Соглашение
между Правительством РФ и Правительством
Республики Саха (Якутия) о разграничении и передаче
осуществления полномочий в области охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов
(Москва, 28 июня 1995 г.)
О Соглашениях между Правительством РФ и Правительством Республики Саха (Якутия) см. справку
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Саха (Якутия), далее именуемые Стороны, руководствуясь Договором "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия)",
руководствуясь интересами народов Российской Федерации в целом и Республики Саха (Якутия);
признавая реальность единого экологического пространства и необходимость обеспечения экологической безопасности Российской Федерации в целом и ее субъектов;
сознавая свою ответственность перед нынешним и будущим поколениями в области охраны и защиты живой природы и обеспечения рационального неистощительного использования природных ресурсов;
учитывая объективную необходимость проведения единой федеральной экологической политики, неукоснительного соблюдения международных и федеральных принципов охраны окружающей среды и в целях взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочной договорной основе,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Правительство Российской Федерации обеспечивает:
проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды в Российской Федерации;
регулирование отношений в области охраны окружающей среды и устойчивого экологического развития Российской Федерации;
проведение в соответствии с международными требованиями единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды, координации действий природоохранных органов Российской Федерации;
организацию всероссийской системы мониторинга окружающей природной среды;
разработку международных, федеральных и межрегиональных экологических программ и стандартов качества природной среды;
создание специальных фондов для ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;
установление порядка разработки и утверждения экологических нормативов, платы за сброс, выброс и размещение загрязняющих веществ в природной среде;
определение критериев оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия;
См. критерии, утвержденные Минприроды РФ 30 ноября 1992 г.
содействие возмещению экологического ущерба и созданию современной материально-технической базы природоохранных органов Российской Федерации.
Статья 2
Стороны будут проводить согласованную политику в области охраны окружающей природной среды, регулирования использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. В этих целях Стороны будут, в частности:
совместно разрабатывать, финансировать и осуществлять проекты и программы в области охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования и экологической безопасности;
совместно совершенствовать экологическое законодательство, нормативы и стандарты, касающиеся охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов на территории Республики Саха (Якутия);
определять научно обоснованные пределы вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот, допустимые лимиты их безвозвратного изъятия;
координировать мероприятия по предотвращению чрезвычайных экологических ситуаций;
проводить государственную экологическую экспертизу программ развития производительных сил, планируемых к реализации объектов трансграничного воздействия, инвестиционных и прочих проектов, принимаемых хозяйственных решений;
осуществлять государственный экологический контроль, поддерживать участие общественности в осуществлении экологического контроля;
принимать меры к воспроизводству ресурсов животного и растительного мира, сохранению и восстановлению биологического разнообразия;
вести государственные Красные книги, разрабатывать планы действий по реализации решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 год);
развивать и сохранять сеть государственных природных заповедников, национальных и природных парков, государственных природных заказников, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий;
совместно разрабатывать нормативную и организационную базу взаимодействия единой государственной системы экологического мониторинга и государственной экологической экспертизы, обеспечивать их методическую, метрологическую, информационную и организационную совместимость;
устанавливать режим природопользования в Арктической зоне и на территории проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, обеспечивающий сохранение экосистем Севера;
совместно разрабатывать, финансировать и осуществлять межгосударственные программы и проекты хранения, уничтожения и нейтрализации высокотоксичных и радиоактивных отходов;
создавать системы государственных экологических карт, территориальных кадастров природных ресурсов и геоинформационных систем на единой цифровой топографо-геодезической основе;
оказывать государственную поддержку внедрению и реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные, ресурсосберегающие технологии и производства;
принимать меры по развитию экологического образования и воспитания, экологического туризма, научных исследований в области экологии, обеспечению населения необходимой экологической информацией, а также по интеграции Республики Саха (Якутия) с мировым экологическим движением.
Статья 3
Правительство Республики Саха (Якутия) самостоятельно осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов по всем вопросам, за исключением тех, которые в соответствии со статьями 1 и 2 Соглашения о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) отнесены к ведению федеральных органов государственной власти или совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Органы государственного управления Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным и республиканским законодательством и указанными конкретными соглашениями определяют порядок пользования теми или иными природными ресурсами и их охраны, включая нормирование, квотирование, лицензирование, экспертизу, платность природопользования, учет и оценку запасов природных ресурсов.
Органы государственного управления Республики Саха (Якутия) участвуют в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны окружающей среды, и в этих целях осуществляют сотрудничество с соответствующими органами других стран, используют иностранные инвестиции, техническую и финансовую помощь международных организаций.
Статья 4
Стороны сотрудничают с целью обеспечения того, чтобы деятельность промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, объединений, организаций и граждан на территории Республики Саха (Якутия) не наносила ущерба окружающей среде других республик, краев, областей и иных субъектов Российской Федерации, а также зарубежных государств.
Вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству Республики Саха (Якутия), причиненный трансграничным загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, разрушением естественных экосистем на ее территории в результате экологических правонарушений на сопредельных территориях, а равно вред, причиненный физическим лицам на территории других субъектов Российской Федерации аналогичными правонарушениями на территории Республики Саха (Якутия), возмещается в полном объеме виновными, причинившими вред предприятиями, организациями, объединениями и гражданами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), если иное не предусмотрено специальными соглашениями.
Статья 5
Стороны согласились, что Республика Саха (Якутия) формирует внебюджетные фонды для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды, воспроизводством природных ресурсов и рациональным природопользованием. Порядок отчислений в соответствующие федеральные фонды для решения совместных проблем охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов и рационального использования определяется законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) или заключаемыми на его основе специальными соглашениями.
Статья 6
Стороны согласились, что Правительство Российской Федерации будет оказывать соответствующее материальное, финансовое, научно - техническое и кадровое содействие Республике Саха (Якутия) в практической реализации мер по стабилизации и оздоровлению экологической ситуации в Республике Саха (Якутия). Стороны, разделяя и поддерживая дух, идеи и принципы Договора об общественном согласии, признали целесообразным все спорные или конфликтные вопросы охраны окружающей природной среды предварительно рассматривать на согласительной Комиссии.
Статья 7
Внесение изменений и дополнений в данное Соглашение производится Сторонами на основе дополнительных соглашений и протоколов.
Статья 8
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания, является обязательным для всех соответствующих органов и организаций Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), заключается сроком на 5 (пять) лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит путем письменного уведомления другой Стороне за 6 (шесть) месяцев до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить действия настоящего Соглашения.
Настоящее Соглашение заключено в г. Москве 28 июня 1995 г. за N 3 в двух экземплярах, по одному для каждой Стороны.
За Правительство
Российской Федерации
| В.Черномырдин
|
За Правительство
Республики Саха (Якутия)
| Ю.Кайдышев
|
|