ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 ноября 2000 г. N 917-ПП
Об утверждении концепции повышения
эффективности использования земельных
участков, занятых промышленными
предприятиями (организациями)
оборонно-промышленного комплекса,
расположенными на территории г.Москвы
Во исполнение постановлений Правительства Москвы от 7 апреля
1998 года N 264 "О мерах по экономической и социальной стабилизации
оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 21 декабря
1999 года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных
предприятий, расположенных в городе Москве", от 8 февраля 2000 года
N 99 "Об использовании земель, занимаемых предприятиями и
организациями оборонно-промышленного комплекса", в целях реализации
комплексного подхода к оздоровлению и стабилизации
финансово-экономического положения оборонных предприятий, включения в
общегородской хозяйственный оборот занимаемых ими земельных участков и
расположенного на них недвижимого имущества, не связанных с
обеспечением обороноспособности государства, для оптимизации процесса
размещения на территории города производств и повышения эффективности
использования городских земельных ресурсов Правительство Москвы
постановляет:
1. Установить, что комплекс мер по повышению эффективности
использования земельных участков, занятых промышленными предприятиями
(организациями) оборонно-промышленного комплекса, расположенными на
территории г. Москвы, является составной частью Московской программы
поддержки оборонных предприятий, предусмотренной постановлением
Правительства Москвы от 21 декабря 1999 года N 1155 "О поддержке
Правительством Москвы оборонных предприятий, расположенных в городе
Москве".
2. Утвердить концепцию повышения эффективности использования
земельных участков, занятых промышленными предприятиями
(организациями) оборонно-промышленного комплекса, расположенными на
территории г. Москвы (приложение).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первых заместителей Премьера Правительства Москвы Шанцева В. П. и
Толкачева О. М.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 21 ноября 2000 года
N 917
Концепция повышения эффективности использования
земельных участков, занятых промышленными предприятиями
(организациями) оборонно-промышленного комплекса (ОПК),
расположенными на территории г.Москвы
1. Общие положения
1. Настоящая концепция разработана во исполнение постановле-
ний Правительства Москвы от 7 апреля 1998 года N 264 "О мерах по
экономической и социальной стабилизации оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве", от 21 декабря 1999 года N 1155 "О
поддержке Правительством Москвы оборонных предприятий, расположен-
ных в городе Москве", от 8 февраля 2000 года N 99 "Об использова-
нии земель, занимаемых предприятиями и организациями оборонно-про-
мышленного комплекса", в целях реализации комплексного подхода к
оздоровлению и стабилизации финансово-экономического положения
оборонных предприятий, включения в общегородской хозяйственный
оборот занимаемых ими земельных участков и расположенного на них
недвижимого имущества, не связанных с обеспечением обороноспособ-
ности государства, для оптимизации процесса размещения на террито-
рии города производств и повышения эффективности использования го-
родских земельных ресурсов.
2. Настоящая концепция является составной частью Московской
программы поддержки оборонных предприятий.
Предметом регулирования в соответствии с настоящей концепцией
являются земельные отношения, возникающие между собственником зе-
мельных участков городом Москвой и предприятиями (организациями)
(далее - предприятия) оборонно-промышленного комплекса, располо-
женными в г.Москве, в части осуществления мероприятий по повышению
эффективности использования промышленных земель города через повы-
шение экономической отдачи от хозяйствующих субъектов, связанных с
занимаемыми территориями.
3. Выделение предприятий ОПК в особый вид хозяйствующих субъ-
ектов и, как следствие, специально регулируемый вид субъектов зе-
мельных отношений, связано с дополнительными ограничениями, кото-
рые накладываются на право распоряжения основными средствами этих
субъектов, определяемыми стратегическими интересами безопасности
государства.
Право пользования и распоряжения земельными участками предп-
риятиями ОПК неразрывно связано с исполнением их государственных
оборонных функций, а потому не может быть предметом свободного
оборота до завершения уточнения (ревизии) федеральных программ
производства вооружений и военной техники (ВВТ), инвентаризации
имущества, интеллектуальной собственности и критически важных тех-
нологий, которые должны быть осуществлены во исполнение новой во-
енной доктрины и в соответствии с Концепцией управления государс-
твенным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
По различным, в том числе объективным, причинам уточнение
разделения юридических лиц на относимые и не относимые к текущему
составу ОПК не завершено. По действующему положению отнесение юри-
дических лиц к текущему составу оборонных агентств или иных феде-
ральных уполномоченных отраслевых органов касается только тех
предприятий, на которых в текущий период размещается государствен-
ный оборонный заказ. Тем не менее имеется определенное количество
промышленных юридических лиц, владеющих важными для государства
технологиями и интеллектуальной собственностью, имеющих мобилиза-
ционные мощности промышленного назначения или имеющих лицензии на
производство ВВТ, но по каким-либо причинам в настоящий момент не
включенных в текущий состав ОПК. Классификация предприятий ОПК бу-
дет завершена не ранее завершения вышеупомянутых федеральных прог-
рамм, а также после уточнения (и начала реализации) федеральной
целевой программы реформирования, реструктуризации и конверсии
оборонной промышленности, на что может потребоваться срок до нес-
кольких лет.
