ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 марта 1998 г. N 161-ПП
О проекте закона города Москвы "Об
охране и использовании памятников
истории и культуры"
В целях реализации конституционного права субъекта Российской
Федерации разработан проект закона города Москвы "Об охране и
использовании памятников истории и культуры". Необходимость разработки
законопроекта обусловлена изменениями в сложившейся на сегодняшний
день социально-экономической жизни столицы. Принятый двадцать лет и
ныне действующий Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников
истории и культуры" не отвечает современным требованиям и в ряде своих
положений не согласуется с новыми законодательными документами:
Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской
Федерации, бюджетным, налоговым, земельным законодательствами.
В целях создания действенного механизма защиты
историко-культурного наследия города в современных условиях,
совершенствования законодательной базы охраны и использования
памятников истории и культуры в городе Москве Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить представленный на рассмотрение Правительства Москвы
проект закона города Москвы "Об охране и использовании памятников
истории и культуры" (приложение).
2. Внести указанный законопроект на рассмотрение Московской
городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 10 марта 1998 г. N 161-ПП
Проект
З А К О Н
ГОРОДА МОСКВЫ
Об охране и использовании
памятников истории и культуры
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Фе-
дерации определяет правовой и имущественный статус недвижимых па-
мятников истории и культуры, расположенных на территории города
Москвы, регулирует отношения в сфере их охраны и использования вне
зависимости от форм собственности.
Целью настоящего Закона является реализация конституционного
права каждого на доступ к культурным ценностям, обеспечение береж-
ного отношения к памятникам истории и культуры в городе Москве и
их сохранности в интересах современников и будущих поколений.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Памятники истории и культуры
1. Памятниками истории и культуры являются расположенные на
территории города Москвы и связанные с историческими событиями и
развитием Москвы недвижимые объекты: здания, строения, сооружения,
участки культурного слоя, памятные (достопримечательные) места и
территории, а также движимые объекты, находящиеся в недвижимых и
являющиеся их неотъемлемой частью, представляющие историческую,
научную, художественную или иную культурную ценность и зарегистри-
рованные в Государственном реестре недвижимых памятников истории и
культуры.
2. К памятникам истории и культуры относятся объекты как сох-
ранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся
в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся
частью более поздних объектов.
3. В соответствии с федеральным законодательством все памят-
ники истории и культуры, находящиеся на территории города Москвы,
охраняются государством.
Статья 2. Охрана памятников истории и культуры
Охрана памятников истории и культуры - система правовых, ор-
ганизационных, финансовых, информационных и иных мер, направленных
на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию, популяриза-
цию и обеспечение режима содержания и использования недвижимых
объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность.
Статья 3.Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Государственный реестр недвижимых памятников - перечень нед-
вижимых памятников истории и культуры, принятых под охрану госу-
дарства, и дополнения к нему;
земли историко-культурного назначения - земли, на которых (в
которых) располагаются памятники истории и культуры, в том числе:
исторические территории памятников истории и культуры, зоны охраны
памятников, государственные историко-культурные заповедники (му-
зеи-заповедники) историко-культурные и природно-рекреационные
комплексы, памятники садово-паркового искусства и природные ланд-
шафты, воинские и гражданские некрополи, индустриальные, археоло-
гические памятники и иные объекты историко-культурного наследия;
зоны охраны недвижимого памятника - земельные (водные) участ-
ки, примыкающие к территории памятника истории и культуры, а также
пространство над и под ним, необходимые для обеспечения материаль-
ной сохранности и культурной ценности, пространственной целостнос-
ти памятника, утвержденные в своих границах в установленном насто-
ящим Законом порядке с определенным режимом использования;
историческая территория недвижимого памятника - земельный
участок, сформировавшийся в процессе исторического развития памят-
ника истории и культуры, и непосредственно связанный с ним (с уче-
том современного состояния инфраструктуры города);
историко-культурное наследие - свидетельства духовной и мате-
риальной культуры прошлого, воплощенные в движимых и недвижимых
объектах;
исторические и культурные ценности - объекты исторического и
культурного наследия, прошедшие историко-культурную экспертизу и
предложенные к постановке под государственную охрану;
исторический город - город, обладающий выдающейся историчес-
кой, архитектурной, археологической, ландшафтной или иной цен-
ностью и включенный в Список исторических городов и исторических
поселений Российской Федерации в соответствии с федеральным зако-
нодательством;
консервация - совокупность мер, в том числе технических мер
защиты памятников истории и культуры, художественных произведений,
обеспечивающих их длительную сохранность;
недвижимые ансамблевые памятники истории и культуры - истори-
чески или по единому замыслу сложившиеся ансамбли или комплексы
недвижимых памятников истории и культуры в их архитектурной, гра-
достроительной и ландшафтной взаимосвязи, культурно-исторические
памятные (достопримечательные) места и территории;
недвижимые единичные памятники истории и культуры - здания
или сооружения, отдельные или образующие четко локализуемые ан-
самбли, вместе с их историческими территориями и находящимися в
них движимыми культурными ценностями, археологические культурные
слои;
охранные нормативы - правила использования, ухода и ремонта
объектов историко-культурного наследия или их отдельных характер-
ных элементов в целях максимального обеспечения их исторической
ценности во избежание внесения значительных изменений в элементы,
помещения и пространственные соотношения, а также нового строи-
тельства;
объекты исторического и культурного наследия - здания, соору-
жения и иные недвижимые и связанные с ними движимые объекты, обла-
дающие исторической, научной, художественной или иной культурной
ценностью;
особо ценные объекты культурного наследия народов Российской
Федерации - историко-культурные и природные комплексы, архитектур-
ные ансамбли и единичные памятники, учреждения и организации куль-
туры и иные объекты, представляющие собой материальные, интеллек-
туальные и художественные ценности эталонного или уникального ха-
рактера с точки зрения истории, археологии, архитектуры, науки и
искусства, отнесенные к таковым указами Президента Российской Фе-
дерации;
открытый лист - разрешение на право проведения археологичес-
