Документы правительства Москвы >> >> Общественные связи >> Проведение выборов
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
1 апреля 1997 г. N 249-ПП
О проектах законов города Москвы "О
местном референдуме в городе Москве", "О
консультативном опросе граждан в районе
города Москвы", "О собраниях и
конференциях граждан по месту их
проживания в городе Москве"
Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проекты законов города Москвы "О местном референдуме
в городе Москве", "О консультативном опросе граждан в районе города
Москвы", "О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в
городе Москве" (приложения 1, 2, 3).
2. Внести указанные законопроекты в Московскую городскую Думу на
рассмотрение.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Премьера Правительства Москвы А.В.Петрова.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 1 апреля 1997 г. N 249-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О местном референдуме в городе Москве
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные принципы местного референдум
Местный референдум в городе Москве (далее референдум) - го-
лосование граждан, проживающих в одном из районов города Москвы
по вопросам, входящим в компетенцию органов власти района города
Москвы. Референдум наряду со свободными выборами является формой
прямого волеизъявления жителей района при решении вопросов мест-
ного значения.
Референдум проводится на всей территории района на основе
всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосова-
нии. Каждый участник референдума обладает одним голосом.
Житель района при проведении референдума голосует на участке
по проведению референдума в соответствии с местом своего прожива-
ния. Иной порядок устанавливается только в соответствии с настоя-
щим Законом. Участие в референдуме является свободным, контроль
за волеизъявлением жителя не допускается. В ходе референдума ник-
то не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений
или отказу от них.
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума,
рассматриваются комиссиями по проведению референдума, органами
власти города и района открыто и гласно.
Статья 2. Законодательство о референдуме
Референдум проводится в соответствии с Конституцией Российс-
кой Федерации, Федеральным Законом "Об общих принципах организа-
ции местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом го-
рода Москвы, законом города Москвы "О районной Управе в городе
Москве" и настоящим Законом.
Статья 3. Право на участие в референдуме
В референдуме имеет право участвовать гражданин Российской
Федерации, имеющий место жительства в районе города Москвы, заре-
гистрированный в данном районе в соответствии с установленными
правилами регистрации и достигший 18 лет на день проведения рефе-
рендума.
Не имеет права участвовать в референдуме житель района,
признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах
лишения свободы по приговору суда.
Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум
На референдум могут выноситься вопросы местного значения,
отнесенные законами города к ведению органов власти района города
Москвы.
На референдум не могут выноситься вопросы:
- о владении, пользовании и распоряжении собственностью ра-
йона, включая землю;
- о формировании, утверждении и исполнении местного бюджета
(бюджета района, сметы доходов и расходов финансовых ресурсов ра-
йона);
- об установлении местных налогов и сборов, за исключением
вопросов, предусматривающих разовое добровольное внесения жителя-
ми средств для решения местных задач.
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здо-
ровья и безопасности населения;
- о срочных мерах по обеспечению общественного порядка.
На референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесенные
Конституцией и законодательством Российской Федерации и города
Москвы к компетенции органов власти города Москвы, а также вопро-
сы, касающиеся единства городского хозяйства.
Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы
четко и ясно, и не допускать возможность разного толкования.
5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума
Референдум не проводится в условиях военного и чрезвычайного
положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а
также в Москве, и в течение трех месяцев после отмены военного
или чрезвычайного положения.
Референдум не проводится в других случаях, предусмотренных
федеральным законодательством.
Повторный референдум не проводится в течение года после
опубликования (обнародования) результатов голосования на референ-
думе с такой же по содержанию и смыслу формулировкой вопроса.
Статья 6. Совместный референдум
Возможно одновременное проведение референдума по одному и
тому же вопросу в двух и нескольких районах города Москвы. Поря-
док проведения такого референдума определяется настоящим Законом.
Вопросы, вынесенные на совместный референдум, должны соответство-
вать статье 4 настоящего Закона.
Глава II. Назначение референдума
Статья 7. Инициатива проведения референдума
Право на инициативу проведения референдума принадлежит:
- не менее чем 10 процентам от числа жителей района, имеющих
право на участие в референдуме;
- районному Собранию;
- префекту административного округа.
Статья 8. Порядок реализации инициативы жителей по
проведению референдума
Каждый житель или группа жителей района, имеющих право на
участие в референдуме в соответствии со статьей 3 настоящего За-
кона, а равно районное общественное объединение или районное от-
деление общероссийского, межрегионального, регионального (городс-
кого) общественного объединения, устав которого предусматривает
участие в выборах органов власти и зарегистрирован соответственно
Управлением юстиции города Москвы или Министерством юстиции Рос-
сийской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с
инициативой о проведении референдума, могут образовать инициатив-
ную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в
поддержку проведения референдума.
Инициативная группа обращается в территориальную комиссию по
проведению референдума с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициатив-
ной группой для вынесения на референдум;
2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жи-
тельства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов
членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действо-
вать от имени инициативно группы;
3) название и копия устава общественного объединения, от
имени которого действует инициативная группа.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициа-
тивной группы, на котором было принято решение об инициативе про-
ведения референдума.
Территориальная комиссия по проведению референдума, устано-
вив соответствие ходатайства инициативной группы требованиям нас-
тоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства
принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей
регистрационное свидетельство.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается
мотивированное решение территориальной комиссии по проведению ре-
ферендума. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в уста-
новленном порядке в месячный срок со дня получения соответствую-
щего решения территориальной комиссии по проведению референдума.
Число подписей жителей, необходимых в поддержку проведения
референдума, устанавливает районное Собрание в соответствии со
статьей 7 настоящего Закона.
Статья 9. Порядок сбора подписей
С момента получения регистрационного свидетельства инициа-
тивная группа вправе собирать подписи в поддержку инициативы о
проведении референдума. Регистрационное свидетельство, выданное
инициативной группе территориальной комиссией по проведению рефе-
рендума, действительно в течении шести недель. Инициативная груп-
па вправе создавать группы содействия для сбора подписей в под-
держку инициативы о проведении референдума. Расходы по сбору под-
писей и изготовлению подписных листов несет инициативная группа.
Подписные листы изготавливаются инициативной группой по фор-
ме, установленной настоящим Законом (приложение), и заверяются
территориальной комиссией по проведению референдума.
Каждый подписной лист после его заполнения должен быть заве-
рен подписями лица, собиравшего подписи жителей, и одного из
уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения,
фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства,
серии и номера паспорта или документа, его заменяющего, каждого
из этих лиц.
Подписи в поддержку референдума собираются только у жителей
района, где предполагается поведение референдума.
Если по истечении срока действия регистрационного свидетель-
ства не было собрано необходимого количества подписей жителей,
дальнейший сбор подписей прекращается. С предложением о проведе-
нии референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ра-
нее, чем по истечении одного года.
После окончания сбора подписей инициативная группа подсчиты-
вает количество собранных подписей жителей района и составляет
итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициа-
тивной группы, дата окончания сбора подписей, количество собран-
ных подписей. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные,
и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются в
территориальную комиссию по проведению референдума, которая про-
веряет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подпи-
сей, принимает по результатам проверки решение о регистрации ини-
циативы жителей района о проведении референдума, копию которого
направляет инициативной группе.
В случае, если территориальная комиссия по проведению рефе-
рендума обнаружит нарушения, связанные с оформлением подписных
листов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок
действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не
более чем на две недели.
В случае, если территориальная комиссия по проведению рефе-
рендума в результате проверки установит, что число действительных
подписей не отвечает требованиям статьи 7 настоящего Закона, то
она выносит решение об отказе в регистрации инициативы жителей о
проведении референдума. Копия решения в недельный срок направля-
ется инициативной группе. В этом случае данная инициативная груп-
па не может выступать повторно с предложением о проведении рефе-
рендума в течении одного года.
Решение о регистрации инициативы жителей о проведении рефе-
рендума территориальная комиссия по проведению референдума нап-
равляет в двухнедельный срок со дня поступления подписных листов
в районное Собрание.
Статья 10. Назначение референдума
Право назначения референдума принадлежит районному Собранию.
Районное Собрание принимает решение о назначении референдума
не позднее одного месяца со дня поступления к нему решения терри-
ториальной комиссии по проведению референдума о регистрации ини-
циативы жителей района или обращения префекта административного
округа о проведении референдума. Районное собрание принимает ре-
шение об отказе от назначения референдума, если вопрос, предло-
женный инициативной группой или префектом административного окру-
га, противоречит требованиям статьи 4 настоящего Закона. При не-
согласии назначить референдум районное Собрание направляет иници-
ативной группе или префекту административного округа мотивирован-
ный отказ. Отказ в назначении референдума может быть обжалован в
суд в течение месяца после его получения.
Решение районного Собрания о назначении референдума, проти-
воречащее законодательству, может быть опротестовано Мэром Москвы
и отменено Московской городской Думой.
Голосование на референдуме назначается на любой выходной
день в период от полутора до двух месяцев со дня принятия район-
ным Собранием решения о назначении референдума.
В случае, если районное собрание не назначит проведение ре-
ферендума и не направит инициативной группе или префекту адми-
нистративного округа мотивированный отказ в установленный настоя-
щей статьей срок, референдум назначает и устанавливает дату его
проведения глава Управы.
После назначения референдума другие инициативы о проведении
референдума до опубликования результатов назначенного референдума
не рассматриваются.
ГЛАВА III. Комиссии по проведению референдума
Статья 11. Комиссии по проведению референдума
Организацию и проведение референдума осуществляют:
1) территориальная комиссия по проведению референдума;
2) участковые комиссии по проведению референдума.
Статья 12. Порядок формирования и полномочия территориальной
комиссии по проведению референдума
Территориальная комиссия по проведению референдума образует-
ся районным Собранием одновременно с принятием решения о назначе-
нии референдума не позднее чем за 60 дней до дня референдума в
количестве 5-11 членов по представлению главы районной Управы на
основе предложений общественных объединений, собраний граждан по
месту жительства, а также органов территориального общественного
самоуправления.
Районное Собрание может возложить полномочия территориальной
комиссии по проведению референдума на территориальную избиратель-
ную комиссию.
Территориальная комиссия по проведению референдума:
1) обеспечивает соблюдение настоящего Закона на территории
района;
2) образует участковые комиссии по проведению референдума
организует и контролирует их деятельность; информирует население
об их адресах и номерах телефонов; рассматривает заявления и жа-
лобы на решения и действия (или бездействия) этих комиссий;
3) распоряжается денежными средствами, выделенными на подго-
товку и проведение референдума, распределяет их между участковыми
комиссиями по проведению референдума и обеспечивает контроль за
их целевым использованием;
4) контролирует обеспечение участковых комиссий по проведе-
нию референдума помещениями, транспортом и связью;
5) заслушивает сообщения должностных лиц администрации райо-
на, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопро-
сам материально-технической подготовки и проведения референдума;
6) контролирует своевременность и правильность составления
списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и пре-
доставлении этих списков для ознакомления граждан;
7) содействует в проведении мероприятий, направленных на
разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум, конт-
ролирует соблюдение на территории района правил размещения агита-
ционных материалов;
8) устанавливает формы бюллетеней референдума, списков граж-
дан, имеющих право на участие в референдуме, других документов
референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссии по
проведению референдума, порядок хранения документации референду-
ма;
9) утверждает текст бюллетеня для голосования на референду-
ме; обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снаб-
жение ими участковых комиссий по проведению референдума;
10) устанавливает единую нумерацию участков референдума на
территории района;
11) организует досрочное голосование в помещении территори-
альной комиссии по проведению референдума:
12) устанавливает результаты голосования на референдуме;
13) публикует (обнародует) результаты референдума в местных
средствах массовой информации;
14) Осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Полномочия территориальной комиссии по проведению референду-
ма прекращаются на десятый день после официального опубликования
(обнародования) результатов референдума.
Статья 13. Порядок формирования и полномочия
участковой комиссии по проведению референдума
Участковые комиссии по проведению референдума образуются в
составе 5-19 членов не позднее, чем за 25 дней до дня проведения
референдума территориальной комиссией по представлению главы ра-
йонной Управы на основе предложений общественных объединений,
собраний граждан по месту жительства, органов территориального
общественного самоуправления.
