Документы правительства Москвы >> >> Экономические реформы >> Экономическая политика
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 августа 2001 г. N 756-ПП
О Концепции вовлечения в хозяйственный
оборот объектов интеллектуальной
собственности и мерах по ее реализации
Эффективное и целенаправленное использование научно-технического
потенциала города является одним из важнейших направлений
экономического развития Москвы. Создание и обеспечение
функционирования механизма коммерциализации результатов
научно-технической деятельности и вовлечение объектов интеллектуальной
собственности в хозяйственный оборот может дать существенный рост
поступлений дополнительных финансовых средств в городской бюджет и
способствовать расширению инновационных процессов в городе.
В целях обеспечения эффективного использования и коммерциализации
объектов интеллектуальной собственности Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить представленную Департаментом науки и промышленной
политики Правительства Москвы и Управлением Мэра Москвы:
1.1. Концепцию вовлечения в хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности (приложение 1).
1.2. Первоочередные мероприятия по реализации Концепции
вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной
собственности (приложение 2).
2. Возложить на Департамент науки и промышленной политики
Правительства Москвы функции уполномоченного органа Правительства
Москвы по распоряжению объектами интеллектуальной собственности,
созданной полностью или на долевой основе за счет бюджета города,
обеспечению ее использования и вовлечения в хозяйственный оборот.
Поручить Департаменту науки и промышленной политики Правительства
Москвы осуществлять от имени Правительства Москвы организацию работ по
вопросам коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
3. Департаменту науки и промышленной политики Правительства
Москвы на базе Московской академии государственного и муниципального
управления организовать обучение специалистов по управлению и
вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной
собственности из числа служащих Правительства Москвы и сотрудников
подведомственных и заинтересованных организаций.
Предусмотреть организацию выставок, конференций, семинаров,
круглых столов и других выставочных мероприятий по вопросам
использования и коммерциализации объектов интеллектуальной
собственности.
4. Признать целесообразным изменение функций Межведомственного
координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам
использования интеллектуальной собственности, созданного
постановлением Правительства Москвы от 18 июля 2000 года N 548 "О
создании Межведомственного координационного совета при Правительстве
Москвы по вопросам использования интеллектуальной собственности", в
соответствии с Концепцией вовлечения в хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности и мероприятиями по ее реализации.
4.1. Утвердить:
4.1.1. Состав Межведомственного координационного совета при
Правительстве Москвы по вопросам использования объектов
интеллектуальной собственности (приложение 3).
4.1.2. Состав Консультативной группы при Межведомственном
координационном совете при Правительстве Москвы по вопросам
использования интеллектуальной собственности (приложение 4).
4.2. Председателю Межведомственного координационного совета при
Правительстве Москвы по вопросам использования объектов
интеллектуальной собственности в двухмесячный срок представить на
утверждение Правительства Москвы Положение о Межведомственном
координационном совете при Правительстве Москвы по вопросам
использования объектов интеллектуальной собственности.
5. Комитету по реформированию оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве, совместно с Федеральным агентством по
правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного,
специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской
федерации разработать мероприятия по коммерциализации объектов
интеллектуальной собственности специального и двойного назначения в
интересах города и в срок до 1 ноября 2001 года представить их для
утверждения в Правительство Москвы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В. П.
Доложить Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения
настоящего постановления во II квартале 2002 года.
П.п. В.П.Шанцев
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 14 августа 2001 года N 756-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
вовлечения в хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности
Концепция городской политики в области интеллектуальной собс-
твенности - система взглядов на обеспечение городского управления
объектами интеллектуальной собственности, в первую очередь создан-
ными с привлечением средств городского бюджета для их вовлечения в
хозяйственный оборот города и контроля эффективности их использо-
вания. Интеллектуальная собственность и иные приравненные к ней
объекты понимаются в значении, указанном в ст. 2 Конвенции, учреж-
дающей ВОИС, созданные с привлечением средств городского бюджета.
Эффективное использование объектов интеллектуальной собствен-
ности и научно-технического потенциала города в целом можно рас-
сматривать как одно из главных направлений развития экономического
и социального благосостояния города. Использование этого потенциа-
ла возможно только на основе единой согласованной политики во всех
сферах деятельности города.
Городская политика по вовлечению в хозяйственный оборот объ-
ектов интеллектуальной собственности призвана укреплять и расши-
рять коммерческое, производственное и научно-техническое сотрудни-
чество между учеными и предпринимателями, научными и промышленными
организациями независимо от форм собственности и обеспечивать за-
щиту как их интересов, так и интересов города.
Признание объектов интеллектуальной собственности объектами
коммерческой реализации обусловливает новую функцию научно-иссле-
довательской и изобретательской деятельности, что кардинально из-
меняет роль и механизм городской политики в области использования
результатов интеллектуальной деятельности, ориентируя ее на дости-
жение конечных коммерческих результатов.
Результаты научно-исследовательской и изобретательской дея-
тельности сами по себе не являются объектами интеллектуальной
собственности. Процесс формирования объектов интеллектуальной
собственности из результатов научно-исследовательской и изобрета-
тельской деятельности требует определенных затрат времени и
средств (в ряде случаев сравнимых или превосходящих затраты на на-
учные исследования и изобретательство) и может осуществляться раз-
личными субъектами - как авторами научных результатов и изобрете-
ний, так и специализирующимися на этом роде деятельности организа-
циями, в том числе и специально созданным органом исполнительной
власти города.
