Постановление Правительства РФ от 24 августа 2001 г. N 625
"О федеральной целевой программе социально-экономического развития
Республики Татарстан до 2006 года"
*()
В целях обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" (далее именуется - Программа).
2. Утвердить Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации государственным заказчиком Программы.
3. Разрешить Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации передать на договорной основе Кабинету Министров Республики Татарстан выполнение части функций государственного заказчика Программы.
4. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, финансирование мероприятий Программы в пределах средств, направляемых на эти цели из федерального бюджета.
5. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять финансирование:
раздела Программы "Капитальные вложения" - через государственного заказчика Программы;
раздела Программы "Прочие текущие расходы" - в форме дотации из федерального бюджета, предусматриваемой по разделу бюджетной классификации Российской Федерации "Финансовая помощь бюджетам других уровней".
6. Включить федеральную целевую программу "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2001 г. N 180 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 12, ст.1108), в состав федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" в качестве подпрограммы.
7. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Кабинетом Министров Республики Татарстан производить ежегодно уточнение мероприятий и размера средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Программы.
Председатель
| Правительства
|
Российской Федерации
| М.Касьянов
|
Федеральная целевая программа
"Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года"
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 августа 2001 г. N 625)
Введение
Паспорт Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
3. Система программных мероприятий
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы
6. Организация управления и контроль за ходом выполнения Программы
7. Оценка эффективности Программы, социально-экономических и
экологических последствий ее реализации
Приложения
Введение
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" разработана в соответствии с поручением исполняющего обязанности Президента Российской Федерации В.В. Путина от 8 апреля 2000 г. N Пр-679 (пункт 2). Государственным заказчиком по разработке и реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" определено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с решением, принятым на заседании Правительства Российской Федерации 12 июля 2001 года (протокол N 28, раздел III), ранее утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2001 года N 180 федеральная целевая программа "Сохранение и развитие исторического центра г. Казани" включается как подпрограмма в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года".
Таким образом, в состав федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" вошли две части с самостоятельными, непересекающимися блоками программных мероприятий:
собственно программа социально-экономического развития Республики Татарстан, именуемая в дальнейшем Программа;
федеральная целевая программа "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани", именуемая в дальнейшем подпрограмма.
Республика Татарстан, входящая в Приволжский федеральный округ, является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом и стабильным сельским хозяйством. Крупнейшие промышленные объединения республики - ОАО "КамАЗ" (г.Набережные Челны), ОАО "Татнефть" (г.Альметьевск), ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина" (г.Нижнекамск), ОАО "Казаньоргсинтез", ГУП "КАПО им. С.П. Горбунова", ОАО "Казанский вертолетный завод" (г.Казань) - играют важнейшую роль в нефтедобывающем и нефтехимическом комплексах страны, автомобиле- и авиастроении. В республике добывается около 10% российской нефти, производится около 17% синтетических смол и пластмасс, 45% полиэтилена, 75% стирола, 100% кетгута, 30% шин для автомобилей и сельхозмашин, 5% строительного кирпича. Республика Татарстан входит в первую тройку среди регионов Российской Федерации по производству зерна, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции. В 2000 году объем валового регионального продукта (ВРП) на душу населения составил 50,7 тыс. рублей, в то время как в среднем по Российской Федерации - 47,6 тыс. рублей, объем промышленного производства республики составил 193,7 млрд. рублей, или 51,3 тыс. рублей на душу населения.
Во многом высокий уровень развития экономики Республики Татарстан достигнут благодаря Договору Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15 февраля 1994 года в рамках которого были подписаны соглашения о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан.
Значительная часть средств республиканского бюджета расходовалась на развитие АПК республики, что позволило Республике Татарстан, обладая всего 2,2% сельхозугодий России, производить 4% общего объема ее сельскохозяйственной продукции и занять лидирующее положение среди регионов Приволжского района. Валовый сбор зерновых в 2000 году составил 3287 тыс.т или 5% от общероссийского, с 1 га было собрано 23,6 ц зерна при среднероссийском уровне - 19 ц. За период действия соглашений в республике начато строительство ряда объектов социальной сферы, которые требуют выделения средств на завершение их строительства, в сфере ЖКХ требуются средства на проведение ремонта и реконструкцию инженерных сетей. На сегодняшний день осуществляется строительство 1778 объектов с объемом финансирования более 21 млрд. рублей. Среди незавершенного строительства 1078 объекта относится к отрасли "жилищное строительство", 33 - объектам коммунально-бытового назначения, 81 - "здравоохранение", 88 школ и 63 детских сада - "образование", 94 - "культура". В преддверии празднования 1000-летия основания г. Казани необходимо выделение средств на реконструкцию и инженерное обустройство объектов исторического центра города, имеющих общефедеральное значение (Ансамбль Казанского Кремля, Богородицкий монастырь, Казанский государственный университет и ряд других).
Требует завершения республиканская программа ликвидации ветхого жилого фонда, в соответствии с которой было предусмотрено строительство 47 125 квартир. За 1996-2000 годы было введено 25 061 квартира, осталось построить 22 064 квартиры (в т.ч. в г. Казани - 13 227).