Участковая комиссия по проведению референдума:
1) составляет список граждан, имеющих право на участие в ре-
ферендуме, на территории участка референдума;
2) проводит ознакомление со списком граждан, имеющих на тер-
ритории участка право на участие в референдуме, рассматривает за-
явления и жалобы о неточностях в этом списке и решает вопросы о
внесении в него соответствующих изменений;
3) оповещает население о дне и месте проведения голосования,
местонахождении и номере телефона участковой комиссии, времени ее
работы;
4) обеспечивает подготовку помещения для проведения голосо-
вания и его надлежащее оборудование;
5) контролирует соблюдение правил размещения агитационных
материалов на территории участка референдума;
6) организует голосование на участке референдума в день про-
ведения референдума, а также досрочное голосование за один день
до референдума;
7) производит подсчет голосов и определяет результаты голо-
сования по участку референдума, составляет протокол и передает
его в территориальную комиссию по проведению референдума;
8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и
проведения референдума и принимает по ним мотивированные решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Полномочия участковой комиссии прекращаются сразу же после
опубликования результатов референдума.
Статья 14. Организация работы комиссий по проведению
референдума
Территориальная и участковые комиссии по проведению референ-
дума проводят первые заседания не позднее двух дней с момента их
формирования. Председатель, заместитель председателя и секретарь
комиссии по проведению референдума избираются тайным голосованием
на первом заседании комиссии из числа ее членов. Если председа-
тель, заместителя председателя или секретарь комиссии не будут
избраны, то они назначаются в пятидневный срок органом, образо-
вавшим комиссию.
Заседания комиссий по проведению референдума являются право-
мочными, если в них принимает участие большинство членов соот-
ветствующей комиссии с правом решающего голоса.
Решения об избрании председателя, заместителя председателя и
секретаря комиссии по проведению референдума, по вопросам финан-
сового обеспечения подготовки и проведения референдума, об уста-
новлении результатов голосования принимается большинством голосов
от общего числа членов соответствующей комиссии с правом решающе-
го голоса. Решения по иным вопросам принимаются простым большинс-
твом голосов от числа присутствующих членов соответствующей ко-
миссии с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются
председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии, несогласные
с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письмен-
ном виде прилагается к протоколу заседания комиссии.
При принятии решений комиссиями по проведению референдума,
имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом
решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против",
голос председателя комиссии является решающим.
Решения комиссии по проведению референдума, принятые в пре-
делах ее полномочий, обязательны для исполнения администрацией
района, предприятиями, учреждениями и организациями, общественны-
ми объединениями, должностными лицами.
Администрация района, предприятия, учреждения и организации,
общественные объединения, средства массовой информации, должност-
ные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референду-
ма в осуществлении ими своих полномочий, в частности предостав-
лять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства
связи, техническое оборудование, сведения и материалы, по обраще-
ниям комиссий по проведению референдума рассматривать поставлен-
ный вопрос и давать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный
срок со дня поступления обращений.
Инициативная группа или префект административного округа,
если он выступил с инициативой о проведении референдума, вправе
назначить по одному члену в территориальную и участковые комиссии
с правом совещательного голоса.
Члены комиссии по проведению референдума:
1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;
2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложе-
ния по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии,
и требовать проведения по ним голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии воп-
росы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по
существу;
4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами ко-
миссий и получать заверенные копии этих документов, кроме копий
списков граждан по участку (участкам) референдума, имеющих право
на участие в референдуме.
Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе при-
сутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об ито-
гах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
При принятии решения комиссией члены комиссии с правом сове-
щательного голоса в голосовании не участвуют.
По решению комиссии один из ее членов с правом решающего го-
лоса может работать в комиссии с отрывом от основной работы в те-
чении срока, не превышающего 20 дней. Оплата его труда произво-
дится в пределах средств, выделенных на содержание комиссий по
проведению референдума.
В течение срока своих полномочий член комиссии с правом ре-
шающего голоса не может быть по инициативе администрации (работо-
дателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую
работу.
Глава IV. Общественный контроль за проведением референдума
Статья 15. Гласность в деятельности комиссий
Деятельность комиссий по проведению референдума осуществля-
ется гласно и открыто.
На заседаниях комиссий вправе присутствовать представители
главы районной Управы, районного Собрания, инициативной группы,
общественных объединений, органов территориального общественного
самоуправления, средств массовой информации.
При рассмотрении жалоб на заседание комиссии приглашаются
представители заинтересованных сторон.
Статья 16. Наблюдатели
В день проведения референдума, с момента начала работы
участковой комиссии и до подписания ее членами протокола об ито-
гах голосования, на участке вправе присутствовать наблюдатели,
направленные инициативной группой, общественными объединениями,
органами территориального общественного самоуправления.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной
форме инициативной группой, общественным объединением, органом
территориального общественного самоуправления, интересы которых
он представляет, с указанием фамилии, имени, отчества, места жи-
тельства, а также номера участка, на который он направляется.
Данный документ действителен только при предъявлении паспорта,
либо удостоверения личности, его заменяющего.
Статья 17. Права и ответственность наблюдателей
Наблюдатели имеют право:
- присутствовать при всех действиях, осуществляемых участко-
вой комиссией в день референдума;
- присутствовать при голосовании граждан вне помещения для
голосования;
- присутствовать при подсчете голосов в условиях, обеспечи-
вающих видимость действий членов участковой комиссии;
- обращаться в участковую и территориальную комиссии с пред-
ложениями и замечаниями, а также с устными и письменными заявле-
ниями обо всех замеченных нарушениях настоящего Закона.
Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению
референдума не допускается. Решением участковой комиссии по про-
ведению референдума наблюдатели, нарушающие порядок работы комис-
сии, тайну голосования и пытающиеся повлиять на волеизъявление
граждан, участвующих в референдуме, удаляются из помещения для
голосования.
Решение об удалении наблюдателя может быть обжаловано им или
делегировавшим его органом в территориальную комиссию по проведе-
нию референдума.