Дополнительные проблемы возникают в связи с противоречивостью
земельного законодательства Российской Федерации и неопределен-
ностью сроков завершения его полной разработки.
Таким образом, настоящая концепция повышения эффективности
использования земельных участков города Москвы, занимаемых предп-
риятиями (организациями) ОПК, носит переходный характер и подлежит
пересмотру по мере совершенствования законодательства Российской
Федерации в области земельных отношений и государственного оборон-
ного заказа.
4. Критерии отнесения юридических лиц к предприятиям ОПК
г.Москвы определены Положением о предприятиях - участниках Мос-
ковской программы поддержки оборонных предприятий, утвержденным
первым заместителем Премьера Правительства Москвы Шанцевым В.П. во
исполнение постановления Правительства Москвы от 21 декабря 1999
года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных предприя-
тий, расположенных в городе Москве".
В соответствии с Положением к предприятиям ОПК относятся:
предприятия дореформенного периода, входившие в состав оборонных
министерств СССР; предприятия, находившиеся в ведении федеральных
отраслевых органов управления дореформенного периода; предприятия,
имеющие мобилизационные мощности промышленного назначения или ли-
цензии на производство ВВТ, но не учитывающиеся по каким-либо при-
чинам в текущем составе, а также выделенные из дореформенных обо-
ронных предприятий самостоятельные подразделения, не учитывающиеся
на настоящий момент при распределении оборонного заказа, которым
тем не менее переданы основные средства или технологические линии
военного назначения.
В настоящее время в Москве зарегистрировано 596 хозяйствующих
субъектов, относимых к предприятиям ОПК. Из них 423 юридических
лица учтены в текущем составе оборонной промышленности и 173 выбы-
ли из него по различным причинам. Из состава хозяйствующих субъек-
тов ОПК Москвы в дореформенный период существовали как самостоя-
тельные предприятия 469 лиц - 265 государственных унитарных предп-
риятий и 204 открытых акционерных общества (в той или иной степени
утратили непосредственные связи с оборонным заказом 95 предприя-
тий).
Дореформенные предприятия получили в пользование земельные
участки при регистрации в качестве унитарных предприятий или в ре-
зультате приватизации имущественного комплекса. В соответствии с
принятой в настоящее время государственной политикой по регулиро-
ванию земельных отношений и эффективности землепользования рас-
сматриваемые в рамках настоящей концепции земельные участки отно-
сятся в основном к используемым недостаточно эффективно.
5. Существующий в настоящее время в г.Москве установленный
порядок приобретения и переуступки прав, связанных с земельными
участками, практически не позволяет хозяйствующим субъектам, явля-
ющимся историческими пользователями земельных территорий, полно-
ценно вступать в хозяйственные отношения, приводя к экономически
неоправданным затратам. Действующий порядок практически не позво-
ляет адекватно оценивать стоимость самого земельного участка без
привязки к находящемуся на нем имущественному комплексу, особенно
при изменении разрешенного вида использования с промышленного на
коммерческий.
2. Цели, мероприятия и приоритеты концепции повышения эффек-
тивности использования земельных участков города Москвы,
занимаемых предприятиями (организациями) ОПК
1. Целью концепции является формирование условий и создание
механизмов для увеличения суммы бюджетных поступлений от хозяйс-
твующих субъектов, связанных с земельными участками, пользователя-
ми которых в настоящее время являются предприятия ОПК г.Москвы, в
период осуществления Московской программы поддержки оборонных
предприятий при безусловном приоритетном обеспечении интересов бе-
зопасности государства в области обороны.
2. Для достижения целей концепции осуществляются следующие
комплексные мероприятия:
2.1. Возмездное отчуждение земельных участков, пользователями
которых в настоящее время являются предприятия ОПК, в случае если
новый пользователь будет обеспечивать более высокую экономическую
отдачу с единицы земельной площади в пользу города Москвы и го-
родского хозяйства.
2.2. Подготовка, согласование и сопровождение комплексных
программ на предприятиях ОПК по улучшению, обновлению, созданию
основных средств или совершенствование их структуры, или в отдель-
ных случаях - снижение бремени по их содержанию за счет получаемо-
го возмездного возмещения, передаваемого инвесторами при отчужде-
нии земельных участков.
