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по г.Москве внести в установленном
порядке предложения по совершенствованию системы налогообложения
туристской отрасли:
11.2.1. Разработать до 1 апреля 2001 года предложения по
установлению льгот по налогооблагаемой базе туристских предприятий,
основным направлением деятельности которых является развитие
приоритетных видов туризма, с последующим внесением предложений в
установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы Российской
Федерации для включения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
11.2.2. Разработать до 1 апреля 2001 года законопроект "О
введении налога на вмененный доход туристских организаций" и
представить его в Московскую городскую Думу для внесения на
рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации в порядке
законодательной инициативы.
12. Москомархитектуре:
12.1. Разработать в 2001-2002 годах по заявке комитетов по
туризму и внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы
проектные предложения по развитию туристско-рекреационных зон Москвы и
предложения по взаимосвязанному развитию системы туризма Москвы и
Московского региона.
12.2. Разработать в 2001 году по заявке Комитета по
внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы концепцию и
бизнес-план размещения строительства сети новых гостиниц, включая
малые, в рамках установленного порядка проектной и предпроектной
подготовки строительства в г.Москве.
12.3. Обеспечить по заказу ОАО "Москапстрой" проведение
проектно-изыскательских работ по ТРЗ "Золотое кольцо Москвы".
13. Комитету по внешнеэкономической деятельности Правительства
Москвы совместно с Москомземом, ГАО "Москва" и Комитетом по туризму
Правительства Москвы в соответствии с Законом города Москвы "Об
основах платного землепользования в городе Москве" организовать в
установленном порядке подбор инвесторов для осуществления
строительства и реконструкции объектов гостиничного хозяйства по мере
готовности предпроектной документации.
14. Управлению транспорта и связи по заявке Комитета по туризму
Правительства Москвы осуществить комплекс мер, предусмотренных
Программой, по транспортному обслуживанию туристов, включая создание
мест парковки туристского транспорта по утвержденным туристским
маршрутам г.Москвы.
15. Комитету по туризму Правительства Москвы и Комитету по
культуре совместно с Управлением жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства Правительства Москвы до 1 февраля 2001 года обновить и
утвердить в установленном порядке перечень объектов туристского
показа, а также внести предложения по обеспечению установления на них
специальных надписей на русском языке и в латинской транскрипции.
16. Департаменту потребительского рынка и услуг координировать
работу предприятий потребительского рынка по месту проживания туристов
при гостинично-туристских комплексах, на туристских маршрутах и в
местах массового пребывания туристов.
17. Главному управлению внутренних дел г.Москвы совместно с
комитетами по туризму и внешнеэкономической деятельности Правительства
Москвы разработать до 31 января 2001 года комплекс мероприятий по
обеспечению безопасности туристов в городе Москве.
18. Комитету здравоохранения г.Москвы совместно с комитетами по
туризму и внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы и ГАО
"Москва" обеспечить в 2000 году разработку и внедрение начиная с 2001
года единой политики медицинского обслуживания туристов, гостей
столицы, сотрудников гостиничных и туристских учреждений.
19. Комитету по туризму Правительства Москвы доложить Премьеру
Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления в
феврале 2001 года.
20. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Премьера Правительства Москвы по внешним связям
Орджоникидзе И.Н.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 8 августа 2000 года N 602
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В г.МОСКВЕ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Москва 2000
.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Паспорт Программы 3
Введение 6
I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы 7
1. Анализ ситуации в области туризма в Москве 7
2. Основные цели и задачи Программы 20
3. Система программных мероприятий 23
Раздел I. Образ Москвы как города, благоприятного для
туризма. Рекламно-информационная деятельность. Создание
комфортной информационной среды для туристов 23
Раздел II. Развитие инфраструктуры и материальной базы
туризма 26
Раздел III. Разработка туристского продукта города Москвы 35
Раздел IV. Создание условий для развития туризма.
Государственная поддержка туризма в Москве 42
Раздел V. Подготовка, переподготовка и повышения
квалификации специалистов для всех видов деятельности
в туристской индустрии. 45
Раздел VI. Научное обеспечение туристской деятельности 46
II. Обоснование мероприятий Программы и расчет необходи-
мого ресурсного обеспечения 48
4. Ресурсное обеспечение Программы 48
5. Оценка эффективности, социально-экономических и
экологических последствий от реализации Программы 50
6. Механизм реализации Программы 53
7. Организация управления Программой и контроль за
ходом ее реализации 55
ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Полное наименование программы Комплексная программа развития ту-
ризма в Москве на период до 2010г.
Основания для разработки
программы 1. Федеральный закон "Об основах
туристской деятельности в Россий-
ской Федерации".
2. Постановление Правительства
Москвы N449-ППМ от 28.05.96 "О
программе развития гостинично-
туристского комплекса г. Москвы".
3. Распоряжение Мэра Москвы N529-
РМ от 15.07.99 "О внесении изме-
нений и дополнений в Постановле-
ние Правительства Москвы N449-ППМ
от 28.05.96 "О программе развития
гостинично-туристского комплекса
г.Москвы".
4. Распоряжение Премьера Прави-
тельства Москвы N267-РП от
27.03.2000 "О состоянии выполнения
Плана работы Правительства Москвы
на I квартал 2000 г. и плане ра-
боты Правительства на II квартал".
5. Распоряжение Зам.Премьера N196-
РЗП от 28.03.2000 "О разработке
программы развития гостинично-ту-
ристской деятельности".
6. Распоряжение Зам. Премьера
N885-РЗП от 01.11.99 "О cоздании
Автономной некоммерческой органи-
зации "Учебнокоординационный центр
"Гиды и экскурсоводы" в г.Москве".