Не решены проблемы экологии, особенно в нефтедобывающих и промышленно-развитых районах, остро стоит вопрос обеспечения этих районов питьевой водой. Обострение экологической ситуации ведет к росту заболеваемости населения, особенно среди детей. В целом по республике уровень улавливания загрязняющих веществ в 3,2 раза ниже среднероссийского показателя.
В целом, занимая по объему ВРП на душу населения место в первой десятке российских регионов, республика по ряду показателей уровня жизни населения существенно отстает от среднероссийских индикаторов: по обеспеченности врачами - 38-е место (показатель Республики Татарстан - 44 человека, среднероссийский - 47,1 человек на 10 тыс. населения); больничными койками - 66-е место (105/115,5 коек на 10 тыс. населения), жильем - 56-е место (18,2 м2/19,1 м2 на жителя), среднедушевому денежному доходу - 28-е место (1244 рублей/1609 рублей).
Цели и задачи
Решение по переводу Республики Татарстан в единое бюджетное пространство Российской Федерации в течение одного года создает реальную угрозу негативных последствий для экономики России в целом: потери крупных валютных поступлений, уменьшения объемов добычи нефти в республике, снижения уровня рентабельности нефтедобычи уже в ближайшие годы, окончательной потери Россией позиций в машиностроении, в том числе в автомобилестроении. Достаточно заметить, что при действующей сегодня системе распределения трансфертов республика, занимающая по уровню собственных душевых бюджетных доходов 23-е место (5,9 тыс. рублей), переместится на 54-е место (1,8 тыс. рублей). Обеспечение плавного вхождения Республики Татарстан в единое правовое пространство возможно лишь при условии комплексного подъема экономики и реформирования социальной сферы, что и должно быть осуществлено в рамках Программы.
Протоколом рассмотрения у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина вопросов урегулирования межбюджетных взаимоотношений между бюджетом Российской Федерации и бюджетом Республики Татарстан от 23 ноября 2000 г. N КА-П28-44пр предусмотрена компенсация выпадающих доходов Республики Татарстан из федерального бюджета при переходе к работе в рамках федерального законодательства в следующем соотношении: в 2001 году - 80%, с последующим поэтапным равномерным снижением объема компенсации в течение пяти лет от суммы доходов на соответствующий год, с учетом пропорций, предусмотренных "Соглашением между Правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан" от 17 марта 1999 года. В 2001 году финансирование мероприятий Программы производится в соответствии со статьей 43 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год".
В этой связи главной целью Программы является устойчивое развитие экономики и реформирование социальной сферы Республики Татарстан и на этой основе поэтапное вхождение республики в единое бюджетное правовое пространство Российской Федерации. Для достижения поставленной комплексной цели необходимо решение ряда задач:
увеличение объемов и обеспечение высокого уровня рентабельности нефтедобычи в республике за счет структурной перестройки отрасли, переоснащения нефтепромыслового хозяйства для добычи высокосернистой нефти в условиях естественного истощения запасов;
внедрение передовых технологий глубокой переработки нефти с освоением производства конкурентоспособных видов продукции химической и нефтехимической промышленности;
освоение на ведущих автомобилестроительных и авиастроительных предприятиях республики выпуска высококачественной, конкурентоспособной продукции;
повышение качества и технико-экономических показателей выпускаемой и освоение производства новых видов продукции в строительной отрасли;
комплексное развитие сельского хозяйства, обеспечение потребности населения республики в основных продуктах питания за счет внедрения передовых технологий производства сельхозпродукции и комплексного решения вопросов семеноводства, племенного дела и производства минеральных удобрений, развития перерабатывающей базы;
перераспределение в целях использования выгодного географического положения республики пассажиро- и грузопотоков, проходящих через территорию других регионов Российской Федерации, на республиканские транспортные узлы за счет модернизации транспортной инфраструктуры;
обеспечение экологического благополучия республики за счет защиты источников питьевого водоснабжения, снижения уровня сбросов сточных вод, решения вопросов утилизации и захоронения отходов;
повышение качества жизни населения республики, которое характеризуется не только его доходами и стоимостью жизни, но и жилищными условиями, состоянием здоровья, уровнем образования, экологией, работой общественного транспорта, личной безопасностью и т.д. Такое определение качества жизни легло в основу разделов по развитию сфер здравоохранения, образования, торговли, бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства, улучшению экологической ситуации, обеспечению занятости. В Программе поставлены конкретные задачи по достижению уровня доходов в соответствии уже не с прожиточным минимумом, а минимальным потребительским бюджетом.
Республика Татарстан является не только экономически развитым субъектом Российской Федерации, но и территорией, обладающей огромным историко-культурным наследием, глубина и разнообразность которого определяется сплетением культур и религий различных народов. Историческим центром наследия республики является ее столица - г. Казань, которая в 2005 году отметит 1000-летие своего основания. Богатая многовековая культура города отражена более чем в 630 монументальных памятниках истории и культуры, сосредоточенных в уникальном историческом центре площадью 17 км2 (по историко-культурной ценности и сохранности наследия Казань стоит в одном ряду с Москвой и Санкт-Петербургом). Историко-культурное наследие представлено не только в виде отдельных памятников истории и культуры, но главное - в виде ценной исторической застройки (более 4 тыс. зданий), создающей целостность историко-архитектурного образа исторического центра.
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" разработана как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс правовых, организационных, научно-технических, производственно-хозяйственных, экологических, социальных и других мероприятий, обеспечивающий достижение поставленных целей и решение связанных с ними задач.
Федеральная целевая программа "Сохранение и развитие исторического центра г. Казани", реализуется в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" в качестве подпрограммы и была разработана в соответствии с протокольными решениями Государственной комиссии по подготовке к празднованию 1000-летия основания г. Казани под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина от 22 марта 2000 г. N ВП-П11-8пр и от 19 января 2001 г. N 2, поручением Президента Российской Федерации от 15 февраля 2001 г. N Пр-304.
Цель подпрограммы - восстановление уникального евроазиатского культурно-исторического и архитектурно-градостроительного наследия народов, проживающих в центрально-европейской части Российской Федерации, проведение инфраструктурных преобразований исторического центра г. Казани для его сохранение и функционирования, как составной части современного города.
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" реализуется в 2001-2006 гг. и осуществляется в один этап.
В связи с реализацией Программы предстоит осуществить разработку новых и пересмотр ряда действующих республиканских законодательных актов, нормативных и методических документов, организовать информационно-аналитическое сопровождение для контроля параметров социально-экономического развития республики, обеспечить управление осуществлением Программы.
Ресурсное обеспечение
Главным содержанием Программы является совокупность инвестиционных проектов и социальных мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом. До 2006 года подлежат выполнению 211 инвестиционных проектов, в том числе 131 комплексный инвестиционный проект подпрограммы "Сохранение и развитие исторического центра г. Казани", и 24 комплексных социальных мероприятия, относящихся ко всем основным направлениям социально-экономического развития Республики Татарстан.
В рамках Программы будут проведены работы по направлениям: капитальные вложения, прочие текущие мероприятия; обеспечено финансирование всей совокупности инвестиционных проектов. Инвестиционными проектами, в том числе по капитальному строительству, реконструкции и реставрации, предусматривается финансирование проектных работ (прикладных, технологических и конструкторских), объемы которых определяются соответствующими технико-экономическими расчетами затрат и сметами на реализацию конкретных проектов.
Общий объем финансовых ресурсов для реализации Программы с учетом подпрограммы составляет 374,63 млрд. рублей (Таблица 0.1). Основными источниками средств являются:
средства федерального - 81,27 млрд. рублей (21,69 процента);
бюджета
средства бюджета - 62,59 млрд. рублей (16,71 процента);
Республики Татарстан
средства бюджета города - 6,08 млрд. рублей (1,62 процента);
Казани
средства предприятий и - 117,59 млрд. рублей (31,39 процента);
организаций
кредиты коммерческих - 87,63 млрд. рублей (23,39 процента);
банков
иностранные кредиты - 19,47 млрд. рублей (5,20 процента).
Бюджетные средства, предусмотренные на осуществление программных мероприятий, из всех видов бюджетов (федерального, республиканского, городского) подлежат ежегодному уточнению. В связи с планируемыми изменениями налогового законодательства, в частности принятием и внесением изменений в статьи второй части Налогового кодекса Российской Федерации, величина выпадающих доходов республиканского бюджета возрастет, что потребует увеличения размера компенсации республиканскому бюджету за счет средств выделяемых из федерального бюджета.
Основные итоги реализации Программы
В результате выполнения Программы, решения задач и достижения целей, поставленных на период до 2006 года, экономика и социальная сфера республики выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивое развитие республики в рамках действующего федерального законодательства, центр столицы республики превратится в культурно-исторический и архитектурно-градостроительный комплекс с высоким уровнем качества проживания населения, международной, туристической, деловой, культурной и научной активности, город будет подготовлен к празднованию 1000-летия со дня своего основания - событию мирового масштаба.
Повышение уровня жизни населения республики станет возможным благодаря успехам, достигнутым в экономическом развитии, один из основных показателей которого - валовой региональный продукт - в 2006 году составит более 120% к уровню 2001 года. Такие темпы будут обеспечены за счет развития приоритетных промышленных отраслей республики, обеспечивающих ее конкурентоспособность и реализацию стратегических преимуществ.
В нефтедобыче будет обеспечено использование современного нефтепромыслового оборудования и внедрены передовые технологии добычи, что позволит увеличить уровень годовой добычи нефти на 2,98 млн.т и довести его к 2006 году до 30,00 млн.тонн.
В химической и нефтехимической промышленности будут созданы экспорт-ориентированные предприятия по производству пользующегося повышенным спросом линейного полиэтилена, синтетического изопренового каучука, шин для малотоннажных автомобилей грузоподъемностью от 0,3 до 1,5 т, двуводного хлористого кальция с освоением выпуска гранулированного продукта мощностью 9 тыс.т в год, высоколиквидных продуктов (метанола и карбамида).
На большинстве предприятий машиностроения реализация Программы позволит развить производство продукции двойного назначения, а также освоить производство наукоемкой техники и технологии для гражданских отраслей экономики. Наиболее важным в плане федеральной значимости является реализация проекта по созданию производства новых большегрузных автомобилей с повышенными техническими показателями семейства грузовых машин (КАМАЗ 65115) мощностью 9,2 тыс. шт. в год. Огромное значение для промышленности не только республики, но и всей Российской Федерации, имеет также реализация совместно с фирмой "Дженерал Моторс" проекта по созданию в г. Елабуге крупносерийного автосборочного производства легковых автомобилей марок "Шевроле -Блейзер" и "Опель-Вектра".
Реализация Программы позволит осуществить конверсию и диверсификацию на предприятиях военно-промышленного комплекса, прежде всего - в авиастроении. На ГУП "КАПО им. С.П. Горбунова" к 2007 году будет налажено производство современных среднемагистральных самолетов ТУ-214, предназначенных для осуществления как пассажирских, так и грузовых и грузопассажирских перевозок, мощностью до 24 шт. в год, что позволит произвести замену морально устаревшего и физически изношенного парка воздушных судов авиакомпаний Республики Татарстан и Российской Федерации.
Развитие транспортного узла Республики позволит увеличить грузооборот на 19,9% и приведет к формированию современной сферы услуг по складированию и перевозке грузов.
Проведение комплекса реставрационных работ позволит обеспечить сохранение существующих и восстановление утраченных объектов историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия исторической части г. Казани, включая памятники ансамбля Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль", более 30 крупных памятников федерального значения, в том числе комплексы Богородицкого и Воскресенского монастырей, мечети Марджани, Казанского государственного университета.
Будет полностью ликвидирован ветхий жилой фонд в г. Казани, при этом обеспечено переселение в благоустроенное жилье более 18 тыс. семей.
Пуск первой линии городского метрополитена, соединяющей центр города с основными промышленными центрами и жилыми массивами города, позволит решить транспортные проблемы исторического центра города.
В результате реализации проектов Программы, а также увеличения загрузки строительных предприятий и организаций, привлекаемых для выполнения строительно-монтажных работ в рамках Программы, и предприятий-смежников текущие налоговые платежи в республиканский бюджет в 2006 году составят 20,9 млрд. рублей, а в 2007 году превысят 27,8 млрд. рублей. За период реализации Программы будут обеспечены дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в размере 195,16 млрд. рублей, в том числе в республиканский бюджет - 66,3 млрд. рублей, федеральный - 128,86 млрд. рублей.
Важнейшим показателем, характеризующим результаты реализации программных мероприятий для социальной сферы республики, является изменение количества рабочих мест. Реализация проектов и мероприятий с 2001 по 2006 гг., потребует участия 191 569 работников, из этого числа 29 334 - это вновь созданные рабочие места.
Источники финансирования мероприятий и проектов федеральной целевой
программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан
до 2006 года" (с учетом подпрограммы "Сохранение
и развитие исторического центра г.Казани")
(млн. рублей, в ценах текущих лет)
Таблица 0.1
/-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------\
| Показатели/годы | Итого | 2001 | 2002 | 2003 | 2004-2006 | К итогу |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
|финансовые средства по Программе,|374 628,63 | 44 094,57 | 64 914,93 | 70 354,72 |195 264,41 | 100,00% |
|всего | | | | | | |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
|федеральный бюджет * | 81 274,90 | 11 976,10 | 17 210,10 | 16 688,80 | 35 399,90 | 21,69% |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
| в том числе: | | | | | | |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
| по подпрограмме "Сохранение и| 19 750,00 | 1 000,00 | 4 687,50 | 4 687,50 | 9 375,00 | 5,27% |
| развитие исторического центра| | | | | | |
| г.Казани" | | | | | | |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
| их них: | | | | | | |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
| прямые бюджетные ассигнования| 7 750,00 | 1 000,00 | 1 250,00 | 1 522,00 | 3 978,00 | 2,07% |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
| Гарантии Правительства| 12 000,00 | - | 3 437,50 | 3 165,50 | 5 397,00 | 3,20% |
| Российской Федерации по| | | | | | |
| привлеченным кредитам | | | | | | |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
|бюджет Республики Татарстан * | 62 594,30 | 7 323,99 | 8 437,16 | 10 306,23 | 36 526,92 | 16,71% |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
|бюджет города Казани* | 6 080,00 | 1 080,00 | 1 250,00 | 1 250,00 | 2 500,00 | 1,62% |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
|собственные средства участников |117 579,23 | 12 429,02 | 20 548,08 | 23 307,48 | 61 294,65 | 31,39% |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
|кредиты коммерческих банков ** | 87 628,88 | 7 499,44 | 9 966,48 | 14 711,60 | 55 451,36 | 23,39% |
+-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
|иностранные кредиты и средства| 19 471,32 | 3 786,02 | 7 503,11 | 4 090,61 | 4 091,58 | 5,20% |
|международных организаций ** | | | | | | |
\-----------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------/
* Подлежат ежегодной корректировке, исходя из возможностей бюджета и с учетом изменений в налоговом законодательстве.
** В том числе под гарантии Кабинета Министров Республики Татарстан.
Паспорт федеральной целевой программы
"Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года"
Наименование Программы Федеральная целевая программа
"Социально-экономическое развитие
Республики Татарстан до 2006 года"
Основание для разработки поручение исполняющего обязанности
Программы Президента Российской Федерации В.В.
Путина от 8 апреля 2000 г. N Пр-679
(пункт 2)
Государственный заказчик Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации
Основные разработчики Кабинет Министров Республики Татарстан;
Международный фонд развития регионов
Основная цель Программы главной целью Программы является
устойчивое развитие экономики и
реформирование социальной сферы
республики и на этой основе поэтапное
вхождение Республики Татарстан в единое
бюджетное правовое пространство
Российской Федерации.
Достижение поставленной цели означает
переход к формированию республиканского
бюджета в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
при этом доходы республиканского
бюджета, начиная с 2007 года, должны
обеспечивать условия для
функционирования и развития экономики, а
также качество жизни населения
республики на более высоком уровне, чем
тот, который был бы достигнут в условиях
действия соглашений о бюджетных
взаимоотношениях между Российской
Федерацией и Республикой Татарстан .
В период реализации Программы
достигнутый уровень бюджетной
обеспеченности населения республики
будет поддерживаться в том числе за счет
средств, получаемых в рамках
межбюджетных отношений между Республикой
Татарстан и Российской Федерацией.
Основные задачи Программы увеличение объемов и обеспечение
высокого уровня рентабельности
нефтедобычи за счет структурной
перестройки отрасли, переоснащения
нефтепромыслового хозяйства для добычи
высокосернистой нефти в условиях
естественного истощения запасов;
внедрение передовых технологий глубокой
переработки нефти с освоением
производства конкурентоспособных видов
продукции химической и нефтехимической
промышленности;
освоение на ведущих
автомобилестроительных и
авиастроительных предприятиях выпуска
высококачественной, конкурентоспособной
продукции;
повышение качества и
технико-экономических показателей
выпускаемой и освоение производства
новых видов продукции в строительной
отрасли;
комплексное развитие сельского
хозяйства, обеспечение потребности
населения республики в основных
продуктах питания за счет внедрения
передовых технологий производства
сельхозпродукции и комплексного решения
вопросов семеноводства, племенноводства
и производства минеральных удобрений,
развития перерабатывающей базы;
перераспределение в целях использования
выгодного географического положения
республики пассажиро- и грузопотоков,
проходящих через территорию других
регионов Российской Федерации, на
республиканские транспортные узлы за
счет модернизации транспортной
инфраструктуры;
обеспечение экологического благополучия
республики за счет защиты источников
питьевого водоснабжения, снижения уровня
сбросов сточных вод, решения вопросов
утилизации и захоронения отходов;
повышение качества жизни и достижение
уровня доходов населения в соответствии
с минимальным потребительским бюджетом
Сроки и этапы реализации Программа осуществляется в 2001 - 2006
гг. и реализуется в один этап
Перечень разделов Программы Нефтедобывающая промышленность;
Химическая и нефтехимическая
промышленность;
Машиностроение;
Стройиндустрия;
Аграрно-промышленный комплекс;
Транспорт и связь;
Развитие жилищно-коммунального
хозяйства;
Улучшение экологической ситуации;
Решение социальных проблем;
Прочие мероприятия;
Подпрограмма "Сохранение и развитие
исторического центра г.Казани"
Исполнители основных федеральные органы исполнительной
мероприятий власти;
органы исполнительной власти Республики
Татарстан;
производственные предприятия и
учреждения непроизводственной сферы
Республики Татарстан
Исполнители программных мероприятий,
поставщики оборудования будут
определяться на конкурсной основе в
соответствии с Федеральным законом от 6
мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на
размещение заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд"
Объемы и источники суммарный объем финансирования Программы
финансирования в 2001-2006 гг. составляет 309 698,63
млн. рублей (в ценах текущих лет)
Источники финансирования (млн. рублей):
/-----------------------+------------+------------+-------------+------------+----------------+--------------\
| Показатели/Годы | Итого | 2001 | 2002 | 2003 | 2004-2006 | к Итогу |
+-----------------------+------------+------------+-------------+------------+----------------+--------------+
|финансовые средства,| 309 698,63 | 35 878,63 | 48 067,93 | 54 239,79 | 171 512,28 | 100,00% |
|всего* | | | | | | |
+-----------------------+------------+------------+-------------+------------+----------------+--------------+
|собственные средства| 1106 98,29 | 11 566,21 | 18 713,83 | 21 392,21 | 59 026,04 | 35,74% |
|участников | | | | | | |
+-----------------------+------------+------------+-------------+------------+----------------+--------------+
|федеральный бюджет ** | 61 524,90 | 10 976,10 | 12 522,60 | 12 001,30 | 26 024,90 | 19,87% |
+-----------------------+------------+------------+-------------+------------+----------------+--------------+
|бюджет Республики| 42 740,10 | 3 353,99 | 4 467,16 | 6 336,23 | 28 582,72 | 13,80% |
|Татарстан ** | | | | | | |
+-----------------------+------------+------------+-------------+------------+----------------+--------------+
|кредиты коммерческих| 84 992,02 | 7 370,48 | 8 939,28 | 13 444,90 | 55 237,36 | 27,44% |
|банков | | | | | | |
+-----------------------+------------+------------+-------------+------------+----------------+--------------+
|иностранные кредиты и| | | | | | |
|средства международных| 9 743,32 | 2 611,85 | 3 425,06 | 1 065,15 | 2 641,26 | 3,15% |
|организаций | | | | | | |
\-----------------------+------------+------------+-------------+------------+----------------+--------------/
* Без учета финансирования подпрограммы "Сохранение и развитие исторического центра г. Казани"
** В пределах поступлений доходов от уплаты федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет с территории Республики Татарстан; подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджета и с учетом изменений в налоговом законодательстве.
Система - государственный заказчик, Кабинет Министров
контроля за Республики Татарстан и администрация г. Казани
исполнением отвечают соответственно за своевременное и полное
Программы проведение мероприятий и реализацию проектов
Программы. Административный контроль
государственного заказчика, Кабинета Министров
Республики Татарстан и администрации г. Казани
дополняется текущим финансовым контролем за
использованием средств федерального,
республиканского и городского бюджетов.
Министерство финансов Российской Федерации
контролирует предоставление финансовых ресурсов
исполнителям в сроки и объемах, утвержденных
Программой. Госкомстат России осуществляет
систематический учет выполнения показателей
Программы
Ожидаемые - увеличение валового регионального продукта более
конечные чем на 20% по отношению к уровню 2001 года;
результаты обеспечение с 2001 по 2006 гг. дополнительных
Программы платежей в бюджеты всех уровней в размере 195
161,96 млн. рублей (в ценах текущих лет), в том
числе:
в федеральный бюджет - 128 858,15 млн. рублей,
в республиканский бюджет - 66 303,81млн. рублей;
доведение уровня годовой добычи нефти до
30,00 млн.т;
создание экспорт-ориентированных производств на
базе ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО
"Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина", ОАО
"Химзавод им.Л.Я.Карпова";
создание производства современных
среднемагистральных самолетов ТУ-214 мощностью до
24 шт. в год;
создание производства грузовых машин КАМАЗ
65115 мощностью 9,2 тыс. шт. в год, реализация
совместно с "Дженерал Моторс" проекта по созданию в
г. Елабуге крупносерийного автосборочного
производства легковых автомобилей марок
"Шевроле-Блейзер" и "Опель-Вектра" мощностью 55
тыс. шт. в год;
доведение годовых объемов сельскохозяйственной
товарной продукции до 4-4,5 млн.т зерна, 1,0 млн.т
сахарной свеклы, 1,3 млн.т картофеля, 300 тыс.т
овощей, 85 тыс.т маслосемян рапса и подсолнечника,
300 тыс.т мяса скота и птицы, 1,5 млн.т молока;
создание 14334 новых и сохранение 162235
существующих рабочих мест
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
1.1. Социально-экономическое положение Республики Татарстан
1.2. Анализ бюджета Республики Татарстан
1.3. Потенциал развития Республики Татарстан
1.4. Необходимость решения проблем Республики Татарстан
программно-целевыми методами
1.1. Социально-экономическое положение Республики Татарстан
Республика Татарстан расположена в центре Российской Федерации на Восточно-европейской равнине в месте слияния крупнейших рек - Волги и Камы. На территории республики площадью 7,8 тыс. км2 (0,4% общей площади Российской Федерации) проживает 3,8 млн. человек (2,6% общей численности населения Российской Федерации). Республика Татарстан граничит с республиками Башкортостан, Чувашия, Марий Эл и Удмуртия, Самарской, Ульяновской, Кировской и Оренбургской областями (рис. 1).
Республика Татарстан входит в Приволжский федеральный округ и является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом и стабильным сельским хозяйством. По величине валового регионального продукта в расчете на душу населения по итогам 1998 года республика занимала 21-е место в России (17,9 тыс. рублей, в среднем по Российской Федерации - 16,5 тыс. рублей). В 2000 году объем валового регионального продукта составил, по предварительной оценке, 193,7 млрд. рублей или 51,3 тыс. рублей на душу населения.
Республика Татарстан располагает развитой транспортной сетью, основу которой составляют автомагистрали, железные дороги, авиалинии и четыре судоходные реки: Волга, Кама, Вятка и Белая. Крупнейшими транспортными узлами являются города Казань, Агрыз, Зеленодольск, Бугульма, Набережные Челны, Нижнекамск. Республика связана воздушным сообщением с 70 городами России, стран СНГ и дальнего зарубежья. По территории Республики Татарстан проходит система магистральных нефте- и газопроводов, обеспечивающих перетоки нефти и газа в ближнее и дальнее зарубежье.
Столица Республики Татарстан - г. Казань, один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров России, расположенный на реке Волге. Город, издавна являвшийся торговым посредником между Востоком и Западом, и сегодня играет большую роль в экономических и международных связях Республики Татарстан и Российской Федерации.
Республика Татарстан - один из немногих субъектов Российской Федерации, в котором, несмотря на общий спад промышленного производства, наблюдавшийся в России в 1990-х годах, удалось уже с 1995 года обеспечить его рост, который, несмотря на небольшой спад в 1998 году, продолжается и в настоящее время - в 2000 году рост промышленного производства составил около 10% (диагр. 1). Закрепление положительной тенденции развития промышленного производства Республики Татарстан стало возможным за счет расширения внутреннего рынка и благоприятной ситуации, сложившейся на внешних рынках, в частности роста цен на нефтепродукты в 1999 году.
Диаграмма 1
Рисунок не приводится
Вместе с тем, из приведенной в таблице 1 динамики основных показателей экономического развития республики за период с 1990 года видно, что, несмотря на успехи последних пяти лет, экономика республики так и не смогла полностью восстановиться.
