Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 185
"Об утверждении федеральной целевой программы
"Восстановление исторической части г. Владикавказа
как историко-архитектурного памятника на Северном Кавказе
и улучшение его экологического состояния"
(извлечения)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 г. N 1986 "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Северная Осетия до 2000 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 24, ст.2601) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Восстановление исторической части г. Владикавказа как историко-архитектурного памятника на Северном Кавказе и улучшение его экологического состояния" (далее именуется - Программа), разработанную Правительством Республики Северная Осетия - Алания.
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство строительства Российской Федерации.
Министерству строительства Российской Федерации осуществлять контроль за реализацией Программы и расходованием финансовых средств на эти цели.
3. Правительству Республики Северная Осетия - Алания обеспечить своевременное проведение государственной экологической экспертизы проектной документации и других материалов по конкретным объектам и мероприятиям в рамках Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти предусматривать ежегодно, начиная с 1997 года, при формировании проектов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета выделение средств для финансирования Программы.
Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусмотреть финансирование Программы в 1996 году, начиная с I квартала, исходя из реальных возможностей.
5. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Республики Северная Осетия - Алания начиная с 1996 года привлекать для финансирования Программы наряду со средствами федерального бюджета, бюджета Республики Северная Осетия - Алания и местных бюджетов также средства иных источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации
| В.Черномырдин
|
Москва
28 февраля 1996 г.
N 185
Федеральная целевая программа
"Восстановление исторической части г. Владикавказа
как историко-архитектурного памятника на Северном Кавказе
и улучшение его экологического состояния"
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 185)
(извлечения)
Пояснительная записка
к федеральной целевой программе "Восстановление исторической части
г. Владикавказа как историко-архитектурного памятника
на Северном Кавказе и улучшение его экологического состояния"
1. Введение
2. Основные положения Программы
3. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
1. Введение
Владикавказ - столица Республики Северная Осетия - Алания, город с более чем двухвековой историей, постановлением Минкультуры РСФСР, Госстроя РСФСР и ЦС ВООПИК в 1990 году включен в список исторических населенных мест РСФСР.
Зона исторической части центра г. Владикавказа (далее именуется - центр) наиболее старая его часть, планировочная структура которой сохраняет градостроительный принцип, положенный в основу строительства первичных строительных образований.
Возраст городских построек в историческом центре, их физический и моральный износ требуют решительных мер по осуществлению комплексной программы восстановления, реконструкции, реставрации градостроительных образований и отдельных строений с модернизацией их применительно к современным социальным требованиям на основе глубокого изучения фактического состояния застройки с применением опыта градостроительной науки в деле реконструкции исторических городов.
Генеральным планом города пойма р. Терек, пересекающая центр, определена как развитая зона отдыха, смыкающаяся на юге с рекреационной зоной и санаторно-курортными комплексами.
Реализация мер по восстановлению центра рассчитана на перспективу 15-20 лет с завершением первоочередных работ к 2000 году. Особую значимость приобретает упомянутая работа в связи с активным внедрением в муниципальное строительство и хозяйствование частнопредпринимательских структур, привлечением для этой цели отечественных и зарубежных инвесторов.
Планируемые в этой связи научно-исследовательские и проектные разработки должны строиться с учетом концепции генерального плана г. Владикавказа в изменяющихся экономических и демографических условиях (Международный градостроительный институт "Среда-Город-Дом", 1992 г.).
Государственный заказчик федеральной целевой программы "Восстановление исторической части г.Владикавказа как историко-архитектурного памятника на Северном Кавказе и улучшение его экологического состояния" (далее именуется - Программа) - Министерство строительства Российской Федерации.
Период реализации Программы - 1996-1999 годы (первая очередь).
Законодательной базой для разработки Программы на федеральном уровне являются:
Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 г. N 1986 "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Северная Осетия до 2000 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
2. Основные положения Программы
2.1. В основу концепции Программы положены использование геополитического положения г. Владикавказа на юге России и возможность образования центра межнациональных отношений в регионе.
Цель Программы - выполнение взаимосвязанных задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 г. N 1986 и концепцией генерального плана г. Владикавказа в изменяющихся экономических и демографических условиях:
осуществление комплекса градостроительных преобразований, направленных на восстановление исторической части города и дальнейшее развитие его как историко-архитектурного памятника;
обеспечение инженерно-строительных и организационных мер, направленных на оздоровление городской среды (Международный градостроительный институт "Среда-Город-Дом", 1992 г.);
адаптация градостроительного процесса к новым социально-экономическим условиям.
2.2. Основные направления решения этих задач:
сохранение историко-архитектурного фонда как материального и духовного достояния Республики Северная Осетия - Алания и Российской Федерации;
реформирование функций исторического центра применительно к изменяющимся социально-экономическим условиям;
приведение жилого фонда и объектов соцкультбыта в соответствие с современными требованиями по повышению уровня комфортности и удовлетворения потребностей населения путем модернизации внутренней планировки жилых домов, учреждений сферы обслуживания, упорядочения планировки и благоустройства кварталов;
формирование среды, способствующей развитию г. Владикавказа как центра отечественного и международного туризма путем образования архитектурно-планировочной структуры, соответствующей социально-экономическим особенностям сегодняшнего дня и прогнозируемому его развитию на перспективу;
осуществление комплекса мероприятий по улучшению экологии городской среды.
2.3. Состав мероприятий первого этапа Программы (предпроектные и проектные работы, жилищное строительство для отселения из зоны реконструкции и другие) определен с расчетом на обеспечение дальнейшего развития работ на последующих этапах.
3. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
3.1. Реализация определенных Программой широкомасштабных работ обеспечит градостроительное и функциональное преобразование исторической части города, благодаря которому на ее территории будут сконцентрированы крупные деловые, коммерческие, туристические и культурно-просветительные центры. Традиционная для г.Владикавказа интернациональная принадлежность таких центров должна способствовать привлечению экономической заинтересованности стран СНГ, зарубежья и, прежде всего, республик кавказского региона. Тем самым создаются предпосылки дальнейшего развития экономического и культурного сотрудничества, способствующего улучшению межнациональных отношений и активизации инвестирования программных мероприятий.
3.2. Формирование в центре новых крупных объектов коммерческой социально-бытовой инфраструктуры и туристического сервиса повлечет за собой появление значительного количества рабочих мест. Это положительно скажется на решении проблемы занятости населения. Модернизация эксплуатируемых жилых домов центра и переселение семей из квартир, не соответствующих современным требованиям, позволят значительно продвинуть решение в городе проблемы качества жилища.
Генеральным планом города роль пойменной части определена как развитая зона отдыха, смыкающаяся на юге с рекреационной зоной и санаторно-курортными комплексами.
3.3. Меры экологического направления, предусмотренные Программой, обеспечат оздоровление городской среды. Следствием их реализации должно стать снижение заболеваемости населения и повышение санитарно-гигиенических показателей селитебной территории города.
Паспорт федеральной целевой программы
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Восстано-
вление исторической части г. Владикавка-
за как историко-архитектурного памятника
на Северном Кавказе и улучшение его эко-
логического состояния"
Дата принятия решения о - Указ Президента Российской Федерации от
разработке Программы и 7 октября 1994 г. N 1986, постановление
дата ее утверждения Правительства Республики Северная Осе-
тия - Алания от 20 декабря 1994 г. N 186
Государственный заказчик - Министерство строительства Российской
Федерации
Основные разработчики - администрация г. Владикавказа, Россий-
ская академия архитектуры и строительных
наук, институт "Севосгипросельстрой"
Цели и задачи Программы - восстановление исторической части
г. Владикавказа, способствующее развитию
города как центра отечественного и меж-
дународного туризма на Северном Кавказе,
оздоровление экологического состояния
города и бассейна р. Терек
Сроки и этапы реализации - I этап - 1996 - 1999 годы
Программы
Основные мероприятия - предпроектные и проектно-изыскательские
Программы работы;
реконструкция застройки кварталов первой
очереди;
жилищное строительство для отселения из
зоны реконструкции;
планировка и благоустройство рекреацион-
ной зоны р. Терек и объектов садово-пар-
кового хозяйства;
реконструкция и ремонт городских музеев;
строительство и реконструкция объектов,
обеспечивающих улучшение экологического
состояния городской среды
Исполнители - администрация г. Владикавказа, Россий-
ская академия архитектуры и строительных
наук, проектные и строительные организа-
ции, другие организации по профилю пре-
дусматриваемых мероприятий
Объемы и источники - общий объем финансирования - 1822520,6
финансирования млн.рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 508967,4 млн. руб-
лей;
местный бюджет - 437966,7 млн.рублей;
иностранные инвестиции - 170780,2 млн.
рублей;
банковский кредит - 54712,8 млн. рублей;
внебюджетные источники - 650093,5 млн.
рублей
Ожидаемый конечный - сохранение уникальной застройки истори-
результат реализации ческого центра и реорганизация его функ-
Программы циональной структуры с учетом изменяю-
щихся экономических условий;
образование структуры отечественного и
международного туризма - одного из осно-
вных источников прямых поступлений в бю-
джет;
оздоровление городской среды
Система организации и контроля - государственный заказчик - Министерство
за исполнением Программы строительства Российской Федерации еже-
годно представляет Министерству экономи-
ки Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации информацию
и доклад о ходе выполнения Программы и
об использовании средств федерального
бюджета.
Координацию работ и контроль за выполне-
нием Программы на месте осуществляет ад-
министрация Программы, утвержденная го-
сударственным заказчиком
...
Раздел III. Предложения по улучшению экологического состояния
г. Владикавказа
1. Вводная часть
2. Охрана воздушного бассейна города
3. Охрана водных ресурсов
4. Основные задачи в обеспечении охраны почв
5. Охрана растительного мира
6. Использование вторичных ресурсов и утилизация отходов
7. Меры по обеспечению охраны здоровья населения
8. Административное и экономическое обеспечение экологической
политики
Раздел III. Предложения по улучшению экологического состояния
г. Владикавказа
1. Вводная часть
Положение г. Владикавказа как столицы Республики Северная Осетия - Алания, уровень развития промышленности и рост автомобильного парка, высокая техногенная нагрузка в сочетании с активными экзогенными процессами диктуют необходимость осуществления самой серьезной и эффективной экологической политики.
Цели и основные пути реализации мероприятий Программы рассмотрены не только в плане их градостроительной или социальной значимости, но и с точки зрения влияния на экологическое состояние центра. Существенные потенциальные возможности заложены в более строгой экологической регламентации нового строительства, освобождении городских земель от промышленных предприятий - источников загрязнения среды, благоустройстве пойменных территорий и прилегающих к ним зеленых массивов, восстановлении существовавших ранее садов, скверов и разбивке новых.
Вместе с тем исторический центр - лишь часть сложнейшего городского организма, и экологические проблемы не могут не сказываться на его состоянии. Наряду с экологическими позитивными мерами градостроительного переустройства центра, в том же направлении должны быть предприняты реальные шаги общегородского масштаба.
Сложившаяся в г. Владикавказе экологическая обстановка остается напряженной, что связано со значительными выбросами загрязняющих веществ от промышленных предприятий и автотранспорта, загрязнением поверхностных водоемов и почв, бессистемным вывозом и складированием промышленных и бытовых отходов. Бессистемный, расточительный и разрушительный характер природопользования порождает новые и все более опасные экологические проблемы, ухудшается здоровье населения, увеличивается число генетических нарушений, сокращается средняя продолжительность жизни. Назрела необходимость объединить и скоординировать усилия государственных и общественных организаций, осуществить единую долгосрочную городскую экологическую программу. Такая программа должна обеспечить снижение уровня загрязнения природной среды города за счет выполнения природоохранных мероприятий.
Основными целями в области охраны окружающей среды в городе являются:
достижение на территории города качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам;
восстановление и сохранение биосферного равновесия, генетического фонда животного и растительного мира, а также ландшафтного разнообразия территории;
рациональное использование природно-ресурсного потенциала;
последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса города с учетом его экологических и природно-географических условий;
увеличение удельного веса рекреационных территорий, в том числе в пойме р. Терек центральной части города;
выделение зон, хозяйственная деятельность предприятий которых основывается на принципе безусловной приоритетности жестких экологических требований;
переход на международные экологические стандарты качества окружающей среды, технологических процессов и производимой продукции;
соблюдение всеми субъектами хозяйственной деятельности и отдельными гражданами требований природоохранного законодательства.
Указанные цели могут быть достигнуты при:
обязательном выполнении общегородских природоохранных мероприятий, а также мероприятий, обеспечивающих снижение выбросов и сбросов с предприятий и организаций города;
формировании системы непрерывного экологического образования населения;
создании новых, законодательно закрепленных экологических отношений в обществе, позволяющих осуществить структурное переустройство народного хозяйства на базе ресурсо- и энергосбережения;
внедрении на предприятиях более совершенных и экологически чистых технологий;
формировании эффективной системы органов государственного управления и контроля в области экологии и природопользования;
обеспечении гласности в расследовании экологических правонарушений и преступлений.
2. Охрана воздушного бассейна города
Основными целями и задачами экологической политики в области охраны воздушного бассейна является снижение объемов выбросов от стационарных и передвижных источников. Основными предприятиями, загрязняющими атмосферу города, являются автотранспортные предприятия, заводы "Электроцинк", "Победит", стекольный, вагоноремонтный, автотракторного электрооборудования и другие.
Ущерб, наносимый выбросами вредных веществ в атмосферу промышленными предприятиями и автотранспортом г.Владикавказа, составляет более 182 млн. рублей (в ценах 1991 года).
Снизить негативное влияние промышленных выбросов в атмосферу возможно при реализации мероприятий по следующим направлениям Программы:
внедрение малоотходных, экологически чистых технологий на предприятиях города;
разработка и внедрение приборов контроля выбросов на стационарных источниках;
реконструкция существующих и строительство новых систем газопылеулавливания;
закрытие экологически вредных производств или вывод их за черту города;
посадка зеленых насаждений, позволяющих поглощать и нейтрализовать действие загрязняющих веществ;
совершенствование подвижного состава всех видов городского транспорта, улучшение качества топливно-смазочных материалов;
совершенствование эксплуатации технологических агрегатов, автотранспорта и систем газоочистки, перевод его на экологически чистые виды топлива;
совершенствование организации дорожного движения, улучшение состояния дорожных покрытий;
создание сети стационарных и передвижных контрольно-диагностических регулировочных пунктов;
строительство подземных переходов и транспортных развязок на пересечениях основных магистралей города;
эффективное нормирование выбросов и контроль за соблюдением установленных нормативов.
3. Охрана водных ресурсов
Источниками загрязнения сточных вод в г. Владикавказе являются объекты промышленности и коммунального хозяйства. Сброс сточных вод от жилой застройки и загрязняющих веществ от предприятий направляется на городские очистные сооружения полной биологической очистки с последующим сбросом очищенных вод в р.Терек. В р.Терек свои промышленные стоки сбрасывают завод автотракторного электрооборудования, мебельное объединение "Казбек" и ряд других предприятий. Заводы "Электроцинк", "Победит", "Кристалл", "Топаз", "Фронтон", железобетонных конструкций и стекольный сбрасывают свои сточные воды в Шалдонскую балку, откуда они попадают в р. Камбилеевка.
Общий объем водоотведения сточных вод в р. Терек составляет 95582,6 тыс.куб.м в год, из них 37451,9 тыс.куб.м в год составляют загрязненные и недостаточно очищенные воды.
В Шалдонскую балку сбрасывается около 9295 тыс.куб.м в год промышленных стоков, из них загрязненных - 5870 тыс.куб.м в год. В результате неудовлетворительного выполнения водоохранных мероприятий качество вод р.Терек и р.Камбилеевка не отвечает нормативным требованиям. Уровень загрязнения вод этих рек превышает установленные нормы в десятки раз.
Потребность в воде на хозяйственные и коммунально-бытовые нужды составляет 85 млн.куб.м в год, а на нужды промышленности и транспорта - 40,5 млн.куб.м в год. Основными задачами экологической политики в области охраны водных ресурсов в г. Владикавказе должны стать следующие:
максимальное сокращение использования питьевой воды для технических нужд за счет строительства систем оборотного водоснабжения;
снижение уровня водопотребления на единицу условной продукции в 1996 году на 5,1 процента по сравнению с 1993 годом;
доведение уровня водопотребления в расчете на жителя до принятых норм;
создание автоматизированных систем управления качеством вод бассейна р.Терек;
сохранение высокого качества подземных вод;
проведение мероприятий по ликвидации очагов загрязнения на существующих месторождениях подземных вод, исключение возможности загрязнения ядохимикатами водоносных горизонтов;
создание систем очистки и обеззараживания сточных вод с учетом разработки принципиально новых схем и технологий;
разработка нормативов предельно допустимых сбросов для всех предприятий, имеющих сбросы сточных вод в поверхностные водоемы.
4. Основные задачи в обеспечении охраны почв
Общая площадь города Владикавказа составляет 12530 гектаров, из них занято: под дорогами и постройками 4217 гектаров, водной поверхностью 660 гектаров, зелеными насаждениями 1848 гектаров, садами и огородами 730 гектаров, сельскохозяйственными угодьями 1700 гектаров, карьерами 8 гектаров.
Из земель сельскохозяйственного предназначения в черте города 1000 гектаров являются эрозийно опасными, а 700 гектаров непосредственно подвержены водной эрозии. В целом по городу площадь земель с нарушенным почвенным покровом составляет 19,1 гектара.
Развитие промышленности в городе и связанное с этим загрязнение атмосферного воздуха вызывают усиленное загрязнение почв в городской черте.
Наиболее существенное антропогенное влияние на состояние почв в городе оказывает их загрязнение солями тяжелых металлов. Отмечается значительное превышение фоновых концентраций кадмия, свинца, кобальта, никеля, молибдена, меди, хрома, висмута, вольфрама, стронция, что приводит к вторичному загрязнению водоемов и атмосферного воздуха.
Основными задачами в области охраны почв являются:
асфальтирование территорий предприятий со строительством ливневых канализаций и очисткой дождевых вод перед сбросом в водоемы;
решение вопросов по экологически безопасной очистке загрязненных почв в черте города;
рекультивация почв в пойме р. Терек с ликвидацией свалок мусора и последующей посадкой зеленых насаждений;
разработка и осуществление комплекса противоэрозионных мероприятий.
5. Охрана растительного мира
Общая площадь зеленых насаждений города Владикавказа составляет 1848,1 гектара, из них 183,1 гектара - насаждения общего пользования, 1665 гектаров - лесопарки. Леса и лесопитомники в черте города занимают площадь в 2967 гектаров, а с учетом 730 гектаров садоводческих товариществ площадь всего зеленого массива города составляет 5545 гектаров. Площадь лесной зеленой зоны, прилегающей к городу, составляет 12384 гектара.
Зеленые насаждения лесопарков представлены в основном 16 видами, а древесные насаждения вдоль улиц города - 32 видами древесных пород.
Частичной реконструкции требует площадь лесопарков в 192,4 гектара, а площадь в 19,96 гектара подлежит полной реконструкции.
В настоящее время на одного жителя г. Владикавказа приходится 5,9 кв.метров зеленых насаждений общего пользования при норме 6,5 кв. метров. Учитывая динамику роста численности населения города, в 1996 году этот показатель может понизиться до 5,7 кв.метров насаждений.
Основными задачами в области охраны растительного мира являются:
проведение полной инвентаризации зеленых насаждений в городе для уточнения объемов высадки, удаления и санитарной обрезки;
разработка программ озеленения г. Владикавказа с целью увеличения площади зеленых насаждений;
создание питомника по выращиванию декоративных растений в целях озеленения города;
проведение работ по озеленению промышленных площадок и территорий санитарно-защитных зон предприятий и организаций города.
6. Использование вторичных ресурсов и утилизация отходов
Одной из сложных в экологическом плане проблем на сегодняшний день является проблема, связанная с переработкой и утилизацией различных промышленных отходов в городе. В результате проведенного анализа было выявлено, что только на 25 предприятиях города объем накопленных токсичных отходов на 1 января 1994 г. составлял около 3,5 млн.тонн, которые складируются на территориях предприятий и на отвальном поле заводов "Электроцинк" и "Победит".
Значительная часть предприятий свои промышленные отходы вывозит на городской полигон твердых бытовых отходов, ежегодный объем которых составляет более 38 тыс.тонн.
Нерешенной остается проблема по утилизации и переработке отработанных ртутьсодержащих ламп и гальванических шламов, содержащих высокотоксичные компоненты.
Остается открытой проблема, связанная с утилизацией и использованием осадка сточных вод (илов) очистных сооружений города, которых на сегодня скопилось около 50 тыс.куб.м. Согласно проведенным анализам, содержание в них тяжелых металлов превышает установленные нормы в несколько раз. Обнаружено превышение содержания в илах диоксина и других токсичных веществ.
Для решения проблемы по использованию вторичных ресурсов и утилизации отходов в целом необходимо проводить целенаправленную работу по экономии, рациональному использованию первичных и вовлечению в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.
Основной целью мероприятий должно быть максимальное использование отходов, снижение негативного воздействия промышленности, сельского и коммунального хозяйства на окружающую природную среду.
Пути достижения намеченных целей:
проведение полной инвентаризации, создание информационного банка данных по всем видам отходов;
совершенствование и внедрение малоотходных и безотходных технологий, разработка технологии утилизации и переработки отходов и вторичных ресурсов;
разработка оптимальных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии;
внедрение в строительную индустрию технологии использования отвальных и вскрышных пород, хранилищ отходов металлургической промышленности для получения строительных материалов;
внедрение технологии по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп;
проведение комплексных исследований, разработка и внедрение технологии использования отходов гальваники в литейных производствах порошковой металлургии, производстве строительных материалов;
снижение расхода сырья и материалов в промышленности на 5-7 процентов, в строительстве на 8-10 процентов за счет более активного использования вторичного сырья;
разработка технологии утилизации иловых компонентов, содержащихся в бытовых, ливневых и промышленных стоках;
разработка и осуществление программы по санитарной очистке города, сбору мусора и ликвидации свалок;
осуществление проектирования и строительства мусороперерабатывающего завода, полигонов по захоронению токсичных промышленных и твердых бытовых отходов.
7. Меры по обеспечению охраны здоровья населения
В настоящее время особо выделяется проблема охраны окружающей среды как имеющая важное значение для здоровья и жизни людей.
Причины возникновения и широкого распространения ряда заболеваний во многом объясняются загрязнением и неблагоприятными условиями окружающей среды, негативными последствиями выбросов и сбросов вредных веществ.
Для изучения влияния загрязнения окружающей природной среды на здоровье жителей г. Владикавказа и Республики необходимо создание специализированной лаборатории или отдела медико-биологических исследований с привлечением для работы в нем ведущих научных работников здравоохранения и экологов, что позволит решить целый комплекс проблем, актуальных как для города Владикавказа, так и для Республики.
8. Административное и экономическое обеспечение
экологической политики
Государственный контроль за охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов необходимо осуществлять органами местного самоуправления во взаимодействии со службами Минприроды Республики Северная Осетия - Алания.
Основными задачами такого контроля должны быть обеспечение соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности и отдельными гражданами требований природоохранного законодательства, экологических регламентаций и ограничений режимов природопользования, норм и правил охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов, а также соблюдения гигиенических нормативов.
Особая роль должна принадлежать экономическому механизму природопользования. Основой этого механизма является система платного природопользования, которая состоит из платежей за право пользования природными ресурсами и исков за загрязнение природной среды. При этом целью механизма природорегулирования является не только обеспечение выполнения природоохранных мероприятий хозяйствами, но и финансирование их выполнения за счет поступающих в фонд охраны природы средств.
В условиях рыночных отношений для поддержания административно-экономического механизма управления необходимо постоянно оценивать:
достижение конечных целей в стабилизации экологической обстановки и снижении ресурсоемкости продукции;
эффективность затрат на его создание и функционирование;
способность обеспечить финансирование, создание и развитие природоохранной инфраструктуры.
|