ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 июля 2003 г. N 619-ПП
О проекте закона города Москвы "О
мониторинге технического состояния жилых
домов на территории города Москвы"
В целях обеспечения безопасной эксплуатации и сохранности жи-
лищного фонда города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О мониторинге техни-
ческого состояния жилых домов на территории города Москвы" (прило-
жение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в
установленном порядке на рассмотрение в Московскую городскую Думу.
3. Возложить на Государственную жилищную инспекцию города
Москвы функции уполномоченного Правительством Москвы органа испол-
нительной власти города Москвы в области мониторинга технического
состояния жилых домов на территории города Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксе-
нова П.Н.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 29 июля 2003 года N 619-ПП
Проект
З А К О Н
города Москвы
О мониторинге технического состояния
жилых домов на территории города Москвы
Настоящий Закон устанавливает основные требования к порядку
ведения на территории города Москвы мониторинга технического сос-
тояния жилых домов в целях обеспечения безопасности проживающих в
них граждан и сохранности жилищного фонда, регулирует правоотноше-
ния в области осуществления мониторинга и реализации его результа-
тов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия.
В целях настоящего Закона используются следующие основные по-
нятия:
мониторинг технического состояния жилых домов на территории
города Москвы (далее - мониторинг) - комплекс мероприятий, направ-
ленных на сбор, систематизацию и анализ информации об изменении
технического состояния жилых домов;
уполномоченный орган - орган исполнительной власти города
Москвы, уполномоченный Правительством Москвы на проведение монито-
ринга;
специализированная организация - организация, выполняющая ра-
боты по обследованию жилищного фонда для определения его эксплуа-
тационного ресурса и необходимости капитального ремонта;
общегородская система мониторинга - совокупность материаль-
но-технических средств, информационных ресурсов и уполномоченных
органов по проведению мониторинга;
особый режим мониторинга - непрерывное проведение мониторинга
жилого дома, находящегося в предаварийном состоянии, осуществляе-
мое до момента проведения капитального ремонта или отселения про-
живающих в нем граждан;
предаварийное состояние - состояние, при котором несущие
конструкции жилого дома подверглись деформации, не угрожающей бе-
зопасности постоянного проживания в нем граждан, но требующей для
своего устранения проведения капитального ремонта;
информация о мониторинге - совокупность данных о техническом
состоянии жилых домов на территории города Москвы;
объект мониторинга - основные конструктивные элементы жилого
дома, влияющие на его прочностные и эксплуатационные характеристи-
ки, инженерные системы, обеспечивающие тепло-, водо-, энергоснаб-
жение, а также инженерное оборудование жилого дома, подлежащие мо-
ниторингу независимо от формы собственности и ведомственной при-
надлежности;
эксплуатационный ресурс объекта мониторинга - прогнозируемый
показатель, отражающий остаточный срок эксплуатации жилого дома до
капитального ремонта.
Статья 2. Правовое регулирование мониторинга
Правовое регулирование мониторинга осуществляется в соответс-
твии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также настоящим Законом и иными правовыми
актами города Москвы.
Статья 3. Основные принципы и задачи мониторинга
1. Основные принципы мониторинга:
- законность получения информации о техническом состоянии жи-
лищного фонда;
- непрерывность проведения мониторинга;
- открытость доступа к результатам проведения мониторинга;
- всестороннее изучение и анализ полученной в ходе мониторин-
га информации.
2. Задачи мониторинга:
- предотвращение возникновения аварийных ситуаций в жилых до-
мах на территории города Москвы;
- анализ соответствия нормативным требованиям мероприятий по
техническому обслуживанию, ремонту и подготовке жилых домов к се-
зонной эксплуатации;
- обеспечение эффективности использования бюджетных средств,
направляемых на содержание, техническое обслуживание и ремонт жи-
лых домов;
- определение эксплуатационного ресурса и предельных сроков
проведения капитального ремонта жилых домов;
- учет влияния на эксплуатационный ресурс жилых домов качест-
ва работ, выполняемых в течение гарантийных периодов после завер-
шения строительства, реконструкции и капитального ремонта жилых
домов.
Статья 4. Общегородская система мониторинга
1. Общегородская система мониторинга функционирует в соот-
ветствии с общими принципами организации и ведения работ по мони-
торингу, обеспечивая надежность, сопоставимость и своевременность
получаемых в результате их проведения данных.
2. Основной функцией общегородской системы мониторинга явля-
ется формирование общегородского банка данных технического состоя-
ния жилых домов на территории города Москвы, который является ин-
формационным ресурсом города Москвы, содержащим сведения на бумаж-
ных и электронных носителях относительно эксплуатационных показа-
телей жилищного фонда города Москвы.
3. Информационное взаимодействие в рамках общегородской сис-
темы мониторинга, а также ее взаимодействие с иными информационны-
ми системами или базами данных осуществляется на основании право-
вых актов города Москвы.
4. Информационными компонентами общегородского банка данных
мониторинга являются:
- результаты обследований технического состояния жилых домов,
проводимых в соответствии с законодательством города Москвы;
- информация о дефектах конструктивных элементов жилых домов,
их инженерных систем, а также инженерного оборудования жилых до-
мов, выявленных при проведении ежегодных (сезонных) технических
осмотров жилых домов;
- данные о составе и качестве работ, выполненных в ходе под-
готовки жилых домов к сезонной эксплуатации;
- данные о нарушениях нормативов города Москвы по эксплуата-
ции жилищного фонда, выявленных при инспектировании жилых домов
государственными контрольными органами;
- текущая информация об аварийных ситуациях в жилых домах и
заявках населения, регистрируемая аварийными и диспетчерскими
службами;
- данные о качестве жилищно-коммунального обслуживания, полу-
ченные на основании рассмотрения обращений граждан государственны-
ми контрольными органами в соответствии с их компетенцией;
- иная информация, характеризующая техническое состояние жи-
лых домов.
5. Для получения информации используются утвержденные Прави-
тельством Москвы методы наблюдения за состоянием жилищного фонда.
6. Перечень сведений (показателей), которые по результатам
обследования технического состояния жилых домов должны поступать в
общегородской банк данных технического состояния жилых домов, а
также сроки и порядок их предоставления определяются Правительст-
вом Москвы.
Необоснованный отказ в предоставлении информации уполномочен-
ному органу относительно эксплуатационных характеристик жилых до-
мов их собственникам, законным владельцам, пользователям или граж-
данам, в них проживающим, не допускается.
7. Информация о результатах мониторинга предназначена для
формирования ежегодных и перспективных планов и программ капиталь-
ного ремонта жилищного фонда города, оценки потребности в финансо-
вых ресурсах на уровне города и внутригородских муниципальных об-
разований.
8. Информация о результатах мониторинга, содержащаяся в обще-
городском банке данных мониторинга, является официальной. Порядок
пользования сведениями, содержащимися в общегородском банке данных
мониторинга, а также порядок их предоставления по запросам заинте-
ресованным физическим , юридическим лицам и государственным орга-
нам определяется федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.
9. Информация, полученная специализированной организацией при
выполнении городского заказа, является собственностью города. Рас-
поряжение и пользование такой информацией осуществляется в порядке
и на условиях, установленных Правительством Москвы.
Информация, полученная специализированной организацией в ходе
работ, выполняемых за счет собственных средств или по заказам
субъектов хозяйственной деятельности, не являющихся государствен-
ными органами либо городскими учреждениями, является собствен-
ностью специализированной организации.
Порядок получения информации в ходе мониторинга жилых домов
определяется федеральным законодательством и законодательством го-
рода Москвы.
Глава 2. Управление в области мониторинга
Статья 5. Полномочия Московской городской Думы в области мо-
ниторинга
В соответствии со своей компетенцией Московская городская Ду-
ма:
- принимает законы города Москвы по вопросам, касающимся про-
ведения мониторинга;
- утверждает долгосрочную городскую целевую программу в об-
ласти мониторинга в соответствии с законодательством города Моск-
вы;
- устанавливает штрафы и иные виды административной ответс-
твенности граждан, должностных лиц, организаций за нарушения зако-
нодательства в области мониторинга.
Статья 6. Компетенция Правительства Москвы в области монито-
ринга
В области мониторинга Правительство Москвы:
- разрабатывает и реализует общегородскую политику в области
обеспечения сохранности жилищного фонда в тесной связи с общей
градостроительной стратегией города Москвы и Российской Федерации;
- принимает правовые акты города Москвы в области мониторин-
га (в том числе регламент его осуществления), разработанные во ис-
полнение настоящего Закона;
- обеспечивает разработку и реализацию городской целевой
программы в области мониторинга жилых домов в тесной связи с дру-
гими городскими программами, нацеленными на сохранность жилых до-
мов;
- обеспечивает учет и использование общегородской системы мо-
ниторинга при разработке и осуществлении целевых программ капи-
тального ремонта жилых домов;
- наделяет правами уполномоченного органа один из органов ис-
полнительной власти города Москвы;
- обеспечивает взаимодействие с федеральными органами, специ-
ально уполномоченными вести контроль (надзор) в области строитель-
ства и обеспечения сохранности жилищного фонда.
