Республиканская программа
проведения земельной реформы на территории РСФСР
(утв. постановлением СМ РСФСР от 18 января 1991 г. N 30)
Настоящая Программа фактически прекратила действие
Согласно Федеральному закону от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ постановление, во исполнение которого издана настоящая Программа, признано утратившим силу
Распоряжением Президента РФ от 23 февраля 1998 г. N 56-рп образована рабочая группа для подготовки согласованных предложений по развитию земельной реформы в России
I. Общие положения
II. Организационное обеспечение земельной реформы
III. Правовое и инструктивно-методическое обеспечение
земельной реформы
IV. Землеустроительное обеспечение земельной реформы
V. Информационное обеспечение земельной реформы,
ведение кадастра и мониторинга земель
VI. Научно-методическое обеспечение земельной реформы
VII. Кадровое обеспечение земельной реформы
VIII.Материально-техническое и финансовое обеспечение земельной реформы
Постановление СМ РСФСР от 18 января 1991 г. N 30 "О Республиканской
программе проведения земельной реформы"
I. Общие положения
Республиканская программа проведения земельной реформы на территории РСФСР разработана в соответствии с постановлением внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса", законами РСФСР "О земельной реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве."
Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю.
Земельная реформа будет проводиться поэтапно. На первом ее этапе осуществляется закрепление земель в федеративную собственность РСФСР и собственность республик, входящих в ее состав, уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, организаций и учреждений, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены на землю.
На втором этапе осуществляется передача и закрепление земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.
Содержание Программы исходит из того, что земельная реформа предусматривает введение многообразия форм собственности и стимулирование развития новых форм хозяйствования, а также экономически обоснованное и социально справедливое перераспределение земель для организации более рационального их использования, экологизацию землевладения и землепользования.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для равноправного развития коллективных, индивидуальных и других форм использования земли, для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, защиты земель от негативного влияния антропогенной деятельности и вредных природных процессов.
Проведение земельной реформы позволит в ближайшее время преобразовать земельные отношения внутри хозяйств, изменить в них отношение к земле и повысить ее продуктивность, создать 80-100 тысяч крестьянских хозяйств, в 1,5-2 раза увеличить площади земель в личных подсобных хозяйствах, в основном обеспечить потребность граждан в садовых и огородных участках и увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции в 1,5-1,8 раза.
Выполнение Программы возлагается на Советы народных депутатов и их исполкомы, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерство лесного хозяйства РСФСР, другие министерства и ведомства.
II. Организационное обеспечение земельной реформы
1. Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполкомам краевых, областных, автономных областей и автономных округов Советов народных депутатов с участием Госкомзема РСФСР в январе 1991 г. создать комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Разработать с участием Минсельхозпрода РСФСР, Минлесхоза РСФСР, Госкомприроды РСФСР, Госкомархстроя РСФСР, Минюста РСФСР Положение о Госкомземе РСФСР и его органах на местах.
2. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпрому РСФСР с участием Центрального банка РСФСР и АККОРа внести предложения об организации в 1991 году Российского земельного банка.
3. Госкомзему РСФСР совместно с Советами народных депутатов подготовить в I квартале 1991 г. нормативно-методическую документацию о депутатских земельных комиссиях.
4. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Госкомэкономике РСФСР, Минфину РСФСР с участием АККОРа в феврале 1991 г. разработать программу поддержки крестьянских хозяйств и организовать проведение республиканского съезда представителей крестьянских хозяйств и их ассоциаций.
5. Госкомзему РСФСР с участием АККОРа провести в январе-феврале 1991 г. республиканские и зональные совещания председателей комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением работников и специалистов исполкомов местных Советов народных депутатов и ассоциаций крестьянских хозяйств.
6. Госкомзему РСФСР, Мининформпечати РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР в целях пропаганды земельной реформы организовать в 1991 году открытие постоянных рубрик и передач в республиканских и местных газетах, на телевидении, учредить журнал "Земля России".
7. Госкомзему РСФСР совместно с исполкомами местных Советов народных депутатов создать в 1991 году при местных комитетах по земельной реформе малые предприятия, хозрасчетные группы и другие формирования по выполнению работ, связанных с земельной реформой.
III. Правовое и инструктивно-методическое обеспечение
земельной реформы
1. Министерствам и ведомствам РСФСР привести нормативные акты в соответствие с законами РСФСР "О земельной реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
2. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минфину РСФСР, Россельхозакадемии с участием АККОРа разработать в январе 1991 г. рекомендации по условной приватизации земель, определению размеров земельных наделов, созданию кооперативных и акционерных форм хозяйствования.
3. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минюсту РСФСР, Минлесхозу РСФСР, Госкомархстрою РСФСР разработать до апреля 1991 г. формы государственных актов, удостоверяющих право владения землей и право собственности на землю, договоров на аренду земли и других документов на пользование землей.
Упомянутые формы государственных актов были утверждены постановлением СМ РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493
4. Госкомзему РСФСР, Минфину РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Госкомэкономике РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Госкомархстрою РСФСР, Россельхозакадемии разработать в первом полугодии 1991 г. положение о принципах платы за землю, порядок исчисления земельного налога и арендной платы.