7. Распоряжение Зам. Премьера
N323-РЗП от 19.04.2000 "О внесении
изменений и дополнений в распоря-
жения заместителя Премьера Прави-
тельства Москвы от 20.03.98 N224-
РЗП "О формировании единой систе-
мы аккредитации гидовпереводчиков
и экскурсоводов в г.Москве" и от
12.11.99 N884- РЗП "О внесении
изменений в состав экспертного
совета по аккредитации гидов-пере-
водчиков (экскурсоводов) при
Правительстве Москвы".
Период и этапы реализации 2000-2010 гг.
Программы Первый этап: 2000-2001 гг.-раз-
работка техникоэкономических
обоснований крупных проектов
и реализация первоочередных задач
Второй этап: 2001-2005 гг.-реали-
зация среднесрочных проектов и
программ.
Третий этап: 2005-2010 гг.-реали-
зация долгосрочных проектов и
ежегодных программ.
Основные цели Программы 1. Увеличение доходов от туризма.
Формирование городского бюджета,
за счет поступлений от туристской
деятельности в г. Москве: на 10%
к 2010 году.
2. Повышение благосостояния жи-
телей города. Использование со-
циальной роли туризма (отдых рос-
сиян, развитие социальных
контактов, связей между людьми).
3. Приток инвестиций и создание
новых рабочих мест.
4. Обеспечение комфортных условий
пребывания туристов.
5. Рост национального достоинства,
как следствие гостеприимства
и обращения к культурно-историчес-
кому наследию.
Основные задачи Программы 1. Определение основных направле-
ний деятельности Правительства
Москвы по управлению туристскими
ресурсами и туристской индустрией.
2. Формирование нормативно-право-
вой базы туризма г.Москвы.
3. Развитие предпринимательства в
сфере туризма, и, прежде всего,
малого и среднего предприни-
мательства.
4. Стимулирование развития мате-
риально-технической базы туризма
путем привлечения российских и
иностранных инвестиций для
реконструкции действующих и соз-
дания новых туристских объектов
и средств размещения
5. Развитие инфраструктуры
туризма г.Москвы.
6. Создание условий для развития
туристских зон на территории
Москвы.
7. Новое строительство и реконст-
рукция действующих туристских
объектов: музеев, мемориальных
мест, объектов показа, архитек-
турных памятников, садово-парковых
ансамблей и др. Приведение
в порядок исторических мест в го-
роде, часто посещаемых туристами.
8. Развитие в г.Москве въездного,
внутреннего, социального и само-
деятельного туризма.
9. Формирование программы собы-
тийного туризма (конгрессы,
фестивали, конкурсы, городские
праздники и т.д.). Разработка
ключевых, "знаковых" событий года.
10. Проведение рекламно-информаци-
онной деятельности, направленной
на формирование имиджа Москвы
как крупнейшего центра туризма
в мире и продвижение его на рос-
сийский и международный туристские
рынки.
Объем финансовых ресурсов, 11 458 млн. рублей, в
запланированных по программе том числе из бюджета Москвы -
на предстоящий год 210 млн. руб.
Объем финансирования, 168 147 млн. рублей,
необходимый для завершения в том числе из бюджета
программы до 2010 Москвы - 3 390 млн. руб.
Ожидаемые конечные Формирование современной высоко-
результаты, социальный и эффективной туристской индустрии в
экономический эффект, Москве;
важнейшие целевые показатели Увеличение въездного туристского
потока до 5 млн. чел. к 2010 г.;
Обеспечение доходной части город-
ского бюджета в размере 10% за
счет поступлений от туристской
деятельности.
Разработчик Программы Комитет по туризму Правительства
Москвы
Сроки разработки Программы Апрель-май 2000 г.
Стоимость разработки Программы
Представитель заказчика Орджоникидзе Иосиф Николаевич
Программы
Основной исполнитель и со- Комитет по туризму Правитель-
исполнители Программы ства Москвы при участии Комитета
по внешнеэкономической деятельнос-
ти Правительства Москвы, других
структурных подразделений Прави-
тельства Москвы, ГАО "Москва",
Московской ассоциации туристичес-
ких агентств, Высшей школы по
туризму и гостиничному хозяйству,
Музея-заповедника "Коломенское",
ВАО "Интурист", ЗАО "Спутник",
специалистов других высших
учебных заведений системы,
руководителей предприятий
гостинично-туристского комплекса.
Руководитель Программы Антюфеев Григорий Валентинович
Председатель Комитета по туризму
Правительства Москвы, тел. 2902003
Постановление об утверждении
Программы Постановление
Правительства Москвы N
____ от _______
ВВЕДЕНИЕ
Комплексная Программа развития туризма в г.Москве (далее по
тексту - Программа) разработана по поручению Мэра г.Москвы и со-
держит наиболее актуальные предложения и мероприятия по их выпол-
нению в целях создания правовой, организационно-управленческой и
экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития ту-
ристской индустрии в Москве.
Правительство Москвы придает особое значение развитию туриз-
ма, видя в нем фактор, способный решить не только многие социаль-
ноэкономические проблемы города, но и обеспечить определенное по-
ложение столицы России в ряду наиболее привлекательных для турис-
тов городов мира.
Еще в мае 1996, принимая программу развития гостинично - ту-
ристского комплекса, Правительство Москвы определило туризм как
приоритетное направление в экономике города. Цель настоящей Прог-
раммы - в действительности создать условия для превращения индуст-
рии туризма в ключевую отрасль экономики Москвы.
Программой предусмотрено решение проблемы взаимодействия в
едином туристском пространстве Москвы в составе центральной части
России и других регионов Российской Федерации.
Программа носит комплексный характер и призвана интенсифици-
ровать туристскую индустрию, стабилизировать процесс рыночных от-
ношений, а также усилить влияние государства на развитие отрасли
туризма.
Реализация Программы осуществляется за счет бюджетных и вне-
бюджетных источников финансирования, а также за счет инвестиций в
проекты и мероприятия Программы.
Программа подготовлена Комитетом по туризму Правительства
Москвы при участии Комитета по внешнеэкономической деятельности
Правительства Москвы, других структурных подразделений Правитель-
ства Москвы, ГАО "Москва", Московской ассоциации туристических
агентств, Высшей школы по туризму и гостиничному хозяйству, Госу-
дарственного музея-заповедника "Коломенское", ЗАО "Спутник", спе-
циалистов других высших учебных заведений системы, руководителей
предприятий гостинично - туристского комплекса.
I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ
1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА В МОСКВЕ
1. Роль туризма как отрасли экономики в мире.
Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее до-
ходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об
этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится око-
ло 10% мирового валового национального дохода.
К началу третьего тысячелетия на долю международного ту-
ризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % ми-
ровой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международ-
ный туризм составляют 12% мирового валового национального продук-
та.
Развитие туризма играет важную роль в решении социальных
проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются
новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населе-
ния, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса стра-
ны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению
уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслу-
живания населения, внедрению новых средств распространения инфор-
мации и т.д.
Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культур-
ного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными
странами и народами, заставляет правительства, общественные орга-
низации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохра-
нения и оздоровления окружающей среды.
Современное развитие туризма в России характеризуется на-
личием глубоких противоречий в его организационной структуре, в
направленности развития, в состоянии качественных и количественных
характеристик.
С одной стороны, современное состояние туризма в России
расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигну-
тых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением ма-
териальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием
потребностям населения в туристских услугах.
С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства
туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам,
значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост
числа туристских организаций по всей территории России.
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году
Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных нап-
равлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация
занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иност-
ранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма.
Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 го-
дом составил 5,23%.
До кризиса туризм был одной из наиболее доходных и дина-
мично развивающихся отраслей российской экономики, причем развива-
ющийся, практически, без государственного участия. По данным Все-
мирной туристской организации по доходам от туризма Россия в 1999
году заняла 9-е место и 15-е в мире, опередив Грецию, Турцию,
Бельгию и Нидерланды. По усредненным оценкам разных организаций,
из-за отсутствия статистических данных по туристскому бизнесу в
России за последние годы, к началу 1998 года в России насчитыва-
лось 9-12 тыс. туристских организаций. Число людей прямо или кос-
венно занятых в системе услуг гостеприимства (с учетом сотрудников
туристских фирм, гостиниц, аэропортов, транспортных компаний, му-
зеев, кафе, ресторанов и т.д.), достигло 8 млн. человек. Объем ус-
луг, предоставленных иностранным туристам в России в прошлом году,
оценивается, как минимум, в 1 млрд. долларов (расходы туристов на
проживание в гостиницах и других средствах размещения, питание,
экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, суве-
ниры и т.д.)
В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностран-
цев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год -
14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового пото-
ка. В этих условиях Правительство города Москвы абсолютно правиль-
но делает ставку на развитие туризма, видя в нем фактор, способный
решить не только многие социально-экономические проблемы города,
но и обеспечить определенное положение столицы России в ряду наи-
более привлекательных для туристов городов мира.
2. Тенденции мирового туризма
Люди пожилого возраста представляют наиболее быстрорастущую
долю туристов во всем мире. Они имеют достаточно средств, но очень
требовательны к сервису. Снижается спрос на групповые поездки и
активизируется индивидуальный туризм. Автобусные маршруты пользу-
ются повышенным спросом. Растет предложение для семейных туристов
в количестве 5-6 человек и для небольших дружеских кампаний. Рас-
тет предложение специализированных туров. Развлекательный компо-
нент в инсентив-туризме в последнее время заменяется образователь-
ным. Инсентивтуры должны быть не роскошными и праздными, а насы-
щенными и полезными. Туристские компании предпочитают включать
проведение конгрессов, как один из компонентов инсентив-программ.
Туристская деятельность с целью поездки - деловая, в частнос-
ти проведение конгрессов, относится к числу наиболее динамично
развивающихся и наиболее выгодных видов путешествий. Ежегодные
темпы роста этого вида туризма в мире составляют 8%. Он дает вдвое
больше дохода принимающей стороне, чем туризм с целью поездки -
отдых. Большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по
городам, поездки выходного дня. Активные формы отдыха окончательно
вытеснили пассивные. В этой связи приключенческие и спортивные по-
ездки становятся все более популярными. Одним из самых перспектив-
ных видов туризма называют экотуризм - отдых в уголках нетронутой
природы. Растет туризм на специализированные спортивные, культур-
ные мероприятия, особенно на рынке США и Японии.
3. Оценка существующего состояния въездного
туризма и туристской инфраструктуры в городе Москве.
Туризм для города Москвы имеет особое значение в силу ряда
обстоятельств политического и социально-экономического плана.
Москва - столица Российской Федерации, что, само по себе, уже яв-
ляется особым обстоятельством в плане формирования и реализации
туристской политики для города. Практически ни один другой город
России не может конкурировать с Москвой по своей известности в ми-
ре, что является положительным фактором при налаживании работы по
формированию устойчивого имиджа Москвы как туристского центра.
Москва, обладая богатейшими рекреационными ресурсами и много-
вековым культурно-историческим наследием, занимает особое место на
туристском рынке и вызывает интерес у иностранцев. Большинство ту-
ристов из дальнего зарубежья, выбирают Москву основной целью путе-
шествия. Ведь более 70 % иностранцев, прибывающих в Россию, обяза-
тельно посещают Москву. В Москве и Московской области находится
множество объектов показа. Архитектура, музеи, театры, церкви и
соборы, современные и исторические здания и другие уникальные объ-
екты привлекают в Москву туристов практически из всех стран мира.
Москва является связующим звеном между городами и регионами стра-
ны. Здесь соединяются все железнодорожные и воздушные пути России,
автомобильные трассы. В Москве в настоящее время находится 4,5 ты-
сячи туристских агентств, свыше 170 гостиниц.
Москва имеет практически все возможности для того, чтобы
стать центром мирового культурного и познавательного туризма. Од-
нако, как объект туризма, Москва сегодня проигрывает соревнование
с другими столицами мира. Объем обслуживания в Москве достигает
около 1 млн. иностранных туристов ежегодно, в то время как для Па-
рижа этот показатель составляет 25 млн. туристов, а для Лондона -
18 млн.
Любой город, являющийся популярным туристским направлением
процветает экономически и находится в более выгодном положении по
сравнению с городами, имеющими неразвитую туристскую инфраструкту-
ру.
В связи с этим улучшение туристской инфраструктуры по основ-
ным компонентам системы туристского обслуживания, таким как транс-
портная доступность, гостиничный сектор, предприятия питания, ин-
формационное обслуживание туристов, система продвижения турпродук-
та на мировой рынок, кадровый потенциал, уровень и разнообразие
туристского обслуживания, создание новых туристских маршрутов,
развитие конгрессновыставочной деятельности, проведение массовых
культурно-спортивных мероприятий (фестивали, олимпиады, юбилейные
даты), вопросы безопасности туристов и нормативно-правовая база
ведет за собой рост числа иностранных туристов.
Объективно, в Москве в последние годы произошли значительные
перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых
комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по
реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда горо-
да, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.
В 1992-1995 гг. экономическая ситуация не позволяла разви-
ваться гостиничному хозяйству города. Предприятия решали вопрос
выживания в тяжелых условиях - возросла стоимость тэплоэнергоре-
сурсов и другие коммунальные услуги, загрузка не превышала 50-ти
процентов при этом руководители гостиниц неохотно шли на сокраще-
ние штатной численности персонала.
1995-1998 гг. были отмечены новым этапом роста деловой актив-
ности как иностранных, так и российских инвесторов, в результате в
Москве были введены в эксплуатацию новые гостиницы: "Тверская",
"Палас Отель", "Гранд Отель", "Отель Виноградово", "Аврора-Люкс",
"Екатерина", "Протон" введена в эксплуатацию после реконструкции
гостиница "Золотое Кольцо". За эти годы практически была закрыта
ниша так недостающих городу гостиниц уровня 4-5 звезд. Причиной
вложения инвестиций именно в высококлассные гостиницы является их
высокая рентабельность и быстрая окупаемость вложенных средств.
На сегодняшний день Москве не хватает гостиниц среднего клас-
са уровня 2-3 звезды, рассчитанных на среднего туриста и дешевых
гостиниц, в том числе для развития молодежного туризма.
Гостиничный комплекс Москвы насчитывает 172 гостиничных
предприятия различной формы собственности и ведомственной принад-
лежности, загрузка гостиниц в 1999г. возросла до 56 процентов.
Объем доходов от гостиничного хозяйства в 1999 году составил 7
млрд. рублей.
В общем числе гостиниц и других аналогичных средств размеще-
ния по РФ доля Москвы составляет только 4%, а единовременная вмес-
тимость 18,4% по числу мест и 20% по числу номеров. При этом по
числу ночевок всех категорий посетителей на столицу приходилось в
1999 г. свыше 31%, а иностранных граждан 52%.
Однако, несмотря на увеличение гостиничной базы, количество
посетителей г. Москвы не растет, а даже уменьшается, как и в целом
по России, правда более медленными темпами (23,4% по России и 13,2
% по Москве за последние три года). При этом доля иностранцев в
общем объеме обслуживания в гостиничной базе по г. Москве растет и
составляла в 1999 г. 27,4 % против 16,5 % в среднем по России.
Рентабельность гостиничного комплекса г. Москвы высокая и
составляет 30,5%, что выше общероссийского показателя в 1,7 раза.
В мае 1996 года Правительство Москвы приняло программу разви-
тия гостинично - туристского комплекса (ГТК) города на период до
2005 года, в которой туризм определен в качестве приоритетного
направления в экономике города. Уже на сегодняшний день потребнос-
ти города в высококлассных отелях категории 5 звезд, отвечающим
международным стандартам полностью удовлетворены. В то же время
явно недостаточно гостиниц среднего класса 3 звезды для приема и
обслуживания массового клиента. По оценке специалистов, Москва
должна увеличить свой гостиничный фонд, как минимум, в 2-3 раза.
Помимо строительства новых отелей предусматривается реконструкция
старых гостиниц "Москва", "Украина", "Будапешт", "Пекин", а также
кардинально реконструировать и переоснастить другие муниципальные
гостиницы. В Москве активно расширяется количество предприятий пи-
тания. Сейчас их более 500. Появилось большое количество рестора-
нов иностранных фирм "Макдоналдс", "Пицца-Хат", "Патио-пицца",
множество национальных ресторанов китайской, итальянской, гречес-
кой, турецкой и других кухонь.
Важное место в туристской инфраструктуре занимает транспорт.
Москва является крупнейшим авиаузлом России. Она имеет пять аэро-
портов: Шереметьево1, Шереметьево 2, Внуково, Домодедово и Быково.
Шереметьево 2 является международным аэропортом. Некоторые чартер-
ные рейсы по выездному туризму выполняются из Внуково и Домодедо-
во.
Москва в последние годы стала крупным деловым центром не
только в масштабе России, но и на мировом уровне, что подтвержда-
ется активностью иностранных и российских инвесторов и постоянным
проведением в Москве крупных конгрессно - выставочных мероприятий.
Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские
фирмы, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов.
Однако число таких фирм в настоящее время невелико. Требуется про-
ведение государственной политики по поддержке и развитию таких
фирм.
