Документы правительства Москвы >> >> Общественные связи >> Проведение выборов
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
10 июня 2003 г. N 984-РП
Об обращении с запросом в
Конституционный Суд Российской Федерации
В связи с обнаружившейся неопределенностью о соответствии
Конституции Российской Федерации абзаца 9 статьи 2 и пунктов 3, 5
статьи 29 Федерального Закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоя-
тельности (банкротстве)" в части лишения субъекта Российской Фе-
дерации возможности осуществлять свое право требования по обяза-
тельным платежам, подлежащим внесению в бюджет города Москвы, че-
рез свои уполномоченные органы в рамках процесса о банкротстве:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
запросом о соответствии Конституции Российской Федерации абзаца 9
статьи 2, пунктов 3,5 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002
N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части лишения ор-
ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга-
нов местного самоуправления,уполномоченных представлять в деле о
банкротстве и в процедурах банкротства прав кредиторов с требова-
нием об уплате обязательных платежей (приложение).
2. Поручить министру Правительства Москвы Пантелееву Е.А. в
течение одного месяца внести предложение о представителе Прави-
тельства Москвы при рассмотрении запроса в Конституционном Суде
Российской Федерации, подготовить необходимые материалы, напра-
вить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на министра Правительства Москвы Пантелеева Е.А.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к распоряжению
Правительства Москвы
от 10 июня 2003 г. N 984-РП
ЗАПРОС
о соответствии Конституции Российской Федерации абза-
ца 9 статьи 2, пунктов 3, 5 статьи 29 Федерального
Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ " О несостоятельности
(банкротстве)" в части лишения органов исполнитель-
ной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, уполномоченных представлять
в деле о банкротстве и в процедурах банкротства прав
кредиторов с требованием об уплате обязательных пла-
тежей
Абзацем 9 статьи 2 Федерального Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" (далее - закон о банкротстве)
установлено, что:
а) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные
Правительством Российской Федерации, вправе представлять в деле о
банкротстве и в процедурах банкротства:
- требования об уплате обязательных платежей;
- требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции, органы местного самоуправления уполномочены представлять в
деле о банкротстве и в процедурах банкротства:
- требования только по денежным обязательствам соответственно
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Пунктом 3 статьи 29 указанного Федерального Закона установле-
но, что федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в
соответствии со статьей 2 настоящего Федерального Закона к упол-
номоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в
деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об упла-
те обязательных платежей и требования Российской Федерации по де-
нежным обязательствам.
Таким образом, Закон о банкротстве устанавливает право феде-
ральных органов исполнительной власти представлять в арбитражных
судах в деле о банкротстве и в процедурах банкротства как требо-
вание Российской Федерации об уплате обязательных платежей, так и
требование Российской Федерации по денежным обязательствам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления в аналогичных процедурах обладают
ограниченными правами кредиторов, выражающимися в их полномочиях
представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства лишь
требования по денежным обязательствам. Право требования по обяза-
тельным платежам им не предоставлено.
В соответствии с пунктом 5 статьи 29 Федерального Закона "О
несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федера-
ции определяет порядок учета мнений органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
при определении позиции федеральных органов исполнительной власти
как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур банкротс-
тва.
Указанные нормы противоречат Конституции Российской Федера-
ции, в частности, части 2 статьи 8, статьям 46, 73, частям 4, 6
статьи 76 по следующим основаниям:
В отношении требований по обязательным платежам Российской
Федерации функции уполномоченного органа в деле о банкротстве
осуществляет Федеральная служба России по финансовому оздоровле-
нию и банкротству, действующая на основании постановления Прави-
тельства Российской Федерации от 14.02.2003 N 100 "Об уполномо-
ченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и
регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми
организациями арбитражных управляющих". Таким образом, на феде-
ральном уровне в отношении федеральных налогов уполномоченный
Правительством Российской Федерации федеральный орган исполни-
тельный власти реализует защиту прав Российской Федерации как
собственника причитающихся ему обязательных платежей путем подачи
заявлений в суд, направленных на возбуждение дел о несостоятель-
ности (банкротстве) предприятий или предъявления соответствующих
требований в случаях возбуждения дел иными кредиторами.
Субъект Российской Федерации, напротив, такого права лишает-
ся, хотя частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации зак-
реплена равная защита всех форм собственности. Таким образом, га-
рантированное Конституцией Российской Федерации равенство защиты
прав собственности нарушается при законодательно предусмотренной
невозможности субъекта Российской Федерации осуществлять свое
право требования по обязательным платежам в региональный бюджет
через свои уполномоченные органы в рамках процедуры банкротства.
Наделение кредиторскими полномочиями по бюджетам субъектов
Российской Федерации федерального органа исполнительной власти
является вмешательством в компетенцию субъекта Российской Федера-
ции, поскольку данный вопрос должен решаться через собственное
правовое регулирование субъекта Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с абзацем 9 статьи 2 Федерального
Закона "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченными орга-
нами по обязательным платежам (причем по смыслу нормы - по всем
обязательным платежам: как федеральным,так региональным и мест-
ным) признаются только федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в
деле о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате
обязательных платежей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
согласно этой норме наделены правом представлять в деле о банк-
ротстве и в процедурах банкротства требования только по денежным
обязательствам.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено разграничение
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти ее
субъектов. Согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Фе-
дерации субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собс-
твенное правовое регулирование, включая принятие законов и иных
нормативных актов, вне пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации. Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации
вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации об-
ладают всей полнотой государственной власти.
В части налоговых поступлений в исключительном ведении Рос-
сийской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные нало-
ги и сборы (пункт "з" статьи 71 Конституции Российской Федера-
ции), а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации - установление общих принципов налогообложе-
ния и сборов в Российской Федерации (пункт "и" статьи 72 Консти-
туции Российской Федерации).
Статьи 71, 72 Конституции Российской Федерации не относят
средства бюджета субъекта Российской Федерации, налоги, составля-
ющие источники пополнения бюджетов, ни к ведению Российской феде-
рации, ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Таким образом, вопросы формирования бюджета субъекта Российс-
кой Федерации, источники его доходов являются предметом ведения,
находящимся вне пределов ведения, предусмотренных статьями 71, 72
Конституции Российской Федерации, то есть относятся к исключи-
тельному ведению субъекта Российской Федерации.
Это находит подтверждение и в статье 5 Федерального закона
"Об общих принципах организации законодательных (представитель-
ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" согласно подпункту "д" пункта 2 вышеука-
занной статьи, законом субъекта Российской Федерации устанавлива-
ются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным
законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок
их взимания.
Согласно части 2 пункта 4 статьи 214 "Право государственной
собственности" средства соответствующего бюджета и иное государс-
твенное имущество составляют государственную казну Российской Фе-
дерации, республики в составе Российской Федерации, казну края,
области, города федерального значения, автономной области, авто-
номного округа.
Таким образом, обязательные платежи, то есть налоги и сборы,
поступающие в бюджет субъекта Российской Федерации, являются его
собственностью и относятся к ведению субъекта Российской Федера-
ции.
Указанные положения Федерального Закона "О несостоятельности
(банкротстве)" нарушают право субъектов Российской Федерации на
получение части своей собственности, отчуждаемой в виде обяза-
тельного платежа с организаций и физических лиц и направляемого
на их финансовое обеспечение.
Тем самым нарушается часть вторая статьи 8 Конституции Рос-
сийской Федерации, согласно которой в Российской Федерации приз-
наются и защищаются равным образом частная, государственная, му-
ниципальная и иные формы собственности. По смыслу данной нормы
равной защите подлежат и обе разновидности государственной формы
собственности: как федеральная, так и собственность субъектов
Российской Федерации. Согласно правовой позиции, сформулированной
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от
17.12.96 N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и
3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федераль-
ных органах налоговой полиции" (пункт 3 мотивировочной части),
обязательные платежи являются имуществом, безусловно подлежащем
передаче казне, то есть в силу публично - правовых отношений из-
начально являются собственностью, причитающейся Российской Феде-
рации или ее субъекту.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской
Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в от-
ношении принадлежащего ему имущества любые действия.
Норма, закрепленная в части 2 статьи 8 Конституции Российс-
кой Федерации, может реализоваться различными процедурами, в том
числе и судебными. Согласно статье 46 Конституции Российской Фе-
дерации каждому гарантируется защита его прав и свобод.
В части самостоятельного и непосредственного представления в
деле о банкротстве и в процедурах банкротства требований по обя-
зательным платежам в соответствующий бюджет, субъект Российской
Федерации лишается права обращения за судебной защитой. Таковыми
полномочиями в ущерб правам субъектов Российской Федерации наде-
ляется исключительно федеральный орган исполнительной власти. Не-
посредственное представление субъектом Российской Федерации соот-
ветствующих требований необходимо также с тем, что данными дейс-
твиями приобретаются права участника дела о банкротстве, а следо-
вательно и возможность обжалования принимаемых по конкретному де-
лу судебных актов при осуществлении программ и действий, связан-
ных или влияющих на комплексное социально-экономическое развитие
субъекта Российской Федерации.
Таким образом, создается ситуация, когда, осуществляя собс-
твенное, предусмотренное частью 4 статьи 76, статьей 73 Конститу-
ции Российской Федерации правовое регулирование, субъект Рос-
сийской Федерации фактически не имеет права требовать в судебном
порядке защиты конституционно установленных норм, закрепляющих
право собственности субъектов Российской Федерации в виде полу-
ченных доходов от вносимых в качестве налогов и сборов обязатель-
ных платежей в их бюджеты.
На основании пункта 2 статьи 125 Конституции Российской Фе-
дерации просим Конституционный Суд:
Рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Российской Фе-
дерации абзаца 9 статьи 2, пунктов 3, 5 статьи 29 Федерального
Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
в части лишения органов исполнительной власти субъектов Российс-
кой Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных
представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства прав
кредиторов с требованием об уплате обязательных платежей.
Приложение:
1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ " О несостоя-
тельности (банкротстве)".
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации законо-
дательных (представительных) и исполнительных органов госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации".
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 17.12.96 N 20-П по делу о проверке конституционности пун-
ктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федера-
ции "О федеральных органах налоговой полиции."
5. Копия доверенности.
6. Копия удостоверения адвоката или копия диплома кандидата,
доктора юридических наук.
7. Квитанция об уплате государственной пошлины.
Верно:
Заголовок:
|
Распоряжение ПравительстваN 984-РП |
Дата:
|
2003-06-10 |
Позиционируется в разделах:
|
Общественные связи >> Проведение выборов |
|