5. Госкомзему РСФСР, Минюсту РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Госкомархстрою РСФСР, Минлесхозу РСФСР разработать в марте 1991 г. положение о государственном контроле за использованием и охраной земель в РСФСР.
6. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Россельхозакадемии с участием заинтересованных министерств и ведомств разработать в январе 1991 г. порядок систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель в целях создания земельного запаса Советов народных депутатов для последующего их перераспределения, а также основные положения землеустройства, о содержании и порядке ведения государственного земельного кадастра, в июне 1991 г. - механизм экономического стимулирования рационального использования земли.
7. Госкомприроде РСФСР, Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минфину РСФСР, Минюсту РСФСР, Россельхозакадемии разработать в 1992 году механизм возмещения ущерба, причиненного в результате деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их порчи и уничтожения.
8. Госкомприроде РСФСР, Россельхозакадемии, Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР разработать в 1991 году порядок выявления и консервации деградированных, а также загрязненных земель химическими и радиоактивными веществами свыше допустимых концентраций.
IV. Землеустроительное обеспечение земельной реформы
1. Исполкомам местных Советов народных депутатов, Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР осуществить в 1991 году передачу земель в распоряжение местных Советов народных депутатов и провести инвентаризацию земель (выборочно) по всем категориям землевладений и землепользований; составить в 1991-1992 годах схемы землеустройства 1840 административных районов с целью создания специального фонда земель для наделения землей крестьянских и личных подсобных хозяйств, развития садоводства и огородничества.
2. Исполкомам местных Советов народных депутатов, Госкомзему РСФСР обеспечить:
в 1991-1995 годах проведение межхозяйственного землеустройства по перераспределению земель и их предоставление с выдачей документов, удостоверяющих право владения, собственности и пользования землей;
в 1991-1995 годах выделение земельных участков для ведения крестьянского хозяйства общей площадью 5,5-6,5 млн.га, в том числе в 1991 году - 1,5-2 млн.га;
в 1991-1995 годах увеличение площади земель в личных подсобных хозяйствах на 3 млн.га, в том числе в 1991 году - на 1 млн.га;
в 1991-1995 годах выделение земельных участков для садоводства и огородничества 2,5 млн.га, в том числе в 1991 году - 1,0 млн.га.
3. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР в 1991-1992 годах произвести в 17 тыс.хозяйств внутрихозяйственную оценку земли.
4. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР, Минфину РСФСР, Госкомархстрою РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Россельхозакадемии, исполкомам местных Советов народных депутатов определить в 1991 году ставки земельного налога по регионам республик.
5. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Россельхозакадемии, Госкомэкономике РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Минлесхозу РСФСР в 19991-1995 годах разработать и осуществить республиканскую и региональные программы защиты земель от деградации, консервации деградированных земель и их восстановление.
6. Госкомзему РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов в 1991-1995 годах провести землеустройство крестьянских хозяйств с комплексом топографических, почвенно-геоботанических, агрохимических и других изысканий; выполнить необходимые аэрофотогеодезические, изыскательские и обследовательские работы для обеспечения информацией о земле собственников, землевладельцев, землепользователей и органов управления.
V. Информационное обеспечение земельной реформы,
ведение кадастра и мониторинга земель
Приказом Роскомзема от 20 апреля 1994 г. N 26 утверждена Единая технология кадастровых и топографо-геодезических съемок для целей инвентаризации и ведения кадастра в городах и других поселениях в 1994-1995 гг.
1. Госкомзему РСФСР, Госкомэкономике РСФСР, Госкомобеспечению РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Минлесхозу РСФСР, Госкомприроде РСФСР, Госкомархстрою РСФСР, Россельхозакадемии в 1991-1995 годах создать республиканскую автоматизированную систему информационного обеспечения земельной реформы и организации рационального использования земель.
2. Госкомзему РСФСР, исполкомам Советов народных депутатов разработать и внедрить подсистему ведения автоматизированного земельного кадастра.
3. Госкомзему РСФСР, Россельхозакадемии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
в III квартале 1991 г. определить содержание и методы ведения мониторинга земель;
в 1991-1995 годах создать систему ведения мониторинга земель на основе использования новейших средств и научных методов;
обеспечить топографические съемки и обновление топографических карт масштабов 1:10000-1:100000 и планов сельских и городских населенных пунктов в масштабе 1:5000 и крупнее;
провести комплексное обследование и картографирование земельных угодий и почвенно-растительного покрова, создание базовой основы земельного кадастра, а также комплексное обследование и картографирование сельскохозяйственных угодий на содержание гумуса, макро- и микроэлементов, тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов, нитратов, радионуклидов;
осуществить сельскохозяйственные аэрофотогеодезические изыскания и обследования земель, периодическое обновление земельного кадастра и непрерывное внесение в него изменений по данным оперативного мониторинга и учета земель;
разработать автоматизированное рабочее место землеустроителя для оперативного внесения изменений в земельный кадастр, комплекс бортовых съемочных средств и наземных пунктов приема информации для оперативного мониторинга земельных угодий и почвенно-растительного покрова, автоматизированный геодезический прибор для автономного определения координат границ землепользований на основе использования глобальной спутниковой системы, комплекс стационарных и передвижных лабораторий для анализа почв, растительности и грунтовых вод.
