ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
3 ноября 1998 г. N 859-ПП
Об опыте реализации целевых долгосрочных
программ в области культуры в
Центральном административном округе
В Центральном административном округе расположено более 1300
культурных учреждений, что составляет более 40% всех организаций
культуры Москвы. Наряду с особо ценными объектами национального
достояния страны в округе сосредоточено 67% высших и средних
специальных учебных заведений культуры, 86% домов творчества, 87%
национально-культурных центров, 80% концертных залов, 75% театров,
70% галерей и выставочных залов, 80% музеев и т.д. Они оказывают
определяющее влияние на формирование и удовлетворение культурных
потребностей населения города в целом. Это обстоятельство
обусловливает особую ответственность органов исполнительной власти
Центрального административного округа за направленность и
эффективность культурной политики.
В целях реализации постановления Правительства Москвы от 02.08.94
N 638 "Об утверждении Программы развития культуры Москвы", сохранения
и развития культурного потенциала округа, а также определения
дальнейших приоритетов отрасли префектом Центрального
административного округа совместно с Комитетом по культуре разработано
8 долгосрочных окружных программ.
Проанализировав существующую ситуацию, Правительство Москвы
отмечает, что в условиях неустойчивого состояния экономики, резкого
уменьшения возможности финансирования социальной сферы успешное
решение задач в области культуры возможно лишь на основе целевого,
научно обоснованного и адресного подхода. Администрацией округа были
четко определены основные приоритеты в развитии отрасли улучшение
материально-технического состояния библиотек, парков, музыкальных школ
и школ искусств, создание новых и реорганизация действующих учреждений
культуры, совершенствование библиотечного дела и законодательной базы.
Основным инструментом создания четко функционирующего механизма
целенаправленной деятельности по реализации поставленных задач и
организации контроля за их выполнением и стали долгосрочные целевые
комплексные программы. Разрабатывавшиеся с активным использованием
научного и творческого потенциала округа, они позволили планомерно
осуществить комплекс мер, направленных на сохранение и развитие
культурного достояния в период реформ, совершенствование управления
культурой, дали возможность радикально пересмотреть сложившуюся, во
многом стихийно-субъективную, практику финансирования учреждений
культуры.
Анализ результатов работы органов исполнительной власти округа
показал, что именно благодаря программному целевому подходу удалось
решить ряд серьезных проблем в культурной сфере.
Осуществлены такие крупные проекты, как создание Библиотеки-фонда
"Русское зарубежье", Информационно-консультативного центра библиотек,
Музея истории библиотек Москвы, Центра изучения библиотечного дела
Москвы, реорганизация Библиотеки искусств им.А.П.Боголюбова.
Подготовлены проект закона города Москвы "О государственных
общедоступных (публичных) библиотеках", Положение о правилах
пользования библиотечными фондами государственных публичных библиотек
Москвы, нормативный документ "Объемные показатели библиотек Москвы".
Благодаря привлечению дополнительных источников финансирования и
активному участию предприятий округа существенно улучшено состояние
материально-технической базы паркового хозяйства.
Долгосрочные целевые программы стали основой для составления
ежегодных планов работы префектуры и районных Управ. Успешному
выполнению программ способствует заключение договоров о сотрудничестве
префектуры Центрального административного округа с Комитетом по
культуре в вопросах обеспечения деятельности учреждений культуры и
дополнительного образования.
Следует отметить, что деятельность на основе долгосрочных целевых
программ требует дальнейшего совершенствования. Нуждается в улучшении
механизм разработки и организации их выполнения. Более активно должны
создаваться временные творческие коллективы для решения конкретных
задач. Первостепенное значение имеет активизация процесса привлечения
спонсорских и других внебюджетных средств. Особого внимания
заслуживает расширение экономических методов в организации управления
развитием сферы культуры. Недостаточный контроль за исполнением
программ привел к невыполнению некоторых важных позиций.
Не удалось завершить в срок оснащение оборудованием Библиотеки
имени И.С.Тургенева, что отодвинуло сроки ее ввода в строй. Не решены
вопросы улучшения материально-технической базы парка "Таганский" в
части закрепления имущественных прав по кинотеатру "Зенит". Слабо
осуществляется замена устаревших инструментов, большая половина из
которых имеет 100% износ, в детских музыкальных школах.
Правительство Москвы постановляет:
1. Отметить эффективность планомерной, хорошо организованной
работы администрации Центрального административного округа в области
реализации задач в сфере культуры.
2. Префектам административных округов, Комитету по культуре,
территориальным органам управления культурой активно использовать опыт
Центрального административного округа по сохранению и развитию
культурного потенциала и духовного пространства города.
3. Префекту Центрального административного округа:
3.1. Обеспечить выполнение задач, определенных действующими в
округе программами развития культуры, в том числе по вопросам их
финансирования.
3.2. Добиться повышения эффективности координации деятельности
учреждений и организаций - участников реализации программ развития
культуры округа.
3.3. Создать в Центральном административном округе Фонд поддержки
и развития культуры. Совместно с Комитетом по культуре в трехмесячный
срок подготовить проект положения о Фонде и другие необходимые
документы и внести их на рассмотрение в установленном порядке.
3.4. Подготовить и внести на рассмотрение Правительства Москвы в
I квартале 1999 г. предложения по созданию при Правительстве Москвы
общественного совета по защите и пропаганде русского языка.
3.5. Совместно с Комитетом по телекоммуникациям и средствам
массовой информации внести в первом полугодии 1999 г. на рассмотрение
Правительства Москвы предложения о конкретных мерах по повышению
нравственного содержания телепередач на телеканалах, включая
"ТВ-Центр", в целях защиты русской национальной культуры и языка.
4. Префектам административных округов:
4.1. Разработать целевые долгосрочные программы в рамках
реализации Программы развития культуры Москвы, утвержденной
постановлением Правительства Москвы от 02.08.94 N 638.
4.2. Ввести с 1999 г. в практику работы заключение с Комитетом по
культуре ежегодных договоров о сотрудничестве по вопросам финансового
обеспечения деятельности учреждений культуры.
5. Комитету по культуре:
5.1. Разработать до 15 декабря т.г. целевую долгосрочную
программу по повышению эффективности деятельности кинотеатров и
обеспечить выполнение постановления Правительства Москвы от 26.05.98
N 410 "О совершенствовании управления развитием кинофикации г.Москвы"
в строгом соответствии сроков и поручений, предусмотренных в нем.
5.2. Совместно с Департаментом государственного и муниципального
имущества города Москвы при содействии префектов административных
округов разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы в
первом полугодии 1999 г. предложения о передаче в городскую
собственность перепрофилированных учреждений культуры (дворцы, дома
культуры, клубы) в целях восстановления в их деятельности
культурно-просветительных функций.
5.3. Совместно с префектами административных округов провести в
1998-2000 гг. необходимые мероприятия по развитию
материально-технической базы муниципальных парков культуры и отдыха и
улучшению содержания их культурно-просветительной деятельности на
основе целевых долгосрочных программ.
5.4. Совместно с префектом Центрального административного округа
разработать и представить во втором полугодии 1999 года на
рассмотрение Правительства Москвы проект закона города Москвы о
сохранении и развитии культуры Москвы.
6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по
предложениям Управления бюджетного планирования городского заказа
начиная с 1999 года при формировании годовых инвестиционных программ
включать расходы по строительству объектов культуры в соответствии с
целевыми программами в области культуры за счет и в пределах средств,
предусмотренных Комплексу социальной сферы.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков