ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 июля 1997 г. N 541-ПП
Об основах жилищной политики в г.Москве
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23 апреля
1996 г. N 374 "О плане законодательных работ на 1996-1997 гг." и
постановлением Правительства Москвы от 22 апреля 1997 г. N 292 "О ходе
реконструкции объектов массовой 5-этажной жилой застройки первого
периода индустриального домостроения" и в целях дальнейшего развития
жилищной реформы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Основы жилищной политики
в городе Москве" (приложение).
2. Поручить заместителю Премьера Правительства Москвы Петрову
А.В. внести в установленном порядке в Московскую городскую Думу проект
закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве".
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 22 июля 1997 г. N 541-ПП
Проект
З А К О Н
города Москвы
"ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
Настоящий Закон определяет основные принципы конституционного
права граждан Москвы на жилище, обеспечивает защиту прав граждан в
области жилищных отношений при становлении различных форм собс-
твенности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.
Целью жилищной политики в городе Москве является обеспечение
доступности приобретения жилья москвичами, а также создание усло-
вий проживания, отвечающих стандартам качества, расширение возмож-
ности граждан в улучшении жилищных условий, переход на договорные
отношения в жилищной сфере, совершенствование системы социальной
защищенности населения, упорядочение существующей системы льгот,
снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, путем
совершенствования системы управления, эксплуатации и контроля в
жилищной сфере.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Право на жилище. Обеспечение прав граждан на жилище.
1. Граждане, проживающие в городе Москве, имеют право на жи-
лище. Это право обеспечивается г. Москвой как субъектом Российской
Федерации путем предоставления жилых помещений, находящихся в го-
сударственном и муниципальном жилищных фондах, на условиях догово-
ра социального или коммерческого найма, а также путем содействия в
приобретении жилого помещения в собственность в домах государс-
твенного и муниципального жилищных фондов, ЖСК, индивидуального
строительства за счет собственных или заемных средств, а также по
иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
2. Город Москва как субъект Российской Федерации оказывает
помощь путем предоставления жилищных субсидий, кредитов, выпуска
государственных жилищных облигационных займов.
Предоставление нуждающимся в улучшении жилищных условий без-
возмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, явля-
ется основной формой использования бюджетных средств, предназна-
ченных для инвестирования в жилищную сферу.
Статья 2. Государственные гарантии права граждан на жилище.
Приоритетным направлением государственной помощи в жилищной
сфере является поддержка жилищного строительства путем прямого
бюджетного финансирования строительства городского и муниципально-
го жилья, различных форм инвестирования средств граждан и юриди-
ческих лиц в жилищную сферу, а также внедрения новых форм внебюд-
жетного финансирования.
Формами государственного стимулирования в рамках города Моск-
вы как субъекта Российской Федерации являются различные формы сти-
мулирования инвестиций путем выпуска муниципальных жилищных зай-
мов, предоставление льготных кредитов, жилищных субсидий и других
форм, предусмотренных действующим законодательством.
Правительство Москвы ежегодно утверждает доли жилой площади
во вновь вводимом в эксплуатацию государственном и муниципальном
жилищных фондах города Москвы, предоставляемой по договорам соци-
ального или коммерческого найма, а также подлежащей продаже, а
также определяет доли жилой площади, освобождающейся за выбытием
граждан в муниципальном жилищном фонде города, предоставляемой по
договорам социального или коммерческого найма.
Городская администрация способствует сохранению жилищного
фонда путем обеспечения государственного контроля за содержанием
жилищного фонда города независимо от его формы собственности, а
также путем внедрения прогрессивной системы эксплуатации жилищно-
го фонда.
Органы исполнительной власти осуществляют управление и распо-
ряжение государственным и муниципальным жилищными фондами города
Москвы путем определения порядка учета и распределения жилищного
фонда, и предоставления гражданам жилых помещений по договорам со-
циального и коммерческого найма, а также условий продажи гражданам
жилой площади в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Статья 3. Жилищное законодательство и иные нормативно-право-
вые акты города Москвы, регулирующие жилищные от-
ношения
Жилищное законодательство находится в совместном ведении
Российской Федерации и города Москвы как субъекта Российской Фе-
дерации.
Вне пределов совместного ведения город Москва как субъект
Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирова-
ние по управлению жилищным фондом города, его коммунального и ин-
женерного обеспечения.
Законодательными актами города Москвы, регулирующими жилищ-
ные отношения, являются Устав города Москвы, настоящие Основы и
другие законы города.
Жилищные правоотношения могут регулироваться нормативными
правовыми актами, издаваемыми органами исполнительной власти в
пределах их полномочий.
Статья 4. Отношения, регулируемые жилищным законодательством
1. Жилищное законодательство регулирует отношения в жилищной
сфере между органами государственной власти, местного самоуправ-
ления и юридическими и физическими лицами по поводу:
- учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
распределения и предоставления жилых помещений в домах государс-
твенного и муниципального жилищных фондов города;
- пользования жилыми помещениями, независимо от форм и видов
собственности на них;
- возникновения, изменения и прекращения права собственности
на жилое помещение либо его часть;
- управления жилищным фондом города;
- содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда города;
- обеспечения сохранности жилищного фонда города;
- организации и деятельности в жилищной сфере органов терри-
ториального общественного самоуправления, товариществ собственни-
ков жилья;
- договорных отношений в области организации жилищного хо-
зяйства;
- проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- передачи в аренду, в аренду с правом выкупа юридическим и в
наем физическим лицам жилых помещений государственного и муници-
пального жилищных фондов г. Москвы.
Статья 5. Целевое назначение жилища
1. Жилище используется для проживания граждан.
2. Под жилищем понимается жилой дом, часть дома, жилое поме-
щение (квартира, комната), предназначенное и пригодное для посто-
янного проживания, благоустроенное применительно к условиям г.
Москвы, отвечающее санитарным и техническим нормам (далее жилое
помещение).
3. Размещение в жилых помещениях промышленных производств не
допускается.
Размещение в жилых помещениях предприятий, учреждений, орга-
низаций допускается только после перевода названных помещений в
нежилые.
Статья 6. Жилищный фонд г. Москвы
1. Жилищный фонд города Москвы - совокупность всех жилых по-
мещений независимо от форм собственности, включая жилые и специа-
лизированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, а также
иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания
и находящиеся в пределах административно-территориальных границ
города Москвы.
В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах,
предназначенные для торговых, бытовых и других нужд.
2. Жилищный фонд города Москвы по формам собственности под-
разделяется:
а) на частный жилищный фонд - жилые помещения, находящиеся в
собственности граждан и юридических лиц;
б) государственный жилищный фонд города Москвы - фонд, нахо-
дящийся в собственности города Москвы как субъекта Федерации;
в) муниципальный жилищный фонд - жилищный фонд, передаваемый
из государственного жилищного фонда города Москвы в ведение орга-
нов власти районов или приобретенный ими в установленном законом
порядке, а также жилищный фонд, находящийся в оперативном или
ином управлении юридических лиц.
Статья 7. Обязанности и ответственность граждан, юридических
лиц при пользовании жилыми помещениями
Юридические и физические лица несут обязанности по сох-
ранности и использованию жилищного фонда города, предусмотренные
федеральным законодательством, настоящими Основами, иными право-
выми актами города.
Юридические и физические лица обязаны:
- использовать жилые помещения в соответствии с их назначени-
ем;
- не нарушать права и законные интересы иных физических, юри-
дических лиц, нормы и правила проживания в жилых домах;
- бережно относиться к жилищному фонду, обеспечивать сохран-
ность жилых помещений, инженерного оборудования, мест общего поль-
зования жилого дома и придомовой территории;
- соблюдать действующие правила пользования жилым помещением,
содержания жилого дома и придомовой территории, выполнять , пре-
дусмотренные законодательством, санитарно-гигиенические, экологи-
ческие, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуа-
тационные требования;
- нести расходы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилых
помещений и жилых домов;
- оплачивать коммунальные услуги;
- своевременно оплачивать сборы и налоги;
- соблюдать Правила регистрации по месту пребывания и месту
жительства в городе Москве;
- иные обязанности в соответствии с действующим законодатель-
ством.
Лица не выполняющие обязанности, предусмотренные настоящей
статьей, несут в соответствии с Законом гражданско-правовую от-
ветственность, вплоть до расторжения договора найма (социального,
коммерческого), аренды (аренды с правом выкупа) жилого помещения
или принудительного прекращения права собственности на жилое по-
мещение, а также уголовную, административную и иную ответствен-
ность в соответствии с действующим законодательством.
РАЗДЕЛ 2. СОБСТВЕННОСТЬ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ
Статья 8. Право собственности на жилое помещение.
Жилое помещение либо его часть может находиться в частной,
государственной и муниципальной собственности, в собственности об-
щественных и иных объединений. Жилое помещение является недвижимым
имуществом.
Собственник жилого помещения имеет право владеть, пользо-
ваться и распоряжаться им, в соответствии с его назначением, то
есть для проживания граждан. Собственник жилого помещения имеет
право: сдавать в наем, аренду, передавать в залог в целом и по
частям, отчуждать, вселять других лиц в установленном порядке, а
также совершать иные действия, не противоречащие Закону и не на-
рушающие прав других лиц.
Переоборудование, перевод в нежилой фонд, производство ре-
конструкции и модернизации может осуществляться только с разреше-
ния исполнительных органов власти города.
Размер и количество жилых помещений, принадлежащих одному
собственнику, не ограничивается.
Переход жилого помещения из одной формы собственности в
другую осуществляется в порядке и на условиях, установленных
гражданским и жилищным законодательством.
Переход права собственности на жилое помещение не влечет из-
менения и прекращения жилищных и смежных прав граждан и юридичес-
ких лиц на это жилое помещение, принадлежащее им на основании до-
говоров социального и коммерческого найма, аренды, аренды с пра-
вом выкупа, а также хозяйственного ведения и оперативного управ-
ления.
Статья 9. Основания и способы приобретения жилых помещений,
жилых домов в собственность
Жилые помещения приобретаются в собственность физическими и
юридическими лицами на основании:
1) приватизации;
2) строительства, реконструкции за счет средств юридических
лиц;
3) полной выплаты паевого взноса в домах жилищно-строительных
и жилищных кооперативов с обязательной государственной регистраци-
ей;
4) участия в товариществах собственников;
5) договора купли-продажи, мены, дарения и т. д.;
6) наследования;
7) правопреемства в случае реорганизации юридического лица;
8) надлежащего исполнения договора аренды с правом выкупа;
9) иными способами, не противоречащими законодательству.
Статья 10. Товарищества собственников жилья в жилищной сфере
Товарищества собственников жилья в жилищной сфере образуются
собственниками жилых помещений в многоквартирных домах (собствен-
никами жилых домов) в соответствии с законодательством Российской
Федерации и города Москвы.
В общую долевую собственность товариществ собственников вхо-
дят межквартирные лестницы, лифты, коридоры, крыши, технические
подвалы и другие места общего пользования, внеквартирное инженер-
ное оборудование и элементы внешнего благоустройства, которые оп-
ределяются и передаются товариществам в момент образования в бе-
зусловном порядке и уточняются в соответствии с изменением их сос-
тава.
Товарищества собственников управляют общей долевой собствен-
ностью членов товарищества, контролируют издержки, осуществляют
выбор эксплуатирующих и ремонтных организаций.
Порядок управления и использования объектов нежилого фонда, а
также порядок содержания, ремонта жилых помещений, жилых домов,
объединенных в товарищества собственников, регулируется Уставом,
решениями общего собрания членов товарищества в соответствии с за-
конодательством Российской Федерации и г. Москвы.
Статья 11. Прекращение права собственности на жилые
помещения
Право собственности на жилое помещение прекращается в со-
ответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации
при отчуждении собственником жилого помещения другим лицам, при
отказе собственника от права собственности, гибели или уничтоже-
нии жилого помещения, утрате права собственности на жилое помеще-
ние, в иных случаях, предусмотренных Законом, а также при при-
нудительном его изъятии в случаях, предусмотренных Законом.
Прекращение права собственности граждан на жилое помещение,
в связи со сносом, изъятием земельного участка, на котором нахо-
дится жилое помещение, регулируется законодательством Российской
Федерации и правовыми актами г. Москвы.
Прекращение права собственности осуществляется путем отчуж-
дения жилого помещения в установленном порядке.
Принудительное изъятие жилых помещений не допускается, кроме
случаев, предусмотренных Законом.
Изъятие жилых помещений по основаниям, предусмотренным Зако-
ном, при отсутствии согласия собственника, может производиться
лишь на основании решения суда, вступившего в законную силу.
РАЗДЕЛ 3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
Статья 12. Предоставление жилых помещений
Предоставление жилых помещений осуществляется:
а) по договору социального найма в домах государственного и
муниципального жилищных фондов г. Москвы;
б) по договору коммерческого найма или приобретения жилья в
собственность;
в) путем вступления в строительные или иные товарищества,
кооперативы и объединения, а также финансирования строительства
за счет собственных или привлеченных средств;
г) путем покупки и погашения жилищных ценных бумаг;
д) по другим законным основаниям.
Статья 13. Нормы предоставления жилых помещений
1. Жилое помещение по договору социального найма предостав-
ляется в пределах социальной нормы общей площади на одного чело-
века.
В зависимости от конструктивных особенностей предоставляемо-
го жилого помещения допускается предоставление жилой площади свы-
ше социальной нормы из расчета: на семью из одного человека - 33
кв.м общей площади, на семью из двух человек - 42 кв.м общей пло-
щади, свыше трех человек - не менее 18 кв.м общей площади на каж-
дого члена семьи.
Социальная норма - размер общей площади, приходящейся на од-
ного человека, в пределах которого осуществляется предоставление
жилья по договору социального найма и составляющий 18 кв.м общей
площади на одного человека.
Также жилое помещение может быть предоставлено с превышением
социальной нормы, если оно предназначается для заселения лицами
разного пола старше 9 лет, кроме супругов.
При этом размер общей площади определяется как сумма площа-
дей всех помещений квартиры, включая жилые комнаты, кухни, холлы,
встроенные шкафы, лоджии, балконы, веранды, террасы и холодные
кладовые.
2. При предоставлении жилого помещения по договору коммер-
ческого найма или по договору купли-продажи размер жилья нормами
не ограничивается.
3. Жилое помещение в домах ЖСК предоставляется исходя из
расчета: не менее социальной нормы предоставления жилья и не бо-
лее одной комнаты на каждого члена семьи.
4.При переселении граждан из жилого помещения в связи с ре-
конструкцией, капитальным ремонтом, сносом и иным основаниям,
граждане обеспечиваются жилыми помещениями либо им предоставляет-
ся денежная компенсация в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
Переселение из жилого помещения производится только с согла-
сия граждан, проживающих в этом помещении, а при отсутствии сог-
ласия, на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Статья 14. Порядок предоставления жилых помещений
Жилые помещения по договорам найма предоставляются гражда-
нам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.
1. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются
граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистра-
ции) в г. Москве не менее 10 лет и:
а) занимающие жилые помещения менее установленной нормы
жилья на одного человека, при которой осуществляется постановка
на учет. Нормой постановки на учет является размер приходящейся
на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом
помещении члена семьи площади, в том числе с учетом отсутствующих
в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу
за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных
лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их
временного отсутствия, и составляющий менее 10 кв. м общей площа-
ди для отдельных квартир и 18 кв.м общей площади для коммунальных
квартир, который дает право постановки на учет по улучшению жилищ-
ных условий путем получения жилья по договору социального или ком-
мерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично
возмездной основе с использованием льгот, установленных законода-
тельством Российской Федерации и г. Москвы;
б) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, ес-
ли в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами
некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается
постановлением Правительства Российской Федерации, при которых
совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохране-
ния) в одной квартире невозможно;
в) проживающие в смежных неизолированных комнатах, а также в
однокомнатных квартирах по две и более семьи независимо от разме-
ров занимаемого жилья, в т. ч. семьи, которые состоят из родите-
лей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту
жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке;
г) проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном
порядке непригодными для постоянного проживания, независимо от
размеров занимаемого жилого помещения;
д) граждане, прожившие в г. Москве не менее 40 лет и имеющие
трудовой стаж на предприятиях и в учреждениях Москвы не менее 25
лет, подлежат постановке на учет из коммунальных квартир независи-
мо от размеров занимаемой площади при условии проживания в кварти-
рах коммунального заселения не менее 20 лет;
е) ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной вой-
ны, герои и ветераны труда, иные категории граждан, которые в со-
ответствии с действующими законодательными и нормативными актами
Российской Федерации и г. Москвы имеют право на первоочередное или
внеочередное предоставление жилой площади, подлежат постановке на
учет и предоставление жилой площади в соответствии с имеющимися у
них льготами;
ж) за гражданами, принятыми на учет по улучшению жилищных ус-
ловий до 10 июля 1997 года в соответствии с Правилами учета граж-
дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления
жилых помещений в городе Москве, утвержденными решением исполкома
Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об ут-
верждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве" и пос-
ледующими изменениями и дополнениями, сохраняется право улучшения
жилищных условий в соответствии с существующей очередностью, а
также с учетом установленных этими правилами льгот по предоставле-
нию жилых помещений.
В соответствии с очередностью принятых на учет по месту ре-
гистрации граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, им
предоставляется жилая площадь:
- по договору социального найма в домах государственного и
муниципального жилищных фондов города Москвы в пределах социальной
нормы жилья;
- по договору коммерческого найма.
2. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут
приобрести жилое помещение в собственность с использованием субси-
дий и иных льгот, установленных законодательством Российской Феде-
рации и нормативными актами города Москвы.
3. На предприятиях и учреждениях, созданных на базе государ-
ственной и муниципальной собственности и финансируемых за счет
бюджетных средств, улучшение жилищных условий граждан может осу-
ществляться по решению администрации и профсоюзного комитета из
выделяемого им государственного и муниципального жилищных фондов.
На основании соглашения между Правительством Москвы, московскими
объединениями профсоюзов, промышленников и предпринимателей.
Правительство Москвы может осуществлять контроль за улучше-
нием жилищных условий граждан, работающих в организациях и на
предприятиях, созданных на базе иных форм собственности, не отно-
сящихся к государственной.
Статья 15. Договоры социального и коммерческого найма
1. Договор социального найма жилого помещения - соглашение,
в силу которого наймодатель передает нанимателю жилое помещение в
пользование в пределах социальной нормы жилья, на срок, установ-
ленный действующим законодательством, а наниматель обязуется ис-
пользовать его для проживания, своевременно вносить плату за
пользование им и оплачивать коммунальные услуги.
Основанием для заключения договора социального найма являет-
ся выписка из решения органа исполнительной власти.
Не допускается предоставление по договорам социального найма
жилых помещений гражданам, не состоящим на учете, за исключением
случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Феде-
рации, настоящими Основами и иными законами города Москвы.
2. Договор коммерческого найма - соглашение, по которому най-
модатель передает нанимателю жилое помещение без ограничения раз-
меров за договорную плату во временное владение и пользование, а
наниматель обязуется использовать его в соответствии с назначением
и своевременно выполнять обязательства по договору.
В договоре коммерческого найма должны быть указаны граждане,
которые будут постоянно проживать с нанимателем. Указанные гражда-
не должны быть ознакомлены с условиями договора коммерческого най-
ма, их правами и обязанностями по данному договору.
Граждане, постоянно проживающие с нанимателем, имеют равные с
ним права по пользованию жилым помещением.
Примерный договор коммерческого найма жилого помещения в до-
мах государственного и муниципального жилищных фондов утверждает-
ся Правительством Москвы.
Статья 16. Аренда жилого помещения
Собственники жилищного фонда имеют право предоставлять жилые
помещения по договору аренды.
Право на получение жилых помещений по договору аренды из го-
сударственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы предос-
тавляется исключительно юридическим лицам.
По договору аренды собственник государственного и муниципаль-
ного жилищных фондов или уполномоченный им орган обязуется предос-
тавить юридическому лицу жилое помещение без ограничения размеров
за договорную плату во временное владение и (или) пользование в
целях проживания граждан, а арендатор обязуется использовать его в
соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства
по договору.
Объемы жилой площади государственного и муниципального жилищ-
ных фондов, порядок и условия предоставления по договорам аренды,
утверждаются Правительством Москвы.
Статья 17. Аренда с правом выкупа
Собственник жилищного фонда имеет право предоставлять жилые
помещения по договорам аренды с правом выкупа.
Право на получение жилых помещений по договорам аренды с
правом выкупа из жилищных фондов, находящихся в собственности г.
Москвы, предоставляется исключительно юридическим лицам, заре-
гистрированным в г. Москве и Московской области, либо имеющим
свои филиалы и представительства на территории города Москвы.
По договору аренды с правом выкупа собственник либо уполно-
моченный им орган, обязуется передать юридическому лицу жилое по-
мещение, находящееся в собственности г. Москвы без ограничения
его размеров за договорную плату во временное владение и пользо-
вание для проживания граждан до внесения всей выкупной стоимости
и оформления права собственности на него.
По истечении срока договора и внесения всей выкупной стои-
мости жилое помещение оформляется в собственность в соответствии
с действующим законодательством.
При внесении всей выкупной стоимости жилого помещения до
окончания срока действия договора аренды с правом выкупа жилое
помещение признается находящимся в залоге у собственника либо
уполномоченного им органа до исполнения юридическим лицом обяза-
тельств по договору аренды с правом выкупа.
Объем жилой площади, порядок и условия предоставления по до-
говорам аренды с правом выкупа из жилищного фонда, находящегося в
собственности города Москвы, и предназначенного для продажи, ут-
верждается Правительством Москвы.
Арендные платежи, платежи в счет выкупа, плата за коммуналь-
ные услуги и услуги по эксплуатации, содержанию и ремонту жилищно-
го фонда по договорам аренды с правом выкупа устанавливаются дого-
вором между арендатором и собственником. Арендные платежи, платежи
в счет выкупа, плата за коммунальные услуги и услуги по эксплуата-
ции, содержанию и ремонту государственного и муниципального жилищ-
ных фондов г. Москвы устанавливаются Правительством Москвы.
Арендные платежи, платежи в счет выкупа за жилые помещения,
находящиеся в собственности г. Москвы вносятся независимо от факта
пользования жилым помещением.
Статья 18. Пользование коммунальными квартирами
Освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных
квартирах, относящихся к государственному и муниципальному жилищ-
ным фондам, в которых проживают несколько нанимателей, должны
предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающим-
ся в улучшении жилищных условий (с учетом права на дополнительную
площадь), а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую
площадь менее установленной нормы на одного человека.
Предоставление жилой площади сверх установленных социальных
норм осуществляется на возмездной основе. Оплата за образующиеся
излишки жилья производится в соответствии с нормативно-правовыми
актами г. Москвы.
При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в части
первой настоящей статьи, освободившееся жилое помещение передает-
ся иным нанимателям этой квартиры по договору коммерческого найма
или купли-продажи. При заключении договора купли-продажи части
квартиры, вся квартира оформляется в собственность в установлен-
ном Законом порядке.
При согласии всех нанимателей, один из них может приобрести
иные жилые помещения и передать их для переселения другим нанима-
телям коммунальной квартиры в частную собственность, занять осво-
бодившиеся в квартире жилые помещения без дополнительной платы и
оформить их в собственность в установленном порядке.
При отсутствии в квартире граждан, желающих заселить освобо-
дившееся жилое помещение, оно предоставляется другим гражданам по
договору социального или коммерческого найма в установленном по-
рядке.
РАЗДЕЛ 4. ОПЛАТА ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 20. Государственное регулирование оплаты жилья и ком-
мунальных услуг
В целях повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищно-
го фонда города, качества предоставляемых коммунальных услуг и
развития конкурентной среды в системе управления и обслуживания
жилищной сферы, органы власти г. Москвы обеспечивают:
а) поэтапный переход от бюджетного дотирования жилищно-ком-
мунального хозяйства к оплате в полном объеме жилищно-коммуналь-
ных услуг потребителями;
б) демонополизацию, создание конкурентной среды в сфере
строительства, управления и эксплуатации жилищного фонда;
в) переход на договорные отношения между субъектами собс-
твенности и хозяйствования;
г) формирование структур, представляющих интересы собствен-
ников жилья и права потребителей жилищно-коммунальных услуг.
При этом, гражданам гарантируется социальная защита в виде
предоставления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг
при условии, что семья (гражданин), имеющая совокупный доход в
расчете на каждого человека, не превышающий установленный мини-
мум, не должна расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг
свыше половины, установленного Федеральным законодательством, ми-
нимального размера оплаты труда в расчете на каждого человека.
Статья 21. Оплата жилья
Оплата жилья в государственном, муниципальном и частном жи-
лищных фондах города включает:
1. Плату за содержание и ремонт мест общего пользования в жи-
лых зданиях и придомовой территории (за техническое обслуживание
дома и придомовой территории).
2. Плату за наем жилья (в домах государственного и муници-
пального жилищных фондов).
Плата за содержание и ремонт жилья, занимаемого по договорам
социального или коммерческого найма, устанавливается Правительст-
вом Москвы.
Текущий ремонт сданного в наем жилого помещения, включая обо-
рудование индивидуального (семейного) пользования, является обя-
занностью нанимателя, оплачивается нанимателем за счет собственных
средств и не входит в оплату жилья и коммунальных услуг.
Капитальный ремонт дома, в котором находится сданное в наем
жилое помещение является обязанностью наймодателя.
Ставки по оплате жилья в домах государственного и муниципаль-
ного жилищных фондов утверждаются Правительством Москвы. По уста-
новленным ставкам должно осуществляться обслуживание государствен-
ного и муниципального жилищных фондов, организациями, осуществляю-
щими управление жилищным фондом.
Плата за жилье по договору коммерческого найма устанавлива-
ется с целью постепенной компенсации затрат на строительство, ре-
конструкцию жилищного фонда и обеспечения прибыли наймодателю по
соглашению сторон в договоре, в зависимости от потребительских
качеств жилищного фонда и его местоположения.
Регулирование оплаты за наем по договору социального и ком-
мерческого найма жилых помещений в домах государственного и муни-
ципального жилищных фондов, осуществляется Правительством Москвы.
Оплата за техническое обслуживание жилья, принадлежащего
гражданам на праве собственности, предусматривает возмещение из-
держек на обслуживание, капитальный, текущий ремонт мест общего
пользования в жилых домах, придомовой территории и устанавливает-
ся в порядке, определенном законодательством города.
Текущий ремонт жилого помещения, принадлежащего гражданам на
праве собственности, является обязанностью собственника данного
жилого помещения, оплачивается им за счет собственных средств и
не входит в оплату жилья и коммунальных услуг, если иное не уста-
новлено договором на обслуживание.
Статья 22. Оплата коммунальных услуг
Москва как субъект Российской Федерации устанавливает ставки
и тарифы оплаты коммунальных услуг.
Тарифы на коммунальные услуги утверждаются Правительством
Москвы с учетом предельного уровня платежей (в процентах к затра-
там, обеспечивающим полное возмещение издержек на предоставление
коммунальных услуг), установленного в порядке, определенном зако-
нодательством.
Статья 23. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
Установленные действующим законодательством льготы по оплате
жилья и коммунальных услуг применяются исходя из совокупного до-
хода семьи в расчете на каждого человека, не превышающего уста-
новленный прожиточный минимум, в пределах социальной нормы площа-
ди жилья и нормативов потребления коммунальных услуг:
- по оплате жилья для нанимателей жилых помещений в государс-
твенном и муниципальном жилищных фондах, а также собственников,
имеющих единственное жилье;
- по плате за наем жилья для нанимателей жилых помещений в го-
сударственном и муниципальном жилищных фондах;
- по оплате коммунальных услуг по месту проживания граждан в
домах любой формы собственности.
Порядок предоставления компенсаций (субсидий) на оплату
жилья и коммунальных услуг для семей, имеющих доход ниже установ-
ленного уровня и иных категорий граждан устанавливается Прави-
тельством Москвы на основании действующего законодательства.
РАЗДЕЛ 5. УПРАВЛЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Статья 24. Управление жилищным фондом
1. Управление жилищным фондом осуществляется собственником
жилищного фонда непосредственно либо через уполномоченные им ор-
ганы.
2. Граждане и их объединения в многоквартирных домах всех
форм собственности имеют право участвовать в управлении жилищным
фондом с целью защиты своих экономических и социальных прав и ин-
тересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных орга-
низаций.
3. Органы государственной власти г. Москвы формируют городс-
кой и муниципальный заказы на обслуживание, ремонт и развитие объ-
ектов жилищно-коммунального хозяйства и привлечения для этой цели
подрядных организаций на конкурсной основе независимо от хозяйс-
твенно-правового статуса при наличии у них лицензии на соответс-
твующий вид работ, а также осуществляют постепенный переход на
конкурсный отбор частных компаний для управления жилищным фондом и
поэтапная приватизация государственных предприятий, выполняющих
работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда, стимулирование
создания товариществ собственников жилья и переход на договорные
отношения по оказанию жилищно-коммунальных услуг между собственни-
ками, владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и
управляющими жилищным фондом организациями.
Статья 25. Цели управления
1. Обеспечение более эффективного функционирования жилищ-
но-коммунального хозяйства.
2. Формирование структур (службы заказчика, управляющие ор-
ганизации, товарищества собственников жилья и другие), представ-
ляющих интересы всех собственников жилья, защищающих права потре-
бителей жилищно-коммунальных услуг.
3. Введение договорных отношений на всех этапах производства
и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника
- домовладельца, производителя услуг и их потребителя.
4. Завершение процесса передачи в муниципальную собствен-
ность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.
5. Создание системы договорных отношений в управлении жилищ-
ным фондом.
Статья 26. Органы управления жилищным фондом
1. Управление частным жилищным фондом осуществляется собс-
твенниками, объединениями собственников жилых помещений (товари-
щества собственников и т.д.) либо управляющей организацией по по-
ручению собственника (объединения собственников).
2. Управление государственным жилищным фондом осуществляется
государственными предприятиями, имеющими жилищный фонд на праве
хозяйственного ведения, и государственными учреждениями, в опера-
тивное управление которых передан жилищный фонд.
3. Управление муниципальным жилищным фондом осуществляется
органами местного самоуправления и уполномоченными ими органами.
Статья 27. Обеспечение жилищно-коммунальными услугами
Собственники домов муниципального, государственного жилищных
фондов или уполномоченные ими органы управления обеспечивают на-
нимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в этих до-
мах жилищно-коммунальными услугами, заключая при этом соответс-
твующие договоры с хозяйствующими субъектами, с организациями,
предоставляющими коммунальные услуги. Собственники частного жи-
лищного фонда, товарищества собственников, члены жилищного коопе-
ратива и жилищно-строительного кооператива заключают договоры с
подрядными организациями на содержание, техническую эксплуатацию
и развитие указанных объектов.
Статья 28. Обязанности собственника жилищного фонда по обес-
печению сохранности жилищного фонда
Собственники жилищного фонда и объектов инженерной инфраст-
руктуры обязаны:
а) обеспечить сохранность жилищного фонда, объектов инженер-
ной инфраструктуры и элементов внешнего благоустройства;
б) своевременно производить капитальный ремонт жилищного
фонда, объектов инженерной инфраструктуры и элементов внешнего
благоустройства в соответствии с действующими правилами и норма-
ми;
в) обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудова-
ния жилых домов и жилых помещений, техническую эксплуатацию жи-
лищного фонда в соответствии с действующими правилами и нормами,
надлежащее санитарное содержание жилых домов, мест общего пользо-
вания и придомовых территорий.
Статья 29. Организация эксплуатации и ремонта жилищного фонда
1. Содержание,техническая эксплуатация и ремонт муниципаль-
ного, государственного, общественного и частного жилищных фондов
осуществляется с обязательным соблюдением действующих правил и
норм технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
2. Подрядные организации независимо от форм собственности
осуществляют по договору содержание, техническую эксплуатацию и
ремонт муниципального, государственного, общественного и частного
жилищных фондов на основе лицензии на право обслуживания объектов
инженерной инфраструктуры, выдаваемой в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и города Москвы.
3. Договоры на техническую эксплуатацию, ремонт муниципально-
го и государственного жилищных фондов и предоставление коммуналь-
ных услуг заключаются на конкурсной основе между собственником жи-
лищного фонда (органами местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, товариществами собственников, жилищными кооператива-
ми и жилищно-строительными кооперативами) и соответствующими орга-
низациями, предложившими услуги наилучшего качества на более вы-
годных для собственника условиях.
4. Государственные и муниципальные жилищно-эксплуатационные
и ремонтно-строительные предприятия обязаны осуществлять по дого-
ворам с собственниками недвижимости в жилищной сфере техническую
эксплуатацию и ремонт частного жилищного фонда.
Оплата расходов, связанных с технической эксплуатацией и ре-
монтом этих домов и объектов, производится на договорной основе.
Статья 30. Обеспечение государственного контроля за содержа-
нием и использованием жилищного фонда
Государственный контроль за строительством, содержанием и
использованием жилищного фонда, а также регулирование качества
жилищно-коммунального обслуживания осуществляется органами госу-
дарственной жилищной инспекции и органами местного самоуправле-
ния, которые в рамках своей компетенции осуществляют:
а) контроль за соблюдением стандартов качества предоставляе-
мых строительных и жилищно-коммунальных услуг;
б) контроль за наличием соответствующих договоров у подряд-
ных организаций, осуществляющих предоставление услуг;
в) меры экономического и административного воздействия на
управляющие, подрядные организации, собственников жилья при выяв-
лении фактов нарушения нормативных требований и низкого качества
работ;
г) оперативное реагирование на обращения и заявления потре-
бителей жилищно-коммунальных услуг.
Статья 31. Введение Закона в действие
Настоящий Закон вступает в действие с момента его опубли-
кования.
С введением в действие настоящего Закона правовые акты
города Москвы, регулирующие отношения в жилищной сфере применяют-
ся в части, не противоречащей настоящему Закону.