VI. Научно-методическое обеспечение земельной реформы
1. Госкомзему РСФСР, Россельхозакадемии в 1992 году создать центр научного обеспечения земельной реформы при Госкомземе РСФСР.
2. Госкомзему РСФСР, Россельхозакадемии в 1991 году сформировать научные подразделения в объединении РосНИИземпроект и в 12 зональных проектных институтах по землеустройству, в 1993 году создать научно-производственное объединение по информационному обеспечению рационального использования земель.
3. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Россельхозакадемии в 1991-1992 годах разработать:
научные основы платного землевладения и землепользования и экономического стимулирования рационального использования земель;
научные основы, содержание и методы ведения государственного земельного кадастра в условиях многообразия форм землевладения и землепользования;
научные основы и методы землеустройства при переходе к новым формам землевладения и землепользования;
научные основы, методы и нормативы организации рационального использования и охраны земель;
научные основы мониторинга земель и методы его ведения.
4. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР, Россельхозакадемии с участием АККОРа подготовить во II квартале 1991 г. научные рекомендации по оптимальным размерам крестьянских хозяйств по регионам РСФСР, составлению в регионах схем развития крестьянских хозяйств, проекта организации их территории, формированию и организации территории садовых и огородных товариществ.
5. Госкомзему РСФСР, Россельхозакадемии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в 1991-1992 годах подготовить рекомендации по оценке земель, установлению нормативов стоимости земли на базе ее оценки.
6. Госкомзему РСФСР, Россельхозакадемии, Госкомприроде РСФСР до 1995 года подготовить рекомендации по совершенствованию организации и устройства территории с целью создания устойчивых саморегулируемых ландшафтов, в 1994 году - по изучению, использованию и охране оленьих пастбищ с целью создания территорий приоритетного природопользования.
VII. Кадровое обеспечение земельной реформы
1. Госкомзему РСФСР совместно с Минсельхозпродом РСФСР, Госкомнауки и высшей школы РСФСР:
в 1991-1992 годах обеспечить расширение подготовки инженеров-землеустроителей в Новочеркасском гидромелиоративном институте, Ленинградском, Омском и Воронежском сельскохозяйственных институтах (150 человек ежегодно);
открыть землеустроительные факультеты в Пермском, Красноярском, Уссурийском сельскохозяйственных институтах (300 человек ежегодно) и землеустроительные отделения в сельскохозяйственных техникумах (900 человек ежегодно);
создать на базе Московского института инженеров землеустройства Государственный университет по землеустройству с подготовкой специалистов по земельному праву, землеустройству, почвоведению, геоботанике, геодезии, архитектуре и планировке сельских населенных мест;
организовать на базе сельскохозяйственных вузов факультеты по переподготовке кадров (ежегодно 2500 человек);
открыть факультеты и курсы по повышению квалификации в четырех сельскохозяйственных вузах и 15 государственных проектных институтах по землеустройству.
2. Госкомзему РСФСР в 1991 году организовать учебу председателей депутатских земельных комиссий местных Советов народных депутатов.
3. Госкомнауки и высшей школы РСФСР, Минобразованию РСФСР совместно с Госкомземом РСФСР и другими заинтересованными министерствами обеспечить включение в учебные планы подготовки специалистов, деятельность которых связана с использованием и охраной земли и других природных ресурсов, специальных курсов по земельному законодательству.
VIII. Материально-техническое и финансовое обеспечение
земельной реформы
1. Госкомэкономике РСФСР предусмотреть по агропромышленному комплексу выделение отдельной строкой для Госкомзема РСФСР:
в 1991-1995 годах легковых автомобилей и другого специального автотранспорта - 1600 штук, в том числе в 1991 году - 300 штук;
в 1991-1995 годах персональных компьютеров типа IBM PC/AT - 2800 штук, в том числе в 1991 году - 2380 штук;
в 1991 году полиграфического оборудования - 20 комплектов;
в 1991 году множительных приборов типа "Канон" - 150 штук;
в 1991-1995 годах бумажной продукции - 2500 тонн, в том числе в 1991 году - 500 тонн.
2. Минфину РСФСР в 1991 году предусмотреть выделение для Госкомзема РСФСР: 92 млн.рублей госбюджетных ассигнований для ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель; 2 млн.рублей на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;до 246 млн.рублей на приобретение автотранспорта, компьютеров, геодезических приборов, стационарных и передвижных лабораторий и другого оборудования, переподготовку кадров и содержание органов Госкомзема РСФСР.
Предусматривать в 1992-1995 годах ежегодное выделение необходимых ассигнований для реализации Республиканской программы проведения земельной реформы на территории РСФСР.
|