Таблица 1
Динамика основных показателей Республики Татарстан (в % к 1990 году)
/-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------\
| | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
|Продукция промышленности*| 100 | 98,0 | 86,0 | 74,0 | 60,0 | 61,0 | 63,0 | 66,0 | 66,0 | 73,0 | 79,6 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| в том числе: | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Электроэнергетика | 100 | 99,5 | 90 | 91 | 74 | 74 | 82 | 74 | 72 | 75 | 78 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Топливная | 100 | 95 | 87 | 76 | 70 | 75 | 73 | 76 | 76 | 77 | 79,6 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Черная металлургия | 100 |101,9 | 87,5 | 45,4 | 16,4 | 17,1 | 18,8 | 26,4 | 20,8 | 20,6 | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Химическая и | 100 | 96,0 | 79,0 | 66,0 | 50,0 | 51,0 | 55,0 | 57,0 | 58,0 | 62,5 | 69,1 |
| нефтехимическая | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Машиностроение и | 100 |104,0 | 89,0 | 64,0 | 50,0 | 45,0 | 39,0 | 36,0 | 26,0 | 34,0 | 47,2 |
| металлообработка | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Лесная и | 100 | 99,8 | 92,0 | 115,0 | 85,0 | 72,0 | 66,0 | 65,0 | 65,0 | 71,0 | 81,2 |
| деревообрабатывающая | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Производство | 100 | 97,0 | 91,0 | 101,0 | 74,0 | 67,0 | 72,0 | 62,0 | 54,0 | 52,0 | 58,4 |
| строительных | | | | | | | | | | | |
| материалов | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Легкая | 100 |107,0 | 95,0 | 86,0 | 56,0 | 42,0 | 35,0 | 29,0 | 25,0 | 25,0 | 29,9 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Пищевая | 100 | 90,0 | 82,0 | 85,0 | 80,0 | 67,0 | 60,0 | 66,0 | 66,0 | 68,0 | 75,4 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Сельское хозяйство | 100 | 97,0 | 100,9 | 102,9 | 98,8 | 96,6 | 102,9 |110,3 | 77,4 | 83,0 | 81,3 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Инвестиции в основной | 100 | 88,0 | 52,1 | 48,1 | 29,5 | 31,7 | 27,7 | 27,2 | 23,3 | 25,2 | 28,9 |
| капитал | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Ввод в действие общей | 100 | 92,0 | 84,7 | 75,6 | 71,6 | 77,4 | 80,8 | 82,1 | 85,5 | 87,5 | 85,1 |
| площади жилых домов | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Розничный товарооборот| 100 | 88,7 | 85,5 | 102,3 | 96,5 | 83,4 | 85,4 | 87,5 | 80,8 | 72,5 | 76,3 |
| во всех каналах | | | | | | | | | | | |
| реализации | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------+
| Платные услуги | 100 | 80,1 | 48,9 | 35,0 | 19,2 | 18,3 | 15,7 | 14,9 | 14,8 | 15,5 | 15,8 |
| населению | | | | | | | | | | | |
\-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+------+-------+------/
* По кругу средних и крупных предприятий.
Промышленный профиль Республики Татарстан определяют химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, пищевая промышленность, легкая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
На территории республики выделяются три промышленных района:
- северо-западный старопромышленный, основой которого служит Казанско-Зеленодольская городская агломерация; ведущими отраслями промышленности района являются машиностроение, химическая и легкая промышленность;
- индустриальный северо-восточный с ядром в Набережночелнинско-Нижнекамской городской агломерации со специализацией на автомобилестроении, химической промышленности и электроэнергетике;
- юго-восточный нефтедобывающий с развивающимся машиностроением.
Крупнейшими промышленными объединениями республики являются ОАО "КамАЗ" (г. Набережные Челны), ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина" (г. Нижнекамск), ОАО "Татнефть" (г. Альметьевск), ОАО "Казаньоргинтез", ГУП "КАПО им. С.П. Горбунова", ОАО "Казанский вертолетный завод" (г. Казань).
В расчете на душу населения в 1999 году выпуск промышленной продукции составил 26,6 тыс. рублей - 15-е место в России (в среднем по Российской Федерации - 18,3 тыс. рублей), в 2000 году - более 50,0 тыс. рублей. В 2000 году объем промышленного производства составил 193,7 млрд. рублей, индекс физического объема производства - 109,8% к уровню 1999 года. За 2000 год было добыто 27,2 млн.т нефти (103,3% к уровню 1999 года), произведено 33,7 тыс. легковых автомобилей (119,9%), 23,3 тыс. грузовых автомобилей (157,9%), 219,5 тыс.т синтетических каучуков (115,6%), 366,7 тыс.т полиэтилена (100,2%).
За последнее десятилетие в структуре промышленности наблюдается резкое увеличение удельного веса предприятий добывающей промышленности и сектора первичной переработки сырья. Так, в 2000 году удельный вес топливной промышленности вырос на 8,1% по сравнению с 1999 годом и достиг 40,1%. В последние годы резко увеличился удельный вес машиностроения - если в 1998 году он составлял 14,9%, то в 2000 году увеличился до 21,1%; увеличивается доля производства строительных материалов (таблица 2, диагр. 2).
Таблица 2
Структура промышленного производства в Республике Татарстан (%)
/-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------\
| | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
|Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
| в том числе: | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
| Электроэнергетика | 5,9 | 4,2 | 5,7 | 11,1 | 12,3 | 12,4 | 11,1 | 11,2 | 11,5 | 6,7 | 5,1 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
| Топливная | 6,4 | 8,8 | 21,8 | 17,4 | 19,4 | 21,2 | 20,7 | 22,7 | 28,5 | 32,0 | 40,1 |
| промышленность | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
| Машиностроение и | 40,4 | 33,8 | 26,8 | 22,4 | 22,5 | 19,5 | 19,1 | 18,6 | 14,9 | 20,3 | 21,1 |
| металлообработка | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
| Черная металлургия | 0,7 | 0,7 | 1,1 | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
| Химическая и | 20,4 | 19,1 | 25,9 | 24,4 | 22,3 | 25,6 | 26,7 | 25,9 | 21,4 | 21,0 | 18,9 |
| нефтехимическая | | | | | | | | | | | |
| промышленность | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
| Лесная и | 2,0 | 1,8 | 1,0 | 1,3 | 1,7 | 2,0 | 1,9 | 1,7 | 2,0 | 2,4 | 1,7 |
| деревообрабатывающая | | | | | | | | | | | |
| промышленность | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
| Производство | 3,1 | 3,4 | 2,9 | 4,4 | 3,7 | 3,3 | 4,0 | 3,2 | 4,3 | 2,5 | 5,6 |
| строительных | | | | | | | | | | | |
| материалов | | | | | | | | | | | |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
| Легкая промышленность| 8,1 | 11,1 | 3,9 | 3,8 | 3,5 | 2,6 | 2,1 | 1,7 | 1,5 | 1,3 | 1,0 |
+-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------+
| Пищевая | 11,4 | 14,6 | 10,0 | 13,0 | 12,4 | 10,8 | 11,8 | 11,9 | 9,6 | 8,7 | 6,5 |
| промышленность | | | | | | | | | | | |
\-------------------------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+------+------/
Доля основных отраслей в общем объеме продукции промышленности
в 2000 году (%)
/-----------------------------------------------------------------------\
|I. Электроэнергетика V. Лесная, деревообрабатывающая|
| промышленность |
| |
|II. Топливная промышленность VI. Промышленность стройматериалов |
| |
|III. Химическая и нефтехимическая VII. Легкая промышленность |
| промышленность |
| |
|IV. Машиностроение и VIII. Пищевая промышленность |
| металлообработка |
\-----------------------------------------------------------------------/
Диаграмма 2
В целом диверсификация промышленности является положительным явлением на современном этапе развития экономики Российской Федерации - регионы, которые не имеют (или утратили) явно выраженную отраслевую специализацию, восстановились и развиваются более динамично. Поэтому Республика Татарстан лишь подтверждает общее правило (диагр. 3).
Несмотря на положительные тенденции в развитии промышленности, серьезной проблемой является большой износ производственных фондов, который в 1999 году составил около 70%, при этом коэффициент обновления оборудования снизился с 6% в начале 1990-х годов до 3% в 2000 году.
Диаграмма 3
Рисунок не приводится
Удельный вес 90 крупных и средних предприятий в общем объеме промышленного производства по итогам 2000 года составил 80,5%, объем производства - 156,0 млрд. рублей, индекс физического объема - 110,2%.
На долю нефтедобывающей промышленности приходится 40% промышленного производства, 33% основных производственных фондов. Добыча нефти в 2000 году составила 27,2 млн.т (103,3% к уровню 1999 года), вместе с нефтью добывается около 40 м3 попутного газа на каждую тонну нефти.
Основным добывающим предприятием республики является ОАО "Татнефть", которым в 1999 году было добыто почти 23 млн.т. ОАО "Татнефть" занимает устойчивое положение среди ведущих нефтяных компаний России, удерживая четвертую позицию по объему добычи - ее доля составляет свыше 8% от всей нефти, добываемой на территории России. В мировом нефтяном бизнесе ОАО "Татнефть" занимает 30-е место по объемам добычи и 18-е - по запасам нефти.
Безусловно, наличие в республике месторождений нефти и производств по ее глубокой переработке во многом смягчили для нее последствия экономического кризиса в стране. Однако считать, что сложившаяся структура промышленного производства является оптимальной с точки зрения обеспечения устойчивого развития экономики и социальной сферы республики нельзя. Сформировавшееся положение делает бюджетную систему республики чрезмерно чувствительной к любым переменам в добыче нефти, ее переработке, в ценах на нефть и нефтепродукты: в 1999 году предприятия этих отраслей об
Заголовок:
|
Постановление Правительства РФ от 24 августа 2001 г. N 625 "О федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года" |
Тип документа:
|
Постановление Программа |
Статус:
|
Действующий |
Дата:
|
2001-08-24 |
Тип информации:
|
Документы |
Территория:
|
Российская Федерация |
Блок:
|
Архивы ГАРАНТа. Россия |
Орган:
|
Правительство России и СССРПравительство России |
Позиционируется в разделах:
|
Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности\Государственное регулирование предпринимательской деятельности |
|
|