Документы правительства Москвы >> >> Экономические реформы >> Финансы
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 февраля 2002 г. N 118-ПП
О первоочередных мерах по обеспечению
прав молодых семей на жилище
В целях улучшения жилищных условий молодых семей в рамках фе-
деральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и городской
программы "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы Правительство Москвы
постановляет:
1. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы:
1.1. Совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи Прави-
тельства Москвы, Департаментом экономической политики и развития
г.Москвы, Управлением бюджетного планирования городского заказа
Правительства Москвы и префектами административных округов на ос-
новании Концепции Московской целевой программы "Молодой семье -
доступное жилье" (приложение) в двухмесячный срок разработать Мос-
ковскую целевую программу "Молодой семье - доступное жилье".
1.2. В рамках программы подготовить предложения, предусматри-
вающие выделение безвозмездных субсидий на строительство или при-
обретение жилища и порядок определения размера субсидий для моло-
дых семей, в установленном порядке признанных нуждающимися в улуч-
шении жилищных условий.
1.3. По предложениям префектур административных округов и
Москомархитектуры в соответствии с аналитическими исследованиями
Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы ежегодно
определять объемы строительства и перечни адресов жилых домов с
указанием типов и квартирного состава.
Объемы строительства и адресные перечни уточняются годовыми
инвестиционными программами.
2. Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы
совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы в месячный срок организовать проведение ана-
литического исследования по определению потенциальных участников
Московской целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" с
целью выявления их потребностей и возможностей по улучшению жилищ-
ных условий.
3. Москомархитектуре в рамках Московской целевой программы
"Молодой семье - доступное жилье":
3.1. По предложениям префектов административных округов еже-
годно, начиная с 2002 года, обеспечивать выделение земельных
участков под строительство в каждом административном округе до
20 тыс. кв. метров жилой площади сверх ежегодной программы строи-
тельства жилья по городскому заказу.
3.2. По согласованию с Департаментом муниципального жилья и
жилищной политики Правительства Москвы осуществить разработку не-
обходимой исходно-разрешительной и проектно-сметной документаций
на строительство с учетом специфики молодых семей в объеме не ме-
нее 100 тыс.кв. метров в 2002 году и не менее 200 тыс. кв. метров
в год, начиная с 2003 года.
Предусмотреть использование первых этажей под нежилые цели
для организации пунктов бытового и культурно-досугового обслужива-
ния.
4. Руководителю Комплекса архитектуры, строительства, разви-
тия и реконструкции города Правительства Москвы в рамках Московс-
кой целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" обеспечить
строительство не менее 100 тыс. кв. метров в 2002 году и не менее
200 тыс. кв. метров в год, начиная с 2003 года, сверх ежегодной
программы строительства жилья по городскому заказу.
5. Определить городским инвестором по строительству жилья в
рамках Московской целевой программы "Молодой семье - доступное
жилье" Управление бюджетного планирования городского заказа Прави-
тельства Москвы, а отраслевым заказчиком-инвестором - Департамент
муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы.
6. В рамках Московской целевой программы "Молодой семье -
доступное жилье" рекомендовать:
6.1. Префектам административных округов совместно с Департа-
ментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства
Москвы использовать различные схемы накопления и привлечения
средств населения на строительство и приобретение жилья, основан-
ные на жилищной ипотеке, ссудосбережениях и жилищной кооперации.
6.2. Предприятиям и организациям различных форм собственности
использовать имеющиеся в их распоряжении земельные участки под
строительство жилья для семей молодых специалистов.
7. Принять к сведению, что на территориях Северо-Западного и
Северного административных округов будут осуществляться мероприя-
тия по улучшению жилищных условий молодых семей на основе разрабо-
танной концепции реализации эксперимента по улучшению жилищных ус-
ловий молодых семей, проживающих и работающих на территориях Севе-
ро-Западного и Северного административных округов, на основе дол-
госрочной системы инвестирования и кредитования местным муници-
пальным внебюджетным фондом "Муниципальный внебюджетный Фонд раз-
вития жилищного строительства Северо-Западного административного
округа города Москвы".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 12 февраля 2002 N 118-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
Московской целевой программы
"Молодой семье - доступное жилье"
В настоящей Концепции излагаются основные положения Московс-
кой целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" (далее
Программа).
Цель Программы:
- улучшение жилищных условий молодых семей в рамках федераль-
ной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и городской прог-
раммы "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы.
Молодая семья (как объект молодежной политики определена пос-
тановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2001 года N 403-ПП
"О программе "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы") - это постоянно
проживающая в г.Москве семья в первые 3 года после заключения бра-
ка ( в случае рождения детей - без ограничения продолжительности
брака), при условии, что оба супруга не достигли тридцатилетнего
возраста, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец
не достигли тридцатилетнего возраста.
Основные принципы реализации Программы:
1. Комбинирование бюджетной, небюджетной и организационной
поддержки Программы Правительством Москвы.
2. Комбинирование социальных и рыночных механизмов.
3. Дифференцированный подход к определению способов улучшения
жилищных условий в зависимости от:
- степени нуждаемости в улучшении жилищных условий;
- уровня материального достатка;
- наличия и количества детей;
- работы в бюджетных организациях города и организациях го-
родского хозяйства;
- заинтересованности бюджетных организаций городского хозяйс-
тва, учреждений науки, образования, культуры, спорта, здравоохра-
нения в привлечении и закреплении молодых специалистов.
4. Разнообразие способов улучшения жилищных условий при под-
держке Правительства Москвы:
- предоставление жилья из жилищного фонда города по договорам
социального найма или безвозмездных субсидий на строительство или
приобретение жилища из бюджета города для малообеспеченных молодых
семей, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении
жилищных условий;
- предоставление жилья из жилищного фонда города по договорам
найма или предоставления городских ссуд на строительство или при-
обретение жилища для молодых семей, в установленном порядке приз-
нанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих пра-
ва на получение жилья по договорам социального найма;
- передача жилья из жилищного фонда города бюджетным органи-
зациям по договорам аренды с целью предоставления молодым семьям,
в установленном порядке признанным нуждающимися в улучшении жилищ-
ных условий, где один или оба супруга являются работниками бюджет-
ных организаций г.Москвы;
- приобретение жилья путем участия в системе Московских стро-
ительных сберегательных касс (МССК);
- приобретение жилья путем погашения облигаций Московского
государственного жилищного облигационного займа (МГЖОЗ);
- предоставление жилья по договорам найма или аренды в домах
для коммерческого использования из жилищного фонда, находящегося в
собственности города.
Формы поддержки Программы Правительством Москвы:
1. Бюджетная:
- прямое бюджетное финансирование (строительство, субсидии и
городские ссуды);
- бюджетное кредитование Фонда жилищных социальных программ
Правительства Москвы (юридическое лицо), который необходимо учре-
дить с целью создания механизма кредитования молодых семей за счет
средств бюджета города. Бюджетный кредит непосредственно не может
выдаваться физическим лицам. В случае создания такого фонда бюд-
жетный кредит будет направляться ему, а уже фонд, в свою очередь
будет выдавать городские ссуды молодым семьям - участникам Прог-
раммы;
- предоставление налоговых льгот и кредитов;
- списание части долга при рождении каждого ребенка.
2. Небюджетная:
- предоставление товарных кредитов (жильем);
- предоставление рассрочки в оплате приобретенного жилья из
жилищного фонда города.
.
- 3 -
3. Организационная:
- выделение земельных участков под застройку;
- строительство жилья, объектов социально-бытовой и инженер-
ной инфраструктуры;
- предоставление гарантий по ипотечным эмиссионным ценным бу-
магам, выпускаемым коммерческим банком "Московское ипотечное аген-
тство" (открытое акционерное общество);
- развитие системы жилищных кооперативов;
- создание негосударственных пенсионных фондов;
- помощь в привлечении дешевых кредитных ресурсов, в том чис-
ле зарубежных;
- контроль за деятельностью участников Программы.
Основные источники финансирования Программы:
1. Средства городского бюджета для:
- жилищного строительства для предоставления жилых помещений
по договорам социального найма и аренды;
- предоставления безвозмездных субсидий и городских ссуд на
строительство или приобретение жилища;
- создания социально-бытовой и инженерной инфраструктуры.
2. Средства молодых семей - участников Программы для оплаты
полностью или частично стоимости приобретаемого жилья, в том числе
с рассрочкой платежа.
3. Средства предприятий и организаций, заинтересованных в
привлечении молодых специалистов, для строительства домов для ком-
мерческого использования и предоставления займов.
4. Средства коммерческих банков, кредитующих участников Прог-
раммы, в том числе под залог (ипотека) приобретаемого жилья или
выделенных для жилищного строительства земельных участков.
5. Заемные средства, в том числе зарубежных банков и ссу-
до-сберегательных касс.
Продолжительность Программы - 9 лет (2002-2010 гг.)
Этапы Программы.
До начала реализации Программы осуществляется анкетирование
потенциальных участников Программы с целью выявления их численнос-
ти, состава семей, уровня дохода, потребностей в улучшении жилищ-
ных условий, требований к параметрам жилища, уровню развития соци-
ально-бытовой инфраструктуры - детских дошкольных и школьных уч-
реждений.
Первый этап (среднесрочный) - 3 года (2002-2004 гг.)
Задача этапа - реализация первоочередных мер по обеспечению
.
- 4 -
прав молодых семей на жилище.
В ходе реализации среднесрочного этапа необходимо ежегодно
выделять участки земли под жилищную застройку и обеспечивать стро-
ительство около 200 тыс. кв. метров сверх ежегодной программы
строительства жилья, осуществлять разработку и согласование проек-
тно-сметной документации, реализовать различные схемы накопления и
привлечения заемных средств на строительство и приобретение жилья,
осуществить строительство первой очереди жилых домов, домов для
коммерческого использования, объектов социально-бытовой и инженер-
ной инфраструктуры.
Строительство жилья для молодых семей предполагается осущест-
влять в районах массовой застройки, используя дома стандартных и
дешевых серий, включая дома с малогабаритными квартирами и с при-
менением технологий, понижающих их себестоимость.
Необходимо отметить, что именно молодежь относится к контин-
генту потребителей долгосрочных ипотечных кредитов. Одним из видов
ипотечного кредитования, предусмотренных Концепцией развития жи-
лищной ипотеки в городе Москве (утвержденной постановлением Прави-
тельства Москвы от 16.01.2001 N 24-ПП), является создание коопера-
тивов, члены которого способны частично оплатить строительство до-
ма. Разница между личными взносами членов кооператива и стоимостью
строительства может быть оплачена за счет банковского кредита. Для
получения кредита необходимо оформить участок земли в собствен-
ность кооперативу. При этом условии кооператив, как юридическое
лицо, может получить банковский кредит для строительства дома под
залог этого земельного участка. По окончании же строительства в
качестве залога выступит весь земельно-имущественный комплекс (зе-
мельный участок и построенный на нем жилой дом).
В результате выполнения среднесрочного этапа Программы будет
обеспечено жильем 3 - 3,5 тыс. молодых семей, нуждающихся в улуч-
шении жилищных условий.
Второй этап (долгосрочный) - 6 лет (2005-2010 гг.)
Задачи этапа:
1. Создание системы долгосрочных жилищных сбережений.
Организационными формами должны стать негосударственные пен-
сионные фонды и ссудо-сберегательные кассы как источники дешевых и
долгосрочных кредитных ресурсов.
.
- 5 -
2. Развитие всех форм поддержки городом права молодых семей
на жилище с усилением использования рыночных механизмов улучшения
жилищных условий.
Особое внимание должно уделяться созданию и развитию рынка
арендного жилья. В случае изменения уровня дохода или состава
семьи у нее не должно возникать больших сложностей по подбору
большего или меньшего по площади, более или менее комфортного и
престижного жилого помещения. Таким требованиям в наибольшей сте-
пени отвечают дома для коммерческого использования, находящиеся
как в городской, так и частной собственности. Для стимулирования
строительства частных домов город может заключать инвестиционные
контракты и выделять земельные участки для строительства на усло-
виях сдачи в наем исключительно семьям - участникам Программы. На-
именее обеспеченным в материальном плане семьям из городского бюд-
жета выплачиваются субсидии (дотации) на оплату найма. Для умень-
шения расходов владельцев на содержание жилищного фонда и, следо-
вательно, снижения уровня арендной платы, они могут быть освобож-
дены в установленном порядке от оплаты налога на имущество юриди-
ческих лиц.
Участники Программы:
- Правительство Москвы и его структурные подразделения;
- молодые семьи, выразившие желание участвовать в Программе;
- Фонд жилищных социальных программ Правительства Москвы
(юридическое лицо).
Выразившие желание участвовать в Программе:
- финансово-кредитные учреждения;
- жилищные кооперативы и негосударственные пенсионные фонды;
- строительные подрядные организации;
- другие юридические лица различных организационно-правовых
форм.
Участники Программы из числа молодых семей, исходя из степени
нуждаемости в улучшении жилищных условий, разделяются на три груп-
пы:
первая группа - семьи, в установленном порядке признанные
нуждающимися в улучшении жилищных условий (очередники) - в настоя-
щее время более 19,5 тыс. семей, а также семьи, проживающие в вет-
хих и аварийных домах, подлежащих сносу или реконструкции;
вторая группа - семьи, имеющие жилые помещения менее социаль-
ной нормы (18 кв. метров общей площади) на человека;
третья группа - семьи, имеющие жилые помещения сверх социаль-
ной нормы на человека.
Способы улучшения жилищных условий.
Для молодых семей первой группы предусматриваются следующие
способы улучшения жилищных условий:
- предоставление жилья из жилищного фонда города по договорам
социального найма,
- предоставление безвозмездных субсидий на строительство или
приобретение жилища из бюджета города для малообеспеченных молодых
семей, имеющих право на получение жилья по договорам социального
найма;
- предоставление городских ссуд на строительство или приобре-
тение жилища для молодых семей, не имеющих право на получение
жилья по договорам социального найма.
Финансирование обеспечения жильем этой группы осуществляется
из средств бюджета города.
Бюджетные средства также могут направляться, во-первых, на
строительство городских домов для коммерческого использования с
различными потребительскими качествами, квартиры в которых предос-
тавляются по договорам найма, заключаемым на срок до 5 лет. Комму-
нальные платежи и арендная плата устанавливаются в размере, обес-
печивающем возмещение городу фактических затрат на содержание и
эксплуатацию такого дома и минимальную рентабельность.
Второй, принципиально новый способ использования городских
средств - выделение возвратных городских ссуд на строительство или
приобретение жилья на рынке. Получающая возвратную городскую ссуду
молодая семья не привязана к строительству жилья по городскому за-
казу, а приобретает квартиру на первичном, либо на вторичном рын-
ке жилья.
С целью стимулирования рождаемости возможно списание части горо-
дской ссуды при рождении одного ребенка. Списание может произво-
диться как части задолженности, так и денежного эквивалента стои-
мости определенного количества площади жилища. Например, при рож-
дении ребенка стоимость 18 кв. метров (социальная норма) погашает-
ся за счет средств бюджета. При рождении второго - 36 кв. метров.
При рождении третьего - 54 кв. метра и т. д. Таким образом, каждый
ребенок обеспечивает 18 кв. метров бесплатного жилья для семьи.
Для молодых семей второй группы предусматриваются следующие
способы улучшения жилищных условий:
- создание молодежных жилищных кооперативов;
.
- 7 -
- создание системы домов для коммерческого использования,
предназначенных для молодежи;
- предоставление городских ссуд на строительство или приобре-
тение жилища за счет средств бюджета города;
- развитие строительных и ссудо-сберегательных касс.
Финансирование обеспечения жильем этой группы осуществляется
за счет собственных средств граждан, заемных средств, средств бюд-
жета города и средств организаций и предприятий для предоставления
займов и создания системы домов для коммерческого использования.
При этом предоставление городских ссуд за счет средств го-
родского бюджета может осуществляться также через Фонд жилищных
социальных программ Правительства Москвы.
Небюджетное кредитование граждан для приобретения жилья может
осуществляться тремя различными способами:
- банковская ипотека;
- товарное кредитование строительной сберегательной кассой;
- взаимокредитование членов-пайщиков жилищных потребительских
кооперативов.
Для молодых семей третьей группы предусматриваются следующие
способы улучшения жилищных условий:
- создание молодежных жилищных кооперативов;
- создание системы домов для коммерческого использования,
предназначенных для молодежи;
- предоставление возвратных займов на строительство или при-
обретение жилища за счет средств организаций и предприятий;
- развитие строительных и ссудо-сберегательных касс.
Финансирование обеспечения жильем этой группы осуществляется
за счет собственных средств граждан, заемных средств, средств ор-
ганизаций и предприятий для предоставления займов и создания сис-
темы домов для коммерческого использования.
При этом внебюджетное кредитование граждан для приобретения
жилья может осуществляться тремя различными способами:
- банковская ипотека;
- товарное кредитование строительной сберегательной кассой;
- взаимокредитование членов-пайщиков жилищных потребительских
кооперативов.
Банковское кредитование, строительные сберегательные кассы,
жилищные кооперативы не являются конкурирующими друг с другом спо-
собами привлечения средств граждан. Каждый способ рассчитан на оп-
ределенную нишу на рынке, на определенный уровень доходов.
Верно:
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 118-ПП |
Дата:
|
2002-02-12 |
Позиционируется в разделах:
|
Экономические реформы >> Финансы |
|