После того как объект интеллектуальной собственности сформи-
рован как городской возникает специальная профессиональная задача
коммерческого использования этого объекта собственности в интере-
сах города.
Концепция вовлечения в хозяйственный оборот объектов интел-
лектуальной собственности (далее - Концепция) определяет основные
цели, задачи и принципы городской политики в сфере управления ин-
теллектуальной собственностью, под которыми понимается совокуп-
ность отношений, связанных с коммерциализацией, охраной и исполь-
зованием результатов интеллектуальной деятельности и иных прирав-
ненных к ним объектов, созданных за счет бюджетных средств или
привлеченных в интересах города с учетом международного законода-
тельства и законодательства Российской Федерации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Концепция разработана с учетом международного зако-
нодательства, в соответствии с Конституцией РФ и комплекса приня-
тых федеральных законов в области интеллектуальной собственности и
инновационной деятельности, ориентированных на условия рыночной
экономики.
1.1. Основные цели
Основными целями городской политики по вовлечению в хозяйс-
твенный оборот интеллектуальной собственности, созданной за счет
бюджетных средств, являются:
- ориентация научных разработок, опытно-конструкторских работ
и промышленности на создание коммерчески выгодной для экономики и
жизнедеятельности города высокотехнологичной, конкурентоспособной
продукции;
- распространение рыночных отношений в сфере использования
интеллектуальной собственности и результатов научно-технической
деятельности в целом;
- определение основ упорядочения отношений в сфере создания и
использования интеллектуальной собственности;
- формирование условий для создания городской системы коммер-
циализации объектов интеллектуальной собственности, созданной с
привлечением бюджетных средств, в интересах экономического и соци-
ального развития города;
- выявление и закрепление за городом прав на результаты науч-
но-технической деятельности, осуществляемой преимущественно за
счет городского бюджета или при долевом участии города;
- создание условий сбалансированного учета интересов города и
разработчиков объектов интеллектуальной собственности;
- стимулирование привлечения инвестиций в создание объектов
интеллектуальной собственности;
- создание условий для реализации потенциала г.Москвы как
крупнейшего научно-технического центра России.
1.2. Основные приоритеты
Концепция, учитывая государственную политику управления в об-
ласти интеллектуальной собственности, в качестве приоритетных вы-
деляет следующие направления:
- стимулирование процессов создания, правовой охраны и ис-
пользования интеллектуальной собственности, обеспечивающих повыше-
ние конкурентоспособности отечественной продукции;
- обеспечение сбалансированности прав и законных интересов
субъектов правоотношений в области интеллектуальной собственности,
создающее условия заинтересованности этих субъектов при создании и
использовании интеллектуальной собственности, их юридическое соп-
ровождение;
- вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллекту-
альной деятельности и иных приравненных к ним объектов, созданных
преимущественно с привлечением средств городского бюджета;
- обеспечение городского протекционизма при продвижении на
рынок интеллектуальной собственности конкурентоспособной продук-
ции с учетом требований рынка и финансовых возможностей города, в
первую очередь, городских и отечественных авторов.
Городская политика в области интеллектуальной собственности
основывается на принципах поддержки наиболее важных, приоритетных
технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективнос-
ти городской экономики. В условиях ограниченного бюджетного финан-
сирования необходима ориентация на реализацию тех результатов ин-
теллектуальной деятельности, вовлечение которых в хозяйственный
оборот дает наиболее выгодный экономический и социальный резуль-
тат.
Основным требованием, предъявляемым к приоритетным результа-
там интеллектуальной деятельности, является: наличие в них способ-
ных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и
иных, приравненных к ним объектов, являющихся наиболее прогрессив-
ными среди всех известных аналогичных технических решений и имею-
щих высокий коммерческий потенциал.
1.3. Основные задачи
Для реализации указанных целей необходимо решение следующих
задач, в первую очередь в отношении объектов интеллектуальной
собственности, созданных с привлечением средств городского бюдже-
та:
1.3.1. Создание системы урегулирования отношений собственнос-
ти между участниками процесса создания, коммерциализации и исполь-
зования объектов интеллектуальной собственности с учетом разделе-
ния их на федеральные, городские, юридические лица, физические ли-
ца и возможности формирования совместного владения правами.
1.3.2. Создание системы учета и инвентаризации объектов ин-
теллектуальной собственности, полученных в результате НИОКР.
1.3.3. Формирование механизма коммерциализации результатов
научно-технической деятельности, включая объекты интеллектуальной
собственности.
1.3.4. Создание механизма городского протекционизма и под-
держки при продвижении на рынок, с учетом его требований, объектов
интеллектуальной собственности и результатов городской научно-тех-
нической деятельности в целом, и в первую очередь, принадлежащих
городу.
1.3.5. Создание инфраструктуры экономически эффективного
внедрения объектов интеллектуальной собственности и результатов
научно-технической деятельности в целом.
1.3.6. Создание специального подразделения основными задачами
которого являются от имени города:
- осуществление формирования и управления объектами интеллек-
туальной собственности;
- финансирование в предусмотренных объемах работ по формиро-
ванию объектов интеллектуальной собственности;
- организация ведения учета и оценки объектов интеллектуаль-
ной собственности, созданных преимущественно за счет средств го-
родского бюджета;
- осуществление маркетинговых исследований на рынке объектов
интеллектуальной собственности;
- обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собс-
твенности, созданных за счет средств городского бюджета.
При создании этого органа должны быть сформулированы объек-
тивные количественные отчетные показатели его работы.
Основой реализации поставленных задач являются следующие
принципы:
- единая согласованная политика в научной, научно-техничес-
кой, промышленной, хозяйственной, экономической и социальной сфе-
рах деятельности города;
- комплексное сочетание городом политических, административ-
ных, правовых и коммерческих методов управления в области интел-
лектуальной собственности с ориентацией на достижение коммерческих
результатов;
- патентно-лицензионное и правовое обеспечение предпринима-
тельской деятельности.
2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
2.1. Порядок реализации:
Для достижения целей управления объектами интеллектуальной
собственности в рамках действующего законодательства необходимо:
2.1.1. Сосредоточить функции координации работы с объектами
интеллектуальной собственности в одном ведомстве, сформировав в
его составе соответствующее структурное подразделение.
2.1.2. Сформировать полный городской реестр результатов ин-
теллектуальной деятельности, на основании итогов проведенной ин-
вентаризации, содержащий их количественные, стоимостные, правовые
характеристики.
2.1.3. Скоординировать интересы и полномочия городских орга-
низаций, авторов, субъектов Федерации и Федеративных органов,
участвующих в процессе создания, управления и контроля в области
интеллектуальной собственности.
2.1.4. Сгруппировать объекты управления, исключив возможность
распоряжения одной частью объекта без другой, в случаях, когда они
составляют единое целое.
2.1.5. Установить в каких случаях, на каких основаниях и в
каком виде может передаваться право распоряжения результатами ин-
теллектуальной деятельности.
2.1.6. Обеспечить применение механизма оценки интеллектуаль-
ной собственности.
2.1.7. Способствовать созданию условий для привлечения инвес-
тиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения
результатов интеллектуальной деятельности в гражданский оборот, в
том числе путем предоставления городских льгот.
2.1.8. Определить цели, для которых город приобретает резуль-
таты интеллектуальной деятельности.
2.1.9. Разработать механизм возмещения расходов на управление
(в том числе на инвентаризацию и оценку интеллектуальной собствен-
ности). Определить норматив отчисления средств городским органам с
последующим зачетом их в счет финансирования из бюджета.
2.1.10. Установить для всех участников единый порядок приня-
тия решений об использовании прав на результаты интеллектуальной
деятельности, обеспечивающий оперативность принятия решений.
2.1.11. Организовать процесс обучения представителей комплек-
сов городского хозяйства, департаментов, управлений, префектур по
вопросам использования объектов интеллектуальной собственности.
2.1.12. Установить систему контроля за поддержанием в силе
действующих охранных документов на запатентованные разработки.
2.2. Требования к системе реализации концепции
2.2.1. Формирование системы учета и оценки объектов
интеллектуальной собственности
Одним из важных направлений экономического развития города
является включение в хозяйственный оборот результатов интеллекту-
альной деятельности и иных приравненных к ним объектов. Эта задача
требует комплексного решения, включая обеспечение юридического
закрепления прав, определение порядка их бухгалтерского учета,
амортизации и оценки.
Учет и оценка объектов интеллектуальной собственности должна
осуществляться в строгом соответствии с утверждаемой Правительст-
вом Российской Федерации Единой системой стандартов оценки, вклю-
чающей в себя основные стандарты на организационно-методические
положения, требования к документации и контроль за качеством оце-
ночных услуг.
Ведение бухгалтерского учета и отчетности регламентируется
существующими законами Российской Федерации, нормативными докумен-
тами соответствующих органов Российской Федерации и города.
Городу (в лице уполномоченных органов исполнительной власти)
следует наладить постоянный контроль за сферой использования соз-
данных на средства бюджета результатов научно-технической деятель-
ности, в том числе и объектов интеллектуальной собственности.
Организации, обладающие правами на объекты интеллектуальной
собственности, созданные с использованием средств городского бюд-
жета, а также организации, осуществляющие от их имени распоряжение
правами на эти результаты, должны регулярно предоставлять в упол-
номоченные органы исполнительной власти на условиях строгой конфи-
денциальности сведения:
- о заявках на выдачу охранных документов на объекты интел-
лектуальной собственности, созданные за счет бюджета;
- о полученных организациями охранных документах;
- о заключенных организациями сделках, касающихся прав на
объекты интеллектуальной собственности;
- о фактах использования созданных объектов интеллектуальной
собственности.
Требуется обеспечить в соответствии с действующим законода-
тельством проведение работ по постановке на бухгалтерский учет
созданных в организациях за счет бюджета объектов интеллектуальной
собственности.
Необходимо обеспечить проведение работ по инвентаризации ра-
нее полученных результатов научно-технической деятельности, соз-
данных преимущественно с привлечением средств городского бюджета.
Оценка объектов интеллектуальной собственности, созданных за
счет бюджетных средств, требует внедрения в городе процедур неза-
висимой оценки. Необходимо определить случаи обязательной незави-
симой оценки и механизм финансирования таких работ.
Следует отметить необходимость введения механизма независимой
оценки объекта залога, который требует разработки методологии оп-
ределения залоговой стоимости.
2.2.2. Формирование механизма сбалансированного распределения
прав на объекты интеллектуальной собственности между
участниками их создания
Активное и ускоренное промышленное освоение научно-техничес-
ких достижений должно обеспечивать привлечение дополнительных ис-
точников средств. Возможность привлечения инвесторов для участия в
финансировании городского промышленного освоения новейших техноло-
гий, созданных преимущественно на средства города, зависит от ус-
тановления прав на использование объектов интеллектуальной собс-
твенности. Поэтому позиция города в вопросе приобретения и переда-
че прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащей
городу, должна определяться адекватно существующей в настоящее
время экономической ситуации.
Для привлечения инвестиционных средств из дополнительных ис-
точников и снятия с города расходов, связанных с обеспечением прав
города на объекты интеллектуальной собственности, созданные преи-
мущественно с привлечением средств из его бюджета или при долевом
участии города, город в лице уполномоченных органов исполнительной
власти в соответствии с действующим законодательством должен зак-
репить за собой:
- права только на результаты научно-технической деятельности,
связанные с интересами городской экономики;
- права на объекты интеллектуальной собственности, относи-
тельно которых он имеет намерение самостоятельно довести разработ-
ки до промышленного применения и реализации готовой продукции;
- права на объекты интеллектуальной собственности, которые
ему выгодно продать или лицензировать.
Во всех иных случаях права на результаты научно-технической
деятельности должны быть отданы организациям-разработчикам.
Одновременно в интересах города при закреплении прав за орга-
низациями-разработчиками необходимо сохранить рычаги городского
управления правами на результаты НИОКР, выполненных с привлечением
средств городского бюджета, в том числе:
- гарантированное приобретение городом у организаций-разра-
ботчиков лицензий на использование результатов НИОКР для городских
нужд;
- организациям-разработчикам - право контроля использования
объектов интеллектуальной собственности, передаваемых исполнителям
и пользователям, если объект интеллектуальной собственности создан
с привлечением средств городского бюджета.
Город может рассчитывать на компенсацию понесенных расходов и
получение прибыли от объектов интеллектуальной собственности, соз-
данной на средства бюджета, только при условии их реализации в ви-
де конечного товарного продукта. При этом экономическая выгода го-
рода будет заключаться в увеличении валового внутреннего продукта,
создании новых производственных мощностей, увеличении количества
рабочих мест, поступлении средств в бюджет в виде налогов.
Распределение городских полномочий осуществляется с учетом
распределения полномочий между городом и организациями, между го-
родом и федеральными органами власти, между городом и иными субъ-
ектами Федерации.
Конкретное подразделение, представляющее интересы города, оп-
ределяется Правительством Москвы.
Разработанный механизм распределения городских полномочий
представляется для согласования на Межведомственный координацион-
ный совет при Правительстве Москвы по вопросу использования интел-
лектуальной собственности.
2.2.3. Формирование системы правовой защиты
Использование объектов интеллектуальной собственности, соз-
данной с привлечением средств городского бюджета, в хозяйственном
обороте возможно только после оформления прав на результаты интел-
лектуальной деятельности. Охрана прав на интеллектуальную собс-
твенность является важнейшим элементом распространения рыночных
отношений в научно-технической сфере. Правовая охрана объектов ин-
теллектуальной собственности в настоящее время обеспечивается на
основе Международного права, Конституции и законодательства Рос-
сийской Федерации. Нормативные правовые акты, принятые городской
властью в рамках ее компетенции, должны образовать единую, целост-
ную и дифференцированную нормативную правовую систему управления в
области интеллектуальной собственности.
Введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйс-
твенный оборот возможно только после оформления прав на использо-
вание, применение, распоряжение ими в установленном порядке. Толь-
ко при этом возможны защита как интересов города, так и интересов
производителя интеллектуальной собственности от недобросовестной
конкуренции и коммерческие отношения по передаче прав с получением
соответствующей материальной выгоды.
Важнейшим аспектом политики по введению в хозяйственный обо-
рот объектов интеллектуальной собственности следует считать коор-
динирующую деятельность по правовой охране новейших технологий,
созданных с привлечением средств городского бюджета. В том числе
по государственной поддержке патентования за рубежом объектов про-
мышленной собственности, входящих в указанные технологии.
Необходимы скоординированные действия:
- по выявлению, систематизации и классификации объектов ин-
теллектуальной собственности, созданной за счет средств городского
бюджета;
- по защите прав авторов и правообладателей интеллектуальной
собственности, в первую очередь созданной за счет городского бюд-
жета;
- по выявлению и пресечению нарушений прав в области исполь-
зования объектов интеллектуальной собственности;
- по разработке и введению норм обращения с объектами интел-
лектуальной собственности, созданной за счет городского бюджета и
охраняемой в режиме коммерческой тайны.
В целях развития инфраструктуры управления интеллектуальной
собственностью необходимо создание единой городской автоматизиро-
ванной системы патентно-информационного обеспечения как инструмен-
та городской научно-технической политики.
2.2.4. Формирование системы контроля
Процедура передачи результатов НИОКР и других объектов интел-
лектуальной собственности исполнителям и пользователям должна пре-
дусматривать (в рамках существующего законодательства) возможность
города в исключительных случаях независимо распоряжаться всеми
правами на использование этих результатов, исходя из интересов го-
рода.
Для эффективного контроля за использованием объектов интел-
лектуальной собственности необходимо:
- производить оценку затрат на основе разработки бизнес-пла-
нов внедрения объектов интеллектуальной собственности в производс-
тво;
- предусмотреть систему регистрации лицензионных договоров
(контрактов, соглашений) на передачу технологий общегражданского
назначения;
- внедрить систему количественных характеристик объектов ин-
теллектуальной собственности;
- для количественной оценки состояния провести инвентаризацию
объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств
бюджета;
- внедрить классификацию объектов интеллектуальной собствен-
ности. С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собствен-
ности и сложившейся в данной области системы источников права
классификация объектов интеллектуальной собственности основывается
на признаках, присущих только данному объекту интеллектуальной
собственности (Авторское право, Патентное право, Институт правовой
охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и
производимой ими продукции (услуг, работ), нетрадиционные объекты
интеллектуальной собственности)).
Предусмотреть поддержание в силе действующих охранных доку-
ментов на запатентованные разработки путем уплаты ежегодных пошлин
в процессе коммерциализации и последующего использования.
Обеспечение взаимодействия и координации деятельности городс-
ких органов по вопросам управления в области интеллектуальной
собственности является необходимым условием для эффективного регу-
лирования процессов в области интеллектуальной собственности, ко-
торая обеспечивается качеством, законностью, научной обоснован-
ностью, системностью и своевременностью принятия решений.
2.2.5. Информационное обеспечение управления
Развитие информационного обеспечения управления интеллекту-
альной собственности является одним из важных аспектов успешной
реализации основных целей и задач Концепции.
Процесс управления в области интеллектуальной собственности и
инновационной деятельности города связывается с проведением анали-
за больших массивов информации. Основные текущие затраты при осу-
ществлении управления связаны с поиском, обработкой и хранением
различной информации,необходимой для реализации целей управления.
Необходимо разработать перечень новых информационных баз дан-
ных и согласовать этот перечень с возможными потенциальными потре-
бителями. Это является основным условием для создания информацион-
ной системы управления. Необходимым условием является проведение
ревизии существующих на настоящий момент информационных баз.
На этапе формирования перечня разрабатываемых информационных
баз требуется определить порядок поддержания актуализации данных.
При создании информационных систем требуются финансовые и ин-
теллектуальные ресурсы, законодательные решения по использованию
информации, поэтому необходимо определить регламент, по которому с
одной стороны будет обеспечиваться равноправный доступ к информа-
ции, не являющейся государственной или иной тайной для всех участ-
ников процесса, а с другой стороны, информация, используемая в
процессе управления, должна быть проверена на достоверность всеми
заинтересованными сторонами. Для этого следует определить головную
организацию, которая будет осуществлять создание и ведение перечня
информационных баз, используемых для целей управления.
Право на получение сведений об информационных системах, ре-
сурсах, услугах, право на их деятельность по созданию информацион-
ного обеспечения, распространению информации и информационных ус-
луг определяется Федеральным законом "Об информации, информатиза-
ции и защите информации" от 20.02.95 N 24-ФЗ.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным фактором экономического роста в современных условиях
является умение создавать и эффективно использовать полезные изде-
лия и приемы труда, от которых в итоге зависит научно-технический
прогресс и уровень экономического развития города. Использование
новейших технологий становится реальным определением конкуренто-
cпособности организаций, экономического и социального благополучия
города. Однако современная экономическая ситуация в стране харак-
теризуется существенным снижением объемов финансирования науки и
ставит перед городом задачу активного поиска использования допол-
нительных внутренних резервов, определяя тем самым направление
приоритетного развития деятельности в области интеллектуальной
собственности, организованной и управляемой на основе современных
требований.
В настоящей Концепции изложены основные направления городской
политики в сфере управления объектами интеллектуальной собствен-
ности, созданной в первую очередь с привлечением средств городско-
го бюджета, с учетом современных требований рыночной экономики.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы от 14 августа 2001 года N 756-ПП
Первоочередные мероприятия по реализации Концепции вовлечения в хозяйственный
оборот объектов интеллектуальной собственности
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
| 1.| Организация и формирование системы управления объектами интеллектуальной собственности: |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|1.1|Организация работ по |Общая организация работ и формиро|IIквартал |Департамент науки и |
| |вовлечению в хозяйствен-|вание системы вовлечения в хозяй-|2002 г. |промышленной полити-|
| |ный оборот г. Москвы |ственный оборот города объектов | |ки, Управление Мэра |
| |объектов интеллектуаль- |интеллектуальной собственности: | |Москвы, Межведомст- |
| |ной собственности | - организация разграничения и | |венный координацион-|
| | |координации полномочий авторов, | |ный совет,Московская|
| | |научно-технических и коммерческих| |лицензионная палата,|
| | |организаций, городских и феде- | |Москомархитектура, |
| | |ральных структур, участвующих в | |Комплекс социальной |
| | |процессе создания, коммерциализа-| |сферы |
| | |ции и управления в области интел-| | |
| | |лектуальной собственности; | | |
| | | - организация контроля за ис- | | |
| | |пользованием результатов интеллек- | |
| | |туальной деятельности; | | |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
| | | - обеспечение взаимодействия и | | |
| | |координации деятельности городс- | | |
| | |ких органов по вопросам управления | |
| | |интеллектуальной собственности; | | |
|1.2| |- cоздание подразделения для | IV |Департамент науки и |
| | |обеспечения мероприятий, указан- | квартал |промышленной полити-|
| | |ных в пункте 1.1. | 2001 г. |ки, Управление Мэра |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|2. | Задачи управления объектами интеллектуальной собственности |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|2.1|Вовлечение объектов ин- |Постановка на учет и вовлечение в| IV |Департамент науки и |
| |теллектуальной собствен-|оборот объектов интеллектуальной | квартал |промышленной полити-|
| |ности в хозяйственный |собственности. | 2001 г. |ки, Департамент го- |
| |оборот | | |сударственного и |
| | | | |муниципального иму- |
| | | | |щества г. Москвы, |
| | | | |Комитет по реформи- |
| | | | |рованию оборонных |
|2.2|Организация учета | Проведение инвентаризации объек-| |предприятий,располо-|
| |объектов интеллектуаль- |тов интеллектуальной собственнос-| |женных в г.Москве, |
| |ной собственности |ти в г. Москве. | |Управление Мэра, |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
| | | Подготовка проекта распоряди- | |Москомархитектура, |
| | |тельного документа Правительства | |ОАО МКНТ, |
| | |Москвы по системе учета интеллек-| |органы исполнитель- |
| | |туальной собственности по резуль-| |ной власти, участву-|
| | |татам проведения инвентаризации. | |ющие в создании, ве-|
| | | Разработка и утверждение порядка| |дении и использова- |
| | |учета объектов интеллектуальной | |нии объектов интел- |
| | |собственности. | |лектуальной собств. |
|2.3|Введение реестров учета | Проведение работ по разработке | IIквартал| - " - |
| |объектов интеллектуаль- |реестров и регистров для создания| 2002 г. | |
| |ной собственности |единой базы данных объектов ин- | | |
| | |теллектуальной собственности, | | |
| | |представляющих интерес для города| | |
| | | Разработка и утверждение порядка| | |
| | |ведения базы данных. | | |
| | | Подготовка предложений по сопря-| | |
| | |жению городской базы данных с ба-| | |
| | |зами данных Федеральных органов. | | |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|2.4|Стоимостная оценка | Прогнозирование стоимости объек-| |Департамент госу- |
| |объектов интеллектуаль- |тов интеллектуальной собственнос-| |дарственного и муни-|
| |ной собственности |ти на территории города или пред-| |ципального имущества|
| | |ставляющий интерес для г. Москвы.| |г. Москвы,Управление|
| | | Обеспечение применения механизма| |Мэра Москвы, |
| | |оценки объектов интеллектуальной | |Мосгоcэкспертиза, |
| | |собственности. | Фонд изобретательской|
| | | | |деятельности инже- |
| | | | |нерной академии, |
| | | | |Международный инсти-|
| | | | |тут промышленной |
| | | | |собственности |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|3. Управление отдельными видами объектов интеллектуальной собственности |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|3.1|Управление процессом | Разработка и внедрение пакета | I-IV |Департамент экономи-|
| |коммерциализации |методик и статистических таблиц | квартал |ческой политики и |
| | |по внедрению объектов интеллекту-| 2002 г. |развития г. Москвы, |
| | |альной собственности различного | |Департамент госу- |
| | |типа в городское хозяйство. | |дарственного и му- |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
| | | Организация и проведение ежегод-| |ниципального иму- |
| | |ного анализа использования объек-| |щества г. Москвы, |
| | |тов интеллектуальной собственнос-| |Комплекс социальной |
| | |ти. | |сферы, департаменты |
| | | | |и комитеты,ОАО МКНТ |
|3.2|Введение критериев | Разработка критериев эффектив- |III-IV |Департамент экономи-|
| |эффективности |ности вовлечения в хозяйственный |квартал |ческой политики и |
| |использования объектов |оборот города объектов интеллек- |2002 г. |развития г. Москвы, |
| |интеллектуальной собст- |туальной собственности. | |департаменты, коми- |
| |венности | Классификация объектов интеллек-| |теты, ОАО МКНТ |
| | |туальной собственности, созданных| | |
| | |с привлечением средств городского| | |
| | |бюджета или представляющих инте- | | |
| | |рес для города. | | |
| | | Закрепление за городом прав на | | |
| | |объекты интеллектуальной собст- | | |
| | |венности, созданных с привлечени-| | |
| | |ем средств городского бюджета или| | |
| | |представляющих интерес для города| | |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|4. | Регулирование процесса использования, распоряжения, владения объектами |
| | интеллектуальной собственности, не находящимися в собственности города |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|4.1|Участие органов госу- |Участие в разработке нормативных | постоянно|Департамент науки и |
| |дарственной власти в уп-|и методических материалов по уре-| |промышленной полити-|
| |равлении интеллектуаль- |гулированию вопросов разграниче- | |ки, Департамент го- |
| |ной собственностью |ния и совместного владения объек-| |сударственного и |
| | |тами интеллектуальной собствен- | |муниципального иму- |
| | |ности города и Российской Федера-| |щества г. Москвы, |
| | |ции. | |Управление Мэра |
| | | Подготовка договора о разграни- | |Москвы, Межведомст- |
| | |чении предметов ведения и полно- | |венный координацион-|
| | |мочий между органами государст- | |ный совет, Комитет |
| | |венной власти России и органами | |по реформированию |
| | |государственной власти г. Москвы | |оборонных предприя- |
| | | | |тий, расположенных |
| | | | |в г. Москве |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|5. | Способы, методы и механизмы управления |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|5.1|Информационное обеспе- | Проверка на совместимость и под-|I-IV |Департамент экономи-|
| |чение |готовка к информационному взаимо-|квартал |ческой политики и |
| | |действию баз данных Москвы, реги-|2002 г. |развития г. Москвы, |
| | |онов Российской Федерации и меж- | |Москомархитектура, |
| | |дународных баз данных: | |Департамент науки и |
| | | | |промышленной полити-|
| | | | |ки, департаменты, |
| | | | |комитеты и |
| | | | |управления,ОАО МКНТ |
| | | Формирование полного городского | - " - | - " - |
| | |реестра объектов интеллектуальной| | |
| | |собственности на основании ре- | | |
| | |зультатов проведенной инвентари- | | |
| | |зации,содержащего количественные,| | |
| | |стоимостные, правовые характерис-| | |
| | |тики объектов интеллектуальной | | |
| | |собственности, включая результаты| | |
| | |проведенного НИОКР, созданного с | | |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
| | |использованием средств бюджета | | |
| | |России и органов государственной| | |
| | |власти г. Москвы | | |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|5.2|Правовое обеспечение | Определение необходимого пакета | |Департамент госу- |
| | |нормативно-правовых документов, |I-IV |дарственного и муни-|
| | |позволяющих использовать различ- |квартал |ципального имущества|
| | |ные способы распоряжения правами|2002 г. |г. Москвы, |
| | |на результаты интеллектуальной | |Государственно-пра- |
| | |деятельности (договор, контракт, | |вовое управление, |
| | | залог, доверительное управление,| |Департамент науки и |
| | |внесение прав пользования в ус- | |промышленной полити-|
| | |тавной капитал и др.), связанных | |ки, Фонд изобрета- |
| | |с передачей прав на распоряжение | |тельской деятельнос-|
| | |объектами интеллектуальной собст-| |ти инженерной акаде-|
| | |венностью города и не противоре- | |мии,Мосгосэкспертиза|
| | |чащих действующему законодатель- | |Управление Мэра |
| | |ству | | |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
+---+----------------------+---------------------------------+----------+----------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+----------------------+---------------------------------+----------+----------------------+
|5.3|Кадровое обеспечение | Подготовка и переподготовка спе-|Постоянно |Департамент науки и |
| | |циалистов в области управления | |промышленной политики,|
| | |интеллектуальной собственности | |Управление по вопросам|
| | | | |государственной |
| | | | |службы и кадров Мэрии,|
| | | | |Московская академия го|
| | | | |сударственного и муни-|
| | | | |ципального управления |
| | | | |с учетом направленнос-|
| | | | |ти Московского городс-|
| | | | |кого института управ- |
| | | | |ления и Академии пред-|
| | | | |принимательства при |
| | | | |Правительстве Москвы, |
| | | | |департаменты, коми- |
| | | | |теты, префекты адми- |
| | | | |нистративных округов |
+---+----------------------+---------------------------------+----------+----------------------+
|5.4|Финансовое обеспечение| Использование для эффективного |IV квартал|Департамент эконо- |
| | |управления в области интеллекту- |2001 г. - |мической политики и |
| | |альной собственности механизм |I квартал |развития г. Москвы, |
| | |возмещения расходов на управление|2002 г. |департаменты и |
| | |объектами интеллектуальной собст-| |комитеты, управления |
| | |венности | | |
+---+----------------------+---------------------------------+----------+----------------------+
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
| | |(в том числе на инвентаризацию и | | |
| | |оценку). Определить норматив от- | | |
| | |числения средств городским орга- | | |
| | |нам с последующим зачетом их в | | |
| | |счет финансирования из бюджета. | | |
| | | Разработка и утверждение меха- | | |
| | |низма учета и использования | | |
| | |средств от внедрения в хозяйст- | | |
| | |венный оборот или реализации | | |
| | |объектов интеллектуальной собст- | | |
| | |венности | | |
|5.5|Доверительное управление| Участие в разработке механизма |Постоянно |Департамент госу- |
| | |передачи прав городом на распоря-| |дарственного и муни-|
| | |жение и пользование объектами | |ципального имущества|
| | |интеллектуальной собственности | |г. Москвы, Департа- |
| | |уполномоченным лицам. | |мент науки и промыш-|
| | | | |ленной политики, |
| | | | |департаменты, коми- |
| | | | |теты и управления |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|5.6|Особенности принятия | Установление для всех участников|IIIквартал|Департамент науки и |
| |решений |единого порядка принятия решений |2002 г. - |промышленной полити-|
| | |об использовании прав на объекты | |ки, Управление Мэра |
| | |интеллектуальной собственности, | |Москвы, Департамент |
| | |обеспечивающего оперативность при| |государственного и |
| | |нятия решений. | |муниципального иму- |
| | | | |щества г. Москвы, |
| | | | |департаменты, коми- |
| | | | |теты и управления |
|5.7|Льготы | Определение условий для привлече-IIIквартал|Департамент экономи-|
| | |ния инвестиций в реальный сектор |2002 г. |ческой политики и |
| | |экономики путем максимального во-| |развития г. Москвы |
| | |влечения результатов интеллекту- | | |
| | |альной деятельности в хозяйствен-| | |
| | |ный оборот, в том числе предос- | | |
| | |тавление городских льгот. | | |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|N |Положения концепции | Мероприятия по реализации | Срок | Ответственный за |
|п/п| | |реализации| проведение |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
|5.8|Страхование | При использовании различных спо-|В течение |Департамент госу- |
| | |собов распоряжения правами на ре-|2002 г. |дарственного и муни-|
| | |зультаты интеллектуальной дея- | |ципального имущества|
| | |тельности (залог, доверительное | |г. Москвы, Департа- |
| | |управление, внесение прав в ус- | |мент экономической |
| | |тавной капитал) требуется предус-| |политики и развития |
| | |мотреть процедуру страхования. | |г. Москвы, Департа- |
| | | | |мент международных |
| | | | |связей Правительства|
| | | | |Москвы |
|5.9|Концессия | Передача за вознаграждение комп-| |Департамент госуда- |
| | |лекса исключительных прав (объек-| |рственного и муни- |
| | |тов интеллектуальной собственнос-| |ципального имущества|
| | |ти,прав на товарные знаки и т.п),| |г. Москвы, департа- |
| | |осуществление на основе договора | |менты |
| | |коммерческой концессии. Город мо-| | |
| | |жет выступать в качестве правооб-| | |
| | |ладателя или использователя дого-| | |
| | |вора коммерческой концессии. | | |
+---+------------------------+---------------------------------+----------+--------------------+
Приложение 3
к постановлению Правительства
Москвы от 14 августа 2001 года N 756-ПП
СОСТАВ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Председатель:
Шанцев В.П. - первый заместитель Премьера
Правительства Москвы
Заместители председателя:
Пантелеев Е.А. - руководитель Департамента
науки и промышленной политики
Правительства Москвы
Систер В.Г. - генеральный директор
ОАО "Московский комитет по
науке и технологиям"
(по согласованию)
Заводнов В.Я. - председатель Московской
лицензионной палаты
(ответственный секретарь совета)
Члены Совета:
Ануприенко В.Ю. - первый заместитель руководителя
Департамента государственного и
муниципального имущества города
Москвы
Беляев А.В. - начальник Управления транспорта
и связи Правительства Москвы
Беляев В.А. - заместитель руководителя Депар-
тамента экономической политики
и развития г. Москвы
Джинчарадзе А.К. - заместитель председателя Москов-
ского земельного комитета
Долгушина О.В. - заместитель руководителя Депар-
тамента муниципального жилья и
жилищной политики Правительства
Москвы
Катаев Д.И. - депутат Московской городской
Думы (по согласованию)
Ковриго Ф.П. - председатель Комитета по рефор-
мированию оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве
Коротич А.А. - заместитель руководителя Депар-
тамента поддержки и развития
малого предпринимательства
Котов Ю.И. - президент Московской торгово-
промышленной палаты (по сог-
ласованию)
Кузьмин А.В. - председатель Комитета по архи-
тектуре и градостроительству
города Москвы
Лапир М.А. - начальник Управления топливно-
энергетического хозяйства Комплекса
городского хозяйства Правительства
Москвы
Мельниченко С.П. - заместитель начальника Главного
архитектурно-планировочного уп-
равления Комитета по архитекту-
ре и градостроительству города
Москвы, руководитель Службы
государственного градострои-
тельного кадастра города Москвы
Мешкова Е.В. - заместитель начальника Управления
Департамента государственного и
муниципального имущества города
Москвы
Назаров А.Д. - заместитель председателя Комитета
общественных и межрегиональных
связей Правительства Москвы
Норкин К.Б. - начальник Управления Мэра
Москвы
Никонов Н.Н. - заместитель начальника Управле-
ния экономической, научно-
технической и промышленной
политики в строительной отрасли
Правительства Москвы
Оглоблина М.Е. - начальник Управления бюджетного
планирования городского заказа
Правительства Москвы
Павлов Н.В. - начальник Управления жилищно-
коммунального хозяйства и
благоустройства Правительства
Москвы
Порватов А.Е. - заместитель председателя Комитета
по культуре
Поляков С.В. - первый заместитель председателя
Комитета здравоохранения
Рототаев Д.А. - вице-президент АФК "Система"
(по согласованию)
Семичастнов Ю.И. - заместитель председателя Московско-
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 756-ПП |
Дата:
|
2001-08-14 |
Позиционируется в разделах:
|
Экономические реформы >> Экономическая политика |
|