2.3. Применение в установленном законодательством порядке по-
ниженных ставок исчисления платежей, связанных с землей, в рамках
комплексных договоров с предприятиями - участниками Московской
программы поддержки оборонных предприятий как при отчуждении
(высвобождении) земельных участков, так и в иных случаях, если в
определенные сроки суммарные поступления от такого предприятия в
пользу города увеличиваются.
2.4. Иные мероприятия, соответствующие целям концепции.
3. Основным и безусловным приоритетом в рамках настоящей кон-
цепции является обеспечение защиты обороноспособности страны при
реализации любых мероприятий, программ и планов, связанных с иму-
ществом или имущественными отношениями предприятий ОПК.
В процессе реализации мероприятий для достижения целей кон-
цепции приоритетными являются:
3.1. Возмездное отчуждение перед безвозмездным.
3.2. Определение инвестора на конкурсной основе перед заклю-
чением инвестиционного контракта.
3.3. Использование средств по п.3.2 в качестве целевого фи-
нансирования, предназначенного для улучшения структуры основных
фондов, приводящее к повышению стоимости собственного капитала
предприятия ОПК, перед мероприятиями, приводящими к снижению бре-
мени по содержанию имущественно-земельного комплекса.
3.4. Направление средств по п.3.2 в качестве целевого финан-
сирования, предназначенного для погашения задолженностей прошлых
периодов перед городом и городским хозяйством, связанных с содер-
жанием имущественно-земельного комплекса, перед мероприятиями,
связанными с уменьшением текущих платежей.
3.5. Отчуждение земельных участков непроизводственного или
вспомогательного назначения перед участками, на которых размещен
единый промышленно-технологический комплекс.
3.6. Отчуждение земельных участков для перебазирования иных
производств и предприятий из наиболее ценных экономических зон го-
рода перед иным способом использования высвобождаемого участка при
равном размещении.
3.7. Мероприятия, приводящие к сохранению или увеличению фи-
нансового потока, непосредственно связанного с земельными платежа-
ми, перед мероприятиями, приводящими к увеличению иных видов фи-
нансовых потоков в пользу города.
3. Объекты и субъекты имущественно-земельных отношений
в рамках концепции
1. Объектами земельных и иных имущественных отношений при ре-
ализации мероприятий в соответствии с настоящей концепцией могут
выступать:
- право собственности на имущественный комплекс;
- право собственности на объект незавершенного строительства;
- вещные и иные права на земельный участок.
Реализация вышеперечисленных прав производится в соответствии
с действующим законодательством посредством:
- сделок с имущественным комплексом или объектом незавершен-
ного строительства;
- выкупа права на заключение договора аренды земельного
участка;
- выкупа права на совершение сделок с арендными правами;
- последующих сделок с арендными правами, включая передачу
прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам;
- иных не противоречащих действующему законодательству сде-
лок.
2. Субъектами земельных и иных имущественных отношений при
реализации мероприятий в соответствии с настоящей концепцией выс-
тупают:
- инвесторы и иные потенциальные пользователи земельных
участков - юридические лица, в том числе органы государственной
власти и управления, к которым на тех или иных условиях переходят
права и обязанности, связанные с земельными участками;
- предприятия ОПК г.Москвы - юридические лица или их самосто-
ятельные подразделения, зарегистрированные на территории г.Москвы;
- собственник земельных участков - субъект Российской Федера-
ции город Москва в лице городской администрации;
- функциональный орган городской администрации по обеспечению
экономико-правового регулирования земельных отношений в г.Москве -
Московский земельный комитет;
- отраслевой орган городской администрации - Комитет по ре-
формированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
- федеральный отраслевой орган исполнительной власти - россий-
ские агентства по оборонным отраслям промышленности и иные уполно-
моченные органы государственной власти, в ведении которых находят-
ся предприятия ОПК;
- собственник имущества государственных унитарных предприятий
или акций приватизированных предприятий, приватизация которых не
завершена, - Министерство имущественных отношений Российской Феде-
рации;
- государственный заказчик оборонного заказа - Министерство
обороны Российской Федерации.
4. Основные принципы экономического механизма повышения эф-
фективности использования земельных участков города Москвы,
занимаемых предприятиями (организациями) ОПК
1. Повышение эффективности использования земельных участков
предприятий ОПК осуществляется путем индивидуальных мероприятий по
конкретному предприятию ОПК или его земельному участку.
2. Предприятия ОПК, заключившие комплексный договор с Комите-
том по реформированию оборонных предприятий, расположенных в горо-
де Москве, и получившие статус предприятия - участника Московской
программы поддержки оборонных предприятий, имеют право на примене-
ние ставок арендной платы, устанавливаемых в особом порядке в со-
ответствии с действующим законодательством на период участия в
программе. Высвобождаемые средства должны использоваться в следую-
щем приоритетном порядке:
- погашение задолженностей предыдущих периодов по обязатель-
ным платежам и сборам;
- восстановление текущей платежеспособности предприятия по
обязательным платежам и сборам;
- улучшение состояния имущественно-земельного комплекса, в
том числе путем финансирования мероприятий по снижению текущих
затрат на его содержание.