ких исследований, выдаваемое уполномоченным на то органом и ре-
гистрируемое в установленном порядке;
охранно-арендный договор - сделка, заключенная в установлен-
ном порядке между государственным органом охраны и использования
памятников истории и культуры и государственным органом по управ-
лению имуществом - с одной стороны, и арендатором - с другой сто-
роны по поводу условий содержания, режима использования и аренды
объекта, отнесенного к памятникам истории и культуры, и зарегист-
рированная в соответствии с действующим законодательством;
охранное обязательство - соглашение, заключенное между госу-
дарственным органом охраны и использования памятников истории и
культуры и юридическими лицами и гражданами - собственниками па-
мятника истории и культуры о порядке и условиях содержания и ис-
пользования памятника;
охранный договор - сделка, заключенная между государственным
органом охраны и использования памятников истории и культуры и ре-
лигиозными объединениями, в безвозмездное пользование которым пе-
редаются памятники истории и культуры для совершения в них религи-
озных обрядов, о порядке и условиях содержания и использования па-
мятников;
памятники местного значения - недвижимые памятники истории и
культуры, принятые под охрану государства по решению Правительства
Москвы;
памятники федерального (общероссийского) значения - недвижи-
мые памятники истории и культуры, принятые под охрану государства
по решению Правительства Российской Федерации;
реабилитация - восстановление нарушенных функций памятников
истории и культуры, объектов историко-градостроительной среды, ис-
торических территорий, достигаемое применением комплекса градост-
роительных и охранных мер;
регенерация - восстановление (воссоздание) утраченных элемен-
тов архитектурных ансамблей или градостроительных образований;
восстановление целостности памятников истории и культуры, объектов
исторической среды;
реконструкция - коренное переустройство, перестройка зданий,
строений, сооружений, городских территорий с целью улучшения, усо-
вершенствования; восстановление первоначального вида, облика па-
мятников, объектов историко-градостроительной среды, территорий по
сохранившимся остаткам, письменным или графическим источникам;
реставрация - комплекс исследовательских, проектных и произ-
водственных работ, проводимых на памятниках истории и культуры, с
целью максимального обеспечения их сохранности и выявления истори-
ко-культурной ценности;
список выявленных недвижимых историко-культурных ценностей -
перечень недвижимых объектов, расположенных на территории города
Москвы, предлагаемых для включения в Государственный реестр недви-
жимых памятников истории и культуры города Москвы;
список учетных недвижимых объектов историко-культурного нас-
ледия - перечень недвижимых объектов, расположенных на территории
города Москвы, выявленных в результате натурных, документальных и
иных исследований и состоящих на учете в государственном органе
охраны памятников истории и культуры города Москвы; ущерб, причи-
ненный памятнику истории и культуры - изменение внешнего облика
памятника, его конструкций, планировки, декора фасадов и интерь-
еров, разрушение отдельных элементов зданий, сооружений, археоло-
гических объектов и иных памятников истории и культуры, а также
застройка территории и зоны охраны памятника, приведшие к частич-
ной или полной утрате памятником своей историко-культурной ценнос-
ти.
Статья 4. Виды памятников истории и культуры
К памятникам истории и культуры, расположенным на территории
города Москвы, в соответствии со статьей 1 настоящего Закона отно-
сятся:
памятники архитектуры и градостроительства:
- единичные памятники: здания и сооружения, а также локальные
архитектурные ансамбли фортификационного, культового, дворцового,
жилого, общественного, административного, торгового, производс-
твенного, транспортного, научного, учебного назначения вместе с их
историческими территориями, пространством и неотделимыми от них
произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного ис-
кусства, надписями;
- ансамбли: совокупность в их художественно-композиционной
связи единичных недвижимых памятников и открытых пространств,
включая места археологических раскопок, обладающие универсальной
ценностью с архитектурной, исторической, археологической, эстети-
ческой или социально-культурной точек зрения, как- то: историчес-
кий центр города, историческая планировочная структура, городские
улицы, площади, кварталы, архитектурные ансамбли с окружающими их
ландшафтами, а также неразрывно связанные с ними произведения
изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- памятники садово-паркового искусства и природные ландшафты:
скверы, бульвары, аллеи, фонтаны и декоративные водоемы, мостки,
плотины, парковые павильоны, скамьи и другие малые архитектурные
формы; территории, имеющие универсальную ценность как совместные
творения природы и человека, как- то: парки, сады, пруды; му-
зеи-заповедники, историко-культурные и природно-рекреационные
комплексы.
Памятники истории:
- здания и сооружения, памятные (достопримечательные) места и
предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни
города, а также с развитием науки и техники, культуры и быта насе-
ления Москвы, с жизнью выдающихся исторических личностей, госу-
дарственных, военных деятелей, деятелей науки, литературы и ис-
кусства, их захоронения, а также захоронения погибших за свободу и
независимость Родины, мемориальные комплексы.
Памятники археологии:
- объекты жилого назначения: культурный слой древних поселе-
ний, включающий городища, селища, стоянки;
- объекты фортификационного назначения: земляные валы, рвы,
остатки деревоземных и каменных укреплений;
- объекты религиозного назначения: остатки древних храмов,
монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обря-
дов;
- места древних погребений: курганные и грунтовые могильники,
отдельные погребения, некрополи, мавзолеи;
- древние намогильные и ритуальные сооружения: каменные крес-
ты, культовые камни, изваяния, эпиграфические памятники;
- объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охот-
ничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добы-
вающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных со-
оружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и др.),
транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и др.),
инфраструктура водных и водноволоковых путей;
- случайно обнаруженные объекты: клады, находки.
Памятники искусства:
- городские памятники (монументы) и памятные знаки, посвящен-
ные важнейшим событиям в истории Москвы и России, выдающимся граж-
данам; произведения монументальной скульптуры, монументальной жи-
вописи, монументально-декоративного искусства, мозаики, витражи;
произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скуль-
птуры, связанные с недвижимыми памятниками, как элементы обстано-
вочного комплекса.
К памятникам истории и культуры могут относиться и иные, не
поименованные в настоящем Законе объекты, комплексы объектов, а
также их фрагменты, представляющие историческую, научную, худо-
жественную или иную культурную ценность.
