Соглашение
между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия, Национальным банком Республики Белоруссия о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы
(г.Минск, 30 ноября 2000 г.)
Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики Белоруссия и Национальный банк Республики Белоруссия, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства согласились с нижеследующим:
Статья 1
Настоящее Соглашение определяет основные подходы по созданию необходимых условий для использования с 1 января 2005 года рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Союзного государства.
Статья 2
В целях проведения поэтапных преобразований в экономической, финансовой и денежно-кредитной сферах Российской Федерации и Республики Белоруссия, достаточных для создания условий по введению единой денежной единицы, Стороны принимают Основные элементы Плана совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001-2005 г.г., подлежащего разработке в соответствии со статьей 10 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (прилагаются).
Статья 3
В качестве первоочередных мер Стороны согласились осуществить следующие мероприятия:
в 2000 году:
а) устранить множественность обменного курса белорусского рубля;
б) снять все ограничения на проведение расчетов в национальных валютах между резидентами Российской Федерации и Республики Белоруссия по текущим операциям;
в первом квартале 2001 года:
а) унифицировать принципы и механизмы установления обменных курсов российского рубля и белорусского рубля к иностранным валютам;
б) Национальному банку Республики Белоруссия перейти к политике привязки белорусского рубля к российскому рублю.
Статья 4
Правительство Российской Федерации предоставит Правительству Республики Белоруссия кредит в сумме до 100 млн.долларов США, в том числе в 2000 году - 30 млн.долларов США и в 2001 году - до 70 млн.долларов США для обеспечения сбалансированности расчетов во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Белоруссия.
Национальный банк Республики Белоруссия сформирует стабилизационный валютный фонд, частью которого станет кредит Центрального банка Российской Федерации в сумме 4,5 млрд.российских рублей.
Предоставление указанных кредитов будет осуществляться в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Белоруссия порядке и оформляться отдельными соглашениями.
См. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о предоставлении Республике Беларусь государственного кредита в 2000 году (Москва, 29 декабря 2000 г.)
Предоставление Правительством Российской Федерации Правительству Республики Белоруссия кредита в 2001 году, а также использование предоставленного Центральным банком Российской Федерации кредита Национальным банком Республики Белоруссия будет осуществляться при выполнении конкретных мер в области денежно-кредитной, налогово-бюджетной и структурной политики, дополняющие указанные в статье 3 первоочередные меры.
Статья 5
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, оформляемые отдельными протоколами, которые составят неотъемлемую часть настоящего Соглашения.
Статья 6
Настоящее Соглашение вступает в силу после выполнения внутригосударственных процедур*(1).
Совершено в г.Минске 30 ноября 2000 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
______________________________
* Соглашение вступило в силу 18 января 2002 года.
Приложение
к Соглашению между Правительством Российской Федерации,
Центральным банком Российской Федерации
и Правительством Республики Белоруссия,
Национальным банком Республики Белоруссия
о мерах по созданию условий
по введению единой денежной единицы
Основные элементы Плана совместных действий по созданию условий для введения денежной единицы Союзного государства на период 2001-2005 гг.
1. В денежно-кредитной сфере
2. В области политики обменного курса белорусского рубля
3. В области валютного регулирования
4. В области регулирования деятельности кредитных организаций
5. В области налогово-бюджетной политики
6. В области структурных преобразований
Основные элементы настоящего Плана представляют собой перечень основных задач Правительства и Центрального банка Российской Федерации и Правительства и Национального банка Республики Белоруссия на период 2001-2005 г.г., намеченных к осуществлению после выполнения Сторонами неотложных мер, указанных в статье 3 проекта Соглашения о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы.
В 3-х месячный срок после вступления в силу Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства правительствами и центральными банками двух стран будут приняты согласованные решения по мероприятиям и срокам реализации следующих задач, направленных на обеспечение введения единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра Союзного государства:
1. В денежно-кредитной сфере
Достижение уровней важнейших макроэкономических и финансовых показателей, включая показатели платежных балансов, необходимых для введения рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Союзного государства, и обеспечение с этой целью:
- снижения годового уровня инфляции и величины дефицита государственного бюджета каждой Стороны до согласованных уровней;
- недопущения формирования обязательных резервов кредитных организаций Российской Федерации и Республики Белоруссия в иностранной валюте и в государственных ценных бумагах;
- прекращения использования кредитов Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Белоруссия на финансирование дефицита государственного бюджета и других государственных фондов, включаемых в определение расширенного бюджета правительства, в том числе покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении;
- прекращения целевого кредитования со стороны Национального банка Республики Белоруссия предприятий и организаций любых отраслей экономики и обеспечения предоставления кредитов коммерческим банкам только на рыночных условиях.
2. В области политики обменного курса белорусского рубля
- осуществление Национальным банком Республики Белоруссия мероприятий по поддержанию стабильным обменного курса белорусского рубля к российскому рублю;
- создание в ближайшие годы условий для взаимной конвертируемости российского рубля и белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса, а в последующем и по его капитальным статьям.
3. В области валютного регулирования
Установление единых:
- определений валютных ценностей, валютных операций, включая их классификацию, а также понятий резидента и нерезидента;
- порядка открытия резидентами счетов в иностранных валютах в кредитных организациях Российской Федерации и Республики Белоруссия, счетов в кредитных организациях иных государств, а также порядка открытия нерезидентами счетов в иностранной и национальной валютах в кредитных организациях Российской Федерации и Республики Белоруссия и совершения операций по этим счетам;
- порядка осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и на территории Республики Белоруссия;
- принципов осуществления валютного контроля.
4. В области регулирования деятельности кредитных организаций
Установление единых:
- порядка регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- требований при регистрации и лицензировании деятельности кредитных организаций и банковских групп, а также к аудиту банковской деятельности;
- принципов и условий функционирования платежных систем и правил совершения расчетов в целях создания единой платежной системы;
- стандартов совершения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций.
5. В области налогово-бюджетной политики
- унификация методологии статистики государственных финансов;
- унификация налогового законодательства и выравнивание уровней налоговых изъятий;
- повышение эффективности государственных расходов за счет сокращения субсидирования предприятий и организаций и повышения степени адресности социальных субсидий;
- консолидирование ресурсов внебюджетных и целевых бюджетных фондов в государственном бюджете, отказ от их целевого статуса, переход к реализации принципа совокупного покрытия расходов доходами;
- усиление роли и значения казначейств, в том числе путем введения лицевых счетов бюджетополучателей и учета средств в доходной и расходной статьях государственных бюджетов средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- ограничение и контроль за потреблением государственными предприятиями Республики Белоруссия энергоресурсов в целях упорядочения торгового баланса;
- минимизация масштабов предоставления государственных гарантий при реализации коммерческих проектов;
- совершенствование процедуры государственных закупок, в том числе за счет расширения практики их осуществления на конкурсной основе;
- введение Республикой Белоруссия экспортных пошлин на товары, по которым введены экспортные пошлины в Российской Федерации, в первую очередь на нефтепродукты.
6. В области структурных преобразований
- унификация законодательства о естественных монополиях, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, о газоснабжении, о конкуренции и ограничении монополистических действий на товарных рынках;
- унификация механизмов ценообразования, включающая отмену государственного регулирования цен на продукцию отраслей, не являющихся естественными монополиями и регулирования тарифов на транспортировку нефти;
- выделение из системы естественных монополий неиспользуемых мощностей (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий), их приватизация;
- создание новых организационных форм управления финансово-промышленными группами, холдинговыми акционерными компаниями, межотраслевыми и межрегиональными ассоциациями, банковскими союзами и межгосударственными компаниями и соответствующие изменения в этих целях действующего законодательства;
- подготовка и реализация предложений о приватизации производств и предприятий, находящихся под угрозой банкротства;
- завершение приватизации объектов и предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, включая ведомственные объекты открытой сети розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- организация продаж акций на валютно-фондовой бирже за рубли и свободно конвертируемую валюту при осуществлении приватизации, дополненную соответствующим совершенствованием нормативно-правовой базы.
Перечисленные выше меры в указанных сферах не являются исчерпывающими элементами настоящего Плана совместных действий. Правительства двух стран обеспечат также сближение политики в сферах таможенно-тарифного регулирования, функционирования фондовых рынков и рынка страховых услуг, а также в других сферах, необходимых для введения единой денежной единицы Союзного государства.
После выполнения мероприятий, предусмотренных Программой действий Российской Федерации и Республики Белоруссия по реализации положений Договора о создании Союзного государства и Соглашения о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы, Межбанковскому валютному совету с участием представителей правительств двух стран предстоит провести оценку состояния экономической интеграции государств-участников и подготовить для внесения в Совет Министров Союзного государства предложения о целесообразности введения рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства Союзного государства.
|