"Точечная застройка" - термин не то чтобы новый, но нынче особенно
модный. Обозначает он следующее: в городском пространстве со вполне
сложившейся архитектурой выбирается участок (в основном бесперспективный -
старый долгострой, к примеру, или же пустырь) и строится на нем нечто
эксклюзивное, как правило, нисколько не похожее на окружающие здания.
Примеров "точечной застройки" множество. Притом относятся они не только
лишь к последнему десятилетию. Строго говоря, всем надоевшая и намозолившая
глаза гостиница "Россия" - из того же ряда. И "высотки" сталинской эпохи. И
дом Мельникова рядышком с Арбатом. И доходные дома столетней давности.
Нынешняя эпоха просто не могла не породить очередной всплеск этого
градостроительного жанра. Деньги на регулярное и планомерное строительство
хотя и есть в бюджете, но не чрезмерные. А вот безбедные предприниматели,
готовые вложиться в "образцовый дом", чтобы потом его продать задорого и
поквартирно, в городе имеются.
Неподалеку от метро "Новослободская" совсем недавно вырос целый
"город-сад" с затейливыми корпусами разной высоты, башенками и обилием одно
время снова вошедших в моду балясин. Авторы этого комплекса явно пытались
создать образ этакого идеального жилища для счастливых и обеспеченных людей.
В основном затея удалась. Любой прохожий понимает: быть несчастным в этом
доме просто невозможно.
Одна лишь вышла неудача - мода на балясины закономерно подошла к концу,
и спрос на дорогущие квартиры в "доме счастья" оказался невелик.
А недалеко от Патриарших, там, где в Садовое кольцо впадает улица Малая
Бронная, возник меж тем очередной "точечный дом". Он сразу начал раздражать
окрестных жителей (в основном это семьи бывших "партийно-советских"
чиновников). Жители бросились писать письма в редакцию - вот, дескать,
строят тут, нам теперь солнце будут загораживать. Но, видимо, причина
недовольства была в другом - сквозило между строк отчаяние: дескать, мы жили
в домах самых элитных - и что же, рядышком построили нечто еще более
элитное, чем у нас?
Нет бы порадоваться, что шумы Садового кольца отныне будут этих
жалобщиков меньше донимать.
Удачнее всего, пожалуй, вписываются подобные дома в районы массовых
гуляний и вообще кипения городской жизни. Если и не в архитектурном, то по
крайней мере в социальном отношении. Один из них, к примеру, был совсем
недавно выстроен в Малом Песковском переулке.
Дом этот словно был куплен в магазине "ИКЕА" и, к недовольству бабушки,
поставлен рядышком с сервантом "Хельга" и комодом времен первой мировой
войны. На роль серванта запросто сгодится аскетичное кафе на улице Арбат,
названное почему-то "МТС" (хотя ничего машинно-тракторного здесь не
чувствуется). Роль же комода выполняет мрачный доходный дом (похожий на
гигантскую домовину) с пузатыми эркерами, построенный в 1913 году
архитектором (и при этом владельцем) А. Кардо-Сысоевым.
Нельзя сказать, что новая постройка очень уж похожа на своих соседей.
Однако отторжения она отнюдь не вызывает (вероятно, в силу разностилья
самого Арбата и окрестностей). Напротив, вызывает симпатии. Милые
балкончики, слегка затемненные окна. В качестве общественной нагрузки -
галерея дорогой одежды. Никаких, естественно, балясин.
"Жигули" перед тем домом не стоят, джипы, впрочем, тоже. В основном
изящные и дорогие иномарки. Напротив - магазин изысканных сигар, кофейня.
- К нам из этого дома художник заходит, - сказали в кофейне. - Простой
такой, талантливый. Рекламу делает.
Ну да, понятно, что не мишек в лесу пишет.
Посетителей кофейни этот дом не раздражает - он красив, и этого
достаточно, чтоб примириться с ним. Жителей дома с эркерами - тоже. Они по
большей части влюблены в свои архитектурные излишества и не воспринимают
новое строение особенно элитным.
Разве что ревнители московской старины посетуют - на этом месте раньше
находилось общежитие вахтанговцев, в котором, разумеется, бывали многие
известные актеры. Но в наше время, в отличие от девяностого года, ревнителей
слушать не принято.
* * *
К лицу ли новострой?
Портит ли современная застройка центр столицы, или при так называемой
"точечной застройке" удается сохранить исторический облик Москвы? Это была
тема опроса прошедшей недели. Нам позвонили 263 человека. Выражаясь языком
спортивных комментаторов, с небольшим перевесом (141 человек) идут считающие
модерновую застройку в центре если не злом, то по крайней мере моветоном.
Михаил ПОЛИНИН
Пожилые люди, составившие львиную долю критиков, естественно, хвалили
прошлые времена, доходило даже до панегириков "хрущевским" пятиэтажкам ("они
удобнее были, их строили, думая о людях"). По большей же части наши
респонденты указывали на очевидную дисгармонию, например, на набережных
Москвы-реки, в Замоскворечье, в Хамовниках, районе Тверских-Ямских улиц, на
Раушской набережной. Более трети звонивших сетовали на то, что новые
застройки влекут за собой изменения не только архитектурного ландшафта, но и
приводят к уничтожению свободных пространств, к вырубке деревьев. Наша
слушательница, проживающая в районе Сретенки, с болью в голосе описывала,
как строители вырубали многолетние липы: "Ведь чтобы построить дом, нужно
всего несколько недель, а вот такие красавцы росли здесь, может быть, не
одну сотню лет". Жаловались и на чрезмерную плотность застройки, из-за чего
жилые кварталы в центре напоминают какие-то суперкоммуналки.
122 человека не без замечаний, но приняли тактику и стратегию
"центральных" новостроек. "Пусть уж лучше офисы, банки там всякие, чем те
помойки, которые раньше были", - сказал Валентин Михайлович Леонтьев. Другой
звонивший, 44-летний предприниматель Сергей Витюхин, сказал: "Да нет, лучше,
лучше Москва стала за последние годы, это я вам точно говорю. Вот увидите:
пройдет несколько лет, и те новостройки, которые сейчас кто-то ругает,
вообще замечать не будут. Они станут привычными".