Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71
"О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты"
(с изменениями от 8 апреля 2000 г., 19 марта 2002 г.)
В целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, и некоторых других категорий граждан Правительство Российской Федерации постановляет:
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 315 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" (далее именуется - Программа), предусматривающую обеспечение в 1998-2002 годах постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.
Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 450 срок действия указанной программы продлен на 2003 г.
2. Признать целесообразным обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о присвоении Программе статуса президентской.
Указом Президента РФ от 28 января 1998 г. N 102 программе придан статус президентской
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в годовых прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации и проектах федерального бюджета на 1998 год и последующие годы выделение финансовых средств в объемах, необходимых для реализации Программы.
О порядке зачисления в федеральный бюджет средств, предусмотренных для финансового обеспечения президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", и их предоставления в 1999 году см. постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1157
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 315 в пункты 4 - 6 настоящего постановления внесены изменения
См. текст пунктов в предыдущей редакции
4. Министерству финансов Российской Федерации:
обеспечивать в первоочередном порядке финансирование Программы в пределах средств, ежегодно предусматриваемых на ее реализацию, и контроль за использованием выделяемых средств;
представлять ежеквартально в Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу данные о ходе финансирования Программы.
5. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Государственному комитету Российской Федерации по статистике внести в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о введении статистической отчетности о ходе реализации Программы.
Об утверждении форм и сроков предоставления информации о ходе реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты см. постановление Госстроя РФ от 22 мая 2002 г. N 30
О введении единой электронной формы отчетности о ходе реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты см. постановление Госстроя РФ от 18 февраля 2000 г. N 16
6. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу обеспечить контроль за выполнением Программы и ежеквартально докладывать Правительству Российской Федерации о ходе ее реализации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
| В.Черномырдин
|
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. N 168 в настоящую Программу внесены изменения
См. текст Программы в предыдущей редакции
Федеральная целевая программа
"Государственные жилищные сертификаты"
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71)
(с изменениями от 8 апреля 2000 г., 19 марта 2002 г.)
Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 450 срок действия настоящей программы продлен на 2003 г.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 настоящая программа включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной вышеназванным постановлением
Указом Президента РФ от 28 января 1998 г. N 102 настоящей программе придан статус президентской
Паспорт Федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты"
1. Содержание проблемы
2. Основные цели, задачи и положения Программы
3. Масштабы, сроки и этапы реализации Программы
4. Граждане - участники Программы
5. Предоставление безвозмездной субсидии гражданам - участникам
Программы
6. Организационная схема реализации Программы
7. Потребность в ресурсах
Паспорт
Федеральной целевой программы
"Государственные жилищные сертификаты"
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Государственные
жилищные сертификаты"
Дата принятия решения о - поручение Президента Российской Федерации от 2
разработке Программы ноября 1997 г. N Пр-1777
Государственный заказчик - Государственный комитет Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу
Цели и задачи Программы - ускорение сроков обеспечения жильем граждан,
увольняемых и уволенных с военной службы, и
членов их семей, мобилизация бюджетных и
внебюджетных ресурсов для предоставления этим
гражданам средств на приобретение жилья,
привлечение внебюджетных средств для
завершения начатого строительства жилья
Система организации - органы исполнительной власти субъектов
контроля за исполнением Российской Федерации представляют
Программы ежеквартально в Государственный комитет
Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу отчет о ходе
реализации Программы. Обобщив указанные
отчеты, Государственный комитет информирует
Правительство Российской Федерации об итогах
года с внесением предложений по
совершенствованию реализации Программы
1. Содержание проблемы
Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777, направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (в том числе подлежащих переселению из закрытых военных городков), а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и членов их семей. Программа устанавливает основной механизм обеспечения жильем указанных категорий граждан и определяет основные источники финансирования программных мероприятий, включая государственные средства, собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков.
В настоящее время 160980 семей граждан, уже уволенных с военной службы, все еще не имеют положенных им по закону жилых помещений для постоянного проживания.
Реформирование армии приведет к увеличению числа семей граждан, уволенных с военной службы и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, до 210 тысяч.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" Программа охватывает сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, а также членов их семей.