Таким образом, сегодня в Москве создана и функционирует опре-
деленная база для обслуживания въездного туризма, которая в доста-
точной степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее
обновление и совершенствование.
В 1989 г. Москву посетило около 3,9 млн. иностранцев, в т.ч.
1,6 млн. чел. с туристскими целями. Это примерно в 3,5 раза боль-
ше, чем в последние годы.
Москва остается абсолютным лидером среди других российских
городов по числу приезжающих иностранных туристов. Однако доля ор-
ганизованных групповых туристов несколько выше в Санкт-Петербурге.
Это обстоятельство следует учитывать при планировании рекламноин-
формационной работы по продвижению Москвы как города культурнопоз-
навательного туризма.
Прибытие иностранных граждан в Москву и Санкт-Петербург с ту-
ристскими и служебными целями в 1999 году показано в таблице N 1.
Таб.N1. Сравнительные данные по целям поездок в Москву
и Санкт-Петербург.
М о с к в а Санкт-Петербург
Служебная Туризм Служебная Туризм
568123 285086 95483 187474
Очень показательны цифры по количеству ночевок иностранцев в
гостиницах города. Так например, по данным Мосгоркомстата в 1999
году в Москве было отмечено 5064685 ночевок. По количеству прибы-
тий Москва уступает крупнейшим городам и столицам мира, хотя число
приезжающих иностранных гостей велико и превышает аналогичные по-
казатели в ряде стран.
В 1999 году услугами 170 московских гостиниц воспользовалось
889576 иностранных гостей из более чем 163 стран мира.
По оценке экспертов среднее время пребывания внутренних посе-
тителей, останавливающихся с ночлегом в гостиницах и других анало-
гичных средствах размещения г. Москвы составляет 5 дней, иностран-
ные граждане, согласно данным пограничной статистики, проводят в
Москве в среднем 4,38 суток, в средствах размещения 4,5 - 5,5
дней.
Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно многочис-
ленного круга стран, определяющее значение имеют, особенно по ли-
нии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного чис-
ла стран - США, Германии, Великобритании, Франции, Испании, Израи-
ля, Италии и Японии.
Туристский поток в Россию и в Москву достаточно предсказуем.
Самыми популярными для поездок являются летние месяцы. Самым низко
посещаемым периодом является январь-март. Несколько большие потоки
приходятся на четвертый квартал. К сожалению, мы не имеем возмож-
ности сравнить активность деловых поездок по сезонам в сравнении с
поездками туристскими, тем не менее, можно сделать вывод, что за-
полнение гостиниц и туристская активность в городе в несезонный
период должна строиться либо на активизации проведения культурных
акций и мероприятий, либо на популяризации Москвы, как города
конгрессно - выставочного и делового туризма.
Структура потока иностранных посетителей г.Москвы значительно
отличается от общероссийской. Основной контингент составляют посе-
тители со служебными целями - 57 % и с целью туризма - почти 32 %.
В то время как в целом по России превалирует доля посещений с
частными целями - 56 %, а на служебные и туристские цели приходит-
ся всего 19,3 % и 14,4 % соответственно. Эти направления и в буду-
щем будут определять развитие въездного туризма.
Анализ показывает, что, несмотря на значительные усилия пра-
вительства Москвы по созданию положительного "имиджа" города, вво-
ду в действие новых комфортабельных гостиниц, поток иностранцев,
посещающих город, не увеличился, а даже снижается, при том, что в
целом по России он увеличивается.
Проведенные расчеты доказывают, что поток посетителей г. Моск-
вы (внутренних и иностранных), останавливающихся в средствах раз-
мещения, составляет порядка 3 млн. чел. (1999 г.), в т.ч. примерно
0,89 млн. иностранцев. По статистическим данным пограничной службы
число иностранцев несколько больше 1,1 млн. чел., так как значи-
тельная доля приезжающих по частным приглашениям и часть других
категорий останавливается у родственников, знакомых, на частных
квартирах, не учитываемых статистическими данными по средствам
размещения.
Кроме останавливающихся в гостиницах, культурно-туристские
зоны г.Москвы посещает большое количество экскурсантов (одноднев-
ных посетителей без ночлега) - жителей города и Подмосковья.
Сопоставление масштабов развития туризма в г. Москвы с други-
ми крупными мировыми столицами - центрами туризма показывает, что
уже в настоящее время Москва занимает среди них достойное место.
Однако имеется много резервов для дальнейшего развития, особенно в
части увеличения потока иностранных посетителей и загрузки гости-
ничной базы.
Таблица N2. Статистические данные по въезду иностранных
граждан в Российскую Федерацию и
город Москву (чел.) в 1999 г.
Страна Всего Туризм
РФ Москва РФ Москва
Германия 335,5 135,0 142,1 32,8
США 218,9 136,9 76,7 31,7
Франция 118,8 69,2 68,2 25,6
Италия 93,7 55,3 44,0 18,7
Турция 145,4 54,6 22,0 13,8
Ю.Корея 44,1 24,8 17,3 12,5
Великобритан. 133,3 80,5 39,6 11,8
Япония 74,4 32,9 32,5 10,8
Израиль 40,9 28,5 15,2 10,3
Испания 31,3 23,4 13,3 9,1
Нидерланды 49,3 26,4 14,4 6,9
Китай 349,4 31,8 128,6 5,6
Швейцария 30,8 19,9 10,9 4,7
Финляндия 1109,0 24,7 347,2 4,2
Швеция 50,8 18,3 14,3 3,3
Греция 23,3 12,0 4,1 2,6
Бельгия 18,3 4,7 4,7 2,4
Канада 24,6 8,4 2,4 1,8
Таблица N3. Прибытие иностранных граждан в Россию
в 1999 году (чел.)
Место Страна Деловая Туризм Частная Транзит ИТОГО
1 Финляндия 472194 347221 65554 224048 1109017
2 Китай 167291 146585 29215 105941 449032
3 Германия 123881 142158 31480 38015 335534
4 США 116581 76861 7655 17991 218908
5 Турция 73301 21566 15256 35308 145431
6 Великобр. 70377 39648 3525 19776 133326
7 Франция 46633 58570 2771 10873 118847
8 Италия 39845 44013 2066 7763 93687
9 Япония 25334 32449 1599 15042 74424
10 Швеция 26147 14329 2386 7928 50790
11 Нидерлан. 18966 14377 2386 7928 50790
12 Юж.Корея 17127 17278 943 8729 44077
13 Израиль 15357 15231 5851 4452 40891
14 Испания 8916 13253 644 8525 31338
15 Швейцария 13060 10895 644 6214 30813
16 Канада 14286 8348 1167 784 24585
17 Дания 11052 6255 762 5881 23950
18 Греция 9568 4120 2204 7434 23326
4. Привлекательность Москвы для иностранных туристов и
негативные факторы, влияющие на развитие
въездного туризма
Туризм в целом представляет собой такую отрасль экономики,
которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях
обеспечить экономически рентабельное использование "местных ресур-
сов" - историкокультурного наследия, традиций, природы. Поэтому
для условий Москвы абсолютно правомерным является выбор туристско-
го развития города в качестве приоритетного по отношению к его
промышленному развитию. При этом предусмотрено максимальное осво-
бождение основных туристских зон (в основном Центра города) от
промышленных предприятий и коммунальноскладских сооружений. Учиты-
вая общее состояние российской экономики и, в частности, ситуации
в Москве, "экспорт достоинств" города является, по крайней мере, в
ближайшие годы более простой и эффективной формой участия в эконо-
мическом разделении труда, чем участие в промышленной конкуренции,
где наша продукция пока не соответствует стандартам мирового рын-
ка.
Анализ ресурсов Москвы в соответствии с перечисленными факто-
рами говорит о том, что город обладает достаточно широким потенци-
алом туристского предложения, базирующимся на уникальных ресурсах.
Следует отметить, что Московский регион (Москва и Московская
область) имеет самый большой в стране историко - культурный потен-
циал. Количество объектов показа составляет 38% от общероссийского
(для сравнения Санкт - Петербург, Новгородская и Псковская область
- только 16%). Среди них более 200 объектов внесены в реестр ООН.
Привлекательность Москвы как объекта туризма определяется
следующими факторами.
1. Огромное историческое и культурное наследие города, нераз-
рывно связанное с историей и культурой всей России
2. Крупнейший гостинично-туристский комплекс (свыше 72 тысяч
гостиничных мест, 4500 турфирм, 13 страховых обществ, 16 автоп-
редприятий и др.)
3. Транспортная обеспеченность определяет Москву как отправ-
ную точку туристских маршрутов по историческим и культурным объек-
там Подмосковья и городам Золотого кольца.
4. Место проведения международных конгрессов, симпозиумов,
семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей - это база развития в
столице делового и конгрессного туризма.
5. Международный культурный центр, где сосредоточено более 60
музеев и 40 театров, 2 цирка и др.
6. Крупнейший центр Русской Православной церкви (в городе бо-
лее 130 храмов) - предпосылка для развития религиозного туризма
7. В Москве проводятся международные соревнования по различ-
ным видам спорта.
8. Событийные мероприятия, связанные с историей и культурой
России.
9. Поездки туристов в столицу могут совмещаются с речными и
морскими круизами.
10. Всемирная известность российской медицины и довольно низ-
кие, в сравнении с мировыми, цены привлекают иностранцев возмож-
ностью для проведения в Москве курсов лечения.
К сожалению, в настоящее время на развитие въездного туризма
влияет ряд негативных факторов:
Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения.
Обеднение ассортимента туруслуг. Значительная продолжитель-
ность "мертвого сезона" говорит о неумении организовать туристское
предложение, циклы рекреационных занятий с учетом индивидуальных и
групповых запросов потребителей.
Отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику Моск-
вы как туристского места.
Поток негативной информации в зарубежных средствах массовой
информации о России, и Москве в том числе, как стране, неблагопри-
ятной для туризма. Из-за стесненного финансирования пропагандист-
ская работа за рубежом по укреплению туристского имиджа города ве-
дется в недостаточных объемах.
Недостаточно развита инфраструктура ГТК города, состояние ее
еще не соответствует мировым стандартам в туризме.
Существует проблема нехватки гостиничных номеров и малых гос-
тиниц среднего класса, категории 3 звезды. В связи с этим в Москве
начата реализация проекта по созданию сети гостиниц малой вмести-
мости. Необходимость ее создания обусловлена как формированием де-
ловой и туристской привлекательности города, так и расширением зон
размещения и отдыха в непосредственной близости от объектов ту-
ристского показа, бизнес - центров, культурных и исторических дос-
топримечательностей города, а также мест проведения крупных между-
народных выставок, симпозиумов, конгрессов и фестивалей, междуна-
родных спортивных соревнований.
Отсутствует программа поддержки турфирм, занимающихся въезд-
ным туризмом.
Не может способствовать развитию туризма состояние городской
инфрастуктуры и, в первую очередь, ее транспортной составляющей.
Это и нехватка современных автобусов различной вместимости для ту-
ристов, и отсутствие автомобильных стоянок, и низкий уровень сер-
виса в городском транспорте (например, такси).
Вызывает обеспокоенность у иностранных туристов криминальная
ситуация в Москве, а также вопросы обеспечения их безопасности.
Довольно низкий уровень медицинского обслуживания по страхо-
вым полисам в случае заболевания в период турпоездки в Москву и
ряд других, менее существенных факторов.
