Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы




Документы правительства Москвы >> >> Экономические реформы >> Финансы


                      ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   


25 сентября 2001 г. N 865-ПП 

0 ходе реализации реформы жи-
лищно-коммунального хозяйства
в г.Москве  и перспективах ее
развития




     Реформа системы  жилищно-коммунального  хозяйства  в г.Москве
была начата в 1992 году,  исходя  из положений  законодательных  и
нормативных актов Российской Федерации,  Московской городской Думы
и Правительства Москвы.
     За прошедший период:
     - созданы службы заказчика на организацию работ по содержанию
и ремонту жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства;
     - обеспечен конкурсный отбор подрядных организаций для выпол-
нения названных работ с привлечением к участию в конкурсных комис-
сиях советников районного Собрания,  представителей правлений  ЖК,
ЖСК, ТСЖ;
     - установлены нормативы численности  для  административно-уп-
равленческого  и обслуживающего персонала жилищных и эксплуатирую-
щих жилищный фонд организаций,  а также максимальный  фонд  оплаты
труда для планирования затрат на заработную плату;
     - введено регулирование цен и тарифов на работы и услуги, вы-
полняемые на жилищном фонде;
     - организована работа по заключению  с  собственниками,  вла-
дельцами  и  арендаторами  жилых  и нежилых помещений договоров на
обслуживание домовладений, а с нанимателями - договоров найма;
     - создана  информационная  база по техническому состоянию жи-
лищного фонда;
     - проведена работа по энергосбережению;
     - внедрена льготная система страхования жилищного фонда;
     - в  Зеленоградском  административном  округе введена система
автоматизированного перерасчета платежей  за  жилищно-коммунальные
услуги и жилищных субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг
с использованием единой квитанции;
     - сформирована необходимая нормативная база по созданию това-
риществ собственников жилья;
     - созданы условия для дальнейшего развития системы обществен-
ного  самоуправления в районах и обеспечения сохранности жилищного
фонда за счет эффективной работы дежурных, старших по дому и подъ-
езду.
     В результате проведения названного комплекса  работ  получена
возможность  усиления  контроля за целевым использованием средств,
выделяемых из бюджета на эксплуатацию и  ремонт  жилищного  фонда,
объектов внешнего благоустройства. Созданный рынок подрядных орга-
низаций позволяет снижать затраты на эксплуатационные и  ремонтные
работы.  Развитие  договорных отношений между субъектами собствен-
ности и субъектами хозяйствования создает предпосылки для  повыше-
ния  доходности организаций жилищно-коммунального хозяйства и ста-
новления рыночных хозяйственно-финансовых взаимоотношений. Предос-
тавленная  гражданам возможность льготного страхования занимаемого
жилья позволяет им не только получать денежные средства на восста-
новление квартир,  пострадавших в случае аварий,  но и повышает их
ответственность за содержание принадлежащего им имущества.
     Совершенствование системы расчетов за  воду  и  энергоресурсы
способствует снижению задолженности между жилищными и ресурсоснаб-
жающими организациями,  повышению ответственности названных сторон
за  исполнение  договорных обязательств.  Установка приборов учета
воды и тепла на ЦТП и жилых домах позволяет налаживать контроль за
отпуском ресурсов и влечет снижение удельного водо- и теплопотреб-
ления.
     С 1994 года началось постепенное повышение для населения ста-
вок оплаты жилищных и коммунальных услуг.  Данная работа  проводи-
лась в жесткой увязке с темпами роста доходов москвичей.  При этом
сама система расчетов за жилищно-коммунальные услуги постоянно со-
вершенствовалась.
     В настоящее время население оплачивает 43% от плановых затрат
по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Ставки оплаты жилищ-
ных услуг,  услуг водо- и газоснабжения дифференцированы в зависи-
мости от технической оснащенности жилищного фонда.
     Исходя из платежеспособности населения  строилась  и  система
социальной защиты малообеспеченных семей.
     Это позволило,  несмотря  на  регулярное  повышение населению
платежей за жилищно-коммунальные услуги, сохранить на одном уровне
количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммуналь-
ных услуг (до 350 тысяч или около 11% от общего количества семей в
Москве).
     Пороговый уровень собственных расходов граждан на оплату  жи-
лищно-коммунальных  услуг  за период с 1994 года повышен с 10%  от
совокупного семейного дохода до 13% в 2001 году.
     Вместе с тем из-за недостаточного финансового обеспечения на-
капливается  недоремонт  жилищного  фонда и объектов коммунального
хозяйства.  Регламентные работы по эксплуатации домов  выполняются
не в полном объеме,  что ухудшает качество обслуживания населения.
Накапливается задолженность за выполняемые работы и оказанные  ус-
луги. Недостаточно активно проводится работа по заключению догово-
ров с нанимателями,  владельцами,  арендаторами  и  собственниками
жилья и внедряются расчеты за услуги тепло- и водоснабжения по по-
казаниям приборов учета ресурсов.  Крайне  плохо  развита  система
конкурсного отбора организаций по управлению жилищным фондом.
    Недостаточно активно развивается процесс передачи жилых  домов
в управление товариществам собственников жилья (ТСЖ). В управлении
товариществ находится лишь 178 кондоминиумов.  Имеются объективные
и  субъективные причины, сдерживающие процессы создания и деятель-
ности ТСЖ. До настоящего времени не в полной мере отработаны необ-
ходимые механизмы экономической мотивации, позволяющие собственни-
кам через созданные ими объединения полноценно реализовать  закон-
ные права по управлению кондоминиумами и брать на себя ответствен-
ность за эксплуатацию  и  сохранность недвижимого  имущества.  Для
районных Управ данное направление деятельности пока не стало прио-
ритетным.
     Низкими темпами  снижается  перекрестное субсидирование,  при
котором минимизированные тарифы для отдельных  групп  потребителей
компенсируются  их завышением для других.  Жилищные организации не
оснащены техническими средствами,  позволяющими в автоматизирован-
ном режиме производить начисление и перерасчет платежей за  жилищ-
но-коммунальные услуги, а также обеспечивать электронный обмен ин-
формацией с Городским центром жилищных субсидий (ГЦЖС),  что  дало
бы возможность пересчитывать суммы субсидий при изменении размеров
платежей без посещения гражданами отделов ГЦЖС.
     Эти недостатки  тормозят  развитие  реформы  в системе жилищ-
но-коммунального хозяйства.
     В целях оздоровления финансового состояния жилищно-коммуналь-
ного хозяйства,  дальнейшего развития реформирования отрасли  Пра-
вительство Москвы постановляет:
     1. Принять к сведению анализ состояния системы жилищно-комму-
нального хозяйства города и проводимых мероприятий по ее  реформи-
рованию за период 1992-2001 гг. (приложение 1).
     2. Одобрить  Программу развития реформы жилищно-коммунального
хозяйства города Москвы на 2002-2007 гг. (приложение 2).
     3. Поручить Управлению городского заказа Правительства Москвы
по  согласованию с Департаментом экономической политики и развития
г.Москвы:
     3.1. Представить в установленном порядке Мэру Москвы Програм-
му развития реформы жилищно-коммунального хозяйства города  Москвы
на 2002-2007 гг. (далее - Программа)  для утверждения в Московской
городской Думе.
     3.2. После  утверждения  Московской городской Думой Программы
(п.3.1) разработать и в установленном порядке представить в Прави-
тельство  Москвы  план  мероприятий  по  ее реализации с указанием
конкретных нормативных документов,  требующих разработки,  а также
темпов повышения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги
и предельно допустимого уровня собственных расходов граждан на оп-
лату жилищно-коммунальных услуг на период 2002-2007 гг., исходя из
перспектив роста доходов населения и темпов инфляции.
     4. Считать приоритетной задачей департаментов, комитетов, уп-
равлений Правительства Москвы, префектов административных округов,
глав  районных Управ,  руководителей предприятий и организаций го-
родского хозяйства дальнейшее развитие реформы  жилищно-коммуналь-
ного хозяйства на основе:
     - формирования организационно-управленческих условий и рыноч-
ных механизмов для эффективного управления и обслуживания жилищно-
го фонда и объектов внешнего благоустройства;
     - совершенствования  системы договорных отношений  по предос-
тавлению жилищно-коммунальных услуг,  а также  конкурсного  отбора
заказчиков  на размещение  городского  (муниципального)  заказа  и
подрядных организаций  на выполнение работ по содержанию и ремонту
жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства;
     - развития  конкуренции в сфере управления,  содержания и ре-
монта жилищного фонда;
     - усиления контроля за качеством жилищно-коммунального обслу-
живания населения;
     - реформирования  системы  предоставления  населению льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг;
     - совершенствования  системы пересмотра и утверждения тарифов
на эксплуатационные и коммунальные услуги;
     - дальнейшего  дифференцирования  ставок  платы за наем жилых
помещений;
     - активизации работы по созданию условий, необходимых для об-
разования  и деятельности товариществ собственников жилья и других
форм объединений жителей;
     - снижения затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда  и
на оказание коммунальных услуг с сохранением их качества;
     - реализации комплекса мер по финансовому оздоровлению жилищ-
но-коммунального хозяйства,  в том числе  за счет ликвидации пере-
крестного субсидирования, погашения задолженности за оказанные ус-
луги и выполненные работы,  изменения принципа финансового обеспе-
чения отрасли путем повышения платежей населения за жилищно-комму-
нальные услуги в течение 2001-2003 гг.  до уровня, обеспечивающего
возмещение  планируемых  затрат  на  содержание и ремонт жилищного
фонда и оказание коммунальных услуг,  а в течение последующих двух
лет - до уровня, обеспечивающего полное возмещение издержек по со-
держанию и ремонту жилищного фонда и оказанию коммунальных  услуг,
с одновременной реализацией мер социальной защиты малообеспеченных
слоев населения;
     - сохранения в течение 3-5 лет  в структуре расходов  бюджета
города затрат на капитальный ремонт  жилищного фонда.
     5. Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тариф-
ной политике при Правительстве Москвы и Региональной  энергетичес-
кой комиссии г.Москвы  до 1 ноября т.г.  в  установленном  порядке
утвердить ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для насе-
ления г.Москвы, подлежащие к введению с 1 января 2002 года.
     6. Городскому  центру жилищных субсидий обеспечить готовность
предприятия к переходу с 1 января 2002 года на возмещение выпадаю-
щих доходов жилищных и ресурсоснабжающих организаций от предостав-
ления льгот  по  оплате  жилищных  и коммунальных услуг гражданам,
имеющим на то право в соответствии с действующими  нормативными  и
законодательными актами,  за счет средств городского бюджета через
Городской центр жилищных субсидий,  а также увеличения  количества
семей, получающих жилищные субсидии.
     7. В  целях апробирования системы перевода жилищно-коммуналь-
ного хозяйства на бездотационный принцип  финансового  обеспечения
продолжить  в  Зеленоградском  административном округе в 2001 году
организационные мероприятия по отработке оптимальной модели расче-
тов жилищно-коммунальных услуг для населения.
     8. Руководителю Комплекса городского  хозяйства  совместно  с
префектом Зеленоградского административного округа по согласованию
с руководителями заинтересованных организаций в недельный срок ут-
вердить  состав рабочей группы по проведению мероприятий в г.Зеле-
нограде.
     9.  Префекту Зеленоградского административного округа:
     9.1. Создать условия для реализации мероприятий,  указанных в
пункте 7 настоящего постановления,  обеспечить работу с населением
по разъяснению политики Правительства Москвы по реформированию жи-
лищно-коммунального хозяйства.
     9.2. Совместно с Департаментом государственного и муниципаль-
ного имущества города Москвы предоставить Городскому центру жилищ-
ных субсидий помещения для размещения дополнительных отделов.
     10. Управлению  городского  заказа  Правительства Москвы сов-
местно с Департаментом финансов г.Москвы и Департаментом государс-
твенного и муниципального имущества города Москвы в недельный срок
в установленном порядке внести предложения по созданию  государст-
венного  учреждения  "Центр информационного обеспечения и содейст-
вия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Москвы".
     11. Управлению городского заказа   Правительства Москвы:
     11.1. До  1 ноября 2001 года представить в Департамент финан-
сов г.Москвы  и  Департамент  экономической  политики  и  развития
г.Москвы предложения  по  включению в проект бюджета города Москвы
на 2002 год расходов по погашению задолженности жилищных организа-
ций за услуги водоснабжения и водоотведения,  а также смету на со-
держание государственного учреждения "Центр информационного  обес-
печения  и  содействия  реформе  в  жилищно-коммунальном хозяйстве
г.Москвы".
     11.2. В двухмесячный срок подготовить предложения по формиро-
ванию  системы обучения и переподготовки работников жилищно-комму-
нального хозяйства.
     12. Департаменту финансов г.Москвы обеспечить:
     12.1. В IV квартале 2001 года финансирование работ по модер-
низации технической базы  Городского центра  жилищных субсидий  и
жилищных организаций г.Зеленограда  и  содержанию центра  в сумме
43 400 000 рублей.
     12.2. В IV квартале 2001 года финансирование расходов по реа-
лизации мероприятий,  предусмотренных в пунктах 7 и 10  настоящего
постановления.
     12.3. В 2002 году финансирование расходов, названных в пункте
11.1 настоящего постановления.
     12.4. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики
Правительства Москвы,  Департаментом экономической политики и раз-
вития  г.Москвы  в  2002 году финансирование работ по модернизации
технического и программного обеспечения жилищных организаций горо-
да,  позволяющих проводить населению перерасчет платежей за жилищ-
но-коммунальные услуги без посещения ими  жилищной  организации  и
отдела жилищных субсидий.
     13. Городскому центру жилищных субсидий совместно с  Управле-
нием городского заказа Правительства Москвы  до 1 ноября 2001 года
подготовить и направить в Департамент финансов г.Москвы,  Департа-
мент науки и промышленной политики Правительства Москвы и Департа-
мент экономической политики и развития г.Москвы заявку на финансо-
вое обеспечение задач,  предусмотренных в пунктах 12.3 и 12.4 нас-
тоящего постановления, с последующим размещением городского заказа
на конкурсной основе.
     14. Префектам административных округов:
     14.1. Совместно с Управлением городского заказа Правительства
Москвы  и  Департаментом  финансов г.Москвы до 1 декабря 2001 года
провести инвентаризацию задолженности в системе жилищно-коммуналь-
ного  хозяйства  и  принять меры по ее возмещению,  в том числе за
счет целевых бюджетных фондов развития территорий  округов  (райо-
нов) г.Москвы.
     14.2. Обеспечить заключение жилищными организациями договоров
на  оказание эксплуатационных и коммунальных услуг с нанимателями,
арендаторами, владельцами и собственниками жилых и нежилых помеще-
ний.
     15. Управлению жилищно-коммунального  хозяйства  и  благоуст-
ройства  Правительства  Москвы  совместно с Управлением городского
заказа Правительства Москвы,  Управлением топливно-энергетического
хозяйства  Правительства  Москвы  и  Департаментом  муниципального
жилья и жилищной политики Правительства Москвы до 1 июля 2002 года
разработать и  представить  на  утверждение руководителю Комплекса
городского хозяйства систему показателей оценки  деятельности  уп-
равляющей жилищным фондом организации,  независимо от ее организа-
ционно-правовой формы.
     16. Московскому земельному комитету совместно с Департаментом
муниципального жилья и жилищной политики  Правительства  Москвы  и
Департаментом  инвестиционных программ строительства города Москвы
до 1 января 2002 года разработать и в установленном порядке утвер-
дить  порядок передачи земельных участков в составе кондоминиума в
собственность домовладельцев.
     17. Внести  изменения в постановление Правительства Москвы от
30 января 2001 года N 99-ПП "О совершенствовании системы  оформле-
ния субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг":
     17.1. В пункте 3 постановления слова "по оплате  жилищно-ком-
мунальных услуг"  заменить словами "по оплате услуг с расшифровкой
по видам платежей".
     17.2. В  приложении 1 к постановлению (Порядок исчисления со-
вокупного дохода семьи при рассмотрении вопроса о выплате субсидий
на  оплату  жилищных  и  коммунальных  услуг (жилищных субсидий) в
г.Москве):
     17.2.1. Пункт 1.1 раздела II изложить в следующей редакции:
     "1.1. Заработной платы, начисленной в соответствии с приняты-
ми на предприятии,  в учреждении,  организации (независимо от форм
собственности) системами и формами оплаты труда за  вычетом  удер-
жанного налога.".
     17.2.2. Пункт 7 раздела II дополнить словами "и  надбавки  за
уход, назначенной к пенсии инвалидам 1-й группы, престарелым, нуж-
дающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, и
лицам, достигшим 80 лет."
     17.3. В приложении 2  к постановлению (Порядок предоставления
гражданам  (семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных ус-
луг (жилищных субсидий) в г.Москве):
     17.3.1. В  третьем дефисе  пункта 6  слова "- трудовых книжек
(только для неработающих пенсионеров);"  заменить словами " - тру-
довых  книжек  (только для неработающих пенсионеров и неработающих
женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет);".
     17.3.2. Перед последним абзацем пункта 6 добавить абзацы сле-
дующего содержания:
     "Если  в жилом помещении кто-либо  из постоянно зарегистриро-
ванных членов семьи,  не являющейся собственником,  не проживает и
оплачивает  коммунальные  услуги по месту фактического пользования
ими, что подтверждается документом жилищной организации, то субси-
дия  назначается остальным членам семьи исходя из социальной нормы
площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, рассчи-
танных по количеству фактических плательщиков по данному адресу. В
этом случае при исчислении среднего совокупного дохода семьи доход
отсутствующего члена семьи не учитывается.
     Если совместно с постоянно зарегистрированными на данной пло-
щади гражданами проживает гражданин,  постоянно зарегистрированный
по другому адресу в г.Москве,  и начисления за коммунальные услуги
по данному адресу производятся с учетом всех пользователей ими, то
субсидия назначается исходя из социальной нормы  площади  жилья  и
нормативов  потребления коммунальных услуг,  рассчитанных по коли-
честву фактических плательщиков.".
     17.3.3. Дополнить приложение 2 пунктом 11.6 в редакции:
     "11.6. Если Городской  центр  жилищных  субсидий  располагает
официально  представленной  Государственной жилищной инспекцией по
г.Москве информацией о нарушении участником  Московской  городской
программы  жилищных субсидий порядка оформления и проведения пере-
устройства жилого помещения.".
     18. Пресс-центру  Мэрии  и Правительства Москвы,  Комитету по
телекоммуникациям и средствам  массовой  информации  Правительства
Москвы,  Комитету  территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления, префектам административных окру-
гов  постоянно информировать москвичей о ходе жилищно-коммунальной
реформы и принимаемых Правительством Москвы мерах по развитию  го-
родского хозяйства и обеспечению социальной защиты населения.
     19. Руководителю Комплекса городского  хозяйства  до  1  июля
2002 года доложить Мэру Москвы о ходе выполнения данного постанов-
ления.
     20. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ни-
кольского Б.В.




П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков





                                          Приложение 1
                                    к постановлению Правительства
                                    Москвы от 25 сентября 2001 года
                                    N 865-ПП

















                      А   Н  А   Л   И  З
      СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА
           И ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЮ
                     ЗА ПЕРИОД 1992-2001 гг.

ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ЖИЛИЩНЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ...................3
  Повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг...3
  Установление экономически обоснованной и дифференцированной
платы за наем муниципального жилья...............................5
  Формирование организационно-управленческих  условий  и  рыноч-
ных механизмов для эффективного управления и обслуживания жилищ-
ного и нежилого фонда, объектов внешнего благоустройства.........6
  Совершенствование договорных отношений по предоставлению жилищ-
но-коммунальных услуг...........................................15
  Развитие конкурентных отношений в сфере управления, содержания
и обслуживания  жилищного фонда.................................19
  Содействие товариществам собственников жилья в реализации
прав собственников в кондоминиуме по эффективному управлению
общим имуществом................................................22
ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ................24
  Реформирование системы  пересмотра и утверждения тарифов для
регулируемых предприятий и тарифов на жилищно-коммунальные услуги
для населения (реорганизация процедур тарифного регулирования)..29
  Разработка системы мониторинга деятельности коммунальных
предприятий.....................................................31
          ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ЖИЛИЩНЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

  Повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг.

     В настоящее время политика оплаты жилищных и коммунальных ус-
луг формируется в г.  Москве совместно органами законодательной  и
исполнительной власти.  Пересмотр уровня оплаты за пользование жи-
лыми помещениями тарифов на коммунальные услуги  и  нормативов  их
потребления согласовываются Московской городской Думой и утвержда-
ются Мэром Москвы.
     Практика других городов России показывает, что в такой ситуа-
ции,  когда назначение ставок оплаты жилищных услуг населением за-
висит и от исполнительной, и от законодательной власти, оно приоб-
ретает сугубо политический характер.  Во-первых,  вопрос об оплате
жилищно-коммунальных услуг населением может использоваться в поли-
тических "играх" между администрацией и депутатами, что приводит к
обострению разногласий между ними. Во-вторых, рассматривая населе-
ние как электорат,  оба уровня власти относят повышение ставок оп-
латы  населением жилищно-коммунальных услуг к непопулярным мерам и
создают "двойной барьер" на пути таких решений.
     Следует отметить,  что  в  Москве  и ранее вопрос о повышении
степени участия населения в оплате расходов на  жилищно-коммуналь-
ные услуги не был популярным.  При установленном федеральном стан-
дарте доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг в 70%  на
2000  год  и  80%  на 2001 год,  наниматели муниципального жилья в
Москве сегодня оплачивают 42,4% от плановой стоимости жилищно-ком-
мунальных услуг.
     Федеральный стандарт предельной стоимости жилищнокоммунальных
услуг,  установленный для Москвы на 2001 год, составляет 13,7 руб-
лей за 1 кв.  м.  в месяц,  в то же время стоимость жилищно-комму-
нальных услуг, рассчитанная по плановым затратам, составляет 21,74
рублей за 1 кв. м. в месяц, то есть, более чем в полтора раза выше
федерального стандарта.
     Величина оплаты  жилищно-коммунальных  услуг  в  "стандартной
квартире"  (квартира площадью 54 кв.  м.,  в которой проживают три
человека) в Москве в конце 2000 года составляла 417 рублей, а пос-
ле повышения ставок оплаты практически всех видов коммунальных ус-
луг и вывоза ТБО с апреля 2001 года эта  величина  приближается  к
500  рублям.  Это  очень  высокий показатель.  В европейской части
. 

                              - 4 -

страны среди административных центров субъектов Российской Федера-
ции более дорогим с этой точки зрения является лишь Мурманск. В то
же время следует учитывать,  что по уровню доходов на душу населе-
ния  Москва находится в наиболее благополучном положении не только
в европейской части, но и во всей России.
     Однако,  на протяжении последних лет рост  жилищно-коммуналь-
ных  платежей  населения был связан,  в основном,  с коммунальными
услугами. Ставки  оплаты услуг отопления, горячего и холодного во-
доснабжения и канализации  только в период с начала 2000 года до 1
мая 2001 года менялись  три раза, в то время как ставки оплаты ус-
луг по содержанию и  ремонту домов остаются неизменными с 1994 го-
да.  Размер ставки  оплаты жилья за содержание и ремонт дома в до-
мах со всеми удобствами  составляет 30 копеек за 1 кв. м. в месяц,
что сегодня является  наиболее низкой ставкой среди административ-
ных центров субъектов Российской Федерации.
     В структуре ставок на оплату жилищно-коммунальных  услуг  для
населения  услуге по содержанию и ремонту жилищного фонда отведено
только 3%,  тогда как наибольшую долю составляет отопление и горя-
чее водоснабжение - почти 60%.
     В настоящее время населением оплачивается 42,4% стоимости жи-
лищно-коммунальных услуг.
     Таким образом,  в первую очередь население оплачивает  сектор
естественных  локальных монополий, либо потенциально наиболее при-
быльные отрасли (вывоз ТБО).  В результате, поступающие от населе-
ния  "живые  деньги" в первую очередь направляются в отрасли,  где
определение оптимальной  стоимости  услуг  возможно  только  путем
сложной и до конца не отработанной процедуры регулирования тарифов
естественных локальных монополий. И наоборот, отрасли, где опреде-
ление  оптимальной цены услуги возможно на основе конкурса (жилищ-
ная услуга), практически полностью зависят от бюджетных дотаций.
     До настоящего времени в Москве не введена оплата капитального
ремонта,  хотя это предусмотрено постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 02.08.99 г. N 887 "О совершенствовании систе-
мы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной  защите
населения". Капитальный ремонт полностью дотируется за счет бюдже-
та города.  В частности, если в бюджете Москвы 1998 года по статье
"капитальный ремонт жилищного фонда" было выделено почти 3,1 млрд.
руб., в бюджете 1999 года - менее 1,61 млрд. руб. С 2000 года бюд-
жетное  финансирование  расходов  на  капитальный ремонт жилищного
фонда увеличено до 4,9млрд.  руб.  и с учетом средств инвесторов и
целевых  бюджетных  фондов префектур и районов составило 5,9 млрд.
руб.  В 2001 году планируется затратить на капитальный ремонт  6,2
млрд. руб.

   Установление экономически обоснованной и дифференцированной
                платы за наем муниципального жилья

     Плата за наем муниципального жилья,  в соответствии  с  госу-
дарственной политикой в жилищно-коммунальном хозяйстве,  в настоя-
щее время введена в структуру платежей населения во многих городах
России. Такая структура платежей населения закреплена в целом ряде
федеральных документов (Указ Президента  Российской  Федерации  от
28.04.97  г.  N  425  "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации",  Постановление Правительства Российской Фе-
дерации  от 02.08.99 г.  N 887 "О совершенствовании системы оплаты
жилья и коммунальных услуг и мерах по  социальной  защите  населе-
ния").
     Экономическое содержание платы за наем состоит в  компенсации
инвестиционных затрат собственника жилищного фонда на строительст-
во и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставле-
ния гражданам по договорам найма; юридическое содержание - в опла-
те права пользования жилым помещением.  Плата за наем включается в
структуру ежемесячных платежей граждан за жилье, в виде отдельного
платежа,  который не относится к платежам,  взимаемым за  жилищные
или коммунальные услуги.  Средства, собранные в виде платы за наем
муниципального жилья,  являются доходом собственника и должны нап-
равляться,  с учетом условий реформирования системы финансирования
жилья,  на цели модернизации,  реновации жилищного фонда,  решения
проблемы ликвидации ветхого жилья и реконструкции районов его сре-
доточения.
     Плата за наем жилых помещений в домах государственного  муни-
ципального жилищного фонда в Москве введена еще в 1994 году. Одна-
ко,  размер ставки платы за наем в Москве, которая до августа 2001
года в среднем составляет 1 копейку за 1 кв.м в месяц, являлся са-
мым низким в России и не отвечал экономическому смыслу этого  пла-
тежа.  Очевидно также,  что в таком размере взимание платы за наем
никак не влияет на дифференциацию оплаты жилья  в  зависимости  от
качества и местоположения.
. 

                              - 6 -

     Идеология дифференциации ставок платы за наем состоит в  том,
что наниматели жилья,  обладающего наихудшими потребительскими ка-
чествами,  должны платить меньше,  или вовсе не  платить  за  наем
жилья,  в то же время, те семьи, которые проживают в государствен-
ном, муниципальном жилье лучшего качества, обладают преимуществом,
которое они и оплачивают.
     Реально рынок жилья в Москве давно и точно учитывает парамет-
ры качества жилья в стоимости арендных платежей. Оборот жилой нед-
вижимости в Москве весьма активен,  и  сложившаяся  дифференциация
жилья  в зависимости от местоположения и типа дома очевидна как на
рынке продаж,  так и коммерческой аренды жилищного фонда.  В  этой
связи вряд ли можно считать оправданным использование низкой став-
ки платежей за пользование государственными, муниципальными жилыми
помещениями, составляющими значительную долю всего жилищного фонда
на территории Москвы.

  Формирование организационно-управленческих условий и рыночных
 механизмов для эффективного управления и обслуживания жилищного 
       и нежилого фонда, объектов внешнего благоустройства.

     В Москве  с  1992  года началась реформа структуры управления
жилищным фондом.  В каждом районе города  созданы  государственные
унитарные  предприятия -Дирекции единого заказчика (ДЕЗ),  которым
были переданы функции по управлению жилищным и нежилым фондом. Ре-
монтно-эксплуатационные управления, управления дорожного хозяйства
и благоустройства, ранее являвшиеся подразделениями производствен-
ных ремонтно-эксплуатационных объединений районов, были преобразо-
ваны в самостоятельные унитарные государственные предприятия.
     В 2000 году практически завершилась работа по демонополизации
жилищно-коммунального хозяйства.  Разделение функций по управлению
жилищным  фондом  и  его эксплуатации создало возможность развития
конкуренции в сфере содержания и ремонта жилья,  а также  в  сфере
управления жилищным фондом.  Создан рынок подрядных организаций по
эксплуатации и ремонту жилищного фонда.  Весь  городской  жилищный
фонд  Москвы передан по договорам на обслуживание эксплуатационным
предприятиям, отобранным на конкурсной основе.
     Проведенный анализ  финансового  состояния  и результатов хо-
зяйственной деятельности ряда дирекций единого  заказчика  районов
Москвы показал следующее.
. 

                              - 7 -

     Несмотря на то,  что финансовое состояние у всех  предприятий
различное,  тем не менее, существует несколько моментов, общих для
всех рассмотренных дирекций единого заказчика.
     В целом деятельность дирекций единого заказчика является убы-
точной.
     Одной из причин убыточности деятельности этих предприятий яв-
ляется нарастание неплатежей потребителей коммунальных и иных  ус-
луг.
     Плановые убытки предприятий, т.е. разница между запланирован-
ными расходами по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и объ-
емом платежей населения, компенсируются за счет бюджетных ассигно-
ваний.  Отсутствие четких обязательств по перед  предприятиями  по
бюджетному  финансированию  является еще одной причиной их убыточ-
ности,  так как на протяжении последних нескольких лет фактические
размеры бюджетного финансирования не соответствовали запланирован-
ным.
     Учитывая, что  за  счет бюджетного финансирования предприятия
получают до 80%  доходов,  становится очевидным отсутствие у руко-
водства ДЕЗ сколь-нибудь серьезных стимулов для повышения экономи-
ческой эффективности хозяйственной деятельности.
     Учитывая, что существующие принципы  финансирования  деятель-
ности  ДЕЗ  совершенно  не стимулируют стремление руководства этих
предприятий к повышению  эффективности  собственной  деятельности,
следует признать,  что без серьезной реформы принципов организации
управления жилищным фондом финансовое состояние  дирекций  единого
заказчика будет только ухудшаться.
     В настоящее время не только бюджет недофинансирует расходы на
содержание и ремонт жилищного фонда, но и население систематически
не полностью оплачивает начисленные суммы за  жилищно-коммунальные
услуги.  Из-за  отсутствия необходимых (стабильных) доходов от ре-
зультатов своей деятельности ДЕЗ не могут полностью и своевременно
расплачиваться  с  подрядчиками  и  коммунальными организациями по
своим обязательствам. Это вынуждает ДЕЗ "договариваться" со своими
контрагентами (подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями) об
отсрочке платежей и неприменению к ним санкций. В ряде случаев та-
кая  ситуация  приводит к вынужденному "ответному"снисходительному
отношению ДЕЗ к нарушениям ими параметров объемов и параметров ка-
чества предоставляемых услуг,  что явно противоречит интересам го-
рода и потребителей.
. 

                             - 8 -

     В настоящее время отсутствует договор на управление между ор-
ганом  исполнительной власти города и управляющими жилищными орга-
низациями.  Отсутствие нормативно закрепленных  финансовых  обяза-
тельств органов исполнительной власти города по финансированию вы-
полнения работ в жилищной сфере привело к преобладанию администра-
тивных методов управления над экономическими. Управляющие жилищные
организации вынуждены заключать договоры на выполнение  работ  при
отсутствии  обязательств органов исполнительной власти по финанси-
рованию работ,  выполняемых по городским (муниципальным) заказам и
отдельным указаниям префектур административных округов и Управ ра-
йонов.
     Выполнение ДЕЗ функций сбора платежей нанимателей осуществля-
ется на основании распоряжения Мэра Москвы от 23.11.95 N 619-РМ "О
совершенствовании  жилищно-коммунального  хозяйства  города".  При
этом  у ДЕЗ отсутствуют договоры с наймодателем (Департаментом му-
ниципального жилья и жилищной политики) о передаче ему  полномочий
по  обеспечению нанимателей жилищно-коммунальными услугами и сбору
платежей за них.  В свою очередь,  управляющие организации обязаны
оплачивать ресурсоснабжающим организациям весь объем предоставлен-
ных ими ресурсов, даже при их оплате не всеми потребителями.
     Реально вознаграждение  ДЕЗ  за  оказание услуг по управлению
жилищным фондом и организацию обеспечения населения  коммунальными
услугами собственниками жилых помещений не начисляется и не выпла-
чивается. Размер вознаграждения ДЕЗ ни в договорах с собственника-
ми жилых помещений и нанимателями, ни в платежных документах, ни в
нормативных актах города не определен.  Город оплачивает  деятель-
ность  ДЕЗ  путем установления фиксированного норматива отчисления
от средств,  направляемых на капитальный ремонт  жилищного  фонда,
уборку,  содержание  и ремонт дорог,  содержание и ремонт объектов
внешнего благоустройства, а также озеленение.
     Кроме того,  существует возможность удержания  ДЕЗ  при  себе
части  платежей населения за жилищно-коммунальные услуги (как пра-
вило,  в размере эквивалентном суммам  нормативных  отчислений  от
бюджетных  средств  на ремонт и благоустройство) и соответствующей
недоплаты ресурсоснабжающим организациям.  При этом,  расходование
поступающих  бюджетных ассигнований на дотирование ресурсоснабжаю-
щих организаций осуществляется с нарушением их  целевого  назначе-
ния.
. 

                             - 9 -

     В настоящее время у жилищных организаций отсутствуют  матери-
альные стимулы к качественному выполнению своих функций, например,
к повышению собираемости платежей населения за жилищные  и  комму-
нальные услуги.  По условиям заключаемых в настоящее время ДЕЗ до-
говоров на предоставление коммунальных услуг, сумма вознаграждения
ДЕЗ  практически  не  зависит  от объема собранных и перечисленных
поставщику платежей потребителей, что не стимулирует своевременно-
го и полного их перечисления. Так, в 1999 г. оформлено к взысканию
долга только 6,3 тыс.  нотариальных надписей и обращений в суд  на
сумму 18,7 млн.  руб.  (лишь 0,9% от всех должников). В тоже время
необходимо отметить результативную деятельность некоторых ДЕЗ, где
работе по сбору платежей с населения за жилищно-коммунальные услу-
ги уделяется много внимания и принимаются меры, позволяющие эффек-
тивно влиять на неплательщиков.
     Для осуществления  эффективной деятельности по управлению жи-
лищным фондом и создания равных условий для работы подрядных орга-
низаций  независимо  от их правового статуса необходимо,  чтобы за
управляющими жилищными и подрядными организациями на время  выпол-
нения  работ по договору закреплялись нежилые помещения для произ-
водственных и иных хозяйственных целей.  Не везде в договор о зак-
реплении имущества на праве хозяйственного ведения,  заключаемый с
ДЕЗ, включен отдельным списком перечень нежилых помещений, предос-
тавляемых под служебные цели и не подлежащих сдаче в аренду. В ад-
министративных округах, где этот порядок соблюдается, не возникает
проблем  с  организацией работы подрядных организаций.  Не во всех
административных округах при передаче нежилых производственных по-
мещений  подрядным организациям соблюдается условие предоставления
их в безвозмездное временное пользование.
     Распространены случаи,  когда арендная плата за служебные по-
мещения,  предоставляемые предприятиям и организациям,  занятым на
работах  в  жилищном фонде,  устанавливается в размере минимальной
ставки.  Данная практика
нарушает утвержденный Правительством Москвы порядок предоставления
предприятиям и организациям,  занятым на работах в жилищном фонде,
независимо  от  их правового статуса,  нежилых служебных помещений
без взимания арендной платы и без права выкупа  -  для  производс-
твенных и иных хозяйственных целей на время действия подряда,  при
условии оплаты ими эксплуатационных и коммунальных  услуг  (Поста-
новление Правительства Москвы N 497 от 01.07.97 г.),  что тормозит
развитие активной конкурентной среды.
. 

                             - 10 -

     Анализ деятельности управляющих жилищных организаций показал,
что в ряде случаев к ним предъявляются требования о получении  ли-
цензий  на  осуществление  деятельности по эксплуатации инженерных
систем городов и населенных пунктов,  проведению  дорожных  работ,
эксплуатации  подъемных  устройств,  выполнение строительных работ
(как правило,  ДЕЗ имеет в среднем от 3 до 5 лицензий). Помимо то-
го,  что данное требование является необоснованным,  оно к тому же
отрывает на эти цели денежные средства, направляемые на финансиро-
вание эксплуатации жилищного фонда. Получение специальных разреше-
ний (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности необ-
ходимо  только в случаях,  когда это установлено федеральным зако-
ном.  Закон не требует лицензирования деятельности  по  управлению
жилищным фондом.  Поэтому лицензии на осуществление эксплуатацион-
ной деятельности должны получать подрядчики,  а не управляющие жи-
лищные организации.
     Кроме того, ДЕЗ сталкиваются с требованиями заключать догово-
ры страхования риска ответственности за причинение вреда при  экс-
плуатации грузовых и пассажирских лифтов, расположенных в жилищном
фонде города.  Московское государственное управление Госгортехнад-
зора  России  не дает разрешение на подключение лифтов в домах но-
востройках без  оформления  договора  страхования.  На  оформление
страхования  лифтов  в среднем требуется от 10 до 12 тысяч рублей.
Источники финансирования данных расходов до сих пор не определены.
Поэтому эти средства фактически отвлекаются от объема,  предназна-
ченного для финансирования работ по эксплуатации жилищного фонда.
     В настоящее время в городе не достаточно  внимания  уделяется
работе,  направленной на снижение непроизводительных затрат,  свя-
занных с возмещением ущерба при выполнении работ по управлению жи-
лищным и нежилым фондом, организации содержания и ремонта объектов
внешнего благоустройства. К непроизводительным затратам относятся,
в частности,  затраты,  связанные с ликвидацией последствий аварий
из-за выхода из строя конструктивных элементов зданий, инженерного
оборудования, пожаров и т.п., которые происходят часто по вине уп-
равляющих организаций, осуществляющих организацию содержания и ре-
монта жилищного и нежилого фонда и объектов внешнего благоустройс-
тва.
     Механизм возмещения  причиненного  вреда  жилищному  фонду за
счет виновных лиц из-за сложностей оформления  судебного  решения,
недостаточности  финансовых  средств  у управляющих организаций не
. 