Статья 18. Обжалование решений и действий комиссий
Решения и действия (или бездействие) территориальной и
участковых комиссий, нарушающие права граждан, могут быть обжало-
ваны в суд. Предварительное обращение в территориальную комиссию
с жалобами на действия участковой комиссии не является обязатель-
ным условием для обращения в суд.
Решения комиссий по жалобам, поступившим в период подготовки
к проведению референдума, принимаются в пятидневный срок и в
меньший срок, с момента поступления жалобы в комиссию, если до
дня референдума осталось менее пяти дней, а в день референдума -
немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют
дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее
чем в десятидневный срок.
Территориальная комиссия вправе принять самостоятельное ре-
шение по существу жалобы, отменив при этом решение участковой ко-
миссии.
Глава V. Порядок подготовки референдума
Статья 19. Участки референдума
Участки референдума образуются главой районной Управы по
согласованию с территориальной комиссией по проведению референду-
ма не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума.
Участки образуются с учетом местных условий с целью создания мак-
симальных удобств для граждан, имеющих право на участие в рефе-
рендуме, из расчета не более трех тысяч граждан на каждом участке
референдума в пределах границ района.
Списки участков референдума с указанием их границ, мест на-
хождения участковых комиссий по проведению референдума и помеще-
ний для голосования публикуются территориальной комиссией в
средствах массовой информации или иным способом в пятидневный
срок.
Статья 20. Список граждан, имеющих право на участие в
референдуме
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме сос-
тавляется участковой комиссией отдельно по каждому участку на ос-
новании сведений, представляемых по установленной форме главой
районной Управы, не позднее чем за 20 дней до дня референдума.
Список граждан составляется в двух экземплярах в алфавитном
или ином порядке и подписывается председателем и секретарем
участковой комиссии.
В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в
возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жи-
тельства жителя района. Второй экземпляр списка не позднее чем за
15 дней до дня референдума передается в территориальную комиссию.
Статья 21. Порядок включения граждан в список
В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме,
включаются жители района Москвы, имеющие соответствующее право на
основании статьи 3 настоящего Закона.
Гражданин может быть включен в список только на одном участ-
ке.
Граждане, поселившиеся на территории участка в период после
представления списка граждан для всеобщего ознакомления, а также
в силу различных обстоятельств не включенные в список , включают-
ся по их просьбе участковой комиссией в список граждан дополни-
тельно на основании документов, удостоверяющих их личность и мес-
то жительства на территории данного участка.
Включение в список лиц, имеющих на это право в соответствии
с настоящей статьей, допускается в любое время, в том числе и в
день референдума.
Вносить изменения в списки граждан после объявления предсе-
дателем участковой комиссии голосования законченным запрещается.
Статья 22. Ознакомление граждан со списком
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме
представляется для всеобщего ознакомления в помещении участковой
комиссии не позднее, чем за 15 дней до дня референдума.
Каждый житель района вправе обжаловать невключение его в
список, а также любую ошибку или неточность в списке. Заявление
об этом подается в участковую комиссию.
В течение 24 часов участковая комиссия обязана проверить за-
явление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный
ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участко-
вой комиссии может быть обжаловано в территориальную комиссию или
в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в
день референдума - немедленно. На основании решения вышестоящей
комиссии или суда соответствующие исправления в списках произво-
дятся участковой комиссией немедленно.
Статья 23. Бюллетень для голосования на референдуме
Текст бюллетеня для голосования на референдуме утверждается
территориальной комиссией.
В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизво-
дится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются вари-
анты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под
которыми помещаются пустые квадраты. Если гражданин голосует за
принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак в
квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесен-
ного на референдум вопроса, он ставит знак в квадрате под словом
"против".
При вынесении на референдум нескольких вопросов они включа-
ются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются
друг от друга четко видимыми горизонтальными линиями. Альтерна-
тивные редакции какой-либо статьи законопроекта также последова-
тельно нумеруются.
Каждый бюллетень должен иметь указание о порядке его запол-
нения.
В случае проведения местного референдума в один день с го-
родским референдумом бюллетени для голосования на местном рефе-
рендуме изготавливаются на бумаге другого цвета, либо имеют иной
отличительный знак.
Бюллетени печатаются по решению территориальной комиссии не
позднее, чем за 15 дней до дня референдума.
Участковые комиссии по проведению референдума получают бюл-
летени не позднее, чем за один день до дня референдума в террито-
риальной комиссии по проведению референдума. Число бюллетеней,
передаваемых участковым комиссиям не может превышать более чем на
0,5 процента от числа зарегистрированных граждан, имеющих право
на участие в референдуме на данном участке.
В правом верхнем углу каждого бюллетеня ставится печать
участковой комиссии по проведению референдума или подписи двух
членов комиссии.
При наличии в бюллетене нескольких вопросов, в случае снятия
вопроса (вопросов) после изготовления бюллетеней, но не позже,
чем за два дня до референдума, территориальная комиссия или по ее
указанию участковые комиссии вычеркивают из бюллетеня снятые воп-
рос (вопросы). В случае снятия вопроса позже этого срока участко-
вые комиссии оповещают об этом граждан путем вывешивания в поме-
щении для голосования решения территориальной комиссии о снятии
вопроса.
Статья 24. Финансирование референдума
Расходы комиссий по подготовке и проведению референдума, а
также по обеспечению деятельности комиссий производятся за счет
средств внебюджетного фонда финансовых ресурсов района, а также
средств инициативной группы, районного общественного объединения,
районного отделения общероссийского, межрегионального, региональ-
ного (городского) общественного объединения, образовавшего иници-
ативную группу.
В случае проведения референдума по инициативе префекта адми-
нистративного округа необходимые средства выделяются из внебюд-
жетного фонда финансовых ресурсов административного округа.
Инициативная группа, районное общественное объединение, ра-
йонное отделение общероссийского, межрегионального, регионального
(городского) общественного объединения, образовавшее инициативную
группу, после регистрации инициативной группы вносит на счет тер-
риториальной комиссии по проведению референдума средства в разме-
ре не менее 200 ставок минимального размера оплаты труда для фи-
нансирования части затрат на проведение референдума. Эти средства
возвращаются территориальной комиссией по проведению референдума,
если решение о назначении референдума не принимается.
Районное Собрание вправе принять решение о переносе даты
проведения референдума, если не будет обеспечено его достаточное
финансирование.
Средства, выделенные на проведение референдума, поступают в
распоряжение территориальной комиссии по проведению референдума и
распределяются ею между всеми участковыми комиссиями.
Председатели комиссий по проведению референдума распоряжают-
ся денежными средствами и несут ответственность за соответствие
финансовых документов решениям участковых и территориальной ко-
миссий по финансовым вопросам.
Участковые комиссии представляют отчеты о расходовании выде-
ленных им денежных средств в территориальную комиссию не позднее
пяти дней после проведения референдума.
Территориальная комиссия представляет отчет о расходовании
выделенных ей средств в районное Собрание, префекту администра-
тивного округа, инициативной группе не позднее 30 дней после офи-
циального опубликования результатов референдума.
Остаток денежных средств возвращается территориальной комис-
сией по проведению референдума на счет районной Управы.
Глава VI. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум
Статья 25. Право на агитацию
Жители района, общественные объединения, органы власти впра-
ве беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" проведения
референдума, "за " или "против" участия в референдуме, а также
"за" или "против" вопроса, выносимого на голосование. В агитации
не могут участвовать члены комиссий по проведению референдума.
Агитация может осуществляться через местные средства массо-
вой информации, путем проведения собраний и встреч, публичных де-
батов и дискуссий, митингов, выпуска и распространения агитацион-
ных печатных материалов.
Студии кабельного телевидения, местные средства массовой ин-
формации, в которых органы власти являются учредителями, обязаны
обеспечить равные возможности для агитации "за" или "против" вне-
сенного на референдум вопроса.
Все агитационные печатные материалы должны содержать инфор-
мацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Расп-
ространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Комиссии по проведению референдума, поставленные в извест-
ность о распространении анонимных либо подложных агитационных ма-
териалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе
обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представле-
нием о пресечении противоправной агитационной деятельности.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом
помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия
собственника или владельца эти объектов, кроме помещений, где
размещаются комиссии по проведению референдума и места для голо-
сования, а также памятников и обелисков, зданий и помещений, име-
ющих историческую, культурную или архитектурную ценность, пере-
чень которых определяется территориальной комиссией по проведению
референдума и доводится до сведения граждан.
Не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума ад-
министрация района обязана оборудовать специальные места для вы-
вешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие
места должны быть удобны для посещения жителей района, и их долж-
но быть не менее одного в пределах территории каждого участка.
Должностные лица государственных органов и районных Управ
обязаны предоставлять комиссиям в их пользование помещения, нахо-
дящиеся в собственности города или района, для проведения собра-
ний и встреч с гражданами. Порядок использования помещений для
этих целей устанавливается территориальной комиссией по проведе-
нию референдума.
Статья 26. Недопустимость злоупотреблений правом
на проведение агитации
Комиссии по проведению референдума контролируют соблюдение
установленного порядка проведения агитации.
Не допускается агитация, возбуждающая социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается про-
паганда социального, расового, национального, религиозного или
языкового превосходства.
В случае совершения указанных нарушений, комиссии по прове-
дению референдума информируют правоохранительные органы для воз-
можного привлечения лиц, совершивших правонарушения, к уголовной
или административной ответственности.
Запрещается проведение агитации с распространением ложных
сведений, а также сопровождаемой предоставлением жителям района
бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением
информационных).
Статья 27. Сроки проведения агитации
Агитация начинается со дня принятия решения о назначении ре-
ферендума и заканчивается за сутки до дня проведения референдума.
В день голосования на референдуме агитация запрещается.
В течение трех дней до дня референдума, включая день голосо-
вания на референдуме, опубликование результатов опросов общест-
венного мнения, прогнозов результатов референдума и распростране-
ние других подобных сведений не допускается.
Глава VII. Порядок голосования на референдуме и определения
его результатов
Статья 28. Время голосования и досрочное голосование.
Порядок голосования на референдуме
Гражданин, который по тем или иным причинам будет отсутство-
вать в районе и не сможет прибыть в день проведения референдума
на участок по проведению референдума, на котором он включен в
список для голосования, имеет возможность проголосовать досрочно
путем заполнения бюллетеня в помещении территориальной комиссии
по проведению референдума за 10 дней до дня референдума или
участковой комиссии по проведению референдума - за один день до
дня референдума. Комиссии по проведению референдума обязаны обес-
печить тайну голосования, исключив возможность искажения волеизъ-
явления гражданина, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голо-
са гражданина при установлении итогов голосования.
Если гражданин голосует досрочно в помещении территориальной
комиссии, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставятся печать
территориальной комиссии и подпись члена комиссии. Заполненный
бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и пе-
редает дежурному члену территориальной комиссии по проведению ре-
ферендума. На месте склейки конверта ставится печать территори-
альной комиссии и подпись члена комиссии с правом решающего голо-
са. Территориальная комиссия передает списки проголосовавших и
конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию
по проведению референдума одновременно с выдачей бюллетеней для
голосования. Секретарь участковой комиссии по проведению референ-
дума или замещающий его член комиссии отмечает проголосовавших
таким образом граждан в своем экземпляре списка, делая в соот-
ветствующей строке списка запись: "досрочное" и расписывается.
Если досрочное голосование проходит в помещении участковой
комиссии по проведению референдума, на обороте выдаваемого бюлле-
теня ставятся печать участковой комиссии по проведению референду-
ма и подпись члена комиссии. После заполнения бюллетеня он поме-
щается в конверт, который заклеивается, а на месте склейки ста-
вится печать участковой комиссии и подпись члена комиссии с пра-
вом решающего голоса).
На всех участках референдума голосование в день референдума
проводится с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участ-
ковая комиссия по проведению референдума оповещает граждан не
позднее, чем за 10 дней до дня референдума.
