|
В Москве в скором времени может произойти передел рынка пассажирских перевозок. Столичные власти работают над новаторской идеей - распределять все городские маршруты наземного общественного транспорта на конкурсной основе. На рынке "большегрузных" муниципальных перевозок это может привести к разрушению монополии "Мосгортранса". Однако в самой компании этому обстоятельству только рады. Сейчас в Москве существуют две отдельные системы, обслуживающие пассажиров: муниципальный перевозчик ГП "Мосгортранс" и порядка 85 коммерческих перевозчиков. Первый - с 611 маршрутами и 3500 автобусами - обслуживает 10 млн пассажиров ежедневно. Вторые - на 932 маршрутах и 5800 автомобилях - 1 млн. Причем, по данным "Мосгортранса", более 50% коммерческих маршрутов полностью или частично дублируют муниципальные. "Мосгортранс" перевозит льготников и несет убытки, которые на 20 - 30% не покрываются дотациями из горбюджета. Коммерческие перевозчики работают с рентабельностью порядка 25%. Решение о том, какую компанию допустить к работе на том или ином коммерческом маршруте, сейчас принимает комиссия при управлении транспорта и связи по организации коммерческих маршрутов автобусов и микроавтобусов в г. Москве. Если у транспортного предприятия, первым начавшего освоение маршрута, не хватает мощностей, на этот маршрут допускают другую фирму. Однако эта система в скором времени будет пересмотрена. "Мы разрабатываем проект постановления городского правительства, в котором предлагаем продавать маршруты общественного транспорта как городскую собственность, на конкурсной основе", - сообщил во вторник на депутатских слушаниях в Мосгордуме заместитель начальника управления транспорта и связи правительства Москвы Владимир Сарайкин. По словам Сарайкина, в управлении рассчитывают завершить работу над постановлением в течение квартала. Планируется, что предприятие, выкупившее маршрут, станет как бы генеральным подрядчиком, пояснил Сарайкин. Ему городские власти полностью поручат обслуживать пассажиропоток на данной линии: определять время работы, интервалы движения, регулировать тарифы на проезд. В обязанности перевозчика будет в обязательном порядке входить и перевозка льготников. Цену продажи на аукционе одного маршрута, хотя бы приблизительную, разработчики пока называть отказываются. Продажа маршрутов на аукционах, как ни странно, выгодна госпредприятию "Мосгортранс". Еще в 1999 г. оно получило разрешение на осуществление коммерческих перевозок пассажиров, однако к тому времени все прибыльные линии были уже освоены частными компаниями. "Они (коммерческие перевозчики. - "Ведомости") возят нашего пассажира. Увозят всех, кто может платить, а нам остаются одни льготники", - говорил на заседании вице-президент по экономике "Мосгортранса" Петр Иванов. Сейчас у "Мосгортранса" появился реальный шанс такое положение дел исправить и расписать рынок коммерческих перевозок с чистого листа. По мнению Иванова, его компания будет иметь неплохие шансы на конкурсах. "Мы с удовольствием в них поучаствуем", - говорит он. В начале 90-х, когда в городе зарождалась система коммерческих маршрутных перевозок, "Мосгортрансу" властями было запрещено участвовать в этом процессе. Теперь же у предприятия есть разрешение и парк "ГАЗелей" и автобусов на базе "бычка", подходящих для коммерческих перевозок. В то же время не все коммерческие компании пришли в восторг от инициативы городских властей. "Это удар ниже пояса", - заявил "Ведомостям" представитель транспортной фирмы "Очаково", просивший не называть его имени. "В течение четырех лет мы осваивали маршруты, сейчас их у нас 20. Теперь у нас хотят отнять право на них и продать, возможно, нам же. На рынке будет давка", - считает он. По мнению генерального директора одного из лидеров коммерческих пассажирских перевозок - компании "Автолайн" - Сергея Зиновьева, при принятии решения об аукционах нужно учитывать и интересы перевозчиков. В то же время Зиновьев сообщил, что его компания, с парком в 1500 машин и обслуживающая 350 маршрутов, в состоянии взять на себя подобные маршруты. Некрупным компаниям будет сложно удержаться на своих маршрутах. Для них, по мнению Сарайкина, остается участь субподрядчиков. Хотя, например, председатель комиссии МГД по нормативной базе городской инфраструктуры Анатолий Широков считает, что компании, имеющие 5 - 10 автомобилей, вообще следует исключить из процесса работы на маршрутах.
| | |