Документы правительства Москвы >> >> Экономические реформы >> Финансы
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 ноября 2002 г. N 929-ПП
О внесении изменений в постановление
Правительства Москвы от 3 апреля 2001
года N 315-ПП
В целях задействования инвестиционных факторов роста промыш-
ленного производства на основе технического перевооружения, внед-
рения инноваций, дальнейшего развития инфраструктуры промышленнос-
ти, повышения инвестиционной активности организаций за счет рацио-
нального сочетания собственных источников инвестиций, средств го-
сударственной финансовой поддержки, иных привлеченных средств Пра-
вительство Москвы постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 3
апреля 2001 года N 315-ПП "О Комплексной программе промышленной
деятельности в г.Москве на 2001-2003 гг.".
1.1. Заменить в пункте 2 слова "по статье" словами "по стро-
ке".
1.2. Изложить пункт 2.3 в новой редакции:
"2.3. Ежегодно в I квартале представлять Мэру Москвы информа-
цию о реализации мероприятий Комплексной программы в истекшем году
в соответствии с Законом города Москвы от 16 июня 1999 года N 21
"О промышленной деятельности в городе Москве".
2. Внести изменения в приложение к постановлению Правительст-
ва Москвы от 3 апреля 2001 года N 315-ПП, изложив его в новой ре-
дакции, согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 12 ноября 2002 года N 929-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 3 апреля 2001 года N 315-ПП
Комплексная программа промышленной
деятельности в г.Москве
на 2001-2003 гг.
Москва-2002
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ...............................................6
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В г.МОСКВЕ НА 2001-2003 гг........................13
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ.....17
3. УЧАСТНИКИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ.............................18
4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ...............19
5. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ................20
6. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.....................................21
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ.....27
Введение
Комплексная программа промышленной деятельности в г. Москве
на 2001-2003 гг. разработана в соответствии с Законом города Моск-
вы "О промышленной деятельности в городе Москве" и является основ-
ным инструментом реализации промышленной политики Правительства
Москвы на 2001-2003 гг., одобренной постановлением Правительства
Москвы от 12.09.2000 N 738 "Об Основных положениях промышленной
политики на 2001-2003 гг. и проекте финансирования мероприятий
Комплексной программы промышленной деятельности в Москве на 2001
год".
Комплексная программа промышленной деятельности в г.Москве на
2001-2003 гг. разработана на основе прогноза социально - экономи-
ческого развития города Москвы на 2001 г. и на период до 2003 г.,
а также анализа работы промышленности за 1998-2000 гг. и оценки
эффективности использования мер ее поддержки.
Промышленная деятельность в период 1998-2000 гг. осуществля-
лась на фоне валютно-финансового кризиса 17 августа 1998 г. В ре-
зультате оказанных мер поддержки Правительством Москвы, а также
резкого снижения объема импортируемой промышленной продукции
вследствие 4-кратного падения курса рубля активизировалась дея-
тельность организаций промышленности.
Рост производства продукции в целом по промышленности соста-
вил в 1998 г. - 100,1%, 1999 г. - 114,0%, 2000 г. - 112,6%. Рост
промышленного производства за 1998-2000 гг. составил 132,1%, что
выше прогнозируемого показателя (128,7%), предусмотренного в Комп-
лексной программе промышленной деятельности в Москве на этот пери-
од.
Закрепление положительной динамики роста промышленного произ-
водства на основе его технического перевооружения, создания и рас-
ширения выпуска конкурентоспособной продукции требует концентрации
ресурсов и сбалансированности комплекса мероприятий, направленных
на решение приоритетных проблем города, включая целевое предостав-
ление мер поддержки базовым предприятиям, вносящим основной вклад
в решение этих проблем.
За период 1998-2000 гг. рост объема производства продукции
промышленности целиком обеспечен за счет роста производительности
труда, что соответствует прогнозу Комплексной программы промышлен-
ной деятельности в г. Москве на 1998-2000 гг.
При этом заработная плата работников промышленности, обеспе-
чивающих выпуск технологически сложной (машиностроение) и социаль-
но значимой (пищевая, легкая промышленность) продукции значительно
отстает от роста потребительских цен, а также уровня зарплаты,
сложившейся в остальных отраслях народно - хозяйственного комплек-
са Москвы.
Негативные последствия такого положения, в первую очередь,
сказываются на состоянии и перспективах развития высокотехнологич-
ных производств в машиностроительной отрасли в виде оттока квали-
фицированных кадров и незаинтересованности молодых специалистов в
работе в организациях промышленности из-за низкого уровня ее опла-
ты.
Преодоление сложившейся тенденции в оплате труда работников
промышленности требует эффективной координации работы администра-
ции города, работодателей и профсоюзов, обеспечивающей обязатель-
ное заключение коллективного договора и контроль за его исполнени-
ем, а также реальное внедрение в организациях промышленности та-
рифной системы оплаты труда.
Финансовые результаты работы промышленности за 1998-2000 гг.
свидетельствуют о том, что в условиях кризиса, сопровождаемого
ростом темпов инфляции, произошла значительная дифференциация фи-
нансового состояния организаций. В 1998 г. количество убыточных
организаций составляло 27% от общего количества крупных и средних
организаций промышленности. В 2000 г. их количество снизилось до
19,1% (220 организаций).
Предельно возможное снижение числа убыточных организаций про-
мышленности требует значительных целенаправленных скоординирован-
ных усилий, включающих:
- финансовое оздоровление организаций на основе сочетания
мер, обеспечивающих вовлечение внутренних резервов в хозяйственный
оборот, с мерами поддержки, предоставляемыми Правительством Моск-
вы;
- проведение реструктуризации имущественного комплекса орга-
низаций, а также их задолженности перед бюджетами всех уровней.
Указанные мероприятия, включенные в состав Комплексной прог-
раммы промышленной деятельности в г. Москве на 2001-2003 гг., нап-
равлены на дальнейшую стабилизацию финансового состояния организа-
ций промышленности, сокращение числа убыточных.
Такой подход к решению важнейшей задачи обеспечения рента-
бельной работы подавляющего большинства организаций позволит соз-
дать условия для развития положительной тенденции, сложившейся в
1999-2000 гг., роста доли налоговых платежей, осуществляемых орга-
низациями промышленности в процессе формирования городского бюдже-
та*, за счет роста налогооблагаемой базы по прибыли. На долю
этих платежей в 1998 г. приходилось 16,7%, в 1999 г. - 18,4%, в
2000 г. - 18,6%.
Состояние промышленно - производственных фондов характеризу-
ется их быстрым моральным старением, особенно основного технологи-
ческого оборудования, и ростом процента их износа. Так, по данным
Мосгоркомстата, износ основных фондов в машиностроении достиг
58,4%, в том числе в станкостроении - 62,5%, химической и нефтехи-
мической промышленности - 56%, легкой промышленности - 56,1%, в
том числе в текстильной промышленности - 63,5%.
Сложившееся положение свидетельствует об ограниченных возмож-
ностях производственного потенциала значительного числа организа-
ций промышленности осуществлять расширенное воспроизводство конку-
рентоспособной продукции.
Техническое перевооружение производства является одной из
важнейших задач, решение которой позволит организациям промышлен-
ности восстановить свои позиции на внутреннем и внешних рынках
промышленной продукции.
В 1999-2000 гг. в положительную сторону начала изменяться ин-
вестиционная ситуация для промышленности. Темпы роста инвестиций в
основной капитал в 1999 г. по сравнению с 1998 г. составили
205,4%, а в первом полугодии 2000 г. к соответствующему периоду
1999 г. - 131,9%, в то время как рост всех инвестиций в народнохо-
зяйственный комплекс города составил соответственно 166,4% и
116,8%.
__________________
* В бюджет города Москвы на 2000г. на долю налоговых платежей от
прибыли приходится 52% всех налоговых платежей.
Для сохранения положительных тенденций промышленной деятель-
ности, сложившихся в период 1999-2000 гг., и реализации Основных
положений промышленной политики на 2001-2003 гг. необходима даль-
нейшая работа, направленная на обеспечение устойчивого развития
промышленного производства, сокращение количества убыточных орга-
низаций, развитие интеллектуального потенциала промышленного комп-
лекса, создание конкурентоспособной продукции, предусматриваемая в
рамках Комплексной программы промышленной деятельности в г. Москве
на 2001-2003 гг.
Паспорт программы
Наименование Комплексная программа промышленной деятель-
программы ности в г. Москве на 2001-2003 гг.
Основание для раз- Закон города Москвы "О промышленной деятель-
работки программы ности в городе Москве", программы работы
Правительства Москвы на 2000 и 2001 годы,
постановление Правительства Москвы от
12.09.2000 N 738 "Об Основных положениях
промышленной политики на 2001-2003 гг. и
проекте финансирования мероприятий Комплекс-
ной программы промышленной деятельности в
Москве на 2001 год".
Государственный Департамент науки и промышленной политики
заказчик Правительства Москвы.
Разработчики Департамент науки и промышленной политики
программы Правительства Москвы,
Московский центр структурных преобразований
промышленности.
Принимали участие:
Комитет по реформированию оборонных предпри-
ятий, расположенных в городе Москве,
Московский комитет по делам о несостоятель-
ности (банкротстве),
ОАО "Московский комитет по науке и техноло-
гиям" (ОАО МКНТ),
ГУП НИиПИ Генплана Москвы,
Администрация Особой зоны г. Зеленограда,
ОАО "МосУФК",
"РОСТЕСТ - МОСКВА",
АНО "КВАНТ - ТЕСТ",
Отраслевые и функциональные департаменты,
комитеты и управления Правительства Москвы,
Московская федерация профсоюзов,
Московская конфедерация промышленников и
предпринимателей,
Московская торгово - промышленная палата,
Организации науки и промышленности г. Москвы.
Основные исполнители Департамент науки и промышленной политики
программы Правительства Москвы,
Комитет по реформированию оборонных предпри-
ятий, расположенных в городе Москве,
Московский комитет по делам о несостоятель-
ности (банкротстве),
Департамент экономической политики и разви-
тия г. Москвы,
Департамент финансов г. Москвы,
ОАО МКНТ,
Московский центр структурных преобразований
промышленности,
ГУП НИиПИ Генплана Москвы,
ОАО "МосУФК",
ООО "УФК-Консалтинг",
Региональное отделение ФКЦБ России в ЦФО,
"РОСТЕСТ - МОСКВА",
ГУП "ОБОРОНТЕСТ",
ГОУВПО "МАРТИТ",
НП "Московская промышленная газета",
Московская торгово-промышленная палата,
ООО "Защита-ЭКСПО"- организация выставок",
Государственное учреждение Центр информаци-
онных технологий и учебного оборудования
(ЦИТУО),
ООО "Авиаэкспосервис",
Некоммерческое Партнерство "Технопарк "Вос-
ток",
ООО "МКМ ПРОФ",
ООО "Центр Выставка-сервис",
ЗАО "Инфостудия ЭКОН",
АНО "Моспромимидж",
ИИЦ "Наука и промышленность",
Ассоциация "Народные художественные промыс-
лы",
ГУП МИЦ "ХИММОС",
ООО "Амскорт интернешнл",
КВЦ "Сокольники",
ОАО "Росстройэкспо",
ТВ Центр,
ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники",
ООО "НВП "ИНЭК",
Организации науки и промышленности г. Москвы.
Сроки реализации 2001-2003 годы.
программы
Цель программы Формирование условий для расширения масшта-
бов производства и реализации качественной и
конкурентоспособной продукции, создания но-
вой импортозамещающей и экспортоориентиро-
ванной наукоемкой и высокотехнологичной про-
дукции, а также обеспечения занятости насе-
ления и увеличения поступлений в городской
бюджет на основе реструктуризации научно -
производственного потенциала промышленности,
адресных мер поддержки и защиты московских
товаропроизводителей.
Задачи программы Стимулирование производства конкурентоспо-
собной продукции.
Повышение уровня конкурентоспособности науч-
но-производственного потенциала промышлен-
ности и совершенствование инфраструктуры
промышленности.
Повышение эффективности использования го-
родских ресурсов и уменьшение негативного
воздействия промышленности на окружающую
среду.
Оптимизация территориального размещения про-
изводительных сил промышленности.
Содействие продвижению продукции московских
товаропроизводителей на внутреннем и внешнем
рынках.
Совершенствование механизма государственного
регулирования промышленной деятельности.
Основные направления Повышение эффективности предоставляемых мер
мероприятий программы поддержки организациям промышленности.
Структурная перестройка промышленности за
счет приоритетного развития базовых отраслей
(организаций), реформирования убыточных и
неустойчиво работающих организаций промыш-
ленности на основе их финансового оздоровле-
ния, перебазирования, реорганизации и ликви-
дации.
Создание экологически чистых производств.
Обеспечение выпуска конкурентоспособной про-
дукции за счет внедрения ресурсосберегающих
технологий, оборудования, материалов, совер-
шенствования систем контроля ее качества и
безопасности, расширения сферы действия сис-
тем сертификации промышленной продукции.
Формирование кадровой инфраструктуры промыш-
ленности города, включающей развитую систему
профессионального образования, переподготов-
ку и повышение квалификации специалистов
всех уровней.
Осуществление комплексной реабилитации инва-
лидов с различной степенью утраты трудоспо-
собности в организациях промышленности горо-
да на основе создания новых и сохранения
действующих рабочих мест для инвалидов с
учетом их индивидуальных возможностей.
Информационно - рекламная поддержка промыш-
ленности.
Создание товаропроводящей сети.
Комплексная инвентаризация организаций науки
и промышленности и создание Государственного
реестра объектов промышленности.
Совершенствование нормативно - правовой и
методической базы регулирования промышленной
деятельности в г. Москве.
Приоритетные нап- * Расширение масштабов производства конку-
равления финансовой рентоспособной, импортозамещающей и экспор-
поддержки проектов тоориентированной продукции, в т.ч. для
и мероприятий прог- обеспечения городских нужд:
раммы - увеличение объемов производства конкурен-
тоспособной, импортозамещающей и экспортоо-
риентированной продукции на основе пополне-
ния оборотных средств;
- организация производства новой продукции.
* Техническое перевооружение и реконструкция
производства, в т.ч. на основе производства
отечественных средств производства и предме-
тов труда.
* Внедрение инноваций.
* Реформирование государственных унитарных
предприятий и организаций с долевым участием
г.Москвы.
* Финансовое оздоровление организаций.
* Преобразование производственных территорий
и расположенных на них организаций промыш-
ленности и науки.
* Развитие инфраструктуры промышленности:
- создание новой и расширение действующей
товаропроводящей сети в промышленности;
- обеспечение качества промышленной продук-
ции и аттестация промышленного производства;
- формирование системы подготовки, перепод-
готовки и закрепления кадров в промышленнос-
ти;
- информационно-рекламная и имиджевая под-
держка организаций промышленности;
- информационно-аналитическое обеспечение
Комплексной программы;
- организационное и нормативно-правовое соп-
ровождение реализации Комплексной программы.
* Привлечение инвестиций в промышленность
Москвы с использованием механизмов фондового
рынка.
Финансовое Объем финансирования из средств городского
обеспечение бюджета по строке "Проведение мероприятий по
программы поддержке промышленности" на:
2001 г. - 3103,3 млн. руб.
2002 г. - 2197,6 млн.руб.
Объем финансирования из средств городского
бюджета на 2003 г. устанавливается законом
города Москвы о бюджете города Москвы на со-
ответствующий финансовый год.
Дополнительными источниками финансирования
являются:
- федеральный бюджет в виде средств, предус-
матриваемых федеральными программами и(или)
предоставляемых в форме льгот и преференций;
- средства целевых бюджетных фондов: терри-
ториального экологического фонда и фондов
развития территорий административных округов
г.Москвы, а также средства, предоставляемые
в форме льгот и преференций;
- собственные средства организаций;
- привлеченные и иные инвестиционные средс-
тва.
Расходование средств городского бюджета, вы-
деляемых по строке "Проведение мероприятий
по поддержке промышленности", осуществляет
главный распорядитель бюджетных средств -
Департамент науки и промышленной политики
Правительства Москвы.
Ожидаемые результаты Темпы роста объемов производства в промыш-
реализации программы ленности за период 2001-2003 гг. составят
118%.
Темпы роста налоговых поступлений по промыш-
ленности за период 2001-2003 гг. достигнут
175%.
Темпы роста средней заработной платы по про-
мышленности за 2001-2003 гг. составят не ме-
нее 200%.
Управление Основной координирующий орган (Государствен-
реализацией ный заказчик) - Департамент науки и промыш-
программы ленной политики Правительства Москвы.
Координирующие органы: Комитет по реформиро-
ванию оборонных предприятий, расположенных в
городе Москве; Московский комитет по делам о
несостоятельности (банкротстве).
Контроль за Контроль за ходом исполнения Комплексной
реализацией программы промышленной деятельности в
Программы г.Москве на 2001-2003 гг. осуществляет ми-
нистр Правительства Москвы, руководитель
Департамента науки и промышленной политики
Правительства Москвы.
1. Основные положения Комплексной программы
промышленной деятельности в г. Москве на 2001-2003 гг.
Комплексная программа промышленной деятельности в г.Москве на
2001-2003 гг. (далее - Комплексная программа) разработана на базе
Основных положений промышленной политики г.Москвы, одобренных пос-
тановлением Правительства Москвы от 12.09.2000 N 738.
В качестве приоритетных направлений промышленной деятельности
в городе Москве в 2001-2003 гг. принимаются:
- производство продукции для обеспечения первоочередных пот-
ребностей населения, в том числе социально незащищенных слоев, в
продуктах питания, непродовольственных товарах народного потребле-
ния;
- производство продукции для обеспечения потребности инфраст-
руктуры городского хозяйства (транспортные средства, строительные
материалы, дорожно-коммунальная техника, химическая и нефтехими-
ческая продукция);
- производство продукции станкостроения, электротехники,
электроники, обеспечивающей повышение технического уровня органи-
заций промышленности города;
- создание технологий и производств, повышающих экологическую
и техногенную безопасность в городе;
- создание ресурсосберегающих технологий и производств;
- разработка и производство принципиально новых видов высоко-
технологичной наукоемкой продукции.
Приоритетные направления промышленной деятельности определяют
приоритетные виды продукции (приоритетные товарные группы), обес-
печивающие:
- сохранение лидирующих позиций на городском и межрегиональ-
ных рынках, в том числе в сегментах рынка высокотехнологичной и
наукоемкой продукции;
- удовлетворение массового спроса населения и городских нужд;
- удовлетворение спроса малообеспеченных и социально незащи-
щенных слоев населения города;
- импортозамещение и экспорт;
- внутриотраслевое (в рамках промышленности) потребление по
кооперационным поставкам, а также по поставкам, обеспечивающим по-
вышение технико-технологического уровня промышленности на основе
производства отечественных средств производства и предметов труда.
Приоритетными направлениями регулирования промышленной дея-
тельности в соответствии с Основными положениями промышленной по-
литики г.Москвы на 2001-2003 гг. являются:
- поддержка организаций науки и промышленности г. Москвы,
включая специализированные организации, применяющие труд инвали-
дов;
- создание и обеспечение условий для развития территориальных
единиц с особым статусом (ТЕОС) в сфере промышленности;
- содействие в решении общеотраслевых проблем промышленности;
- введение ограничений на негативное влияние деятельности ор-
ганизаций науки и промышленности на экологию города;
- повышение эффективности использования городской собствен-
ности и стратегических ресурсов города;
- оптимизация состава и структуры промышленности г. Москвы,
предусматривающая рациональное территориальное размещение на осно-
ве перебазирования (вывода), реформирования и ликвидации организа-
ций науки и промышленности;
- финансовое оздоровление организаций промышленности;
- привлечение инвестиций в промышленность;
- создание условий для сохранения и эффективного использова-
ния научно - производственного потенциала промышленности г.Москвы;
- создание условий для восполнения дефицита в кадрах промыш-
ленности.
Приоритетными объектами государственного регулирования про-
мышленной деятельности в 2001-2003 гг. определены базовые отрасли
промышленности, базовые организации независимо от их организацион-
но - правовой формы, ТЕОС и объекты государственной собственности.
В 2001-2003 гг. к базовым отраслям промышленности отнесены:
- машиностроение с приоритетами в области автомобилестроения
и станкостроения;
- легкая и текстильная промышленность с приоритетом швейного
производства;
- пищевая промышленность;
- химическая и нефтехимическая промышленность;
- мебельная промышленность;
- организации оборонно-промышленного комплекса, работающие по
комплексным договорам с Комитетом по реформированию оборонных
предприятий, расположенных в городе Москве;
- совокупность специализированных организаций, применяющих
труд инвалидов.
В состав базовых организаций в 2001-2003 гг. включены струк-
турообразующие организации промышленности, по вопросам поддержки
развития которых приняты решения Правительства Москвы.
В области создания и поддержки ТЕОС в 2001-2003 гг. предус-
мотрены:
- дальнейшая поддержка организаций электронной промышленнос-
ти, являющихся участниками Особой зоны г. Зеленограда, в том числе
на основе создания специального налогового режима на региональном
уровне для юридических лиц, участвующих в реализации целевой прог-
раммы развития ТЕОС на базе организаций электронной промышленности
г. Зеленограда;
- поддержка вновь созданной ТЕОС "Юго-западный научно - про-
изводственный центр";
- создание новых ТЕОС на базе организаций оборонно-промышлен-
ного комплекса, в том числе создание ТЕОС на базе организаций ави-
ационной промышленности, расположенных на территории районов Пок-
ровское - Стрешнево и Южное Тушино.
Объекты государственной собственности в промышленности г.Мос-
квы представлены государственными унитарными предприятиями и доля-
ми г.Москвы в имуществе субъектов промышленной деятельности.
К субъектам промышленной деятельности, которым финансовая
поддержка может предоставляться в приоритетном порядке, относятся:
- социально и экономически значимые для города организации
промышленности независимо от их организационно-правовой формы и
формы собственности, обеспечивающие прирост налоговых и неналого-
вых поступлений в городской бюджет на основе увеличения реализации
конкурентоспособной продукции, создание и сохранение рабочих мест,
в том числе рабочих мест для социально незащищенных групп населе-
ния и групп с ограниченной трудоспособностью;
- организации промышленности, подлежащие финансовому оздоров-
лению;
- организации промышленности, включаемые в перечень перебази-
руемых, реформируемых, ликвидируемых, определяемый на основе реше-
ний Правительства Москвы;
- организации промышленности и науки, земельные территории
которых подлежат приведению в соответствие с установленным гра-
достроительным регулированием г.Москвы, независимо от вида собс-
твенности на землю;
- государственные унитарные предприятия и организации с доле-
вым участием г. Москвы;
- организации промышленности, входящие в состав территориаль-
ных единиц с особым статусом (ТЕОС);
- организации промышленности, обеспечивающие производство
продукции по городскому заказу, предусмотренной другими целевыми
городскими программами, утвержденными Правительством Москвы;
- структурообразующие организации промышленности, производс-
тво продукции которых является определяющим для внутриотраслевых и
межотраслевых кооперационных поставок, а также для поставок по
межрегиональным договорам и межправительственным соглашениям.
В качестве основных форм государственной поддержки деятель-
ности организаций, участвующих в реализации Комплексной программы,
принимаются:
- финансовая поддержка организаций промышленности в виде пре-
доставления бюджетных средств на безвозвратной и безвозмездной ос-
нове (субсидии, субвенции) и предоставления бюджетных кредитов;
- предоставление налогового кредита и налоговых льгот для
увеличения собственных средств в порядке, определенном действующим
законодательством;
- предоставление льготных ставок арендных платежей, льготных
тарифов на энергоресурсы, а также льготного размещения рекламы и
участия организаций в выставках в порядке, установленном действую-
щим законодательством;
- создание специальных налоговых режимов для субъектов про-
мышленной деятельности - участников реализации целевых программ
развития ТЕОС в порядке, установленном действующим законодательст-
вом;
- обеспечение размещения городского государственного заказа
на поставку продукции для городских нужд на московских организаци-
ях промышленности в порядке, установленном действующим законода-
тельством;
- реструктуризация задолженности и передача объектов соцкульт-
быта на баланс города в порядке, установленном действующим зако-
нодательством;
- другие формы поддержки, предусмотренные действующим законо-
дательством.
Предоставление мер поддержки носит адресный характер, регла-
ментируется Федеральными законами и законами города Москвы и осу-
ществляется на основе решений Правительства Москвы или преимущест-
венно на конкурсной основе.
2. Цели, задачи и формы реализации Комплексной программы
Комплексная программа является инструментом государственного
регулирования промышленной деятельности и представляет собой комп-
лекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприя-
тий и проектов, направленных на решение приоритетных проблем горо-
да: экономических (обеспечение продовольственной независимости,
повышение доли продукции московских товаропроизводителей в обеспе-
чении горзаказа, повышение степени участия промышленности в форми-
ровании городской казны), социальных (обеспечение занятости насе-
ления; подготовка профессиональных кадров промышленности; улучше-
ние условий труда; обеспечение роста заработной платы работников
промышленности), экологических (уменьшение негативного воздействия
промышленности на окружающую среду), повышение эффективности ис-
пользования стратегических ресурсов города (территорий, трудовых,
водных, топливно-энергетических ресурсов).
Основной целью Комплексной программы является формирование
условий для расширения масштабов производства и реализации качест-
венной и конкурентоспособной продукции, создания новой импортоза-
мещающей и экспортоориентированной наукоемкой и высокотехнологич-
ной продукции, а также обеспечения занятости населения и увеличе-
ния поступлений в городской бюджет на основе реструктуризации на-
учно-производственного потенциала промышленности, использования
инвестиционных факторов роста промышленного производства, направ-
ленных на рост производительности труда, снижение себестоимости
продукции, повышение ее конкурентоспособности за счет технического
перевооружения производства, внедрения инноваций, дальнейшего раз-
вития инфраструктуры промышленности, повышения инвестиционной ак-
тивности организаций промышленности на основе рационального соче-
тания собственных источников инвестиций, средств государственной
финансовой поддержки, иных привлеченных средств.
Основными задачами Комплексной программы являются:
- стимулирование производства конкурентоспособной продукции;
- повышение уровня конкурентоспособности научно - производс-
твенного потенциала промышленности и совершенствование ее инфраст-
руктуры;
- повышение эффективности использования городских ресурсов и
уменьшение негативного воздействия промышленности на окружающую
среду;
- оптимизация территориального размещения производительных
сил промышленности;
- содействие продвижению продукции московских товаропроизво-
дителей на внутреннем и внешнем рынках;
- повышение инвестиционной привлекательности организаций про-
мышленности;
- совершенствование механизма государственного регулирования
промышленной деятельности.
Комплексная программа реализуется в виде программных меропри-
ятий, формируемых из числа проектов, и мероприятий по приоритетным
направлениям финансовой поддержки.
Блочный принцип построения Комплексной программы предусматри-
вает возможность встраивания в ее структуру дополнительных проек-
тов и мероприятий, необходимость разработки и реализации которых
обусловлена объективными причинами в текущем периоде, выявляемых
по результатам ежегодного анализа состояния промышленности, оценки
эффективности предоставленных мер поддержки в целях обеспечения
приоритетов промышленной деятельности, а также с учетом приорите-
тов социально - экономического развития города и состояния городс-
кой казны.
3. Участники Комплексной программы
Участниками Комплексной программы являются:
- организации промышленности - победители конкурсов инноваци-
онно-инвестиционных проектов независимо от их организационно -
правовой формы и формы собственности, включая организации оборон-
но-промышленного комплекса;
- социально и экономически значимые организации;
- организации, подлежащие финансовому оздоровлению;
- государственные унитарные предприятия и организации с доле-
вым участием г. Москвы;
- организации науки и промышленности, входящие в состав тер-
риториальных единиц с особым статусом (ТЕОС);
- организации - участники других целевых городских и феде-
ральных программ, а также структурообразующие организации, по воп-
росам поддержки развития которых приняты решения Правительства
Москвы.
4. Финансовое обеспечение Комплексной программы
Источниками финансирования мероприятий Комплексной программы
на 2001-2003 гг. являются:
- средства городского бюджета, включая средства целевых бюд-
жетных фондов;
- средства бюджета Российской Федерации, выделяемые на финан-
сирование совместных федеральных и городских программ в области
промышленной деятельности;
- собственные и привлеченные средства организаций промышлен-
ности.
Ожидаемое финансовое обеспечение мероприятий Комплексной
программы из средств бюджета города по строке "Проведение меропри-
ятий по поддержке промышленности" составляет:
млн.руб.
+------------------------------+--------+--------+--------+------+
| | 2001г. | 2002г. | 2003г. | Итого|
+------------------------------+--------+--------+--------+------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+------------------------------+--------+--------+--------+------+
|Средства городского бюджета на| 3083,6 | 2197,6 | 2352,6 |7663,8|
|финансирование мероприятий по | | | | |
|поддержке промышленности* | | | | |
|в том числе бюджетный кредит | 637,5 | 1664,5 | 1620,0 |3922,0|
+------------------------------+--------+--------+--------+------+
* Предоставляются в пределах лимита, установленного Законом города
Москвы о бюджете на соответствующий финансовый год.
Общие условия финансирования проектов и мероприятий Комплекс-
ной программы, объемы финансирования по направлениям поддержки оп-
ределяются Департаментом науки и промышленной политики Правитель-
ства Москвы - главным распорядителем бюджетных средств - ежегодно
в установленном порядке в соответствии с Законом города Москвы о
бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год в пределах
ассигнований, предусмотренных на проведение мероприятий по под-
держке промышленности, и Положением о порядке финансирования Комп-
лексной программы промышленной деятельности в г.Москве за счет
средств бюджета города Москвы.
5. Управление реализацией Комплексной программы
Управление реализацией Комплексной программы осуществляют:
- головной координатор (Государственный заказчик), функции
которого возлагаются на Департамент науки и промышленной политики
Правительства Москвы ;
- координаторы приоритетных направлений финансовой поддержки
в составе Комплексной программы, функции которых возлагаются на
Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в
Москве (КРОП), Московский Комитет по делам о несостоятельности
(банкротстве) - МКН.
Государственный заказчик:
- организует выполнение Комплексной программы в целом и коор-
динирует действия ее участников;
- принимает решение об организации проведения конкурсов на
размещение средств городского бюджета для предоставления поддержки
организациям промышленности;
- заключает государственные контракты (договоры) с участника-
ми (исполнителями) проектов и мероприятий Комплексной программы,
а также договоры с привлекаемыми независимыми экспертами;
- осуществляет контроль и несет ответственность за реализацию
Комплексной программы в целом, выполнением в установленные сроки
ее мероприятий и целевым использованием выделенных на ее реализа-
цию средств городского бюджета;
- ежегодно осуществляет подготовку аналитической информации
Мэру Москвы о ходе реализации Комплексной программы и предложения
по повышению эффективности осуществляемых мероприятий.
Координаторы приоритетных направлений финансовой поддержки:
- участвуют в организации выполнения Комплексной программы и
осуществляют координацию действий участников программы в пределах
полномочий по регулированию промышленной деятельности курируемых
организаций;
- предоставляют Государственному заказчику сведения о резуль-
татах реализации соответствующих проектов и мероприятий Комплекс-
ной программы в установленные сроки, целевом использовании выде-
ленных средств городского бюджета;
- готовят предложения по составу конкурсных комиссий и экс-
пертов для отбора курируемых проектов и мероприятий;
- осуществляют контроль и несут ответственность за реализацию
соответствующих проектов и мероприятий Комплексной программы в
пределах своих полномочий.
В своей деятельности органы управления реализацией Комплекс-
ной программы взаимодействуют с органами исполнительной власти г.
Москвы, участниками Комплексной программы, Московской городской
Думой, органами исполнительной власти Российской Федерации, об-
щественными объединениями и другими организациями.
6. Программные мероприятия
Программные мероприятия формируются на принципах адресности,
информационной прозрачности, конкурсного отбора и экспертизы про-
ектов в соответствии с Положением о Порядке финансирования комп-
лексной программы промышленной деятельности в городе Москве за
счет средств бюджета города Москвы по следующим приоритетным нап-
равлениям финансовой поддержки:
6.1. Расширение масштабов производства конкурентоспособной и
импортозамещающей продукции, в том числе для обеспечения городских
нужд:
6.1.1. Увеличение объемов производства продукции на основе
пополнения оборотных средств.
Цель финансовой поддержки:
- привлечение инвестиций в промышленность для расширения
масштабов производства конкурентоспособной, импортозамещающей и
экспортоориентированной продукции на основе компенсации затрат по
оплате части процентов за пользование кредитом.
Формы финансовой поддержки:
- субвенция, субсидия, размер которых определяется бюджетной
эффективностью проекта, за исключением специализированных органи-
заций, применяющих труд инвалидов;
- бюджетный кредит, в т.ч. предоставляемый для компенсации
затрат на уплату части процентов за пользование банковским креди-
том при отсутствии бюджетной эффективности проекта, но его соот-
ветствии критериям социально-экономической эффективности.
6.1.2. Организация производства новой продукции, в том числе
для обеспечения городских нужд.
Цель финансовой поддержки:
- формирование сегмента рынка новых товаров широкого потреб-
ления, а также удовлетворение потребности городских нужд.
Формы финансовой поддержки:
- субвенция, субсидия;
- бюджетный кредит.
6.2. Техническое перевооружение и реконструкция производства,
в т.ч. на основе производства отечественных средств производства и
предметов труда.
Цель финансовой поддержки:
- техническое обновление производства, формирование современ-
ного производственного аппарата, обеспечивающего рост производи-
тельности труда;
- формирование отечественного рынка средств производства и
предметов труда;
- создание энерго- и ресурсосберегающего оборудования, других
средств техники, обеспечивающих снижение доли затрат на энергоно-
сители в себестоимости продукции, а также снижение отходов произ-
водства и выбросов в окружающую среду.
Формы финансовой поддержки:
- субвенция, субсидия;
- бюджетный кредит.
6.3. Внедрение инноваций.
Цель финансовой поддержки:
- ускорение внедрения наиболее перспективных результатов НИ-
ОКР в производство.
Формы финансовой поддержки:
- субвенция, субсидия;
- бюджетный кредит.
6.4. Реформирование ГУП и организаций с долевым участием
г.Москвы.
Цель финансовой поддержки:
- повышение эффективности деятельности ГУПов и организаций с
долевым участием города на основе их реформирования и реорганиза-
ции, связанное с изменением и расширением видов хозяйственной дея-
тельности, диверсификацией производства, техническим перевооруже-
нием, изменением организационно-правовой формы.
Формы финансовой поддержки:
- субвенция, субсидия;
- бюджетный кредит.
6.5. Финансовое оздоровление организаций.
Цель финансовой поддержки:
- реформирование и реструктуризация финансово неустойчивых
организаций промышленности;
- сокращение числа убыточно работающих организаций, а также
размера недоимки в городской бюджет и государственные внебюджетные
фонды.
Формы финансовой поддержки:
- государственный заказ в рамках Комплексной программы на
проведение диагностики организаций промышленности и разработку
бизнес-планов их финансового оздоровления;
- субвенция, субсидия;
- бюджетный кредит.
Перечень претендентов на поддержку формируется по инициативе
Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве),
функциональных и отраслевых органов исполнительной власти Прави-
тельства Москвы на основании данных мониторинга финансового состо-
яния организаций.
6.6. Преобразование производственных территорий и расположен-
ных на них организаций промышленности и науки.
Цель финансовой поддержки:
- оптимизация территориального размещения организаций промыш-
ленности в соответствии с требованиями градостроительной и эколо-
гической политики;
- повышение технического уровня производства перебазируемых
предприятий при их размещении на новой территории;
- реструктуризация имущественно-земельного комплекса органи-
заций промышленности, в т.ч. в случае преобразования производс-
твенных территорий.
Формы финансовой поддержки:
- государственный заказ в рамках Комплексной программы на вы-
полнение мероприятий по проведению инвентаризации и подготовке до-
кументации для обоснования решений о перебазировании (реформирова-
нии, ликвидации) организаций;
- субвенция, субсидия;
- бюджетный кредит.
В случае участия города Москвы в реализации мероприятий по
реструктуризации имущественно-земельного комплекса перебазируемых
предприятий и приведения его в соответствие для использования в
городских целях по поддержке промышленности, предоставление бюд-
жетного кредита может осуществляться на беспроцентной основе в
случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
6.7. Развитие инфраструктуры промышленности.
6.7.1. Создание новой и расширение действующей товаропроводя-
щей сети в промышленности.
Цель финансовой поддержки:
- расширение действующей и создание новой товаропроводящей
сети как в г.Москве, так и за ее пределами для обеспечения продви-
жения продукции московских организаций.
Формы финансовой поддержки:
- государственный заказ в рамках Комплексной программы на вы-
полнение мероприятий по развитию товаропроводящей сети;
- субвенция, субсидия;
- бюджетный кредит;
- имущественные взносы в создаваемые некоммерческие организа-
ции по товаропродвижению.
6.7.2. Обеспечение качества промышленной продукции и аттеста-
ция промышленного производства.
Цель финансовой поддержки:
- создание условий для обеспечения выпуска качественной про-
дукции, ее безопасности, повышения технического уровня производс-
тва, соответствующего требованиям российских и международных стан-
дартов.
Формы финансовой поддержки:
- государственный заказ в рамках Комплексной программы на вы-
полнение мероприятий по обеспечению качества промышленной продук-
ции и аттестации промышленного производства;
- субвенция, субсидия.
6.7.3. Формирование системы подготовки, переподготовки и зак-
репления кадров в промышленности.
Цель финансовой поддержки:
- создание системы стимулирования закрепления кадров в про-
мышленности, обеспечение подготовки кадров специалистов и рабочих
различных специальностей, их переподготовки и повышения квалифика-
ции.
Формы финансовой поддержки:
- государственный заказ в рамках Комплексной программы на вы-
полнение мероприятий по формированию системы подготовки, перепод-
готовки и закрепления кадров в промышленности;
- субсидия, субвенция.
6.7.4. Информационно-рекламная и имиджевая поддержка органи-
заций промышленности.
Цель финансовой поддержки:
- оказание содействия московским организациям в выставоч-
но-ярмарочной деятельности, проведении рекламно-пропагандистских
компаний, осуществлении информационно-издательской деятельности.
Формы финансовой поддержки:
- государственный заказ в рамках Комплексной программы на вы-
полнение информационно-рекламных и имиджевых мероприятий;
- субвенция, субсидия.
6.7.5. Информационно-аналитическое обеспечение Комплексной
программы.
Цель финансовой поддержки:
- формирование единого информационного пространства промыш-
ленности;
- формирование информационно-аналитической системы по вопро-
сам регулирования промышленной деятельности и поддержке организа-
ций промышленности (ИАС "Московская промышленность").
Формы финансовой поддержки:
- государственный заказ в рамках Комплексной программы на вы-
полнение работ по информационно-аналитическому обеспечению;
- субвенция, субсидия.
6.7.6. Организационное и нормативно-правовое сопровождение
реализации Комплексной программы.
Цель финансовой поддержки:
- совершенствование нормативно-правовой базы формирования и
процесса реализации Комплексной программы;
- организация и проведение работ по оценке состояния выполне-
ния проектов и мероприятий Комплексной программы, их финансирова-
нию, выполнению контролируемых показателей.
Формы финансовой поддержки:
- государственный заказ в рамках Комплексной программы на вы-
полнение работ по ее организационному и нормативно-правовому соп-
ровождению;
- субсидия, субвенция.
6.8. Привлечение инвестиций в промышленность г.Москвы с ис-
пользованием механизмов фондового рынка.
Цель финансовой поддержки:
- привлечение инвестиций в промышленность г.Москвы.
Формы финансовой поддержки:
- бюджетный кредит;
- субвенция, субсидия.
7. Ожидаемые результаты реализации Комплексной программы
7.1. В области промышленного производства
Темпы роста объемов производства продукции
+------------------------------------+--------+--------+---------+
| Отрасли | 2001г. | 2002г. | 2003г. |
| промышленности |(отчет) |(оценка)|(прогноз)|
+------------------------------------+--------+--------+---------+
| 1 | 2 | 3 | 3 |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
| Промышленность в целом | | | |
|Объем производства, млн.руб. |287038,2|350215,3| 420871,3|
|Индекс физического объема к предыду-| 107,5| 105,0| 104,5|
|щему году, % | | | |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
| Химическая и нефтехимическая | | | |
| промышленность | | | |
|Объем производства, млн.руб. | 6765,8| 7622,4| 8754,6|
|Индекс физического объема к предыду-| 93,9| 100,0| 103,0|
|щему году, % | | | |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
| Машиностроение и металлообработка | | | |
|Объем производства, млн.руб. | 78689,8| 95751,4| 113823,2|
|Индекс физического объема к предыду-| 114,2| 106,0| 105,0|
|щему году, % | | | |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
+------------------------------------+--------+--------+---------+
| 1 | 2 | 3 | 3 |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
| Легкая промышленность | | | |
|Объем производства, млн.руб. | 8576,0| 9387,6| 10339,7|
|Индекс физического объема к предыду-| 95,6| 100,0| 101,5|
|щему году, % | | | |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
| Пищевая промышленность, | | | |
| включая мукомольно-крупяную | | | |
|Объем производства, млн.руб. |101072,4|124026,9| 150148,2|
|Индекс физического объема к предыду-| 113,0| 107,5| 106,5|
|щему году, % | | | |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
Темпы роста прибыли
+---------------------------+--------+--------+--------+---------+
| |Ед.изм. | 2001г. | 2002г. | 2003г. |
| | |(отчет) |(оценка)|(прогноз)|
+---------------------------+--------+--------+--------+---------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+---------------------------+--------+--------+--------+---------+
|Темп роста прибыли к преды-| % | 107,5| 108,4| 106,2|
|дущему году | | | | |
+---------------------------+--------+--------+--------+---------+
|Прибыль (финансовый резуль-|млн.руб.| 24170,3| 29902,4| 31756,3|
|тат) | | | | |
+---------------------------+--------+--------+--------+---------+
7.2. В области решения социально-экономических проблем
- Создание (модернизация, сохранение) в период 2001-2003 гг.
25 тыс. рабочих мест.
- Обеспечение роста заработной платы в среднем по промышлен-
ности в размере не менее 200%.
Темпы роста налоговых платежей в консолидированный бюджет
+------------------------------------+---------------------------+
| | Рост налоговых платежей |
| | в % к предыдущему году |
| Отрасли | с учетом инфляции |
| промышленности +--------+--------+---------+
| | 2001г. | 2002г. | 2003г. |
| |(отчет) |(оценка)|(прогноз)|
+------------------------------------+--------+--------+---------+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
|Промышленность | 119,1 | 122,0 | 120,2 |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
|Химическая и нефтехимическая | 49,8 | 110,0 | 109,0 |
|промышленность | | | |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
|Машиностроение и металлообработка | 134,7 | 139,7 | 128,6 |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
|Легкая промышленность | 115,7 | 108,0 | 110,0 |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
|Пищевая промышленность | 114,9 | 110,0 | 108,5 |
+------------------------------------+--------+--------+---------+
Прогноз темпов роста объемов производства продукции промыш-
ленности, прибыли и налоговых платежей сформирован с учетом основ-
ных макроэкономических показателей Прогноза социально-экономичес-
кого развития г.Москвы на 2002 г. и на период до 2004 г., проекта
Прогноза социально-экономического развития г.Москвы на 2003-2005
годы, а также объемов инвестиций, предусматриваемых для обеспече-
ния развития отраслей промышленности по приоритетным направлениям
финансовой поддержки.
Верно:
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 929-ПП |
Дата:
|
2002-11-12 |
Позиционируется в разделах:
|
Экономические реформы >> Финансы |
|