Документы правительства Москвы >> >> Экономические реформы >> Финансы
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
6 мая 2003 г. N 318-ПП
О Концепции управления государственным
долгом города Москвы и использования
заемных средств в городском бюджете
В целях совершенствования процессов планирования показателей
государственных заимствований города Москвы, использования заемных
средств в городском бюджете и осуществления эффективной политики в
области управления государственным долгом города Москвы Правитель-
ство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию управления государственным долгом горо-
да Москвы и использования заемных средств в городском бюджете
(приложение 1).
2. Утвердить план первоочередных мероприятий по реализации
Концепции управления государственным долгом города Москвы и ис-
пользования заемных средств в городском бюджете (приложение 2).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Орджоникидзе И.Н.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 6 мая 2003 года N 318-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ГОРОДА МОСКВЫ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ В ГОРОДСКОМ БЮДЖЕТЕ
Содержание
1. Задачи концепции.........................................3
2. Правовые и организационные основы системы государственных
заимствований города Москвы......................................4
2.1. Правовые основы управления государственным долгом города
Москвы и использования заемных средств в бюджете города Москвы...4
2.2. Организационные основы управления государственным долгом
города Москвы....................................................5
3. Критерии определения оптимального (безопасного) уровня го-
сударственного долга города Москвы...............................7
4. Стратегия управления государственным долгом города Москвы
как часть общей системы управления бюджетными ресурсами..........9
4.1. Система ограничений бюджетной политики города Москвы в
отношении государственного долга.................................9
4.2. Бюджетная политика в части планирования объема и струк-
туры заимствований и государственного долга города Москвы.......10
4.3. Использование долговых инструментов в финансовом обеспе-
чении перспективного развития города Москвы.....................11
5. Осуществление заимствований и проведение операций с
государственным долгом города Москвы............................12
5.1. Операции с долговыми обязательствами города Москвы....12
5.2. Оперативное управление государственным долгом города
Москвы..........................................................12
5.3. Оптимизация структуры государственного долга города
Москвы. Управление рисками, связанными со структурой государствен-
ного долга города Москвы........................................16
5.4. Система единого городского заемщика...................17
6. Система учета и отчетности..............................18
6.1. Государственная долговая книга государственного долга
города Москвы...................................................18
6.2. Организация учета государственного долга города Москвы
и операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обя-
зательств города Москвы.........................................19
1. Задачи концепции
Составной частью системы управления финансовыми ресурсами го-
рода Москвы выступает формирование бюджетной политики в области
управления государственным долгом. Как показал кризис 1998 года в
России и текущие кризисные события в Аргентине и Бразилии, госу-
дарственный долг при непродуманной долговой политике является ис-
точником экономических и политических рисков. Это определяет тес-
ную взаимосвязь задачи управления государственным долгом с вопро-
сами обеспечения экономической безопасности государства или регио-
на, осуществляющего заимствования.
Вместе с тем, ограничения, накладываемые действующим законо-
дательством на объем государственного долга субъекта Российской
Федерации и на платежи в счет его обслуживания, не позволяют пол-
ностью избежать долговых рисков, достоверно выявлять и прогнозиро-
вать нарастание кризисных тенденций в экономике.
При общем осознании важности задачи управления государствен-
ным долгом города Москвы и связанных с ним рисков, определение
термина "управление долгом" все еще отсутствует как в федеральном
законодательстве, так и в законодательстве города Москвы.
В рамках данной концепции под управлением государственным
долгом города Москвы понимается процесс разработки и практической
реализации стратегии управления государственными заимствованиями в
целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне,
минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределе-
ния во времени связанных с долгом платежей.
Понятие управления государственным долгом включает три взаи-
мосвязанных направления деятельности, являющихся предметом даль-
нейшего рассмотрения:
1. Бюджетная политика в части планирования объема и структуры
государственного долга города Москвы.
2. Осуществление заимствований и проведение операций с госу-
дарственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и
сокращение расходов на обслуживание.
3. Организация учета долговых обязательств и операций с дол-
гом, функционирование платежной системы исполнения долговых обяза-
тельств.
Соответственно, целью данной концепции является создание ме-
ханизма оценки и регулирования долговой нагрузки на бюджет города
Москвы, а также формулирование порядка управления государственным
долгом города Москвы в системе единого заемщика.
Настоящая концепция не рассматривает вопросов, связанных с
осуществлением муниципальных заимствований.
2. Правовые и организационные основы системы государственных
заимствований города Москвы
2.1. Правовые основы управления государственным долгом
города Москвы и использования заемных средств
в бюджете города Москвы
Правовое регулирование вопросов управления государственным
долгом города Москвы и использования заемных средств в бюджете го-
рода Москвы осуществляется в рамках общего правового регулирования
функционирования бюджета города Москвы как составной части бюджет-
ной системы Российской Федерации.
Основополагающим нормативно-правовым актом в сфере государс-
твенного долга города Москвы является Бюджетный кодекс Российской
Федерации. Указанный правовой акт определяет: в частности, виды
долговых обязательств субъектов Российской Федерации, общий поря-
док их возникновения, обслуживания и погашения, а также элементы
федерального надзора за государственными заимствованиями субъектов
Российской Федерации. Важнейшим положением Бюджетного кодекса Рос-
сийской Федерации является установление общих правил исполнения
бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе и в части
привлечения, обслуживания и погашения долговых обязательств.
Детальное регулирование вопросов отражения в бюджетах субъек-
тов Российской Федерации привлечения, обслуживания и погашения
долговых обязательств осуществляется Федеральным законом от 15 ав-
густа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Фе-
дерации".
Вопросы, связанные с осуществлением заимствований субъектов
Российской Федерации в форме государственных ценных бумаг, регули-
руются Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об осо-
бенностях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг" и
изданными на его основе постановлениями Правительства Российской
Федерации.
В целом, правовые акты Российской Федерации создают целостную
законодательную основу привлечения, обслуживания и погашения дол-
говых обязательств, а также управления государственным долгом
субъектов Российской Федерации, в том числе и города Москвы.
Осуществляемое на уровне Москвы правовое регулирование вопро-
сов управления государственным долгом города Москвы и использова-
ния заемных средств в бюджете города Москвы строится на основе по-
ложений указанных выше правовых актов Российской Федерации. К важ-
нейшим нормативным правовым актам города Москвы относятся: Устав
города Москвы, Законы города Москвы: от 26 февраля 1997 года N 5
"О Правительстве Москвы", от 9 октября 2002 года N 51 "О бюджетном
устройстве и бюджетном процессе в городе Москве", от 18 апреля
2001 года N 15 "О государственном долге города Москвы" и о бюджете
города Москвы на соответствующий финансовый год, а также постанов-
ления Правительства Москвы от 13 ноября 2001 года N 1020-ПП "О ме-
рах по совершенствованию системы управления государственным долгом
города Москвы" и от 2 апреля 2002 года N 240-ПП "О совершенствова-
нии системы учета долговых обязательств города Москвы". Указанные
нормативные правовые акты определяют порядок осуществления заимс-
твований, устанавливают компетенцию органов государственной власти
города Москвы по вопросам управления государственным долгом города
Москвы, прогнозирования и исполнения бюджета города Москвы, в час-
ти привлечения, обслуживания и погашения долговых обязательств.
2.2. Организационные основы управления
государственным долгом города Москвы
В соответствии с Уставом города Москвы, Законами города Моск-
вы от 9 октября 2002 года N 51 "О бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в городе Москве" и от 18 апреля 2001 года N 15 "О госу-
дарственном долге города Москвы", а также принятыми на основании
их нормативными правовыми актами города Москвы, органы государс-
твенной власти города Москвы в пределах своей компетенции участву-
ют в процессе управления государственным долгом города Москвы по
следующим направлениям:
1. Московская городская Дума:
- принимает в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации законы города Москвы, устанавливающие общие правила управ-
ления государственным долгом города Москвы;
- ежегодно при утверждении закона города Москвы о бюджете го-
рода Москвы на соответствующий финансовый год, рассматривает пока-
затели Программы государственных заимствований города Москвы, слу-
жащие основой деятельности Правительства Москвы по управлению го-
сударственным долгом города Москвы в соответствующем финансовом
году;
- осуществляет в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации и города Москвы, контроль за исполнением
Программы государственных заимствований города Москвы как состав-
ной части закона города Москвы о бюджете города Москвы.
2. Мэр Москвы:
- определяет в соответствии с федеральными законами и закона-
ми города Москвы основные приоритеты управления государственным
долгом города Москвы;
- вносит на рассмотрение Московской городской Думы проект
Программы государственных заимствований города Москвы в составе
проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на соответс-
твующий финансовый год.
3. Правительство Москвы:
- организует разработку проекта Программы государственных за-
имствований города Москвы как составной части проекта закона горо-
да Москвы о бюджете на соответствующий финансовый год;
- организует в соответствии с федеральными законами и закона-
ми города Москвы исполнение Программы государственных заимствова-
ний города Москвы как составной части бюджета города Москвы;
- определяет политику управления государственным долгом горо-
да Москвы на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;
- определяет состав и компетенцию органов исполнительной
власти города Москвы, принимающих участие в управлении государс-
твенным долгом города Москвы.
4. Органы исполнительной власти города Москвы в области уп-
равления государственным долгом города Москвы осуществляют следую-
щие функции:
4.1. Департамент экономической политики и развития города
Москвы готовит прогноз социально-экономического развития города
Москвы на очередной год и два последующих за ним года.
4.2. Департамент финансов города Москвы готовит прогноз бюд-
жета города Москвы и перспективного финансового плана на очередной
и два последующих за ним года, а также обеспечивает исполнение
бюджетных показателей в части использования заемных средств, пога-
шения и обслуживания государственного долга города Москвы.
4.3. Комитет государственных заимствований города Москвы раз-
рабатывает проект Программы государственных заимствований города
Москвы на основе прогноза социально-экономического развития и
перспективного финансового плана города Москвы, обеспечивает прив-
лечение, погашение и обслуживание государственного долга города
Москвы в рамках указанной программы, исходя из принципа единого
городского заемщика.
4.4. Иные органы исполнительной власти города Москвы осущест-
вляют функции, определенные соответствующими нормативными правовы-
ми актами Правительства Москвы.
3. Критерии определения оптимального (безопасного) уровня
государственного долга города Москвы
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает предель-
ные величины объемов государственного долга субъекта Российской
Федерации по отношению к доходам бюджета рассматриваемого финансо-
вого года (без учета средств финансовой помощи из бюджетов других
уровней), предельный объем расходов бюджета города Москвы на обс-
луживание государственного долга по отношению к расходам бюджета
рассматриваемого финансового года, а также предельный размер дефи-
цита бюджета, который в случае отсутствия или недостаточности
внутренних источников его финансирования, не связанных с привлече-
нием заемных средств, покрывается за счет осуществления новых за-
имствований, влекущих за собой увеличение общей суммы государс-
твенного долга.
Названные правовые нормы не устанавливают оптимального (безо-
пасного) уровня долговой нагрузки, поскольку приведенное ограниче-
ние базируется на сопоставлении суммы потоков ежегодных выплат по
погашению и обслуживанию долга с доходами бюджета только за один
планируемый год. При этом, не учитываются два важнейших фактора,
имеющих принципиальное значение для определения оптимального (бе-
зопасного) уровня долговой нагрузки: наличие в бюджете любого года
обязательных (неотложных) расходов и распределение платежей, свя-
занных с обслуживанием и погашением государственного долга во вре-
мени, то есть не только внутри текущего финансового года, но и в
течение всего срока, на который городом приняты долговые обяза-
тельства.
В силу сказанного для формирования оптимального (безопасного)
уровня государственного долга города Москвы необходимо установле-
ние дополнительных критериев в области разработки и реализации за-
емной политики города, построенных на сопоставлении двух потоков -
прогнозируемых доходов бюджета и предстоящих в каждом финансовом
году выплат по долгу.
При этом, основой бюджетной политики в области управления го-
сударственным долгом города Москвы, обеспечивающей необходимый
уровень экономической безопасности, должен быть механизм защиты
определенной части расходов бюджета, необходимых для бесперебойно-
го функционирования городской инфраструктуры и выполнения социаль-
ных программ, от рисков, связанных с погашением долга.
К числу таких расходов должны быть отнесены текущие расходы
бюджета, включая расходы на обслуживание государственного долга
города Москвы, а также частично расходы капитального характера
(реализация задач по приобретению оборудования и капитальному ре-
монту объектов городской инфраструктуры). При этом принципиально
важным является обеспечение прогнозируемого объема указанных рас-
ходов прогнозируемым объемом доходов соответствующего финансового
года. Это означает, что недостаток средств на эти цели не может
компенсироваться за счет источников финансирования дефицита бюдже-
та.
Вместе с тем, выполнение условия обязательного покрытия теку-
щих и части капитальных расходов доходами бюджета все-таки недос-
таточно для устранения риска неисполнения принятых городом долго-
вых обязательств. Дополнительным условием исключения долговых рис-
ков следует признать включение в число обязательных (неотложных)
расходов суммы предстоящих к погашению долговых обязательств.
Ключевым условием обеспечения безопасного уровня государс-
твенного долга является неукоснительное соблюдение принципов пла-
нирования бюджета города Москвы, в соответствии с которыми размер
ежегодных выплат в счет погашения долга в текущем году и в будущие
периоды не должен превышать разность между доходами бюджета и сум-
мой текущих расходов бюджета и указанной выше части расходов капи-
тального характера. Соответствующая разность может быть условно
определена как "капитальный ресурс".
При этом, принципиально важным является проведение соответс-
твующих расчетов не только в пределах перспективного финансового
плана (на 3 года), но и на весь период до погашения долговых обя-
зательств, принятых городом к моменту составления прогноза. Однов-
ременно, в перспективных расчетах по каждому году должны обеспечи-
ваться законодательно установленные предельные величины, связанные
с осуществлением заимствований субъектами Российской Федерации.
4. Стратегия управления государственным долгом
города Москвы как часть общей системы управления
бюджетными ресурсами
4.1. Система ограничений бюджетной политики города Москвы
в отношении государственного долга
В качестве базовых показателей, определяющих ограничения в
проведении городской заемной политики, следует признать:
- нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федера-
ции и Законом города Москвы "О государственном долге города Моск-
вы";
- капитальный ресурс бюджета города Москвы;
- доступный на рынке капитала объем средств, с приемлемыми
для города Москвы условиями по стоимости и срочности.
Данные показатели являются основой для оценки связанных с
долгом рисков, возникающих при исполнении бюджета города Москвы, и
служат для определения объемов использования заемных средств на
финансирование инвестиционных программ города, включая приобрете-
ние собственности.
Отношение ежегодных выплат в счет погашения государственного
долга к доходам бюджета города Москвы соответствующего года опре-
деляет возможность города отвечать по своим обязательствам без ис-
пользования механизмов рефинансирования долга и показывает уровень
финансовой безопасности исполнения текущих, а также неотложных ка-
питальных расходов бюджета.
Прогнозируемый размер "капитального ресурса" бюджетов города
Москвы будущих периодов ограничивает объемы новых заимствований
города, определяет их срочную структуру и учитывается при их пла-
нировании и осуществлении.
Количественным критерием, ограничивающим объем и срочную
структуру новых займов, является отношение ежегодно погашаемого
государственного долга к величине прогнозируемого "капитального
ресурса". При этом, безопасный уровень государственного долга
обеспечивается в случае, если объем ежегодных выплат в счет пога-
шения долга не превышает "капитального ресурса" бюджета города
Москвы для любого года в течение прогнозируемого периода.
Указанный критерий, наряду с ограничениями налагаемыми Бюд-
жетным кодексом Российской Федерации и Законом города Москвы "О
государственном долге города Москвы", устанавливает предельные по-
казатели объемов и срочности новых заимствований.
4.2. Бюджетная политика в части планирования
объема и структуры заимствований и
государственного долга города Москвы
В соответствии с установленным критерием планирование объема
и структуры государственных заимствований осуществляется в следую-
щем порядке:
- при составлении прогноза социально-экономического развития
Москвы и проекта бюджета на предстоящий финансовый год, а также на
будущие периоды, рассчитываются прогнозируемые доходы, текущие и
частично капитальные расходы бюджетов города Москвы на срок, опре-
деляемый срочностью имеющегося государственного долга и планируе-
мых заимствований. На основе этих расчетов определяется капиталь-
ный ресурс бюджета города Москвы как для планируемого на очередной
финансовый год бюджета, так и для прогнозируемых бюджетов будущих
лет;
- на основе анализа емкости рынка капитала определяется дос-
тупный объем, возможные срочность и стоимость государственных за-
имствований города Москвы на очередной финансовый год;
- исходя из величины "капитального ресурса" бюджета города
Москвы, планируемого объема капитальных расходов и объема погашае-
мого государственного долга на очередной финансовый год и с учетом
ограничений, перечисленных в разделе 4.1, определяется необходимая
сумма и структура заимствований, формируется программа государс-
твенных заимствований города Москвы на очередной финансовый год.
4.3. Использование долговых инструментов в финансовом
обеспечении перспективного развития города Москвы
Государственные заимствования как форма финансового обеспече-
ния города Москвы рассматриваются в качестве одного из источников
перспективного развития города. Посредством их использования осу-
ществляется решение неотложных задач инвестиционной направленности
в случаях недостатка финансовых ресурсов в рамках текущего финан-
сового года. Вместе с тем, условием такого использования государс-
твенных заимствований является прогнозируемое увеличение доходов в
будущем, за счет которых будет производиться погашение принятых
долговых обязательств города Москвы.
Особую актуальность приобретает необходимость использования
долговых инструментов в условиях изменения объема бюджетных дохо-
дов города, связанного как с экономической конъюнктурой, так и с
изменением законодательства Российской Федерации. Их разумное при-
менение улучшает финансовую обеспеченность расходов бюджета Москвы
и положительно воздействует на дальнейшее развитие города.
При снижении доходов бюджета города Москвы компенсация сокра-
щения "капитального ресурса" осуществляется через рост государс-
твенных заимствований, что уменьшает возможности заимствований бу-
дущих периодов, определяемые ограничением на отношение ежегодно
погашаемого государственного долга города Москвы к величине "капи-
тального ресурса" будущих периодов.
При ускоренном росте доходов бюджета города Москвы избыток
"капитального ресурса" обеспечивает последовательное сокращение
объема городских заимствований и переход к сокращению долга, что
увеличивает возможности будущих заимствований, определяемые по
критерию отношения ежегодно погашаемого долга к величине "капи-
тального ресурса".
Кроме того, использование долговых инструментов может расс-
матриваться и как форма оперативного управления бюджетными ресур-
сами города Москвы.
5. Осуществление заимствований и проведение
операций с государственным долгом города Москвы
5.1. Операции с долговыми обязательствами города Москвы
В рамках исполнения бюджета города Москвы и управления госу-
дарственным долгом города Москвы осуществляются следующие операции
с долговыми обязательствами города Москвы:
- привлечение долговых обязательств города Москвы;
- обслуживание долговых обязательств города Москвы;
- погашение долговых обязательств города Москвы;
- досрочное погашение долговых обязательств города Москвы;
- откуп долговых обязательств города Москвы;
- использование производных финансовых инструментов в опера-
циях с долговыми обязательствами города Москвы (процентные и ва-
лютные свопы, форвардные и опционные контракты).
Указанные операции осуществляются на основе положений закона
о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и от-
дельных постановлений Правительства Москвы с учетом складывающейся
рыночной конъюнктуры.
5.2. Оперативное управление
государственным долгом города Москвы
Учитывая, что изложенные выше подходы к формированию заемной
политики рассматриваются в условиях уже имеющейся практики ее осу-
ществления, то есть наличия уже принятых городом долговых обяза-
тельств, вопросы оперативного управления государственным долгом в
целях обеспечения в дальнейшем устойчивости экономической и финан-
совой системы Москвы приобретают особую актуальность.
Главной целью системы оперативного управления государственным
долгом города Москвы следует признать сглаживание пиков долговых
платежей, экономию бюджетных средств, выделяемых для обслуживания
и погашения долговых обязательств, при одновременном обеспечении
других видов расходов бюджета текущего финансового года.
В предыдущих разделах концепции рассмотрены принципы управле-
ния государственным долгом города Москвы на стадии формирования
прогнозов, что, в первую очередь, выражается в установлении допол-
нительных ограничений на объемы осуществляемых заимствований на
среднесрочную перспективу.
В данном разделе предлагается определить методы оперативного
управления государственным долгом города Москвы в рамках исполне-
ния бюджета текущего года.
К числу таких методов относятся:
- корректировка сроков привлечения заемных средств, предус-
мотренных Программой государственных заимствований города Москвы
для финансирования утвержденного объема дефицита бюджета города;
- накопление на бюджетном счете города Москвы средств, необ-
ходимых для погашения долговых обязательств;
- досрочное погашение долговых обязательств;
- сокращение объема заимствований;
- использование производных финансовых инструментов.
Корректировка сроков привлечения заемных средств при условии
сохранения общих параметров бюджета текущего года предусматривает
их перенесение на более ранние или поздние сроки по сравнению с
утвержденным поквартальным распределением заимствований. Критерием
определения необходимости ее осуществления является реальное фи-
нансовое состояние города, то есть фактическое поступление доходов
и фактическое использование предусмотренных бюджетом ассигнований.
В случае временного снижения фактического поступления доходов
против запланированного уровня, который может повлечь срыв в фи-
нансировании утвержденных на данный квартал расходов, может быть
принято решение о досрочном привлечении заемных средств, предус-
мотренных на последующие периоды финансового года.
В случае опережающего поступления запланированных доходов
и(или) экономии утвержденного объема бюджетных расходов, может
быть принято решение о перенесении государственных заимствований
на более поздние сроки или досрочном погашении долговых обязатель-
ств города Москвы.
Корректировка сроков привлечения заемных средств может также
мотивироваться складывающейся конъюнктурой на рынке заимствований,
когда за счет изменения утвержденных сроков привлечения заемных
средств достигается сокращение расходов на обслуживание государс-
твенного долга города Москвы.
Накопление на бюджетном счете города Москвы средств, необхо-
димых для погашения долговых обязательств, направлено, в первую
очередь, на сглаживание пиковых нагрузок на бюджет города Москвы и
исключение в связи с этим резкого снижения уровня финансовой обес-
печенности расходов бюджета.
Накопление средств, необходимых для погашения в установленные
сроки долговых обязательств города Москвы может осуществляться в
году, предшествующем пиковой нагрузке, а также в рамках формиро-
вания проекта бюджета года, на который она приходится.
В году, предшествующем пиковой нагрузке, накопление средств
осуществляется за счет доходов, дополнительно полученных в ходе
исполнения бюджета города Москвы, а также путем отказа от пере-
распределения сумм сложившейся экономии в расходах. В случае от-
сутствия указанных источников может быть предложено решение об оп-
тимизации (сокращении) объемов финансирования расходов текущего
года.
Средства, накопленные в текущем финансовом году для погашения
долговых обязательств города Москвы следующего года, являются сос-
тавной частью свободного остатка средств на начало следующего фи-
нансового года, и используются на погашение этих обязательств в
порядке, установленном бюджетным законодательством.
В целях избежания образования на бюджетном счете города Моск-
вы значительной суммы неиспользуемых в текущем бюджетном обороте
средств, то есть их замораживания, на сумму накапливаемых финансо-
вых ресурсов могут корректироваться сроки привлечения заемных
средств, предусмотренных Программой государственных заимствований
города Москвы текущего года. Это означает, что за счет средств,
имеющихся на счете по исполнению бюджета, осуществляется финанси-
рование расходов текущего финансового года, а привлечение заемных
ресурсов, предусмотренных на их финансирование, осуществляется в
сроки, максимально приближенные к концу года. Такой механизм регу-
лирования накопления средств для погашения долговых обязательств
следующего финансового года обеспечивает экономию расходов по обс-
луживанию долговых обязательств.
Досрочное погашение долговых обязательств города Москвы,
включая банковские кредиты, откуп и выведение из обращения госу-
дарственных ценных бумаг города Москвы, осуществляется за счет до-
полнительно полученных доходов, перераспределения экономии по те-
кущим расходам и/или привлечения новых более дешевых заимствова-
ний. К досрочному погашению могут быть приняты обязательства по
срокам как текущего, так и следующего финансового года. Досрочное
погашение обязательств следующего финансового года в форме бан-
ковских кредитов и откупа государственных ценных бумаг, предусмат-
ривающего их изъятие из оборота до наступления срока погашения,
осуществляется в целях сокращения расходов бюджета по обслуживанию
заимствований.
Сокращение объема государственных заимствований осуществляет-
ся при стабилизации финансового положения города за счет получения
дополнительных доходов и оптимизации утвержденных расходов, в пер-
вую очередь, путем отказа от направления указанных средств на уве-
личение расходов, не предусмотренных при утверждении бюджета. Сок-
ращение объема государственных заимствований текущего финансового
года должно рассматриваться как одна из мер снятия пиковых нагру-
зок по погашению долговых обязательств будущих периодов.
Подготовка предложений о целесообразности и необходимости ре-
ализации мер по оперативному управлению государственным долгом го-
рода Москвы осуществляется совместно Департаментом финансов города
Москвы, Департаментом экономической политики и развития города
Москвы и Комитетом государственных заимствований города Москвы.
Использование производных финансовых инструментов в операциях
с долговыми обязательствами города Москвы осуществляется в целях
управления валютными рисками, сокращения бюджетных расходов на
обслуживание государственного долга, использование благоприятной
рыночной конъюнктуры для предстоящих заимствований в условиях ожи-
даемой нестабильности финансовых рынков.
Подготовка предложений о целесообразности и необходимости ис-
пользования производных финансовых инструментов в операциях с дол-
говыми обязательствами города Москвы осуществляется совместно Де-
партаментом финансов города Москвы, Департаментом экономической
политики и развития города Москвы и Комитетом государственных за-
имствований города Москвы.
5.3. Оптимизация структуры государственного долга
города Москвы. Управление рисками, связанными со структурой
государственного долга города Москвы
Управление структурой государственного долга осуществляется
посредством систематического отбора форм заимствований, в макси-
мальной степени отвечающих потребностям города в привлечении фи-
нансовых ресурсов и способствующих снижению стоимости государс-
твенного долга города Москвы при заданном уровне рисков.
Стоимость обслуживания государственного долга города Москвы
номинируется в рублях и является величиной, зависящей от конъюнк-
туры финансовых рынков. Подобное положение связано как с наличием
займов в иностранной валюте и займов с плавающей процентной став-
кой в структуре государственного долга города Москвы, так и неиз-
вестной стоимостью и структурой будущих заимствований.
Стоимость государственного долга города Москвы имеет два ком-
понента:
1) прогнозируемые затраты на обслуживание государственного
долга;
2) возможные затраты на обслуживание государственного долга в
случае отклонения параметров финансовых рынков от прогнозируемых
показателей или в результате операций по управлению структурой
государственного долга.
Затраты на обслуживание государственного долга города Москвы
на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу рассчиты-
ваются исходя из Программы государственных заимствований города
Москвы, а также прогнозируемого уровня процентных ставок и обмен-
ных курсов.
Рассчитанное значение затрат на обслуживание государственного
долга города Москвы используется при разработке проектов бюджетов
города Москвы на соответствующий финансовый год.
Вторая составляющая стоимости государственного долга города
Москвы - увеличение затрат на обслуживание государственного долга
города Москвы при отклонении параметров финансового рынка от прог-
нозируемых показателей зависит от рисков:
- изменения процентной ставки;
- изменения валютных курсов;
- изменения доступной емкости финансовых рынков;
- расчетного и операционного;
- юридической ошибки, а также изменения действующего российс-
кого и зарубежного законодательства.
Планирование и проведение операций по управлению структурой
государственного долга города Москвы осуществляется на основе ре-
зультатов анализа зависимости затрат на обслуживание долга от реа-
лизации указанных видов риска.
Основными операциями, используемыми для оптимизации структуры
государственного долга города Москвы, а также для управления ва-
лютными и процентными рисками, являются:
- выбор и использование альтернативных вариантов размещения и
погашения долговых обязательств города Москвы;
- откуп долговых обязательств города Москвы;
- управление структурой портфеля долговых обязательств города
Москвы;
- использование производных финансовых инструментов.
5.4. Система единого городского заемщика
В целях централизации, упорядочения и специализации работы по
привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств города
Москвы, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и
Законом города Москвы "О государственном долге города Москвы" все
операции по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обяза-
тельств Москвы осуществляются единым заемщиком, функции которого
выполняет специализированный орган исполнительной власти города
Москвы - Комитет государственных заимствований города Москвы.
В ходе разработки и реализации бюджетной политики в области
государственного долга города Москвы Комитет государственных заим-
ствований города Москвы решает следующие задачи:
- определение доступного объема, возможной срочности и стои-
мости государственных заимствований города Москвы на очередной фи-
нансовый год;
- подготовка совместно с Департаментом экономической политики
города Москвы и Департаментом финансов города Москвы предложений
Правительству Москвы о необходимой сумме и структуре государствен-
ных заимствований, которые планируется использовать в очередном
финансовом году для финансирования капитальных расходов бюджета, и
Программе государственных заимствований города Москвы на очередной
финансовый год;
- подготовка совместно с Департаментом экономической политики
города Москвы и Департаментом финансов города Москвы предложений
Правительству Москвы о реализации мер по оперативному управлению
государственным долгом города Москвы;
- привлечение государственных заимствований в рамках утверж-
денной Программы государственных заимствований города Москвы на
основании решений Правительства Москвы;
- осуществление по согласованию с Департаментом финансов го-
рода Москвы операций по управлению структурой государственного
долга города Москвы в соответствии с законом о бюджете на соот-
ветствующий год и решениями Правительства Москвы;
- осуществление обслуживания и погашения долговых обязатель-
ств города Москвы.
В целях организации и обеспечения эффективного функционирова-
ния рыночной инфраструктуры системы привлечения, обслуживания и
погашения долговых обязательств города Москвы, а также решения
технологических задач в рамках управления государственным долгом
города Москвы создано Специализированного государственного унитар-
ное предприятие (далее - СГУП "Мосфинагентство"). Оно также обес-
печивает связь Правительства Москвы в лице Комитета государствен-
ных заимствований города Москвы с инфраструктурой финансового рын-
ка. СГУП "Мосфинагентство" не имеет на рынке собственных интере-
сов, а его организационно-правовая форма позволяет городу осущест-
влять полный контроль за его деятельностью.
6. Система учета и отчетности
6.1. Государственная долговая книга государственного
долга города Москвы
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской
Федерации (ст. 121), Закона города Москвы "О государственном долге
города Москвы" (ст. 9, п. 2), Департамент финансов города Москвы
осуществляет ведение Государственной долговой книги государствен-
ного долга города Москвы, являющейся частью единой системы учета и
регистрации государственных заимствований Российской Федерации.
Ведение Государственной долговой книги государственного долга
города Москвы осуществляется в соответствии с порядком, установ-
ленным постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2002 года N
240-ПП "О совершенствовании системы учета долговых обязательств
города Москвы".
6.2. Организация учета государственного долга города
Москвы и операций по привлечению, обслуживанию и погашению
долговых обязательств города Москвы
Учет государственного долга города Москвы, а также операций
по привлечению,обслуживанию и погашению долговых обязательств го-
рода Москвы в целом осуществляется Департаментом финансов города
Москвы, а также органами исполнительной власти города Москвы, осу-
ществляющими привлечение, обслуживание и погашение долговых обяза-
тельств города Москвы.
Учет государственного долга города Москвы, а также операций
по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств го-
рода Москвы ведется в следующих видах:
- бухгалтерский учет государственного долга города Москвы,
целью которого является своевременное и полное отражение операций
по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств.
Бухгалтерский учет долговых обязательств, операций по их привлече-
нию обслуживанию и погашению, а также движения всех денежных
средств, включая валютные, ведется в соответствии с действующими
нормативными актами органами исполнительной власти города Москвы и
на основании предоставляемой ими информации отражается Департамен-
том финансов города Москвы в балансе исполнения бюджета города
Москвы;
- оперативно-финансовый учет, целью которого является форми-
рование и предоставление заинтересованным органам государственной
власти города Москвы оперативной информации о состоянии долга го-
рода Москвы, расходов бюджета на его обслуживание и потоках денеж-
ных средств, возникающих в долговой системе, для принятия опера-
тивных решений по исполнению инвестиционной части бюджета города.
Оперативно-финансовый учет осуществляется Департаментом финансов
города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы
от 2 апреля 2002 года N 240-ПП "О совершенствовании системы учета
долговых обязательств города Москвы". Для ведения оперативно - фи-
нансового учета применяются унифицированные формы предоставления
информации, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 2
апреля 2002 года N 240-ПП "О совершенствовании системы учета дол-
говых обязательств города Москвы".
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 6 мая 2003 года N 318-ПП
ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Концепции управления государственным долгом
города Москвы и использования заемных средств
в городском бюджете
+--+------------------------------+----------+-------------------+
| | Мероприятие |Срок | Исполнители |
| | |исполнения| |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
|1.|Подготовить проект обращения|май |Заместитель Мэра |
| |Мэра Москвы к Президенту Рос-|2003 г. |Москвы в Правитель-|
| |сийской Федерации о предостав-| |стве Москвы Орджо- |
| |лении субъектам Российской Фе-| |никидзе И.Н., |
| |дерации права на осуществление| |Комитет государс-|
| |внешних заимствований | |твенных заимствова-|
| |Внести на рассмотрение Мэра |II квартал|ний города Москвы |
| |Москвы указанный проект в ус- |2003 г. | |
| |тановленном порядке | | |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
|2.|Подготовить проект распоряже-|июнь |Заместитель Мэра |
| |ния Правительства Москвы "О |2003 г. |Москвы в Правитель-|
| |создании рабочей группы по ра-| |стве Москвы Орджо- |
| |зработке предложений по уточ-| |никидзе И.Н., |
| |нению федерального законода- | |Комитет государс-|
| |тельства, направленных на рас-| |твенных заимствова-|
| |ширение возможностей и увели-| |ний города Москвы,|
| |чение числа инструментов упра-| |Департамент финан-|
| |вления государственным долгом| |сов города Москвы,|
| |города Москвы" | |Департамент эконо-|
| |Внести на рассмотрение Прави- |II квартал|мической политики и|
| |тельства Москвы указанный про-|2003 г. |развития города|
| |ект в установленном порядке | |Москвы |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
|3.|Подготовить предложения Мэру|сентябрь |Заместитель Мэра |
| |Москвы о возобновлении финан-|2003 г. |Москвы в Правитель-|
| |сирования за счет заемных| |стве Москвы Орджо- |
| |средств отдельных возвратных| |никидзе И.Н., |
| |инвестиционных проектов | |Комитет государс-|
| |Представить предложения Мэру |октябрь |твенных заимствова-|
| |Москвы |2003 г. |ний города Москвы,|
| | | |Департамент финан-|
| | | |сов города Москвы,|
| | | |Департамент эконо-|
| | | |мической политики и|
| | | |развития города|
| | | |Москвы |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
|4.|Подготовить предложения о воз-|октябрь |Комитет государс-|
| |можности и механизмах осущест-|2003 г. |твенных заимствова-|
| |вления,а также о порядке регу-| |ний города Москвы,|
| |лирования муниципальных заим-| |Департамент финан-|
| |ствований внутригородских му-| |сов города Москвы,|
| |ниципальных образований города| |Департамент эконо-|
| |Москвы | |мической политики и|
| |Представить предложения Мэру |ноябрь |развития города|
| |Москвы |2003 г. |Москвы, Правовое|
| | | |управление, Депар-|
| | | |тамент территори-|
| | | |альных органов ис-|
| | | |полнительной власти|
| | | |города Москвы |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
|5.|Подготовить предложения об ин-|октябрь |Комитет государс-|
| |дексе и критериях устойчивости|2003 г. |твенных заимствова-|
| |и безопасности региональной| |ний города Москвы,|
| |экономической системы на ос-| |Департамент эконо-|
| |нове современных разработок в | |мической политики и|
| |области теории устойчивости | |развития города|
| |Представить доклад Мэру Москвы|ноябрь |Москвы, Департамент|
| | |2003 г. |финансов города Мо-|
| | | |сквы |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
|6.|Подготовить проект Закона го- |ноябрь |Департамент эконо-|
| |рода Москвы "О внесении изме- |2003 г. |мической политики и|
| |нений и дополнений в Закон го-| |развития города|
| |рода Москвы "О государственном| |Москвы, Департамент|
| |долге города Москвы" | |финансов города Мо-|
| |Внести на рассмотрение Прави- |I квартал |сквы, Комитет госу-|
| |тельства Москвы указанный про-|2004 г. |дарственных заимст-|
| |ект в установленном порядке | |вований города Мос-|
| | | |квы |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
|7.|Подготовить проект постановле-| июнь |Департамент эконо-|
| |ния Правительства Москвы "О | 2003 г. |мической политики и|
| |прогнозе социально-экономичес-| |развития города|
| |кого развития Москвы и пер- | |Москвы, Департамент|
| |спективном финансовом плане | |финансов города Мо-|
| |на среднесрочную перспективу" | |сквы, Комитет госу-|
| |Внести на рассмотрение Прави-|II квартал|дарственных заимст-|
| |тельства Москвы указанный про-|2003 г. |вований города Мос-|
| |ект в установленном порядке | |квы |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
|8.|Обеспечить реализацию комплек-|2003 - |В соответствии с|
| |са мер по привлечению средств|2006 гг. |постановлением Пра-|
| |населения на финансирование| |вительства Москвы|
| |программ городского развития | |от 3 декабря 2002|
| | | |года N 990-ПП |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
|9.|Обеспечить реализацию комплек-|III квар- |Заместитель Мэра |
| |са мер по привлечению целевых|тал 2004г.|Москвы в Правитель-|
| |средств на финансирование от-| |стве Москвы Орджо- |
| |дельных проектов городского| |никидзе И.Н., |
| |развития на примере скоростной| |Комитет государс-|
| |транспортной системы "Шере-| |твенных заимствова-|
| |метьево - ММДЦ "Москва-Сити" | |ний города Москвы |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
|10|Обеспечить проведение ежегод-| ежегодно |Заместитель Мэра |
| |ных конференций по вопросам| |Москвы в Правитель-|
| |региональных и муниципальных| |стве Москвы Орджо- |
| |заимствований | |никидзе И.Н., |
| | | |Комитет государс-|
| | | |твенных заимствова-|
| | | |ний города Москвы |
+--+------------------------------+----------+-------------------+
Верно:
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 318-ПП |
Дата:
|
2003-05-06 |
Позиционируется в разделах:
|
Экономические реформы >> Финансы |
|