В 8 часов утра в день проведения референдума председатель
участковой комиссии объявляет участок референдума открытым и
предъявляет членам комиссии, наблюдателям все ящики для голосова-
ния, которые после этого опечатываются.
Затем председатель комиссии вскрывает конверты с заполненны-
ми бюллетенями граждан, проголосовавших досрочно, и опускает изв-
леченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число бюллетеней
оглашается и заносится в протокол. После этого председатель ко-
миссии объявляет о начале голосования.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам, включенным в
список, в том числе включенным дополнительно, по предъявлении
паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Голо-
сование за других лиц не допускается.
При получении бюллетеня для голосования на референдуме граж-
данин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в
референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его
документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и но-
мер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа мо-
гут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом
решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной
записи и расписывается.
Участковая комиссия по проведению референдума обязана обес-
печить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим
право на участие в референдуме, в том числе лицам, которые по
состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут
прибыть для голосования на участок референдума и сделали по этому
поводу устное или письменное заявление. В этих целях на участке
референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков
для голосования. Количество переносных ящиков определяется терри-
ториальной комиссией по проведению референдума. Заявление о пре-
доставлении возможности проголосовать вне помещения участка рефе-
рендума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме
при прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению ре-
ферендума. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям,
получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем чис-
лу заявлений. Количество заявлений, использованных и возвращенных
бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные о гражданах, про-
голосовавших вне помещения участка референдума, вносятся в список
граждан, имеющих право на участие в референдуме, в котором дела-
ется соответствующая отметка о голосовании. При проведении голо-
сования вне помещения участка референдума вправе присутствовать
наблюдатели. Организация голосования вне помещения участка рефе-
рендума должна исключать возможность нарушения права гражданина
на участие в референдуме, а равно искажения его волеизъявления.
Бюллетени заполняются голосующим в помещении участка рефе-
рендума в специально оборудованной кабине или комнате, в которых
не допускается присутствие иных лиц. Гражданин, не имеющий воз-
можности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользо-
ваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом
участковой или территориальной комиссии по проведению референду-
ма, или наблюдателем. Фамилия, имя, отчество этого лица указыва-
ется в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме,
рядом с подписью гражданина, получившего бюллетень.
Заполненные бюллетени опускаются гражданином в ящики для го-
лосования, которые должны находиться в поле зрения членов участ-
ковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей.
В случае, если гражданин, имеющий право на участие в рефе-
рендуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования
совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комис-
сии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень
для голосования на референдуме взамен испорченного. Член участко-
вой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на
референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке
граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией
указанного гражданина. Испорченный бюллетень погашается, о чем
составляется отдельный акт.
Статья 29. Подсчет голосов участковой комиссией
по проведению референдума
Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени го-
лосования и проводится членами участковой комиссии по проведению
референдума с правом решающего голоса без перерыва до установле-
ния итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены
участковой комиссии по проведению референдума, а также наблюдате-
ли.
После объявления председателем участковой комиссии по прове-
дению референдума об окончании времени голосования комиссия подс-
читывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем состав-
ляется отдельный протокол.
На основании списков граждан, имеющих право на участие в ре-
ферендуме, в том числе включенных дополнительно, комиссия подсчи-
тывает общее число граждан, получивших бюллетени. Эти данные за-
носятся в протокол.
После этого вскрываются ящики для голосования. Вначале
вскрываются переносные ящики и производится подсчет находившихся
в них бюллетеней.
Количество бюллетеней, находившихся в переносных ящиках, не
должно превышать количества письменных подтверждений в письменной
форме граждан о проведении голосования вне помещения участка ре-
ферендума.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества
бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании
вне помещения участка референдума, все бюллетени, находившиеся в
переносных ящиках, признаются недействительными по решению участ-
ковой комиссии по проведению референдума.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечиваю-
щих голосование вне помещения участка референдума, отражается в
акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
На основании списков граждан, имеющих право на участие в ре-
ферендуме, и по количеству находившихся в ящиках для голосования
бюллетеней участковая комиссия по проведению референдума устанав-
ливает и отражает в протоколе следующие данные:
1. Общее число граждан, имеющих право на участие в референ-
думе, зарегистрированных по участку референдума (с учетом внесен-
ных в список дополнительно).
2. Количество бюллетеней для голосования, полученных участ-
ковой комиссией по проведению референдума, с учетом бюллетеней
проголосовавших досрочно в территориальной комиссии.
3. Количество погашенных бюллетеней.
4. Общее число бюллетеней, выданных гражданам,
в том числе:
- на участке референдума в день голосования;
- голосовавшим досрочно;
- голосовавшим вне помещения участка референдума.
5. Количество бюллетеней для голосования, обнаруженных в
ящиках для голосования, в том числе в переносных ящиках.
6. Количество бюллетеней, признанных действительными.
7. Количество бюллетеней, признанных недействительными.
8. Количество голосов, поданных за вопрос, внесенный на
местный референдум.
9. Количество голосов, поданных против вопроса, внесенного
на референдум.
Бюллетень признается действительным, если участник референ-
дума при голосовании зачеркивает одно из слов: "за" или "против".
Недействительными признаются бюллетени, изготовленные не
официально, без печати участковой или территориальной комиссий по
проведению референдума и подписи члена соответствующей комиссии с
правом решающего голоса, а также бюллетени, по которым невозможно
однозначно установить волеизъявление голосующего, в том числе те,
в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квад-
ратах или не проставлен ни в одном из них. В случае сомнения в
действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия
по проведению референдума.
Протокол по результатам голосования составляется в двух эк-
земплярах, подписывается всеми членами участковой комиссии по
проведению референдума с правом решающего голоса. Член участковой
комиссии, несогласный с протоколом в целом или отдельным его по-
ложением, вправе приложить к протоколу особое мнение. К первому
экземпляру протокола прилагаются поступившие в участковую комис-
сию письменные жалобы и заявления о нарушениях настоящего закона
и принятые по ним решения. Заверенные копии жалоб (заявлений) и
решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Пер-
вый экземпляр протокола незамедлительно направляется в территори-
альную комиссию по проведению референдума, а второй экземпляр
вместе с опечатанными бюллетенями и списками граждан, имеющих
право на участие в референдуме, направляется в районную Управу,
где хранится в течение двух месяцев, а затем уничтожается, если
за это время результаты референдума не были опротестованы.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов
решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов
граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из
вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в ре-
ферендуме, поданных против каждого варианта.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопро-
сов, либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и
составление протокола по каждому производится отдельно.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой
комиссии по проведению референдума об итогах голосования, а также
при сомнении в правильности составления указанного протокола тер-
риториальная комиссия по проведению референдума вправе принять
решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой
комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участко-
вой комиссией в присутствии не менее трех членов территориальной
комиссии по проведению референдума.
Статья 30. Установление результатов референдума
Территориальная комиссия по проведению референдума, получив
протоколы от всех участковых комиссий по проведению референдума,
производит общий подсчет голосов, поданных на соответствующей
территории.
Территориальная комиссия по проведению референдума составля-
ет протокол, в котором указываются следующие данные:
1) Количество участковых комиссий по проведению референдума
на территории района.
2) Количество участковых комиссий по проведению референдума,
представивших протоколы.
3) Общее число проживающих в районе граждан, имеющих право
на участие в референдуме.
4) Общее число изготовленных для голосования бюллетеней.
5) Количество бюллетеней для голосования, полученных участ-
ковыми комиссиями по проведению референдума.
6) Количество погашенных бюллетеней для голосования на
участках референдума.
7) Количество бюллетеней для голосования, выданных гражда-
нам, в том числе:
- на участках референдума в день голосования,
- голосовавшим досрочно,
- голосовавшим вне помещений участков референдума.
8) Количество бюллетеней для голосования, обнаруженных в
ящиках для голосования, в том числе в переносных ящиках.
9) Количество бюллетеней для голосования, признанных дейс-
твительными.
10) Количество бюллетеней для голосования, признанных не-
действительными.
11) Количество голосов, поданных за вопрос, вынесенный на
референдум.
12) Количество голосов, поданных против вопроса, вынесенного
на референдум.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов
вопроса в протокол вносятся все варианты вопроса и число голосов,
поданных против всех вариантов.
Если на голосование выносилось несколько вопросов либо про-
водилось более одного референдума, подсчет голосов и составление
протокола по каждому вопросу производится отдельно.
На основании полученных данных территориальная комиссия по
проведению референдума признает референдум состоявшимся, если в
голосовании приняло участие более половины жителей, имеющих право
на участие в референдуме.
Число жителей, принявших участие в голосовании, определяется
по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извле-
ченных из ящиков для голосования.
Если референдум признается несостоявшимся, то референдум по
тому же вопросу может быть проведен не ранее, чем через год.
Территориальная комиссия по проведению референдума признает
решение принятым на референдуме, если за него проголосовало более
половины граждан, принявших участие в голосовании.
Если на референдум выносились альтернативные варианты реше-
ния вопросов и ни один из них не получил необходимого количества
голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное
вынесение на референдум может состояться не ранее, чем через год.
Территориальная комиссия по проведению референдума признает
референдум недействительным, если допущенные при проведении голо-
сования нарушения не позволяют с достоверностью установить ре-
зультаты волеизъявления граждан, принявших участие в голосовании.
Протокол составляется в двух экземплярах, каждый экземпляр
подписывается всеми членами территориальной комиссии по проведе-
нию референдума. К первому экземпляру протокола прилагаются свод-
ная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых
комиссий на соответствующей территории, жалобы (заявления) на на-
рушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию
по проведению референдума, а также принятые по ним решения терри-
ториальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений
по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Член террито-
риальной комиссии по проведению референдума, несогласный с прото-
колом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к
протоколу особое мнение.
Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по про-
ведению референдума с приложениями направляется в районное Собра-
ние. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии (вместе
с другими документами) хранится у секретаря территориальной ко-
миссии.
Статья 31. Опубликование результатов голосования
на референдуме
Принятое на референдуме решение и результаты голосования по
району подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее трех
дней после определения результатов референдума в районе.
Территориальная комиссия по проведению референдума не позд-
нее десяти дней со дня проведения референдума публикует данные
протоколов всех участковых комиссий об итогах голосования на ре-
ферендуме.
Итоги голосования по каждому участку референдума в объеме
данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по
проведению референдума об итогах голосования, должны предостав-
ляться любому гражданину, проживающему в районе, наблюдателю, а
также представителю средств массовой информации.
Принятое на референдуме решение вступает в силу в день его
опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса,
принятого на референдуме.
Статья 32. Юридическая сила решения, принятого на
референдуме
Решение, принятое на референдуме, действует на всей террито-
рии района и может быть отменено или изменено не иначе как путем
принятия решения на новом референдуме.
Для реализации решения, принятого на референдуме, принимает-
ся решение районного Собрания или распоряжение главы районной Уп-
равы, которые обязаны в течение 15 дней после вступления в силу
решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки
данного правового акта.
Решения, принятые на референдуме, могут быть обжалованы в
судебном порядке в случае противоречия настоящему Закону или на-
рушения законности при проведении референдума.
Статья 33. Консультативный референдум.
Для выяснения мнения жителей района по важным вопросам ра-
йонное Собрание вправе проводить консультативный референдум, Ре-
ферендум назначается решением районного Собрания и проводится в
соответствии с настоящим Законом. Решение, принятое на консульта-
тивном референдуме, не является обязательным, но может быть при-
нято во внимание при издании правового акта,
Статья 34. Порядок хранения документов референдума
Документы комиссий по проведению референдума подлежат хране-
нию в районной Управе в порядке установленном Московской городс-
кой избирательной комиссией и настоящим Законом.
Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства о
референдуме
Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства
о референдуме
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подку-
па свободному осуществлению жителями района их права на участие в
референдуме, в том числе на агитацию и голосование, а также члены
инициативных групп и комиссий по проведению референдума, долж-
ностные лица исполнительных органов власти, предприятий, учрежде-
ний и организаций, члены общественных объединений, совершившие
подлог документов, фиктивные записи в подписных листах, заведомо
неправильный подсчет голосов, а равно нарушившие тайну голосова-
ния, несут административную или уголовную ответственность в соот-
ветствии с действующим законодательством.
Глава IХ. Заключительные положения
Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в соответствии с Законом города
Москвы "О законодательных актах города Москвы".
Приложение
к Закону города Москвы
от 1 апреля 1997 г. N 249-ПП
Проект
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Группа жителей (наименование районного общественного объеди-
нения или районного отделения общероссийского, межрегионального,
регионального (городского) общественного объединения, образовав-
шего инициативную группу) _______________________________________
_________________________________________________________________
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении
референдума с формулировкой вопроса (вопросов):
_________________________________________________________________
NN Фамилия, Дата Адрес Серия Дата Подпись
п/п имя, рождения места и номер подписа-
отчество жительства паспорта ния
или за- листа
меняющего
его доку-
мента
__________________________________________________________________
1
__________________________________________________________________
2
__________________________________________________________________
10
__________________________________________________________________
Подписной лист удостоверяю: __________________________________
(фамилия,имя,отчество, дата рождения, место жительства,
серия и номер паспорта или заменяющего его документа
лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный инициативной группы: _________________________
_____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства,
серия и номер паспорта или заменяющего его документа упол-
номоченного инициативной группы)
(Подпись и дата)
_____________________________________________________________
Отметка территориальной комиссии по проведению референдума
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Москвы
от 1 апреля 1997 г. N 249-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О консультативном опросе граждан
в районе города Москвы
Глава I. Общие положения
Статья 1. Консультативный опрос граждан
Консультативной опрос граждан (далее - опрос) является фор-
мой привлечения населения к управлению делами района и города и
проводится районной Управой с целью выявления мнения жителей по
проектам правовых и нормативных актов и учета их интересов по
конкретным вопросам местной жизни.
Статья 2. Предмет Закона
1. Настоящий Закон на основе Конституции Российской Федера-
ции, федеральных законов, Устава и законов города Москвы опреде-
ляет виды, порядок организации опроса и рассмотрения его резуль-
татов органами власти района и города.
2. Настоящий закон не исключает проведения на соответствую-
щей территории по тем же вопросам социологического опроса и дру-
гих видов социологического исследования,
Статья 3. Право граждан на участие в опросе
В опросе имеют право участвовать достигшие 18 лет на день
проведения опроса граждане Российской Федерации, являющиеся жите-
лями города Москвы и зарегистрированные по месту жительства в ра-
йоне города Москвы в соответствии с установленными правилами ре-
гистрации.
Статья 4. Принципы опроса
1. Жители города Москвы участвуют в опросе на основе равного
и прямого волеизъявления. В ходе опороса каждый житель обладает
одним голосом, которым он вправе воспользоваться лишь лично.
2. Участие в опросе является свободным, контроль за волеизъ-
явлением жителя не допускается. В ходе опроса никто не может быть
принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
3. Деятельность по подготовке и проведению опроса осущест-
вляется открыто и гласно.
Статья 5. Организация опроса
Инициаторами проведения опроса могут быть жители района,
местные общественные объединения, органы территориального общест-
венного самоуправления, органы власти города и района. Организа-
ция опроса возлагается на главу районной Управы в пределах пре-
доставленных ему настоящим Законом полномочий.
Глава II. Виды опроса и вопросы, выносимые на опрос
Статья 6. Территория опроса
Опрос может проводиться среди жителей одного или нескольких
домов, имеющих общую территорию, расположенных на одной или нес-
кольких близлежащих улицах и (или) переулках, в микрорайонах, на
других частях территории района города Москвы, а также на частях
территории смежных районов города Москвы - в зависимости от зоны
воздействия вопроса, выносимого на опрос.
Статья 7. Вопросы, выносимые на опрос
1. На опрос может быть вынесен любой вопрос, непосредственно
затрагивающий интересы граждан по месту их проживания и входящий
в сферу:
- экологической безопасности жителей соответствующей терри-
тории;
- развития бытового, торгового, медицинского, общеобразова-
тельного, культурного, оздоровительного обслуживания населения и
системы других услуг;
- благоустройства, озеленения, обустройства территории;
- использования дворовых и ближайших территорий;
- осуществления инвестиционных проектов на соответствующей
территории;
- другие вопросы развития местной инфраструктуры.
2. На опрос не могут выноситься вопросы, нарушающие личные
права граждан, а также затрагивающие интересы жителей города, ад-
министративного округа, других районов.
Статья 8. Виды опроса
1. Голосование при опросе может быть тайным, поименным, отк-
рытым или закрытым.
2. Голосование при опросе проводится на собраниях жителей,
на участках проведения опроса, либо по месту жительства участни-
ков опроса.
3. Тайное голосование проводится по опросным листам на
участках опроса.
4. Поименное голосование проводится по опросным листам или
опросным спискам как на участках опроса, так и членами опросной
комиссии по месту жительства участников опроса.
5. Опрос может проводиться также в форме закрытого или отк-
рытого голосования на собраниях жителей.
Глава III. Порядок подготовки и проведения опроса
Статья 9. Инициатива проведения опроса
Инициатива проведения опроса принадлежит:
- депутату Московской городской Думы, если территория, на
которой проводится опрос, входит в его избирательный округ;
- префекту административного округа;
- районному Собранию;
- главе районной Управы;
- инициативной группе жителей, насчитывающей не менее 10
граждан, проживающих на соответствующей территории.
Инициатива проведения опроса принадлежит также местным об-
щественным объединениям и органам территориального общественного
самоуправления, действующим на соответствующей территории. В этом
случае они пользуются правами инициативной группы жителей.
Статья 10. Петиция о проведении опроса
1. Инициаторы проведения опроса, указанные в статье 9 насто-
ящего Закона, подают главе районной Управы петицию о проведении
опроса. В ней указываются: основания опроса. Предлагаемая форму-
лировка вопроса (вопросов), жилые комплексы или группы домов,
(территория), на которой предлагается провести опрос, д
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 249-ПП |
Дата:
|
1997-04-01 |
Позиционируется в разделах:
|
Общественные связи >> Проведение выборов |
|