Статья 5. Законодательство города Москвы об охране и
использовании памятников истории и культуры
и предмет его регулирования
1. Настоящий Закон основывается на Конституции Российской Фе-
дерации, Федеративном договоре, Законе РСФСР "Об охране и исполь-
зовании памятников истории и культуры", Федеральном законе "Основы
законодательства Российской Федерации о культуре", указах Прези-
дента Российской Федерации, Уставе города Москвы, иных правовых
актах Российской Федерации и города Москвы.
2. Предметом регулирования настоящего Закона являются отноше-
ния, возникающие в связи с охраной и использованием недвижимых па-
мятников истории и культуры, расположенных на территории города
Москвы, в целях обеспечения их сохранности, общественной доступ-
ности и надлежащего использования.
3. Особенности охраны, использования, учета и реставрации
движимых объектов (предметов), составляющих архивные, музейные,
библиотечные и иные государственные фонды, входящих в состав част-
ных собраний и коллекций, регулируются иным законодательством.
Статья 6. Состав законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры
Законодательство об охране и использовании памятников истории
и культуры состоит из Закона РСФСР "Об охране и использовании па-
мятников истории и культуры", настоящего Закона и издаваемых в со-
ответствии с ними иных нормативных правовых актов с учетом специ-
фики Москвы как крупнейшего исторического города России и совре-
менного города - мегаполиса.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 7. Управление и государственный контроль в области
охраны и использования памятников истории и
культуры
Управление и государственный контроль в области охраны и ис-
пользования памятников истории и культуры в городе Москве осущест-
вляется специально уполномоченными государственными органами охра-
ны и использования памятников истории и культуры и органами по уп-
равлению имуществом по вопросам их компетенции.
Статья 8. Полномочия Правительства Москвы по охране и
использованию памятников истории и культуры
Правительство Москвы в области охраны и использования памят-
ников истории и культуры, расположенных на территории города Моск-
вы:
- участвует в разработке и реализации федеральных программ по
охране и использованию памятников истории и культуры, расположен-
ных на территории города Москвы;
- разрабатывает, утверждает городские программы по охране и
использованию памятников истории и культуры;
- осуществляет управление памятниками истории и культуры, на-
ходящимися в государственной собственности города Москвы;
- управление памятниками, находящимися в государственной
собственности Российской Федерации, осуществляется в установленном
порядке;
- принимает решения о включении недвижимых памятников истории
и культуры города Москвы в Государственный реестр недвижимых па-
мятников истории и культуры местного значения.
Статья 9. Специально уполномоченный государственный орган
охраны и использования недвижимых памятников
истории и культуры города Москвы
1. Специально уполномоченный государственный орган охраны и
использования недвижимых памятников истории и культуры города
Москвы (далее - орган охраны памятников) входит в систему органов
Московской городской администрации, отвечающих за градостроитель-
ную и архитектурную деятельность в городе Москве и осуществляет
свои функции во взаимодействии с федеральным органом охраны памят-
ников, федеральным и городским органами по управлению имуществом
по вопросам, отнесенным к их компетенции.
2. Предписания органа охраны памятников в пределах его компе-
тенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании
или собственности которых находятся памятники истории и культуры.
3. Положение об органе охраны памятников утверждается Прави-
тельством Москвы.
Статья 10. Полномочия специально уполномоченного
государственного органа охраны и использования
недвижимых памятников истории и культуры
города Москвы
1. К предметам ведения органа охраны памятников в соответс-
твии с его компетенцией относятся:
- осуществление контроля за соблюдением законодательства об
охране и использовании памятников истории и культуры;
- организация выполнения мероприятий по обеспечению сохран-
ности памятников истории и культуры в городе Москве;
- участие в осуществлении федеральных программ в области ох-
раны памятников истории и культуры; разработка, внесение на ут-
верждение Правительства Москвы и реализация городских программ по
выявлению, изучению, учету, охране, реставрации, популяризации и
использованию памятников истории и культуры, расположенных на тер-
ритории города Москвы;
- подготовка предложений для утверждения в установленном по-
рядке в Московской городской Думе перечня недвижимых памятников
истории и культуры, являющихся государственной собственностью
Москвы, и дополнений к нему;
- рассмотрение и согласование в установленном порядке проек-
тов планировки, застройки и реконструкции территорий города, имею-
щих памятники истории и культуры, а также проектов реставрации
недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве;
- ведение в установленном порядке государственного учета па-
мятников истории и культуры, в том числе: формирование государс-
твенных списков выявленных недвижимых историко-культурных ценнос-
тей и учетных недвижимых объектов историко-культурного наследия;
подготовка предложений о постановке выявленных недвижимых истори-
ко-культурных ценностей под охрану государства; подготовка предло-
жений о переводе памятников истории и культуры местного значения в
категорию памятников федерального (общероссийского) значения;
- установление режима содержания и использования памятников
истории и культуры, земель историко-культурного назначения; разра-
ботка проектов зон охраны памятников истории и культуры, представ-
ление их на утверждение в установленном порядке;
- планирование, организация и координация работ по выявлению,
исследованию, консервации, ремонту и реставрации памятников исто-
рии и культуры;
- по согласованию с федеральным органом охраны памятников на-
учно-методическое руководство делом охраны, изучения и реставрации
памятников истории и культуры в городе Москве;
- организация надлежащего использования памятников истории и
культуры, их популяризации в образовательных, эстетических и иных
гуманитарных целях;
- оформление охранной и охранно-арендной документации по па-
мятникам истории и культуры;
- осуществление контроля за выполнением мероприятий по обес-
печению сохранности памятников при производстве строительных, до-
рожных и других работ;
- согласование отвода земельных участков на территории города
Москвы, связанных с памятниками истории и культуры и землями исто-
рико-культурного назначения;
- ведение общегородского мониторинга объектов недвижимости,
отнесенных к памятникам истории и культуры, к выявленным объектам,
представляющим историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность, а также земель историко-культурного назначе-
ния;
- осуществление контроля за проведением охранных археологи-
ческих исследований, включая проектные и натурные работы;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалифи-
кации специалистов в области охраны и использования памятников ис-
тории и культуры в городе Москве.
2. Для выполнения возложенных на него задач орган охраны па-
мятников имеет право:
- принимать в установленном порядке на свой баланс недвижимые
памятники истории и культуры и объекты, имеющие историко-культур-
ную ценность; совместно с соответствующими органами по управлению
имуществом предоставлять их в аренду или пользование юридическим
лицам и гражданам на основании охранно-арендных и охранных догово-
ров;
- проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и
реставрации памятников истории и культуры, в случае необходимости
изучать состояние памятников независимо от того в чьей собствен-
ности или в чьем пользовании они находятся, составлять акты техни-
ческого состояния памятников, выдавать предписания по устранению
выявленных нарушений;
- приостанавливать работы по исследованию, реставрации, кон-
сервации, ремонту, приспособлению и использованию памятников исто-
рии и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках, в пределах
их территорий, историко-культурных заповедников (музеев-заповедни-
ков), зон охраны памятников, если эти работы осуществляются само-
вольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов науч-
ной реставрации, технических условий и иных правил;
- приостанавливать строительные, дорожные и другие работы в
случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности
для памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны;
- обращаться в суд и арбитражный суд в случаях нарушения пра-
вил охраны и использования памятников истории и культуры, установ-
ленных действующим законодательством об охране и использовании па-
мятников истории и культуры и иными нормативными правовыми актами
города Москвы;
- беспошлинно возбуждать иски о нарушении законодательства об
охране и использовании памятников истории и культуры, а также в
случае причинения памятникам ущерба;
- определять размер нанесенного памятнику ущерба;
- налагать в установленном порядке административные взыскания
в виде штрафов за нарушение правил охраны и использования памятни-
ков истории и культуры города Москвы;
- в установленном порядке вносить предложения по совершенс-
твованию законодательных и иных нормативных правовых актов города
Москвы по вопросам своей компетенции;
- использовать денежные средства, аккумулируемые на счете ор-
гана охраны памятников, на проведение ремонтно-реставрационных,
консервационных, научно-исследовательских работ и прочие расходы,
связанные с охраной памятников истории и культуры;
- подготавливать совместно с государственным органом по уп-
равлению имуществом города Москвы программы приватизации памятни-
ков истории и культуры местного значения и представлять на утверж-
дение Правительства Москвы;
- создавать в установленном порядке подведомственные специа-
лизированные службы для осуществления мероприятий по охране, ис-
пользованию, реставрации, исследованию, популяризации памятников
истории и культуры и в иных целях, согласно своей компетенции.
3. Орган охраны памятников может обладать иными полномочиями
в соответствии с Положением о нем, утверждаемым в установленном
порядке, согласно статье 9 настоящего Закона.
Статья 11. Участие общественных объединений в осуществлении
мероприятий по обеспечению сохранности памятников
истории и культуры
Московское городское отделение Всероссийского общества охраны
памятников истории и культуры, иные общественные объединения в
сфере историко-культурного наследия, творческие союзы способствуют
привлечению населения к активному и непосредственному участию в
охране историко-культурного наследия, осуществляют популяризацию
памятников истории и культуры и законодательных актов об их охране
и использовании, содействуют работе органа охраны памятников,
участвуют в общественных рассмотрениях проектных материалов, свя-
занных с охраной памятников, осуществляют общественный контроль за
сохранностью объектов историко-культурного наследия, а также вы-
полняют другие функции в порядке, определяемом своими уставами.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ НЕДВИЖИМЫХ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 12. Организация государственного учета памятников
истории и культуры
1. Государственному учету подлежат все памятники истории и
культуры, расположенные на территории города, независимо от того,
в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся.
Государственный учет памятников истории и культуры включает
выявление и обследование памятников, определение их исторической,
научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и
изучение, составление учетных документов, ведение государственных
списков недвижимых памятников истории и культуры города Москвы.
2. Государственный учет памятников истории и культуры осу-
ществляется на основании списков выявленных недвижимых истори-
ко-культурных ценностей и Государственного реестра недвижимых па-
мятников истории и культуры.
3. Недвижимые единичные памятники культуры подлежат учету и
постановке под государственную охрану вместе с их историческими
территориями, определяемыми органом охраны памятников на основе
научных исследований.
Статья 13. Порядок выявления, обследования объектов историко-
культурного наследия и включения их в Список
учетных недвижимых объектов историко-культурного
наследия
1. Выявление, обследование, фиксацию объектов историко-куль-
турного наследия проводит орган охраны памятников или привлекаемые
им на договорной основе специализированные организации, творческие
коллективы и специалисты.
Объекты историко-культурного наследия вносятся в Список учет-
ных недвижимых объектов историко-культурного наследия и находятся
под наблюдением органа охраны памятников.
2. Недвижимые объекты историко-культурного наследия принима-
ются на учет и под государственную охрану как памятники истории и
культуры не ранее, чем через 50 лет после их создания или связан-
ных с ними исторических событий.
Статья 14. Список выявленных недвижимых историко-культурных
ценностей
1. Историко-культурная экспертиза выявленных объектов, пред-
ложенных к постановке на государственный учет и охрану и внесенных
в Список учетных недвижимых объектов историко-культурного насле-
дия, организуется органом охраны памятников при участии независи-
мых экспертов, специалистов в области градостроительства, архитек-
туры, монументального, монументально-декоративного искусства, ис-
тории, археологии.
Объекты, отнесенные по результатам экспертизы к обладающим
общественно- значимой историко-культурной ценностью, включаются в
Список выявленных недвижимых историко-культурных ценностей города
Москвы.
2. Список выявленных недвижимых историко-культурных ценностей
города Москвы формируется и ведется органом охраны памятников.
Статья 15. Государственный реестр недвижимых памятников
истории и культуры, принятых под государственную
охрану
Государственный реестр недвижимых памятников истории и куль-
туры включает в себя объекты историко-культурного наследия, отне-
сенные решениями Правительства Российской Федерации к охраняемым
государством памятникам истории и культуры федерального (общерос-
сийского) значения или решениями Правительства Москвы - к памятни-
кам местного значения.
ГЛАВА 4. СОБСТВЕННОСТЬ НА НЕДВИЖИМЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ
Статья 16. Формы собственности на памятники истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, расположенные на территории
города Москвы, могут находиться в собственности граждан, юридичес-
ких лиц, Российской Федерации, города Москвы, внутригородских му-
ниципальных образований. Приобретение и отчуждение прав собствен-
ности на памятники истории и культуры допускаются лишь в соответс-
твии с положениями федерального законодательства и настоящего За-
кона.
2. Памятники истории и культуры местного значения, которые не
имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от
права собственности на которые собственник отказался, переходят в
установленном федеральным законодательством порядке в государс-
твенную собственность.
3. Памятники археологии, включая связанные с ними предметы и
находки, поступают в установленном федеральным законодательством
порядке в государственную собственность.
Статья 17. Порядок отчуждения памятников истории и культуры
из государственной собственности и приобретения
прав собственности на памятники истории и
культуры
1. Расположенные на территории города Москвы недвижимые па-
мятники истории и культуры местного значения и выявленные объекты,
имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную
ценность, могут отчуждаться из государственной собственности горо-
да Москвы в порядке и на условиях, определяемых федеральным зако-
нодательством, настоящим Законом, законодательными и иными норма-
тивными правовыми актами города Москвы.
2. Памятники истории и культуры и культурные ценности, нахо-
дящиеся в оперативном управлении организаций культуры, отнесенные
к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской
Федерации, а также памятники федерального (общероссийского значе-
ния) отчуждению из государственной собственности не подлежат.
3. Недвижимые памятники истории и культуры являются ограни-
ченно оборотоспособными объектами собственности. Отчуждение памят-
ника истории и культуры из государственной собственности и переда-
ча его в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных об-
разований производится в установленном действующим законодательст-
вом порядке при условии заключения будущим собственником памятника
охранного обязательства с органом охраны памятников.
4. Переход памятника от одного собственника к другому возмо-
жен только при заключении новым собственником охранного обязатель-
ства с органом охраны.
5. Преимущественное право приобретения памятника в случае его
отчуждения из государственной собственности при соблюдении прочих
равных условий предоставляется юридическим лицам и гражданам, осу-
ществившим по нему на условиях аренды или финансирования ремонт-
но-реставрационные работы в соответствии с условиями охран-
но-арендного договора или дополнительного соглашения с органом ох-
раны памятников.
ГЛАВА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ
Статья 18. Цели и задачи охраны памятников истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, расположенные на территории
города Москвы, подлежат охране от уничтожения, повреждения, нару-
шения установленного порядка использования и других действий, при-
чиняющих ущерб памятникам, а также защите от неблагоприятного воз-
действия окружающей среды и иных негативных воздействий.
2. Охрана и защита памятников истории и культуры в городе
Москве осуществляется с учетом их особенностей и включает в себя
комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному
использованию памятников истории и культуры, сохранению их от
уничтожения, повреждения, загрязнения и иных негативных воздейс-
твий.
Статья 19. Использование памятников истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, которые находятся в госу-
дарственной собственности Российской Федерации и города Москвы и
могут быть использованы в хозяйственных или иных практических це-
лях, передаются в установленном порядке в аренду или пользование
юридическим лицам и гражданам.
2. Использование памятников истории и культуры в хозяйствен-
ных или иных практических целях допускается, если это не наносит
ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко-художест-
венной ценности.
3. Функциональное назначение памятника определяется по согла-
сованию с органом охраны памятников.
4. Не допускается единовременное использование памятника ис-
тории и культуры, в том числе ансамбля, несколькими пользователя-
ми, без определения ответственного пользователя.
5. Юридические лица и граждане, в пользовании, хозяйственном
ведении, оперативном управлении или собственности которых находят-
ся памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблю-
дать правила их охраны и использования, установленные федеральным
законодательством, настоящим Законом, законодательными и иными
нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 20. Порядок и условия предоставления в аренду или
пользование памятников истории и культуры
1. Условия содержания и режим использования памятников исто-
рии и культуры определяются органом охраны памятников для каждого
памятника, находящегося в пользовании, хозяйственном ведении или
оперативном управлении юридических лиц и граждан на основании со-
ответствующего охранного документа: охранно-арендного договора или
охранного договора.
2. Охранно-арендные договоры заключаются в установленном по-
рядке между органом охраны памятников, на балансе которого состоят
здания, строения, отнесенные к памятникам истории и культуры, и
органом по управлению имуществом города Москвы - с одной стороны,
и юридическими лицами и гражданами - с другой стороны, которым
предоставляются во временное пользование недвижимые памятники ис-
тории и культуры для использования в хозяйственных или иных прак-
тических целях, и регистрируются в соответствии с действующим за-
конодательством.
За использование памятников на основании охранно-арендных до-
говоров взимается арендная плата. Ставки арендной платы устанавли-
ваются и утверждаются в установленном порядке.
3. Охранные договоры заключаются между религиозными объедине-
ниями, в пользование которым предоставляются недвижимые памятники
истории и культуры для совершения в них религиозных обрядов, и ор-
ганом охраны памятников, на балансе которого состоят эти памятни-
ки.
Памятники культового назначения могут быть переданы по их
прямому назначению в бессрочное и безвозмездное пользование реше-
нием Правительства Москвы по представлению органа по управлению
имуществом города Москвы и органа охраны памятников.
4. При использовании религиозными объединениями недвижимых
памятников истории и культуры, их отдельных помещений, а также
связанных с ними территорий и сооружений в иных целях заключаются
охранно-арендные договоры на общих основаниях.
Статья 21. Обязанности пользователей памятников истории и
культуры
В соответствии с охранно-арендным договором и охранным дого-
вором юридические лица и граждане, получившие памятники в безвоз-
мездное пользование или в аренду, обязаны:
- выполнять требования настоящего Закона по охране и исполь-
зованию памятников истории и культуры;
- содержать памятник истории и культуры в надлежащем состоя-
нии;
- осуществлять ремонтно-реставрационные работы в соответствии
с требованиями, установленными настоящим Законом;
- выполнять указания органа охраны памятников по содержанию и
использованию памятника истории и культуры;
- обеспечивать общественную доступность памятников;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Зако-
ном и договором.
Статья 22. Досрочное прекращение права пользования
памятниками истории и культуры
Использование переданного в аренду или безвозмездное пользо-
вание памятника истории и культуры с нарушением требований настоя-
щего Закона, а также бесхозяйственное содержание памятника сущест-
венно ухудшающее его состояние, создающее угрозу сохранности па-
мятника или наносящее ущерб его историко-художественной ценности,
является основанием для досрочного прекращения охранно-арендного
договора и договора о безвозмездном пользовании памятником истории
и культуры, а также основанием для лишения права пользования зе-
мельным участком, связанным с памятником истории и культуры, в по-
рядке, установленном действующим законодательством.
Статья 23. Обязанности юридических лиц и граждан, в
собственности которых находятся памятники
истории и культуры
Юридические лица и граждане, в собственности которых находят-
ся памятники истории и культуры, несут ответственность за их сох-
ранность и обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета
и реставрации памятников, установленные настоящим Законом, обеспе-
чивать общественную доступность памятников, а также выполнять иные
требования, предусмотренные охранными обязательствами.
Статья 24. Выкуп бесхозяйственно содержимых памятников истории
и культуры, находящихся в собственности юридических
лиц и граждан
Бесхозяйственно содержащиеся памятники истории и культуры,
что грозит им порчей или утратой ими своего значения, находящиеся
в собственности юридических лиц и граждан, подлежат принудительно-
му выкупу по решению суда в соответствии с гражданским законода-
тельством.
Статья 25. Обеспечение сохранности памятников, находящихся
на землях, предоставленных в пользование
Юридические лица и граждане обязаны обеспечивать сохранность
памятников истории и культуры, находящихся на землях, предостав-
ленных им в пользование, на основе охранных договоров или охранных
обязательств, заключаемых в этом случае с органом охраны памятни-
ков.
Статья 26. Зоны охраны памятников истории и культуры в городе
Москве
В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории
и культуры на территориях, сопряженных с ними, устанавливаются зо-
ны охраны. К ним относятся:
- охранная зона памятника истории и культуры - территория,
непосредственно окружающая памятник, предназначенная для обеспече-
ния сохранности памятника, целесообразного его использования и эс-
тетического восприятия;
- зона регулирования застройки - территория, окружающая ох-
ранную зону памятника, необходимая для сохранения или восстановле-
ния характера исторической планировки, пространственной структуры,
своеобразия архитектурного облика, для закрепления значения памят-
ников в застройке или ландшафте, для обеспечения архитектурного
единства новых построек с исторически сложившейся средой;
- зона охраняемого природного ландшафта устанавливается на
территории, не вошедшей в состав охранных зон и зон регулирования
застройки, для сохранения ценного ландшафта - водоемов, рельефа,
определивших местоположение господствующих в композиции зданий и
сооружений, влияющих на целостность исторического облика террито-
рии города или памятника, расположенного в природном окружении.
Статья 27. Порядок установления и утверждения зон
охраны памятников истории и культуры
Зоны охраны памятников истории и культуры в городе Москве ус-
танавливаются на основе проектных разработок по представлению ор-
гана охраны памятников и органа архитектуры и градостроительства
при принятии решения о включении памятника в Государственный реес-
тр недвижимых памятников истории и культуры города Москвы и ут-
верждаются в установленном порядке.
Статья 28. Порядок производства земляных, строительных и
других работ, а также хозяйственной деятельности
в зонах охраны памятников истории и культуры
В пределах зон охраны памятников истории и культуры произ-
водство земляных, строительных и других работ, а также хозяйствен-
ная деятельность запрещается без разрешения соответствующего орга-
на охраны памятников.
Статья 29. Охрана выявленных недвижимых памятников истории
и культуры
Выявленные недвижимые объекты, представляющие историческую,
научную, художественную или иную культурную ценность, до решения
вопроса о принятии их на государственный учет как памятников исто-
рии и культуры города Москвы, подлежат охране в соответствии с
требованиями действующего законодательства об охране памятников
истории и культуры.
Статья 30. Перемещение, изменение, снос памятников истории и
культуры
1. Перемещение, изменение, снос недвижимых памятников истории
и культуры запрещаются. Исключение из этого правила допускается в
каждом отдельном случае только с разрешения Правительства Российс-
кой Федерации.
2. Юридические лица и граждане, получившие такое разрешение,
при осуществлении перемещения, изменения или сноса памятника обя-
заны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных настоящим За-
коном и другими нормативными правовыми актами по охране и исполь-
зованию памятников истории и культуры, а орган охраны памятников
обязан провести работы по научному изучению и фиксации памятника.
3. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, про-
изводятся за счет юридических лиц и граждан, получивших разрешение
на перемещение, изменение или снос памятника.
Статья 31. Обеспечение сохранности памятников истории и
культуры при производстве строительных и других
работ
1. Строительные, дорожные и другие работы, проводимые на тер-
ритории памятника истории и культуры и в границах зон его охраны
осуществляются по специальному проекту, согласованному с федераль-
ным или городским органами охраны памятников в соответствии с их
компетенцией.
2. Проекты строительных дорожных, землеустроительных и других
работ должны предусматривать мероприятия по обеспечению сохраннос-
ти памятников истории и культуры.
3. Организации, ведущие строительные, дорожные и другие рабо-
ты, обязаны соблюдать требования федерального законодательства,
настоящего Закона, законодательства и иных нормативных правовых
актов города Москвы.
Статья 32. Приостановление строительных и других работ,
представляющих опасность для памятников истории
и культуры
1. В случае возникновения в процессе проведения строительных,
дорожных и других работ опасности для памятников истории и культу-
ры либо нарушения правил их охраны, эти работы могут быть приоста-
новлены соответствующим органом охраны памятников.
2. Приостановленные в указанных случаях работы возобновляются
с письменного разрешения соответствующего органа охраны памятников
после устранения причины, вызвавшей остановку работ.
Статья 33. Ограничение движения транспортных средств в зонах
охраны и вблизи памятников истории и культуры
Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов
по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или проле-
гающим через их зоны охраны, может быть ограничено или запрещено
Правительством Москвы по представлению органа охраны памятников.
Статья 34. Ведение раскопок и разведок памятников археологии
1. Раскопки и разведки памятников археологии проводятся на
основании специального разрешения - открытого листа, выдаваемого
Институтом археологии Российской Академии наук и регистрируемого в
установленном федеральным законом порядке.
2. Юридические лица и граждане, осуществляющие археологичес-
кие раскопки, исследования археологических объектов и памятников,
несут ответственность за сохранность памятников в процессе прове-
дения раскопок и исследований до завершения этих работ и принятия
их результатов органом охраны памятников.
Статья 35. Ограничение использования территорий и зон охраны
памятников археологии
Земельные и водные участки в пределах территорий памятников
археологии и зон их охраны подлежат изъятию из хозяйственного ис-
пользования, если таковое может привести к разрушению памятника
археологии или не соответствует установленному режиму использова-
ния земель и вод.
ГЛАВА 6. РЕСТАВРАЦИЯ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕМОНТ
НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 36. Контроль за проведением ремонтно-реставрационных
работ
1. На недвижимых памятниках истории и культуры города Москвы
могут проводится консервационные, реставрационные и ремонтные ра-
боты. Указанные работы осуществляются с разрешения органа охраны
памятников и под его контролем.
2. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и
культуры осуществляются в соответствии с реставрационными нормами
и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны памятников.
Строительные нормы и правила применяются только в случаях, не про-
тиворечащих интересам охраны памятников истории и культуры.
Статья 37. Разрешение на производство ремонтно-реставрационных
работ и порядок их проведения
1. Все виды проектных, ремонтных и реставрационных работ на
памятниках истории и культуры являются лицензируемыми видами дея-
тельности.
Соответствующие органы охраны памятников выдают заключения
(сертификаты) на право получения юридическими лицами и индивиду-
альными предпринимателями лицензии на осуществление проектных и
ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.
Лицензия выдается уполномоченным на то исполнительным органом
власти.
2. Разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ
на памятниках истории и культуры выдается только на основании сог-
ласованной и утвержденной органом охраны памятников научно-проект-
ной и сметной документации. Производство работ без согласованной в
установленном порядке научно-проектной и сметной документации не
допускается.
3. Выполненные ремонтно-реставрационные работы принимаются
органом охраны памятников только при наличии научного отчета. Юри-
дические лица и граждане, ведущие разработку научно-проектной до-
кументации для недвижимого памятника истории и культуры, осущест-
вляют научное руководство и авторский надзор по всем видам работ
до их завершения.
Государственный контроль за проектной и реставрационной дея-
тельностью в городе Москве осуществляется совместно федеральным и
городским органами охраны памятников.
Статья 38. Ответственность исполнителя ремонтно-
реставрационных работ
В период производства ремонтно-реставрационных работ исполни-
тель работ несет ответственность за состояние памятника истории и
культуры и обязан обеспечить его сохранность.
Статья 39. Мониторинг технического состояния недвижимых
памятников истории и культуры
Орган охраны памятников не реже одного раза в пять лет прово-
дит обследования технического состояния памятников истории и куль-
туры с целью разработки текущих и перспективных программ ремонт-
но-реставрационных работ и ведения мониторинга.
Статья 40. Воссоздание утраченных памятников истории и
культуры
1. Воссоздание утраченных памятников истории и культуры в го-
роде Москве как элементов исторических ансамблей, комплексов, гра-
достроительных образований осуществляется в исключительных случаях
научными методами при особой исторической, научной, художественной
или иной общественной значимости утраченного памятника истории и
культуры при наличии достаточных данных. Охране и резервированию
подлежат участки утраченных (снесенных) памятников, где сохрани-
лись их фундаменты, остатки стен или иные фрагменты.
2. Воссозданные объекты относятся к объектам реставрационного
искусства и могут быть приняты на государственный учет и охрану в
соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего закона.
ГЛАВА 7. ОХРАНА МОСКВЫ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА
Статья 41. Статус Москвы как исторического города
Статус Москвы как исторического города Российской Федерации
определяется федеральным законодательством.
Статья 42. Охрана Москвы как исторического города
1. Под охраной Москвы как исторического города понимается
комплекс мер, обеспечивающий защиту, сохранность памятников исто-
рии и культуры и объектов историко-градостроительной среды, рес-
таврацию, регенерацию, непрерывность развития и не искажающую их
облик адаптацию к современной жизни, включая реконструкцию и новое
строительство.
2. Охране подлежат все исторически ценные градоформирующие и
художественные объекты: планировка, застройка, городской и природ-
ный ландшафт, археологический культурный слой, соотношение между
различными городскими пространствами (свободными, застроенными,
озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и
руинированное градостроительное наследие, форма и вид зданий и со-
оружений, определяемых масштабом, объемом, структурой, стилем, ма-
териалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с при-
родным и созданным человеком окружением, различные функции города,
исторического места, приобретенные им в процессе развития.
Статья 43. Порядок регулирования проектирования и застройки
1. Проектирование и застройка в городе Москве производятся и
регулируются на основе системы последовательных взаимосвязанных
мероприятий, проводимых органом охраны памятников и органом архи-
тектуры и градостроительства, включающих в себя: историко-архитек-
турные и археологические исследования;
- составление на основе исследований историко-архитектурных
опорных планов;
- разработку проектов зон охраны памятников истории и культу-
ры, градостроительных ансамблей и комплексов с установлением режи-
мов использования земель в пределах зон их охраны.
Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны па-
мятников истории и культуры являются обязательной частью генераль-
ного плана города Москвы, исходными материалами для принятия гра-
достроительных и хозяйственных решений.
2. Ограничения, установленные утвержденными историко-архитек-
турными опорными планами и проектами зон охраны памятников, вклю-
чаются в состав архитектурно-градостроительного задания.
3. Орган охраны памятников согласовывает предпроектную и про-
ектную градостроительную документацию на всех стадиях, отводы зе-
мельных участков, включая различные виды хозяйственной деятельнос-
ти, на территории исторического центра города, других исторических
территориях и в зонах охраны памятников истории и культуры, конт-
ролирует реализацию градостроительной документации.