Причины этих негативных явлений заключаются в действии следу-
ющих факторов.
1. Разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, от-
сутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации
и управления.
2. Вялая и не совсем верная методика организации совместных и
смешанных предприятий с участием зарубежных инвесторов.
3. Политическая и экономическая нестабильность в стране.
4. Ориентация на коммерческий туризм не могла не повлиять на
сокращение размеров отчислений от турдеятельности в городской бюд-
жет, перераспределение доходов в пользу теневой экономики. Элитар-
ный туризм обеспеченных одиночек не вызвал туристского бума,
омертвил громадные основные фонды и в сотни раз уменьшил оборотные
средства от туризма. Приостановлен транспорт, нет паломничества в
музеи, выставочные залы.
5. Удаленность от основных западноевропейских столиц не поз-
воляет широко использовать автобусные маршруты. Поездки в Россию
связаны с авиационным транспортом, что резко увеличивает их стои-
мость.
6. Слабое проявление туристских потоков, экономическое значе-
ние которых было трудно прогнозировать. Следует вывод о неудовлет-
ворительном использовании государственными органами своей управля-
ющей функции, определяющей политику города в сфере туризма, роли
регулятора и организатора туристского развития.
На конъюнктуру внутреннего туристского рынка повлияли в ос-
новном следующие факторы:
1. Слишком большая доля транспортной составляющей в общей
стоимости тура, делающая неконкурентоспособным предложение на
внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками;
2. Недостаточное использование системы скидок на транспорт и
размещение ориентируют внимание отечественных туроператоров на
иностранные рынки;
3. Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рын-
ке, достигшей международного уровня при более низком качестве обс-
луживания, что также стимулирует переориентацию спроса на зарубеж-
ные поездки;
4. Уменьшение общей подвижности населения; более чем в 2 раза
увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родствен-
ников и знакомых; до 60 % населения проводит отпуск дома;
5. Разрушение системы руководства отраслью, что привело к ее
распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объ-
ектов, ликвидации региональных маршрутов;
6. Недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных
работать в новых экономических условиях.
Отличие столичного туристского предложения от аналогов, с из-
бытком предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Москве имеет-
ся уникальная возможность сочетать различные виды туризма.
Представляя центр деловой, финансовой, политической, научной,
духовной и культурной жизни России, Москва получает уникальные
возможности развивать наиболее перспективные виды туризма во всех
имеющихся формах. Существующие возможности по развитию различных
видов туризма позволяют существенно разнообразить предложение и
повышают конкурентоспособность туристского продукта Москвы.
Спектр туристского предложения столицы достаточно широк и мо-
жет базироваться, прежде всего, на сохранившихся фрагментах исто-
рикоархитектурной среды города, памятниках архитектуры, инженерно-
го искусства, истории, археологии и культуры.
Природные возможности близлежащих областей, где имеются объек-
ты, принадлежащие московским предприятиям и учреждениям, позволяют
расширять традиционное предложение за счет организации кратковре-
менных выездов из столицы на природу.
Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое по-
ложение Москвы, связанной с другими историко-культурными памятни-
ками и городами прямым водным, автомобильным и железнодорожным со-
общением. Для правильного определения основных направлений и масш-
табов развития туризма в Москве целесообразно проанализировать об-
щие тенденции развития туризма в исторических городах (предлагаю-
щих аналогичный продукт), основываясь, в том числе, на зарубежный
опыт.
С точки зрения организации туристских путешествий в Москве
преломляются две противоположные тенденции:
1. во внутреннем туризме (российских граждан в Москву) будет
проявляться тенденция, характерная и для большинства других стран
мира, - развитие индивидуального туризма, путешествия семьями или
в иных небольших группах. Определяющим при этом является заранее
обусловленная возможность свободы выбора маршрута и изменений его
программы, что при малом числе туристов достаточно легко осущест-
вимо. Следует активно пользоваться механизмом скидок на групповые
маршруты на транспорте, предприятиях размещения и питания для сти-
мулирования групповых туров во внутреннем туризме.
2. во въездном туризме доля групповых туристов выше, чем сре-
ди внутренних посетителей. Это, отчасти, обусловлено распростране-
нием негативной информации о России в средствах массовой информа-
ции Запада, поэтому туристы чувствуют себя в большой группе сооте-
чественников более уверенно, чем в малом коллективе. Определенную
роль играет и ценовой фактор, поскольку действуют групповые скид-
ки.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главная стратегическая цель Программы заключается в формиро-
вании в Москве конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли
в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики,
обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российс-
ких, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в ту-
ристскорекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в со-
циальноэкономическое развитие региона за счет увеличения доходной
части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабо-
чих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального
использования культурноисторического и природного наследия.
Разработка Программы исходит из модели устойчивого туризма.
Устойчивым туризмом называется модель экономического развития в
следующих целях:
1. Увеличение доходов от туризма, совершенствование системы
налогообложения. Городской бюджет должен формироваться в значи-
тельной степени за счет поступлений от туристской деятельности в
Москве: на 10% к 2010 году.
2. Повышение качества жизни местного населения, благосостоя-
ния москвичей. Использование социальной роли туризма (отдых росси-
ян, развитие социальных контактов, связей между людьми).
3. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест.
4. Обеспечение комфортных условий пребывания туристов.
5. Рост национального достоинства, как следствие гостеприимс-
тва и обращения к культурно-историческому наследию.
В качестве основных задач программы выступают:
1. Определение основных направлений деятельности Правительст-
ва Москвы по управлению туристскими ресурсами и туристской индуст-
рией.
2. Формирование нормативно-правовой базы туристской отрасли.
3. Развитие предпринимательства в сфере туризма, и, прежде
всего, малого и среднего предпринимательства.