3. Повышение эффективности использования земельных участков
предприятий ОПК путем изменения разрешенного вида использования с
промышленного на коммерческий, осуществляемого в нижеследующем
порядке.
Предприятие ОПК, являющееся пользователем земельного участка
и имеющее намерение произвести его отчуждение в пользу третьих лиц,
подает заявку в отраслевой орган городской администрации в лице
Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в
городе Москве, который на основании предварительной экспертизы вы-
дает заключение о целесообразности проведения таких мероприятий.
Осуществляется разработка инвестиционного проекта, ориентиро-
ванного на достижение максимального экономического эффекта от из-
менения режима использования участка с учетом отраслевых ограниче-
ний. В рамках единого мероприятия допускается многосторонняя сдел-
ка с участием нескольких промышленных предприятий, если первона-
чально отчуждаемый участок используется для размещения производс-
твенно-технологического комплекса иного предприятия, в свою оче-
редь высвобождающего земельный участок на возмездных условиях.
Производится определение инвестиционных условий (целевого фи-
нансирования) в пользу прежнего пользователя земельного участка и
расчет стоимости прав, связанных с осуществлением полного комплек-
са мероприятий, включая изменение режима использования земельного
участка.
Исходя из прогнозируемой суммы целевого финансирования,
предприятие ОПК совместно с Комитетом по реформированию оборонных
предприятий, расположенных в городе Москве, готовит целевую прог-
рамму, ориентированную на улучшение состояния основных средств
предприятия, в том числе интеллектуальной собственности и иных не-
материальных активов, включая проведение или завершение науч-
но-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые также
приравниваются к улучшению состояния основных фондов. Подготовлен-
ная программа с приложением, в случае необходимости, результатов
инвентаризации предприятия согласовывается с федеральными отрас-
левыми органами государственного управления, а также с Министерс-
твом имущественных отношений Российской Федерации и основными го-
сударственными заказчиками в пределах их компетенции.
4. Целевое финансирование может осуществляться путем передачи
денежных средств или иного имущества, в том числе ценных бумаг, а
также путем поставки товаров, работ или услуг, необходимых для
осуществления мероприятий целевого характера в рамках целевых ме-
роприятий, осуществляемых на предприятии ОПК. Любое изменение по-
рядка финансирования подлежит обязательному согласованию с отрас-
левым органом в лице Комитета по реформированию оборонных предпри-
ятий, расположенных в городе Москве.
5. После окончательного перехода всех прав на земельный учас-
ток к инвестору, не относимому к предприятиям ОПК г.Москвы, и за-
вершения расчетов регулирование земельных отношений нового поль-
зователя производится в общем порядке.
5. Организационно-правовое обеспечение концепции
1. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8
февраля 2000 года N 99 "Об использовании земель, занимаемых предп-
риятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса" испол-
нителями концепции являются Московский земельный комитет в части
регулирования земельных отношений и Комитет по реформированию обо-
ронных предприятий, расположенных в городе Москве, в части отрас-
левого регулирования.
2. Настоящая концепция регулирует порядок взаимодействия го-
родской администрации с предприятиями (организациями) ОПК на пери-
од завершения разработки соответствующего законодательства Рос-
сийской Федерации и соответственно законодательства Москвы как
субъекта Российской Федерации в области управления государственной
собственностью, оборонного заказа и земельных отношений. По мере
совершенствования законодательства настоящая концепция подлежит
уточнению.
3. В целях согласования государственных интересов органов
власти и управления Российской Федерации и органов городской адми-
нистрации Москвы, отвечающих за земельно-имущественные отношения,
а также сокращение сроков подготовки документации, организацион-
но-правовая схема реализации настоящей концепции может быть уточ-
нена по итогам проведения практических мероприятий.
4. Внесение предложений на рассмотрение Мэра Москвы, Прави-
тельства Москвы, Премьера Правительства Москвы или его заместите-
лей в соответствии с их компетенцией по уточнению организацион-
но-правовой схемы, в том числе по привлечению к выполнению работ
специализированной организации, осуществляется Комитетом по рефор-
мированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве,
как отраслевым органом в порядке, установленном правовыми актами
города Москвы.
5. Основные исполнители настоящей концепции в лице Комитета
по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе
Москве, и Московского земельного комитета по итогам проведения
эксперимента во исполнение постановления Правительства Москвы от 8
февраля 2000 г. N 99 "Об использовании земель, занимаемых предпри-
ятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса" завершают
разработку и представляют на утверждение в установленном порядке
проекты нормативных документов, необходимых для реализации положе-
ний концепции.