Статья 44. Согласование с органами охраны памятников
градостроительной документации
Проекты планировки, застройки и реконструкции исторических
территорий Москвы, имеющих памятники истории и культуры, подлежат
согласованию с органом охраны памятников в соответствии с действу-
ющим законодательством.
В необходимых случаях проекты застройки и реконструкции тер-
риторий города, имеющих памятники истории и культуры, могут быть
вынесены на общественное обсуждение.
ГЛАВА 8. ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 45. Состав земель историко-культурного назначения
1. К землям историко-культурного назначения относятся истори-
ческие территории недвижимых памятников истории и культуры, зоны
охраны памятников, памятники садово-паркового искусства и природ-
ные ландшафты, воинские и гражданские некрополи, индустриальные,
археологические памятники и иные объекты историко-культурного нас-
ледия.
2. Отнесение земельных участков к категории земель истори-
ко-культурного назначения производится в соответствии с земельным
законодательством Российской Федерации и города Москвы и настоящим
Законом.
3. Земельные участки, отнесенные к категории земель истори-
ко-культурного назначения, учитываются органом охраны памятников и
отражаются в государственном земельном кадастре.
Статья 46. Определение и утверждение границ земель историко-
культурного назначения в городе Москве
1. Границы исторических территорий недвижимых памятников ис-
тории и культуры, зон охраны памятников определяются на основании
историко-культурных исследований и проектных разработок органом
охраны памятников по согласованию с органами, ведающими вопросами
земельных и имущественных отношений, и утверждаются в установлен-
ном порядке.
2. Границы памятников садово-паркового искусства и природных
ландшафтов утверждаются в порядке, установленном федеральным зако-
нодательством, по представлению соответствующих органов охраны па-
мятников, на основании градостроительной документации, истори-
ко-архитектурных и историко-археологических опорных планов.
Статья 47. Установление режима использования земель историко-
культурного назначения
1. Режим использования земель историко-культурного назначения
устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
2. Целью режима использования земель историко-культурного
назначения является обеспечение сохранности расположенных на них
(в них) памятников истории и культуры. Деятельность, не соответс-
твующая установленному режиму использования земель историко-куль-
турного назначения, запрещается.
Статья 48. Охрана территорий, отнесенных к землям историко-
культурного назначения
1. Сохранность территорий, отнесенных к землям историко-куль-
турного назначения, обеспечивается органом охраны памятников сов-
местно с иными заинтересованными органами в соответствии с феде-
ральным законодательством, настоящим Законом, законодательством и
иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Сохранность особо охраняемых историко-культурных и природ-
ных территорий - историко-культурных заповедников, музеев-заповед-
ников, историко-культурных заповедных территорий (мест), истори-
ко-культурных и природно-рекреационных комплексов осуществляется
на основании положений, утверждаемых в установленном порядке.
3. Исторические территории недвижимых памятников истории и
культуры могут быть использованы только в режиме реставрации или
регенерации. Новое строительство на этих территориях запрещается.
ГЛАВА 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ
Статья 49. Источники финансирования
Источниками финансирования деятельности по государственной
охране памятников истории и культуры в городе Москве в соответс-
твии с действующим законодательством являются:
- денежные средства, поступающие от использования памятников
истории и культуры ;
- иные источники финансирования, незапрещенные законодатель-
ством.
Статья 50. Порядок поступления и расходования средств
Средства, поступающие от указанных в статье 49 настоящего За-
кона источников, зачисляются на счет, порядок открытия и использо-
вания которого устанавливается Правительством Москвы в соответс-
твии с действующим законодательством об охране и использовании па-
мятников истории и культуры. Средства, аккумулируемые на счете,
расходуются на мероприятия по охране, реставрации, консервации,
ремонту памятников, их выявлению, исследованию, популяризации; на
выполнение городских программ по сохранению памятников истории и
культуры, утверждаемых Правительством Москвы; международных прог-
рамм и проектов, связанных с охраной и использованием истори-
ко-культурного наследия, расположенного на территории Москвы;
обеспечение деятельности органа охраны памятников в объемах
средств, устанавливаемых Правительством Москвы.
Статья 51. Финансирование мероприятий по сохранению памят-
ников истории и культуры при производстве земляных,
строительных и других работ
При производстве земляных, строительных, дорожных и других
работ финансирование археологических раскопок, натурных и докумен-
тальных исследований, выполнение мероприятий по обеспечению сох-
ранности памятников истории и культуры, находящихся в зонах работ,
а также выявленных объектов, представляющих историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, производится за счет
юридических лиц и граждан, получивших разрешение на производство
работ.
Статья 52. Льготы по налогам и арендной плате
1. Деятельность по охране и восстановлению памятников истории
и культуры в городе Москве может поощряться льготным налогообложе-
нием в соответствии с действующим законодательством.
2. Льготы по арендной плате для предприятий, учреждений, ор-
ганизаций, юридических лиц и граждан, являющихся арендаторами па-
мятников истории и культуры, устанавливаются Правительством Москвы
в соответствии с действующим законодательством.
ГЛАВА 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ
Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства об
охране и использовании памятников истории и
культуры
Лица, совершившие нарушения настоящего Закона, в том числе:
несоблюдение правил охраны и использования памятников истории и
культуры и земель историко-культурного назначения, уничтожение или
повреждение памятников истории и культуры, а также предметов или
документов, имеющих историческую или культурную ценность, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации, а также Законом города Москвы "Об ответственности за на-
рушения правил охраны, использования и реставрации памятников ис-
тории и культуры города Москвы".
Статья 54. Восстановление памятника истории и культуры и воз-
мещение убытков
1. Лица, причинившие вред памятнику истории и культуры или
его охранной зоне, обязаны восстановить в прежнем состоянии памят-
ник или его охранную зону, а при невозможности этого возместить
причиненные убытки в соответствии с действующим законодательством.
2. Восстановление памятника истории и культуры или его охран-
ной зоны осуществляется с соблюдением установленного порядка рес-
таврации и ремонта памятников истории и культуры.
ГЛАВА 11. ВВЕДЕНИЕ ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ
Статья 55. Порядок введения Закона в действие
1. Настоящий Закон вводится в действие через 10 дней после
его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты города Москвы подлежат приведе-
нию в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со
дня введения Закона в действие.