Документы правительства Москвы >> >> Экономические реформы >> Приватизация
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 августа 2000 г. N 690-ПП
О Комплексной городской программе
формирования кондоминиумов и создания
условий для образования и деятельности
товариществ собственников жилья
В целях привлечения собственников жилья к решению вопросов
управления принадлежащим им жилищным фондом, создания условий для
реализации их прав и выполнения обязанностей по содержанию общего
имущества кондоминиумов, обеспечения активного участия районных Управ
и органов городской администрации в подготовке документов для
государственного технического учета кондоминиумов и освобождения
домовладельцев от затрат, связанных с их формированием, а также во
исполнение постановления Правительства Москвы от 20.04.99 N 329 "О
развитии инициативы жителей Центрального административного округа по
передаче им в управление жилых домов, финансовых средств и
ответственности за эксплуатацию жилищного фонда" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Комплексную городскую программу формирования кондоминиумов и
создания условий для образования и деятельности товариществ
собственников жилья (далее - Программа), согласно приложению 1.
1.2. Положение о едином порядке оформления документов для
технического учета кондоминиумов (приложение 2).
2. Считать работу по формированию кондоминиумов и привлечению
собственников помещений жилых домов к управлению принадлежащим им
жилищным фондом приоритетным направлением деятельности районных Управ,
осуществляемым при активной поддержке префектов административных
округов, отраслевых и функциональных органов городской администрации.
3. Главам районных Управ:
3.1. Организовать работу по формированию кондоминиумов и созданию
товариществ собственников жилья в соответствии с положениями
Программы.
3.2. Осуществлять функции заказчика на подготовку документов для
формирования кондоминиумов (заключение по земельному участку и
технический паспорт кондоминиума), а также для предоставления
сверхнормативного земельного участка при обращении товариществ
собственников жилья.
3.3. В месячный срок разработать регламент по подготовке
распорядительных документов для формирования кондоминиумов.
3.4. В обязательном порядке в месячный срок рассматривать
обращения товариществ собственников жилья об оформлении в аренду
сверхнормативного земельного участка и выносить рассмотрение вопроса
на имущественно-земельную комиссию административных округов. При
положительном решении комиссии оформлять заявку на подготовку
документов для оформления товариществу собственников жилья права
аренды земельного участка.
4. Префектам административных округов:
4.1. Обеспечить реализацию основных направлений Программы.
4.2. В двухмесячный срок разработать и утвердить программы
формирования кондоминиумов и создания товариществ собственников жилья
в округе на 2000-2001 гг. на основе положений Программы.
4.3. Оказывать районным Управам необходимую помощь при выполнении
работ по реализации программ (п.4.2).
4.4. Ежеквартально рассматривать на заседаниях коллегий вопросы о
ходе реализации программ (п.4.2).
4.5. В месячный срок ввести в префектурах должности специалистов
по решению вопросов, связанных с реализацией Программы, организации
товариществ собственников жилья, а также организовать в методических
кабинетах тематические стенды по указанным проблемам.
4.6. Утвердить регламент подготовки распорядительных документов
для формирования кондоминиумов (п.3.3).
5. Комитету территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления:
5.1. Контролировать работу районных Управ по реализации Программы
и привлечению домовладельцев к решению вопросов управления
кондоминиумами.
5.2. Осуществлять координацию деятельности органов самоуправления
по реализации Программы.
5.3. Обеспечить взаимодействие районных Управ с отраслевыми
органами администрации города по реализации Программы.
5.4. Совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной
политики Правительства Москвы оказывать методологическую помощь
сотрудникам районных Управ и организовать их обучение.
5.5. Организовать кампанию по пропаганде положений Программы в
средствах массовой информации на уровне районов.
6. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы:
6.1. Осуществлять проведение жилищной политики в области
самоуправления в жилищной сфере, а также функции координации и
контроля за ходом реализации Программы.
6.2. Совместно с Комитетом территориальных органов исполнительной
власти и развития местного самоуправления в срок до 1 декабря 2000
года разработать Положение о Координационном совете при Мэре Москвы по
развитию самоуправления в жилищной сфере.
6.3. Представить до 1 января 2001 года предложения по созданию
при Департаменте муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы Центра содействия управлению кондоминиумами в
качестве рабочего органа Координационного совета (п.6.2) по реализации
Программы, оказанию экономического и юридического содействия
товариществам собственников жилья.
6.4. Совместно с Управлением городского заказа и Департаментом
государственного и муниципального имущества города Москвы разработать
до 1 ноября 2000 года положение, регламентирующее порядок и условия
передачи государственного и муниципального имущества (жилищного фонда)
г. Москвы в управление организациям, управляющим жилищным фондом, в
том числе жилищным и жилищно-строительным кооперативам и товариществам
собственников жилья.
6.5. Совместно с Департаментом финансов г. Москвы:
6.5.1. В месячный срок подготовить предложения о выделении
финансовых средств на 2001 год на покрытие затрат, связанных с
оформлением и согласованием документов для формирования кондоминиумов,
а также о внесении изменений в действующие нормативные документы о
направлении расходования средств целевых бюджетных фондов развития
территорий административных округов и целевых бюджетных фондов
развития территорий районов г. Москвы в 2001 году и в установленном
порядке представить на рассмотрение Московской городской Думы.
6.5.2. В двухмесячный срок подготовить предложения по приведению
в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации порядка
распределения средств, полученных товариществом собственников жилья от
использования объектов городской собственности в кондоминиуме.
6.6. В месячный срок совместно с Московским городским комитетом
государственной статистики подготовить обращение в Государственный
комитет Российской Федерации по статистике об изменении формы
отчетности по жилищному фонду с включением сведений о наличии
кондоминиумов в жилищном фонде.
6.7. В срок до 1 декабря 2000 года совместно с Управлением
городского заказа подготовить предложения о создании специального
фонда капитального ремонта домов в составе кондоминиумов.
6.8. В целях совершенствования нормативно-правовой базы города
Москвы в соответствии со ст.55 Закона Российской Федерации "О
товариществах собственников жилья" в срок до 1 января 2001 года:
6.8.1. Разработать и представить Правительству Москвы для
внесения в установленном порядке на рассмотрение Московской городской
Думы проект закона города Москвы "О самоуправлении в жилищной сфере".
6.8.2. Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений
в Закон города Москвы от 09.11.94 N 19-87 "О перечне объектов общего
пользования в жилых зданиях, являющихся общим имуществом собственников
помещений".
6.9. После принятия Закона города Москвы "О самоуправлении в
жилищной сфере" (п.6.8.1) совместно с Департаментом внебюджетной
политики строительства города Москвы подготовить Положение о порядке
формирования кондоминиумов и создания товариществ собственников жилья
в домах перспективной застройки.
6.10. Совместно с Городским центром жилищного страхования в срок
до 1 января 2001 года подготовить предложения по решению вопросов
компенсации ущерба, причиненного системам инженерного обеспечения и
отдельным конструктивным элементам здания, находящегося в управлении
товариществ собственников жилья.
7. Московскому земельному комитету в двухмесячный срок со дня
подачи заявки оформлять в постоянное (бессрочное) пользование
домовладельцев земельные участки в нормативных размерах и договоры
аренды на сверхнормативную территорию в соответствии с п.1.2 Положения
о едином порядке оформления документов для технического учета
кондоминиумов (приложение 2).
8. Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы:
8.1. Обеспечить безусловное выполнение положений Закона города
Москвы от 16.04.97 N 8-28 "О правах товарищества собственников жилья
по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме"
в части передачи прав по управлению городскими объектами нежилого
фонда в кондоминиуме и реализации преимущественного права на аренду
или приобретение в собственность на льготных условиях свободных от
обязательств объектов нежилого фонда в кондоминиуме, являющихся
собственностью города.
8.2. В месячный срок представлять по запросам товариществ
собственников жилья, управляющих кондоминиумами, сведения, касающиеся
договоров аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления,
безвозмездного пользования нежилых помещений в кондоминиумах.
9. МосгорБТИ осуществлять технический учет кондоминиумов на
основании распорядительных документов о формировании кондоминиумов
(п.4.6).
10. Москомрегистрации совместно с МосгорБТИ в месячный срок
обеспечить передачу и прием информации о зарегистрированных ранее
кондоминиумах.
11. Возложить на Департамент муниципального жилья и жилищной
политики Правительства Москвы в лице управлений муниципального жилья
административных округов, а также на Департамент государственного и
муниципального имущества города Москвы в лице его территориальных
агентств полномочия представлять интересы города в кондоминиумах,
осуществлять контроль за использованием помещений, заключать договоры
с управляющей организацией по жилым помещениям и объектам нежилого
фонда соответственно.
12. Москомархитектуре учитывать при проектировании жилых домов
особенности формирования их как кондоминиумов, предусматривать наличие
в них помещений многоцелевого назначения, которые могут использоваться
собственниками жилья для размещения управленческого и обслуживающего
персонала товариществ собственников жилья или в иных целях на
основании согласованного решения домовладельцев.
13. Московской лицензионной палате совместно с Департаментом
муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы
разработать и внедрить межведомственную систему обмена информации об
организациях, имеющих лицензии на работы по управлению и эксплуатации
жилищного фонда.
14. Государственной жилищной инспекции г. Москвы в двухмесячный
срок разработать предложения по порядку реализации в городе п.4 ст.20
Закона Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" в
части применения штрафных санкций к домовладельцам, уклоняющимся от
участия в решении вопроса о способе управления кондоминиумом.
15. Управлению городского заказа:
15.1. Совместно с префектами административных округов обеспечить
безусловное выполнение городских нормативных документов по
предоставлению бюджетных дотаций на финансирование расходов по
эксплуатации жилых домов, находящихся в управлении товариществ
собственников жилья.
15.2. Совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной
политики Правительства Москвы в двухмесячный срок разработать
предложения по экономическому стимулированию товариществ собственников
жилья, взявших в управление жилые дома.
16. Управлениям жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
и топливно-энергетического хозяйства Комплекса городского хозяйства
Правительства Москвы по заявкам товариществ собственников жилья
обеспечить внедрение ресурсосберегающих технологий в кондоминиумах.
17. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации
в двухмесячный срок разработать концепцию информирования населения
города о проблемах самоуправления.
18. Территориальным и отраслевым органам городской администрации
согласовывать все нормативные документы, издаваемые по вопросам
формирования кондоминиумов, создания и деятельности товариществ
собственников жилья с Департаментом муниципального жилья и жилищной
политики Правительства Москвы.
19. Итоги реализации 1-го этапа Программы (2000-2001 гг.)
рассмотреть на заседании Правительства Москвы не позднее III квартала
2001 года.
20. Считать утратившими силу постановления Правительства Москвы
от 14.01.97 N 16 "О порядке применения Закона Российской Федерации "О
товариществах собственников жилья" в г. Москве" и от 08.06.99 N 515 "О
внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 14.01.97
N 16 "О порядке применения Закона Российской Федерации "О
товариществах собственников жилья" в г. Москве", распоряжение Премьера
Правительства Москвы от 13.08.99г. N 784-РП "О составе
Межведомственной комиссии по проблемам создания и деятельности
товариществ собственников жилья и формирования кондоминиумов в г.
Москве"; пункты 1 и 2 распоряжения Премьера Правительства Москвы от
30.04.98 N 472-РП "О создании в Москве условий для образования и
эффективной деятельности товариществ собственников жилья"; пункты 2 и
3 постановления Правительства Москвы от 19.08.97 N 633 "О временном
порядке создания товариществ собственников жилья в жилых
домах-новостройках в г. Москве".
21. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л. И.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 29 августа 2000 года N 690
Комплексная городская программа формирования
кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности
товариществ собственников жилья
Содержание Программы
Введение.........................................................3
I. Общая характеристика ситуации по формированию кондоминиумов,
созданию и деятельности ТСЖ в Москве.............................5
II. Основные принципы и приоритетные направления совершенствования
процесса формирования кондоминиумов и создания ТСЖ..............13
III. Функции районных Управ, территориальных и отраслевых органов
городской администрации по реализации Программы ................19
IV. План основных мероприятий 1-го этапа реализации Программы
(2000-2001 годы)............................................... 25
Введение
Комплексная городская программа формирования кондоминиумов и
создания условий для образования и деятельности товариществ собс-
твенников жилья (далее - Программа) разработана с целью дальнейше-
го развития самоуправления в жилищной сфере, повышения эффектив-
ности и качества жилищно-коммунального обслуживания.
Программа определяет важнейшие направления деятельности орга-
нов городской администрации и районных Управ на период с 2000 по
2004 год, а также комплекс мероприятий начального этапа реализации
Программы (2000-2001 годы) по формированию кондоминиумов, созданию
условий, стимулирующих развитие рациональных форм управления ими,
вовлечению домовладельцев в процесс управления собственностью.
Программа разработана с учетом имеющейся федеральной и го-
родской законодательной базы в сфере жилищной политики и террито-
риального самоуправления, основных направлений реформирования жи-
лищно-коммунального хозяйства, предложений отраслевых и территори-
альных органов городской администрации, районных Управ, товари-
ществ собственников жилья (далее - ТСЖ).
Особенностью Программы является активизация деятельности и
повышение ответственности районных Управ и территориальных органов
городской администрации по формированию кондоминиумов и созданию
условий для образования и деятельности ТСЖ, обеспечение их эконо-
мической привлекательности, а также упорядочение работы городских
ведомств по созданию нормативно-правовых, экономических, организа-
ционных и информационно-методических условий, содействующих данным
процессам.
Приоритетными задачами Программы являются:
- формирование кондоминиумов на базе объектов существующей и
перспективной застройки;
- привлечение собственников к управлению общим имуществом в
кондоминиумах, повышение их заинтересованности в экономном расхо-
довании средств и бережном отношении к жилищному фонду;
- развитие в городе рынка жилищно-коммунальных услуг и полный
переход на договорные отношения в жилищном хозяйстве;
- снижение уровня бюджетного финансирования содержания жилищ-
ного фонда;
- обеспечение баланса интересов органов городской администра-
ции и собственников помещений в кондоминиумах.
Программой предусмотрено поэтапное решение поставленных за-
дач:
1-й этап рассчитан до конца 2001 года и включает комплекс ме-
роприятий, осуществляемых органами городской администрации и ра-
йонными Управами в условиях ограниченных бюджетных средств, выде-
ляемых на реализацию Программы.
2-й этап охватывает 2002 - 2004 годы и характеризуется апро-
бацией на практике принятых на первом этапе мер и дальнейшим со-
вершенствованием нормативно-правовой базы в сфере управления жи-
лищным фондом.
I. Общая характеристика ситуации по формированию кондоминиумов,
созданию и деятельности ТСЖ в Москве
В условиях реформирования жилищно-коммунальной сферы принци-
пиальное значение имеет повышение роли собственников жилья, высту-
пающих заказчиками на предоставление жилищно-коммунальных услуг, и
участие их в управлении комплексами недвижимого имущества, разви-
тие конкуренции в системе управления и обслуживания жилищного фон-
да.
В настоящее время в Москве в собственности граждан и юриди-
ческих лиц находится более 52% от общего фонда жилья. Число жилых
зданий, в которых зарегистрировано в собственности граждан и юри-
дических лиц более 50% площади и в которых собственники обязаны
выбрать способ управления, составляет более трети от общего коли-
чества многоквартирных жилых домов в городе.
Однако пока товарищества собственников образованы лишь в нез-
начительной части этих домов. По состоянию на 01.06.2000г. в горо-
де зарегистрировано 402 товарищества, 132 товарищества получили
свидетельство о регистрации кондоминиума. Лишь около 42% взяли в
управление земельно-имущественные комплексы, на базе которых они
созданы.
Такая ситуация ведет к снижению качества содержания жилищного
фонда, отрицательно сказывается на его сохранности. Поэтому созда-
ние условий заинтересованности владельцев квартир в создании това-
риществ собственников жилья и последующем принятии ими жилых домов
в управление, всесторонняя поддержка этого процесса со стороны
местных властей является приоритетной задачей Правительства Моск-
вы.
Количество созданных ТСЖ и сформированных кондоминиумов в ад-
министративных округах отражено в таблице 1.
Распределение товариществ на территории города характеризует-
ся неравномерностью, сосредоточением трети из них в Центральном
административном округе, что связано с особенностями жилищного
фонда данного округа, а также результатом целенаправленной работы,
проводимой в округе по передаче домовладельцам в управление при-
надлежащего им имущества.
_____________________
* Опрос проведен Центром содействия жилищной реформе и Нацио-
нальным институтом социально-психологических исследований
Таблица 1
Количество созданных ТСЖ и сформированных кондоминиумов в
административных округах (по состоянию на 1июня 2000 года)
------------+----+----+----+----+----+---+----+----+----+---+-----
Администр. |ЦАО |САО |СЗАО|ЗАО |ЮЗАО|ЮАО|ЮВАО|ВАО |СВАО|Зел|Всего
округ | | | | | | | | | | |
------------+----+----+----+----+----+---+----+----+----+---+-----
Количество | | | | | | | | | | |
домов, где | | | | | | | | | | |
> 50% жилой | | | | | | | | | | |
площади | | | | | | | | | | |
в частной | | | | | | | | | | |
собст-ти |2222|1540| 869|1155|1350|928|815 |1506|1229|122|11736
------------+----+----+----+----+----+---+----+----+----+---+-----
Количество | | | | | | | | | | |
зарегистри- | | | | | | | | | | |
рованных | | | | | | | | | | |
ТСЖ (в домах| | | | | | | | | | |
сложившейся | | | | | | | | | | |
и перспек. | | | | | | | | | | |
застройки) |146 |10 | 36 | 46 | 41 | 6 | 73 | 17 | 26 | 1 |402
------------+----+----+----+----+----+---+----+----+----+---+-----
Количество | | | | | | | | | | |
домов, в ко-| | | | | | | | | | |
торых заре- | | | | | | | | | | |
гистрированы| | | | | | | | | | |
ТСЖ |157 |13 | 54 | 57 | 49 | 6 | 79 | 19 | 31 | 1 |466
------------+----+----+----+----+----+---+----+----+----+---+-----
Отношение(%)| | | | | | | | | | |
количества | | | | | | | | | | |
домов, где | | | | | | | | | | |
зарегистри- | | | | | | | | | | |
рованы ТСЖ к| | | | | | | | | | |
количеству | | | | | | | | | | |
домов, где | | | | | | | | | | |
>50% жилой | | | | | | | | | | |
площади на- | | | | | | | | | | |
ходится в | | | | | | | | | | |
частной соб-| | | | | | | | | | |
ственности |7.1 |0.8 | 6.2| 4.9| 3.6|0.6|9.7 |1.3 |2.5 |0.8|3.97*
------------+----+----+----+----+----+---+----+----+----+---+-----
Кол-во заре-| | | | | | | | | | |
гистрирован-| | | | | | | | | | |
ных кон- | | | | | | | | | | |
доминиумов |40 | 3 | 12 | 9 | 27 | 2 | 33 | 1 | 4 | 1 |132
------------+----+----+----+----+----+---+----+----+----+---+-----
Количество | | | | | | | | | | |
домов, | | | | | | | | | | |
переданных в| | | | | | | | | | |
управление | | | | | | | | | | |
ТСЖ |54 | 8 | 22 | 14 | 11 | 6 | 31 | 11 | 14 | 1 |172
------------+----+----+----+----+----+---+----+----+----+---+-----
*3,97%- средний процент количесва дрмов, где зарегистрированы
ТСЖ, по отношению к количеству домов, где >50% жилой площади нахо-
дится в частной собственности
Проведенный по заказу Департамента муниципального жилья и жи-
лищной политики Правительства Москвы социологический опрос* пока-
зал, что состоянием дома и подъезда, а также работой технических
систем и инженерных коммуникаций, уборкой в подъезде, вывозом му-
сора с придомовой территории удовлетворены, в основном, жители до-
мов, которые создали товарищества собственников жилья. В этих до-
мах более эффективно решаются задачи безопасного и удобного прожи-
вания граждан, обеспечивается контроль за состоянием дома и придо-
мовой территории, рационально используется общее имущество, созда-
ются условия, способствующие снижению затрат на техническое обслу-
живание и коммунальные услуги.
В последнее время наблюдается некоторый рост активности в
создании товариществ собственников жилья. Он является прежде всего
следствием предпринимаемых Правительством города мер по созданию
товариществ в новостройках.
Причины, сдерживающие процесс формирования кондоминиумов и
создания ТСЖ, можно разделить на две основные группы - объективные
и субъективные.
Объективные факторы связаны с экономической ситуацией в горо-
де, со сложившейся структурой жилищного фонда и его состоянием. В
их числе в первую очередь необходимо отметить:
- значительный недоремонт жилищного фонда;
- отсутствие системы накопления финансовых средств на ремонт
жилищного фонда и гарантий, что капитальный ремонт будет проведен
после передачи кондоминиума в управление ТСЖ;
- ограниченность бюджетных средств, направляемых на содержа-
ние и ремонт жилищного фонда.
Указанные причины не способствуют созданию благоприятных эко-
номических условий для рентабельной работы ТСЖ.
Субъективными факторами, тормозящими развитие самоуправления
населения, являются старый, традиционный подход городской адми-
нистрации к управлению жилищным фондом, а также менталитет населе-
ния.
Не преодолена инерционность мышления части ответственных ра-
ботников органов исполнительной власти и управления всех уровней,
связанная с неверием в возможность домовладельцев управлять жилыми
домами, а также моральная неготовность большинства жителей многок-
вартирных домов самостоятельно управлять своей собственностью и их
убежденность, что эта обязанность целиком лежит на государстве.
Комплексное рассмотрение действующих нормативно-правовых ак-
тов РФ и Москвы, регулирующих создание, деятельность ТСЖ и форми-
рование кондоминиумов и обязывающих городские органы участвовать в
этом процессе, выявило имеющиеся противоречия и необходимость соз-
дания действенных организационных механизмов поддержки процессов
создания и деятельности ТСЖ.
Существующая практика создания ТСЖ в городе предусматривает
предварительную регистрацию товарищества, как юридического лица, с
последующим закреплением (регистрацией) кондоминиума. При таком
подходе за товариществом закрепляется земельно-имущественный комп-
лекс, сформированный без предварительного учета и оценки возмож-
ности использования и эффективной эксплуатации объектов кондомини-
ума.
Несмотря на усилия городских органов по упрощению процедуры
формирования и передачи кондоминиума в управление ТСЖ, она зачас-
тую затягивается на 5 - 8 месяцев и требует значительных финансо-
вых затрат со стороны домовладельцев.
Имеются различия в законодательстве Российской Федерации и г.
Москвы относительно прав на земельный участок, входящий в состав
кондоминиума. Московское законодательство не содержит норм, позво-
ляющих домовладельцам в соответствии с Законом Российской Федера-
ции "О товариществах собственников жилья" требовать передачи им
земельного участка бесплатно в общую долевую собственность.
В городе не проведено межевание территорий до уровня домовла-
дений. Это часто затрудняет определение границ земельного участка
кондоминиума. Отсутствует методика расчета нормативных размеров
земельных участков в кондоминиумах, применительная к особенностям
территории г.Москвы.
Имеются диспропорции в оплате за землепользование. В кондоми-
ниумах, управляемых ТСЖ, на собственников квартир возлагается обя-
занность по уплате за землю, а в жилищном фонде при иной форме уп-
равления, земельные платежи с собственников квартир не взимаются
(или взимаются далеко не везде).
В последние годы отмечается существенная недостаточность
обеспечения финансированием расходов по содержанию и ремонту жи-
лищного фонда.
Большая часть населения оплачивает менее 12% фактической сто-
имости услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, поэтому осо-
бое значение имеет вопрос финансового обеспечения.
В результате сравнительного анализа финансово-экономической
деятельности дирекций единого заказчика и товариществ собственни-
ков жилья выявлены диспропорции в бюджетном финансировании ТСЖ по
сравнению с ДЕЗ.
В сметах расходов целевых бюджетных фондов развития террито-
рий округов и районов г.Москвы предусмотрены расходы на капиталь-
ный ремонт жилищного фонда. Однако, не предусмотрено выделение
этих средств для домов, находящихся в управлении ТСЖ и созданных
на базе бывшего муниципального фонда (т.е. если дом передан в уп-
равление товариществу, то средства на капитальный ремонт на прак-
тике не выделяются).
Не отработан механизм перечисления бюджетных средств в уста-
новленных объемах непосредственно товариществам. Это приводит за-
частую к длительным задержкам перечисления средств.
Не разработана типовая методика составления хозяйственно-фи-
нансового плана (бизнес-плана) технической эксплуатации земель-
но-имущественного комплекса в составе кондоминиума, необходимого
как товариществу для планирования деятельности в соответствии с
нормами и правилами эксплуатации и содержания жилых домов, так и
инициативной группе по созданию ТСЖ в целях определения экономи-
ческой целесообразности создания товарищества.
Деятельность товариществ собственников жилья происходит в ус-
ловиях нестабильной экономики при отсутствии механизма накопления
амортизационных отчислений, которые должны вестись в течение всего
срока службы дома и быть использованы к тому времени, когда дом
достигнет предельного износа, на строительство нового дома или
восстановление (если это будет возможно) старого.
Товарищества собственников жилья вынуждены брать в управление
дома с большим физическим износом, что является результатом посто-
янного недофинансирования и недоремонта за весь период их эксплуа-
тации.
Существующая до настоящего времени система управления жилищ-
ным фондом и его финансирования была обусловлена государственной
формой собственности на жилье. С появлением частной формы собс-
твенности на жилье законодательством закреплены обязанности собс-
твенника жилья по его надлежащему содержанию и ремонту. Однако,
пока еще не создана необходимая нормативно-правовая и организаци-
онная инфраструктура для полноценной реализации прав и обязаннос-
тей собственников жилья и их объединений. В частности, в условиях
значительного недофинансирования технической эксплуатации жилых
домов, собственники жилья не информируются как о самом недофинан-
сировании и его размере, так и о том, к каким последствиям для их
собственности может привести недофинансирование, а именно: умень-
шение рыночной стоимости жилья, ветхость, аварийность здания и,
как следствие, принудительное отселение, а также - об отсутствии
государственного механизма накопления средств на капитальный ре-
монт и полное восстановление жилых домов. Большинство собственни-
ков жилья, как показал опрос, полагает, что в оплату за техничес-
кое обслуживание также входит оплата и за капитальный ремонт, о
необходимости амортизационных отчислений знают далеко немногие.
Переход на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг (в соот-
ветствии с задачами жилищно-коммунальной реформы) подразумевает
перенос бремени расходов на собственников жилья не только за тех-
ническое обслуживание, но и за капитальный ремонт и полное восста-
новление жилых домов. Однако, при этом отсутствует доступная и
объективная информация о размерах необходимых затрат на техничес-
кое обслуживание и ремонт жилых домов, о размерах недофинансирова-
ния, а также о необходимости накопления каждым собственником жилья
средств на капитальный ремонт и полное восстановление жилого дома.
В соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации" (статья 16) за государством сохраняется обя-
занность производить капитальный ремонт в домах, которые требовали
капитального ремонта на момент приватизации жилья. Данные положе-
ния закона могут быть основой для принятия решений об изыскании
источников финансирования ТСЖ и создания механизма накопления
средств на ремонт и восстановление жилых домов.
Не урегулированы на практике вопросы передачи товариществам в
управление объектов нежилого фонда, находящихся в городской собс-
твенности и входящих в состав кондоминиума. Многие ТСЖ не могут
получить информацию об арендаторах нежилых помещений, находящихся
в границах кондоминиума и, следовательно, не имеют возможности,
вступить с ними в договорные отношения по вопросам содержания об-
щего имущества.
Товариществам не выделяются нежилые помещения для ведения ус-
тавной, хозяйственной деятельности по эксплуатации и техническому
содержанию жилых домов. Отсутствуют нормативы предоставления поме-
щений в кондоминиумах для работы с населением, размещения управ-
ленческого и обслуживающего персонала, складирования инструментов,
материалов, инвентаря.
Существующая практика деятельности товариществ показывает,
что многие из них не реализуют предоставленное им Законом право на
управление кондоминиумом, оставляют его в управлении дирекций еди-
ного заказчика и не осуществляют в полной мере контроль за исполь-
зованием выделенных средств на эксплуатацию и обслуживание принад-
лежащего им имущества.
В городе практически отсутствует конкурентная среда в сфере
управления и эксплуатации жилья. Рынок профессиональных управляю-
щих в области эксплуатации и обслуживания жилищного фонда, готовых
предложить свои услуги, не создан. Недостаточно количество специа-
листов, которые знают технологии эффективного управления кондоми-
ниумами, эксплуатации здания и способны разработать технический и
финансово-экономический планы организации работ, обеспечить конт-
роль за их выполнением.
Имеются негативные факторы при создании кондоминиумов в до-
мах-новостройках, построенных за счет внебюджетных фондов г.Моск-
вы.
Большая часть квартир в доме-новостройке продается в частную
собственность, а другая находится в муниципальном фонде и переда-
ется по договору найма гражданам. Данная ситуация вызывает диспро-
порции в оплате за техническое обслуживание частного и муниципаль-
ного жилья, что является одной из причин конфликтных ситуаций в
кондоминиумах-новостройках, приводящая иногда к ликвидации ТСЖ.
Создание кондоминиумов в домах-новостройках, встроенных в су-
ществующую жилую застройку, значительно усложняет и удорожает уп-
равление ими, так как невозможно четко установить границы кондоми-
ниума ввиду наличия общей социальной и инженерной инфраструктуры в
пределах конкретной жилой застройки.
Решения о продаже нежилых помещений в жилых домах, построен-
ных за счет городского внебюджетного фонда, принимаются без учета
их проектного назначения (например, помещений для организации
культурно-спортивной и досуговой работы с детьми и взрослым насе-
лением). Произвольная продажа социально-значимых объектов и нежи-
лых помещений в таких домах приводит к нарушению строительных норм
и правил, дисбалансу учреждений обслуживания населения по отноше-
нию к объектам торговли и офисам и, как следствие, ухудшает усло-
вия внешкольного воспитания и досуга детей, порождает негативные
настроения у жителей к идее кондоминиумов, а также затрудняет вы-
полнение городских распорядительных документов, направленных на
создание ТСЖ. Товарищество утрачивает возможность разместить свою
эксплуатирующую службу. В конечном итоге жители пишут жалобы, про-
водят собрание и ликвидируют ТСЖ.
При проектировании жилых кварталов и жилых комплексов не зак-
ладываются основы для последующего создания кондоминиумов в ком-
пактно расположенных жилых домах, имеющих общую инженерную, соци-
альную и иную инфраструктуру с возможностью предоставления в кон-
доминиуме широкого комплекса не только жилищно-коммунальных, но и
социально-бытовых услуг.
В должной мере москвичи не получают информацию о целях и за-
дачах, решаемых ТСЖ, порядке их создания.
Отмечается несбалансированность действий органов городской
администрации и районных Управ в рамках отведенных им компетенций
по оказанию содействия в развитии рациональных форм управления жи-
лищным фондом. Как показывают собеседования со специалистами ра-
йонных Управ и префектур административных округов, они слабо ори-
ентируются в методах работы с населением, не воспринимают преиму-
щества самоуправленческих начал в управлении жилищным фондом, не-
компетентно ведут разъяснительную и информационную работу, способ-
ную вызвать заинтересованность и инициативу жителей - собственни-
ков жилья в создании объединений.
В городе пока не создана четкая система учета и отслеживания
процессов создания ТСЖ, формирования кондоминиумов, передачи их в
управление товариществам.
Выявленные причины, сдерживающие процесс формирования кондо-
миниумов и создания ТСЖ, послужили основанием для определения при-
оритетных направлений данной Программы.
II. Основные принципы и приоритетные направления
совершенствования процесса формирования кондоминиумов
и создания ТСЖ в г.Москве.
Необходимость развития самоуправления населения в жилищной
сфере потребовала разработки единой городской политики в содейс-
твии процессам формирования кондоминиумов, создания и деятельности
товариществ собственников жилья.
В ее основе:
2.1. Повышение роли и ответственности территориальных органов
городской администрации и районных Управ в формировании кондомини-
умов, создании и обеспечении деятельности товариществ собственни-
ков жилья.
Должна быть обеспечена разработка и реализация специальных
программ на уровне административных округов и районов.
Отраслевые органы городской администрации должны оказывать
районным Управам и территориальным органам городской администрации
помощь:
- в обучении их сотрудников, членов правлений ТСЖ, профессио-
нальных управляющих жилищным фондом, бухгалтеров;
- в развертывании агитационной работы и информировании в
средствах массовой информации населения о существующей нормативной
базе и положительном опыте деятельности ТСЖ.
2.2. Совершенствование организационной структуры взаимодейс-
твия районных Управ, отраслевых и территориальных органов городс-
кой администрации, товариществ собственников жилья и их объедине-
ний.
Предусматривается создание в префектурах и районных Управах
специальных структур, организующих и осуществляющих деятельность
по формированию кондоминиумов, образованию и поддержке ТСЖ, кон-
сультативно-информационных центров, методических кабинетов по об-
мену опытом деятельности товариществ.
Координация действий участников Программы осуществляется на
двух уровнях: Департамент муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы - Координационный совет при Мэре Москвы по
развитию самоуправления в жилищной сфере.
В состав Координационного совета включаются депутаты Московс-
кой городской Думы, руководители отраслевых и территориальных ор-
ганов городской администрации, районных Управ, объединений домов-
ладельцев.
В качестве рабочего органа Координационного совета, осущест-
вляющего контроль хода реализации Программы, а также для решения
практических задач, связанных с организацией управления кондомини-
умами, оказанием экономического и юридического содействия товари-
ществам собственников жилья, создания системы предоставления услуг
в жилищной сфере, создается Центр содействия управлению кондомини-
умами.
2.3. Установление в г. Москве нового порядка реализации Зако-
на РФ "О товариществах собственников жилья", который предусматри-
вает первоочередность формирования органами городской администра-
ции земельно-имущественных комплексов в сложившейся жилой застрой-
ке города с последующим образованием ТСЖ и передачей комплекса ему
в управление.
Решение о подготовке документов по жилым домам, в настоящее
время находящимся в управлении муниципальных (государственных) жи-
лищных организаций, с целью формирования на их базе кондоминиумов
принимается префектами административных округов по представлению
глав районных Управ, или по инициативе самих домовладельцев после
принятия ими решения о способе управления кондоминиумом.
Префекты административных округов ежегодно утверждают пере-
чень домов, в которых в частной собственности находится более 50%
площади и имеются социальные и технико-экономические предпосылки
для передачи кондоминиумов в управление домовладельцам.
В приоритетном порядке в перечень включаются дома, в которых
домовладельцы зарегистрировали ТСЖ или начали процесс его созда-
ния, а также дома ЖК и ЖСК.
Данный перечень является основанием для оформления заявок на
проведение работ по определению земельных участков и формированию
технических паспортов кондоминиумов.
Порядок финансирования работ, связанных с подготовкой доку-
ментов для формирования кондоминиумов, утверждается Правительством
Москвы.
По объектам перспективной застройки, в которых помещения
предназначены для продажи физическим и юридическим лицам, функции
заявителя на подготовку этих документов возлагаются на заказчика
(застройщика), осуществляющего строительство, или на уполномочен-
ную им организацию.
2.4. Введение в г. Москве технического учета кондоминиумов и
использование данных учетных сведений для регистрации прав домов-
ладельцев на объекты, помещения, земельный участок в кондоминиуме.
Сведения о кондоминиуме, занесенные в специальный реестр БТИ,
являются основанием возникновения учетного объекта - кондоминиума
как единого комплекса в фиксированном составе, установленных гра-
ницах земельного участка и с указанием функционального назначения
помещений, строений, домов, входящих в состав этого комплекса.
Московский городской комитет по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании данных
БТИ производит в установленном федеральными органами порядке за-
пись в Едином государственном реестре прав, что здания, сооружения
и земельный участок входят в состав конкретного кондоминиума.
2.5. Создание благоприятных организационно-экономических ус-
ловий для образования и деятельности товариществ собственников
жилья.
Программой предусматривается:
- совершенствование системы финансирования ТСЖ и оптимизация
финансовых потоков в целях наиболее рационального финансирования
деятельности по техническому обслуживанию и ремонту кондоминиумов;
- расширение источников и обеспечение устойчивости финансиро-
вания технической эксплуатации и ремонта кондоминиумов с постепен-
ным переходом в режим самофинансирования с исключением бюджетных
дотаций;
- создание нормативов и методики расчета затрат на техничес-
кую эксплуатацию кондоминиумов;
- стимулирование хозяйственно-коммерческой деятельности ТСЖ,
ЖК и ЖСК путем предоставления широкого спектра льгот при использо-
вании объектов общей долевой собственности и земельных участков;
- создание механизма накопления амортизационных отчислений с
жилищного фонда и отчислений на капитальный ремонт жилых домов;
- проведение широкомасштабной информационно-разъяснительной
работы среди собственников жилья о нормативной стоимости техничес-
кой эксплуатации жилых домов, о необходимости накопления средств
на капитальный ремонт и полное восстановление жилого дома;
- передача ТСЖ в управление нежилых помещений для организации
деятельности товариществ, а также льготная продажа нежилого фонда.
При наличии в кондоминиуме собственности г. Москвы уполномо-
ченным представителем собственника в товариществе по жилым помеще-
ниям является Департамент муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы в лице сотрудников Управлений муниципального
жилья административных округов, а по объектам нежилого фонда Де-
партамент государственного и муниципального имущества города Моск-
вы в лице сотрудников его территориальных агентств.
Для получения и/или накопления товариществами финансовых
средств на проведение капитального ремонта, реконструкции объектов
кондоминиума предусматривается:
- образование специального фонда, обеспечивающего гарантию
займов, предоставляемых финансовыми структурами, готовыми инвести-
ровать средства в капитальный ремонт и реконструкцию объектов кон-
доминиума;
- участие города и других собственников в финансировании ра-
бот пропорционально доле их имущества в кондоминиуме.
Сокращение расходов на содержание домов, управляемых ТСЖ,
обеспечивается внедрением в приоритетном порядке ресурсосберегаю-
щих проектов, предусматривающих:
- возможность контроля за фактическим потреблением ресурсов
(установка приборов учета на дом, секцию, квартиру) с развитием
базы для их обслуживания, ремонта и проверки:
- применение высокоэффективных технологий по обслуживанию до-
ма (механизированная уборка, утилизация отходов и т.д.);
- централизацию бухгалтерских внутренних и внешних расчетов.
2.6. Развитие конкурентной среды и договорных отношений в
сфере предоставления жилищно-коммунальных и управленческих услуг,
подготовка специалистов - управляющих домами.
Обеспечивается создание условий для деятельности профессио-
нальных управляющих компаний, которым ТСЖ могут передавать функции
(часть функций) по управлению кондоминиумами.
Наличие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда спо-
собствует повышению эффективности выполнения различных ремесленных
работ и развитию малого бизнеса в этой сфере услуг. В конечном
счете, у управляющей организации появляется реальная возможность
выбрать подрядчика для выполнения тех или иных работ с наилучшим
соотношением цены и качества.
Внедрение системы договорных отношений создает, с одной сто-
роны, экономическую заинтересованность в эффективном управлении
жилищным фондом, с другой стороны - условия для контроля количест-
ва и качества предоставляемых услуг и выполняемых работ, а также
позволяет корректировать стоимость работ и услуг в зависимости от
качества их предоставления.
Для успешного становления профессионального управления недви-
жимостью предъявляются определенные требования и к уполномоченной
городом службе заказчика, которая, будучи балансодержателем жилищ-
ного фонда г. Москвы, отвечает перед собственником и населением за
предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Ее предприятия должны:
- создаваться как хозяйствующие субъекты;
- выполнять работы по управлению жилищным фондом г. Москвы на
основании договоров с районными Управами (или префектурами), а по
управлению жилищным фондом, находящимся в другой форме собствен-
ности - на основании договоров с собственниками или уполномоченны-
ми ими представителями;
- иметь право на заключение договоров с другими хозяйствующи-
ми субъектами, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги;
- финансироваться, исходя из стоимости жилищно-коммунальных
услуг, и иметь стимулы к снижению их стоимости и повышению качест-
ва.
Наряду со становлением предприятий службы заказчика рынок ус-
луг по управлению жилой недвижимостью, в том числе муниципальной,
должен быть открыт для частного бизнеса.
2.7. Совершенствование политики формирования кондоминиумов и
создания ТСЖ на базе объектов перспективной застройки.
Предусматривается создание нормативно-правовых актов, требую-
щих при проектировании и строительстве создания служебных помеще-
ний для размещения управленческого и обслуживающего персонала бу-
дущего ТСЖ, хранения материалов и инвентаря для технического обс-
луживания и ремонта кондоминиумов. Стоимость строительства этих
помещений необходимо включать в стоимость продаваемых жилых и не-
жилых помещений и присваивать им статус объектов общей долевой
собственности.
2.8. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы.
Основной концепцией совершенствования нормативно-правовой ба-
зы в сфере ТСЖ является:
- поэтапная взаимная адаптация ТСЖ и существующей системы уп-
равления;
- корректировка и доведение нормативно-правовых и распоряди-
тельных актов до состояния, пригодного к практическому применению
на территориях.
Предусматривается разработка Закона г.Москвы "О самоуправле-
нии в жилищной сфере", документов по упорядочению земельных отно-
шений, в том числе по определению земельных участков кондоминиумов
и межеванию территорий микрорайонов (кварталов), а также использо-
ванию объектов нежилого фонда в кондоминиумах. Разработке подлежат
примерные формы, удостоверяющие право домовладельцев на земельный
участок или долю в праве, порядок расчета земельных платежей и
принципы их взимания с различных категорий домовладельцев.
III. Функции районных Управ, территориальных и отраслевых органов
городской администрации по реализации Программы
3.1. Районные Управы:
- разрабатывают и реализуют соответствующие районные програм-
мы;
- представляют префекту административного округа на утвержде-
ние перечни домов, в которых имеются технико-экономические и соци-
альные предпосылки для формирования на их базе кондоминиумов;
- заключают с АПУ административного округа договоры на подго-
товку заключений по земельным участкам, к которым относятся дома,
включенные в перечни;
- составляют общее описание кондоминиумов, представляют их на
рассмотрение Межведомственной комиссии по использованию жилищного
фонда и утверждение его префектом;
- оформляют заявки на подготовку технических паспортов кондо-
миниумов в территориальном органе БТИ;
- утверждают заявки на подготовку документов для оформления
товариществами права аренды сверхнормативного земельного участка;
- организуют информационную, разъяснительную и агитационную
работу среди собственников помещений о преимуществах существующих
форм самоуправления, а также проведение общих собраний домовла-
дельцев по выбору способа управления кондоминиумом;
- оказывают содействие инициативным группам в регистрации и
создании ТСЖ;
- предлагают домовладельцам уполномоченную городом службу за-
казчика, если решение о создании ТСЖ ими не принято;
- при необходимости помогают ТСЖ в подборе управляющего или
управляющей организации любой организационно-правовой формы;
- передают технический паспорт кондоминиума товариществу
собственников жилья или уполномоченной городом службе заказчика,
заключившей с домовладельцами договор и получившей полномочия до-
мовладельцев оформить их права на земельный участок.
3.2. Префекты административных округов:
- обеспечивают реализацию программы на территорию округа;
- разрабатывают и реализуют соответствующие окружные програм-
мы, обеспечивают их финансирование;
- по предложениям глав районных Управ утверждают перечень до-
мов, в которых имеются технико-экономические и социальные предпо-
сылки для передачи их в управление собственникам помещений;
- выпускают распоряжения о проведении районными Управами
разъяснительной и организационной работы с населением в домах,
включенных в утвержденный перечень, и подготовке технических пас-
портов кондоминиумов, формируемых на базе этих домов;
- утверждают общее описание кондоминиумов;
- координируют работу окружных служб, районных Управ и специ-
ального окружного подразделения по финансово-экономическому и юри-
дическому содействию ТСЖ;
- формируют планы капитального ремонта жилой и нежилой площа-
ди, входящей в кондоминиумы.
3.3. Координационный совет при Мэре Москвы по развитию само-
управления в жилищной сфере:
- формирует единую городскую политику по развитию самоуправ-
ления в жилищной сфере, рассматривает и утверждает способы ее реа-
лизации;
- координирует работу городских структур по развитию самоуп-
равления в жилищной сфере, заслушивает ежеквартально отчеты пре-
фектов административных округов;
- контролирует ход реализации Программы, рассматривает возни-
кающие вопросы и принимает необходимые решения;
- устраняет разногласия городских органов управления, возни-
кающие при реализации Программы.
3.4. Центр содействия управлению кондоминиумами:
- является рабочим органом Координационного совета при Мэре
Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере;
- участвует в формировании кондоминиумов и подготовке предло-
жений по управлению ими на основании договоров с районными Управа-
ми или территориальными органами городской администрации, частными
застройщиками;
- оказывает услуги инициативным группам домовладельцев по
подготовке уставных и регистрационных документов, составлению биз-
нес-планов;
- оказывает услуги ТСЖ по ведению бухгалтерского учета и фи-
нансовой отчетности;
- осуществляет юридическую, экономическую, организационную и
другую консультационную деятельность;
- обучает профессиональных управляющих жилищным фондом, пред-
седателей ТСЖ, бухгалтеров;
- организует конкурсы управляющих компаний;
- подготавливает и распространяет методические материалы;
- разрабатывает концепции и программы в сфере управления жи-
лищным фондом, находящимся в общей долевой собственности граждан и
юридических лиц;
- подготавливает и проводит семинары и конференции по пробле-
мам формирования кондоминиумов, образования и деятельности ТСЖ;
- организует рекламу, пропагандирует и пр.;
- формирует специальный фонд, обеспечивающий гарантию займов,
предоставляемых финансовыми структурами, готовыми инвестировать
средства в капитальный ремонт и реконструкцию объектов кондоминиу-
ма;
- совместно с префектурами создает свои территориальные под-
разделения.
3.5. Департамент муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы:
- готовит предложения по развитию самоуправления в жилищной
сфере для рассмотрения на Координационном Совете при Мэре;
- совершенствует систему организационно-финансового обеспече-
ния управления кондоминиумами;
- взаимодействует с ТСЖ, с жилищными ассоциациями и движения-
ми, оказывает им практическую помощь в работе;
- организует учебу председателей ТСЖ, профессиональных управ-
ляющих кондоминиумами;
- организует деятельность Центра содействия управлению кондо-
миниумами;
3.6. Управление городского заказа:
- участвует в разработке, совершенствовании и реализации сис-
темы предоставления бюджетных дотаций на содержание ТСЖ.
3.7. Департамент государственного и муниципального имущества
города Москвы:
- обеспечивает передачу в управление ТСЖ объектов нежилого
фонда, являющихся собственностью г. Москвы;
- осуществляет по заявкам ТСЖ продажу нежилых помещений в до-
мах, входящих в состав кондоминиумов;
- представляет ТСЖ (по запросам), управляющим кондоминиумами,
сведения, касающиеся договоров аренды, хозяйственного ведения,
оперативного управления, безвозмездного пользования нежилых поме-
щений, находящихся в государственной собственности г. Москвы;
3.8. Москомзем (ТОРЗы административных округов):
- по Заключениям АПУ административных округов отражает зе-
мельные участки кондоминиумов в государственном земельном кадаст-
ре;
- оформляет договоры аренды и решения о передаче домовладель-
цам земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
3.9. Департамент финансов г.Москвы:
- осуществляет дотационное финансирование ТСЖ (через террито-
риальные финансовые органы или др. уполномоченные организации) с
учетом городской доли доходов от аренды нежилых помещений, входя-
щих в состав кондоминиумов и являющихся собственностью города.
3.10. Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства:
- готовит предложения по формированию кондоминиумов, исходя
из замкнутости инженерных сетей домовладений;
- разрабатывает проекты ресурсосбережения для фонда ТСЖ.
3.11. Комитет по регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним:
- регистрирует права домовладельцев на помещения и земельный
участок в кондоминиуме;
- предоставляет сведения по собственникам, арендаторам и иным
пользователям нежилых помещений в составе кондоминиума.
3.12. МосгорБТИ:
- осуществляет технический учет кондоминиумов;
- по заявкам районных Управ, на основании заключений по зе-
мельным участкам и общих описаний кондоминиумов, утвержденных пре-
фектом административного округа, формирует их технические паспор-
та;
- выдает паспортную информацию на строения, сооружения и от-
дельные помещения в кондоминиуме, в т.ч. поэтажные планы и экспли-
кации, технические паспорта на строения.
3.13. Москомархитектура:
- разрабатывает проекты межевания жилых микрорайонов (кварта-
лов);
- готовит Заключения по земельным участкам кондоминиумов для
оформления имущественных и земельных отношений. Указывает градост-
роительные требования по использованию участков.
3.14. Московская лицензионная палата:
- осуществляют лицензирование деятельности юридических и фи-
зических лиц по управлению кондоминиумами.
3.15. Комитет территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления:
- разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь
префектурам, районным Управам по работе с населением, ТСЖ;
- осуществляет контроль за деятельностью Управ по реализации
районных программ;
- организует информирование населения о преимуществах самоуп-
равления граждан в жилищной сфере, распространение опыта ТСЖ, до-
бившихся положительных результатов.
3.16. Московская регистрационная палата:
- осуществляет регистрацию ТСЖ как юридических лиц, а также
изменений и дополнений в учредительные документы образованных то-
вариществ собственников жилья;
- направляет сведения о регистрации образованных товариществ
собственников жилья в Государственную налоговую инспекцию, банк,
фонды: занятости населения, социального страхования, пенсионный,
обязательного медицинского страхования.
3.17. ГУП "Мосжилкомплекс":
- содействует регистрации кондоминиумов и созданию ТСЖ на
объектах, финансируемых Департаментом внебюджетной политики строи-
тельства города Москвы;
- обеспечивает управление и эксплуатацию указанных объектов.
3.18. ГУП "Жилкооперация":
- осуществляет финансирование расходов на возмещение убытков
от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, в
котором нет государственной собственности г.Москвы;
- осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных
средств.
3.19. Городской центр жилищных субсидий:
- возмещает товариществам собственников жилья убытки, связан-
ные с предоставлением гражданам льгот и компенсаций по оплате жи-
лищно-коммунальных услуг.
3.20. Дирекции единого заказчика:
- предоставляют ТСЖ сведения о нанимателях и арендаторах жи-
лых помещений;
- осуществляют управление кондоминиумами на основании догово-
ров с домовладельцами;
- по поручению домовладельцев представляют документы в Мос-
комзем для оформления прав постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком в кондоминиумах;
- осуществляют финансирование расходов на возмещение убытков
от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ.
3.21. Государственная жилищная инспекция г.Москвы:
- осуществляет контроль за соблюдением сроков передачи кондо-
миниумов в управление ТСЖ.
IV. План основных мероприятий 1-го этапа реализации Программы
(2000-2001 годы)
N Наименование мероприятий Срок Исполнители
испол-
нения
I. Повышение роли и ответственности территориальных органов
городской администрации и районных Управ в формировании кондомини-
умов, создании и обеспечении деятельности ТСЖ.
1.1. Уточнение окружных и ра- IV кв. Префекты административ-
йонных программ формирова- 2000 г. ных округов, главы ра-
ния кондоминиумов и созда- йонных Управ
ния ТСЖ в соответствии с
Программой
1.2. Подготовка информацион- IV кв. Комитет территориальных
но-методических рекоменда- 2000 г. органов исполнительной
ций и инструкций для ра- власти и развития мест-
ботников районных Управ по ного самоуправления, Де-
формиро-ванию кондоминиу- партамент муниципального
мов, управлению ими и ор- жилья и жилищной полити-
ганизации ТСЖ ки Правительства Москвы
II. Совершенствование организационной структуры взаимодейс-
твия районных Управ, отраслевых и территориальных органов городс-
кой администрации и объединений домовладельцев
2.1. Разработка Положения о Ко- IV кв. Департамент муниципаль-
ординационном Совете при 2000г. ного жилья и жилищной
Мэре Москвы по развитию политики Правительства
самоуправления в жилищной Москвы, Комитет террито-
сфере риальных органов испол-
нительной власти и раз-
вития местного самоуп-
равления
2.2. Разработка предложений по IV кв. Департамент муниципаль-
созданию Центра содействия 2000г. ного жилья и жилищной
управлению кондоминиумами политики Правительства
Москвы
2.3. Создание Центра содействия II кв. Департамент муниципаль-
управлению кондоминиумами 2001г. ного жилья и жилищной
(название, организацион- политики Правительства
но-правовая форма и функ- Москвы
ции центра уточняются при
разработке)
2.4. Привлечение к работе с на- Посто- Префекты административ-
селением объединений ТСЖ янно ных округов, главы ра-
йонных Управ
2.5. Проведение ежегодного Мос- Один Департамент муниципаль-
ковского совещания-семина- раз ного жилья и жилищной
ра председателей ТСЖ в год политики Правительства
Москвы
2.6. Пропаганда положительного Посто- Комитет территориальных
опыта работы ТСЖ, разра- янно органов исполнительной
ботка комплекта реклам- власти и развития мест-
но-разъяснительных и ин- ного самоуправления, Де-
формационных брошюр по партамент муниципального
проблемам ТСЖ жилья и жилищной полити-
ки Правительства Москвы,
префекты административ-
ных округов
2.7. Разработка концепции ин- IV кв. Комитет по телекоммуни-
формирования населения го- 2000г. кациям и средствам мас-
рода о проблемах самоуп- совой информации
равления
III. Установлени
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 690-ПП |
Дата:
|
2000-08-29 |
Позиционируется в разделах:
|
Экономические реформы >> Приватизация |
|