4. Стимулирование развития материальной базы туристкой отрас-
ли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для ре-
конструкции действующих и создания новых туристских объектов и
средств размещения.
5. Развитие инфраструктуры туризма, необходимое для повыше-
ния конкурентоспособности Москвы на международном и внутреннем ту-
ристских рынках, что, в свою очередь, скажется на развитии соци-
альной инфраструктуры города.
6. Создание условий для развития туристских зон на террито-
рии Москвы и в соседних регионах России на основе соглашений в об-
ласти туризма. Новое строительство и реконструкция действующих ту-
ристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, ар-
хитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение
в порядок исторических мест в городе, часто посещаемых туристами.
7. Развитие событийного туризма, опирающегося на привлечение
массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в
жизни города. Формирование программы событийного туризма (конгрес-
сы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка
ключевых, "знаковых" событий года и своевременное информирование о
них.
8. Возрождение в Москве социального туризма, подъем внутрен-
него туризма в городе и на этой основе - подъем жизненного уровня
населения, гармонизация социальной и общественной жизни, возрожде-
ние интереса к родной стране, решение вопросов сохранения истори-
ко-культурного наследия и защита окружающей среды.
9. Превращение столицы в современный международный центр де-
ловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и из
других регионов России, поскольку бизнес-туристы представляют наи-
более платежеспособную категорию туристов, а деловой туризм наибо-
лее подходит для условий современного города.
10. Проведение активной рекламно-информационной деятельнос-
ти, направленной на формирование имиджа Москвы как крупнейшего
центра туризма в мире и продвижение его на российский и междуна-
родный туристские рынки.
Программа рассчитана на период до 2010 года и включает в себя
краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия.
Первый этап: 2000-2001 гг. - разработка технико-экономических
обоснований крупных проектов и реализация первоочередных задач.
Второй этап: 2001-2005 гг. - реализация среднесрочных проектов и
программ.
Третий этап: 2005-2010 гг. - реализация долгосрочных проектов и
ежегодных программ.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система программных мероприятий включает разделы, разработка
которых позволит получить инструмент, позволяющий Москве сформиро-
вать новый туристский продукт, отвечающий потребностям и возмож-
ностям города, а также основным тенденциям развития туризма. Сис-
тема программных мероприятий разбита на несколько разделов, объ-
единяющих схожие по своей направленности мероприятия.
1. Продвижение образа Москвы как города, благоприятного для
туризма. Рекламно-информационная деятельность. Создание комфортной
информационной среды для туристов.
2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма.
3. Разработка московского туристского продукта.
4. Создание условий для развития туризма. Государственная
поддержка туризма в Москве. Совершенствование структуры управления
и развития туризма.
5. Подготовка кадров.
6. Научное обеспечение туристской деятельности.
Раздел I. Образ Москвы как города, благоприятного для туризма.
Рекламно-информационная деятельность.
Создание комфортной информационной среды для туристов.
1. Создание двух имиджевых стратегий Москвы как туристского
места:
1.1. Стратегии для внешнего рынка (места, открытого всему ми-
ру, безопасного, с развитой инфраструктурой и богатейшим культур-
ноисторическим наследием);
1.2. Стратегии для внутреннего российского рынка (места, дос-
тупного для желанных гостей из различных российских регионов, ин-
тересного и разнообразного для различных социальных групп турис-
тов).
2. Консолидация рекламно-информационной работы различных
участников туррынка в руках независимой от влияния отдельных ком-
паний городской структуре - Туристском информационном центре
(ТИЦ), - в целях оказания информационно-справочных, туристских и
деловых услуг приезжающим туристам, а также для ведения рекламной
и маркетинговой деятельности. Строительство ТИЦ общей площадью 3
тыс. кв. м. Создание сети унифицированных информационных бюро ТИЦ
общей площадью 0,6 тыс. кв. м.
2.1. Информационно-справочная деятельность.
2.1.1. Информационный блок. Создание и регулярное обновление
информационных баз данных для туристов.
- База данных "Путеводитель". Обзорная информация о Москве
(история города, статистика, достопримечательности, культурная
программа, развлечения, шопинг, праздники, события, специальные
мероприятия, карта Москвы, виртуальные камеры прямой трансляции на
разных объектах турпоказа).
- База данных "Планирование и бронирование". Информация об
организации поездки и пребывания в Москве. Возможность ознакомить-
ся с российскими агентствами, вариантами перелета, размещения в
гостиницах, получить консультацию, разместить заказ, заброниро-
вать, арендовать и т.д. Этим задачам соответствуют: "Белый список"
турагентств; система бронирования; формирование заказа для тура-
гентства. Особое место занимает "Система планирования поездки",
когда турист вводит определенную информацию о себе, а система об-
рабатывает эти данные и выдает оптимальные варианты поездки с уче-
том особенностей клиента.
- База данных "Дневник московской жизни". Сбор, обработка и
классификация всей информации о том, что происходит в городе: ка-
кие события, где, когда, и т.д. Репертуары театров, программы ноч-
ных клубов, где развлечься, чем заняться, экскурсии и т.д. Предос-
тавление актуальной и достоверной информации о работе объектов ту-
ристской индустрии Москвы, туристских ресурсах, туристских продук-
тах, событиях в культурной и общественной жизни Москвы.
2.1.2. Служба справок и консультаций. Перечень услуг:
- Предоставление справок по телефону на трех языках.
- Личные консультации (face-to-face).
- Прием заказов на бронирование услуг, с последующим получе-
нием заказчиком ваучера на заказанную услугу.
- Переадресация звонков в адрес поставщиков услуг.
- Круглосуточное предоставление справок с помощью системы ин-
терактивного голосового ответа в голосовом режиме и в режиме "
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 602-ПП |
Дата:
|
2000-08-08 |
Позиционируется в разделах:
|
Общественные связи >> Внешние связи |
|