Проблеме обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, всегда уделялось большое внимание, в последние годы - в рамках реализации Государственной программы обеспечения в 1993-1995 годах жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и Государственной целевой программы обеспечения в 1996-1997 годах жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей. Основной упор в этих программах делался на финансирование за счет средств федерального бюджета строительства государственного и муниципального жилья и его предоставление по договору социального найма. С 1993 по 1996 год было построено и приобретено жилье общей площадью 12,5 млн.кв. метров, из них 80 процентов - для военнослужащих и 20 процентов - для граждан, уволенных с военной службы.
Предпринимались попытки решения жилищной проблемы уволенных и увольняемых с военной службы граждан посредством предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность. Однако эта форма обеспечения жильем не получила развития, и темпы обеспечения жильем указанных категорий граждан постоянно снижаются.
Политика финансирования за счет средств федерального бюджета строительства жилья в условиях высокой инфляции и острого бюджетного дефицита привела к возникновению большого числа не завершенных строительством жилых домов, находящихся в федеральной собственности (15,82 млн. кв. метров, то есть 140 процентов объема площади жилья, необходимой для решения жилищной проблемы 210 тыс. семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы).
Одновременно в результате проведения жилищной реформы начал функционировать рынок жилья. Сегодня на этом рынке имеется значительное количество жилья, предназначенного для продажи, но не находящего спроса. Дальнейшее развитие рынка жилья зависит от увеличения платежеспособности населения, в том числе с помощью государственной поддержки и создания механизмов кредитования строительства и приобретения жилья.
С другой стороны, уровень доходов граждан, увольняемых или уволенных с военной службы, при существующих ценах на жилье не позволяет им приобрести жилье только за счет собственных средств. В связи с этим для ускорения темпов обеспечения жильем данной категории граждан требуется комплексное решение указанной проблемы посредством значительного расширения практики предоставления безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета и долгосрочных банковских кредитов в части стоимости жилья, не покрываемой субсидией.
Опыт предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою более высокую по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства эффективность.
Данная форма позволяет:
ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления гражданам возможности приобретения готового жилья на рынке;
предоставить гражданам право свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья;
повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам-получателям;
экономить бюджетные средства путем повышения заинтересованности граждан в скорейшем получении жилья и их готовности частично использовать собственные или кредитные средства;
избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве.
Однако данная форма эффективна только в том случае, когда организационно-финансовый механизм предоставления субсидий позволяет задействовать помимо бюджетных средств собственные средства граждан и кредитные ресурсы коммерческих банков.
2. Основные цели, задачи и положения Программы
Главной целью Программы является скорейшее решение проблемы обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, уволенных или увольняемых со службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке и использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья.
С этой целью Программой предусматривается:
использование государственных средств для предоставления гражданам безвозмездных субсидий на приобретение жилья;
развитие системы долгосрочного банковского кредитования для приобретения жилья участниками Программы в части, не покрываемой безвозмездной субсидией.
Программа предусматривает, что право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют следующие категории граждан:
Об отказе в признании незаконными абзацев 6 и 7 раздела 2 настоящей Федеральной целевой программы см. решение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. N ВКПИ 02-129
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 августа 2002 г N КАС 02-380 решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2002 года в части признания несоответствующими закону и недействующими со дня вступления решения в законную силу слов "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и" содержащихся в абзацах 6 и 7 раздела 2 программы, утвержденной настоящим постановлением, оставлено без изменения
военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Применительно к настоящей Программе основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами являются:
отсутствие жилого помещения;
проживание в общежитии и служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Безвозмездная субсидия гражданам указанных категорий, принявшим решение участвовать в Программе (далее именуются - граждане - участники Программы), предоставляется за счет средств федерального бюджета в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме площади жилья, установленной для семей разной численности.
Граждане - участники Программы имеют право приобрести на первичном или вторичном рынках жилья у любых физических и(или) юридических лиц (одного или нескольких) жилые помещения (в том числе индивидуальный жилой дом, часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям и благоустроенные применительно к условиям населенных пунктов (в том числе в сельской местности), выбранных для постоянного проживания.
Граждане - участники Программы могут приобретать жилые помещения как за счет безвозмездной субсидии, так и с дополнительным привлечением собственных средств или кредитных ресурсов.
Право на получение и использование безвозмездной субсидии на приобретение жилья подтверждается государственным жилищным сертификатом - свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина - участника Программы на получение безвозмездной субсидии, которая может быть использована им только на приобретение жилого помещения.
Выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утверждает порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Программы.
См. Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Программы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. N 168
Государственный жилищный сертификат дает гражданину право на открытие в одном из отобранных по конкурсу банков блокированного целевого счета, на который будут зачислены денежные средства в размере выделенной безвозмездной субсидии, а также право использования этих средств для приобретения жилья в собственность в течение установленного срока действия государственного жилищного сертификата. Перечисление денежных средств на блокированные целевые счета владельцев государственных жилищных сертификатов осуществляется через органы федерального казначейства.
3. Масштабы, сроки и этапы реализации Программы
Расчетное число граждан - участников Программы - 210 тысяч. Реализация Программы рассчитана на пять этапов, продолжительность каждого этапа - 1 год. Общий срок выполнения Программы - 5 лет.
Государственные жилищные сертификаты выпускаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с графиком выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов, ежегодно разрабатываемым государственным заказчиком Программы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, и утверждаемым Правительством Российской Федерации.
График выпуска и распределения в 2003 году государственных жилищных сертификатов утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 февраля 2003 г. N 220-р
Срок действия государственного жилищного сертификата составляет 9 месяцев со дня его выдачи органами исполнительной власти:
Государственные жилищные сертификаты выпускаются в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, и распределяются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в равных долях (без учета государственных жилищных сертификатов, выпускаемых в связи с проведением военной реформы).
Между субъектами Российской Федерации распределение производится пропорционально числу граждан - участников Программы, состоящих на учете в органах местного самоуправления на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Между федеральными органами исполнительной власти распределение производится пропорционально заявленной ими потребности в сертификатах на соответствующий год (без учета государственных жилищных сертификатов, выдаваемых в связи с проведением военной реформы).
4. Граждане - участники Программы
Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным абзаца 1 раздела 4 настоящей программы см. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 августа 2002 г N КАС 02-380
Участие в Программе добровольное. Право на участие в Программе имеют граждане, указанные в разделе 2 Программы. Граждане могут реализовать свое право на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья только один раз.
Граждане - участники Программы должны быть полностью проинформированы об условиях реализации Программы и дать письменное согласие на участие в Программе на указанных условиях. Одновременно с этим они должны также дать письменное согласие на снятие с очереди на получение муниципального или государственного жилья в случае приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата.
Предоставление субсидии (государственного жилищного сертификата) осуществляется в соответствии с очередностью. В каждом субъекте Российской Федерации или федеральном органе исполнительной власти из общего числа граждан - участников Программы формируется отдельная очередь на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий.
Формирование очереди и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в отношении:
военнослужащих, увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации без предоставления жилых помещений для постоянного проживания, состоящих на учете для улучшения жилищных условий в указанных органах, - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации;
граждан, уволенных с военной службы, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, состоящих на учете для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с соответствующими военными комиссариатами, правоохранительными органами и органами местного самоуправления.
Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и подлежащие переселению из закрытых военных городков, имеют право на включение в списки на получение государственного жилищного сертификата как по месту постановки на учет для улучшения жилищных условий, так и в федеральном органе исполнительной власти, в ведении которого находится закрытый или обособленный военный городок. При получении государственного жилищного сертификата они теряют право на его получение в другом месте и исключаются из другой очереди. Контроль за исключением возможности вторичного получения государственного жилищного сертификата осуществляется в этом случае органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого граждане состоят на учете для улучшения жилищных условий.
О порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи см. Инструкцию, утвержденную приказом Министра обороны РФ от 12 ноября 1999 г. N 534, Инструкцию, утвержденную приказом ФАПСИ от 29 января 2003 г. N 13
Граждане, уволенные с военной службы, переселившиеся из закрытых военных городков в результате приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата, обязаны полностью освободить и сдать жилье, занимаемое ими ранее в закрытом или обособленном военном городке.
5. Предоставление безвозмездной субсидии гражданам - участникам Программы
Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным раздела 5 настоящей Федеральной программы см. решение ВК Верховного Суда РФ от 5 февраля 2003 г. N ВКПИ 02-136
Размер субсидии рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу государственного жилищного сертификата, указывается в государственном жилищном сертификате и является неизменным на весь срок его действия.
Расчет субсидии производится на дату выдачи государственного жилищного сертификата.
Расчетная стоимость приобретения жилого помещения по установленной социальной норме площади жилого помещения для семей разной численности определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания (для граждан - участников Программы, государственные жилищные сертификаты которым выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - на территории субъекта Российской Федерации по месту получения сертификата).
О динамике средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", см. справку
Размер безвозмездной субсидии, выделяемой гражданину - участнику Программы для приобретения жилого помещения, рассчитывается по формуле:
Р(руб) = С х Н, где
Р - размер безвозмездной субсидии;
С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади
жилья;
Н - социальная норма площади жилья (для граждан, имеющих право на
дополнительную общую площадь, прибавляется 15 кв. метров).
Размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (С) определяется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу по каждому субъекту Российской Федерации в соответствии с утверждаемой в установленном порядке методикой определения стоимости 1 кв. метра общей площади жилых домов для расчета безвозмездных субсидий на приобретение жилья на основании данных, представляемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и публикуется в средствах массовой информации.
Социальная норма площади жилья (Н), исходя из которой определяется размер безвозмездной субсидии, устанавливается в следующих размерах.
См. Методологические положения по наблюдению за уровнем и динамикой цен на рынке жилья, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 19 октября 2000 г. N 100
/----------------------------------+------------------------------------\
| Численность семьи (человек) | Социальная норма площади жилья |
| | (кв.метров общей площади) |
+----------------------------------+------------------------------------+
| 1 | 33 |
| 2 | 42 |
| 3 и более | 18 х n |
\----------------------------------+------------------------------------/
(n - численность семьи, состав которой определен жилищным законодательством)
Получив государственный жилищный сертификат, гражданин - участник Программы имеет право обратиться в один из отобранных по конкурсу банков и открыть в нем на свое имя блокированный целевой счет, на который в установленный срок будут перечислены денежные средства в размере выделенной гражданину безвозмездной субсидии.
Средства с блокированного целевого счета могут быть использованы только на оплату жилья в безналичной форме. Государственный жилищный сертификат должен быть использован владельцем в течение срока его действия.
Гражданин - участник Программы самостоятельно занимается поиском варианта решения своей жилищной проблемы. Ему предоставлена свобода выбора варианта приобретения жилья, то есть он имеет право приобретать любое готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. Гражданин - участник Программы может также предварительно договориться о приобретении готового жилья в строящемся жилом доме после завершения строительства.
О порядке оформления приобретения жилых помещений в строящихся домах после завершения строительства гражданами - участниками Программы см. практические рекомендации, утвержденные приказом Госстроя РФ от 6 мая 2000 г. N 106
Правила использования средств безвозмездной субсидии, находящихся на блокированных целевых счетах, на финансирование не завершенного строительством жилья определяются Правительством Российской Федерации.
Владелец государственного жилищного сертификата в течение срока его действия обязан заключить договор купли-продажи на приобретение жилого помещения и представить его в банк.
Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца государственного жилищного сертификата.
Общая (жилая) площадь приобретаемого жилого помещения (в расчете на одного члена семьи гражданина - участника Программы) не может быть меньше нормы общей (жилой) площади жилого помещения, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для постановки на учет для улучшения жилищных условий в месте приобретения жилья.
Договор купли-продажи должен быть зарегистрирован в органе, уполномоченном осуществлять на территории субъекта Российской Федерации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Банк проверяет правильность оформления договора купли-продажи, в случае отсутствия замечаний направляет заявку на перечисление средств в территориальный орган федерального казначейства и по получении этих средств производит операции по оплате приобретаемого жилого помещения.
Если при решении своей жилищной проблемы гражданин - участник Программы использовал только средства выделенной ему безвозмездной субсидии и собственные средства, то он становится полноправным собственником приобретаемого жилого помещения. Если же кроме этих средств банк предоставил ему на недостающую сумму ипотечный кредит, то приобретаемое жилье используется в качестве обеспечения возврата кредита. До окончания выплаты полученного кредита приобретенное жилье будет находиться в собственности гражданина - участника Программы, одновременно являясь предметом ипотеки по полученному кредиту. После погашения банковского кредита гражданин - участник Программы становится собственником жилья, не обремененного ипотечным обязательством.
После приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата граждане - участники Программы исключаются из списков очередников на улучшение жилищных условий. В случае если владелец государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы в установленные Программой сроки и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как состоящий в очереди на получение государственного или муниципального жилья.
Государственные жилищные сертификаты погашаются Министерством финансов Российской Федерации в результате приобретения жилого помещения, при возврате государственного жилищного сертификата либо по истечении срока его действия, если в банк не предъявлен договор купли-продажи жилого помещения.
В условиях крайне ограниченных средств и необходимости предоставления значительного количества безвозмездных субсидий на приобретение жилья следует предусматривать возможность сокращения расходов на реализацию Программы путем использования объектов незавершенного жилищного строительства.
Государственный жилищный сертификат подлежит возврату в орган исполнительной власти, выдавший его, в случае если:
а) произведена оплата приобретенного жилого помещения;
б) в течение срока его действия в банк не предъявлен договор приобретения жилого помещения либо расписка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о получении документов для государственной регистрации прав;
в) в течение срока его действия предъявленный в банк договор приобретения жилого помещения не был принят банком к оплате;
г) до истечения срока его действия в банк представлена расписка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о получении документов для государственной регистрации прав, но договор приобретения жилого помещения, представленный в банк в сроки, указанные в расписке, не принят банком к оплате.
Такие государственные жилищные сертификаты вместе с неиспользованными государственными жилищными сертификатами направляются государственному заказчику Программы для предъявления в Министерство финансов Российской Федерации в целях погашения.
Банки осуществляют за счет собственных средств кредитование (в том числе долгосрочное ипотечное) граждан - участников Программы.
Отбор банков, участвующих в реализации Программы, осуществляется на конкурсной основе. Конкурс по отбору банков проводится конкурсной комиссией. Положение о проведении конкурса, результаты конкурса и состав конкурсной комиссии утверждаются Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежнокредитной политики.
См. Положение об организации конкурса по отбору банков для участия в федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", утвержденное приказом Минфина РФ от 27 марта 1998 г. N 15н
Банки - победители конкурса заключают договор с Министерством финансов Российской Федерации на обслуживание мероприятий Программы.
6. Организационная схема реализации Программы
Для реализации Программы государственным заказчиком Программы по результатам конкурса определяется генеральный управляющий Программой - юридическое лицо или объединение юридических лиц.
Конкурс организуется и проводится государственным заказчиком Программы. При этом им разрабатываются и согласовываются с Министерством финансов Российской Федерации техническое задание на организацию управления Программой, права, обязанности и функции генерального управляющего Программой.
Генеральный управляющий Программой действует на основании договора, заключенного с ним государственным заказчиком Программы. Условия договора определяются государственным заказчиком Программы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Финансирование расходов, связанных с деятельностью генерального управляющего Программой, производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на реализацию Программы. В процессе реализации Программы генеральный управляющий Программой обеспечивает координацию взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и банков, участвующих в реализации Программы.
Генеральный управляющий Программой отвечает за методическое обеспечение реализации Программы, осуществляет необходимые согласования с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, контролирует деятельность всех участников реализации Программы.
Отчеты о результатах реализации Программы в установленные сроки представляются генеральным управляющим Программой в Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и в Министерство финансов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются организаторами реализации Программы на соответствующей территории, а также осуществляют контроль за реализацией Программы органами местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации выдает гражданам, имеющим право на получение безвозмездной субсидии, государственные жилищные сертификаты, подтверждающие их право на участие в Программе на установленных условиях.
Федеральные органы исполнительной власти, в которых состоят на учете граждане - участники Программы, организуют работу по выдаче им государственных жилищных сертификатов и осуществляют контроль за реализацией выданных государственных жилищных сертификатов.
Банки являются основными исполнителями работ с безвозмездными субсидиями, размещаемыми на блокированных целевых счетах граждан.
7. Потребность в ресурсах
Для реализации Программы требуется 31,75 млрд. рублей. С учетом привлеченных кредитных ресурсов и собственных средств граждан в размере 6,35 млрд. рублей из федеральных источников на реализацию Программы требуется выделить 25,4 млрд. рублей для предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья. Реальный объем средств, который потребуется для реализации Программы, будет зависеть в первую очередь от изменения рыночных цен на жилье в период реализации Программы, категорий и количества граждан - участников Программы.
|