Документы правительства Москвы >> >> Экономические реформы >> Финансы
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 сентября 2000 г. N 738-ПП
Об Основных положениях промышленной
политики на 2001-2003 гг. и проекте
финансирования мероприятий Комплексной
программы промышленной деятельности в
Москве на 2001 год
Осуществляемые в рамках Комплексной программы промышленной
деятельности на 1998 - 2000гг. финансово - экономические,
законодательные и организационные мероприятия по поддержке
промышленности способствовали достижению положительных показателей в
этой отрасли городского хозяйства.
Темп роста объемов промышленного производства в 1999г. составил
108% к уровню 1998г., в первом полугодии т. г. - 113,6%.
Улучшилось финансовое положение промышленных предприятий прибыль
увеличилась более чем в 2,5 раза, в 1,5 раза сократилось количество
убыточных предприятий, и, как результат, в 2 раза увеличились
поступления налоговых платежей в бюджет города от промышленности.
Стратегическим направлением деятельности Правительства Москвы
остается сохранение научно-производственного потенциала города и его
развитие на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,
создания благоприятного экономического климата.
Введение в действие Закона города Москвы от 16 июня 1999 года
N 21 "О промышленной деятельности в городе Москве" обуславливает
необходимость разработки механизмов его реализации и предусматривает
дальнейшее развитие проводимой промышленной политики в части
формирования скоординированного комплекса мер, направленных на
законодательное, экономическое, информационное,
организационно-распорядительное регулирование промышленной
деятельности.
В целях выполнения положений указанного закона, формирования и
реализации промышленной политики в 2001-2003 гг. Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Основные положения промышленной политики на
2001-2003 гг., принципы формирования, состав и структуру Комплексной
программы промышленной деятельности в Москве как составной части
Программы социально - экономического развития города Москвы
(приложение).
Считать первоочередными приоритетами промышленной политики
2001-2003гг. создание новой импортозамещающей и
экспортоориентированной продукции, расширение масштабов действующего
производства качественной и конкурентоспособной продукции на основе
реструктуризации организаций промышленности.
2. Департаменту науки и промышленной политики в IV квартале 2000
г. разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы:
- Комплексную программу промышленной деятельности города Москвы
на 2001-2003 гг. (далее Комплексная программа), с последующим
утверждением объемов финансирования в Московской городской Думе;
- Положение о порядке формирования и ведения городского реестра
объектов промышленности и регистра промышленной продукции.
3. Департаменту науки и промышленной политики совместно с
Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в
городе Москве, провести в IV квартале 2000г. экспертизу и конкурсный
отбор проектов и мероприятий для включения их в Комплексную программу.
Установить, что в объеме средств, требуемых на реализацию
проектов и мероприятий, средства городского бюджета не должны
превышать 50% и предоставляться преимущественно на возвратной и
платной основе.
4. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы,
Департаменту финансов г. Москвы предусмотреть в бюджете города на
2001г. финансовые ресурсы на реализацию мероприятий Комплексной
программы за счет и в пределах средств, выделяемых по статье бюджета
"Проведение мероприятий по поддержке промышленности", а также лимиты
налогового и инвестиционного кредитов.
5. Департаменту науки и промышленной политики продолжить практику
работы по использованию бюджетных средств на компенсацию части
процентной ставки по привлекаемым предприятиями банковским кредитам
для развития производственной базы и пополнения оборотных средств.
6. В целях рационального использования городских земель,
обеспечения эффективности ресурсопотребления и природопользования,
улучшения экологической обстановки, а также упорядочения работы по
перебазированию организаций науки и промышленности и реорганизации
производственных зон:
6.1. Департаменту науки и промышленной политики, Комитету по
реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве,
совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды
Правительства Москвы провести инвентаризацию и комплексное
обследование финансово-хозяйственной деятельности подведомственных
организаций науки и промышленности.
6.2. Префектам административных округов в 2-месячный срок
подготовить и представить обоснованные предложения по перебазированию
(выводу) и реформированию организаций науки и промышленности,
находящихся на территории административных округов.
6.3. Департаменту науки и промышленной политики:
- обобщить и провести экспертизу представленных префектурами
административных округов предложений по перебазированию (выводу) и
реформированию организаций науки и промышленности в целях включения их
в Комплексную программу;
- предусмотреть в рамках средств, выделяемых на поддержку
промышленности, финансирование предпроектных работ по перебазированию
(выводу) и реформированию предприятий, включенных в Комплексную
программу в 2001 г.
7. Департаменту науки и промышленной политики, Комитету по
реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве,
Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, префектам
административных округов продолжить работу по образованию
территориальных единиц с особым статусом (ТЕОС):
7.1. В IV квартале 2000 г. подготовить конкретные предложения по
развитию ТЕОС, создаваемых на базе организаций науки и промышленности,
для включения в Комплексную программу.
7.2. Считать целесообразным проведение эксперимента по созданию
особого налогового и правового режима в рамках Особой зоны
"Зеленоград".
Префекту Зеленоградского административного округа совместно с
Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в
городе Москве, и Департаментом науки и промышленной политики внести в
IV квартале 2000 г. соответствующий законопроект на рассмотрение
Правительства Москвы с учетом принятых глав части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и Федерального закона о введении ее в
действие.
8. Префектам административных округов, Комплексу городского
хозяйства, Департаменту науки и промышленной политики, Комитету по
реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве,
завершить в 2002 г. работу по передаче объектов жилищного фонда
организаций промышленности в собственность города.
9. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации
совместно с Департаментом науки и промышленной политики в IV квартале
2000 г. разработать предложения по информированию населения Москвы о
содержании проводимой промышленной политики и мероприятиях Комплексной
программы.
10. Департаменту науки и промышленной политики во II квартале
2001 года доложить Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения
настоящего постановления.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В. П. и
членов Правительства Москвы по распределению обязанностей.
П.п.И.о.Премьера Правительства Москвы В.П.Шанцев
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 12 сентября 2000г.
N 738
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА 2001-2003 годы,
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ г. МОСКВЫ
НА 2001-2003 гг.
Достигнутые к 2000г. положительные результаты промышленной
деятельности в г. Москве в значительной степени обусловлены прове-
дением промышленной политики, принятой Правительством Москвы на
период 1998-2000 гг., реализация которой осуществлялась в рамках
Комплексной программы промышленной деятельности на соответствующий
период.
Сохраняя преемственность принятых ранее стратегических целей
и задач промышленной политики, Основные положения промышленной по-
литики на период 2001-2003 гг. сформулированы с учетом результатов
анализа макроэкономической ситуации, состояния промышленности
Москвы за 1998 - I п/г 2000г., изменений в социально-экономической
жизни города.
В соответствии с Законом Москвы "О промышленной деятельности
в городе Москве" промышленная политика г. Москвы представляет со-
бой скоординированный комплекс (систему) мер органов власти г.
Москвы, направленных: на содействие развитию предпринимательской
деятельности, конкурентной рыночной среды и рыночной инфраструкту-
ры в промышленности; на законодательное, экономическое, информаци-
онное, организационно-распорядительное регулирование в области
промышленной деятельности, в т.ч. на основе предложений обществен-
ных объединений и организаций, Московской торгово-промышленной па-
латы, предпринимательских структур.
Цель промышленной политики на 2001-2003гг. - формирование ус-
ловий для расширения масштабов производства и реализации качест-
венной и конкурентоспособной продукции, создания новой импортоза-
мещающей и экспорто- и экологоориентированной наукоемкой и высоко-
технологичной продукции, а также обеспечения занятости населения и
увеличения поступлений в бюджет на основе реструктуризации науч-
но-производственного потенциала, адресных мер поддержки и защиты
московских товаропроизводителей.
Принципиальная схема системы государственного регулирования
промышленной деятельности (рис.1) основывается на:
- приоритетах промышленной политики в направлении содействия
и уменьшения негативных последствий от промышленной деятельности;
- формах и способах государственного регулирования в области
промышленной деятельности;
- системе обеспечения, включающей правовое, ресурсное, инфор-
мационное и организационное обеспечение.
Структура системы обеспечения формируется на основе мероприя-
тий Комплексной программы (рис.2).
Приоритетными направлениями промышленной деятельности в горо-
де в 2001-2003 гг. являются:
- Производство продукции для обеспечения первоочередных пот-
ребностей населения, в том числе социально незащищенных слоев, в
продуктах питания, непродовольственных товарах народного потребле-
ния.
- Производство продукции для обеспечения потребности инфраст-
руктуры городского хозяйства (транспортные средства, строительные
материалы, дорожно-коммунальная техника, химическая и нефтехими-
ческая продукция).
- Производство продукции, обеспечивающей повышение техничес-
кого уровня предприятий города (станкостроение, электротехника,
электроника).
- Создание технологий и производств, повышающих экологическую
и техногенную безопасность в городе.
- Создание ресурсосберегающих технологий и производств.
- Разработка и производство принципиально новых видов высоко-
технологичной наукоемкой продукции.
Приоритетные направления промышленной деятельности определяют
приоритетные виды продукции (приоритетные товарные группы). В каж-
дом из перечисленных направлений особое место занимает продукция,
обеспечивающая импортозамещение и экспорт.
Приоритетными объектами государственного регулирования про-
мышленной деятельности в 2001-2003 гг. являются базовые отрасли
промышленности, базовые предприятия независимо от организацион-
но-правовой формы, территориальные единицы с особым статусом (ТЕ-
ОС), созданные в сфере промышленности, и объекты государственной
+----------------------------------+
+-----+ ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ +-----+
| +----------------------------------+ |
+-------+----------------------------------------------+---------+
|+-------------------------+ +--------------------------------+|
|| СОДЕЙСТВИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ | |УМЕНЬШЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТ- ||
|| ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |ВИЙ ОТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ||
|+-------------+-----------+ +---------------+----------------+|
|+-------------+--------------+ +--------------+--------------+ |
||Создание конкурентоспособной| |Использования экологически | |
|| продукции | |вредных и техногенноопасных | |
|+-------------+--------------+ |производств и их результатов | |
|+-------------+---------------++--------------+--------------+ |
||Создание высокотехнологичного|+--------------+----------------+|
||производственного потенциала ||Не эффективного использования ||
|| предприятий ||городских ресурсов (земля, ||
|+-------------+---------------+|энергоносители, трудовые ресур-||
|+-------------+---------------+|сы, собственность) ||
||Создание эффективной системы |+--------------+----------------+|
||управления и инфраструктуры |+--------------+----------------+|
|| промышленности ||Территориального размещения ||
|+-------------+---------------+|производительных сил (градост- ||
|+-------------+---------------+|роительные ограничения, запрет ||
|| Содействие в подготовке ||на новое строительство и т.д.) ||
|| кадрового потенциала |+-------------------------------+|
|+-----------------------------+ |
+--------------+-------------------------------+-----------------+
+--------------+-------------------------------+-----------------+
|+--------------+ +----------------+ +----------------------+|
||Меры поддержки| | Формы и способы| |Участие государства в ||
|+--------------+ | регулирования | |органах управления ||
|+---------------+ +----------------+ |субъектов промышленной||
||Лицензирование,| |деятельности ||
||сертификация, | +----------------------+|
||аттестация | +-----------+ +--------------------+|
|+---------------+ | Целевые | |Реорганизация и лик-||
|+-------------------+ | программы | |видация предприятий ||
||Ставки налогов для | +-----------+ +--------------------+|
||г.Москвы, размеры | +------------------+|
||тарифов, нормативы | | Приватизация ||
||(лимиты) использова| | (деприватизация) ||
||ния ресурсов | | собственности ||
|+-------------------+ +------------------+|
|+------------------++------------------++--------++------------+|
||Градостроительные ||Нормы и нормативы ||Штрафные|| Применение ||
||нормы и нормативы ||по защите окружаю ||санкции || процедуры ||
|+------------------+|щей среды и земле |+--------+| банкротства||
| |пользованию | +------------+|
| +------------------+ |
+------------------------------+---------------------------------+
+------------------------------+---------------------------------+
| +---------------------+ |
| | Система обеспечения | |
| +---------------------+ |
|+----------+ +-----------+ +---------------+ +----------------+|
|| Правовое | | Ресурсное | |Информационное | |Организационное ||
|+----------+ +-----------+ +---------------+ +----------------+|
+----------------------------------------------------------------+
Рис.1 Принципиальная схема системы государственного
регулирования промышленной деятельностью
+----------------------------------------------------+
| СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ |
| ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
+---+-----------+---------------+--------------+-----+
+--------+----+ +----+------++-------+------+ +-----+---------+
| Правовое | | Ресурсное ||Информационное| |Организационное|
| обеспечение | |обеспечение|| обеспечение | | обеспечение |
+-------------+ +-----------++--------------+ +---------------+
+------------------++-------++---------------++------------------+
|Регулирование про-||Финан- ||Создание и||Разработка и реа-|
|мышленной деятель-||совое ||обеспечение ||лизация в г.Москве|
|ности на основе||обеспе-||функционирова ||сбалансированной |
|Закона г.Москвы "О||чение ||ния "Системы||системы программ,|
|промышленной дея-||промыш-||информационно- ||в том числе: |
|тельности в го ро-||ленной ||аналитического |+------------------+
|де Москве", раз||деятель||обеспечения |- Программы социаль-
|работка и принятие||ности ||принятия реше-|но-экономического
|подзаконных актов |+-------+|ний по вопросам|развития г. Москвы
+------------------++-------+|государственно-|(основополагающая
+------------------+|Кадро- ||го регулирова-|программа)
|Реализация Закона||вое ||ния промышлен-|- Комплексной прог-
|города Москвы "О||обеспе-||ной деятельнос-|раммы промышленной
|городских государ||чение ||ти в г.Москве"|деятельности, в сос-
|ственных заказах" ||промыш-||(СИНФОРПРОМЫШ- |таве которой разра-
+------------------+|ленной ||ЛЕННОСТЬ) в том|батываются и реали-
+------------------+|деятель||числе: |зуются программы
|Разработка и при-||ности |+---------------+промышленной дея-
|нятие новых зако-|+-------+-создание едино- тельности базовых
|нодательных актов|+-------+го информацион- отраслей и функцио-
|в том числе: ||Обеспе-|ного пространс- нальные программы
+------------------+|чение |тва промышлен- направленные на реа-
- Закона г.Москвы |промыш-|ности лизацию приоритетов
"О составе, порядке |ленной |- проведение промышленной полити-
разработки и реали- |деятель|комплексной ин- ки
зации программы со- |ности |вентаризации ор- +------------------+
циально-экономичес- |матери-|ганизаций науки |Создание эффектив-|
кого развития в г. |альными|и промышленности |ной системы госу-|
Москве" |ресур- |в г.Москве в це- |дарственного уп-|
- Закона г.Москвы |сами на|лях формирования |равления и инф-|
"Об инвестиционной |основе:|информационной |раструктуры про-|
деятельности на +-------+базы в сфере |мышленности, в том|
территории г.Моск- - ис- промышленности |числе: |
вы" пользо- формирования +------------------+
- Закона г.Москвы вания схемы размещения - Совершенствование
"Об информационных городс- производительных структуры органов
ресурсах и информа- кой ин- сил промышлен- исполнительной влас-
тизации в г.Москве женерной ности,выявления ти г.Москвы
- Закона г.Москвы инфраст- организаций нау- - Совершенствование
"О трехсторонней руктуры ки и промышлен системы управления
комиссии органов ности,полностью непосредственно
власти г.Москвы, - под- утративших науч- субъектами промыш-
объединений профсо- держки ный и производс- ленной деятельности
юзов и предпринима- коопера- твенный потенци- создание среднего
телей" ционных ал (отраслевого) звена
- законодательной и интег- - организация управления
базы, определяющей рацион- ведения Регистра - Создание институ-
экономический и ных свя- промышленной про тов гражданского об-
правовой статус зей и дукции и Реестра щества-некоммерчес-
функционирующих и промыш- объемов промыш- ких организаций,
вновь создаваемых в ленности ленности объединенных профес-
сфере промышленнос- - ведение мони- сиональными интере-
ти ТЕОС (на основа- торинга по про- сами участников
нии ст.4 Закона мышленности - Дальнейшее разви-
г.Москвы "О терри- - решение ана- тие системы управле-
ториальных еди ни- литических и ния реализацией
цах с особым стату- прогнозных задач Комплексной програм-
сом в г.Москве" мы, а также системы
+------------------+ управления реализа-
|Внесение изменений| цией программ про-
|в Законы г.Москвы,| мышленной деятель-
|устанавливающие | ности базовых отрас-
|предоставление ль-| лей и функциональных
|гот и преференций | программ
+------------------+
Рис.2 Структура системы обеспечения государственного
регулирования промышленной деятельности
собственности.
Базовые отрасли промышленности - отрасли (подотрасли) промыш-
ленности, осуществляющие приоритетные виды деятельности и произво-
дящие приоритетные виды продукции. В 2001-2003гг. к базовым отрас-
лям предполагается отнести:
- машиностроение с приоритетами в области автомобилестроения
и станкостроения;
- легкую и текстильную промышленность с приоритетом швейного
производства;
- пищевую промышленность;
- химическую и нефтехимическую промышленность;
- предприятия оборонно-промышленного комплекса, работающие по
комплексным договорам с Комитетом по реформированию оборонных
предприятий, расположенных в г. Москве;
- совокупность специализированных предприятий, применяющих
труд инвалидов.
Базовые предприятия промышленности - предприятия, имеющие со-
циально-экономическую значимость для города по следующим призна-
кам: производство продукции приоритетной товарной группы, объемы
платежей в бюджет, занятость населения, объем производства и реа-
лизации продукции. Базовые предприятия могут принадлежать как ба-
зовым, так и не базовым отраслям промышленности.
В состав базовых предприятий в 2001-2003 гг. включаются в
первую очередь структурообразующие предприятия промышленности и
отраслевой науки, по вопросам поддержки развития которых приняты
(АМО ЗИЛ; ОАО "Москвич"; ОАО "Московский подшипник"; ОАО "Трехгор-
ная мануфактура"; ОАО "ММЗ "Серп и молот") или будут приняты пос-
тановления Правительства Москвы.
ТЕОС, созданные в сфере промышленности - единицы территори-
ального устройства г. Москвы, действующие на основании Положения о
ТЕОС, предусмотренного Законом города Москвы "О территориальных
единицах с особым статусом в городе Москве", имеющие собственное
наименование, особый правовой статус, особый режим хозяйственной
деятельности в сфере промышленности, органы управления.
Политика г. Москвы в области создания и поддержки ТЕОС в сфе-
ре промышленности в 2001-2003 гг. предусматривает:
- дальнейшую поддержку предприятий электронной промышленнос-
ти, являющихся участниками особой зоны г. Зеленограда, в том числе
на основе создания специального налогового режима на региональном
уровне для юридических лиц, участвующих в реализации Целевой прог-
раммы развития ТЕОС на базе предприятий электронной промышленности
г. Зеленограда;
- поддержку вновь созданной ТЕОС "Торий";
- создание новых ТЕОС на базе предприятий оборонно-промышлен-
ного комплекса (в настоящее время прорабатывается вопрос о созда-
нии ТЕОС "Тушино" на базе предприятий и научных организаций авиа-
ционной промышленности, расположенных на территории районов Пок-
ровское-Стрешнево и Южное Тушино.
Объекты государственной собственности в промышленности г.
Москвы - государственные унитарные предприятия и доли г. Москвы в
имуществе субъектов промышленной деятельности.
Основными направлениями промышленной политики г. Москвы в
2001-2003 гг. являются:
- поддержка предприятий промышленности и научных организаций
г. Москвы, включая специализированные предприятия, применяющие
труд инвалидов;
- создание и обеспечение условий для развития ТЕОС в промыш-
ленной сфере, в том числе на основе создания благоприятного инвес-
тиционного климата путем применения специальных налоговых режимов
на региональном уровне для субъектов промышленной деятельности -
участников целевых программ развития ТЕОС в сфере промышленности;
- содействие в решении общеотраслевых проблем промышленности;
- введение ограничений на негативное влияние организаций про-
мышленности и науки на экологию города;
- поддержка повышения эффективности использования городской
собственности и стратегических ресурсов города;
- оптимизация состава и структуры промышленности г. Москвы,
предусматривающая наряду с вышеперечисленным, рациональное терри-
ториальное размещение на основе перебазирования (вывода), реформи-
рования и ликвидации предприятий промышленности;
- финансовое оздоровление предприятий промышленности;
- обеспечение инвестирования в промышленную деятельность;
- создание условий для сохранения и эффективного использова-
ния научно-производственного потенциала Москвы;
- создание условий для скорейшего восполнения дефицита в кад-
рах промышленности.
Основными направлениями политики поддержки предприятий про-
мышленности Правительством Москвы в 2001-2003 гг. являются:
- Финансирование предприятий на безвозмездной и безвозвратной
основе преимущественно для:
- компенсации части процентной ставки за кредиты коммерческих
банков предприятиям на пополнение оборотных средств;
- поддержки реализации целевых функциональных программ, нап-
равленных на обеспечение промышленной деятельности (подготовка и
переподготовка кадров промышленности, реализация имиджевой полити-
ки, формирование единого информационного пространства промышлен-
ности и т.п.).
- Финансирование программ (проектов, мероприятий) в виде до-
левого участия, их бюджетное кредитование, предоставление налого-
вых льгот преимущественно для обеспечения реализации инновацион-
но-инвестиционных проектов в целях расширения масштабов производс-
тва качественной и конкурентоспособной продукции, а также создания
новой наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
- Использование льготных ставок арендных платежей, льготных
тарифов на энергоресурсы для повышения ценовой конкурентоспособ-
ности продукции московских предприятий.
- Создание специальных налоговых режимов для субъектов про-
мышленной деятельности - участников реализации целевых программ
развития ТЕОС в сфере промышленности.
- Обеспечение реального права преимущественного предоставле-
ния городского заказа московским предприятиям в качестве меры под-
держки, используемой для расширения производства и роста объема
продаж продукции. В период 2001-2003 гг. городской заказ следует
рассматривать в качестве важнейшего рычага государственного регу-
лирования промышленной деятельности, одним из основных стабилизи-
рующих факторов финансово-хозяйственной деятельности предприятий
промышленности. При этом следует переходить от заключения догово-
ров через посредников к прямым договорам между городскими заказчи-
ками и предприятиями-производителями.
В 2001-2003 гг. порядок предоставления мер поддержки
предприятиям промышленности со стороны Правительства Москвы осно-
вывается на следующих принципах: адресность (при наличии у предп-
риятия соответствующего проекта); договорная основа; преимущест-
венно компенсационный характер; конкурсность; информационная проз-
рачность; баланс интересов социального партнерства.
Основные направления политики по уменьшению негативных пос-
ледствий от промышленной деятельности:
- Ограничения на использование экологически вредных и техно-
генноопасных производств и их результатов:
- установление системы норм и нормативов и системы штрафных
санкций, стимулирующих переход организаций промышленности на ре-
сурсосберегающие и экологические технологии и оборудование;
- вывод из города и ликвидация экологически вредных и техно-
генноопасных производств.
В целях формирования экологически чистых и безопасных произ-
водств, а также формирования промышленного потенциала, отвечающего
требованиям международных стандартов, в составе Комплексной прог-
раммы предусматриваются программы "Промышленность и экология" и
"Качество и сертификация".
- Ограничения неэффективного использования городских ресурсов
(земля, энергоносители, трудовые ресурсы, городская собствен-
ность):
- отчуждение от предприятий и передача в пользование городу
неэффективно используемых участков земли и других объектов недви-
жимости;
- нормирование расходования энергетических ресурсов, установ-
ление более высоких тарифов за сверхнормативное использование ре-
сурсов для организаций, в технологии производства которых отсутс-
твуют энергосберегающие элементы;
- введение системы плановых показателей работы для субъектов
городской и смешанной (с участием города) собственности с ориента-
цией на повышение их прибыльности и бюджетоотдачи;
- ведение мониторинга показателей эффективности использования
городских ресурсов.
Одновременно в качестве стимулирующих направлений предусмат-
риваются: производство энерго- и ресурсосберегающих технологий и
техники; вторичное использование энергетических и других ресурсов;
использование трудовых ресурсов, оцениваемое по показателям произ-
водительности труда и использования рабочего времени.
- Ограничение на территориальное размещение производительных
сил:
- запрет и ограничение на создание новых промышленных произ-
водств в историческом центре г. Москвы, селитебных зонах, зонах
рекреации и т.п.;
- перебазирование и вывод предприятий из исторического центра
г. Москвы;
- перебазирование и вывод предприятий из других территорий в
соответствии с Генеральным планом г. Москвы;
- использование ограничений на планировку территорий промыш-
ленных предприятий, применяемые строительные конструкции и т.п.
Основные приоритеты развития территориальной структуры про-
мышленности города в соответствии с Генеральным планом развития г.
Москвы:
- поддержка базовых отраслей и предприятий промышленности;
- реформирование, реорганизация и ликвидация экологически и
техногенноопасных предприятий и производств, ресурсоемких произ-
водств с высокой степенью износа основных фондов, расположенных в
непосредственной близости от жилой застройки, общегородских цент-
ров и территорий природного комплекса, в том числе на основе выво-
да предприятий за пределы г. Москвы или перебазирования на другие
территории в пределах города;
- использование территорий, высвобождаемых в процессе рефор-
мирования, реорганизации и ликвидации предприятий в качестве внут-
ригородских резервов для системы общегородских центров, для жилищ-
ного строительства, для развития и реабилитации территорий природ-
ного комплекса. Освоение высвобождаемых территорий предусматрива-
ется главным образом за счет средств негосударственных инвесторов,
привлекаемых на конкурсной основе, применения системы стимулов для
предприятий (пониженные ставки арендной платы за землю, предостав-
ление налогового кредита, гарантий и поручительств Правительства
Москвы и т.п.), которые освобождают (уменьшают занимаемую) терри-
торию в соответствии с градостроительным зонированием, и примене-
ния системы санкций для предприятий, нарушающих градостроительное
зонирование;
- общее сокращение территории промышленно-производственного
назначения в г. Москве, в том числе производственных зон;
- компенсация ликвидируемых и создание новых мест приложения
труда за счет:
- повышения плотности промышленно-производственной застройки,
уплотнения перебазируемых производств и действующих промышленных
объектов;
- размещения на излишках производственных площадей объектов
малого предпринимательства;
- комплексного развития в производственных зонах наукоемкого
производства и сферы обслуживания;
- повышение эффективности ресурсопотребления и природопользо-
вания на производственных территориях (главным образом в произ-
водственных зонах), обладающих территориальными и инженерно-техни-
ческими резервами развития;
- проведение экологоориентированных мероприятий на промышлен-
ных объектах и в производственных зонах.
Территориальное размещение промышленности в г. Москве в
2001-2003гг. должно основываться:
- на результатах комплексной инвентаризации организаций науки
и промышленности, которые позволяют:
- принимать обоснованные решения по реорганизации, ликвида-
ции, выводе и перебазировании предприятий;
- определять резервные промышленные площади и территории для
перебазирования предприятий. Основным критерием является степень
загрузки производственных мощностей ( если предприятие использует
производственные мощности на 20-30%, то на его территории целесо-
образно разместить профильное перебазируемое предприятие);
- на проведении анализа использования территории производс-
твенных зон и определении доли, занимаемой промышленными объекта-
ми;
- на основных положениях промышленной политики в отношении
базовых отраслей промышленности. В результате реорганизации произ-
водственных зон общая территория базовой отрасли может сократить-
ся. Важно оценить, могут ли предложения по реорганизации произ-
водственных зон отрицательно повлиять на перспективы развития ба-
зовой отрасли;
- на разработке схемы территориального размещения предприятий
различных форм собственности в разрезе административных округов в
соответствии с пропускной способностью объектов инженерной инф-
раструктуры данных территорий;
- на соблюдении баланса интересов отраслевых и функциональных
органов власти города, с одной стороны, территориальных и муници-
пальных органов, с другой.
Решение вопросов территориального размещения предусматрива-
ется в составе Программы по реформированию, перебазированию и лик-
видации предприятий и организаций г. Москвы на 2001-2005гг. как
составной части Комплексной программы.
Основные положения политики финансового оздоровления предпри-
ятий промышленности в 2001-2003 гг.:
- предотвращение банкротства (конкурсного производства) фи-
нансово неустойчивых предприятий промышленности, имеющих для горо-
да экономическую и социальную значимость, на основе комплексного
подхода к реструктуризации задолженности предприятий;
- принятие решений о возбуждении судебной процедуры банкротс-
тва по отношению к экономически и социально значимым предприятиям
через уполномоченные органы государственной власти преимущественно
в целях финансового оздоровления путем введения внешнего управле-
ния;
- осуществление процедур реорганизации экономически и соци-
ально значимых предприятий на основе разработки концептуальных
подходов к финансовому оздоровлению промышленных предприятий в г.
Москве и инвестиционных проектов (бизнес-планов) финансового оздо-
ровления для каждого реорганизуемого объекта;
- передача объектов социальной сферы организаций науки и про-
мышленности в городскую собственность;
- финансовая поддержка разработки и реализации проектов (биз-
нес-планов) финансового оздоровления за счет средств городского
бюджета и привлеченных средств, в частности, на основе схемы ль-
готного кредитования предприятий коммерческими банками;
- содействие повышению инвестиционной привлекательности про-
мышленных предприятий в процессе их реорганизации, улучшению ин-
вестиционного климата в городе и привлечению инвестиций в сферу
промышленности;
- содействие созданию системы сертификации и отбора антикри-
зисных управляющих, консалтинговых и иных фирм, обеспечивающих
предотвращение банкротства и финансовое оздоровление предприятий.
Основные принципы организации управления собственностью г.
Москвы в сфере промышленности:
- Обеспечение реализации двух функций государства примени-
тельно к конкретному объекту городской собственности:
- обеспечение прав и интересов города как собственника иму-
щества или пакета акций (доли, пая);
- использование этих прав как одного из инструментов госу-
дарственного регулирования промышленной деятельности.
Выделение степени влияния города на принятие управленческих
решений в зависимости от размера доли города собственности.
- Выбор стратегии реализации интересов города в отношении го-
родской собственности, предусматривающей следующие преимуществен-
ные действия со стороны органов государственной власти г. Москвы:
- приватизация государственных (муниципальных) предприятий (в
том числе на основе их преобразования в ОАО со 100%-ным государс-
твенным капиталом);
- продажа пакета акций города Москвы в краткосрочной или
средне- (долго-) срочной перспективе;
- сохранение пакета акций города Москвы в фиксированном раз-
мере в течение длительного времени в собственности государства;
- увеличение размера пакета акций города Москвы (ориентация
на деприватизацию Общества);
- консолидация пакетов акций для обеспечения принятия соот-
ветствующих решений органами управления Обществ в целях реализации
интересов государства и обеспечения государственного регулирования
деятельности Общества. Осуществляется на основе создания пула ак-
ционеров.
Таким образом, политика использования собственности города в
промышленности должна основываться на реализации его долговремен-
ных интересов, а не на получении сиюминутной выгоды от продажи
объектов собственности.
- Определение рыночной оценки имущества предприятий на основе
котировки акций (в целях повышения привлекательности объекта для
вложения средств).
- Осуществление управления городской собственностью на основе
института представительства государства - совокупности представи-
телей государства, имеющих различный статус, а также правовых норм
и правил, регламентирующих вопросы управления государственной
собственностью.
- Формирование кадровой инфраструктуры представителей госу-
дарства - совокупности институтов рынка и организационных формиро-
ваний, обеспечивающих процесс отбора, подготовки (обучения) и наз-
начения представителей государства, а также контроль за выполнени-
ем принятых ими обязательств.
Приоритетные направления инвестиционной деятельности в про-
мышленности соответствуют приоритетным направлениям промышленной
политики.
Инструментом проведения инвестиционной политики в промышлен-
ности является Инвестиционная программа, представляющая собой со-
вокупность инновационно-инвестиционных проектов Комплексной прог-
раммы, в реализации которых принимает участие Правительство Моск-
вы. Инвестиционная программа предусматривает формирование консоли-
дированного бюджета с указанием объемов и источников финансирова-
ния, в том числе бюджетных средств.
Участие Правительства Москвы в реализации инвестиционной
программы может осуществляться в следующих формах:
- осуществление функции посредника и организатора инвестици-
онной деятельности путем создания соответствующей инфраструктуры
(по информационно-рекламной поддержке, по содействию в товаропрод-
вижении и т.д.);
- оказание участникам инвестиционных проектов прямой или кос-
венной финансовой поддержки;
- участие наряду с частными инвесторами и реципиентами в сов-
местной предпринимательской деятельности (вложение бюджетных
средств в капитал предприятий);
- содействие созданию специальных инвестиционных фондов для
концентрации средств различных источников в целях реализации прио-
ритетных для города проектов.
Все проекты, предлагаемые для включения в Инвестиционную
программу, проходят предварительную технико-экономическую эколо-
гическую экспертизу и процедуру их окончательного отбора на основе
установленных критериев. Вне конкурса в Инвестиционную программу
включаются проекты, реализация которых осуществляется в соответс-
твии со специальными распорядительными документами Правительства
Москвы, а также проекты, направленные на развитие инфраструктуры
промышленности.
Основным приоритетом научно-технической политики является
создание условий для сохранения и эффективного использования науч-
но-технического потенциала Москвы путем активного привлечения его
для решения наиболее актуальных проблем города, финансовой под-
держки передовых перспективных направлений исследований, содейс-
твия в решении проблем развития научно-технического потенциала
Москвы на федеральном уровне.
Реализация указанного приоритета предусматривает решение сле-
дующих задач:
- Нормативно-правовое обеспечение научно-технической полити-
ки.
- Повышение инновационной активности в городе на основе:
- развития инфраструктуры инновационной деятельности;
- создания экономических и финансовых механизмов активизации
инновационной деятельности.
- Информационно-рекламная поддержка научно-технической дея-
тельности.
Основной задачей в области кадровой политики является созда-
ние условий для скорейшего восполнения дефицита в кадрах промыш-
ленности, образовавшегося в результате резкого падения производс-
тва в период 1992-1999гг. (естественный отток кадров, особенно мо-
лодого возраста) и разрушения системы профессионального образова-
ния и профориентации, основанной на удовлетворении спроса предпри-
ятий промышленности в высококвалифицированных специалистах и рабо-
чих.
Наиболее ощутимым дефицитом в кадрах высококвалифицированных
специалистов являются менеджеры и инженеры. Решение этой проблемы
заключается в восстановлении системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров на основе высшей школы с использова-
нием специальной системы, гарантирующей направление молодых специ-
алистов на предприятия промышленности.
Для решения проблемы подготовки квалифицированных рабочих
кадров по особо дефицитным профессиям требуется восстановление
системы (скорректированной с учетом сложившихся условий) професси-
онально-технического обучения, включающей как определение потреб-
ностей в кадрах, так и структуры, обеспечивающей процесс их обуче-
ния. Принимая во внимание длительность процесса восстановления
указанной системы, предполагается распространение опыта по созда-
нию опорных (базовых) организаций.
Указанное предусматривает пересмотр политики в отношении бир-
жи труда (в части условий стимулирования работы в промышленном
секторе), а также разработки программы подготовки и переподготовки
кадров промышленности с привлечением Департамента образования.
В качестве стимулирующих условий повышения конкурентоспособ-
ности и качества трудовых ресурсов промышленности предполагается:
- введение городского государственного заказа на подготовку
специалистов высшей квалификации соответствующих профессий;
- введение контрактной системы для студентов московских ВУ-
Зов, гарантирующей определенные льготы при их распределении на
промышленные предприятия г.Москвы;
- предоставление отсрочки от службы в армии студентам и аспи-
рантам, завершившим курс обучения;
- создание центров интеграции науки, образования и промышлен-
ности (по аналогии с Центром "Технология" на базе НПО "Салют").
Основные положения политики импортозамещения и вовлечения на-
учно-производственного потенциала промышленности для удовлетворе-
ния нужд города и потребностей населения:
- расширение номенклатуры продукции, имеющей платежеспособный
спрос (принцип "разная продукция на любой кошелек");
- закрепление московскими товаропроизводителями позиций на
рынке, достигнутых в результате повышения конкурентоспособности
продукции и технического уровня производства;
- увеличение доли горзаказа, размещаемого среди московских
товаропроизводителей на основе резкого сокращения закупок промыш-
ленной продукции по импорту. Целесообразно в планируемый период
повысить удельный вес горзаказа на промышленную продукцию до30% от
ее объема.
Предполагается принять следующие направления организации ра-
бот по импортозамещению:
- создание нормативно-правовой базы, устанавливающей требова-
ния и порядок проведения работ по импортозамещению;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей координацию работ
по импортозамещению, включая проведение организационных мероприя-
тий;
- создание информационно-аналитического обеспечения по импор-
тозамещению.
- Схема формирования городского заказа на очередной финансо-
вый год на основе импортозамещения на переходный период
2000-2001гг. представлена на рис.3
+-------------------------------------------------------+
| +--------+ +--------+ +--------+ +--------+ |
| +--------+ +--------+ +--------+ +--------+ +-----+
| КОМПЛЕКСЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА | |
+---------------------------+---------------------------+ |
+------------+------------+ |
| | |
+-----------+-----------+ +-----------+----------+ |
| Заявки на поставку | | Заявки на поставку | |
|отечественной продукции| | импортной продукции | |
+---------+-------------+ +-----------+----------+ |
| | |
| +- - - - - - - - + - - - - - - -+ |
| Экспертиза заявленной продукции |
| +- - - - - - - - + - - - - - - -+ |
| +----------+---------+ |
| | | |
+ - - - - - - - + - -+ +--------+---------+ +--------+---------+|
| |Одобренные заявки | |Отклоненные заявки||
|Утверждение | +--+--+ на поставку | |Предложения по за-||
Правительством | | | импортной | |мещению импортной ++
|Москвы реестра | | | | продукции | |продукции отечест-|
поставляемой | | | | |венными аналогами |
|продукции | | | +------------------+ +--------+---------+
| | + - - - - - - - - - - - - - -+ |
| | | | Экспертиза возможностей и |
| | | целесообразности создания +-+
| | | | и организации производства
| | | новой продукции с целью |
| | | | импортозамещения
| | + - - - - - + - - - - - - - -+
| | | | |
| | +----------+------------+
| | | ++--+ Заявки на создание |
| | | |новой продукции с целью|
+ - - - - - - - + + ++ | импортозамещения |
| | | +-----------------------+
| | +----+
| | |
+------+-+++----+----+
| Конкурс || Конкурс |
+----+----++----+----+
| |
+---------+----++----+--------------------+
|Гос. контракты||Гос. контракт на создание|
| на поставку ||импортозамещающей про- |
| продукции ||мышленной продукции |
+--------------++-------------------------+
Рис.3 Схема формирования городского заказа на очередной
финансовый год с учетом импортозамещения
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
Основные принципы формирования Комплексной программы
- В основу формирования Комплексной программы положен прог-
раммно-целевой метод, рассматриваемый как основной метод регулиро-
вания промышленной деятельности, предусматривающий формирование и
реализацию сбалансированной системы программ промышленной деятель-
ности базовых отраслей, базовых предприятий, а также функциональ-
ных программ, направленных на реализацию приоритетов промышленной
политики. В зависимости от социально-экономической политики, про-
водимой на уровне административных округов, в состав системы прог-
рамм Комплексной программы могут быть включены окружные программы
содействия промышленной деятельности предприятий, расположенных на
территории отдельных округов.
- Блочный принцип построения Комплексной программы предусмат-
ривает возможность встраивания в ее структуру дополнительных прог-
рамм (проектов, мероприятий), необходимость разработки которых
обусловлена объективными причинами в текущем периоде.
- Адресный характер предусматривает наличие конкретных субъ-
ектов промышленной деятельности и инфраструктуры промышленной дея-
тельности, которым присваивается статус участника Комплексной
программы, обеспечивающий преимущественное предоставление мер под-
держки, осуществляемой на договорной основе, информационной проз-
рачности, балансе интересов.
- Выделение базовых составляющих, обусловленное необходи-
мостью дифференцированного подхода в применении мер поддержки пра-
вительства Москвы к различным субъектам промышленной деятельности
и субъектам инфраструктуры промышленности, имеющим различный уро-
вень социально-экономической значимости для города и занимающим
разные позиции на внутреннем и внешнем рынках.
Состав и структура Комплексной программы
Состав и структура Комплексной программы (рис. 4) определен в
соответствии с целью промышленной политики и приоритетами промыш-
ленной деятельности.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В г.МОСКВЕ
НА 2001-2003 гг.
+-----------------------+
+---------+ П Р О Г Р А М М Ы +---------+
| +------------+----------+ |
+-------+------------+ +-------+----------+ +------+----------+
|Отраслевые программы| |Программы развития| | Функциональные |
|промышленной дея- | |ТЕОС и структуро- | | программы |
|тельности базовых | |образующих пред- | +-----------------+
|предприятий | |приятий | +--------------------+
+--------------------+ +------------------+ |Реформирование пред-|
+--------------------++--------------------+|приятий на основе их|
|"Московские ||Программа развития ||финансового оздоров-|
| автомобили" ||АМО "ЗИЛ" ||ления |
+--------------------+| |+--------------------+
|Программа развития |+--------------------+
|ОАО "Москвич" ||Перебазирование и ли|
| ||квидация предприятий|
|Программа реструкту-|+--------------------+
|ризации ОАО "Москов-|+--------------------+
|ский подшипник" ||Создание наукоемкой |
+--------------------+|и высокотехнологич- |
+--------------------++--------------------+|ной промышленной |
|"Московская одежда" ||Программа реструкту-||продукции |
|("Московская швея") ||ризации ОАО "Трехг- |+--------------------+
+--------------------+|орная мануфактура" |+--------------------+
+--------------------+|Промышленность и |
+--------------------++--------------------+|экология |
|"Поддержка ||Программа развития |+--------------------+
|предприятий ОПК" ||ОЗ "Зеленоград" |+--------------------+
+--------------------+| ||Создание и выпуск |
|Программа развития ||импортозамещающего |
|ТЕОС "Торий" ||энергосберегающего |
+--------------------+|оборудования |
+-------------------+ +--------------------+
|"Московские станки"| +--------------------+
+-------------------+ |Кадры промышленности|
+---------------------+ +--------------------+
|"Московские продукты"| +-----------------------+
+---------------------+ |Качество и сертификация|
+-----------------------+
+-------------------+ +--------------------++--------------------+
|"Московская химия" | |Программа реструкту-||Информатизация и |
+-------------------+ |ризации ОАО "Москов-||инвентаризация |
|ский шинный завод" |+--------------------+
+--------------------++--------------------+
+--------------------+ |Создание товаропро- |
|"Поддержка специали-| |водящей сети |
|зированных предприя-| +--------------------+
|тий промышленности, | +----------------------+
|применяющих труд | |"Имидж промышленности"|
|инвалидов" | +----------------------+
+--------------------+ +----------------------+
+------------------+|Законодательное, нор- |
|Программа развития||мативно-методическое |
|ОАО "Серп и молот"||и организационное |
+------------------+|обеспечение реализации|
|Комплексной программы |
+----------------------+
Рис.4 Состав и структура Комплексной программы
Отраслевые программы промышленной деятельности базовых отраслей
Отраслевые программы промышленной деятельности базовых отрас-
лей - совокупность программ, обеспечивающих создание новой конку-
рентоспособной, импортозамещающей и экспортоориентированной про-
дукции, а также расширение действующего производства качественной
и конкурентоспособной продукции на основе пополнения оборотных
средств и технического перевооружения производства. В составе от-
раслевых программ предусматриваются программы развития базовых
предприятий и предприятий, расположенных в территориальных едини-
цах с особым статусом.
Программа "Московские автомобили"
Основные проблемы, стоящие перед автомобильной промышлен-
ностью:
- существенный спад производства;
- убыточность производства на базовых предприятиях отрасли;
- технологическая отсталость производства прежде всего на
предприятиях, выпускающих комплектующие изделия, что накладывает
ограничения на уровень качества продукции;
- наличие экологически опасных производств.
Цель Программы
Создание на предприятиях г. Москвы эффективной, конкурентос-
пособной автомобильной отрасли, способной:
- удовлетворить потребности городского заказа и государствен-
ные нужды в автомобильной технике, отвечающей требованиям потреби-
телей, и способствовать развитию новых видов грузового и пасса-
жирского автомобильного транспорта на основе использования совре-
менных технологий;
- обеспечить оснащение транспортных систем г. Москвы и других
регионов России современными средствами автомобильного транспорта;
- финансировать собственное развитие.
Задачи Программы
- Разработка и внедрение комплексных мероприятий по реструк-
туризации, технологическому перевооружению и повышению эффектив-
ности работы предприятий г. Москвы, выпускающих автомобильную тех-
нику, по переходу к более гибким системам управления и технологиям
производства.
- Постановка на производство конкурентоспособной автомобиль-
ной техники, отвечающей нормативным международным и российским
требованиям по экологии и безопасности, а также требованиям рынка
по номенклатуре, качеству, цене и стоимости эксплуатации.
- Создание и развитие сети предприятий по сбыту, техническому
обслуживанию, ремонту автомобильной техники, снабжению запасными
частями и утилизации отслуживших свой срок автомобилей и их компо-
нентов.
- Содействие развитию смежных производств конструкционных,
отделочных и эксплуатационных материалов, полуфабрикатов, комплек-
тующих изделий, технологического оборудования, испытательных и
контрольных приборов и оборудования.
- Восстановление и развитие городского и на основе его отрас-
левого научно-технического потенциала как базы создания автомо-
бильной техники нового поколения.
- Разработка нормативно-правового и организационного обеспе-
чения развития предприятий автомобильной промышленности и их инф-
раструктуры, обеспечивающей полный жизненный цикл продукции авто-
мобилестроения (разработка, производство, модернизация, сбыт, экс-
плуатация, техническое обслуживание и ремонт, утилизация).
- Создание на всех уровнях государственного управления бла-
гоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных ин-
весторов.
- Реализация программы развития АМО "ЗИЛ".
- Разработка и реализация программы развития ОАО "Москвич".
- Разработка и реализация программы реструктуризации ОАО
"Московский подшипник".
Программа "Московское станки"
Основные проблемы, стоящие перед станкоинструментальной про-
мышленностью:
- тяжелое финансовое положение, вызванное резким спадом про-
изводства и снижением конкурентоспособности продукции;
- недостаток в квалифицированных кадрах специалистов и рабо-
чих;
- низкий технический уровень производства;
- состояние конъюнктуры рынка, требующего диверсификации и
перепрофилирования производства.
Цель Программы
Сохранение и развитие производственного потенциала предприя-
тий станко-инструментальной промышленности г.Москвы.
Задачи Программы
Концентрация финансовых, трудовых и иных ресурсов с целью
создания новых и развитие действующих производств станкоинструмен-
тальной промышленности г.Москвы.
Программа "Московская одежда"
Основные проблемы легкой и текстильной промышленности:
- критически низкий уровень удовлетворения потребностей насе-
ления в продукции легкой и текстильной промышленности при наличии
значительного производственного потенциала;
- сокращение зоны использования женского труда на предприяти-
ях с соответствующей профессиональной ориентацией;
- низкий уровень конкурентоспособности продукции как по цено-
вому, так и по потребительским факторам;
- критический уровень износа технологического оборудования.
Цель Программы
Расширение масштабов производства и реализации конкурентоспо-
собной продукции легкой и текстильной промышленности, а также соз-
дание новой высокотехнологичной продукции на основе реструктуриза-
ции научно-производственного потенциала предприятий и адресных мер
поддержки.
Задачи Программы
- Создание и расширение масштабов производства и продаж ас-
сортимента конкурентоспособных товаров с учетом реального спроса
населения, в особенности слабо защищенных групп населения.
- Разработка и реализация программы стабилизации и развития
производства швейной промышленности.
- Реализация программы финансового оздоровления и развития
производства ОАО "Трехгорная мануфактура" (Постановление Прави-
тельства Москвы от 15.06.99г. N533).
Программа "Московские продукты"
Основные проблемы, стоящие перед пищевой и перерабатывающей
промышленностью:
- ограниченность ассортимента и объемов продукции, обеспечи-
вающей потребности социально незащищенных слоев населения различ-
ных возрастных групп, а также продукции лечебного питания;
- повышенные расходы пищевого сырья при производстве продук-
тов питания, недостаточные сроки хранения готовых продуктов;
- высокие потери при обработке мясных и молочных продуктов
питания, а также недостаточно комплексная переработка сырья;
- отсутствие развитого отечественного производства современ-
ных тароупаковочных материалов и конструкций, составляющих конку-
ренцию аналогичной импортной продукции;
- ограниченность отечественной сырьевой базы, вынуждающая ис-
пользовать дорогостоящее импортное сырье.
Цель Программы
Повышение роли московских предприятий пищевой промышленности
в обеспечении потребности населения г.Москвы в продуктах питания
за счет расширения их ассортимента с учетом реального спроса раз-
личных социальных групп населения, а также роста объемов произ-
водств и продаж импортозамещающих продуктов питания.
Задачи Программы
В качестве первоочередных задач предусматривается реализация
проектов, направленных на развитие производства детского, школьно-
го питания, продуктов лечебного и профилактического направления, а
также организация производства современных импортозамещающих таро-
упаковочных материалов.
Программа "Поддержка предприятий ОПК"
Основные проблемы, стоящие перед ОПК:
- разрушение научно-производственного потенциала предприятий
ОПК, приводящее к зависимости от западных технологий в приоритет-
ных отраслях науки и техники;
- разрушение интеллектуального потенциала промышленности в
целом;
- недостаточное использование механизмов, направленных на
создание специальных режимов функционирования наиболее крупных,
социально-экономически значимых предприятий (групп предприятий),
производство продукции которых обеспечивает безопасность и эконо-
мическую независимость государства.
Цель Программы
Максимальное вовлечение потенциала оборонных предприятий для
преобразования Москвы в исследовательский и промышленный центр,
создающий высокие и наукоемкие технологии (в т.ч. приборостроение
и медицинская промышленность).
Задачи Программы
- Обеспечение условий для максимального привлечения инвести-
ций.
- Увеличение выпуска наукоемкой продукции гражданского назна-
чения.
- Освоение выпуска новых видов продукции для городского хо-
зяйства.
- Создание и сохранение рабочих мест.
Программа "Московская химия"
Основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
- технологическая отсталость отдельных производств;
- узкий спектр ассортимента отечественной продукции для насе-
ления и удовлетворения потребностей городских нужд, составляющей
конкуренцию аналогичной по назначению импортной продукции;
- низкий уровень использования современных зарубежных техно-
логий на лицензионной основе.
Цель Программы
Сохранение и развитие научно-производственного потенциала
предприятий химической и нефтехимической промышленности г.Москвы
на основе модернизации имеющихся производственных мощностей и вы-
пуска новой конкурентоспособной продукции
Задачи Программы
- Расширение импортозамещения на основе производства конку-
рентоспособной продукции.
- Укрепление позиций на внутреннем и внешних рынках предприя-
тий химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышлен-
ности на основе стабилизации производства и внедрения новых техно-
логий.
- Обеспечение стратегического партнерства между предприятиями
и организациями химической, нефтехимической и нефтеперерабатываю-
щей промышленности города, РФ и ведущими зарубежными фирмами.
- Разработка и реализация программы реструктуризации ОАО
"Московский шинный завод".
Программа "Поддержка специализированных предприятий
промышленности, применяющих труд инвалидов"
Основные проблемы, требующие решения:
- расширение производства конкурентоспособной продукции с
участием населения с ограниченной трудоспособностью, способствую-
щего развитию трудовых навыков и адаптации инвалидов в обществен-
ной жизни;
- формирование условий трудовой реабилитации инвалидов.
Цель Программы
Наиболее полное привлечение инвалидов к общественно-полезному
труду, создание и развитие производств и видов промышленной дея-
тельности, обеспечивающих повышение уровня социальной защищенности
населения.
Задачи Программы
- Реализация проектов по созданию нов
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 738-ПП |
Дата:
|
2000-09-12 |
Позиционируется в разделах:
|
Экономические реформы >> Финансы |
|