ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 апреля 1998 г. N 306-ПП
О городских целевых программах по
улучшению положения детей в Москве на
1998-2000 годы
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
19.09.97 N 1207 "О федеральных целевых программах по улучшению
положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы" и в целях
принятия неотложных мер по улучшению положения детей в Москве
Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить:
- городскую целевую программу "Дети-сироты" на 1998-2000 годы
(приложение 1);
- городскую целевую программу "Дети Чернобыля" на 1998-2000 годы
(приложение 2);
- городскую целевую программу "Планирование семьи" на 19982000
годы (приложение 3);
- городскую целевую программу "Безопасное материнство" на
1998-2000 годы (приложение 4);
- городскую целевую программу "Развитие индустрии детского
питания" на 1998-2000 годы (приложение 5);
- городскую целевую программу "Одаренные дети" на 1998-2000 годы
(приложение 6);
- городскую целевую программу "Дети семей вынужденных
переселенцев и беженцев" на 1998-2000 годы (приложение 7);
- городскую целевую программу "Развитие социального обслуживания
семей и детей" на 1998-2000 годы (приложение 8);
- городскую целевую программу "Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" на 1998-2000 годы (приложение 9).
2. Комитетам социальной защиты населения, образования, по
культуре, здравоохранения, по делам семьи и молодежи, Миграционной
службе при Комитете труда и занятости, ГУВД г.Москвы, департаментам
потребительского рынка и услуг, науки и промышленной политики:
2.1. Принять меры по выполнению городских целевых программ по
улучшению положения детей в Москве на 1998-2000 годы.
2.2. При ежегодном формировании бюджета (1999, 2000 годы)
предусмотреть затраты, необходимые на реализацию вышеуказанных
городских целевых программ, и своевременно представлять данные о
планируемых затратах на рассмотрение в Управление бюджетного
планирования городского заказа.
3. Префектам административных округов в месячный срок разработать
и утвердить дополнительные мероприятия по решению приоритетных задач
жизнеобеспечения детей и принятию действенных мер по улучшению их
положения.
4. Управлению бюджетного планирования городского заказа
предусмотреть выделение средств на реализацию программ.
5. Поручить Комитету по делам семьи и молодежи координацию работы
соответствующих ведомств по реализации городских целевых программ по
улучшению положения детей в Москве на 1998-2000 годы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 14 апреля 1998 г. N 306-ПП
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ-СИРОТЫ"
на 1998 - 2000 годы
П А С П О Р Т
городской целевой программы
"ДЕТИ-СИРОТЫ"
на 1998-2000 годы
Наименование Программы - городская целевая программа
"ДЕТИ-СИРОТЫ"
на 1998-2000 годы
Наименование, дата и - Распоряжение Первого заместителя
номер решения о Премьера Правительства Москвы
разработке Программы Шанцева В.П. от 29.10.97 N 1120-РЗП
"О разработке городских целевых про-
грамм по улучшению положения детей в
Москве на 1998-2000 годы"
Основные разработчики - Комитет образования
Программы Комитет социальной защиты населения
Цель и задачи Программы - обеспечение образовательных, воспита-
тельных, профилактических мер, на-
правленных на социальную адаптацию в
обществе детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей;
- научно-методическое и нормитивно-пра-
вовое обеспечение процесса социализа-
ции;
- строительство и реконструкция детских
домов и школ-интернатов;
- внедрение новых форм семейного воспи-
тания, как наиболее приоритетного
направления в устройстве детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- укрепление материально-технической
базы учреждений интернатного профиля.
Сроки реализации Программы 1998 - 2000 годы
Исполнители основных - Комитет образования
мероприятий Программы Комитет по культуре
Комитет по делам семьи и молодежи
Комитет по труду и занятости
Комитет социальной защиты населения
префектуры административных округов
Объемы и источники - средства, предусмотренные комитетами
финансирования Программы и управлениями на текущее бюджетное
финансирование
Ожидаемые конечные - дальнейшая рационализация городской
результаты реализации сети образовательных учреждений для
Программы детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- создание условий для социального ста-
новления и самореализации детей-си-
рот, готовых к самостоятельной трудо-
вой жизни;
- развитие семейных форм воспитания де-
тей-сирот и детей, оставшихся без по-
печения родителей.
Контроль за исполнением - Комитет образования
Программы
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от
18.08.1994г. N 1696 "О президентской программе "Дети России" рас-
поряжением Правительства Москвы от 16.03.1995г. N 225-РЗП принята
программа "Дети Москвы", в рамках которой в основном реализована
целевая программа "Дети-сироты".
Определив приоритетные направления, Московский комитет обра-
зования, научные и другие заинтересованные организации города
разработали и поэтапно осуществляли мероприятия по обеспечению
выживания, защиты, обучения, воспитания и развития детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация программы позволила провести рационализацию го-
родской сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
За годы действия программы "Дети-сироты" в г.Москве было
открыто 6 детских домов (2 - в Южном округе, по 1 - в Централь-
ном, Северном, Северо-Западном округах и Зеленограде) и 1 шко-
ла-интернат (в Юго-Западном округе). Открыто 13 учреждений для
временного пребывания детей и подростков (приютов). В том числе 5
- в системе образования, 3 - в системе социальной защиты населе-
ния, 1 - в системе Комитета по делам семьи и молодежи, 4 - бла-
готворительными организациями города. В целях создания наиболее
благоприятных условий для содержания и воспитания детей-сирот ре-
организовано 6 образовательных учреждений. Условия, созданные во
вновь открытых и реорганизованых учреждениях для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, максимально приближены
к домашним.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы и Главы
администрации Московской области от 15.12.1992г. N 1072-250 за
счет средств международной организации "SOS-Киндердорф-детские
деревни" (Германия) в 1996г. в поселке Томилино построен детский
городок из коттеджей, в котором разместился негосударственный
детский дом семейного типа на 80 воспитанников.
В целях предотвращения социального сиротства, оказания помо-
щи семьям в воспитании детей, требующих индивидуального педагоги-
ческого подхода в системе образования города открыто 12 психоло-
го-медико-социальных центров, в которых работают высококвалифици-
рованные специалисты.
В результате государственной политики, проводимой Правитель-
ством г.Москвы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, за последние годы значительно усовершенство-
вана материально-техническая база образовательных сиротских уч-
реждений.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, положение детей
в городе остается весьма тяжелым.
Специфика социально-экономической ситуации в стране, кризис
гуманности, высокий уровень преступности, насилия, жестокости,
наркомании и алкоголизма, утрата культурных и нравственных цен-
ностей, сказывается, прежде всего, на детях и подростках, как на-
именее защищенной части населения.
Продолжают расти показатели социального сиротства, которое
распространяется под влиянием ухудшения условий жизни семьи, па-
дения нравственных устоев. По-прежнему распространены жестокое
обращение с несовершеннолетними, вовлечение их в попрошайничество
и нищенство, лишение жилья и средств к существованию.
На 1 сентября 1997 г. в образовательных учреждениях для де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучалось
и воспитывалось 3254 ребенка в возрасте от 3 до 18 лет (на уровне
1996г.). Из них: 16% - дети-сироты. Этот показатель за период ре-
ализации программы "Дети-сироты" вырос, практически, в три раза,
что является следствием увеличения смертности среди взрослого на-
селения страны. За этот период времени появилась такая категория
детей в сиротских учреждениях, как дети родителей "без определен-
ного места жительства" (3,7%).
На учете в органах опеки и попечительства муниципальных ра-
йонов состояло 9997 человек в возрасте от 0 до 18 лет, находя-
щихся под опекой и попечительством граждан, что почти на 1 тысячу
человек больше, чем на 1 сентября 1996г.
Увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, говорит о том, что программа "Дети-сироты"
требует продолжения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Целью городской целевой программы "Дети-сироты" на 1998-2000
годы (далее именуется Программа) является обеспечение образова-
тельных, воспитательных, профилактических мер, направленных на
психологическое восстановление, социальную адаптацию детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе.
Основными задачами Программы являются:
- дальнейшее развитие нормативной и правовой базы по обеспе-
чению жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попе-
чения родителей;
- внедрение новых форм семейного воспитания, как наиболее
приоритетного направления в устройстве детей-сирот и детей, ос-
тавшихся без попечения родителей;
- формирование условий для духовно-нравственного воспитания
гражданского и патриотического становления, всестороннего разви-
тия личности;
- организация психолого-педагогического и медицинского обес-
печения процесса обучения и воспитания детей-сирот;
- укрепление материально-технической базы учреждений интер-
натного профиля.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в государственных учреждениях г. Москвы.
2. Дальнейшая рационализация городской сети образовательных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро-
дителей.
3. Улучшение физического и психического здоровья детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Создание условий для социального становления и самореали-
зации ребенка-сироты, готового к самостоятельной трудовой жизни,
адаптации его в общество.
5. Повышение духовно-нравственного, интеллектуального, твор-
ческого потенциала воспитанников сиротских учреждений.
6. Дальнейшее развитие семейных форм воспитания детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мероприятия городской целевой программы "Дети-сироты" на 1998 - 2000 годы
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | | | Источники финансирования (тыс.руб.)
N N | | Сроки | |1998-2000| в том числе по годам:
п/п | Мероприятия | исполне-| Исполнители | годы |------------------------------------
| | ния | | всего | 1998 | 1999 | 2000
----+---------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
I. Предупреждение социального сиротства
1.1. Оказание помощи детям из префектуры текущее бюджетное финансирование
неблагополучных семей: административных
округов
- выявление детей группы 1998-
социального риска 2000
- временное устройство 1998-
детей в приюты 2000
1.2. Отработка модели системы 1998- Комитет образования текущее бюджетное финансирование
отбора и подготовки при- 2000
емных семей на базе
д/д N 19 ЦАО
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.3. Создание городской системы 1998- Комитет образования, текущее бюджетное финансирование
информации о семьях потен- 2000 префектуры админист-
циальных усыновителей, опе- ративных округов
кунов, попечителей и прием-
ных семьях
1.4. Дальнейшее развитие банков текущее бюджетное финансирование
данных:
- о детях-сиротах, воспиты- 1998 Комитет
вающихся в образовательных образования
учреждениях для детей-сирот;
- о детях-сиротах, имеющих 1998- Комитет
юридический статус, на осно- 2000 образования
вании которого они могут
быть усыновлены
1.5. Создание банка данных о 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
детях-сиротах, воспиты- 2000 образования
вающихся в домах ребенка
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Совершенствование системы социализации детей-сирот и подготовки их к самостоятельной жизни
2.1. Открытие новых учреждений: 1998 Комитет образования, текущее бюджетное финансирование
д/д N 12 СЗАО; окружные управления
д/д для детей с нормальным образования
интеллектом (ЗАО);
приют (ЮАО)
перепрофилирование учреждений:
школ-интернатов в детские
дома-школы
N 69 ЮЗАО 1998
N 11 ЗАО 1998
N 82 САО 1998
N 49 ВАО 1998
N 46 ВАО 1998
перепрофилирование:
N 67 ЮВАО (открытие 1999
дошкольного отделения)
N 80 ВАО (открытие 1999
постинтернатного
отделения)
N 1809 ЮЗАО 1999
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
открытие новых учреждений:
N 12 СЗАО 1998
д/д норма ЗАО 2000
школы-интерната N 33 1998
c сиротской группой СВАО
приюта ЦАО 2000
детского дома 2000
2.2. Психолого-педагогическое 1998 Комитеты: текущее бюджетное финансирование
и медицинское обеспечение 2000 образования,
процесса социализации здравоохранения
детей-сирот:
- развитие службы психолого-
педагогической поддержки
детей-сирот в учреждениях
интернатного типа;
- внедрение новых технологий
воспитания детей-сирот на
основе развития их личности,
в т.ч. в домах ребенка;
- проведение мониторинга
личностного и интеллекту-
ального развития детей-сирот
в учреждениях интернатного
типа;
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
- развитие новых форм меди-
цинского и немедицинского
оздоровления в образовательных
учреждениях для детей-сирот;
- обеспечение учреждений для
детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей
недостающей медицинской аппа-
ратурой и оборудованием в
соответствии с профилем;
- определение медицинских уч-
реждений для бесплатного
обслуживания и оперативного
лечения детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения роди-
телей, а также лиц из числа
выпускников сиротских
учреждений.
2.3. Совершенствование системы 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
социализации детей-сирот 2000 образования,
через их включение в куль- по культуре
турные и спортивные мероприятия:
- фестиваля детского творчества
"Надежда";
- спортивного фестиваля "Надежда";
- фестиваля "Юные таланты Московии"
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
- детские и юношеские Олимпийские
игры;
- развитие фондов библио-,
видео-, и аудиотек в обра-
зовательных учреждениях
для детей-сирот;
- проведение благотворительных
спектаклей, концертных программ
и других культурно-массовых
мероприятий в дни государст-
венных общественных празд-
ников и в каникулярное время
2.4. Совершенствование организации 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
летней оздоровительной кампа- 2000 образования,
нии для детей-сирот, в т.ч. по делам семьи
развитие лагерей труда и отды- и молодежи
ха, творческих профильных смен
для детей-сирот, воспитываю-
щихся в образовательных учреж-
дениях и находящихся на семей-
ных формах воспитания
2.5. Совершенствование работы 1998- Комитет по делам текущее бюджетное финансирование
детского реабилитационного 2000 семьи и молодежи,
Центра "Слава" префектура САО
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.6. Создание системы мер, обеспе- 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
чивающих социальные гарантии 2000 образования,
и права на труд лицам из чис- по труду и
ла выпускников образователь- занятости
ных учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попе-
чения родителей:
- оказание профориентационной,
психологической и юридической
помощи в профессиональном и
личностном самоопределении
детей-сирот, на базе центров
социально-трудовой адаптации
подростков и молодежи с
учетом их психофизического
состояния, способностей и
интересов;
- расширение профилей учреждений
начального профессионального
образования, гарантирующих
прием учащихся из числа выпу-
скников сиротских учреждений
для получения второго началь-
ного профессионального обра-
зования;
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
- увеличение количества групп
из числа детей-сирот в учреж-
дениях начального профессио-
нального образования NN 49,66,
68,87; ВПУ NN 304,316;
- организация службы временного
и постоянного трудоустройства
детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей
2.7. Создание учреждений или групп 1998- Комитет образования текущее бюджетное финансирование
постинтернатной адаптации в 2000
образовательных учреждениях
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения ро-
дителей, для выпускников,
не обеспеченных условиями
проживания
2.8. Реализация постановлений и 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
распоряжений Правительства 2000 образования,
Москвы, регламентирующих воп- муниципального жилья,
росы обеспечения выпускников социальной защиты
учреждений для детей-сирот и населения
детей, оставшихся без попече-
ния родителей, жилой площадью
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Ресурсное обеспечение социализации детей-сирот
3.1. Оснащение и переоснащение 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
учреждений для детей-сирот 2000 образования
и детей, оставшихся без по-
печения родителей, дидакти-
ческими и техническими сре-
дствами обучения, обеспече-
ние создания развивающей
предметно-игровой среды в
учреждениях для детей-сирот
и детей, оставшихся без
попечения родителей
3.2. Подготовка, повышение квали- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
фикации, специализация педа- 2000 образования
гогических кадров, работающих
в образовательных учреждениях
для детей-сирот:
- апробация квалификационных
требований к специалистам,
работающим с детьми-сиротами
в образовательных учреждениях
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.3. Обеспечение учреждений для 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
детей-сирот и детей, остав- 2000 образования,
шихся без попечения родителей префектуры админи-
автомобильным транспортом стративных округов
3.4. Оснащение учреждений для 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
детей-сирот и детей, остав- 2000 образования,
шихся без попечения родителей, здравоохранения
в том числе и домов ребенка
недостающей медицинской аппа-
ратурой и оборудованием в
соответствии с профилем
IV. Методическое, нормативно-правовое обеспечение процесса социализации детей-сирот
4.1. Апробация новых методик и 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
программ психолого-педагоги- 2000 образования
ческого сопровождения детей-
сирот, развивающей и коррек-
ционной работы
4.2. Внедрение программ подготов- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
ки к самостоятельной жизни 2000 образования
детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родите-
лей
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.3. Изучение и распространение 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
позитивного опыта работы 2000 образования
учреждений интернатного типа
4.4. Развитие форм и методов уг- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
лубленного эстетического, 2000 образования
трудового, физического воспи-
тания в образовательных учреж-
дениях для детей-сирот:
- эстетическое: УВК N 1660, 1845,
школы-интернаты NN 49, 55;
детские дома NN 9,18,29,39,46
- физическое: УВК N 1845, школы
интернаты NN 15, 24;
- трудовое: школы-интернаты NN
67, 80, УВК N 1809
4.5. Завершение аттестации и ли- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
цензирования образовательных 2000 образования
учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попе-
чения родителей
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
V. Капитальное строительство.
5.1. Строительство пристроек к: 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
- детскому дому N 50 САО 2000 образования
(учебно-производственный
корпус и столовая);
- школе-интернату N 15
Юго-Восточного округа
(физкультурно-оздорови-
тельный комплекс);
- детскому дому N 29
Центрального округа
(коттеджи для проживания)
5.2. Реконструкция здания 1998 Комитет текущее бюджетное финансирование
д/д N 50 САО образования
5.3. Капитальный ремонт 1998 Комитет текущее бюджетное финансирование
учреждений: образования
УВК N 1867 Южного округа
д/д N 17 Западного округа
д/д N 29 Центрального округа
Примечание: Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно по мере
разработки и утверждения проектно-сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий
и сооружений.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
VI. Обеспечение информационных и организационных мероприятий.
6.1. Издание методической инфор- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
мационной литературы для 2000 образования
специалистов, работающих в
образовательных учреждениях
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей
6.2. Ведение банка данных по 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
реализации городской 2000 образования
программы "Дети-сироты"
6.3. Проведение организационных 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
мероприятий по реализации 2000 образования
программы "Дети-сироты"
6.4. Анализ и разработка правовой 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
базы для обеспечения работ по 2000 образования
реализации программы "Дети-
сироты"
.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы от 14 апреля 1998 г. N 306-ПП
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ"
на 1998 - 2000 годы
П А С П О Р Т
городской целевой программы
"ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ"
на 1998-2000 годы
Наименование Программы - городская целевая программа
"ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ"
на 1998-2000 годы
Наименование, дата и - Распоряжение Первого заместителя
номер решения о Премьера Правительства Москвы
разработке Программы Шанцева В.П. от 29.10.97 N 1120-РЗП
"О разработке городских целевых про-
грамм по улучшению положения детей в
Москве на 1998-2000 годы"
Основные разработчики - Комитет здравоохранения
Программы
Цель и задачи Программы - снижение воздействия неблагоприятных
факторов Чернобыльской аварии на
детей, подвергшихся радиации;
- совершенствование системы оказания
медицинской помощи, дальнейшее разви-
тие социально-психологической и педа-
гогической помощи детям-"чернобыльцам"
Сроки реализации Программы 1998 - 2000 годы
Исполнители основных - Комитет здравоохранения
мероприятий Программы Комитет образования
Комитет по делам семьи и молодежи
Окружные управления здравоохранения
Объемы и источники - средства, предусмотренные комитетами
финансирования Программы на текущее бюджетное финансирование,
а также средства обязательного меди-
цинского страхования
Ожидаемые конечные - лечебно-профилактическая помощь детям,
результаты реализации подвергшимся радиации вследствие ка-
Программы тастрофы на Чернобыльской АЭС, и сни-
жение детской заболеваемости и инва-
лидности
Контроль за исполнением - Комитет здравоохранения
Программы
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к заг-
рязнению экологической среды радиоактивными осадками 15 админист-
ративных территорий России. На 01.11.97 г. в Москве проживает 491
ребенок, пострадавший от радиации. За прошедшие годы проведена
определенная работа по учету, организации медицинской помощи,
диспансеризации детей, прибывших из радиоактивно загрязненных,
вследствие катастрофы на ЧАЭС, районов, и родившихся от лиц,
участвовавших в ликвидации последствий аварии. Согласно закона
РСФСР от 15.05.91 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС", приказа ГМУ
Москвы от 27.08.91. N 329 "О мерах по улучшению медицинского обс-
луживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Черно-
быльской АЭС", и распоряжения ГМУ Москвы от 02.11.92г. N82 "О со-
вершенствовании работы по организации учета и диспансерного наб-
людения детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС". В
консультативной поликлинике Морозовской ДГКБ проводится учет, уг-
лубленное обследование, динамическое наблюдение, диспансеризация,
лечение и реабилитация детей, пострадавших в результате аварии на
Чернобыльской АЭС. Создан банк данных детей - "чернобыльцев".
Количество детей, взятых на учет, не уменьшается: так в 1996
г. взято 162 ребенка, за 10 месяцев 1997 г. - 80 детей.
В настоящее время продолжают иметь место неблагоприятные
тенденции в состоянии здоровья детей. В структуре детской заболе-
ваемости существенно вырос удельный вес болезней эндокринной сис-
темы и в первую очередь заболеваний щитовидной железы. Распрост-
раненность болезней эндокринной системы в 1996 г. увеличилась на
14% и составила 2300 на 100 тыс. детского населения. Среди детей
- "чернобыльцев" болезни эндокринной системы, обмена веществ и
иммунитета в 1996 г. составил 8% в структуре всех заболеваний -
130 случаев, из них 63 -первичных, в том числе заболевания щито-
видной железы 93 случая, из них 63 -первичных, гипотериоз - 4 (2
- первичных), тиреоидит - 7 (3 - первичных).
Особую тревогу вызывает канцерогенная опасность влияния ио-
низирующей радиации и внутреннее облучение организма за счет пот-
ребления загрязненных радионуклеидами продуктов питания в местах
загрязнения после Чернобыльской аварии. В связи с большой мигра-
цией населения, в Москве оказываются дети и взрослые из экологи-
чески неблагоприятных регионов. Положение усугубляется дефицитом
в организме детей витаминов группы В, С, провитамина А (бета-ка-
ротина). Остается тревожным уровень злокачественных заболеваний у
детей в Москве (более 1000 детей). В реабилитации этих детей
большую работу проводит онкодиспансер, созданы 10 окружных онко-
кабинетов, укомплектованных онкологами.
Чернобыльская катастрофа отрицательно сказалась на эмоцио-
нально-психологическом и социально-нравственном самочувствии лю-
дей, особенно детей. Проведенные исследования показывают, что
многие школьники не чувствуют себя здоровыми, испытывают различ-
ные недомогания, значительная часть их ощущает беспокойство, неу-
веренность в себе и в своем будущем. Многие родители хотят забыть
эту трагедию и с этой целью отказываются от диспансеризации своих
детей. Многолетний опыт работы с "чернобыльцами" показал, что не-
обходимо подключать психолога при работе с данным контингентом
населения.
В 1996 г. среди детей - "чернобыльцев" было выявлено 63 пси-
хических расстройства, из них 39 впервые; болезней нервной систе-
мы и органов чувств - 134, из них 78 впервые. Среди наблюдаемых
детей - 491 человек, 8 - инвалиды детства, из них: умственная
отсталость - 1, бронхиальная астма - 1, миелодисплазия - 1, гид-
ронефроз - 1, несахарный диабет - 1, целиакия - 1, ДЦП - 1, врож-
денные аномалии твердого и мягкого неба - 1. В последние годы
1996-97 гг. улучшилась работа в детских городских поликлиниках
Москвы по учету, диспансерному наблюдению и реабилитации детей -
"чернобыльцев".
В соответствии с распоряжением ГМУ от 02.11.92г. N 82 "О со-
вершенствовании работы по организации учета и диспансерного наб-
людения детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС", дан-
ная группа детей ежегодно проходит диспансеризацию в территори-
альных детских поликлиниках или в консультативной детской полик-
линике Морозовской ДГКБ с осмотром и наблюдением педиатра, эндок-
ринолога, отоларинголога, окулиста, невропатолога, ортопеда, хи-
рурга, стоматолога по показаниям гематолога, онколога, аллерголо-
га, дерматолога, кардиолога, других специалистов, исследуются
клинические анализы крови, мочи по показаниям биохимические ана-
лизы крови и мочи, иммунологический анализ крови, гормоны щито-
видной железы, УЗИ, ЭКГ и др.
В 1996 г. в стационаре обследовано 33 ребенка, санаторное
лечение получили 44 ребенка. По группам здоровья дети - "черно-
быльцы" в 1996 г. были распределены следующим образом: 1 группа -
44, 2 группа - 292, 3 группа - 75 детей.
С 1995 г. согласно приказа МЗ РФ от 26.11.93г. N 281 "О по-
рядке ведения Российского государственного регистра лиц подверг-
шихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыль-
ской АЭС" на каждого ребенка в консультативной поликлинике запол-
няется кодировочный талон.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Целью городской целевой программы "Дети Чернобыля" на
1998-2000 годы (далее именуется Программа) является снижение воз-
действия неблагоприятных факторов Чернобыльской аварии на здо-
ровье детей на основе комплексного решения проблем медицинской и
психологической реабилитации с использованием высокотехнологичных
методов коррекции отклонений в состоянии здоровья, лекарственных
препаратов и продуктов питания с лечебнопрофилактическими свойс-
твами. Программа предусматривает совершенствование системы оказа-
ния медицинской помощи, дальнейшее развитие социально-психологи-
ческой и педагогической помощи детям - "чернобыльцам".
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Совершенствование системы оказания медицинской помощи детям,
подвергшимся радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
Ежегодная диспансеризация детей - "чернобыльцев" в террито-
риальных детских поликлиниках и в консультативной поликлинике Мо-
розовской ДГКБ с обязательным наблюдением педиатра, эндокриноло-
га, отоларинголога, окулиста, невропатолога, хирурга-ортопеда,
стоматолога, остальные специалисты по показаниям.
Обязательные исследования: клинический анализ крови и мочи;
по показаниям - другие лабораторные и инструментальные методы
исследования с использованием современной лечебно-диагностической
аппаратуры.
Этапы диспансеризации и реабилитации детей - "чернобыльцев"
1 этап - диспансеризация на базе территориальной детской по-
ликлиники, окружного консультативно-диагностического центра. Все
данные на каждого ребенка ежегодно передаются в консультативную
поликлинику Морозовской ДГКБ и формируется банк данных в компь-
ютере.
2 этап - диспансеризация на базе консультативной поликлиники
Морозовской ДГКБ, в случае отсутствия специалистов в территори-
альной детской поликлинике. По итогам диспансерного осмотра врач
педиатр поликлиники определяет состояние здоровья ребенка, его
физическое, нервно-психическое развитие, планирует методы обсле-
дования, лечение и реабилитацию. Данные диспансерного осмотра
оформляются в виде этапного эпикриза (ф. 112), отражаются в
ф.131у, ф.030, ф.026. Врач педиатр дает рекомендации в детские
дошкольные учреждения и школы по режиму, питанию, физическому
воспитанию и реабилитационным мероприятиям, при необходимости вы-
писывает бесплатно лекарственные препараты.
3 этап - стационарное лечение по клиническим показаниям.
4 этап - санаторное лечение, как метод реабилитации детей со
2 и 3 группой здоровья.
2. Обеспечение детей, подвергшихся радиации, вследствие катаст-
рофы на Чернобыльской АЭС, продуктами питания с лечебно-профилак-
тическими свойствами.
Предусматривается использование йодированной соли в органи-
зованных коллективах; организация дополнительного питания для де-
тей, находящихся в местных детских санаториях; использование
комплекса витаминов группы В, С, бета-каротина, биопрепаратов и
биодобавок к пище в зимне-осенний период и по клиническим показа-
ниям детям - "чернобыльцам".
3. Совершенствование системы оказания социально-психологической
помощи детям, подвергшимся радиации.
Совместно с психологами лечебно-профилактических учреждений
и школ проводить работу по оказанию социально-психологической по-
мощи детям и семьям "чернобыльцев"; совместно с органами народно-
го образования организовывать летний отдых детей. Обеспечить пра-
вовую, психологическую и социальную защиту детей.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В результате реализации мероприятий ожидается снижение воз-
действия неблагоприятных факторов Чернобыльской аварии на здо-
ровье детей, снижение детской заболеваемости и инвалидности, по-
вышение уровня физического и психического здоровья детей, гаран-
тия лечебно-профилактической помощи детям на основе научно обос-
нованных медико-экономических стандартов и применения современных
медицинских технологий.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основным источником ресурсного обеспечения Программы являет-
ся бюджетное финансирование, а также средства обязательного меди-
цинского страхования и другие источники финансирования.
Мероприятия городской целевой программы "Дети - Чернобыля" на 1998 - 2000 годы
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | | | Источники финансирования (тыс.руб.)
N N | | Сроки | |1998-2000| в том числе по годам:
п/п | Мероприятия | исполне-| Исполнители | годы |------------------------------------
| | ния | | всего | 1998 | 1999 | 2000
----+---------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
I. Совершенствование системы оказания медицинской помощи детям.
1.1. Провести доукомплектование и 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование,
переоснащение устаревшего ме- 2000 здравоохранения; средства ОМС
дицинского оборудования в ле- управления
чебно-профилактических учреж- здравоохранения
дениях с целью оказания высо- округов
котехнологической медицинской
помощи детям при установлении
причинной связи заболевания с
радиационным воздействием.
1.2. Провести повышение квалифика- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование,
ции врачей-педиатров по воп- 2000 здравоохранения; средства ОМС
росам диспансеризации де- управления
тей-"чернобыльцев". здравоохранения
округов
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.3. Продолжить комплексное дис- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование,
пансерное наблюдение, лечение 2000 здравоохранения; средства ОМС
и реабилитацию детей в детс- консультативная
ких городских поликлиниках и поликлиника
консультативной поликлинике при Морозовской
при Морозовской детской го- ДГКБ
родской клинической больнице.
1.4. Продолжить ведение банка дан- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование,
ных на детей-"чернобыльцев" в 2000 здравоохранения; средства ОМС
консультативной поликлинике консультативная
при Морозовской детской го- поликлиника
родской клинической больнице. при Морозовской
ДГКБ
1.5. Обеспечить детей, пострадав- 1998- Комитеты: за счет средств федерального бюджета
ших от радиации, санатор- 2000 здравоохранения;
но-курортным лечением. образования
1.6. Ежегодно проводить консульта- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
тивно-диагностическое обсле- 2000 здравоохранения;
дование и реабилитацию в ок- Управления
ружных и городском консульта- здравоохранения
тивно-диагностических центрах административных
округов
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Обеспечение детей-"чернобыльцев" продуктами питания с лечебно-профилактическими свойствами.
2.1. Использование йодированной 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
соли в организованных детских 2000 здравоохранения;
коллективах (ДДУ, школы, са- образования;
натории, детские стационары, окружные управления
дома ребенка). здравоохранения;
окружные управления
образования;
лечебно-профилакти-
ческие учреждения
2.2. Использование комплекса вита- 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
минов в организованных детс- 2000 здравоохранения;
ких коллективах. образования;
окружные управления
здравоохранения;
окружные управления
образования;
лечебно-профилакти-
ческие учреждения
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.3. Витаминизация пищи витамином 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
С в организованных детских 2000 здравоохранения;
коллективах (ДДУ, домах ре- образования;
бенка, санаториях, стациона- окружные управления
рах). здравоохранения;
окружные управления
образования;
лечебно-профилакти-
ческие учреждения
III. Совершенствование системы оказания социально-психологической помощи детям,
подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
3.1. Оказывать социально-психоло- 1998- Комитеты: бюджетное финансирование
гическую помощь детям-"чер- 2000 здравоохранения,
нобыльцам" и их семьям образования;
лечебно-
профилактические
учреждения
3.2. Обеспечить летний отдых детей 1998- Комитеты: за счет средств федерального бюджета
"чернобыльцев" 2000 здравоохранения;
образования
3.3. Оказать содействие Ассоциации 1998- Комитеты: бюджетное финансирование
"Дети Чернобыля" в направле- 2000 по делам семьи
нии детей на отдых в период и молодежи;
школьных каникул образования
.
Приложение 3
к постановлению Правительства
Москвы от 14 апреля 1998 г. N 306-ПП
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ"
на 1998 - 2000 годы
П А С П О Р Т
городской целевой программы
"ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ"
на 1998-2000 годы
Наименование Программы - городская целевая программа
"ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ"
на 1998-2000 годы
Наименование, дата и - Распоряжение Первого заместителя
номер решения о Премьера Правительства Москвы
разработке Программы Шанцева В.П. от 29.10.97 N 1120-РЗП
"О разработке городских целевых про-
грамм по улучшению положения детей в
Москве на 1998-2000 годы"
Основные разработчики - Комитет здравоохранения
Программы Комитет по делам семьи и молодежи
Цель и задачи Программы - охрана репродуктивного здоровья, сни-
жение абортов и материнской смертнос-
ти;
- развитие и укрепление городской служ-
бы планирования семьи;
- совершенствование информационной сис-
темы, обеспечивающей население совре-
менными знаниями в вопросах охраны
репродуктивного здоровья;
- использование современных средств
контрацепции;
- профилактика заболеваний, передавае-
мых половым путем.
Сроки реализации Программы 1998 - 2000 годы
Исполнители основных - Комитет здравоохранения
мероприятий Программы Комитет по делам семьи и молодежи
Окружные центры планирования семьи
Объемы и источники - средства, предусмотренные комитетами,
финансирования Программы управлениями, центрами на текущее
бюджетное финансирование
Ожидаемые конечные - укрепление служб планирования семьи
результаты реализации в городе;
Программы - внедрение современной системы подго-
товки подростков и молодежи к семей-
ной жизни, нравственного воспитания;
- обеспечение потребности населения в
различных средствах контрацепции,
снижение числа абортов, материнской,
детской смертности.
Контроль за исполнением - Комитет здравоохранения
Программы Комитет по делам семьи и молодежи
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ.
В Москве все еще остается высоким уровень абортов, осложне-
ний и материнской смертности после них. На 1.01.1997 года число
абортов в городе не уменьшилось по сравнению с 1996 годом и сос-
тавило более 20,7 тысяч. В последние годы отмечается тенденция к
ухудшению состояния здоровья школьников и молодежи, особенно де-
вочек и девушек.
Современный период характеризуется большой распространен-
ностью рискованных форм сексуального поведения, особенно среди
молодежи. Подтверждением этого является рост среди подростков и
молодежи заболеваний, передаваемых половым путем.
Исследования, проводимые ведомствами органов исполнительной
власти показали также, что большинство подростков осведомлены о
контрацепции, но только половина из живущих половой жизнью ис-
пользуют контрацептивные методы.
Изменение безответственного, легкого отношения к абортам
требует систематических комплексных длительных усилий, так как
аборты оказывают неблагоприятное влияние на состояние здоровья и
репродуктивную функцию женщин.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Целью городской целевой программы "Планирование семьи" на
1998-2000 годы (далее именуется Программа) является охрана репро-
дуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей,
снижение абортов и материнской смертности от них.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- развитие и укрепление городской службы планирования семьи;
- обеспечение управления и развитие нормативной базы этой службы;
- совершенствование информационной системы, обеспечивающей насе-
ление современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного
здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования
современных средств контрацепции;
- внедрение современной системы подготовки детей, подростков и
молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания,
- консультирование по вопросам профилактики заболеваний, переда-
ваемых половым путем, формирование сексуальной культуры в общест-
ве в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населе-
ния;
- создание эффективной системы подготовки специалистов в области
планирования семьи;
- обеспечение потребности населения в различных средствах и мето-
дах контрацепции, совершенствование медицинских технологий плани-
рования семьи, снижение численности абортов, материнской, детской
смертности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит
укрепить службу планирования семьи в городе:
- внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования
специалистов, проводящих работу по планированию семьи;
- внедрить современную систему подготовки подростков и молодежи
по вопросам нравственного, полового воспитания и образования,
планирования семьи, сексуального и репродуктивного поведения, ис-
пользования надежных и безопасных средств предупреждения нежела-
тельной беременности;
- снизить число абортов и материнскую смертность после абортов.
МЕРОПРИЯТИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ" НА 1998-2000 ГОДЫ.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | | | Источники финансирования (тыс.руб.)
N N | | Сроки | |1998-2000| в том числе по годам:
п/п | Мероприятия | исполне-| Исполнители | годы |------------------------------------
| | ния | | всего | 1998 | 1999 | 2000
----+---------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
1.1. Улучшение материально-техни- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
ческой службы (оснащение 2000 здравоохранения,
центров планирования семьи окружные
орг-, видеотехникой, учебными управления
пособиями, муляжами, методи- здравоохранения
ческой литературой).
1.2. Изыскать возможность введения 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
в штаты центров планирования 2000 здравоохранения,
семьи должностей: врачей се- окружные
ксологов, андрологов, венеро- управления
логов, психологов, социальных здравоохранения
работников
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.3. Анализ потребностей и закупка 1999- Окружные по мере изыскания средств
современных методов контра- 2000 управления
цепции (гормональные, внутри- здравоохранения,
маточные) для бесплатного ЦПС округов
обеспечения нуждающихся слоев
населения
1.4. Организация лабораторной 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
службы, обеспечение центров 2000 здравоохранения,
планирования семьи оборудова- окружные
нием и реактивами для диаг- управления
ностики заболеваний, передаю- здравоохранения
щихся половым путем
1.5. Оснащение акушерско-гинеколо- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
гических учреждений передовы- 2000 здравоохранения
ми медицинскими технологиями,
уменьшающими риск осложнений
при проведении операции пре-
рывания беременности.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.6. Разработать и внедрить систе- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
му мониторинга, городские 1999 здравоохранения,
стандарты по оценке эффектив- городской ЦПС,
ности работы службы планиро- окружные центры
вания семьи 1998-1999 гг. планирования
семьи
II. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ.
2.1. Разработка и внедрение учеб- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
ных программ для специалистов 2000 здравоохранения,
службы планирования семьи и городской ЦПС,
врачей подростковых кабине- окружные центры
тов, медицинских работников планирования
образовательных учреждений семьи
2.2. Внедрение современной системы 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
полового воспитания и просве- 2000 здравоохранения;
щения подростков и молодежи, образования;
оказание медико-консультатив- по делам семьи и молодежи,
ной и психологической помощи городской ЦПС,
подросткам по вопросам взрос- международная
ления, профилактики заболева- ассоциация "Семья и
ний, передаваемых половым пу- здоровье", Центр
тем, непланируемой беремен- "Планирование семьи
ности, применения контрацепции и сексуальное
просвещение молодежи
и подростков" (СЗАО)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.3. Разработка учебно-методичес- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
ких пособий, создание видео- 2000 здравоохранения,
фильмов для специалистов городской ЦПС
служб планирования семьи
2.4. Проведение городских науч- 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
но-практических конференций 2000 здравоохранения,
по актуальным вопросам плани- по делам семьи
рования семьи и охране репро- и молодежи,
дуктивного здоровья образования
2.5. Организация постоянно-дейс- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
твующих семинаров для врачей 2000 здравоохранения
и медицинских работников
службы планирования семьи
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
3.1. Участие в радиопередачах, от- 1998- Комитеты: текущее бюджетное финансирование
ражение в средствах массовой 2000 здравоохранения,
информации вопросов планиро- по делам семьи
вания семьи, здорового образа и молодежи
жизни и т.д. (вестник "Семья:
сегодня и завтра", газета
"Москвичка")
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.2. Подготовить публикации 1998- Комитет по делам текущее бюджетное финансирование
информации для подростков 2000 семьи и молодежи,
и молодежи о деятельности Центр "Планирование
Центра "Планирование семьи семьи и сексуальное
и сексуальное просвещение просвещение молодежи
молодежи и подростков" и подростков" (СЗАО)
(методы планирования
семьи, профилактики СПИДа,
наркомании, токсикомании)
3.3. Принять меры по организации 1998- Комитет по делам текущее финансирование
анонимной диагностической 2000 семьи и молодежи,
помощи подросткам, молодежи, Центр "Планирование
молодой семье по проблемам семьи и сексуальное
СПИДа, ВИЧ-инфекции; просвещение молодежи
работа "телефона доверия" и подростков" (СЗАО)
3.4. Проведение занятий с подрост- 1998- Комитет по делам текущее бюджетное финансирование
ками и старшеклассниками по 2000 семьи и молодежи,
разделам авторской программы: Центр "Планирование
- "Основы планирования семьи"; семьи и сексуальное
- "Здоровый образ жизни старше- просвещение молодежи
лассников", и подростков" (СЗАО)
- "Уроки гигиенических знаний" Комитет образования
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV. НАУЧНЫЕ И МЕТОДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Продолжение исследований по 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
эпидемиологии абортов, изуче- 2000 здравоохранения,
нию структуры использования Научно-исследо-
методов контрацепции, их вли- вательские
яние на здоровье женщин учреждения
(по договорам)
4.2. Изучение структуры и расп- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
ространенности заболеваний, 2000 здравоохранения
передающихся половым путем в
различных социальных и воз-
растных группах
4.3. Разработка программы скринин- 1998- Комитет текущее бюджетное финансирование
гового обследования женщин 2000 здравоохранения,
климактерического возраста по центры планиро-
выявлению категорий гормо- вания семьи
нально-зависимых органов,
сердечно-сосудистой, кост-
но-мышечной (остеопороз) сис-
темы. Разработка показаний и
критериев оценки заместитель-
ной гормонотерапии.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.4. Участие в проведении психоло- 1998- Комитет по делам текущее бюджетное финансирование
гического обследования под- 2000 семьи и молодежи,
ростков, создание научно-обо- Центр социально-
снованного психологического психологической
портрета "Подросток-2000 года" адаптации "Генезис"
4.5. Участие в изучении сексуаль- 1998 Комитет по делам теку