Документы правительства Москвы >> >> Экономические реформы >> Приватизация
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 октября 1999 г. N 977-ПП
О проекте Концепции управления
собственностью Москвы и взаимодействия с
иными собственниками на территории
города до 2005 года
Развитие рыночных отношений, усиление экономического положения
предприятий городского хозяйства, участие Правительства Москвы в
развитии производства в регионах России и стран СНГ, а также
накопленный опыт по управлению городской собственностью в современных
условиях требуют разработки программы действий по эффективному
управлению всеми объектами собственности, находящимися у города,
активного влияния на функционирование хозяйствующих субъектов иных
форм собственности.
В целях реализации поставленных задач подготовлен проект
Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными
собственниками на территории города до 2005 года как комплекс
административных, экономических и законотворческих действий органов
власти города.
Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект Концепции управления собственностью Москвы и
взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005
года (приложение 1).
2. Утвердить план разработки нормативных документов, необходимых
для реализации концепции (приложение 2).
3. Департаментам, комитетам и управлениям Правительства Москвы
ежегодно до 15 ноября направлять предложения для включения в план
мероприятий по реализации концепции на предстоящий год по форме,
утверждаемой Департаментом государственного и муниципального
имущества города Москвы.
4. Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы:
4.1. По представлению руководителей комплексов Правительства
Москвы, территориальных органов исполнительной власти ежегодно
формировать и вносить на рассмотрение Правительства Москвы план
мероприятий по реализации концепции и информировать о ее выполнении.
4.2. По результатам анализа исполнения концепции раз в два года
вносить в нее необходимые уточнения.
5. Министру Правительства Москвы Норкину К.Б. до 15 ноября 1999
года представить на утверждение Премьера Правительства Москвы план
организационных мероприятий по разработке Концепции управления
интеллектуальной собственностью в городе Москве.
6. Департаменту финансов ежегодно при разработке проектов
бюджетов включать затраты на разработку законодательных и нормативных
актов, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
7. Представить проект концепции (п.1) в установленном порядке на
рассмотрение Московской городской Думы.
8. Снять с контроля как выполненные:
- п.10 постановления Правительства Москвы от 14 ноября 1995 года
N 915 "О поступлении средств от приватизации и аренды городского
имущества и рекомендациях по повышению отдачи долей (паев) городской
собственности приватизированных предприятий";
- п.27 приложения к постановлению Правительства Москвы от 23
апреля 1996 года N 374 "О плане законопроектных работ на 1996-1997
гг.";
- распоряжение Премьера Правительства Москвы от 13 ноября 1997
года N 1230-РП "О создании рабочей группы по подготовке Концепции
управления городским имуществом";
- п.2 постановления Правительства Москвы от 21 июля 1998 года
N 556 "Об итогах работы Комплекса по экономической политике и
имущественно-земельным отношениям в первом полугодии 1998 года по
привлечению ресурсов на финансирование городских программ и мерах по
повышению эффективности управления пакетами акций (долями),
принадлежащими Москве";
- п.3 постановления Правительства Москвы от 26 января 1999 года
N 46 "Об итогах работы Комплекса по экономической политике и
имущественно-земельным отношениям по привлечению ресурсов на
финансирование городских программ во втором полугодии и в 1998 году в
целом и задачах на 1999 год".
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 26 октября 1999 г. N 977-ПП
Проект
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ МОСКВЫ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНЫМИ
СОБСТВЕННИКАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА
ДО 2005 ГОДА
Раздел I. Общие положения
Собственность и управление ею являются одним из основных
средств реализации социально-экономической политики города.
Управление собственностью - комплекс административных, эконо-
мических и законотворческих действий органов власти, объединенных
единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизне-
деятельности городского сообщества.
Город в отношениях собственности выступает в двух аспектах:
- властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимо-
действия хозяйствующих субъектов и обеспечивающей их выполнение;
обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными
налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержа-
нию собственности;
- хозяйствующего субъекта и собственника, активно действующе-
го на рынке. Собственная хозяйственная деятельность города ведется
не только в интересах получения дохода и решения социально-эконо-
мических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборо-
та.
Целью управления собственностью является обеспечение доходной
части бюджета для решения социально-экономических проблем города,
повышения благосостояния и жизненного уровня населения, создание
благоприятной для проживания городской среды.
Предпосылкой для разработки Концепции управления собствен-
ностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на террито-
рии города до 2005 года (далее - Концепция) явилась необходимость:
- участия субъекта Российской Федерации в регулировании ры-
ночных отношений;
- разрешения противоречий между участниками рыночных отноше-
ний;
- поиска дополнительных источников дохода городского бюджета
и экономии ресурсов;
- создания благоприятного инвестиционного климата для оте-
чественного и иностранного капитала;
- протекционизма по отношению к отечественному производителю;
- формулирования и закрепления в нормативно-правовой форме
интересов города в сфере управления собственностью.
Целями разработки Концепции являются:
- формулирование требований к системе управления собствен-
ностью Москвы на современном этапе;
- установление границ, степени и способов влияния города на
общий хозяйственный оборот;
- определение основных направлений, способов, методов и меха-
низмов использования собственности города для решения задач, стоя-
щих перед Москвой на период до 2005 года.
В результате решения поставленных Концепцией задач к 2005 го-
ду:
- создается городская казна;
- вводится система продажи земельных участков, на которых ин-
вестором возведены объекты, согласующиеся с Генеральным планом
развития Москвы;
- префектам административных округов и органам власти районов
передаются полномочия собственника по вопросам аренды недвижимос-
ти, участия в управлении акционерными обществами, расположенными
на подведомственных территориях;
- завершается формирование и наполнение системы учета собс-
твенности, находящейся в границах города, и городской собственнос-
ти вне территории Москвы;
- завершается разграничение собственности между Российской
Федерацией и Москвой;
- увеличиваются поступления арендной платы за счет оформления
единого договора аренды на имущество и земельный участок и сокра-
щения сроков оформления;
- создается единое информационное пространство по управлению
городским хозяйством;
- осуществляется переход на принятие управленческих решений
на основе применения экономико-математических методов.
Концепция предусматривает:
- увязывание вопросов управления собственностью с бюджетным
процессом;
- ежегодную разработку (корректировку) плана мероприятий по
ее реализации.
В пределах срока действия Концепции:
- субъектом и государственной и муниципальной собственности
выступает город в целом в лице органов власти города;
- созданные после утверждения Концепции унитарные предприятия
приватизации не подлежат;
- для обеспечения гарантированных поступлений в бюджет уста-
навливается неснижаемый объем нежилых помещений, сдаваемых в арен-
ду, ежегодно утверждаемый при принятии бюджета Москвы;
- незарегистрированные в установленном порядке объекты госу-
дарственной или муниципальной собственности, включая объекты неза-
вершенного строительства, не могут быть объектами сделок.
Реестр объектов собственности города, запрещенных к привати-
зации (достояние города), разрешенных для приватизации, залога,
аренды, утверждается Московской городской Думой по представлению
Мэра Москвы.
Раздел II. Задачи управления собственностью
Управление собственностью направлено на:
- увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет го-
рода за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых объек-
тов собственности, повышения эффективности ее использования;
- сокращение потерь финансовых средств от проведения встреч-
ных расчетов между пользователями городского имущества и органами
власти города;
- вовлечение в арендные отношения льготных категорий земле-
пользователей, использующих участки для целей, не соответствующих
заявленным при предоставлении льгот;
- переход к конкурсному исполнению городских заказов;
- введение экономически обоснованных нормативов на эксплуата-
цию и содержание объектов городской собственности;
- оптимизацию структуры собственности города;
- получение нарастающих доходов от имущественных комплексов
унитарных предприятий и учреждений, городских долей (пакетов ак-
ций) в хозяйственных обществах;
- включение в хозяйственный оборот не использовавшихся ранее
нематериальных активов и интеллектуальной собственности города;
- инвестирование реального сектора экономики для создания
конкурентоспособной продукции и услуг, рабочих мест, требующих вы-
сокой квалификации;
- государственный протекционизм и поддержку отечественного
производителя, выпускающего конкурентоспособную продукцию, с уче-
том требований рынка и финансовых возможностей города;
- развитие института управляющих;
- усиление контроля органов власти за выполнением условий
закрепления имущества на праве хозяйственного ведения и оператив-
ного управления, передачи в доверительное управление, аренду, ли-
зинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя
в части использования приобретенного имущества, за выполнением ин-
вестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;
- совершенствование нормативно-правовой базы управления собс-
твенностью, формирование организационных и финансовых условий,
обеспечивающих эффективное управление собственностью, развитие ры-
ночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики.
Формирование инфраструктуры управления
Формирование инфраструктуры управления собственностью в горо-
де предполагает:
- определение социально-экономических стандартов (нормати-
вов), обеспечиваемых городом и характеризующих уровень жизни в
Москве;
- создание благоприятных экономических условий для функциони-
рования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предп-
ринимательства;
- совместимость и объединение баз данных различных городских
ведомств в единое информационное пространство и обеспечение опера-
тивного доступа к данным;
- ответственность органов власти за последствия принимаемых
решений.
Организация учета
Формируется система учета собственности Москвы, в том числе и
за пределами ее территории, и собственности, принадлежащей юриди-
ческим и физическим лицам на территории города.
Основу учета в Москве составляют реестры и кадастры.
Учет собственности выполняет следующие задачи:
- удостоверение наличия собственности;
- разграничение собственности в Москве на классы, подлежащие
различному регулированию.
Имущество, закрепленное за казной, учитывается в казне, а в
случае передачи его в пользование - уполномоченным органом по рас-
поряжению имуществом.
Городские предприятия и учреждения учитываются в единой сис-
теме учета городской собственности в органах, ответственных за их
создание и функционирование, и в территориальных органах по месту
нахождения.
Объекты иных собственников учитываются в единой системе учета
собственности территориальными органами, на подведомственной тер-
ритории которых они находятся.
Имущество, переданное в оперативное управление или хозяйс-
твенное ведение, учитывается учреждением или предприятием.
В процессе формирования системы учета, наполнения и актуали-
зации составляющих ее данных проводится "сплошная" инвентаризация
объектов собственности.
В процессе инвентаризации объектов собственности производится
описание и оценка объектов, занесение информации в реестры (обнов-
ление базы данных) и регистрация (подтверждение) городом прав на
городское имущество, вводятся учетные документы (паспорта) хозяйс-
твующих субъектов.
Учетные документы могут стать интегральной основой для обес-
печения расчетных, фискальных, надзорных и контрольных органов и в
гражданском обороте в качестве удостоверяющего документа.
Контрольные органы городской администрации периодически со-
поставляют результаты учета по территориям, отраслям с данными ор-
ганов по управлению собственностью и регулированию земельных отно-
шений.
Формирование собственности города
Формирование собственности - процесс оптимизации структуры и
состава собственности города для выполнения поставленных на данный
период задач.
Реализуется определением приоритетов развития города, разгра-
ничением собственности, приобретением, обменом, дарением, создани-
ем, преобразованием, отчуждением, восстановлением и возобновлением
собственности.
Стоимостная оценка объектов собственности
Стоимостные характеристики объектов собственности, в том чис-
ле и рыночная стоимость, оцениваются в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации и Москвы с учетом целевого назначе-
ния объекта, характера предполагаемой сделки и вида оценки, в том
числе для целей налогообложения, залога, продажи и покупки, вло-
жения инвестиций, учета и инвентаризации и других целей.
Разграничение объектов собственности
Концепцией предусматривается завершение процесса разграниче-
ния собственности на территории Москвы на собственность Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образо-
ваний, иных государств, физических и юридических лиц.
Права собственности на имущество Российской Федерации, субъ-
ектов Российской Федерации и муниципальных образований, иных госу-
дарств на территории Москвы регулируются законодательством Рос-
сийской Федерации и Москвы, международным правом, договорами с со-
ответствующими субъектами.
Разграничение государственной собственности на федеральную
собственность и собственность Москвы осуществляется в соответствии
с соглашениями между Правительством Российской Федерации и Прави-
тельством Москвы, если иное не установлено федеральным законода-
тельством.
В процессе разграничения осуществляется межевание земель, за-
нятых федеральными объектами, и регистрация прав Москвы на соот-
ветствующие земельные участки.
Разграничение собственности осуществляется как в процессе ин-
вентаризации и регистрации прав на объекты, так и при проведении
соответствующих процедур по конкретным объектам.
При передаче имущества в процессе разграничения собственности
предусматривается:
- инвентаризация передаваемого имущества;
- ответственность органов за сохранность и эксплуатацию иму-
щества до и после передачи;
- условия и способы разрешения возникающих конфликтов;
- механизмы передачи неиспользуемых объектов, принадлежащих
другим субъектам управления.
Раздел III. Объекты и субъекты собственности
В рамках Концепции собственность рассматривается как:
- объект (материальные и нематериальные активы) - экономичес-
кий аспект управления;
- отношение субъекта к объекту, порождающее правомочия владе-
ния, пользования, распоряжения, - юридический аспект управления.
Управление объектом собственности - принятие управленческих
решений, направленных на:
- обладание объектом как ресурсом;
- получение доходов от использования объекта;
- использование объекта для решения социально-экономической
задачи.
Управление отношениями собственности - управление правами
владения, пользования и распоряжения (приватизация, аренда, без-
возмездное пользование, наем, хозяйственное ведение, оперативное
управление, концессия, доверительное управление, залог и т.д.).
Управление собственностью со стороны города осуществляется в
отношении:
- объекта собственности, группы (класса) однотипных объектов
или отдельных составляющих;
- субъекта управления (управляющего), которому переданы пол-
номочия по управлению объектом собственности.
Текущее состояние, прогнозируемые и фактические изменения
состава и стоимости имущества города Москвы, а также доходы от его
использования представляются в балансах государственного и муни-
ципального имущества города Москвы, которые начиная с 2000 года
ежегодно составляются и утверждаются до формирования бюджета
г.Москвы в разрезе территорий административных округов и по собс-
твенности г.Москвы в целом. В дальнейшем в их составе выделяются
балансы имущества по территориям районов.
Объекты собственности
Объекты, находящиеся в собственности города, могут распола-
гаться:
- на территории Москвы;
- на территории Российской Федерации (вне территории Москвы);
- вне территории Российской Федерации.
На территории Москвы находятся объекты, относящиеся к:
- федеральной собственности;
- государственной собственности города Москвы и иных субъек-
тов Российской Федерации;
- муниципальной собственности города Москвы и иных муници-
пальных образований Российской Федерации;
- собственности иностранных государств;
- частной собственности физических и юридических лиц, в том
числе иностранных;
- собственности иных форм.
Объектами собственности города Москвы как субъекта Российской
Федерации и муниципального образования являются:
- имущественные комплексы государственных и муниципальных
унитарных предприятий и учреждений;
- казна города.
Объекты управления
В зависимости от целей и задач управления выделяются следую-
щие основные группы объектов:
а) недвижимое имущество:
- земля (как общий ресурс города и как земельные участки),
- здания, сооружения, нежилые помещения, объекты озеленения,
многолетние зеленые насаждения и иные объекты;
б) движимое имущество:
- оборудование,
- транспорт,
- ценные бумаги,
- нематериальные активы (интеллектуальная собственность, пра-
ва и доли),
- финансовые ресурсы города (бюджет, привлеченные средства и
т.п.);
в) имущественные комплексы:
- государственных и муниципальных учреждений и предприятий,
- набор технологически и/или функционально связанного иму-
щества.
Объект управления (домовладение, кондоминиум и т.д.) может
включать составные части, принадлежащие разным субъектам.
Субъекты собственности
Субъектами собственности на территории Москвы выступают:
- город Москва - в отношении государственной и муниципальной
собственности Москвы;
- Российская Федерация - в отношении федеральной собственнос-
ти;
- иные субъекты и муниципальные образования Российской Феде-
рации;
- иностранные государства;
- физические и юридические лица, в том числе иностранные, - в
отношении соответствующей собственности.
На субъекте собственности лежит бремя ответственности и зат-
рат на регистрацию, содержание и реновацию объекта собственности.
Субъекты управления
Субъектами управления являются:
- органы власти;
- субъекты права, осуществляющие управление собственностью.
Органы власти города:
- Московская городская Дума;
- Мэр Москвы, Правительство Москвы, Московская городская ад-
министрация.
В структуру городской администрации входят:
- отраслевые и функциональные органы городской администрации
(департаменты, комитеты и управления);
- префекты административных округов.
Городская администрация как исполнительный орган городского
самоуправления имеет территориальные отделения в районах города
Москвы - районные Управы, являющиеся органами власти районов, осу-
ществляющие функции органов местного самоуправления в пределах,
установленных Уставом и законами города Москвы.
Субъекты права, осуществляющие управление собственностью:
- хозяйствующие субъекты;
- органы государственной власти и местного самоуправления в
соответствии с компетенцией, установленной законодательством;
- физические или юридические лица, уполномоченные органами
власти.
Раздел IV. Управление отдельными видами собственности
Управление государственными и муниципальными
предприятиями и учреждениями
Создание организаций в форме государственного или муниципаль-
ного унитарного предприятия (учреждения) осуществляется в случаях,
когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть ре-
ализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых
форм.
Учреждения создаются для осуществления управленческих, соци-
ально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Унитарные предприятия создаются для:
- производства отдельных видов продукции, изъятых или ограни-
ченных в гражданском обороте или обеспечивающих безопасность го-
рода;
- использования имущества, запрещенного к приватизации, в том
числе имущества, необходимого для обеспечения техногенной, эколо-
гической или иной безопасности города, обеспечения функционирова-
ния транспорта, реализации иных стратегических интересов;
- решения социальных задач по минимальным ценам путем ограни-
чения прибыльности;
- осуществления отдельных дотируемых видов деятельности, ве-
дения убыточных производств;
- обеспечения стабильного функционирования городской инфраст-
руктуры, а также рынка основных потребительских товаров, ресурсов
и услуг;
- эксклюзивной разработки и ведения инновационной деятельнос-
ти, производства уникальных видов продукции, работ и услуг;
- производства отдельных высокоприбыльных видов продукции
(изъятие ренты);
- иных целей, определенных законодательством Российской Феде-
рации и г.Москвы.
Интересы города и способы его влияния на хозяйственную дея-
тельность предприятия (учреждения) отражаются в уставе (положении)
и контракте с управляющим.
При принятии решения о создании учреждения или унитарного
предприятия:
- определяются цели и задачи предприятия, учреждения, иму-
щественный комплекс, необходимый и достаточный для выполнения ус-
тавных целей;
- определяется и оценивается местоположение предприятия (уч-
реждения), обеспеченность и возможности развития территории и инф-
раструктуры, экологическая обстановка и т.п.;
- утверждается периодичность отчета и номенклатура отчетных
данных;
- для унитарных предприятий дополнительно определяется поря-
док определения и отчисления части прибыли, изымаемой в бюджет го-
рода;
- формулируются полномочия предприятия (учреждения) и собс-
твенника по распоряжению имуществом, переданным в хозяйственное
ведение, оперативное управление; количественные критерии эффектив-
ности функционирования предприятия (учреждения); требования к уп-
равляющему и критерии оценки его деятельности.
Управление унитарными предприятиями (учреждениями), находящи-
мися в собственности города, предполагает:
- оптимизацию структуры и количества государственных и муни-
ципальных унитарных предприятий (учреждений);
- ежегодную разработку прогнозных показателей развития го-
родских предприятий;
- мониторинг результатов уставной и финансово-хозяйственной
деятельности, в том числе на основе данных статистического учета;
- проведение сравнительного анализа и оценки эффективности
деятельности (функционирования) предприятий (учреждений) в отрас-
левом и территориальном разрезе;
- контроль сохранности, реновации и целевого использования
имущества, переданного предприятиям в хозяйственное ведение, уч-
реждениям в оперативное управление;
- оценку деятельности управляющих;
- ежегодный отчет управляющего на отраслевой (территориаль-
ной) балансовой комиссии по принадлежности;
- принятие решений о внесении изменений в учредительные доку-
менты, в контракт с управляющим; о проведении внутренней и внешней
реструктуризации, реформировании и/или реорганизации предприятия
(учреждения); о смене управляющего.
В сфере управления учреждениями определяются возможности ве-
дения учреждениями предпринимательской деятельности. Критерии и
процедуры (порядок) осуществления предпринимательской деятельности
учреждениями подлежат разработке.
Для повышения эффективности использования имущества созданны-
ми ранее городскими предприятиями и учреждениями:
- пересматриваются цели и задачи, вносятся изменения в учре-
дительные документы;
- перезаключается (заключается) контракт с управляющим;
- анализируется состав имущественного комплекса на необходи-
мость и достаточность для выполнения поставленных задач.
В случае необходимости принимается решение о реорганизации
(реструктуризации имущественного комплекса) или ликвидации предп-
риятия (учреждения).
Городская казна
Средства городского бюджета и иное имущество города, не зак-
репленное за государственными или муниципальными предприятиями и
учреждениями, составляют городскую казну Москвы, которая служит
средством обеспечения обязательств города, в том числе по внешним
заимствованиям.
Порядок формирования и функционирования казны подлежит разра-
ботке.
Управление казной
Управление казной реализуется по отдельным составляющим каз-
ны - управление бюджетом, управление пакетами акций и долями горо-
да и т.п., а также всей казной в целом.
Право распоряжения собственностью, учтенной в казне, принад-
лежит Правительству Москвы и осуществляется посредством органов,
уполномоченных распоряжаться соответствующим имуществом.
Передачу имущества казны государственным и муниципальным уч-
реждениям и предприятиям, а также внесение имущества в уставные
капиталы хозяйственных обществ осуществляет орган по управлению
имуществом Москвы.
Управление пакетами акций и долями,
принадлежащими городу Москве
Управление пакетами акций и долями, принадлежащими городу
Москве, предполагает использование пакета:
- в качестве средства управления, обеспечивающего право на
участие в органах управления и воздействие на хозяйствующий субъ-
ект;
- как самостоятельный объект управления, обеспечивающий полу-
чение доходов непосредственно от ценной бумаги.
По каждому пакету акций определяются:
- цели владения акциями;
- управляющий, его полномочия и задачи.
Осуществляется классификация хозяйственных обществ по коли-
чественным и качественным показателям, в том числе:
- по целям, которые преследует город в деятельности хозяйс-
твенных обществ:
стратегическое значение для обеспечения городских программ
(инфраструктура, экологическая и социальная безопасность и т.п.);
естественные монополии;
реализация перспективных проектов;
- по возможности влияния на деятельность хозяйственных об-
ществ и последующей оптимизации размеров пакетов акций, находящих-
ся в собственности города ("решающий" и "блокирующий" пакеты, "Зо-
лотая акция");
- по финансовому состоянию организации, в которой участвует
город Москва, и возможности получения дохода (дивидендов);
- по степени ликвидности акций;
- по отраслевой принадлежности организаций.
В отношении организаций, которые не могут полностью контроли-
роваться городом, определяется соотношение потенциальной доходнос-
ти компании и возможности ее участия в решении общегородских за-
дач.
Земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на
которой осуществляется жизнедеятельность городского сообщества,
так и как обособленные земельные участки - части территории города,
имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие
характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.
Управление направлено на повышение эффективности использова-
ния земельных ресурсов города, вовлечение земельных участков в
гражданский оборот в соответствии с Генеральным планом развития
Москвы на основе:
- возможности оперативной государственной регистрации прав на
земельный участок;
- формирования объекта недвижимости, определения его правово-
го статуса;
- разработки и утверждения системы законодательных и норма-
тивных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений
и обременений, целевого назначения для земельного участка и от-
ветственности за их нарушение;
- наличия земельно-информационной системы, основанной на дан-
ных Государственного земельного кадастра;
- создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных
участков и/или прав на земельные участки, включающего специализи-
рованные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки и др.;
- определения порядка ценообразования на земельные участки
(права на них), передаваемые в гражданский оборот;
- определения нормативов землепользования (участков, переда-
ваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и дру-
гие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и прог-
рамм; сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную
плату и т.п.);
- проведения кадастровой оценки земель.
Земельные участки подлежат обязательному межеванию и регист-
рации прав на них.
Действие сервитутов, обременяющих использование земельных
участков в городе, предусматривает учет особенностей существования
городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по
установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномо-
ченного органа.
Управление недвижимостью
Управление объектами недвижимости, принадлежащими городу,
предполагает передачу их в оперативное управление, хозяйственное
ведение, аренду в различных формах, куплю-продажу, в том числе с
рассрочкой платежа и т.п.
Управление недвижимостью реализуется путем формирования объ-
екта управления, представляющего собой комплекс технологически или
функционально связанного имущества, включающего земельный участок,
здания, сооружения и/или их части, зеленые насаждения и пр., сос-
тавные части которого могут принадлежать разным владельцам.
Комплекс представляет собой самостоятельный объект учета.
Для каждого объекта управления устанавливаются границы зе-
мельного участка, формируется перечень отнесенных к нему объектов
недвижимости с их кадастровыми характеристиками, обременения и
сервитуты, наложенные на объект в целом и его составные части, ге-
оподоснова земельного участка, целевое назначение (разрешенное
пользование) объекта в целом и его составных частей, определяется
управляющий (управляющая компания).
Объект управления может использоваться как для предпринима-
тельской деятельности, так и для решения социальных задач.
Отдельные части объекта управления могут принадлежать различ-
ным собственникам и использоваться различными пользователями. Эта
особенность ставит специфическую задачу - организацию целевого ис-
пользования, технической эксплуатации, своевременного восстановле-
ния и реновации составляющего объект имущества как целого.
Органы городской администрации и/или управляющий консолидиру-
ют пользователей объекта управления для эффективного использова-
ния, восстановления и реновации общей собственности.
Хозяйственный оборот частей объекта недвижимости и/или прав
на него должен происходить вместе с соответствующей долей в праве
на земельный участок и общего (долевого) имущества объекта.
Управление объектами недвижимого имущества
в жилищной сфере
Специфика объекта - жилья - практически исключает правомочия
по владению и пользованию жилищным фондом из круга прав города как
собственника.
Владение и пользование осуществляется отдельными физическими
и юридическими лицами на договорной основе.
Основными целями управления недвижимостью в жилищной сфере
является получение социального и коммерческого эффекта от обеспе-
чения жителей города жилыми помещениями, сохранение и восстановле-
ние жилищного фонда.
Коммерческое использование недвижимости в жилищной сфере
предполагает передачу жилья по договорам найма, аренды, аренды с
выкупом, купли-продажи, в том числе и с рассрочкой платежа, и
т.п., создание "доходных домов".
Задачей является обеспечение содержания, эксплуатации, вос-
становления и реновации при снижении издержек на указанные цели.
Путем коммерческого использования городского жилищного фонда про-
исходит перенесение части бремени собственника по содержанию иму-
щества на пользователя.
Организацию работ по обеспечению содержания, восстановления,
эксплуатации инфраструктуры домовладения как объекта управления и
единого комплекса недвижимости возлагается на управляющего на до-
говорной основе, определяемого, как правило, по конкурсу.
Органы власти города в лице уполномоченного органа осущест-
вляют правомочия собственника находящихся у города помещений и об-
щей долевой собственности домовладения. Они же инициируют органи-
зацию сообщества собственников домовладения и до формирования со-
ответствующей организации выступают в роли представителя домовла-
дения.
Организация собственников домовладения может сама выступать в
качестве управляющего.
Органы власти города обеспечивают надзор за эксплуатацией до-
мовладений, целевым использованием жилищного фонда.
Вопросы социального использования жилья (в том числе и на ус-
ловиях социального найма) относятся к компетенции органа муници-
пального жилья и в настоящей Концепции не рассматриваются.
Управление собственностью, расположенной за пределами города
Москва обладает собственностью на территории других субъектов
Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Права города на объекты собственности, расположенные вне тер-
ритории города, регистрируются на соответствующей территории, оце-
ниваются с учетом конъюнктуры рынка и особенностей законодательст-
ва местонахождения объектов и учитываются в отдельном реестре еди-
ной системы учета городской собственности.
Управление объектами собственности, расположенными вне терри-
тории города, осуществляется аналогично управлению соответствующи-
ми объектами на территории Москвы. При принятии решений по таким
объектам учитывается местное законодательство, территориальные,
экономические и правовые особенности местонахождения объектов.
Раздел V. Регулирование пользования имуществом,
не находящимся в собственности города
Особенности взаимодействия с иными субъектами
Регулирование пользования объектами любых форм собственности,
расположенными на территории Москвы, осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации, города Москвы и заклю-
ченными договорами (в отношении объектов, находящихся в собствен-
ности иностранных физических и юридических лиц и иных субъектов
Российской Федерации).
Данное регулирование осуществляется, в основном, в форме реа-
лизации органами власти города властных полномочий относительно:
- порядка землепользования, функционального зонирования, гра-
достроительной деятельности;
- установления местных налогов и других обязательных платежей
в отношении любых субъектов, осуществляющих деятельность на терри-
тории города;
- создания эффективной инфраструктуры (регистрирующих орга-
нов, обеспечивающих оперативную регистрацию, информационных сетей
и возможности доступа к информационным ресурсам города, согласо-
ванного законодательства и инвестиционной открытости);
- обеспечения прав всех субъектов.
Город как хозяйствующий субъект воздействует на предприни-
мательскую деятельность иных субъектов, предоставляя собственное
имущество (помещения, земельные участки) в различные формы пользо-
вания.
Стимулирующее воздействие города реализуется путем:
- накопления и реализации своих товарных запасов;
- выделения приоритетных видов деятельности и при необходи-
мости льготного их налогообложения;
- открытого размещения городских заказов для субъектов раз-
личных форм собственности.
При невозможности хозяйствующими субъектами погасить задол-
женность перед городом, возможна конвертация соответствующих дол-
говых обязательств в ликвидное имущество и/или права пользования
на части занимаемых ими земельных участков.
Взаимодействие с иными субъектами, связанное с осуществлением
городом Москвой функций столицы Российской Федерации
Особенности взаимодействия с федеральными органами государс-
твенной власти, порядок участия органов государственной власти
России и Московской области в осуществлении Москвой функций столи-
цы Российской Федерации определяются Законом "О статусе столицы
Российской Федерации", Договором о разграничении предметов веде-
ния и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти города федерального
значения Москвы.
Предоставление земельных участков, зданий и сооружений для
размещения федеральных органов государственной власти, представи-
тельств субъектов Российской Федерации и иностранных государств
осуществляется на основе договоров аренды, если иное не определено
законодательством и заключенными международными договорами.
Земельные участки, предоставляемые в связи с выполнением
функций столицы, подлежат обязательному межеванию и регистрации
прав на них.
Особенности принятия решений
в отношении федерального имущества
Город согласует свои решения с соответствующими федеральными
органами в случае необходимости принятия решений в отношении феде-
рального имущества при приватизации:
- в части мобилизационных запасов и имущества гражданской
обороны;
- в части вычленения встроенно-пристроенных и товарно-складс-
ких помещений, являющихся муниципальной собственностью, из объек-
тов федеральной собственности.
При возникновении несоответствия федеральных нормативов по
содержанию и размещению имущества, связанного с федеральными пра-
воохранительными, контрольными, надзорными органами, службами бе-
зопасности (пожарные, санитарные, ветеринарные, экологические), с
условиями Москвы, город согласует применение федеральных нормати-
вов со своими возможностями и потребностями, при необходимости вы-
деляя дополнительные ресурсы и предоставляя иные льготы.
По решению федеральных органов Москва может получить в управ-
ление или участвовать в управлении федеральными объектами.
При приватизации федеральными органами объектов федеральной
собственности на территории Москвы город направляет своих предста-
вителей в комиссию по приватизации.
Московские представители в органах управления хозяйственных
обществ отстаивают цели и интересы города.
Раздел VI. Способы, методы и механизмы управления
Для эффективного управления собственностью используется весь
спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законода-
тельством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и
Москвы.
Введение критериев и оценка эффективности
Концепция предполагает введение механизмов оценки полезности
объектов собственности города путем определения бюджетной и иной
эффективности, установления нормативов.
Для всех видов объектов собственности вводятся нормативные
параметры функционирования объекта. Основной критерий оценки -
степень реализации поставленных целей, выполнения нормативных тре-
бований.
Каждый объект московской собственности проверяется на необхо-
димость его сохранения в собственности города. Устанавливается ре-
жим его наиболее эффективного использования в рамках поставленных
задач. Дальнейшие управленческие решения учитывают найденный опти-
мальный режим.
Бюджетная эффективность организаций, использующих городское
имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть
доля города, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в
бюджет и внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вы-
четом льгот) к стоимости имущества, принадлежащего городу Москве.
Необходима разработка нормативов бюджетной эффективности для
различных видов объектов собственности и нормативов затрат на со-
держание имущества.
Критерии и нормативы "социальной эффективности" подлежат раз-
работке. На начальном этапе используется метод сравнительной оцен-
ки со средними значениями по отрасли (группе социально схожих объ-
ектов), территории.
Оценка эффективности использования и/или функционирования
объектов, расположенных вне территории города, проводится с учетом
территориальных, экономических и правовых особенностей местонахож-
дения объекта.
Реорганизация предприятий и учреждений.
Реструктуризация имущественных комплексов
Одним из способов управления собственностью выступает реорга-
низация предприятий и учреждений и/или реструктуризация их иму-
щественных комплексов.
Основаниями для реорганизации и/или реструктуризации могут
быть:
- достижение целей, для решения которых создавалось предприя-
тие (учреждение);
- несоответствие уставных целей, видов выпускаемой продукции
(оказываемых услуг) и/или технологических процессов изменившимся
социально-экономическим условиям и/или экологическим требованиям;
- снижение эффективности функционирования организации;
- изменение приоритетов в социально-экономическом развитии
города и т.п.
Реорганизация может осуществляться:
- в порядке, установленном гражданским законодательством и
законодательством о приватизации;
- путем внутренней реструктуризации имущественного комплекса
и/или организационной структуры предприятия (учреждения);
- совмещением указанных выше способов.
Назначение управляющих
Управляющий рассматривается как физическое или юридическое
лицо, обладающее полномочиями по распоряжению объектами собствен-
ности города.
Управляющий может выступать в роли:
- руководителя предприятия или учреждения - на постоянной ос-
нове;
- представителя интересов города в органах управления коммер-
ческой организации, в уставном капитале которой есть доля (пакет
акций), принадлежащая городу, - в форме периодического участия.
Назначение руководителей предприятий и учреждений и предста-
вителей города в органы управления коммерческой организации осу-
ществляется на конкурсной основе с оформлением гражданско-правово-
го и/или трудового договора (контракта) с управляющим.
В условия конкурсного отбора включаются квалификационные тре-
бования к управляющему, программа достижения целей предприятия,
учреждения или управления пакетом акций.
При приватизации унитарных предприятий на переходный период
до первого собрания акционеров в органы управления назначаются го-
сударственные и муниципальные служащие и представители предприятия
(администрация и работники).
В случае необходимости назначения государственных и муници-
пальных служащих представителями в хозяйственные общества на весь
срок нахождения пакета акций в собственности города могут вводить-
ся штатные должности представителей с функциональными обязанностя-
ми по представлению интересов города.
Договор об управлении городским учреждением или предприятием
заключается между управляющим и Правительством Москвы в лице упол-
номоченного им органа. Примерный договор (контракт) на управление
подлежит утверждению Правительством Москвы.
Представитель города может участвовать в органах управления
нескольких организаций.
Финансовое оздоровление
По решению Правительства Москвы может производиться финансо-
вое оздоровление значимых для города хозяйствующих субъектов, ко-
торое может включать следующие направления:
- предоставление субъекту финансовой, технической или интел-
лектуальной помощи за счет ресурсов города;
- предоставление субъекту различных льгот;
- изменение имущественных прав на используемое имущество го-
рода;
- предоставление налогового и других кредитов;
- поручительство (гарантия) города по кредитам третьего лица.
Материальная помощь хозяйствующим субъектам может произво-
диться на возмездной или безвозмездной основе.
Возмездное оказание помощи может предусматривать увеличение
доли города в уставном капитале коммерческой организации.
Льготы
Полное или частичное освобождение на определенный срок от ис-
полнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий
их выполнения для юридического и/или физического лица, реализующе-
го определенные виды деятельности, признанные приоритетными для
города Москвы, или участвующего в реализации городских программ, -
является льготой.
Внеконкурсные процедуры размещения городского заказа по сог-
ласованию с Московской городской Думой могут быть использованы для
оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам.
Льготы, связанные с уменьшением поступления средств в бюджет
города Москвы, принимаются исключительно законом города Москвы,
если иное не установлено законодательными актами Российской Феде-
рации.
Методики прогнозирования результатов предоставления льгот, по-
терь финансовых ресурсов города и контроля фактической эффектив-
ности достигнутых результатов их применения подлежат разработке.
Налоговое кредитование
Налоговое кредитование применяется городом в качестве под-
держки хозяйствующего субъекта путем изменения уплаты налогов в
бюджет города.
Налоговый кредит (инвестиционный налоговый кредит) предостав-
ляется хозяйствующему субъекту на возмездной основе по ставке, ус-
танавливаемой в порядке, определенном Правительством Москвы.
Налоговый кредит может предоставляться под залог ликвидного
имущества хозяйствующего субъекта.
Амортизация
Одним из основных способов восстановления и пополнения собс-
твенности является накопление и использование амортизационных от-
числений.
В целях эффективного управления собственностью предусматри-
вается:
- совершенствование методик начисления и нормативов амортиза-
ции;
- создание консолидированных амортизационных фондов с уста-
новлением порядка распределения их средств, определение формы и
содержания примерного договора на совместное использование аморти-
зационных отчислений.
Страхование
Городское имущество должно быть обязательно застраховано от
основных рисков утраты и ущерба.
Город для среднесрочных и долгосрочных договоров может пере-
кладывать обязанность страхования на пользователя городского иму-
щества.
Степень участия собственника в риске случайной гибели объек-
та, в эксплуатации объекта, в его содержании, в проведении текущих
и капитальных ремонтов объекта и его страховании определяются ус-
ловиями договора передачи в пользование.
Доверительное управление
Решение о передаче государственного или муниципального иму-
щества Москвы в доверительное управление с правом или без права
залога или других форм отчуждения и распределением ответственности
принимает Правительство Москвы.
Решение содержит:
- ответственность за упущенную по вине управляющего выгоду за
время доверительного управления;
- распределение ответственности между городом и доверительным
управляющим по переданному в управление имуществу (риски), в том
числе при возникновении убытков по сделкам залога имущества;
- способы обеспечения обязательств.
Назначение управляющего осуществляется по итогам открытого
конкурса на право заключения договора доверительного управления
имуществом.
Порядок и условия проведения конкурса разрабатываются органом
по управлению собственностью Москвы.
Порядок и механизм контроля деятельности доверительных управ-
ляющих определяется положением, утверждаемым постановлением Прави-
тельства Москвы.
Концессия
Передача за вознаграждение комплекса исключительных прав
(объектов интеллектуальной собственности, прав на товарные знаки,
разработку недр и добычу полезных ископаемых и т.п.) осуществляет-
ся на основе договора коммерческой концессии.
Город может выступать в качестве правообладателя или пользо-
вателя договора коммерческой концессии.
Решение о заключении договора коммерческой концессии принима-
ется Правительством Москвы и оформляется соответствующим догово-
ром.
Аренда
Аренда представляет собой один из механизмов управления собс-
твенностью и получения от нее экономического и социального эффек-
та, являясь при этом для собственника возобновляемым источником
поступлений.
Аренда позволяет городу решить следующие задачи:
- включить в сферу аренды все виды объектов собственности
Москвы, в том числе объектов со сложной структурой - садово-парко-
вых и имущественных комплексов, жилых и нежилых помещений и иных
движимых и недвижимых объектов, и за счет этого увеличить поступ-
ления в бюджет;
- определить границы, в которых могут действовать арендода-
тель и арендатор при заключении договора аренды;
- усовершенствовать принципы установления арендной платы,
увязав их с издержками и доходами собственника и арендатора; вклю-
чить в расчет арендной платы за нежилые помещения арендную плату
за пользование соответствующей долей земельного участка;
- заключать договоры аренды в едином пакете с договорами о
предоставлении коммунальных услуг;
- обеспечить защиту прав и интересов инвесторов и арендато-
ров - гарантии в их взаимоотношениях с городом;
- расширить сферу использования видов и объектов аренды: для
размещения рекламы, сезонного использования земли общего пользова-
ния, почасовой аренды, недвижимости в жилищной сфере ("доходные
дома"), для парковки и временных стоянок, объектов, расположенных
на воде, и участков земли, обеспечивающих возможность коммерческо-
го использования объектов на воде.
Вводятся договоры аренды земельных участков под застройку с
детализацией механизмов взаимодействия арендатора и города и опре-
деления способа использования построенного объекта по завершении
договора аренды.
Конкретные особенности прав арендатора по владению, пользова-
нию и распоряжению арендованным объектом определяются видом дого-
вора аренды, особенностями вида арендованных объектов и фиксируют-
ся индивидуально в каждом договоре аренды.
Город в своей хозяйственной деятельности может арендовать
имущество, находящееся в иной собственности.
Передача собственности Москвы
в безвозмездное пользование
При передаче объектов в безвозмездное пользование определяют-
ся целевое назначение объекта, сроки и условия договора безвоз-
мездного пользования, в том числе порядок оплаты коммунальных ус-
луг и текущих расходов по эксплуатации.
Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы ут-
верждаются: перечень имущества, организаций или физических лиц,
которым передается имущество в безвозмездное пользование, пере-
оформление права аренды в право безвозмездного пользования, сроки
договора и оценка потерь бюджета. В указанный перечень не включа-
ются объекты, передаваемые в безвозмездное пользование по требова-
нию федерального законодательства.
По окончании договора безвозмездного пользования решение о
дальнейшем использовании имущества принимает собственник.
Приватизация
Приватизация выступает в качестве средства изменения формы
собственности и формирования эффективного хозяйствующего субъекта.
Указанная задача решается путем реорганизации предприятия,
формирования объекта приватизации и изъятия "лишнего" имущества,
управлением материальными и нематериальными активами - долями (па-
кетами акций).
Принятие решений о приватизации предприятий производится по
индивидуальным схемам, предусматривающим перевод предприятий из
"режима выживания" в "режим развития" путем:
- изменения формы собственности и организационно-правовой
формы предприятий;
- отчуждения городом имущественных объектов;
- реорганизации имущественных комплексов предприятий и модер-
низации производств;
- проведения предпродажной подготовки объектов приватизации;
- долгосрочного инвестирования предприятий;
- изменения размеров и сроков закрепления пакетов акций в
собственности города;
- определения формы продажи пакетов акций.
Решение о приватизации включает в себя анализ финансово-эко-
номического и фактического состояния объекта приватизации, четкое
видение судьбы конкретного предприятия, его места в хозяйственной
жизни с учетом стратегии развития города.
Первичная приватизация объектов жилищного фонда производится
на безвозмездной основе, носит внеэкономический, социальный харак-
тер и регулируется жилищным законодательством Российской Федерации
и Москвы.
Раздел VII. Инфраструктура управления
Информационное обеспечение
Основу информационного обеспечения системы управления собс-
твенностью составляет единая система учета:
- городской собственности, в том числе за пределами Москвы;
- учреждений и предприятий;
- собственности иных собственников на территории города;
- показателей функционирования городских учреждений и предп-
риятий;
- показателей использования городского имущества и оценки эф-
фективности использования;
- решений органов власти города (в том числе и территориаль-
ных и отраслевых) по управлению собственностью, планируемых и фак-
тических результатов их исполнения.
Информационная система базируется на следующих основных прин-
ципах:
- единая система идентификации объектов, основанная на ка-
дастровом делении;
- однократность ввода информации;
- ответственность за полноту и достоверность введенной инфор-
мации;
- обеспечение доступа пользователя к информации и блокирова-
ние несанкционированного доступа;
- обеспечение интегрированного перекрестного контроля досто-
верности информации в системе;
- периодическое обновление информации;
- обеспечение сохранности информации и независимости от ис-
пользуемых технических средств.
Эффективное управление собственностью в городе требует ис-
пользования всех преимуществ современных информационных техноло-
гий, что включает в себя:
- поэтапную интеграцию раздробленных информационных ресурсов
в информационное пространство;
- развитие программного обеспечения на основе использования
экономико-математических методов:
оперативного анализа данных о состоянии городской собст-
венности, эффективности ее использования, структуре действующих
правоотношений, динамике поступления и использования денежных
средств;
прогнозирования тенденций развития экономики города и вы-
работки решений о составе городской собственности и изменении форм
и методов ее использования;
прогнозирования последствий управленческих решений;
анализа фактической эффективности управленческих решений.
Для функционирования системы необходимы:
- разработка и ввод в эксплуатацию системы учета и обеспече-
ние ее бесперебойного функционирования, в том числе и в автомати-
зированном варианте;
- создание баз данных и обеспечение сбора, ведения и контроля
достоверности первичной информации;
- создание единой технологии функционирования всех участников
процесса управления имуществом города при разделении информации на
публичную и коммерческую и регламентированном доступе;
- переход на электронные стандарты документооборота внутри
структур законодательной и исполнительной власти города.
Доступность, достоверность и полнота информации, связанной с
управлением собственностью, обеспечивается ежегодной публикацией в
средствах массовой информации:
- баланса государственного и муниципального имущества города
Москвы;
- отчета о составе городской казны;
- отчета о денежных поступлениях от использования городской
собственности.
Правовое обеспечение
Концепция базируется на законодательстве и нормативно-право-
вых актах Российской Федерации и Москвы.
Повышение эффективности управления предполагает разработку
ряда нормативно-правовых актов города Москвы, методических матери-
алов, а также законодательных инициатив и внесение их в Государс-
твенную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Последовательность разработки нормативно-правовых актов опре-
деляется по предложениям органов исполнительной власти города и
находит отражение в ежегодном плане мероприятий по реализации Кон-
цепции.
Организационное обеспечение
Основными принципами управления являются:
- разделение полномочий и исключение дублирования;
- принятие решений и ответственность за последствия принятых
решений;
- концентрация усилий в заданном направлении;
- формирование иерархической цепи управления.
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение в рамках Концепции рассматривается как в
отношении должностных лиц исполнительной власти города, так и в
отношении управляющих объектами собственности и включает:
- подготовку специалистов в области управления собственностью;
- систематическое повышение квалификации и периодическую ат-
тестацию сотрудников органов исполнительной власти;
- включение квалификационных требований в контракты с лицами,
управляющими собственностью города;
- лицензирование управляющих организациями независимо от форм
собственности;
- отзыв лицензии при невыполнении управляющими организациями
основных требований законодательства, в том числе своевременной
выплаты работникам заработной платы, платежей в бюджет и внебюд-
жетные фонды;
- вознаграждение за работу.
Финансовое обеспечение
Управление собственностью города, регулирование процессов ис-
пользования имущества иными собственниками обеспечивается за счет
бюджета и иных финансовых ресурсов города.
На проведение отдельных мероприятий - инвентаризация собс-
твенности, построение информационной системы города и т.п. - ис-
точниками финансирования выступают бюджет города и иные финансовые
ресурсы.
Затраты по разработке нормативно-правовых актов, методичес-
ких материалов отражаются по статье бюджетной классификации "Раз-
работка законодательных актов" раздела "Государственное управление
и местное управление".
Проведение мероприятий по предпродажной подготовке объектов
приватизации, реорганизации и реструктуризации предприятий осу-
ществляется в соответствии с законодательством о приватизации.
Организация управления пакетами акций, находящимися в собс-
твенности города, включая подготовку управляющих, осуществляется
за счет 10%-ных отчислений от суммы дивидендов, направляемых орга-
ну по управлению собственностью Москвы.
Реализация инвестиционных проектов осуществляется за счет
средств бюджета, иных финансовых ресурсов, в том числе привлечен-
ных средств частных отечественных и зарубежных инвесторов.
Важными источниками инвестиций в реальный сектор экономики
являются средства:
- населения - под выпуск ценных бумаг Москвы (жилищные, про-
мышленные, строительные, дорожные, медицинские);
- международных организаций - на финансирование специальных
программ по экологии, культуре, медицине и т.д.;
- частных инвесторов, в том числе зарубежных.
Нормативы распределения средств, поступающих от управления
собственностью, ежегодно утверждаются в составе бюджетных показа-
телей.
Раздел VIII. Контроль
Органы государственного контроля создаются органами власти
Москвы.
Контроль и надзор в сфере управления государственной и муни-
ципальной собственностью сосредоточиваются на:
- проверке целевого и эффективного использования имущества
города, включая его финансовые ресурсы, а также контроле за его
сохранностью, восстановлением и приращением;
- выполнении нормативов, обязательных для всех собственников;
- деятельности лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
- обеспечении административной вертикали во взаимодействии
органов, исключающем дублирование в работе;
- обеспечении неотвратимости и соразмерности санкций за нару-
шения законодательства;
- разграничении регулирующих, разрешительных и контрольных
функций;
- методическом обеспечении контроля, в том числе путем выра-
ботки критериев оценки эффективности использования собственности;
- обеспечении общественного контроля.
Сроки и контролируемые нормативы устанавливаются государс-
твенными органами власти.
В отношении собственности, принадлежащей городу, следует вы-
делить специфический вид контроля - использование городской собст-
венности в разрешенных пределах, в том числе с целью ненарушения
прав других собственников.
В случае делегирования Российской Федерацией городу Москве
части функций по управлению федеральным имуществом предметом конт-
роля могут быть объекты федеральной собственности.
Концепция призвана объявить приоритеты в области управления
городской собственностью, пути совершенствования нормативной базы
и на этой основе гарантировать всем участникам экономических отно-
шений равные условия для коммерческой деятельности.
. Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 26 октября 1999 г. N 977-ПП
П Л А Н
разработки нормативных документов, необходимых для реализации Концепции управления
собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года
----T--------------------T------T--------------T------------------------------------------------------
NN | Рабочее название | Срок |Ответственные | Примечания
п/п | документа | |за подготовку |
| | |документа |
----+--------------------+------+--------------+------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5
----+--------------------+------+--------------+------------------------------------------------------
I. Законы города Москвы
----T--------------------T------T--------------T------------------------------------------------------
| | | |
1 |"Об аренде объектов | 1999-| ДГМИ(*1) | Проект
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 977-ПП |
Дата:
|
1999-10-26 |
Позиционируется в разделах:
|
Экономические реформы >> Приватизация |
|