                             - 11 -

получил широкого распространения, и восстановление жилищного фонда
осуществляется в основном за счет средств городского бюджета.  При
этом риск досрочного ветшания и разрушения жилищного  фонда  из-за
ненадлежащей  организации его эксплуатации и ремонта не может быть
компенсирован путем возможного расторжения контракта с  директором
ДЕЗ или иными мерами его индивидуальной ответственности.  Снижение
такого риска должно обеспечиваться путем  установления  адекватной
гражданско-правовой ответственности управляющей организации, стра-
хования последней результатов своей деятельности по управлению жи-
лищным и нежилым фондом.  Такая мотивация деятельности управляющих
организаций более эффективна по сравнению с административным  воз-
действием.
     Организация и контроль выполнения работ по комплексному капи-
тальному  ремонту,  планово-предупредительному  ремонту  жилищного
фонда, а также контроль за соблюдением установленного порядка кон-
курсного отбора подрядных организаций на выполнение работ по  экс-
плуатации и ремонту жилищного фонда отнесены к полномочиям префек-
та административного округа. Кроме того, префект контролирует "ра-
боту  Управ по переданным им в установленном порядке вопросам экс-
плуатации, текущего и капитального ремонта жилищного фонда". Вмес-
те с тем,  ни префектуры,  ни районные Управы не имеют в настоящее
время договорных отношений с управляющими организациями, заказыва-
ющими работы по капитальному ремонту, и с подрядными ремонтностро-
ительными организациями, выполняющими данные работы.
     В настоящее время установлена следующая процедура организации
капитального ремонта жилищного фонда, независимо от источников его
финансирования:
     а) Правительство  Москвы  утверждает перспективные задания по
комплексному и выборочному капитальному ремонту  жилищного  фонда.
На основании этих заданий Управлением городского заказа и Управле-
нием жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства по согласо-
ванию  с префектами административных округов формируются ежегодные
плановые задания по городским и районным заказчикам за  счет  и  в
пределах  имеющихся  источников финансирования,  включая бюджетные
средства. Городские службы заказчика, "подведомственные" Комплексу
городского хозяйства,  формируют титульные списки объектов на оче-
редной год,  которые утверждаются руководителями Управления жилищ-
но-коммунального  хозяйства и благоустройства и Управления городс-
кого заказа (титульные списки по объектам, находящимся "в ведении"
. 

                             - 12 -

административных округов согласовываются с префектурами).  Утверж-
денные титульные списки объектов направляются заказчиком в префек-
туру  и  районную Управу для контроля за ходом работ и участия ра-
йонных служб заказчика в приемке законченных объектов;
     б) районные службы заказчика, "подведомственные" префектурам,
формируют титульные списки объектов на очередной год по согласова-
нию с районными Управами и с учетом заключения Государственной жи-
лищной инспекции г.Москвы.  Затем данные титульные списки согласу-
ются с различными органами и,  в том числе,  с Государственной жи-
лищной инспекцией г.Москвы, после чего они утверждаются префектами
административных округов. Этот порядок распространяется также и на
дома, находящиеся в управлении товариществ собственников жилья.
     В настоящее время оплата за энерго-, газо-, тепло-, водоснаб-
жение  по  показаниям  приборов учета является наиболее приемлемым
способом расчетов за коммунальные услуги при условии их  установки
в жилом помещении у каждого конкретного потребителя или на домовых
вводах. Оплата коммунальных услуг по нормативам потребления допус-
тима только как временная мера,  до установки приборов учета.  При
этом,  величины этих нормативов должны  определяться  не  расчетом
потребности  потребителей  в ресурсах,  а с учетом усредненных ре-
зультатов разовых замеров в домах различных типов с учетом  суточ-
ных  и сезонных колебаний.  После установки на всех домовых вводах
приборов учета,  нормативы потребления коммунальных  услуг  должны
использоваться только для расчета компенсаций (субсидий) по оплате
жилищных и коммунальных услуг.
     Полное оснащение жилых домов приборами учета позволит выявить
и  устранить  утечки питьевой воды и потери тепловой энергии.  Эти
меры являются необходимым условием  предстоящего  введения  оплаты
коммунальных  услуг  в  размере,  обеспечивающем полное возмещение
затрат на их предоставление.
     Применяется метод централизованного  нормирования  затрат  на
оплату труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих ДЕЗ и
определения их нормативной численности. Кроме того, действует еди-
ный порядок определения норматива средств на оплату труда работни-
ков ремонтно-эксплуатационных предприятий,  независимо от их  форм
собственности,  при заключении договоров на работы по эксплуатации
и ремонту жилищного фонда, содержанию придомовых территорий. Опре-
деление  размера  средств,  идущих  на выплату зарплаты работникам
подрядчика,  с одной стороны,  не входит в компетенцию заказчика и
. 

                             - 13 -

является вмешательством в его хозяйственную деятельность, приводя-
щим к неоправданным затратам труда и увеличению штата  работников,
с другой, -тормозит формирование рыночной конкурентной среды.
     В уставах ДЕЗ отсутствует упоминание таких видов  деятельнос-
ти,  которая  может  осуществляться ДЕЗ для получения ими дополни-
тельных доходов.
     Основными причинами, препятствующими эффективному осуществле-
нию управляющими жилищными организациями (ДЕЗ)  своих  функций  по
управлению жилищным и нежилым фондом, являются:
     отсутствие договоров на управление жилищным и нежилым  фондом
с  Департаментом муниципального жилья и жилищной политики и Депар-
таментом государственного и муниципального имущества соответствен-
но, определяющих права и обязанности ДЕЗ, источники и объем финан-
сирования на управление содержанием и обслуживанием жилищного фон-
да и придомовых территорий, а также устанавливающие размер и усло-
вия вознаграждения деятельности самих ДЕЗ;
     отсутствие гарантий  со стороны органов городского управления
на своевременное и полное финансирование расходов на содержание  и
ремонт жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства, несог-
ласованность размеров и сроков поступления бюджетных  ассигнований
с договорными обязательствами ДЕЗ перед подрядчиками;
     отсутствие в  договорах  и  нормативных актах зафиксированных
критериев и требований,  по которым  оценивается  качество  работы
ДЕЗ;  качество  управления  городским жилищным фондом не влияет на
финансовые результаты деятельности ДЕЗ;
     отсутствие договоров  ДЕЗ с префектурами административных ок-
ругов и Управами районов на выполнение работ по содержанию  и  ре-
монту объектов внешнего благоустройства, озеленению территорий ра-
йонов,  уборке,  содержанию и ремонту дорог; финансирование ДЕЗ на
цели  оплаты  заказанных ими у подрядных организаций работ и услуг
осуществляется не на основании договоров, а по смете, утверждаемой
в административном порядке;
     преобладание административных методов управления над экономи-
ческими,  административное вмешательство префектур и Управ районов
в хозяйственную деятельность управляющих  жилищных  организаций  в
форме обязательных для руководства ДЕЗ указаний;
     несовершенство договорных отношений ДЕЗ с  потребителями  жи-
лищно-коммунальных услуг.
     отсутствие серьезной экономической заинтересованности  ДЕЗ  в
. 

                             - 14 -

результатах своей деятельности;
     нерациональное использование денежных  средств,  направляемых
на  финансирование  жилищного  фонда -требования,  предъявляемые к
ДЕЗ,  о лицензировании эксплуатационной деятельности, которая осу-
ществляется специализированными подрядными организациями;
     низкий уровень оборудования жилых домов приборами учета  рас-
хода тепловой энергии, холодной и горячей воды;
     отсутствие в уставах ДЕЗ видов  деятельности,  которая  может
осуществляться ими для получения дополнительных доходов.
     По сути дела,  ДЕЗ в их нынешнем состоянии не являются полно-
ценными хозяйствующими субъектами, способными самостоятельно опре-
делять порядок  осуществления  своей  хозяйственной  деятельности,
имеющими  собственную прибыль и возможность ею эффективно распоря-
жаться,  нести ответственность за выполнение  своих  обязанностей,
определять численность и заработную плату своих работников.  У ДЕЗ
практически отсутствуют возможности по использованию широкого кру-
га полномочий по владению и пользованию городским имуществом,  пе-
реданного им на праве хозяйственного ведения,  ввиду его  незначи-
тельности  и необходимости использования для обеспечения собствен-
ной деятельности.  В настоящее время самостоятельность хозяйствен-
ной деятельности ДЕЗ ограничена административными указаниями орга-
нов исполнительной власти города. В этих условиях, жилищные предп-
риятия  не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации рас-
ходов на развитие жилищно-коммунального хозяйства,  снижения нера-
циональных  затрат и повышении качества жилищно-коммунального обс-
луживания населения.  Цели и задачи,  ради которых создавались ДЕЗ
как государственные унитарные предприятия,  могут быть реализованы
хозяйствующими  субъектами  иной  организационно-правовой   формы.
Сравнение эффективности деятельности по управлению жилищным фондом
частными и государственными управляющими организациями оказывается
не в пользу последних.
     Повысить качество жилищно-коммунального обслуживания  населе-
ния невозможно без совершенствования системы управления и обслужи-
вания жилищного фонда путем формирования профессионального  конку-
рентного  управления  жилищным  фондом,  создания реальной системы
экономической мотивации управляющих организаций к сокращению  зат-
рат ресурсов и повышению эффективности их деятельности.
. 

                             - 15 -

     Совершенствование договорных отношений по предоставлению
                   жилищно-коммунальных услуг.

     Жилищно-коммунальные услуги потребителям всех категорий,  как
правило, предоставляются на основании договоров. На 01.01 2001 го-
да заключено:
     - 39.6 % договоров социального найма;
     - 100 % договоров коммерческого найма;
     - 61.7  %  соглашений  о  совместном владении домом и долевом
участии в расходах по его содержанию и ремонту.
     Договоры социального и коммерческого найма в  государственном
и  муниципальном  жилищном фонде города Москвы заключаются как Де-
партаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства
Москвы так и управлениями жилищных предприятий (ДЕЗ).
     Департамент является для нанимателей исполнителем всех жилищ-
но-коммунальных услуг.  В то же время, для выполнения обязанностей
наймодателя  по обеспечению нанимателей жилищнокоммунальными услу-
гами Департамент не заключает договоры  со  специально  созданными
ГУП ДЕЗ.  В свою очередь,  ДЕЗ осуществляет деятельность по жилищ-
но-коммунальному обслуживанию нанимателей,  не имея перед ними ни-
каких  обязательств и не неся никакой ответственности.  Отсутствие
договорных отношений с нанимателями и с Департаментом  муниципаль-
ного жилья и жилищной политики ставит ДЕЗ в положение лица, "дейс-
твующего в чужом интересе без поручения". Соглашения с владельцами
и  собственниками  жилых  и нежилых помещений о порядке управления
домом и возмещения расходов по его эксплуатации и ремонту, а также
договоры с владельцами и собственниками строений на оказание услуг
по техническому обслуживанию или управлению от своего имени в  ка-
честве представителя города заключает ДЕЗ.
     Договорные отношения  с  нанимателями  и собственниками жилых
помещений строятся на основе различных правовых моделей. Отношения
наймодателя  и нанимателей строятся по модели смешанного договора,
по которому Департамент муниципального жилья и  жилищной  политики
сам  отвечает за предоставление жилищно-коммунальных услуг нанима-
телям, а договоры ДЕЗ с собственниками жилых помещений - по модели
агентского договора,  что затрудняет формирование договорных отно-
шений ДЕЗ с ресурсоснабжающими организациями и подрядчиками.
     В городе  проводится  работа  по переводу населения на прямые
расчеты  за  теплоснабжение.  Несмотря  на  кажущиеся,  на  первый
. 

                             - 16 -

взгляд, преимущества такого способа оплаты коммунальных услуг, пе-
реход на него выгоден лишь ресурсоснабжающим организациям и  имеет
существенные  недостатки.  Введение  прямых расчетов не может сво-
диться только к повороту денежных потоков от  ДЕЗ  к  коммунальным
организациям,  в  отрыве  от денежных обязательств,  основанных на
действующих договорах найма,  и соглашений с собственниками  жилых
помещений.  Заключение потребителями прямых договоров с каждым от-
дельным производителем коммунальных услуг поставит их лицом к лицу
с  локальными  естественными монополистами,  что неизбежно вызовет
снижение уровня защищенности  потребителей.  Поэтому,  необходимо,
чтобы  на  стороне потребителей были наймодатель и специально соз-
данные для этой цели  управляющие  организации.  Введение  системы
прямых платежей населения за коммунальные услуги ресурсоснабжающим
предприятиям не позволит реализовать инвестиционный потенциал  ре-
сурсосбережения в жилищном фонде.
     ДЕЗ принимает платежи нанимателей, не получив на это полномо-
чий от наймодателя и вопреки условиям договоров найма.  Для устра-
нения  такого положения необходимо внесение изменений и дополнений
в договоры найма.  Кроме того,  обязанность наймодателя обеспечить
за счет средств нанимателей предоставление им жилищно-коммунальных
услуг должна быть реализована в договорах  на  управление  с  ДЕЗ.
Тогда  цепь  договорных  обязательств "потребитель - наймодатель -
ДЕЗ - ресурсоснабжающие,  ремонтноэксплуатационные и специализиро-
ванные организации" будет замкнута.
     Переход на прямые расчеты за коммунальные услуги между потре-
бителями и производителями услуг имеет и другие отрицательные сто-
роны:
     - при прямых договорах коммунальных организаций с  населением
о  предоставлении коммунальных услуг и прямых расчетах за них зат-
рудняется реализация систематического и квалифицированного контро-
ля  за  соблюдением  исполнителями  прав и интересов потребителей,
возможность привлечения нарушителей к  гражданскоправовой  ответс-
твенности,  а  также  возможность снижения размера оплаты в случае
ненадлежащего выполнения договорных обязательств по  срокам,  объ-
емам и качеству поставки ресурсов;
     - заключение коммунальными организациями договоров с  населе-
нием  о  предоставлении  коммунальных услуг и внесение изменений и
дополнений в договоры с нанимателями и в соглашения с  собственни-
ками  (касающихся  ответственности  за предоставление коммунальных
. 


                             - 17 -

услуг и порядка расчетов за них) потребует дополнительных  сущест-
венных затрат на их осуществление.
     Источники покрытия этих  затрат  не  установлены;  начисление
платежей по разным видам коммунальных услуг,  изготовление и дове-
дение платежных документов,  определение размера снижения оплаты в
случае  нарушения  исполнителями установленных параметров качества
коммунальных услуг, перерасчет за потребление коммунальных
услуг  при временном отсутствии или изменении количества проживаю-
щих,  учет установленных льгот и субсидий будут осуществляться  не
централизовано (одной организацией), а каждым исполнителем отдель-
но.  Данные меры повлекут увеличение  штата  сотрудников,  и,  как
следствие, дополнительные расходы, источником покрытия которых бу-
дет повышение тарифов.  Размеры этих затрат не оценены. Многократ-
ное дублирование информации, например, о гражданах (семьях), полу-
чающих жилищные субсидии, имеющих право на льготы в соответствии с
законодательством  Российской Федерации и города Москвы,  и т.  п.
также приведут к увеличению расходов;  осуществление платежей пот-
ребителем  не  по одному платежному документу (принцип "одного ок-
на"),  а по множеству документов. Оптимальным является оплата всех
жилищно-коммунальных услуг по одному платежному документу.
     На содержание договоров ДЕЗ с ресурсоснабжающими организация-
ми  влияет  то обстоятельство,  что последние занимают монопольное
положение. ДЕЗ заключают договоры с ресурсоснабжающими организаци-
ями как самостоятельные абоненты,  поэтому отношения по подаче хо-
лодной и горячей воды, тепловой энергии и отводу сточных вод регу-
лируется правилами,  установленными для юридических лиц. Эти дого-
воры  не достаточно учитывают нормы законодательства о защите прав
потребителей.  В настоящее время порядок расчета размера  снижения
платы  за жилищные и коммунальные услуги при нарушении нормативных
сроков и качества их предоставления действует  лишь  в  отношениях
между потребителями и организациями, с которыми они имеют договор-
ные отношения.  Этот порядок не раскрывается в договорах ДЕЗ с ре-
сурсоснабжающими  организациями (поскольку они в этом не заинтере-
сованы). Также отсутствует договорный механизм увязывания договор-
ных  условий  об объемах и качестве отдельных коммунальных услуг с
параметрами поставки ресурсов (например,  ответственность  теплос-
набжающей организации за подачу тепловой энергии в количестве, из-
меряемом в гигакалориях,  и ответственности  ДЕЗ  за  соответствие
стандартам температуры воздуха в жилых домах и температуры горячей
воды).
. 

                             - 18 -

     Договоры с  коммунальными организациями зачастую заключены на
неопределенный срок или автоматически  пролонгируются.  Инициатива
со  стороны ДЕЗ по их пересмотру с целью выработки более благопри-
ятных условий в интересах потребителей встречает  противодействие.
Часть  договоров содержит условия,  базирующиеся на устаревших ак-
тах.  Действующие договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных
вод,  договоры теплоснабжения требуют пересмотра на предмет их со-
ответствия действующему законодательству.
     Ресурсоснабжающие организации  нередко  предлагают ДЕЗ заклю-
чать договоры по такой же форме, что и для промышленных потребите-
лей.  В  ряде  случает  это мотивируется необходимостью соблюдения
одинаковых условий для всех абонентов.  Вместе с тем,  в изменении
нуждаются те условия договоров присоединения, которые не связаны с
технологической процедурой производства и  передачи  их  продукции
(воды,  тепловой  энергии)  на единых условиях (режим,  давление и
температура теплоносителя и др.).  Такие условия в соответствии  с
законодательством могут вырабатываться сторонами на паритетных на-
чалах, исходя из своих интересов. Это необходимо сделать для повы-
шения гарантий защиты потребителей и уменьшения необоснованных по-
терь бюджетных средств.  В большом количестве случаев ресурсоснаб-
жающие  организации  навязывают ДЕЗ условия о несоразмерно высоких
неустойках, устанавливают не предусмотренные законодательством ос-
нования полного или частичного прекращения подачи тепловой энергии
и воды.
     Договоры энергоснабжения (например, утвержденные Региональной
энергетической комиссией при Правительстве Москвы 3 июля 1998г.  и
8 сентября 1999г.) не содержат обязанности энергоснабжающей  орга-
низации осуществлять поставку горячей воды. Энергоснабжающая орга-
низация отвечает по этому договору только за подачу тепловой энер-
гии.  В  настоящее время по договору с ДЕЗ за производство горячей
воды не отвечает ни тепло-, ни водоснабжающие организации. Необхо-
димо установление единой ответственности теплоснабжающей организа-
ции за снабжение горячей водой,  с  соответствующим  формированием
тарифов на эту коммунальную услугу и раздельным установлением нор-
мативов на холодное и на горячее водоснабжение.  В  связи  с  этим
центральные тепловые пункты и сети до домовых вводов,  находящиеся
в собственности города,  должны передаваться во владение  энергос-
набжающим организациям.
     Отдельные договоры  ДЕЗ с ресурсоснабжающими организациями на
. 

                             - 19 -

поставку ресурсов для нужд потребителей не содержат порядка расче-
тов,  в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета, сти-
мулирования снижения задолженности потребителей и других пользова-
телей,  порядка  перерасчета  стоимости услуг холодного и горячего
водоснабжения,  водоотведения при временном отсутствии граждан  по
месту постоянного жительства (при отсутствии индивидуальных прибо-
ров учета),  при нарушении нормативных параметров подачи ресурсов,
а также при нарушении их объемов или качества.
     В ряде договоров ДЕЗ с ремонтно-эксплуатационными организаци-
ями на эксплуатацию, санитарное содержание и текущий ремонт жилищ-
ного и нежилого фонда,  и объектов придомовой территории не указы-
ваются перечень и общая стоимость  работ,  подлежащих  выполнению.
Это обстоятельство негативно сказывается на объемах и качестве вы-
полнения подрядных работ по результатам конкурсов. В отдельных до-
говорах отсутствуют адресные списки домов,  передаваемых на обслу-
живание.
     Многие ДЕЗ необоснованно несут убытки от несвоевременного за-
селения и реализации жилых и нежилых помещений. Затраты на отопле-
ние и техническое обслуживание незаселенных жилых помещений должны
нести их собственники.  Порядок возмещения убытков ДЕЗ от нереали-
зованной площади окончательно не решен.  ДЕЗ не имея полной инфор-
мации о принадлежности этих помещений вынуждены вести розыск и пе-
реписку с лицами,  с которыми они не имеют договорных отношений. В
большинстве случаев это приводит к неправильным расчетам и неполу-
чению ДЕЗ возмещения своих убытков.
     Есть случаи,  когда договоры на выполнение различных работ по
содержанию и ремонту жилищного фонда заключаются без  наличия  ли-
цензии на право проведения работ в жилищном фонде, в нарушение ут-
вержденного постановлением Правительства Москвы "Положения  о  ли-
цензировании  деятельности по эксплуатации инженерных систем в го-
роде Москве" N 261 от 26.03.96.

           Развитие конкурентных отношений в сфере управления,
               содержания и обслуживания жилищного фонда

     Практика привлечения к обслуживанию жилищного фонда, наряду с
государственными унитарными предприятиями,  предприятий других ор-
ганизационно-правовых  форм на конкурсной основе получила в Москве
широкое распространение. Начиная с 1993 года, в столице проводятся
. 


                             - 20 -

конкурсы  на  содержание и ремонт жилищного фонда:  если в 1993 г.
доля квартир, обслуживаемая на конкурсной основе, составляла 4%, в
1995 г. -9,9%, то на 1 января 2001 г. уже весь жилищный фонд горо-
да обслуживается на конкурсной основе.
     В то  же время не удалось в полной мере воспользоваться преи-
муществами развития конкуренции  в  сфере  эксплуатации  жилищного
фонда,  поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финан-
сирования становится невозможным добиться  полноценных  договорных
отношений.  Анализ практики проведения конкурсов подрядных работ в
сфере обслуживания жилья позволяет сделать вывод о том, что в нас-
тоящее  время  условия  конкуренции соблюдаются лишь на бумаге,  а
конкурсные процедуры превратились для жилищных предприятий в обре-
менительную формальность.
     Основными причинами этого являются, с одной стороны, практика
регулирования  конкурсных  процедур  административными  методами в
ущерб экономическим (требование проводить конкурсы ежегодно,  в то
время  как экономически целесообразно заключать договоры на работы
по содержанию и ремонту на более длительный срок), а с другой сто-
роны,  - отсутствие условий для развития реальной конкуренции (не-
дофинансирование работ текущего ремонта,  нежелание  и  отсутствие
экономической  заинтересованности у ДЕЗ в поиске более эффективных
подрядчиков для участия в конкурсах). В действительности, выполняя
многочисленные постановления и распоряжения, ДЕЗ обязаны проводить
конкурсы, но результаты их проведения никак не связаны с изменени-
ем финансового состояния ДЕЗ.
     Расходы по проведению конкурса,  покрываемые за счет  претен-
дентов,  включают  в  себя  плату за участие в конкурсе (например,
расходы по проведению рекламной компании),  а также плату за полу-
чение  конкурсной  документации.  Что  касается платы за участие в
конкурсе,  то организатором конкурса (которым чаще всего выступает
ДЕЗ) она взимается неукоснительно,  и ее размер возрастает от кон-
курса к конкурсу.
     В настоящее  время  ДЕЗ  становится выгодно др
Заголовок: Постановление ПравительстваN 865-ПП
Дата: 2001-09-25
Позиционируется в разделах: Экономические реформы >> Финансы
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание