Документы правительства Москвы >> >> Экономические реформы >> Финансы
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 марта 2001 г. N 241-ПП
О Концепции проведения в г.Москве в
2010 году Всемирной универсальной
выставки ЭКСПО-2010
В связи с поручением Председателя Правительства Российской
Федерации от 12 декабря 2000 года N МК-П2-32725 о подготовке и
представлении в Правительство Российской Федерации предложений по
вопросу проведения в г. Москве в 2010 году на территории
Всероссийского выставочного центра Всемирной универсальной выставки
ЭКСПО-2010 Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию проведения Всемирной универсальной выставки
ЭКСПО-2010 (далее - ЭКСПО-2010) в г. Москве в 2010 году, согласно
приложению.
2. Определить государственным заказчиком по выполнению
предпроектных работ, связанных с подготовкой ЭКСПО-2010, Департамент
науки и промышленной политики Правительства Москвы.
3. Возложить на Департамент экономической политики и развития г.
Москвы функции инвестора по выполнению предпроектных работ, связанных
с подготовкой ЭКСПО-2010.
4. Возложить на Москомархитектуру функции генерального
проектировщика по выполнению предпроектных работ по подготовке
ЭКСПО-2010.
5. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
начиная с 2001 года по заявкам государственного заказчика
предусматривать в инвестиционных программах финансирование
предпроектных работ.
6. Рекомендовать Дирекции ЭКСПО-2010 ГАО ВВЦ обеспечивать
своевременное представление необходимых исходных материалов и
документов государственному заказчику и генеральному проектировщику
для выполнения предпроектных работ, связанных с подготовкой
ЭКСПО-2010.
7. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
осуществлять финансирование предпроектных работ после принятия
Правительством Российской Федерации решения о проведении ЭКСПО-2010 в
г. Москве.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В. П.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение отредактировано и подготовлено к рассылке исполни-
телем Жирноклеевым Ю.М.
.
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 13 марта 2001 года
N 241-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ
ЭКСПО - 2010 в г. Москве.
(ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ)
Москва 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПО-2010 ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 4
Роль всемирных универсальных выставок ЭКСПО в международном
экономическом и политическом процессе 4
Значение Выставки для России 5
Требования Международного Бюро Выставок 7
Место проведения Выставки 7
Тема выставки 9
Основные предполагаемые характеристики Выставки ЭКСПО-2010 10
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ 12
Общие подходы к оценке эффективности 12
Предполагаемые затраты на подготовку и проведение ЭКСПО-2010 12
Затраты, прямо связанные с проведением ЭКСПО 2010 13
Pазвитие городской инфраструктуры 16
Подготовка ВВЦ к проведению выставки ЭКСПО-2010 17
Операционные расходы в ходе подготовки и проведения 19
ЭКСПО-2010
Затраты, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО 23
2010
Pазвитие инфраструктуры г.Москвы до 2010 г. 24
Расходы бюджета Российской Федерации 26
Предполагаемые источники финансирования 27
Бюджетные источники 29
Внебюджетные источники 31
Прогноз бюджетной эффективности ЭКСПО 2010 35
ГОТОВНОСТЬ МОСКВЫ К ПРИЕМУ ЭКСПО-2010 37
Оценка потребности в инфраструктуре 37
Гостиницы 38
Транспорт 39
Парковочные места 41
Коммунальное хозяйство 41
Характеристики ВВЦ 42
Примечания 43
Использованные источники: 46
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий прогноз составлен на основании Распоряжений Предсе-
дателя Правительства Российской Федерации N МК-П2-32725 от
25.12.2000 г. и Премьера Правительства г. Москвы N РП-920 от
15.09.2000 г.
Цель данного документа - представить основные характеристики
и особенности Всемирной универсальной выставки и спрогнозировать
ее возможные экономические параметры в объеме, достаточном для
приема руководством страны политического решения о подаче в Между-
народное Бюро Выставок (МБВ) официальной заявки от Российской Фе-
дерации на регистрацию ЭКСПО-2010 в Москве.
На основании соответствующего решения Правительства Российс-
кой Федерации, данные, приведенные в настоящем документе, должны
быть подвергнуты дополнительному анализу и уточнению в ходе подго-
товки к представлению их в МБВ.
После принятия МБВ решения о регистрации, в соответствии с
парижской конвенцией (1928 г.) о международных (всемирных) выстав-
ках, страна-организатор имеет возможность в течение последующих
4-х лет провести дополнительные исследования и в случае неблагоп-
риятных выводов отказаться от проведения ЭКСПО.
В случае приема позитивного для России решения МБВ на базе
данного документа было бы целесообразно разработать соответствую-
щую федеральную целевую программу "ЭКСПО 2010".
В прогнозе учтены замечания, сделанные структурами Правитель-
ства Российской Федерации и Правительства г. Москвы и экспертами.
Следует отметить, что большая часть данных, использованных в рас-
четах, является прогнозными на среднесрочную (9-10 лет) перспекти-
ву или оценками, основанными на опыте всемирных выставок за пос-
ледние двадцать лет. Базовые показатели прогноза существенным об-
разом не изменятся, если в течение указанного срока не произойдет
каких-либо макроэкономических сдвигов радикального характера, не
предусмотренных существующими прогнозами.
При подготовке настоящего технико-экономического прогноза в
качестве базовых источников были использованы материалы, список
которых приведен в конце документа.
ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПО-2010 ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
РОЛЬ ВСЕМИРНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК ЭКСПО
В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
В последние десятилетия в мире все большую силу набирают про-
цессы глобализации. Они снижают значение межнациональных и страно-
вых барьеров и консолидируют региональные товарные и финансовые
рынки в общемировые, доступ к которым открыт из любой страны. Объ-
единение рынков повышает уровень конкуренции на них и вынуждает
практически всех сколько-нибудь значительных производителей про-
дукции ориентироваться на мировой рынок, диктующий стандарты и це-
ны.
Другой стороной глобализации является качественное увеличение
объемов свободного капитала и его мобильности. Колоссальные финан-
совые ресурсы, которые могут быть в короткое время мобилизованы
практически в любом месте и почти столь же быстро выведены оттуда,
все больше определяют регионы и темпы экономического роста. Это
заставляет национальные экономики конкурировать за межнациональные
ресурсы.
Важную роль здесь, как и на любом рынке играет способность
представить свои преимущества потенциальному контрагенту и партне-
ру. В этом смысле в мировой экономике велика роль выставочной дея-
тельности, которая осуществляет эти функции самым эффективным об-
разом.
Выставочная отрасль динамично развивается и является основным
стимулом увеличения спроса на выставляемые товары, технологии и
услуги. С каждым годом увеличивается число участников международ-
ных выставок. Ведущие державы (в т.ч. США, Германия Франция, Ита-
лия и др.) вкладывают все больше средств как в организацию в своих
странах выставочных комплексов мирового класса, так и в участие
своих предприятий в выставках за рубежом.
Среди многочисленных международных выставок особое место за-
нимают Всемирные универсальные выставки - ЭКСПО, выделяющиеся тем,
что основной их задачей является демонстрация странами своих дос-
тижений и новейших разработок в самых различных областях челове-
ческой жизни. С этой точки зрения, Всемирная выставка ЭКСПО явля-
ется самой авторитетной мировой площадкой для честной и открытой
конкуренции стран-экспонентов.
Существенной особенностью является то, что посетители выстав-
ки ЭКСПО - универсальная аудитория, которая имеет в своем составе
практически все профессии, все возрастные и социальные группы на-
селения. Число посетителей Всемирных универсальных выставок дости-
гает нескольких десятков миллионов человек, в них принимают учас-
тие более сотни стран мира и международных организаций.
Особенно сильный эффект от решения политических, а также
имиджевых задач достигается страной-организатором Всемирной уни-
версальной выставки, чем и объясняется существующая конкуренция
между странами за право проведения ЭКСПО. В ходе подготовки и про-
ведения Всемирной выставки страна завоевывает авторитет, который
затем может быть трансформирован в завоевание позиций на мировых
рынках.
В этом контексте ЭКСПО можно рассматривать как глобальную
рекламную кампанию, ориентированную на универсальную аудиторию.
Решение глобальных политико-экономических и имиджевых задач
при проведении выставки ЭКСПО представляются настолько важным, что
вопросы сиюминутной коммерческой эффективности для организаторов
не являются приоритетными.
Статистика всех проведенных Всемирных универсальных выставок
ЭКСПО свидетельствует, что расходы государства-организатора на
создание комплекса для проведения выставки, необходимой инфраст-
руктуры в городе и регионе окупаются частично уже в ходе подготов-
ки и проведения выставки, а в основном - при дальнейшем использо-
вании созданных выставочных комплексов и инфраструктуры для прове-
дения международных выставок, развития туризма и других видов биз-
неса. Созданная инфраструктура остается и используется населением,
что позволяет говорить не только об экономическом, но и социальном
послевыставочном эффекте.
ЗНАЧЕНИЕ ВЫСТАВКИ ДЛЯ РОССИИ.
Рассматривая перспективу проведения выставки ЭКСПО-2010 в
России, необходимо, прежде всего, понимать контекст, в котором она
будет проходить, и те основные цели и задачи, которые ставят перед
собой ее организаторы.
К 2010 г. в России должен в основном завершиться процесс пе-
рехода к рыночной экономике, а также сопутствующие ему институцио-
нальные и политические изменения. В итоге Россия предстанет в об-
лике страны, преодолевшей сложный переходный период и способной
осуществлять крупные международные проекты.
Проведение Всемирной выставки в нашей стране позволит проде-
монстрировать мировому сообществу результаты экономических преоб-
разований, достижения демократии, многонациональную культуру, ис-
торию и традиции, разрушить сложившиеся сегодня стереотипы и укре-
пить престиж страны.
Благоприятные экономические и политические последствия орга-
низации ЭКСПО будут ощущаться в течение примерно пятнадцати лет (с
начала официального объявления о проведении выставки и спустя 5-7
лет после ее закрытия). Не случайно за право организовать Всемир-
ные выставки идет напряженная борьба между государствами-претен-
дентами, подобно борьбе за право принимать у себя Олимпийские иг-
ры.
Участие в универсальной выставке ЭКСПО также является формой
поддержки национального бизнеса, которая осуществляется в демонс-
трации национальных достоинств страны в целом, создании конкурент-
ных преимуществ, затрагивающих как всю систему ценностей, так и
отдельных отраслей российской экономики или отдельных предприятий.
В первую очередь проведение выставки ЭКСПО-2010 создаст прек-
расный событийный повод для качественного роста туризма, который
принесет наибольшие поступления в бюджет и в российскую экономику
в целом. Позитивное влияние ЭКСПО-2010 на поток туристов проявится
за несколько лет до проведения выставки и продлится далеко за 2010
г. Было бы непростительным упустить возможность одновременного
стимулирования туризма, выставочно-ярмарочной деятельности и со-
путствующих секторов экономики.
Следует также помнить о большом положительном эффекте, кото-
рый окажет реализация подобного проекта на инвестиционную привле-
кательность России. Уже в ходе подготовки Всемирной выставки для
инвесторов открываются широкие возможности. Как показывает зару-
бежный опыт, особенно большое позитивное влияние ощущается в этот
период в сфере строительства, производства стройматериалов и конс-
трукций.
Проведение выставки привлечет в страну дополнительный поток
туристов, стимулируя легкую промышленность, производство продуктов
питания и сферу услуг, которые становятся привлекательными объек-
тами для инвестирования.
Наконец, проведение в России Всемирной выставки является од-
ним из наиболее эффективных средств демонстрация возможностей
страны и ее экономического потенциала.
Положительное воздействие окажет выставка и на Москву. Усо-
вершенствуются транспорт, торговля, гостиничное хозяйство, расши-
рится материально-техническая база выставочной деятельности, будут
созданы тысячи рабочих мест.
Объекты, построенные и реконструированные в ходе подготовки к
проведению выставки, в дальнейшем, безусловно, будут использованы
в интересах города и страны в целом.
В результате проведения выставки ЭКСПО-2010 Россия получит в
лице ВВЦ выставочный комплекс мирового класса, способный проводить
выставки любого уровня и ежегодно приносящий в бюджет примерно 500
млн. долл. США. На базе реконструированных павильонов будут созда-
ны тематический парк, расширена и наполнена новым содержанием рек-
реационная зона, все регионы России получат возможность демонстри-
ровать свои достижения.
Вместе с тем проведение ЭКСПО позволит получить максимальную
отдачу от осуществленных капиталовложений, отдачу, которая пози-
тивно повлияет не только на деятельность самого комплекса ВВЦ, где
предполагается проведение Выставки, не только на экономический по-
тенциал Москвы, но окажется заметной и для всей экономики России.
ТРЕБОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БЮРО ВЫСТАВОК
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ
Международное бюро выставок предъявляет следующие требования
к определению места проведения Выставок:
Ѕ Выставочный комплекс и сфера инфраструктуры должны максималь-
но обеспечивать сокращение риска загрязнения окружающей сре-
ды, сохранение и приумножение зеленых насаждений, стать орга-
ничной частью программы развития градостроения,
Ѕ Выставочный комплекс и сфера инфраструктуры должны эффективно
использоваться после выставки.
За почти 150-летнюю историю Всемирные выставки ни разу не
проводились в России. Проведение Всемирной выставки в Москве было
бы весьма символично, ибо Москва - столица одного из крупнейших
государств мира, расположенного на двух континентах: Европы - с ее
экономическим, технологическим развитием, высоким уровнем жизни
населения и Азии - с ее богатейшими ресурсами и населением, сос-
тавляющим половину жителей планеты.
Москва - это мегаполис с почти десятимиллионным населением,
ежедневно принимающий дополнительно около 2 млн. чел. Столица Рос-
сии - крупнейший мировой центр образования, науки и культуры с бо-
гатейшей историей и традициями, развитой инфраструктурой.
Москва имеет огромный опыт проведения различного рода массо-
вых мероприятий, в т.ч. и мирового уровня. Она была столицей XXII
Олимпийских игр, дважды принимала у себя Всемирные фестивали моло-
дежи и студентов, различные международные форумы и фестивали с
большим числом участников.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что Москва обладает
уникальным (не только в России) выставочным комплексом ВВЦ, огром-
ный потенциал которого при организации ЭКСПО-2010 может быть реа-
лизован ценой относительно небольших затрат.
Территория ВВЦ является наиболее благоприятным во всех отно-
шениях местом проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО.
Удачное расположение территории ВВЦ вблизи центра Москвы с
удовлетворительными на сегодня подъездными путями, а также с при-
легающими к нему Государственным Ботаническим садом, Шереметьевс-
ким парком, телецентром эффективно решает задачу по дальнейшему
развитию данной территории путем создания оригинального и много-
функционального выставочно-рекреационного комплекса.
Современный статус ВВЦ как государственного акционерного об-
щества, в котором 69 % акций является федеральной собственностью,
а 31 % принадлежит Москве, весьма удобен с учетом того, что бюд-
жетные источники финансирования Выставки будут иметь решающее зна-
чение, особенно на начальном этапе ее подготовки.
Существующие программы развития города предусматривают ре-
конструкцию как самого комплекса ВВЦ, так и городской инфраструк-
туры, необходимой для проведения Всемирной выставки.
Принятая распоряжением Правительства Москвы Концепция выста-
вочно-ярмарочной деятельности в г. Москве [2] предусматривает раз-
витие ВВЦ и его преобразование в центр международного значения.
Мероприятия, запланированные в связи с этой программой, в сущест-
венной степени обеспечивают подготовку ВВЦ к проведению такого
масштабного мероприятия, как Всемирная универсальная выставка ЭКС-
ПО.
В Программу развития туризма в г. Москве на период до 2010 г.
[3] включены затраты на развитие городской инфраструктуры, гости-
ничного хозяйства, транспорта, которые в существенной степени мо-
гут обеспечить решение вопросов, связанных с подготовкой города к
приему посетителей ЭКСПО-2010. Для обеспечения туристического обс-
луживания ЭКСПО2010 следует лишь незначительно увеличить мощности
по сравнению с уже планируемым их развитием.
Кроме того, расходы на развитие инфраструктуры Москвы так или
иначе заложена и в других городских программах, в частности в Ге-
неральном плане развития г. Москвы до 2020 г. По принятию решения
о проведении ЭКСПО-2010 в Москве необходимо провести работу по
согласованию и корректировке последовательности ввода объектов,
предусмотренной Генеральным планом развития Москвы с учетом мероп-
риятий, необходимых для проведения ЭКСПО-2010.
ТЕМА ВЫСТАВКИ
Инициатива в отношении определения темы принадлежит стране,
организующей Выставку, но решение принимается Международным бюро
выставок, которому необходимо достаточное и убедительное обоснова-
ние выбранной темы.
Международного бюро выставок сформулировало несколько предва-
рительных требований, которые должны лежать в основе выбора и кон-
цептуальной цели Выставки. В частности, тема Выставки должна:
Ѕ быть актуальной, а не связанной исключительно с прошлым,
Ѕ вызывать большой интерес потенциальных участников и будущих
посетителей,
Ѕ обеспечивать простор для размышлений и современных предложе-
ний (Выставки только тогда значительны, когда они впитывают и вы-
ражают мысли и идеи, актуальные для соответствующего времени, от-
ражают его специфику и связаны с будущим),
Ѕ быть гибкой, предоставляя возможность найти формы своего
участия как можно большему количеству стран разных по своему по-
тенциалу,
Ѕ связывать глобальную природу международной жизни с ее конк-
ретными действиями в современности,
Ѕ отражать прогресс в сфере экономии природных ресурсов и ох-
раны окружающей среды,
Ѕ вызывать интерес как специалистов самых разных направлений,
так и широких масс.
Предлагаемая тема, должна вызывать интерес как специалистов
самых разных направлений, так и широких масс. Для этого необходимо
создать, с одной стороны, поле для демонстрации своих достижений,
а с другой, - с возможность для широких масс приобщиться к культу-
ре и ценностям других людей. Для России эта тема должна давать
возможность с одной стороны заявить о себе как о стране высочайших
современных технологий, а с другой - представить реальные богатс-
тва страны во всем их многообразии и непреходящей ценности.
В настоящее время тема выставки прорабатывается с политиками,
учеными, представителями культуры. По поручению Правительства Рос-
сийской Федерации соответствующие обоснованные предложения будут
внесены в пакет документов, представляемых в МБВ.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСТАВКИ ЭКСПО-2010
В качестве основных прогнозных параметров приняты следующие :
Площадь выставки - 238 га
Выставочные площади брутто, из них: - 320 тыс. кв. м
- существующие площади - 170 тыс. кв. м
- по плану реконструкции ВВЦ - 150 тыс. кв. м
Продолжительность - 180 дней
Количество участников
(стран и международных организаций) - 150-180
Численность обслуживающего персонала - примерно 20 000 чел.(1)
Количество посещений - примерно 27 млн.
Количество посетителей, из них: - 11,7 млн. чел.(2)
- жители Москвы и близлежащих областей- 8,8 млн. чел. (75 %)
- жители других регионов России и
стран СНГ - 2 млн. чел. (17,5 %)
- иностранцы - 0,9 млн. чел. (7,5 %)
Среднее число посещений на одного
человека - 2,32 (2)
Среднее количество посещений - 150 тыс./день
Максимальное количество посещений
(последние дни перед закрытием)(2) - 450 тыс. в день
Коэффициент отношения максимального
числа посетителей к среднему(2) - 3
Средняя стоимость билета (3) - 20 долл.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Как отмечалось выше, коммерческая эффективность проведения
ЭКСПО не является основным критерием при принятии решения о прове-
дении выставки. Однако такой эффект, безусловно, существует и мо-
жет быть спрогнозирован. Основная трудность такого прогнозирования
заключается в сложности связей выставки и окружающей ее экономи-
ческой среды государства-устроителя, и, как следствие, - в отсутс-
твии универсальной методики по оценке экономической эффективности,
проверенной на уже проведенных выставках.
Вместе с тем проведение выставки означает и большую дополни-
тельную нагрузку на инфраструктуру места проведения. Для подготов-
ки выставки необходимо провести ряд работ, связанных как со строи-
тельством новых сооружений, так и с реконструкцией существующих
зданий, сооружений, коммуникаций. Оценки требуемых мощностей можно
получить, анализируя зарубежный опыт и основываясь на принятых вы-
ше основных параметрах выставки (сроки, площадь, число посетите-
лей, максимальный дневной поток).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ЗАТРАТЫ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПО-2010.
Анализ проведенных за рубежом выставок (см. [8]) показывает,
что государство обеспечивает большую часть работ в период подго-
товки к выставке. В отдельных случаях, когда государство заинтере-
совано в развитии территории, на которой проводится выставка, эти
дотации могут существенно возрастать, в других, если эта заинтере-
сованность меньше, - сокращаться. Кроме того государственные зат-
раты могут быть снижены за счет привлечения внебюджетных средств
(спонсоры, инвесторы и т.п.).
Ниже приводится таблица, содержащая укрупненную структуру
затрат, связанных с развитием инфраструктуры г. Москвы а также с
проведением ЭКСПО 2010.
Следует отметить, что подавляющая часть необходимых мероприя-
тий по развитию инфраструктуры города и транспортных сетей уже
запланирована в планах развития Москвы до 2010 года. Эти затраты
не связаны непосредственно с проведением ЭКСПО 2010 и будут осу-
ществляться независимо от него.
Проведение Всемирной выставки потребует реализации некоторых
специальных проектов, требующих финансирования из бюджета. Эти
затраты отнесены к затратам, прямо связанным с проведением ЭКСПО
2010.
ЗАТРАТЫ, ПРЯМО СВЯЗАННЫЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСПО 2010.
Таблица 1.
Затраты, прямо связанные с проведением ЭКСПО 2010 (млн.долл. США)
--------------------------------+-----------------+-------------+
Направление расходования средств| Объем затрат | Источник |
| | финансиро |
| | вания |
--------------------------------+-----------------+-------------+
1 | 2 | 3 |
--------------------------------+-----------------+-------------+
Развитие городской инфраструктур до 2010 г., | Бюджет |
включая ЭКСПО-2010 | г. Москвы |
--------------------------------+-----------------+ |
Инженерная инфраструктура | 58,5 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Транспортная инфраструктура, | 230,0 | |
в т.ч. | | |
--------------------------------+-----------------+ | | |
оборудование дорожной сети и | | |
подъездных путей в районе ВВЦ| 200,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
обновление автобусного парка | 30,0 | |
--------------------------------+-----------------+ | | |
Автостоянки и подъезды к ним | 300,0 | |
--------------------------------+-----------------+ | | |
Выставочная деревня | 76,0 | |
--------------------------------+-----------------+ | | |
Гостиницы | | |
--------------------------------+-----------------+ | | |
Непредвиденные расходы | 33,2 | |
--------------------------------+-----------------+-------------+
1 | 2 | 3 |
--------------------------------+-----------------+-------------+ | |
ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА Г.МОСКВЫ | 697,7 | |
--------------------------------+-----------------+-------------+
Подготовка ВВЦ к проведению ЭКСПО-2010 | Бюджет |
--------------------------------+-----------------+ Российской |
Строительство новых выставочных | 225,0 | Федерации |
площадей (150 000 кв. м) | | |
--------------------------------+-----------------+ |
Реконструкция существующих | | |
сооружений (170 000 кв. м) | 187,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Инженерная подготовка территории| | |
ВВЦ и площадок для массовых | | |
мероприятий (130 000 кв. м) | 39,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Строительство таможенно-склад- | | |
ского терминала (20 000 кв. м) | 15,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Реконструкция инженерных ком- | | |
муникаций и сооружение допол- | | |
нительной инфраструктуры для | | |
ЭКСПО-2010 | 65,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Непредвиденные расходы | 26,5 | |
--------------------------------+-----------------+ |
ВСЕГО по ВВЦ | 557,5 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Операционные расходы в ходе подготовки и | |
проведения выставки | |
--------------------------------+-----------------+ |
Экспозиция Российской Федерации,| | |
включая регионы | 61,5 | |
| | |
Тематические павильоны | 87,5 | |
| | |
--------------------------------+-----------------+-------------+
1 | 2 | 3 |
--------------------------------+-----------------+-------------+
Административные расходы | | |
(на 10 лет) в т.ч. | 150,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
зарплата | 30,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
обеспечение деятельности | | |
дирекции Выставки | 8,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
охрана и эксплуатация систем | | |
(противопожарной, учета, | | |
информационной) | 15,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Уборка территории и павильонов | 15,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
коммунальные услуги | 75,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
представительские расходы | 7,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Информационно-рекламные расходы | 200,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Культурная программа | 120,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Поддержка участия малых и | | |
развивающихся стран | 70,0 | |
--------------------------------+-----------------+ |
Непредвиденные расходы | 34,5 | |
--------------------------------+-----------------+ |
ВСЕГО операционных расходов | 723,5 | |
--------------------------------+-----------------+-------------+
ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА | | |
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 1281 | |
--------------------------------+-----------------+-------------+
ИТОГО | 1 978,7 | |
--------------------------------+-----------------+-------------+
Ниже приведена расшифровка отдельных статей расходов, приве-
денных в этой таблице. Список объектов и ориентировочная стоимость
работ получены из источников, перечисленных в конце доклада, а
также указанных в сносках.
1. Pазвитие городской инфраструктуры.
Инженерная Специально для проведения ЭКСПО-2010 необхо-
инфраструктура(4) димо построить новые источники тепловой и
58,5 млн. долл. электрической энергии стоимостью 40 млн.
долл. Для обеспечения нового источника тепла
топливом требуется реконструкция ГГРП и прок-
ладка газопровода общей стоимостью около 1,5
млн. долл.
Для обеспечения объектов выставки средствами
связи необходимо построить АТС и смонтировать
линии оптоволоконной связи общей стоимостью
17 млн. долл.
Транспортная Для проведения ЭКСПО-2010 понадобятся допол-
инфраструктура(4) нительные по развитию транспортной инфраст-
230 млн. долл. руктуры Москвы работы, в том числе оборудова-
ние подъездных путей и развитие дорожной сети
в районе ВВЦ - 200 млн. долл., обновление ав-
тобусного парка- 30 млн. долл.(5)
Автостоянки и Проведение ЭКСПО-2010 потребует значительного
подъезды к ним(4) развития сети автостоянок (наземных, многоя-
4300 млн.долл. русных и подземных) сверх запланированных.
Стоимость дополнительных автостоянок и подъ-
ездов к ним составит 300 млн. долл.
Выставочная Выставочная деревня рассчитана на 10 тыс.
деревня (6) проживающих. При соблюдении гигиенических
76 млн. долл. норм 16 кв. м на человека площадь деревни
составит 160 тыс. кв. м. Себестоимость квад-
ратного метра жилья с отделкой и необходимой
мебелью равна примерно 475 долл., общая стои-
мость строительства выставочной деревни в 76
млн. долл.
2. Подготовка ВВЦ к проведению выставки ЭКСПО-2010
Строительство Ориентировочная стоимость новых современных
новых выставочных выставочных помещений с необходимой инфраст-
площадей руктурой оценивается в 1 500 долл. за кв. м.
(150 000 кв. м) Общая стоимость строительства - 225 млн.
225 млн. долл. долл.
Реконструкция Стоимость реконструкции существующих павиль-
существующих онов ВВЦ оценивается в 1 100 долл. за кв. м.
сооружений Общая стоимость реконструкции - 187 млн.
(170 000 кв.м) долл.(7)
187 млн.долл.
Инженерная Открытые площадки планируется использовать
подготовка для сооружения временных и постоянных строе-
открытых площа- ний, в т.ч. точек питания, павильонов для
док (130 000 кв.м) проведения культурных программ, что требует
включая последующую подведения инженерных коммуникаций, часть
рекультивацию земли площадок асфальтируется с последующей рекуль-
(8) тивацией.
39 млн. долл. Средняя стоимость подготовки открытых площа-
док оценивается в 300 долл. За кв. метр. Сум-
марные затраты составят- 39 млн. долл.
Строительство Таможенно-складской терминал, оборудованный
таможенно-склад- современной техникой, должен обеспечить тамо-
ского терминала женную обработку грузов стран-участниц ЭКС-
(20000 кв. м)(9) ПО-2010 и в последствии будет использоваться
в интересах ВВЦ и ГТК РФ.
15 млн. долл. По существующим в Москве аналогам, средняя
стоимость строительства терминала с учетом
необходимых механизмов и систем - 750 долл.
за кв. м, что составляет 15 млн. долл.
Реконструкция Большая часть инфраструктуры ВВЦ построена в
инженерных 1935-37 гг. и амортизирована на 100 %. Для
коммуникаций и проведения ЭКСПО-2010 требуется перекладка
сооружение практически всех сетей и строительство ряда
дополнительной новых. По оценке Управления технической экс-
инфраструктуры для плуатации ВВЦ необходимо:
ЭКСПО-2010
65 млн. долл. Реконструировать городскую питающую высоко-
вольтную сеть,
Реконструировать все внутренние инженерные
коммуникации,
построить собственный подземный водозабор.
(10)Ориентировочная стоимость работ - 35 млн.долл.
Качество связи на ВВЦ в настоящее время неу-
довлетворительно. Сети и локальная АТС, зало-
женные в 1936 г. и модернизированные в 1950
г., не в состоянии обеспечить необходимый
трафик. Для обеспечения современного уровня
связи на ВВЦ необходимо провести дополнитель-
ные работы по развитию сети и внедрению новых
технологий стоимостью в 10 млн. долл.(11)
К расходам на развитие инфраструктуры также
отнесено создание пресс-центра, местной сис-
темы телевидения, оборудование электронных
систем охраны и пожаротушения, пропуска посе-
тителей - 20 млн. долл.(11)
3. Операционные расходы в ходе подготовки и проведения ЭКСПО-2010
Экспозиция Россий- В соответствии с традициями всемирных выста-
ской Федерации, вок экспозиция страны-организатора состоит из
включая регионы(12) двух частей:
61,5 млн. долл. павильон Российской Федерации в пределах 15
тыс. кв. м с учетом собственно экспозиции и
мест проведения симпозиумов, конференций,
протокольных и культурных мероприятий,
павильоны федеральных округов и/или отдельных
регионов Российской Федерации общей площадью
в пределах 30 тыс. кв. м.
Суммарная стоимость экспозиции Российской Фе-
дерации и регионов - 61,5 млн. долл.
Тематические Тематические павильоны раскрывают основное
павильоны содержание темы выставки, акцентируют внима-
87,5 млн. долл.(19) ние на глобальных проектах страны-организато-
ра и в соответствии с правилами проведения
всемирных выставок создаются страной-органи-
затором.
Как показывает практика, для полноценного
раскрытия темы и ее составляющих элементов
необходимы площади в пределах 35 тыс. кв. м.
При стоимости экспозиции 2 500 долл. за кв. м
общая сумма затрат составит 87,5 млн. долл.
Административные В административные расходы входит обеспечение
расходы деятельности дирекции ЭКСПО-2010 в течение 10
150 млн. долл. лет (включая послевыставочные мероприятия),
подбор, обучение и обеспечение персонала, ра-
бота персонала в период выставки, в частнос-
ти, обслуживание экспозиции Российской Феде-
рации, тематических павильонов, деятельность
различных служб.
Число рабочих мест для подготовки и непос-
редственного обслуживания ЭКСПО-2010 варьиру-
ется от 30 в первый год подготовки до 20 000
в период проведения выставки. (13) Зарплата
за весь период подготовки и проведения выс-
тавки составит около 35 млн. долл.
Техническое обеспечение деятельности дирекции
(с учетом амортизации и обновления оборудова-
ния и включая помещения, оргтехнику, связь и
т.п.) составит в течение 10 лет примерно 10
млн. долл.(14)
Затраты на охрану общественного порядка в
настоящее время составляют в год 630 тыс.
долларов США. При увеличении среднего потока
посетителей до 150 тыс. чел. в день соответс-
твующим образом должны возрасти и расходы по
этой статье. В сумме затраты на мероприятия
по охране общественного порядка, включая
спецмероприятия на период работы ЭКСПО2010,
составят 15 млн. долл.(15)
Практика проведения ЭКСПО показывает, что
расходы на уборку и содержание территории
прямо пропорциональны потоку посетителей(16).
Учитывая рост числа посетителей, затраты на
уборку и содержание территории ВВЦ за весь
период проведения ЭКСПО-2010 оцениваются в 4
млн. долл.
Уборка павильонов и административных зданий
сегодня требует примерно 35 долларов на кв.
м. в год.(17) С учетом роста числа посетите-
требований ужесточения сроков уборки затраты
лей и составят до 30 долларов на кв.м. закры-
той экспозиционной площади за время проведе-
ния ЭКСПО, что в сумме составит примерно 11
млн.долл.
Коммунальные услуги, включая электроснабже-
ние, канализацию и пр., требуют сегодня около
10 долл. на один кв. м площадей в год(16).
Опыт проведения всемирных выставок показыва-
ет, что стоимость подобных услуг за рубежом
достигает 1,5-2 долл. за кв. м в день (18).
Учитывая, что к 2010 г. стоимость коммуналь-
ных услуг в России приблизится к мировым це-
нам, следует ориентироваться на цифру 1 долл.
за 1 кв. м в день. В результате получаем 65
млн. долл.
Исходя из практики предыдущих ЭКСПО, предста-
вительские и протокольные расходы оцениваются
в 10 млн. долл. за весь период подготовки и
проведения выставки (на 10 лет)(19).
Информаци- Размах информационно-рекламной кампании су-
онно-рекламные щественным образом влияет на посещаемость
расходы выставки. Так, благодаря удачной рекламной
200 млн.долл. кампании число посетителей Всемирной выставки
в Севилье поднялось с ожидавшихся 25 млн. че-
ловек до 41 млн. человек. Согласно бюджетному
отчету прямые и косвенные расходы на рекламу
ЭКСПО-1992 составили около 1 млрд. долл.(20)
Напротив того, недостаточное внимание к рек-
ламной кампании организаторов ЭКСПО-2000 на-
зывается в качестве одного из основных факто-
ров, обусловивших двукратное против прогнози-
руемого снижение числа ее посетителей.
В рамках информационно-рекламной кампании
проводятся презентации, симпозиумы и конфе-
ренции, организуется публикация материалов в
прессе, по радио и на телевидении, использу-
ются современные системы распространения ин-
формации, включая Интернет. В соответствии с
прогнозом Ассоциации рекламных агентств для
того, чтобы обеспечить прогнозируемое число
посещений ( до 30 млн.) необходимо затратить
на информационно-рекламную кампанию 200 млн.
долл.
Поддержка По данным организаторов ЭКСПО-2000 на под-
участия малых держку участия малых и развивающихся стран
и развивающихся (50 стран) было затрачено около 50 млн. долл.
стран(21). Можно ожидать, что число спонсируемых стран
70 млн.долл на ЭКСПО-2010 составит 70 и соответственно
общие затраты - 70 млн. долл.
Культурная По опыту проведения массовых мероприятий
программа(22) (празднование 850-летия Москвы) стоимость
22 120 млн.долл. торжественных церемоний составляет 3-5 млн.
долл. Ежедневные культурные мероприятия (кон-
церты, шоу, дни культуры регионов и пр.) в
процессе проведения ЭКСПО-2010 оцениваются в
500 тыс. долл.(22) Общая стоимость культурной
программы ЭКСПО-2010, включая мероприятия,
проводимые в ходе подготовки к выставке, сос-
тавит около 120 млн. долл. (см. также [15]).
Непредвиденные Непредвиденные расходы закладываются в раз-
расходы мере 5% от общих сумм, что составляет пример-
94,2 млн. долл. но 94,2 млн. долл.
Итоговая сумма прямых затрат на проведение ЭКСПО 2010 из бюд-
жета Российской Федерации составляет 1281 млн. долларов, из бюдже-
та г. Москвы - 697,7 млн. долл.
ЗАТРАТЫ, НЕ СВЯЗАННЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО С ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСПО 2010
Таблица 2.
Расходы, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО 2010
(млн. долл. США)
---------------------------------+----------------+-------------+
Направление расходования средств | Объем затрат | Источник |
| | финансиро |
| | вания |
---------------------------------+----------------+-------------+
1 | 2 | 3 |
---------------------------------+----------------+-------------+
Развитие городской инфраструктуры до 2010 г | Бюджет |
| г.Москвы |
---------------------------------+----------------+ |
Инженерная инфраструктура | 75,3 | |
---------------------------------+----------------+ |
Транспортная инфраструктура, | 1290,0 | |
в т.ч. | | |
---------------------------------+----------------+ |
Автостоянки и подъезды к ним | 25,0 | |
---------------------------------+----------------+ |
Гостиницы | 275 | |
---------------------------------+----------------+-------------+
ВСЕГО из бюджета г. Москвы | 1665,3 | |
---------------------------------+----------------+-------------+
Гостиницы | 8600,0 | Инвесторы |
---------------------------------+----------------+-------------+
ВСЕГО по городской инфраструктуре| 10265,3 | |
---------------------------------+----------------+-------------+
Развитие транспортной инфраструк-| | Бюджет |
туры федерального значения | 415 | РФ |
---------------------------------+----------------+-------------+
--------------------------------+-----------------+-------------+
1 | 2 | 3 |
--------------------------------+-----------------+-------------+
ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА | | |
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 415 | |
--------------------------------+-----------------+-------------+
ИТОГО | 10680,3 | |
--------------------------------+-----------------+-------------+
Общий объем затрат, не связанных непосредственно с проведени-
ем всемирной выставки ЭКСПО 2010, и направленных на развитие го-
родской и транспортной инфраструктур равен 10,7 млрд. долл. Подав-
ляющая (80%) часть из них приходится на коммерческих инвесторов и
лишь 2080,3 млн. долл. поступают из бюджетов Москвы и Российской
Федерации. Ниже дается расшифровка отдельных статей расходов.
1.Pазвитие инфраструктуры г. Москвы до 2010 г.
Инженерная Согласно данным [5,14] Постановлениями Прави-
инфраструктура тельства Москвы запланированы работы на Чер-
75,3 млн. долл. кизовской (в сумме 34 млн. долл.) и Измай-
ловской (в сумме 28,3 млн. долл.) КНС, а так-
же строительство отводящего канала от Любе-
рецкой станции аэрации (8,6 млн. долл.) и
очистного сооружения на Останкинском ручье
(1,8 млн. долл.).
Кроме того запланированы работы на водопро-
водных магистралях Северной водопроводной
станции (2,6 млн. долл.)
Транспортная Согласно ППМ N 700 до 2005 г. должны быть за-
инфраструктура(23) вершены строительные работы на северном
1290 млн. долл. участке 3-го транспортногокольца Москвы,
стоимость 475 млн. долл., реконструкция
Ярославского шоссе -100 млн. долл., строи-
тельство монорельсовой дороги между станциями
метро <Тимирязевская> и <Ботанический сад> с
заходом на территорию ВВЦ - 140 млн. долл.,
развитие дорожно-уличной сети СВАО - 50 млн.
долл. и сети автостоянок - 25 млн. долл.
В период 2006-10 гг. в городских программах
запланировано строительство ряда объектов,
имеющих отношение к территории ВВЦ ориентиро-
вочно 500 млн. долл.
Всего, в планах реконструкции и развития
транспортной инфраструктуры Москвы в 2001-10
гг. запланировано строительство объектов,
включая объекты, имеющие отношение к ЭКС-
ПО-2010 общей на 1 290 млн. долл.
Гостиницы Программа развития туризма в г. Москве на пе-
275 млн. долл. риод до 2010 г (Cм. [3]) содержит базовые
из бюджета Москвы, цифры наращивания мощностей туристского комп-
8,6млрд.долл. лекса, рассчитанные на предполагаемые потоки
за счет инвесторов туристов.(24) В частности, запланировано
строительство 28 тыс. гостиничных номеров
разного класса общей вместимостью 47 тыс. че-
ловек.(25)
Запланированная стоимость строительства новых
гостиниц - 83,7 млрд. рублей (2,9 млрд.
долл.) Реконструкция и повышение классности
существующих - 1,6 млрд. долл. Основная часть
затрат планируется за счет коммерческих ин-
весторов, но 275 млн. долл., направляемых в
основном на разработку предпроектной докумен-
тации и реконструкцию гостиниц, находящихся в
собственности города, будет получена из бюд-
жета Москвы (26).
По оценкам МНИиП Генплана [5] для полного
обеспечения гостиничными площадями на период
проведения ЭКСПО 2010 нужно дополнительно
построить (или повысить классность до уровня
4-5 звезд) 12 тыс. гостиничных номеров. Зат-
раты на это строительство оцениваются в 4,1
млрд. долларов, которые будут получены за
счет привлечения инвесторов.
Согласно замечаниям экспертов (см. [14]) воз-
можно использование гостиниц высшей катего-
рии, расположенных в ближнем Подмосковье. Это
позволит существенно снизить затраты на гос-
тиницы.
Таким образом, согласно планам развития города Москвы, средс-
тва, направляемые на объекты и программы, не имеющие прямого отно-
шения к проведению Всемирной выставки ЭКСПО 2010, составляет при-
мерно 10,3 млрд. долл., из которых бюджет Москвы выделяет 1665,3
млн. долларов.
2. Расходы бюджета Российской Федерации
Развитие Качественное обслуживание дополнительного по-
транспортной тока туристов, которые посетят Москву в пери-
инфраструктуры од работы ЭКСПО, требует улучшения существую-
федерального щих связей с основными международными аэро-
значения портами - Шереметьево, Внуково и Домодедово.
415 млн. долл. Соответствующие затраты из расчета 80 км. до-
рог со стоимостью 5 млн. долл. за километр
автодороги (27), а с учетом подъездных путей
и стоянок - 415 млн. долл.
Итого, затраты бюджета Российской Федерации, не связанные непос-
редственно с проведением ЭКСПО 2010, составят 415 млн. долл.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ.
Следует отметить, что поступления от разных источников должны
поступать в разное время. Так, очевидно, бюджетное финансирование
строительства должно происходить за несколько лет до начала выс-
тавки, в то время как основная часть операционных расходов - не-
посредственно в процессе ее проведения. В то же время незадолго до
начала и во время проведения выставки поступит существенная часть
доходов (от билетов, услуг посетителям и экспонентам), что позво-
лит снять нагрузку на бюджет.
Согласно правилам МБВ, Правительство страны-организатора
должно гарантировать, что необходимые для проведения ЭКСПО работы
будут профинансированы. Поэтому общий объем гарантий Правительства
Российской Федерации должен составить 2 млрд. долл., направляемых
на затраты, непосредственно связанные с проведением ЭКСПО 2010.
Реальные затраты из федерального бюджета окажутся существенно
меньше за счет использования средств из бюджета Москвы (0,7 млрд.
долл.), поступлений операционных доходов, средств спонсоров и ин-
весторов, а также за счет возврата части инвестированных средств
через налоговые платежи. По предварительным расчетам все реальные
затраты федерального бюджета по завершении выставки ЭКСПО в той
или иной форме возвратятся в казну.
В таблице 3 приведены прогнозные характеристики разных источ-
ников финансирования.
Здесь отражены средства, привлекаемые для финансирования как
работ, не связанных непосредственно с проведением ЭКСПО 2010, так
и прямых затрат на выставку.
Общий объем средств приведен во втором столбце. В третьем
столбце приведены средства, которые останутся в собственности го-
сударства или города в капитализированном виде - как дороги, го-
родская инфраструктура, выставочные павильоны и т.п. Большая часть
из них заложена в планы строительства независимо от ЭКСПО. В край-
ний правый столбец отнесена доля средств, привлеченных непосредс-
твенно для проведения выставки, которые не будут капитализированы
(например, будут использованы для финансирования операционных рас-
ходов).
Таблица 3. Бюджетные источники финансирования
--------------------------------+--------------------------------+
| Сумма (млн. долл.) |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
| Общая | Вложено в| Не |
| сумма | активы | капитализи|
| | | рованные |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
Бюджет Российской Федерации, | 1696 | 907 | 789 |
в т.ч. | | | |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
Транспортная инфраструктура | | 415 | |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
Выставочные павильоны | | 412 | |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
Инфраструктура ВВЦ и терминал | | 80 | |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
Бюджет г. Москвы, в т.ч. |2362,7 | 2024,5 | 338,2 |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
Инженерная инфраструктура | | 133,5 | |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
Транспортная инфраструктура*) | | 1365 | |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
Автостоянки*) | | 175 | |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
Выставочная деревня | | 76 | |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
Гостиницы | | 275 | |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
ВСЕГО из бюджета: |4058,7 | 2931,5 |1127,2 |
--------------------------------+---------+----------+-----------+
*) Предполагается, что половина втостоянок и подъездных путей бу-
дет носить временный характер и по окончани ЭКСПО 2010 будет де-
монтирована, а освободившаяся территория будет использована для
городских нужд. . Вторая половина останется в собственности горо-
да, и на коммерческой основе будет обслуживать новый выставочный
комплекс ВВЦ.
Ниже приводится расшифровка статей таблицы.
Бюджетные источники
Федеральный бюджет Сумма составлена из затрат на подготовку ВВЦ
1,696 млрд. долл. к проведению ЭКСПО (0,56 млрд. долл.), расхо-
дов на федеральную транспортную инфраструкту-
ру (0,4 млрд. долл.) и операционных расходов
(0,72 млрд. долл.), однако она может быть су-
щественно уменьшена при условии своевременно-
го поступления средств из других источников.
Отметим, что из них 907 млн. долл. будет ка-
питализировано в транспортную инфраструктуру
(415 млн. долл.), выставочные павильоны (412
млн. долл.) таможенный терминал (15 млн.
долл.) и инженерную инфраструктуру ВВЦ (65
млн. долл.).
По окончании ЭКСПО 2010 часть из капитализи-
рованных средств может быть возвращена путем
продажи инвесторам.
Бюджет Москвы Весь объем финансирования развития инфраст-
2,36 млрд.долл. руктуры Москвы в связи с проведением ЭКС-
ПО-2010 в объеме 2363 млн. долл. ложится на
городской бюджет. При этом часть затрат (не
менее, чем 2024,8 млн. долл.) остается в
собственности города в виде сооружений, дорог
и т.п. Остальные (338,2 млн. долл.) состоят
из непредвиденных затрат, затрат на строи-
тельство временных автостоянок, подъездных
путей и их последующего демонтажа. Точный
объем этих средств можно будет установить
только после детальной архитектурной прора-
ботки схемы размещения автостоянок.
В таблице 4 приведены средства, которые согласно прогнозу
должны поступить из внебюджетных источников. Часть из них поступит
еще в период подготовки к ЭКСПО (лицензионные и спонсорские плате-
жи, часть оплаты за услуги экспонентам и посетителям, часть
средств от инвесторов), другая часть - во время выставки, а ос-
тальные - при реализации имущества после окончания ЭКСПО (продажа
выставочной деревни, часть средств инвесторов).
Таблица 4. Внебюджетные источники финансирования
------------------------------+----------------------------------+
| Сумма (млн. долл.) |
------------------------------+---------+----------+-------------+
| Общая | Вложено | Операцион |
| сумма | в активы | ные |
------------------------------+---------+----------+-------------+
Билеты | 540 | | 540 |
------------------------------+---------+----------+-------------+
Услуги экспонентам | 100 | | 100 |
------------------------------+---------+----------+-------------+
Услуги посетителям и лицензии | 150 | | 150 |
------------------------------+---------+----------+-------------+
Реализация выставочной деревни| 80 | | 80 |
------------------------------+---------+----------+-------------+
Спонсоры | 200 | | 200 |
------------------------------+---------+----------+-------------+
Инвесторы, в т.ч. | 8800 | | |
------------------------------+---------+----------+-------------+
Инвестиции в строительство | | | |
гостиниц | | 8600 | |
------------------------------+---------+----------+-------------+
Прочие инвестиции | | | 200 |
------------------------------+---------+----------+-------------+
ИТОГО: | | 8600 |1270 |
------------------------------+---------+----------+-------------+
Расшифровка статей приведена ниже.
Внебюджетные источники
Билеты В прогнозе развития России до 2010 г. приво-
540 млн. долл. дятся базовые цифры, характеризующие ВВП и
конечное потребление домашними хозяйствами,
согласно которым конечное душевое потребление
возрастет к 2010 г. по сравнению с 2000 г.
примерно в 2,5 раза (28) в долларовом выраже-
нии.
Применительно к цене входного билета на Все-
мирную выставку ЭКСПО-2010 такое изменение
означает снижение цены с 20 до 8 долл. США,
т.е. по текущему обменному курсу до 220 руб.
Именно на такую цену следует ориентироваться
применительно к сегодняшнему дню. Для сравне-
ния отметим, что цена билета в кинотеатры,
оборудованные на современном уровне, колеб-
лется сегодня от 120-до200 руб(19).(за исклю-
чением льготных дневных сеансов).
При этом следует иметь в виду, что прогнози-
руемая цена входного билета - 20 долл. явля-
ется наиболее низкой по сравнению с ценой би-
лета всех предыдущих всемирных выставок.
Поступления от продажи билетов на ЭКСПО сос-
тавят примерно 540 млн. долл.
Услуги В соответствии с принципом проведения всемир-
экспонентам ных выставок, их <участники - не клиенты, но
100 млн.долл. партнеры устроителей>, и взымание с них
арендной платы за выставочные площади являет-
ся чрезвычайно непопулярной мерой, снижающей
шансы страны на победу в конкурсе за право
организовать ЭКСПО-2010.
Однако в ходе работы выставки с участников
взимается плата за предоставление разнообраз-
ных платных услуг, как то: коммунальных, ох-
раны, сигнализации, связи, уборки территории
и т.п. Плата за эти услуги по правилам не мо-
жет быть выше их себестоимости для организа-
тора, но вполне может полностью покрывать со-
ответствующие расходы.
Так за счет экспонентов может быть покрыта
часть расходов на уборку территории и павиль-
онов - 6 млн. долл., охрану - 3 млн. долл.,
коммунальные услуги - 35 млн. долл., услуги
связи, включая мобильную, и доступ в Интернет
- 1 млн. долл.(29)
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 241-ПП |
Дата:
|
2001-03-13 |
Позиционируется в разделах:
|
Экономические реформы >> Финансы |
|