Статья 7. Органы управления в области мониторинга
1. Управление в области мониторинга осуществляется уполномо-
ченным органом.
В рамках своей компетенции уполномоченный орган:
- осуществляет комплексное управление в области мониторинга и
координирует деятельность государственных органов и организаций в
указанной области;
- разрабатывает правовые акты города Москвы в области монито-
ринга;
- организует проведение научных исследований в области мони-
торинга;
- привлекает специализированные организации для проведения
мониторинга;
- организует и обеспечивает ведение общегородской системы мо-
ниторинга;
- обеспечивает население, организации и органы государствен-
ной власти информацией о результатах мониторинга и принимаемых ме-
рах по обеспечению сохранности жилищного фонда.
2. Уполномоченный орган осуществляет возложенные на него
функции во взаимодействии с отраслевыми, функциональными и терри-
ториальными органами исполнительной власти города Москвы, уполно-
моченными осуществлять политику в области обеспечения сохранности
жилищного фонда.
3. Решения уполномоченного органа, принятые по вопросам, от-
несенным к его компетенции, обязательны для всех юридических лиц и
граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке.
4. Ответственность уполномоченного органа и специализирован-
ных организаций за качество проводимых исследований и выдаваемых
рекомендаций наступает в соответствии с действующим законодатель-
ством.
Глава 3. Ведение мониторинга
Статья 8. Порядок ведения мониторинга
1. Порядок ведения мониторинга технического состояния жилых
домов на территории города Москвы устанавливается настоящим Зако-
ном и Правительством Москвы.
2. Перечень мероприятий, необходимых для осуществления мони-
торинга, и сроки их проведения устанавливаются Правительством
Москвы.
3. В целях проведения на территории города Москвы единой по-
литики в области мониторинга разрабатывается и утверждается го-
родская целевая программа мониторинга технического состояния жилых
домов.
Городская целевая программа мониторинга технического состоя-
ния жилых домов утверждается в установленном законодательством го-
рода Москвы порядке по представлению уполномоченного органа.
4. Мероприятия в области мониторинга проводятся по инициативе
уполномоченного органа, органов исполнительной власти города Моск-
вы, участвующих в реализации городских жилищных программ, и на ос-
новании заявлений собственников, владельцев жилых домов или обслу-
живающих указанные объекты организаций.
5. Мониторинг осуществляется непрерывно, по мере поступления
информации о техническом состоянии жилых домов на территории горо-
да Москвы.
6. Мониторинг осуществляется в соответствии с методическими
указаниями, утверждаемыми уполномоченным органом.
По результатам проведенных обследований, в случае обнаружения
дефектов конструкций жилых домов, требующих незамедлительного уст-
ранения, собственникам или иным законным владельцам объектов мони-
торинга направляется предписание уполномоченного органа с требова-
нием принятия мер по обеспечению безопасности проживания.
В случае непринятия указанными лицами мер по устранению нару-
шений конструктивных элементов жилых домов, их инженерных систем
или инженерного оборудования уполномоченный орган привлекает их к
административной ответственности в соответствии с федеральным за-
конодательством об административных правонарушениях и законода-
тельством города Москвы.
7. Для объектов мониторинга, техническое состояние которых
оценивается как предаварийное, в целях обеспечения безопасности
проживающих в них граждан незамедлительно вводится
особый режим мониторинга, предусматривающий:
- принятие уполномоченным органом решения об организации пос-
тоянного наблюдения на объекте с целью принятия экстрен-
ных мер по предотвращению аварийных ситуаций;
- официальное оформление согласия собственника, владельца,
иного пользователя объекта на установку специального диа-
гностического оборудования (при оформлении соответствующих гаран-
тийных обязательств допускается самостоятельная установка и
обслуживание такого оборудования собственником, владельцем,
иным пользователем объекта);
- назначение ответственными за ведение на объекте
постоянного наблюдения лиц, имеющих достаточную профес-
сиональную подготовку, соответствующую установленным квалификаци-
онным требованиям;
- регулярную передачу в установленные Правительством Москвы
сроки в общегородскую систему мониторинга, органам
местного самоуправления и исполнительным органам власти города
Москвы обязательной информации о ходе и результатах
постоянного наблюдения за объектом.
Особый режим мониторинга на объекте продолжается до
устранения собственником, владельцем, обслуживающей жилой
дом организацией причин, послуживших основанием для его
введения.
8. На основании данных, полученных в результате введения осо-
бого режима мониторинга отдельно взятого жилого дома,
свидетельствующих о возникновении аварийной ситуации,
угрожающей безопасности проживающих в нем граждан, уполномоченный
орган может поставить вопрос о признании жилого дома
аварийным в порядке, предусмотренном правовыми актами города Моск-
вы.
9. В случае несогласия собственника или иного за-
конного владельца объекта мониторинга с решением уполномоченного
органа о введении особого режима мониторинга спор разрешается в
установленном законодательством порядке.
Глава 4. Участие органов местного самоуправления,
юридических лиц и граждан в ведении мониторинга
Статья 9. Участие органов местного самоуправления в ведении
мониторинга
Органы местного самоуправления при проведении мониторинга
имеют право:
- взаимодействовать с уполномоченным органом, в том числе при
разработке соответствующих разделов городских инвестиционных прог-
рамм в жилищной сфере;
- получать данные общегородского банка данных системы монито-
ринга с оценкой технического состояния имеющихся в районе жилых
домов;
- содействовать выполнению городских программ по мониторингу;
- оказывать содействие уполномоченному органу, специализиро-
ванным организациям в области мониторинга;
- информировать население об эксплуатационно-техническом сос-
тоянии жилых домов и намечаемых мероприятиях по обеспечению их
сохранности и эксплуатационной надежности.
Статья 10. Права граждан, их объединений, юридических лиц на
участие в ведении мониторинга
1. Граждане, их объединения, юридические лица имеют право:
- направлять уполномоченному органу предложения по организа-
ции мониторинга на конкретных объектах, а также о развитии общего-
родской системы мониторинга;
- участвовать в обсуждении вопросов, касающихся проведения
мониторинга;
- знакомиться с результатами мониторинга конкретных жилых до-
мов и оценкой их технического состояния, а также с мероприятиями,
подлежащими реализации в жилых домах для обеспечения их сохраннос-
ти и эксплуатационной надежности;
- запрашивать у уполномоченного органа информацию, содержащу-
юся в общегородском банке данных, относительно эксплуатационных
характеристик жилого дома, который находится у них в собственнос-
ти, во владении или пользовании.
2. Граждане, их объединения и юридические лица обязаны неза-
медлительно сообщать о фактах возникновения предаварийного состоя-
ния жилых домов, а также об аварийных ситуациях уполномоченному
органу, территориальным органам исполнительной власти города Моск-
вы и территориальным органам Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
3. Специализированные организации имеют право:
- участвовать в организации и ведении мониторинга, разработке
и осуществлении городских программ по мониторингу;
- получать в установленном порядке информацию, необходимую
для осуществления своей деятельности;
- вносить в уполномоченный орган предложения по вопросам,
входящим в его компетенцию.
Специализированные организации обязаны:
- соблюдать установленный порядок ведения мониторинга;
- представлять в общегородскую систему мониторинга информа-
цию, полученную в результате своей деятельности, соблюдать уста-
новленный Правительством Москвы порядок пользования данными обще-
городской системы мониторинга.
Специализированные организации имеют право участвовать в ве-
дении мониторинга за счет собственных и иных привлеченных средств.
Ведение специализированными организациями проверок состояния
жилых домов может осуществляться независимо или совместно (однов-
ременно) с его проведением в соответствии с городскими программа-
ми.
4. Граждане, их объединения, юридические лица, участвующие в
проведении мониторинга, обязаны соблюдать требования по его веде-
нию, предусмотренные настоящим Законом или установленные в соот-
ветствии с ним.
Глава 5. Ответственность за несоблюдение
требований настоящего Закона
Статья 11. Ответственность за несоблюдение требований настоя-
щего Закона
За несоблюдение требований настоящего Закона административная
ответственность наступает в соответствии с федеральным законода-
тельством и законодательством города Москвы.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его
официального опубликования.
Верно: