Документы правительства Москвы >> >> Социальная защита >> Образование
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 июня 2000 г. N 449-ПП
Об оснащении образовательных учреждений
г.Москвы учебным оборудованием,
техническими средствами и компьютерной
техникой
Состояние оборудования в образовательных учреждениях города в
целом за последнее десятилетие существенно ухудшилось. Во многих
образовательных учреждениях не хватает лабораторного и
демонстрационного оборудования, наглядных пособий, технических средств
обучения, спортивного инвентаря и снарядов, крайне бедна развивающая и
игровая среда для начальной школы, отсутствуют химические реактивы и
другие расходные материалы. В связи с этим не выполняются минимальные
требования по преподаванию многих предметов.
Особо следует отметить низкий уровень оснащенности
образовательных учреждений средствами информационных технологий,
необходимых для преподавания различных предметов на современном
уровне. Техника, установленная в 1986-1992 годах, в большинстве своем
не пригодна к эксплуатации и не соответствует гигиеническим
требованиям. На сегодня в 75% образовательных учреждений необходимо
заменить имеющиеся компьютеры. Неблагополучно обстоит дело с
оснащением учреждений профессионального, дошкольного и дополнительного
образования учебным оборудованием. По основным видам оборудования
уровень обеспеченности учреждений московского образования не
превосходит 20%.
Отсутствие учебного оборудования приводит к существенному
снижению качества преподавания, невозможности достижения важнейших
образовательных целей, перегрузке учащихся, ухудшению здоровья,
углублению социального неравенства в возможностях получения
качественного образования.
В целях обеспечения современного уровня оснащения образовательных
учреждений учебным оборудованием, наглядными пособиями, средствами
информационных и коммуникационных технологий и дальнейшего развития
системы образования города Правительство Москвы постановляет:
Утвердить:
1.1. Программу оснащения образовательных учреждений Москвы
компьютерной техникой и программным обеспечением (приложение 1).
1.2. Программу оснащения образовательных учреждений Москвы
учебным оборудованием (приложение 2).
2. Утвердить состав Координационного совета по реализации
программ, утвержденных настоящим постановлением (далее - Совет)
(приложение 3).
3. Координационному совету по реализации вышеуказанных программ
до 01.07.2000 представить в Правительство Москвы на утверждение
Положение о Совете.
4. Управлению бюджетного планирования городского заказа при
распределении средств, выделяемых Комплексу социальной сферы, ежегодно
начиная с 2001 года предусматривать расходы на оснащение
общеобразовательных школ учебным оборудованием, техническими
средствами и компьютерной техникой в объемах, установленных
программами.
5. Префектам административных округов по заявкам окружных
управлений образования, согласованным с Московским комитетом
образования и районными Управами, при формировании смет расходов по
целевым бюджетным фондам развития территорий предусматривать средства
на оснащение школ учебным оборудованием и компьютерной техникой.
6. Московскому комитету образования, префектам административных
округов, Управлению бюджетного планирования городского заказа
изыскивать внебюджетные источники финансирования на реализацию
программ, в том числе в рамках инвестиционных проектов.
7. Руководителю Комплекса социальной сферы по результатам
выполнения городского бюджета в 2000 году внести на рассмотрение
Правительства Москвы предложения по использованию сверхплановых
поступлений в бюджет города Москвы на оснащение образовательных
учреждений учебным оборудованием и компьютерной техникой.
8. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту
поддержки и развития малого предпринимательства, Комитету по
реформированию оборонных предприятий, расположенных в г.Москве,
совместно с Московским комитетом образования подготовить и представить
до 01.11.2000 в Управление бюджетного планирования городского заказа
предложения по проведению конкурса на размещение городского заказа на
промышленных предприятиях по оснащению образовательного процесса
средствами информационных технологий и учебным оборудованием, а также
о мерах по выполнению этого заказа, в том числе льготах по налогам,
коммунальным платежам, льготным кредитам в 2001 г.
9. Управлению бюджетного планирования городского заказа совместно
с Московским комитетом образования, Департаментом экономической
политики и развития г. Москвы, Департаментом науки и промышленной
политики и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" проводить
конкурсы производителей и поставщиков продукции и услуг по программам.
10. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства
содействовать оснащению образовательных учреждений учебным
оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой в
соответствии с образовательными проектами, предусмотренными
Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства
на 2000 г. и 2001-2003 гг.
11. Комитету труда и занятости:
11.1. Обеспечить поддержку создания рабочих мест на предприятиях
по производству учебного оборудования, технических средств и
компьютерной техники.
11.2. Обеспечить поддержку создания рабочих мест в
образовательных учреждениях по производству, использованию и
обслуживанию учебного оборудования, технических средств и компьютерной
техники.
12. Комитету труда и занятости, Московскому комитету образования
совместно с префектом Юго-Западного административного округа
обеспечить использование производственных возможностей завода "Чайка"
для ремонта оборудования учреждений образования с использованием труда
учащихся и студентов.
13. ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заказу
сформировать и представить по согласованию с Департаментом
экономической политики и развития г.Москвы на утверждение в
установленном порядке до 01.10.2000 городскую программу разработки и
адаптации специализированного программного обеспечения и
образовательных информационных ресурсов для московского образования, а
также проект предоставления всем образовательным учреждениям
высокоскоростного доступа к сети Интернет, создания центрального
вычислительного центра, городского сервера информационных ресурсов для
методической работы, повышения квалификации московских учителей и
самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
14. Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы в 2000 году разработать порядок списания устаревшего и
не подлежащего ремонту учебного оборудования, технических средств и
компьютерной техники в системе образования.
15. Префекту Центрального административного округа совместно с
министром Правительства Москвы по вопросам информации и
общественно-политических связей Музыкантским А.И., Департаментом
государственного и муниципального имущества города Москвы,
Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Московским
комитетом образования до 01.07.2000 проанализировать выполнение фирмой
ООО "ИБМ Восточная Европа/Азия Лтд." условий договора аренды здания по
улице Бахрушина, д.18 для решения задачи оснащения компьютерной
техникой школ города.
16. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
совместно с Московским комитетом образования по мере высвобождения
вычислительной техники в городских организациях готовить проекты
распоряжений Мэра Москвы о передаче данной техники в образовательные
учреждения и обеспечении необходимого финансирования и оформления
работ по инвентаризации, тестированию, ремонту, дооснащению и
усовершенствованию передаваемой техники, комплектации ее программным
обеспечением.
17. Согласиться с предложениями Министерства образования
Российской Федерации о проработке основных направлений совместной
работы Правительства Москвы и Министерства образования Российской
Федерации в рамках Федеральной программы развития образования на
2000-2005 гг. с совместным финансированием из федерального бюджета и
бюджета города Москвы.
18. Московскому комитету образования:
18.1. Постоянно вести паспортизацию и мониторинг состояния
имеющегося и передаваемого оборудования для оснащения образовательных
учреждений.
18.2. Просить Совет ректоров вузов Москвы и Московской области
проработать вопрос использования потенциала вузов в решении задач
информатизации образования.
18.3. Создать в 2000 году на ВВЦ постоянно действующую выставку
"Москва-образованию регионов".
18.4. Создать до 01.01.2001 производственно-ремонтные участки в
учреждениях профессионального образования для обслуживания и ремонта
оборудования с привлечением труда учащихся и студентов.
18.5. Организовать текущее обслуживание и модификацию компьютеров
всех образовательных учреждений через производственно-ремонтные
участки в учреждениях профессионального образования.
18.6. При проведении реконструкции и капитального ремонта зданий
образовательных учреждений предусматривать расходы на оснащение
учебным оборудованием в рамках утвержденных программ.
18.7. Создать в 2000-2001 гг. межшкольные компьютерные
инфоцентры, как ядро городской школьной компьютерной сети, на базе
Северного, Юго-Западного, Юго-Восточного, Северо-Восточного,
Зеленоградского и других административных округов с использованием
межшкольных учебных комбинатов.
18.8. Запретить образовательным учреждениям приобретение,
получение и эксплуатацию компьютерной техники, не имеющей
гигиенического заключения учреждений Госсанэпиднадзора о соответствии
санитарным правилам.
18.9. Ежегодно пересматривать и утверждать в установленном
порядке технологические характеристики минимального уровня
оснащенности образовательных учреждений.
18.10. Обеспечить соблюдение гигиенических требований при
реализации программ в части разработки нормативной базы, аттестации
образовательных учреждений, развития производственной базы, повышения
квалификации преподавателей (гигиенического обучения).
18.11. Обеспечить постоянный производственный контроль за
выполнением санитарных правил при эксплуатации оборудования,
технических средств и компьютерной техники в соответствии с
постановлением Правительства Москвы от 15.02.2000 N 118 "О порядке
организации и проведения производственного контроля за соблюдением
санитарных правил".
19. Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в г.Москве обеспечить надзор за выполнением санитарных правил при
вводе в эксплуатацию и последующей эксплуатации оборудования,
технических средств и компьютерной техники в образовательных
учреждениях.
20. Московскому комитету образования доложить в декабре 2000 года
Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего
постановления.
21. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 13 июня 2000 г. N 449
ПРОГРАММА
ОСНАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКВЫ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ И ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
2000 г.
2
Оглавление
1. Паспорт программы
2. Характеристика проблемы
2.1 Введение
2.2 Обоснование проблемы
3. Основные задачи программы
4. Основные цели и принципы программы
4.1 Цели программы
4.2 Принципы программы
5. Механизмы реализации
5.1 Уровни оснащения учреждений
5.2 Учебно-методическое обеспечение
5.3 Программное обеспечение
5.4 Кадровое обеспечение
5.5 Организационное и техническое обеспечение
6. Этапы и сроки реализации программы
6.1 Обеспечение оснащения учреждений по уровням
6.2 Оснащение по необходимому количеству классов
6.3 Дооснащение высвобождающейся техникой
7. План мероприятий
7.1 Материально-техническое обеспечение
7.2 Методическое обеспечение
7.2.1 Программное обеспечение
7.2.2 Повышение квалификации
7.2.3 Обеспечение эксплуатации
8. Оценка эффективности программы и ожидаемый
результат
9. Содержание работ по обеспечению уровней
оснащенности
10. Финансовый расчет и обоснование оснащения
10.1 Потребность в финансовых ресурсах
образовательных учреждений г. Москвы на
оснащение компьютерными классами
(тыс. руб.)
10.2 Смета расходов по программе оснащения
компьютерной техникой
3
1. Паспорт программы
Наименование программы Программа оснащения образовательных учреж-
дений Москвы компьютерной техникой и прог-
раммным обеспечением.
Основание разработки Поручение Премьера правительства
Москвы от 29.09.1999г;
Программа "Столичное образование-2".
Государственный
заказчик Правительство Москвы.
Разработчик программы Комитет образования.
Цель программы Обеспечить образовательные учреждения
компьютерной техникой и телекоммуникацион-
ными средствами в объеме, необходимом для
реализации образовательных задач.
Задачи программы Вывод всех образовательных учреждений
города к 2001 году на минимальный уровень
оснащения , а к 2005 году на оптимальное
оснащение по различным уровням. Вывод об-
разовательных учреждений на уровень, соот-
ветствующий образовательным задачам каждо-
го учреждения. Создание системы комплекс-
ного формирования информационнообразова-
тельной среды. Обеспечение развития обра-
зовательной системы города в соответствии
с технологическим прогрессом общества.
Сроки реализации 2001 - 2005 гг.
программы
Исполнители основных Комитет образования;
мероприятий Окружные управления образования;
4
Префекты административных округов.
Объемы и источники Финансовые затраты на реализацию
финансирования программы в 2001-2005 году составят
Программы 1803,0 млн. руб. Бюджетное финансирование
Комитетов и Управлений. Внебюджетные ис-
точники финансирования
Ожидаемые конечные Оснащение учреждений образования
результаты программы необходимыми современными средствами компь-
ютерной техники, программным обеспечением,
средствами телекоммуникаций и обеспечение
их эффективного использования.
Контроль за
исполнением Контроль за реализацией Программы
Программы осуществляет Правительство Москвы.
2. Характеристика проблемы
2.1 Введение
Городская программа "Столичное образование - 2" в качестве
высших целей образования провозглашает: "Профессиональная компе-
тентность, предприимчивость, многоискуссность, упорство в достиже-
нии цели, гражданская ответственность - качества личности, в кото-
рых нуждается современное российское общество", что определяет
приоритетные направления развития московского образования. Услови-
ем решения новых образовательных и воспитательных задач, безуслов-
но, является развитие образовательной инфраструктуры. Для реализа-
ции основных задач программы необходимо сосредоточение сил. На се-
годня информационные технологии становятся средством достижения
наиболее приоритетных образовательных целей. Москва обязана зани-
мать ведущее место в создании и развитии информационной инфраст-
руктуры в образовании.
5
2.2 Обоснование проблемы
Важнейшим механизмом решения задач столичного образования яв-
ляется региональный базисный учебный план, разработанный московс-
ким Комитетом образования с учетом федерального базисного учебного
плана (приказ Министерства общего и профессионального образования
РФ от 09.02.98 N 322) и в соответствии с действующими СанПиН
2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школь-
ников в различных видах современных общеобразовательных учрежде-
ний", раздел 2.9.
Наряду с другими предметами и образовательными областями, ре-
гиональный компонент представлен информатикой и информационными
технологиями, введенными в образовательную область "Технология".
При этом обучающийся имеет право выбора предметов и видов деятель-
ности, вплоть до участия в формировании индивидуальной образова-
тельной программы. Современная образовательная практика требует
комплексного формирования информационной образовательной среды.
Техническое оснащение рассматривается не просто как обеспечение
компонента образовательной области информатики, а как способ реше-
ния всего комплекса образовательных задач обучения, воспитания,
развития, задач управления образовательным процессом. Современная
информационная инфраструктура школы (локальная сеть, доступ в Ин-
тернет), решая задачи учебного, воспитательного и административно-
го процессов, должна являться прообразом той современной информа-
ционной среды, с которой выпускники сталкиваются уже сегодня. Шко-
ла должна иметь возможность обеспечивать и технологически поддер-
живать учащихся, находящихся на домашней форме обучения.
По результатам анализа реальной ситуации на сентябрь 1999 года
более 1000 учреждений нуждаются в установке или замене компьютер-
ных классов. Существенно уменьшился срок жизни поколений техники,
быстро обновляются типовые программные среды. В большинстве школ
города невозможно вести преподавание типовой среды Windows 95, на
которой работает подавляющее большинство пользователей персональ-
ного компьютера в России. В настоящее время ситуацию со средствами
вычислительной техники в школах Москвы можно считать критической
(см. информационноаналитические материалы). Техника, установленная
в учреждениях образования в 1986-1992 годах, практически непригод-
на к эксплуатации. Существующие темпы оснащения школ не закрывают
6
растущую потребность в оборудовании.
3. Основные задачи программы
Программа рассчитана на выправление сложившейся ситуации
к 2001 году и на решение задач максимального проникновения инфор-
мационных технологий в педагогический процесс к 2005 году. Средс-
тва информационных технологий по общемировой тенденции занимают
все более весомое место в преподавании всех предметов, и в целом,
в жизни школы. Многие развитые страны (например, Великобритания,
Дания) зафиксировали норматив оснащенности средствами вычислитель-
ной техники как 7-12 учащихся на 1 компьютер. В США уже несколько
лет успешно реализуется федеральная программа по подключению всех
школ к сети Интернет.
В каждой столичной школе должен быть современный компьютерный
класс, обеспечивающий работу по всем педагогическим системам. Пол-
ноценное использование компьютерного класса предполагает решение
задач внеклассной, кружковой работы, дополнительного, в частности,
дистантного образования, развития индивидуальных образовательных
траекторий, проведение интегрированных курсов.
При определении стратегии оснащения необходимо найти
эффективный компромисс между равномерным и целевым распределением
ресурсов, выделяемых на информатизацию.
В соответствии с современными тенденциями развития образования
при оценке оснащенности образовательных учреждений средствами ин-
формационных технологий необходимо говорить не о количестве в шко-
ле компьютеров неопределенного качества, а об уровне оснащенности
учреждения. В области информационных технологий тот или иной уро-
вень оснащенности означает не только количество компьютерных клас-
сов, но и оснащение других, не менее важных компонентов образова-
тельной среды - предметных кабинетов, образовательных областей,
воспитательного и административного компонента. В соответствии с
этим подходом можно выделить: минимальный (1), оптимальный (2),
перспективный (3) уровни информационно-образовательной оснащеннос-
ти учреждения (см. информационно-аналитические материалы).
На настоящий момент в более 70% учреждений Москвы техника либо
совсем отсутствует, либо установлена отечественная или зарубежная
техника, которая давно исчерпала свои ресурсы и не соответствует
уровню, обеспечивающему образовательный процесс. Выход на мини-
7
мальный уровень и выше требует не только оборудования или переобо-
рудования дополнительного компьютерного класса, но и обеспечения
школьной информационной среды во всех ее компонентах. Это требует
оснащения рабочих мест учителя-предметника,администратора, библио-
текаря; в перспективе - оборудования школьной медиатеки и актового
зала, создания внутришкольной сети и подключения к скоростному Ин-
тернету (см. информационно-аналитические материалы).
Разработка плана оснащения образовательных учреждений средс-
твами информационных технологий требует тщательного анализа теку-
щей ситуации. Приоритетные направления развития системы образова-
ния определяют оптимальную стратегию оснащения, которая в кратчай-
шие сроки с минимальными затратами позволит вывести учреждения об-
разования на уровень оснащенности, соответствующий образовательным
задачам каждого учреждения, обеспечивающий эффективное развитие
образовательной системы в темпе, соответствующем технологическому
прогрессу общества.
4. Основные цели и принципы программы
4.1 Цели программы
Массовая школа
Обеспечение равных прав ученикам - обеспечение минимального
уровня оснащенности для всех учреждений
Воспитание
Оторвать детей от улицы - обеспечение технических условий
для внеклассной работы (Интернет, мультимедиа)
Обеспечение и развитие экспериментальной деятельности
Поддержать экспериментальную работу - поддержать
перспективной техникой активных педагогов и учеников
Обеспечение учебного процесса
Обеспечение технической базой, минимально достаточной для
преподавания обязательного минимума содержания предметов согласно
приказу N 56 от 30.06.99 г. Министерства образования РФ.
По уровням оснащенности
К 2001 году выйти на уровень оснащенности, удовлетворяющий
8
нормам обеспечения учебного процесса - обеспечить наличие компь-
ютерного класса минимального уровня в каждой школе К 2005 году
обеспечить:
- перспективный уровень оснащения не менее в 30% школ
- оптимальный уровень оснащения не менее в 40% школ
- удовлетворительный уровень оснащения не менее 30% школ
(см. информационно-аналитические материалы)
4.2 Принципы программы
В столичной школе должен быть компьютер
Основные современные функции применения компьютерного класса
в школе:
- индивидуальная траектория образовательного пути
учащегося;
- мониторинг (срезы знаний, тестирова-
ние);
- административные задачи;
- поддержка шести педагогических систем (дистантное
образование, дети-инвалиды, надомники);
- предмет информатика;
- компьютерная поддержка преподавания предметов;
- система внешних коммуникаций школы - электронная
почта, Интернет;
- разработка новых интегрированных курсов с исполь-
зованием компьютерных технологий;
- кружки, факультативы, творческие мастерские;
- повышение квалификации учителей-предметников.
Основные подходы к организации оснащения:
- сочетание равномерного и целевого оснащения ;
- отличия в требованиях к уровням оснащенности по
сравнению с федеральными - в Москве более
высокие требования;
9
- оснащение рассматривается как ресурс для решения
всех педагогических и управленческих задач
учреждения;
- для современной организации педагогического про-
цесса одного компьютерного класса в школе
недостаточно;
- наличие второго компьютерного класса в школе
обязательно должно приводить к вводу компьютерной
поддержки преподавания предметов;
- оснащение компьютерными классами должно
дополняться оснащением единичными компьютерами
предметных лабораторий (физика, химия, история),
администрации, библиотеки.
5. Механизмы реализации
5.1 Уровни оснащения учреждений
Уровень оснащения учреждения - это соответствие имеющейся
техники существующим на данный момент образовательным нормам и
стандартам (см. информационно-аналитические материалы)
Поколение оснащения - это совокупность технических средств и
программных платформ, поставлявшаяся в определенное время. Каждое
поколение имеет свой срок жизни, образовательные, информацион-
но-технологические и эксплуатационные критерии (см. информацион-
но-аналитические материалы).
Первым шагом в построении схемы действий по оснащению является
определение уровня информатизации, исходя из конкретных социаль-
но-экономических условий, стратегических и текущих целей системы
образования в целом и конкретного образовательного учреждения в
частности.
Отсутствие компьютеризации не обеспечивает режима функциониро-
вания образовательного учреждения в части выполнения федерального
учебного плана и обеспечения образовательных норм в области инфор-
мационных технологий.
Выход на минимальный уровень информатизации учреждения соот-
ветствует его функционированию в режиме развития; он обеспечивает
преподавание информационных технологий в рамках базисного компо-
нента регионального учебного плана. К этому уровню можно отнести
экстенсивное распространение и первоначальное насыщение вычисли-
10
тельной техникой образовательных учреждений. Одновременно, на этом
уровне намечается формирование основ информационной культуры уча-
щихся, а также начало компьютерного освоения имеющихся информаци-
онных фондов в образовании.
Оптимальный уровень обеспечивает развитие учреждения в режиме
функционирования, он предполагает обеспечение школьного компонента
регионального учебного плана в области информатизации, его можно
свести к персонализации информационного фонда образовательного уч-
реждения, что связано с интенсивным применением вычислительной
техники в различных предметных областях, с переводом информацион-
ных фондов в компьютерную (машинную) форму, а также с резким воз-
растанием компьютерной грамотности как учащихся, так и педагогов,
школьной администрации, технических служащих.
Перспективный уровень соответствует развитию учреждения в ре-
жиме развития, его можно обозначить как обеспечение социализации
информационных образовательных ресурсов, приводящее к возникнове-
нию высокого уровня информационной культуры всех субъектов образо-
вательного процесса, созданию интегрированных компьютерных инфор-
мационных баз знаний с удаленным доступом и при последующем разви-
тии к полному удовлетворению растущих информационных потребностей
педагогической системы.
Ниже приведена технологическая характеристика оснащения учреж-
дений, соответствующая каждому из перечисленных уровней.
11
Технологическая характеристика уровней оснащенности образо-
вательных учреждений Москвы на 2000-2001 гг.
-----+------------------------+----------------------------------
N | Описание уровня | Технологическая характеристика
| |оснащения
-----+------------------------+----------------------------------
1 | Минимальный |Один класс III или IV поколения,
| Удовлетворяет |локальная сеть в пределах класса;
| региональным |базовое периферийное оборудование
| нормам, не |(модем,2-3 принтера);
| обеспечивает |доступ к электронной почте на один
| общеучебного и |адрес;
| воспитательного |доступ к Интернет по коммутируемой
| компонентов |телефонной линии
-----+------------------------+----------------------------------
2 | Оптимальный |2-3 класса IV или V поколения;
| Обеспечение |локальная сеть в пределах нескольких
| учебных планов, |классов;
| поддержка |сервер развитое периферийное
| общеобразова- |оборудование (сканер, принтер
| тельных |цветной печати,видео-проектор,
| областей, |электронная фото/видеокамера);
| обеспечение |2-3 рабочих места администратора,
| персонализации |бухгалтера,секретаря;
| образовательного |2-3 рабочих места педагога-
| информационного |предметника,библиотекаря;
| ресурса |доступ к электронной почте на
| |несколько адресов;
| |доступ к Интернет по выделенной
| |или нескольким номерам
| |коммутируемой телефонной линии
-----+------------------------+----------------------------------
3 | Перспективный |3 и более классов уровня IV,V
| Обеспечение |поколений; структурированная
| условий |локальная (общешкольная) сеть,
| саморазвития и |сервер данных;
| стабильности |развитое периферийное оборудование
| технологического |(сканер,принтер цветной печати,
12
| потенциала |видео-проектор,электронная фото/
| образования в |видеокамера, пишущий CD-ROM);
| режиме |2-3 рабочих места администратора,
| социализации |бухгалтера,секретаря;
| образовательных |3 и более рабочих мест педагога-
| ресурсов. |предметника,библиотекаря;
| Обеспечение |видеопроекционная система;
| работы в экспери- |школьная медиатека;
| ментальном и |многопользовательский доступ к
| инновационном |электронной почте и Интернет по
| режимах |оптоволоконной или выделенной
| |линии;
| |информационные киоски;
| |видеопроекционное
| |оборудование актового зала
-----+------------------------+----------------------------------
Механизмы реализации программы предполагают решение задач учеб-
но-методического, программного,кадрового и организационно-техноло-
гического обеспечения. Поскольку основной целью настоящей програм-
мы является выход на уровень не ниже удовлетворительного, то при
анализе механизмов реализации будут рассмотрены лишь три старших
уровня информационно-технологической оснащенности учреждения
образования.
5.2 Учебно-методическое обеспечение
Предполагает отработку базы преподавания образовательных
областей на соответствующем уровне оснащенности и требует:
На минимальном уровне - учебно-методические комплексы
обеспечения базисного компонента регионального учебного плана
На оптимальном уровне - дополнительных учебно-методических
комплексов сопровождения образовательных областей, работы с элект-
ронной почтой, Интернетом
На перспективном уровне дополнительных учебно-методических
комплексов сопровождения групповой, проектной экспериментальной и
исследовательской деятельности, библиотек и баз знаний образова-
тельных областей
13
5.3 Программное обеспечение
Является основой эффективной эксплуатации вычислительной
техники с использованием современных программно-методических раз-
работок на базе лицензионных комплектов системного программного
обеспечения, программных сред и обучающих пакетов программного
обеспечения. Стоимость программного обеспечения закладывается в
общую стоимость программно-аппаратных комплексов. Программное
обеспечение предполагает:
На минимальный уровне базового программного обеспечения курса
информационных технологий.
На оптимальном уровне - дополнительного сетевого ПО в компь-
ютерных классах, комплексов программ сопровождения образовательных
областей, автоматизированного библиотечного комплекса, АПК "Дирек-
тор", Интернет и электронной почты.
На перспективном уровне - дополнительного ПО общешкольной се-
ти, программ поддержки почтового и файлового серверов, серверов
баз данных, школьного Интранет сервера и программного оснащения
медиатеки.
5.4 Кадровое обеспечение
Предполагает формирование соответствующего педагогического,
управленческого и технического кадрового потенциала, способного в
полной мере реализовать в учреждении образовательные программы со-
ответствующего уровня. Кадровое обеспечение должно быть включено в
систему мероприятий по своевременной аттестации и переподготовке
педагогических и административных кадров:
Минимальный уровень - наличие одного или двух учителей инфор-
матики, администратора, грамотного в области информационных техно-
логий.
Оптимальный уровень - наличие 2-3 преподавателей информатики,
координатора информационных технологий, 2-3 грамотных в информаци-
онных технологиях администраторов, педагогов, секретаря, библиоте-
каря, персонала технологического обеспечения.
Перспективный уровень - наличие трех и более преподавателей
информационных технологий, администратора школьной сети, координа-
тора информационных технологий, трех и более грамотных в области
информационных технологий администраторов, педагогов, зав. медиа-
текой, библиотекаря, персонала технологического обеспечения.
14
5.5 Организационное и техническое обеспечение
При организации оснащения образовательных учреждений
необходимо отработать процедуру получения, подготовки к эксплуата-
ции, распространения и последующей технической и методической под-
держки использования техники. В информационно-анатических материа-
лах приведен список необходимых мероприятий и содержание работ по
дооснащению и вводу в эксплуатацию передаваемой в Московский коми-
тет образования высвобождаемой техники. Организационные и методи-
ческие задачи сформулированы в разделе 7 данного документа - Плане
мероприятий.
6. Этапы и сроки реализации программы
6.1 Обеспечение оснащения учреждений по уровням
Обеспечить образовательные учреждения компьютерной техникой и
телекоммуникационными средствами в объеме необходимом для реализа-
ции образовательных задач.
Вывод всех образовательных учреждений города к 2001 году на
уровень оснащения соответствующий минимальному, а к 2005 году - на
равномерное оснащение по различным уровням, обеспечивающим созда-
ние системы комплексного формирования информационно-образовательной
среды и обеспечивающим эффективное развитие образовательной систе-
мы в темпе, соответствующем технологическому прогрессу общества.
Диаграмму см. в подлиннике.
+-------------+------+------+-----+------+------+
| Уровень/Годы|2001г.|2002г.|2003г|2004г.|2005г |
| оснащения | | | | | |
+-------------+------+------+-----+------+------+
|Перспективный| 2% | 9% | 16 %| 23% | 30% |
|Оптимальный | 13% | 20% | 27% | 33% | 40% |
|Минимальный | 85% | 71% | 58% | 44% | 30% |
+-------------+------+------+-----+------+------+
(Дополнительно см. информационно-аналитические материалы)
6.2 Оснащение по необходимому количеству классов
15
+--------------+---------+----------+---------+----------+--------+
|Уровень/Годы | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
|оснащения | | | | | |
+--------------+---------+----------+---------+----------+--------+
| | | | | | |
|Минимальный | 1058 | 0 | 0 | 0 | 0 |
+--------------+---------+----------+---------+----------+--------+
|Оптимальный | 0 | 100 | 100 | 100 | 100 |
+--------------+---------+----------+---------+----------+--------+
|Перспективный | 0 | 100 | 100 | 100 | 100 |
+--------------+---------+----------+---------+----------+--------+
6.3 Дооснащение высвобождающейся техникой
В связи с модернизацией информационных систем в подраз-
делениях Правительства Москвы в настоящее время идет высвобождение
средств вычислительной техники 1995-1997 годов выпуска. Данная
техника может быть передана в систему образования для оснащения
учреждений. При проведении ряда дополнительных работ, в том числе
с привлечением как сторонних организаций, так и учреждений профес-
сионального образования, данная техника может быть доведена до
уровня "минимальный", скомплектована в классы и установлена в об-
разовательные учреждения.
Список необходимых мероприятий и работ приведен в информаци-
онно-аналитических материалах.
В случае передачи компьютерной техники из подразделений Пра-
вительства Москвы в объеме 470 компьютерных классов в образова-
тельные учреждения города, возможно вывести часть учреждений на
минимальный уровень оснащения.
По мере уточнения объемов передаваемой техники общая смета
оснащения подлежит корректировке.
16
7. План мероприятий
7.1 Материально-техническое обеспечение
------------------------+-------------+-----------+--------------
Тема | | |
------------------------+ | |
Оснащение новыми | Исполнители | Сроки | Результат
компьютерными классами | | |
------------------------+-------------+-----------+--------------
Оснащение учреждений (не| Комитет | 2001-2003 | 1058 классов
имеющих классов) одним | образования | |
компьютерным классом | | |
------------------------+-------------+-----------+--------------
Перевод учреждений с | Комитет | 2002-2005 | 400 классов
минимального на опти- | образования | |
мальный уровень | | |
------------------------+-------------+-----------+--------------
Перевод учреждений с | Комитет | 2002-2005 | 400 классов
оптимального на перспек-| образования | |
тивный уровень | | |
------------------------+-------------+-----------+--------------
17
7.2 Методическое обеспечение
7.2.1 Программное обеспечение
------------------------+-------------------+--------------------
Тема | Исполнитель | Результат
------------------------+-------------------+--------------------
Организация оснащения |Учебно-методический|Создание защищенной и
лицензионным системным |центр по информаци-|эффективной системы
програмным обеспечением|онно-аналитической |обеспечения пользова-
|работе |телей современными
| |лицензированными
| |программными
| |средствами
------------------------+-------------------+--------------------
Подбор существующих |Московский институт|Создание системы
программных средств |повышения квалифи- |программной поддер-
поддержки преподавания |кации работников |жки компьютерных
предметов и методическ-|образования, |обучающих курсов
ая поддержка |Московский город- |
|ской педагогический|
|университет |
------------------------+-------------------+--------------------
Подбор и внедрение |Учебно-методический|Создание системы
программных средств для|центр по информа- |автоматизации
руководителей |ционно-аналитичес- |информационного
учреждений образования|кой работе |обеспечения
| |руководителей
| |образования
------------------------+-------------------+--------------------
18
7.2.2 Повышение квалификации
------------------------+-------------------+--------------------
Повышение квалификации |Московский институт|Создание системы
учителей информатики |повышения квали- |обеспечения учреж-
и учителей-предметников |фикации работников |дений квалифициро-
|образования |ванными педагоги-
| |ческими кадрами
------------------------+-------------------+--------------------
Повышение квалификации |Учебно-методический|Создание системы
руководителей учреждений|центр по информаци-|обеспечения учреж-
образования |онно-аналитической |дений квалифици-
|работе, Московский |рованными управ-
|городской психолого|ленческими кад-
|педагогический инс-|рами и резервом
|титут, Московский |
|городской педагоги-|
|ческий университет,|
|Высшая школа эконо-|
|мики |
------------------------+-------------------+--------------------
Повышение квалификации |Учебно-методический|Создание системы
методистов |центр по информа- |обеспечения учреж-
|ционно-аналитичес- |дений квалифициро-
|кой работе, Москов-|ванными методичес-
|ский институт повы-|кими кадрами
|шения квалификации |
|работников образо- |
|вания |
------------------------+-------------------+--------------------
19
7.2.3 Обеспечение эксплуатации
------------------------+-------------------+--------------------
Организация школьных |Управление науки и |Обеспечение эффек-
производств по поддержке|профессионального |тивной экплуата-
экплуатации средств |образования МКО |ции компьютерной
вычислительной техники | |техники, создание
| |ученических рабочих
| |мест в системе
| |профессионального
| |образования
------------------------+-------------------+--------------------
Оказание учреждениям |Учреждения профес- |Обеспечение эффек-
дополнительных услуг по |сионального образо-|тивной системы экс-
доукомлектации и рас- |вания, Учебно-мето-|плуатации вычисли-
ширению возможностей |дический центр по |тельной техники
вычислительной техники |информационно-ана- |на современном
|литической работе |уровне
------------------------+-------------------+--------------------
Организация городского |Учебно-методический|Обеспечение беспере-
центра эксплуатации |центр по информа- |бойной работы
|ционно-аналитичес- |средств вычисли-
|кой работе |тельной техники
------------------------+-------------------+--------------------
8. Оценка эффективности программы и ожидаемый результат
Реализация программы позволит:
- оснастить все образовательные учреждения вычислительной техникой
и образовательными программами на минимальном уровне для препо-
давания обязательного минимума содержания предметов;
- обеспечить равномерное распределение между минимальным, опти-
мальным и перспективным уровнем оснащенности учреждений различ-
ной категории, достаточный темп обновления оборудования;
- реализовать передачу в учреждения образования высвобождающейся
по "проблеме 2000" техники необходимого эксплуатационного уров-
ня;
20
- повысить качество преподавания, обеспечить вхождение столичной
школы в мировое информационное пространство, реализовать равенс-
тво прав на получение образования
21
9. Содержание работ по обеспечению уровней оснащенности
+----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------+
| Уровни | Минимальный | Оптимальный | Перспективный |
+----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------+
| Характеристика | Обеспечение регионального|Обеспечение школьного | Развитие содержания обра- |
| уровня |компонента учебного плана |компонента регионально-|зования с поддержкой инно- |
| |в области информационных |го учебного плана в об-|вационных процессов и |
| |технологий |ласти информатизации |экспериментальной деятель- |
| | | |ности |
+----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------+
|Учебно-методическое |Учебно-методические компле-|Дополнительно-учебно- |Дополнительно - учебно- |
|обеспечение |ксы обеспечения базисного |методические комплексы |методические комплексы |
| |компонента регионального |сопровождения обра- |сопровождения групповой, |
| |учебного плана |зовательных областей, |проектной экпериментальной |
| | |работы с электронной |и исследовательской дея- |
| | |почтой, Интернет. |тельности библиотеками и |
| | | |базами знаний образователь-|
| | | |ных областей |
+----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------+
|Программное обеспече- |Базовое программное обеспе-|Дополнительно-сетевое |Дополнительно-ПО общешколь-|
|ние |чение курса информационных |ПО в компьютерных клас-|ной сети, почтовый и файло-|
| |технологий |сах,комплексы программ |вый сервера, сервер баз |
| | |сопровождения несколь- |данных, школьный Интранет |
| | |ких образовательных |сервер и программное |
| | |областей, автоматизи- |оснащение медиатеки |
| | |рованный библиотечный | |
| | |комплекс, | |
| | |АПК "Директор", Интер- | |
| | |нет и электронная | |
| | |почта | |
+----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------+
|Кадровое обеспечение |Наличие одного или двух |Наличие 2-3 препод.инф.|Наличие 3 и более препо- |
| |учителей информатики, | координатора |давателей информационных |
| |грамотного* администратора |информационных техно- |технологий, администратора |
| | |логий, 2-3 грамотных* |школьной сети, координатора|
| | |администраторов, педа- |информационных технологий, |
| | |гогов, секретаря, биб- |3 и более грамотных* |
| | |лиотекаря, персонала админ-ов,педагогов,
22
| | |технологического обес- |зав. медиатекой, библиоте- |
| | |печения |каря, персонала технологи- |
| | | |ческого обеспечения |
+----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------+
|Информационно-техноло-|Один класс III или IV поко-|2-3 класса IV или V |3 и более классов III, IV, |
|гическое обеспечение |ления, локальная сеть в |поколения локальная |V поколения структурирован-|
| |пределах класса, базовое |сеть, сервер в пределах|ная общешкольная сеть, |
| |периферийное оборудование, |классов, развитое пери-|сервер данных, почтовый |
| |доступ к электронной почте,|ферийное оборудование, |сервер, высоко-технологич- |
| |доступ к Интернет по комму-|2-3 рабочих места педа-|ное периферийное оборудова-|
| |тируемой телефонной линии |гога-предметника, биб- |ние, 2-3 рабочих места |
| | |лиотекаря, электронная |администратора, 3 и более |
| | |почта, доступ к Интер- |рабочих мест педагога-пред-|
| | |нет по выделенной линии|метника, видеопроекционная |
| | |или нескольким номерам |станция, школьная медиатека|
| | | |многопользовательский |
| | | |доступ к электронной почте |
| | | |и Интернет по скоростным |
| | | |каналам; информационные |
| | | |киоски,видеопроекционное |
| | | |оборудование актового зала |
+----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------+
23
10. Финансовый расчет и обоснование оснащения.
Смета расходов по программе оснащения новой техникой компьютерных
классов (тыс. руб)
+----------------+----------------+----------------+----------------+-----------------+----------------+
|Уровень | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
|оснащения +-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+---------+-------+--------+
| |кол-во | сумма |кол-во | сумма |кол-во | сумма |кол-во | сумма |кол-во | сумма |
| | |тыс.руб.| |тыс.руб.| |тыс.руб.| |тыс. руб.| |тыс.руб.|
+----------------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+---------+-------+--------+
| 1 | 1058 | 395000 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| | | | | | | | | | | |
| 2 | 0 | 0 | 100 | 151000 | 100 | 151000 | 100 | 151000 | 100 | 150000 |
| | | | | | | | | | | |
| 3 | 0 | 0 | 100 | 200000 | 100 | 200000 | 100 | 200000 | 100 | 205000 |
+----------------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+---------+-------+--------+
ИТОГО 395000 351000 351000 351000 355000
24
10.1 Потребность в финансовых ресурсах образовательных
учреждений г.Москвы на оснащение компьютерными классами (тыс.руб.)
+--------------+----------+----------+----------+--------+--------+---------+
| Округ | Всего | 2001 год| 2002 год |2003 год|2004 год|2005 год |
+--------------+----------+----------+----------+--------+--------+---------+
| Городское | | | | | | |
| подчинение | 152000 | 40000 | 28000 | 28000 | 28000 | 28000 |
| Восточный | 169400 | 45000 | 31000 | 31000 | 31000 | 31400 |
| Северный | 154400 | 30000 | 31000 | 31000 | 31000 | 31400 |
| Южный | 190400 | 42000 | 37000 | 37000 | 37000 | 37400 |
| Западный | 190400 | 42000 | 37000 | 37000 | 37000 | 37400 |
| Юго-Западный | 190400 | 42000 | 37000 | 37000 | 37000 | 37400 |
| Юго-Восточный| 176400 | 36000 | 35000 | 35000 | 35000 | 35400 |
| Северо- | | | | | | |
| Восточный | 176400 | 36000 | 35000 | 35000 | 35000 | 35400 |
| Северо- | | | | | | |
| Западный | 176400 | 36000 | 35000 | 35000 | 35000 | 35400 |
| Центральный | 175400 | 35000 | 35000 | 35000 | 35000 | 35400 |
| Зеленоград | 51400 | 11000 | 10000 | 10000 | 10000 | 10400 |
+--------------+----------+----------+----------+--------+--------+---------+
ИТОГО 1803000 395000 351000 351000 351000 355000
25
10.2. Смета расходов по программе оснащения компьютерной техникой.
+----------+----------+----------+----------+---------+---------+---------+
|Годы/ | | | | | | |
|Финансы | Всего | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
|(млн.руб.)| | | | | | |
+----------+----------+----------+----------+---------+---------+---------+
| | 1803 | 395 | 351 | 351 | 351 | 355 |
+----------+----------+----------+----------+---------+---------+---------+
Заместитель Председателя
Московского комитета образования Ю.И. Семичастнов
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 13 июня 2000 г. N 449
Оснащение образовательных учреждений Москвы
учебным оборудованием
2
Оглавление
Паспорт Программы "Оснащение образовательных учреждений
учебным оборудованием"
Роль оборудования в образовательном процессе
Уровни оснащения
Состояние проблемы и необходимость Программы
Цели Программы, важнейшие программные показатели
Сроки и этапы реализации Программы (2001 - 2005 гг.)
Основные задачи и механизмы реализации Программы
3
Паспорт Программы "Оснащение образовательных учреждений учебным
оборудованием"
+-----------------------+----------------------------------------+
| Наименование Программы| Оснащение образовательных учреждений |
| | учебным оборудованием |
+-----------------------+----------------------------------------+
| Основание для разра- | Городская программа "Столичное образо- |
| ботки Программы | вание 2" |
+-----------------------+----------------------------------------+
| Государственный | Правительство Москвы |
| заказчик | |
+-----------------------+----------------------------------------+
| Основные разработчики | Московский комитет образования |
| Программы | |
+-----------------------+----------------------------------------+
| Цели и задачи | Цель: |
| Программы, важнейшие | Обеспечить качество образовательной |
| программные показатели| среды учреждений московского обра-|
| | зования, необходимое для их нормаль-|
| | ного функционирования и дальнейшего |
| | развития системы образования города |
| | Задачи: |
| | Разработка нормативной базы оснаще- |
| | ния, распределения, передачи и спи- |
| | сания учебного оборудования; |
| | Проведение аттестации образователь- |
| | ной среды учреждений; |
| | Планирование развития образователь- |
| | ной среды; |
| | Оснащение оборудованием образова- |
| | тельных учреждений, обслуживание и |
| | ремонт оборудования; |
| | Методическая поддержка, повышение |
| | квалификации, подготовка и перепод- |
| | готовка кадров, обобщение опыта по |
| | вопросам использования оборудования |
+-----------------------+----------------------------------------+
| Сроки реализации | 2001-2005 годы |
| Программы | |
4
+-----------------------+----------------------------------------+
| Объемы и источники | Финансирование Программы осуществляется|
| финансирования | из городского бюджета в течение пяти |
| | лет общим объемом 5,5 млрд. рублей |
+-----------------------+----------------------------------------+
+-----------------------+----------------------------------------+
| Ожидаемые конечные | Ежегодно формируется городской заказ на|
| результаты реализации | оборудование образовательных учрежде- |
| Программы | ний. |
| | Общеобразовательные учреждения обеспе- |
| | чиваются: |
| | - обслуживанием и текущим ремонтом |
| | образовательного оборудования, |
| | - расходными материалами для образо-|
| | вательного процесса, |
| | - все выходящие из реконструкции и |
| | капитального ремонта общеобразова-|
| | тельные учреждения оснащаются по |
| | минимальному уровню. |
| | К моменту завершения Программы все мос-|
| | ковские общеобразовательные учреждения |
| | будут оснащены по минимальному уровню. |
+-----------------------+----------------------------------------+
| Контроль за исполне- | Контроль за исполнением Программы осу- |
| нием Программы | ществляет Правительство Москвы |
+-----------------------+----------------------------------------+
Роль оборудования в образовательном процессе
Оборудование является столь же необходимым для обеспечения качест-
венного образования, как учебная литература и квалифицированные
педагогические кадры.
5
Действительно эффективный образовательный процесс, обеспечивающий
полноценные знания, высокую заинтересованность учащихся, требует
аудио-визуальных форм представления информации и активной учебной
деятельности самих учащихся, не только с информационными, но и,
что особенно важно, с материальными объектами. Поэтому федеральные
и региональные образовательные программы накладывают особые требо-
вания на учебное оборудование. Выполнение этих требований необхо-
димо для лицензирования деятельности учреждения. Традиционно
необходимое оборудование присутствовало в школьных кабинетах и
в советский период.
Для современного образования характерен переход к более активной
роли учащегося, к большим возможностям для индивидуализации обра-
зования. Эти тенденции повышают роль оборудования в образовании.
Однако и традиционные подходы, методики, содержание образования
требуют соответствующего оснащения.
Все это приводит к необходимости наличия обязательного минимума
оборудования в кабинетах и классах:
- естественно-математических дисциплин
Это - лабораторные установки, измерительные приборы, приборы наб-
людения образцы и коллекции - для наглядного иллюстрирования науч-
ных положений и демонстрации явлений и эффектов, а также и самос-
тоятельного экспериментирования школьников;
- обществознания, географии, филологии и других гуманитарных
дисциплин
Таблицы, карты, репродукции, проекционное и аудио-видео оборудо-
вание, устройства записи зрительной и звуковой информации делают
понятными и запоминающимися для учащихся самые сложные темы этих
курсов, позволяют им самим создавать творческие работы;
- иностранного языка
Аудио-видео, компьютерное оборудование обеспечивают "погружение"
учащегося в среду изучаемого языка, облегчают и делают более проч-
ным запоминание;
6
- материальных технологий
К ним относятся учебные обрабатывающие станки, машины и инстру-
менты, которые обеспечивают навыки работы с основными технологиями
обработки различных типов материалов: металлов, дерева, ткани, пи-
щевых продуктов; конструкторы, в том числе управляемые компьюте-
ром, для изучения основ моделирования, проектирования, технологии
управления, дизайна и конструирования;
- изобразительного искусства и музыки
Музыкальные инструменты, мольберты, скульптуры, репродукции, ау-
дио-видео оборудование используются для знакомства учащегося с на-
иболее значительными или важными с учебной точки зрения образцами
искусства, обеспечивают возможность творчества для самих учащихся;
- начальной школы
Разнообразный счетный и азбучный материалы, плакаты и таблицы,
конструкторы, музыкальные инструменты, простейшие приборы и инст-
рументы для наблюдения, измерения, исследования окружающего мира,
аудио-видео системы обеспечивают игровой и развивающий компонент,
во многом с
Заголовок:
|
Постановление ПравительстваN 449-ПП |
Дата:
|
2000-06-13 |
Позиционируется в разделах:
|
Социальная защита >> Образование |
|