М О С К В А
М Э Р
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
20 июля 2001 г. N 715-РМ
О разработке Комплексной программы
движения Москвы к информационному
обществу
В целях развития информационного общества в Москве и обеспечения
комплекса мер по развитию городской информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, информационных ресурсов и услуг, совершенствованию
нормативно-правовой базы:
1. Утвердить представленную Департаментом экономической политики
и развития г. Москвы Концепцию движения Москвы к информационному
обществу (приложение 1).
2. Сформировать рабочую группу по разработке Комплексной
программы движения Москвы к информационному обществу (приложение 2).
3. Утвердить Положение о рабочей группе по разработке Комплексной
программы движения Москвы к информационному обществу (приложение 3).
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В. П.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1 подготовлено к выпуску заведующим сектором Де-
партамента экономической политики и развития г.Москвы Паджевым В.В.
292-59-91.
Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 20 июля 2001 г.
N 715-РМ
КОНЦЕПЦИЯ
движения Москвы к информационному обществу
Содержание
РЕЗЮМЕ...........................................................4
1.ВВЕДЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА -
ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ..................................................9
1.1.Сущность информационного общества.........................10
1.2.Возможности и риски информационного общества..............13
1.3.Необходимость разработки программ движения к информацион-
ному обществу.............................................17
2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ..................................18
2.1.Видение будущего. Москва как "информационный город".......18
2.2.Цели и задачи перехода Москвы к информационноиу обществу..19
2.3.Цели и задачи концепции движения Москвы к информационному
обществу..................................................21
3.ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА РОССИИ И МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕ-
СТВУ..........................................................21
3.1.Россия на пороге информационного общества.................21
3.2.Москва в процессе движения к информационному обществу.....23
4.ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДВИЖЕ-
НИЯ МОСКВЫ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО..........................27
4.1.Принципы и основные положения городской политики..........27
4.2.Создание условий для устойчивого развития экономики города
в информационноя обществе.................................28
4.2.1.Стимулирование производства и содействие в продвижении
на мировой рынок программного обеспечения московских
производителей........................................29
4.2.2.Поддержка производства средств информатизации в г.Мос-
кве...................................................30
4.2.3.Развитие рынка телекоммуникаций.......................33
4.2.4.Поддержка контент-индустрии и СМИ.....................38
4.2.5.Обеспечение конкурентоспособности Москвы как места ба-
зирования финансовых структур, штаб-квартир транснаци-
ональных корпораций и международных организаций.......40
4.2.6.Создание условий для развития Москвы как центра инно-
ваций и науки.........................................43
4.2.7.Создание условий для превращения Москвы в центр туриз-
ма и туристской деятельности..........................46
4.3.Стимулирование и организация использования информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах дея-
тельности.................................................48
4.3.1.Образование...........................................48
4.3.2.Бизнес................................................52
4.3.3.Здравоохранение.......................................56
4.3.4.Культура..............................................59
4.3.5.Информатизация городского управления..................60
4.3.6.Городское хозяйство...................................64
4.3.7.Общественная жизнь....................................64
4.3.8.Быт и досуг...........................................65
4.4.Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями
города....................................................66
4.4.1.Готовность москвичей к использованию ИКТ для жизни и
работы................................................66
4.4.2.Преодоление социального неравенства в "информационном
городе"...............................................68
4.4.3.Домашняя компьютеризация..............................69
4.5.Развитие современной информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры Москвы.....................................72
4.5.1.Развитие магистральной телекоммуникационной инфраст-
руктуры Москвы........................................73
4.5.2.Развитие сетей доступа................................76
4.5.3.Развитие общегородских информационных систем и публич-
ных информационных ресурсов...........................80
4.5.4.Конвергенция различных технологий.....................81
4.6.Совершенствование нормативно-правовой базы развития инфор-
мационного общества в г.Москве............................82
5.ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ КОНЦЕП-
ЦИИ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.................84
5.1.Создание экономических механизмов.........................84
5.2.Обеспечение общественной поддержки идеи информационного
общества..................................................86
5.3.Разработка системы индикаторов движения Москвы в информа-
ционное общество..........................................87
5.4.Организационные мероприятия...............................88
5.4.1.Разработка и принятие программы движения Москвы к ин-
формационному обществу................................88
5.4.2.Создание городских рабочих органов по реализации прог-
раммы движения Москвы к информационному обществу......90
5.4.3.Создание системы мониторинга движения Москвы к инфор-
мационному обществу...................................91
5.4.4.Разработка и реализация демонстрационно-просветитель-
ских программ и проектов..............................93
5.5.Совершенствование нормативно-правовой базы г.Москвы на
этапе перехода к информационному обществу.................94
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................97
РЕЗЮМЕ
Сущность информационного общества.
Рубеж тысячелетий совпал с переходом человечества к третьей -
после аграрной и индустриальной - стадии развития, которую обозна-
чают обычно как "информационное общество". Общепринятой дефиниции
информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся
в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных про-
цессов:
* Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной
движущей силой социально-экономического, технологического и куль-
турного развития.
* Формируется рынок информации и знания как фактора производ-
ства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
* Стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих
создание, передачу и использование информации.
* Развитая информационная инфраструктура превращается в усло-
вие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособ-
ность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуника-
ции.
* Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности но-
вых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно
меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
Мегаполисы в информационном обществе.
Города - и особенно мегаполисы, к которым относится Москва,
- находятся в центре происходящих изменений. Глобализация, интен-
сификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьез-
ным изменениям в экономике многих городов развитых стран. Опережа-
ющими темпами растет информационная индустрия, высокотехнологично-
го производства, а также индустрия услуг, спорта и отдыха, что вы-
зывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономичес-
кой динамике городов. В результате этих изменений экономическая
деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в
настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных
западных городов, позволяя характеризовать их как постиндустриаль-
ные или "информационные". Соответствующие изменения произошли и на
рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в раз-
витых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки ин-
формации. ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и
реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности
составляют сущность города: производство продукции, транспорт,
системы "продавец-покупатель" и их вспомогательные службы, а также
индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление городом,
общественные службы, коммунальные услуги, общественная и культур-
ная жизнь.
Возможности и риски информационного общества.
С формирующимся информационным обществом в последнее десяти-
летие связываются большие ожидания. Считается, что информационное
общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жиз-
ни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельнос-
ти, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринима-
тельства, для оптимального использования местных условий и ресур-
сов, для развития управления, образования и здравоохранения. На
этой основе создаются предпосылки для значительного повышения эф-
фективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты
окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.
Вместе с тем, осознавая все преимущества информационного об-
щества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые
решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое
другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны.
Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок
и политических решений. Реализация возможностей информационного
общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленчес-
ких решений.
Разработка программ движения к информационному обществу.
Именно в силу сказанного информационное общество стало поли-
тической целью развития многих государств и регионов. Уже более 20
лет "информационное общество" является предметом программных раз-
работок на национальном, международном и региональном уровнях, ос-
новная цель которых - обеспечить максимальную пользу от перехода к
информационному обществу и парировать риски и негативные последст-
вия. В развитых странах уже приняты документы третьего поколения,
подводящие промежуточные итоги и ставящие новые цели.
Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации,
Россия и Москва задержались в разработке современных программ,
учитывающих проблематику информационного общества. В Москве еже-
годно принимается план работ по информатизации, программные основы
этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуата-
ции общегородской информационной системы, принятой в 1991 г. Учи-
тывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки
этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном нап-
равлена на информатизацию городского управления, возникла настоя-
тельная необходимость в создании нового программного документа,
учитывающего новые реалии и направленного на более широкий круг
вопросов формирования информационного общества.
Отвечая на вызовы времени, Московская городская дума (МГД)
второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные нап-
равления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в
одно комплексное направление: "Информация, информатизация, связь,
телекоммуникации и телевидение". Весной 1998 г. был сформирован
общественный экспертный совет по данному направлению. Одна из
главных задач совета - разработка рекомендаций по развитию инфор-
мационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определе-
ние приоритетных направлений движения Москвы к информационному об-
ществу. В 1999 г. МГД вышла с инициативой подготовки концепции
движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержа-
на Правительством Москвы.
Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные
основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и
координации деятельности всех участников процессов информатизации,
определить общие и конкретные по областям цели перехода к информа-
ционному обществу.
Видение будущего для Москвы.
Авторы концепции движения Москвы в информационное общество
исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра
информационной деятельности, как "информационный город". Это озна-
чает, что Москва должна стать:
* городом с развитой информационно-телекоммуникационной инф-
раструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
* городом, экономический фундамент которого формирует эконо-
мика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание ра-
бочих мест определяется инновационной активностью, которая подра-
зумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и раз-
работок;
* городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное
использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и
культурной жизни;
* центром конкурентоспособной информационной индустрии, где
производство информации, информационных технологий и услуг станет
важнейшей отраслью городской экономики;
* городом, где доступ к социально-значимой информации и базо-
вым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для
всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономичес-
кого положения.
Цели перехода Москвы к информационному обществу.
Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выде-
ляет определенный аспект в целевых установках развития Москвы.
Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу
совпадает с общими целями социально-экономического развития города:
создание благоприятных условий для предпринимательской деятельнос-
ти и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение
уровня и качества жизни горожан, повышение эффективности и откры-
тости городского управления, улучшение работы городского хозяйства
и экологии города. Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели
высшего уровня с точки зрения условий и возможностей информацион-
ного общества:
* формирование нормативно-правовой базы информационного об-
щества в г.Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, вла-
дельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также
всех участников движения к информационному обществу;
* совершенствование городского управления за счет дальнейшего
развития его информатизации на единой концептуальной основе (кон-
цепция "электронной власти") и согласованной технической политики;
* содействие развитию и обновлению различных отраслей дея-
тельности в г.Москве на базе широкого использования ИКТ (образова-
ние, культура, здравоохранение, малый бизнес, общественная жизнь,
городское хозяйство, социальная защита);
* создание условий для приоритетного развития и п овышения
экспортных возможностей информационной индустрии города;
* формирование современной информационно-коммуникационной ин-
фраструктуры города;
* формирование эффективной московской региональной инноваци-
онной системы;
* преодоление информационного неравенства.
В ряде случаев выделены цели третьего уровня конкретизирующие
целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности.
Предпосылки перехода Москвы к информационному обществу.
Нельзя не заметить, что многие тенденции современного инфор-
мационного общества характерны и для Москвы. Основные условия для
этого есть. Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров
производства и хранения информации, является центром научно-техни-
ческой и научно-образовательной деятельности и культурной жизни
страны. В Москве расположены управляющие структуры крупного рос-
сийского бизнеса. Москва представляет собой главный российский
узел национальных и международных телекоммуникационных сетей,
центр формирования и распространения массовой информации. Здесь
создана достаточно развитая информационно-телекоммуникационная ин-
фраструктура. Москва занимает первые места в России по обеспечен-
ности домов и рабочих мест компьютерами, по числу абонентов сото-
вой связи и доступу населения к Интернету. Наконец, Москва - это
административный центр страны, в котором реализуется информацион-
ный и управленческий потенциалы федеральных органов государствен-
ной власти. Следует также иметь в виду, что Москва - крупнейший
мегаполис России. Как показывает мировой опыт, именно мегаполисам
принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества.
У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное
место в иерархии ведущих городов в мировом экономическом простран-
стве и информационном сообществе.
В ходе движения Москвы к информационному обществу следует
стремиться к тесному взаимодействию процессов информатизации в
Москве и в других регионах страны. Это означает, с одной стороны,
необходимость распространения московского опыта на крупные россий-
ские города, а с другой - использование в Москве прогрессивных ре-
шений проблем информатизации, осуществляемых в этих городах.
Направления действий.
В предлагаемом документе выделено шесть стратегических нап-
равлений деятельности Правительства Москвы по обеспечению движения
к информационному обществу:
1.Создание условий для устойчивого развития экономики города
в рамках формирующегося глобального информационного общества.
2.Развитие информатизации городского управления.
3.Стимулирование и организация использования ИКТ в различных
сферах деятельности в г.Москве.
4.Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями
города.
5.Развитие современной информационно-телекоммуникационной ин-
фраструктуры Москвы.
6.Совершенствование нормативно-правовой базы развития инфор-
мационного общества в г.Москве.
Каждое стратегическое направление деятельности детализировано
рядом приоритетных направлений, в рамках которых предлагаются кон-
кретные действия Правительства Москвы, основанные на законодатель-
но закрепленных инструментах городской политики (городской заказ,
налоговые стимулы, льготы по арендным ставкам и т.п.). Предлагают-
ся также первоочередные мероприятия по реализации основных положе-
ний настоящей концепции.
Цели и задачи Концепции движения Москвы к информационному об-
ществу.
Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических
ориентиров развития Москвы как "информационного города". Основной
задачей концепции является разработка основных положений политики
Правительства Москвы и Московской городской Думы, обеспечивающей
движение к информационному обществу. На основе концепции должна
быть разработана комплексная программа формирования и развития в
Москве базовых компонентов информационного общества, включающая в
себя программные разработки по всем приоритетным направлениям.
1.ВВЕДЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
- ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ
В последнее десятилетие Россия осуществляет несколько фунда-
ментальных переходов - переход от тоталитарного к открытому демок-
ратическому обществу, от государственной плановой экономике к ры-
ночной, от индустриального общества к информационному. Внимание
российской прессы, политиков и общественности сосредоточено в ос-
новном на первых двух переходах, вызвавших драматические перемены
в стране и существенно изменивших условия жизни и хозяйственной
деятельности. В политических документах разного уровня практически
не рассматриваются вопросы перехода к информационному обществу.
Вместе с тем, этот переход, который совершают сегодня и другие
страны, существенно затрагивает цивилизационные основы жизни всего
человечества и бросает не менее серьезный вызов личности, корпора-
ции и государству с точки зрения адаптации и выработки адекватной
стратегии поведения. По мнению известного испано-американского со-
циолога М. Кастелса для России переход к информационному обществу-
решающий, его нельзя отложить до того, как окончательно осуществ-
ляться остальные переходы. Более того, без его успешного осуществ-
ления невозможно решить главную задач российских реформ - вхожде-
ние в сообщество экономически развитых демократических государств
в качестве полноправного участника. Задача предлагаемого документа
- сформулировать концептуальные основы стратегии движения Москвы в
информационное общество.
1.1.Сущность информационного общества
Можно выделить четыре внутренне связанные фундаментальные
черты формирующегося информационного общества:
1. Изменение роли информации и знания в жизни общества, выра-
зившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информацион-
ной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер дея-
тельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс
социально-экономического развития.
2. Превращение информационной индустрии в наиболее динамичную,
выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает ли-
дирующую роль отдельных стран и городов в системе мировой экономи-
ки.
3. Возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления
информации и информационных услуг и, в частности, широкое внедре-
ние ИКТ в различные сферы жизни, причем не только в профессиональ-
ную, но и бытовую.
4. Глубокие изменения в моделях социальной организации и сот-
рудничества, когда во всех сферах общества происходит замена цент-
рализованных иерархических структур гибкими сетевыми типами орга-
низации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному
развитию.
Ключевой тенденцией является последовательное возрастание ро-
ли информации и знания в современном обществе. Информация и знания
становятся все более важным фактором производства, движущей силой
экономического развития и процветания общества. Основываясь именно
на этой особенности современного общества, многие исследователи и
называют его "информационным" (Й. Масуда, Д. Белл, О. Тоффлер) или
"обществом знания" (П. Дракер), или обществом, основанным на "ин-
формационной экономике" или "экономике знания" (М. Порат). В ин-
формационном обществе экономические успехи все больше зависят от
наличия и эффективности национальной, региональной, локальной или
корпоративной системы инноваций (М. Портер) и налаженной системы
непрерывного образования.
Несколько факторов обуславливают происходящие изменения:
* Окончательно оформившаяся где-то в середине ХХ века тесная
связь науки и технических разработок, повлекшая за собой резкий
рост динамики производства и появление наукоемких технологий.
* Глобализация всех происходящих в обществе изменений, когда
события, территориально очень далекие друг от друга, оказываются
звеньями одной цепи, утрачивая тем самым свой, казалось бы, ло-
кальный характер.
* Колоссальное усложнение всей экономической, политической,
военной деятельности человечества и формирование здесь сложных
систем, что выдвинуло на первый план проблемы управления и его ин-
формационного обеспечения, породив не только такие области знания
как кибернетика, системный анализ, исследование операций, но и но-
вое мировоззрение, в рамках которого мир воспринимается через
призму информационных процессов.
* Развитие новых информационных и коммуникационных технологий,
широкое внедрение которых во все сферы жизни человека привело к их
серьезной перестройки и появлению таких новых форм социальной и
экономической деятельности как электронная коммерция, телеработа,
дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия.
Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного об-
щества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов нашего
века. Изобретение самого термина "информационное общество" припи-
сывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши.
В 70-е годы началась конвергенция двух почти одновременно появив-
шихся идеологий - информационного общества и постиндустриализма.
Сегодня многие ученые, вслед за известными социологами и философа-
ми Д.Беллом и О.Тоффлером, считают, что человеческая цивилизация
после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую -
информационную. По мнению Д.Белла "информационное общество" - это
новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не
его положение в последовательности ступеней общественного развития
(после индустриального общества), а основу определения его соци-
альной структуры - информацию.
До сих пор, несмотря на широкое распространения термина "ин-
формационное общество", ученые и специалисты еще не пришли к еди-
ному пониманию его основного содержания. Существует целый ряд оп-
ределений, которые выдвигают на передний план те или иные реальные
черты и тенденции современного общества.
Так, например, очевидна тенденция увеличения доли занятых об-
работкой информации в структуре занятости в развитых странах. По
расчетам С.Барли к началу XXI века доля американцев, чей труд в
основном связан с физическим трудом в сфере производства или услуг
(сельхозрабочие, ремесленники, механики, работники гостиниц, роз-
ничные торговцы, парикмахеры и т.п.) сократится с 83% в 1900 году
до примерно 41%. Доля же тех, кто работает в основном с информаци-
ей, увеличится с 17% до 59%. Аналогичные изменения происходят и в
других странах. Именно поэтому одно из самых распространенных оп-
ределений информационного общества такое: информационным называет-
ся общество, в котором обработкой информации занято больше людей,
чем обработкой сырья и материалов.
С точки зрения американского экономиста Т.Стюарта информаци-
онный век наступил в 1991 году, когда впервые американские компа-
нии больше затратили на приобретение информационной техники, необ-
ходимой для манипулирования с информацией (компьютеры и телекомму-
никационное оборудование), чем на промышленное оборудование, пред-
назначенное для разного рода действий с материальными предметами
(двигатели, турбины, станки и механизмы, машины и т.п.).
В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие ин-
формационных и коммуникационных технологий и их возрастающее ис-
пользование во всех сферах экономической и общественной жизни. ИКТ
существенно изменили за последние годы то, как мы учимся, работаем,
занимаемся общественной деятельностью и отдыхаем. Более того, циф-
ровые технологии активно проникают в традиционные технологии, ме-
няя их возможности и сферы использования. Все это позволяет гово-
рить о компьютерной, телекоммуникационной или микроэлектронной ре-
волюции (Д.Е.Сайчел, Т.Форестер) и считать информационное общество
обществом информационных технологий.
Перестройка мировой экономики, начавшаяся в середине 1970-х
годов, привела к смене доминирующей формы организационной структу-
ры предприятия и межфирменного сотрудничества. Целью организацион-
ных изменений была адаптация к резко возросшим темпам изменений в
экономической, институциональной и технологической среде деятель-
ности фирм. Общее направление изменений - переход от вертикальных
иерархических структур к гибким сетевым формам организации, причем
сети стали формообразующей основой как внутренней организации сов-
ременной корпорации, так и ее взаимодействия с партнерами (межфир-
менные сети, корпоративные стратегические альянсы и т.п.). Анало-
гичные организационные изменения происходят в сфере услуг, адми-
нистративных органах и других областях деятельности. Развитие ИКТ
стимулировало происходящие изменения, позволило выявить все пре-
имущества новой формы социальной организации, хотя организационные
изменения возникли и развивались первоначально независимо от тех-
нологического развития. Со своей стороны, развитие телекоммуника-
ционной инфраструктуры, и, прежде всего, Интернета, привело к тому,
что все больше транзакций в современной экономике и обществе со-
вершается с использованием компьютерных сетей. Интернет становится
глобальной средой общения, труда и отдыха. Стремительно растут ми-
ровые доходы от электронной коммерции, которые составили в 2000 г.
185 млрд. USD, в 2001 г. по прогнозам они увеличатся уже до 336,2
млрд., в 2002 г. - до 684,3 млрд., а в 2003г. достигнут 1,26 трлн.
USD. Указанные тенденции позволяют многим специалистам говорить об
информационном обществе как о "сетевом обществе", а современную
экономику определять как "сетевую".
Последние 20 лет "информационное общество" находится в центре
внимания многих политических документов регионального, националь-
ного и международного уровня. В политическом контексте информаци-
онное общество рассматривается как политическая цель и определяет-
ся через его возможности и преимущества.
Созданная в мае 1995 г. с целью анализа социальных аспектов
информационного общества группа экспертов Комиссии Европейских со-
обществ, в состав которой вошли ведущие специалисты практически
всех стран Европейского Союза, определила информационное общество
как глобальное общество, в котором обмен информацией не будет
иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ;
которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур,
а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для
самоидентификации и развития собственной уникальной культуры. Кро-
ме того, это общество знания, в котором главным условием благопо-
лучия каждого человека и каждого государства становится знание,
полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и
умению работать с ней. Общество знания эволюционирует общество
мудрости, где с помощью научной обработки данных и информации, на-
учной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и
обоснованные решения.
1.2. Возможности и риски информационного общества
С формирующимся информационным обществом в последнее десяти-
летие связываются большие ожидания. Считается, что информационное
общество обладает гигантским потенциалом для улучшения качества
жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдель-
ности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпри-
нимательства, для оптимального использования местных условий и ре-
сурсов, для развития сложных услуг и образования. Развитие инфор-
мационного общества формирует предпосылки для значительного повы-
шения эффективности производства, для экономии природных ресурсов
и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.
Возникновение глобальных информационных сетей и систем впер-
вые в истории нашей планеты открывают возможность связать букваль-
но каждого с каждым, обеспечить доступ к информационным ресурсам
человеческой цивилизации любому жителю Земли, объединить сегодняш-
ние знания и духовные ценности, а, значит, существенно раздвинуть
границы применения достижений культуры, науки и техники.
Сегодня четко обозначилась тесная связь между образованием,
обучением и развитием, поэтому ключевым фактором для любой отрасли,
организации или компании становится эффективный доступ к образова-
нию и непрерывное обучение. Во многих странах реальностью стано-
вится развертывание массовой системы качественного обучения на
расстоянии и образования, не ограниченного возрастными рамками,
системы постоянного повышения квалификации.
Еще одна возможность, предоставляемая информационным общест-
вом - качественное улучшение системы охраны здоровья. Новые ИКТ
делают широко доступной профилактическую информацию, создают осно-
ву для получения любым пациентом, где бы он ни жил, регулярных
врачебных консультаций. Они превращают в реальность "телемедицину",
опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы.
В информационном обществе обычным явлением становится "теле-
работа", которая в состоянии кардинально решить проблему занятости,
в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями,
что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем.
Кроме того, с массовым распространением телеработы связываются на-
дежды на решение такой острой проблемы больших городов как пере-
грузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газа-
ми.
Информация становится реальным социальным ресурсом - ведь
фактически только она способна помочь человеку адаптироваться к
жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным из-
менениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие
новым обстоятельствам.
Для человека информационного века единство мира оказывается
уже не теоретической или идеологической абстракцией, а фактом его
повседневной жизни. "Сжимая пространство", информационное общество
резко расширяет возможности человека выбирать, где и на каких ус-
ловиях работать, у кого и по каким ценам покупать те или иные то-
вары и услуги, делает продавцов более зависимыми от потребителей,
существенно усложняют жизнь монополистам, недобросовестным работо-
дателям и производителям.
Использование спутников, "живого" радио и телевидения для пе-
редачи информации оказывает массированное влияние на формирование
общественного мнения по всему миру. Появление и совершенствование
мультимедиа, видеоконференционной связи и искусственного интеллек-
та сильно расширяют возможности передачи информации, а, значит,
распространения знаний и обмена ими.
Важнейшей особенностью информационного общества является пе-
ренос акцента в производстве с использования материалов на произ-
водство информации и оказание услуг, что влечет за собой значи-
тельное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.
Преимущественное развитие "третичного" сектора экономики - оказа-
ния услуг - приводит к существенному изменению удельного веса от-
раслей экономики в формировании валового национального продукта. В
целом ряде европейских стран более половины оборота средств в ин-
формационной индустрии приходится на создание информационных про-
дуктов и технологий и лишь 45% - на производство техники; в индус-
трии связи разрыв еще более радикальный: 80% составляют телеком-
муникационные услуги и только 20% - производство средств коммуни-
кации.
Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя,
однако, не признать, что оно несет с собой не только новые решения
и возможности, но и новые проблемы и риски.
Одним из объективных процессов, с которыми вынужден считаться
современный мир, является глобализация, порожденная взрывным раз-
витием ИКТ, созданием планетарных сетей, триумфом рыночной эконо-
мики, либерализацией международной торговли, развитием транспорта.
Так или иначе, все это приводит к размыванию национальных и поли-
тических границ и к ускорению темпов индустриализации и унификации
культур - частично за счет образования глобальных конгломератов в
области информации, телекоммуникаций и досуга.
Глобализация заставляет предпринимателей вступать в жесткую
конкуренцию, в результате которой выживают действительно сильней-
шие, которые затем получают большую реальную власть, начинают от-
тирать с рынка новых игроков и вовсе не подпускать к нему слабых.
В условиях интенсивного использования глобальных сетей возни-
кают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых
стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты це-
лыми сообществами своей культурной и национальной самобытности,
включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству
потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы
транснациональных компаний-производителей.
Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глоба-
лизация производства и мобильность всемирных корпораций может неб-
лагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды,
а также права на труд и социальную защиту, - причем во всемирном
масштабе. Реальным сигналом тревоги является сокращение рабочих
мест в компаниях, связанных с производством ИКТ, в наиболее разви-
тых странах.
Все большее распространение "экранной" культуры, неизбежность
столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы
иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и
даже психические) проблемы. По мере нарастания объема информации
людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограж-
дать себя от ее избытка.
В условиях существования открытых, легко доступных и легко
наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения
информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема
безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюде-
ния авторских прав и прав производителей электронной информации.
Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению еще
одного измерения бедности, - так называемой "информационной бед-
ности". Это понятие отражает рост социальной дифференциации насе-
ления по новому принципу - принципу возможностей доступа к совре-
менным ИКТ, когда лишь часть населения получает доступ к новым
технологиям и информационным ресурсам и может реализовать это пре-
имущество.
Благодаря ускорению процесса технологической инновации, во-
влечению индустриального капитала и конкуренции новая сетевая тех-
нология и инфраструктура становятся гораздо дешевле, а потому дос-
тупнее для все большего числа людей. Что же касается доступа к
распространяемой по ним информации, то это остается одной из самых
сложных проблем. Стоимость информационных услуг может на многие
годы стать фактором, усиливающим разрыв между теми, кто может и
кто не может себе позволить получать и распространять информацию.
Вопросами, до сих пор не получившими ответа, остаются следую-
щие:
* Какова роль владельцев инфраструктуры, производителей прог-
раммных продуктов, авторов, издателей, правительств и международ-
ных организаций в широком распространении информации в тех слоях
населения или в тех странах, где доступ к информационным ресурсам
недостаточен?
* Как добиться баланса между дешевой или бесплатной информа-
цией, распространяемой для широкого круга пользователей правитель-
ствами и международными организациями, и интеллектуальноемкими ин-
формационными продуктами, обеспечивающими эффективный доступ к
знанию и принятие эффективных решений?
Решение этих и других проблем становления информационного об-
щества требует серьезных усилий специалистов самых разных профилей.
При этом необходимо принимать в расчет, что методы противодействия
всем перечисленным и другим опасностям информационного века лежат
не в области отгораживания себя от глобального информационного об-
щества, а в сфере развития собственного полноценного участия в его
формировании.
1.3. Необходимость разработки программ движения к информаци-
онному обществу
Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а
ИКТ нейтральны - последствия их применения целиком зависят от цен-
ностных установок и политических решений. Реализация возможностей
информационного общества - вопрос адекватной политики и своевре-
менных управленческих решений.
Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается ве-
дущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения в
развитие ИКТ, информационной инфраструктуры, в наращивание инфор-
мационных ресурсов, в изучение экономических и социальных особен-
ностей информационного общества. Уже более 20 лет "информационное
общество" является предметом программных разработок на националь-
ном, международном и региональном уровнях, основная цель которых -
обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному об-
ществу и парировать риски и негативные последствия. В развитых
странах уже приняты документы третьего поколения, подводящие про-
межуточные итоги и ставящие новые цели. Самое серьезное значение
этим проблемам придается в странах "большой семерки", к которой в
свое время присоединилась Россия.
Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации,
Россия и Москва з адержались в разработке современных программ,
учитывающих проблематику информационного общества. В Москве еже-
годно принимается план работ по информатизации, программные основы
этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуата-
ции общегородской информационной системы, принятой в 1991 г. Учи-
тывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки
этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном нап-
равлена на информатизацию городского управления, возникла настоя-
тельная необходимость в создании нового программного документа,
отражающего новые реалии и направленного на более широкий круг
вопросов формирования информационного общества.
Отвечая на вызовы времени, Московская городская дума (МГД)
второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные нап-
равления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в
одно комплексное направление: "Информация, информатизация, связь,
телекоммуникации и телевидение". Весной 1998г. был сформирован об-
щественный экспертный совет по данному направлению. Одна из глав-
ных задач совета - разработка рекомендаций по развитию информаци-
онной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определение
приоритетных направлений движения Москвы к информационному общест-
ву. В 1999г. МГД вышла с инициативой подготовки концепции движения
Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Прави-
тельством Москвы.
Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные
основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и
координации деятельности всех участников процессов информатизации,
определить общие и конкретные, по отдельным областям, цели перехо-
да к информационному обществу.
2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Видение будущего. Москва как "информационный город".
Необходимо различать общие характеристики информационного об-
щества как некоторого этапа в развитии человечества, с одной сто-
роны, и положение отдельных государств, регионов или городов в
рамках этого общества, с другой. Поэтому, наряду с понятием инфор-
мационного общества необходимо ввести понятие центра информацион-
ной деятельности, которое подчеркивает пространственную неоднород-
ность информационного общества и лидирующее положение государств и
городов в производстве информации, информационных технологий и ус-
луг.
Ставя проблему вхождения Москвы в информационное общество,
авторы концепции движения Москвы в информационное общество исходи-
ли их того, что Москва должна войти в него в качестве центра ин-
формационной деятельности, как "информационный город". Это означа-
ет, что Москва должна стать:
* центром конкурентоспособной информационной индустрии, где
производство информации, информационных технологий и услуг станет
важнейшей отраслью городской экономики;
* городом, экономический фундамент которого формирует эконо-
мика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание ра-
бочих мест определяется инновационной активностью, которая подра-
зумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и раз-
работок;
* местом базирования управляющих подразделений крупных нацио-
нальных и международных компаний и организаций, городом, в котором
принимаются решения, значение которых выходит за пределы города и
страны;
* центром познавательного и делового туризма;
* городом с развитой информационно-телекоммуникационной инф-
раструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
* городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное
использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и
культурной жизни;
* городом, где доступ к социально-значимой информации и базо-
вым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для
всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономичес-
кого положения.
Движение столицы к информационному обществу должно привести к
существенному улучшению социально-экономической ситуации в городе,
созданию значительно числа новых рабочих мест, повышению эффектив-
ности труда, развитию электронной коммерции, улучшению окружающей
среды, более полному использованию культурного потенциала города,
созданию новых условий развития политического самосознания граждан
и максимальной реализации их личностного потенциала.
2.2. Цели и задачи перехода Москвы к информационному обществу
Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выде-
ляет определенный аспект в целевых установках развития Москвы.
Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу
совпадает с общими целями социально-экономического развития города:
создание благоприятных условий для предпринимательской деятельнос-
ти и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение
уровня и качества жизни горожан, развитие демократических институ-
тов, повышение эффективности и открытости городского управления,
улучшение работы городского хозяйства и экологии города.
Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня
с точки зрения условий и возможностей информационного общества:
* формирование нормативно-правовой базы информационного об-
щества в г. Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, вла-
дельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также
всех участников движения к информационному обществу;
* совершенствование городского управления за счет дальнейшего
развития его информатизации на единой концептуальной основе (кон-
цепция "электронной власти") и согласованной технической политики;
* содействие развитию и обновлению различных отраслей дея-
тельности в г.Москве на базе широкого использования ИКТ (образова-
ние, культура, здравоохранение, малый бизнес, общественная жизнь,
городское хозяйство, социальная защита);
* создание условий для приоритетного развития и повышения эк-
спортных возможностей информационной индустрии города;
* формирование современной информационно-коммуникационной ин-
фраструктуры города;
* формирование эффективной московской региональной инноваци-
онной системы;
* преодоление информационного неравенства.
В ряде случаев в соответствующих разделах Концепции выделены
цели третьего уровня, конкретизирующие целевые установки по от-
дельным отраслям и видам деятельности.
К первоочередным задачам, которые предстоит решать городу для
достижения вышеуказанных целей относятся:
* разработка и реализация блока согласованных городских прог-
рамм использования современных информационных и коммуникационных
технологий для более эффективной деятельности органов власти и
развития общедоступных услуг, ориентированных на потребности граж-
дан;
* разработка и реализация мероприятий для стимулирования и
организации использования современных ИКТ в сфере бизнеса, а также
в сферах, имеющих особое значение для общества - транспорт, охрана
окружающей среды, здравоохранение, наука, образование и культура;
* разработка системы мер, способствующих ускоренному развитию
городской информационной индустрии;
* разворачивание системы обучение населения использованию но-
вых видов услуг и возможностей, предоставляемых информационным об-
ществом;
* разработка и проведение демонстрационно-просветительских
компаний и мероприятия, обеспечение широкой поддержки идеи инфор-
мационного общества и активного участия граждан в его формировании;
* обеспечение защиты прав граждан в условиях бурного развития
ИКТ;
* развитие кооперации на общегородском, национальном и между-
народном уровне с целью формирования информационного общества;
* создание необходимой законодательной и нормативной базы для
развития информационного общества.
2.3. Цели и задачи концепции движения Москвы к информационно-
му обществу
Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических
ориентиров интеграции Москвы в глобальное информационное общество,
превращения Москвы в "информационный город".
Основными задачами концепции представляются:
* анализ социально-демографических, экономических, культурных,
технологических, правовых и иных предпосылок и условий, характери-
зующих готовность Москвы к осуществлению лидерства в процессе пе-
рехода России к информационному обществу;
* рассмотрение факторов и проблем, тормозящих процесс разви-
тия информационного общества;
* формулирование принципов и основных положений политики Пра-
вительства Москвы и Московской городской Думы, направленной на
преодоление факторов торможения и на динамичное развитие информа-
ционного общества;
* изложение рекомендаций по разработке комплексной программы
формирования и развития в Москве современной информационной среды.
3.ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА РОССИИ И МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБ-
ЩЕСТВУ
3.1. Россия на пороге информационного общества
В России за последние 7-10 лет процессы информатизации, ком-
пьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьез-
ные предпосылки и условия перехода к информационному обществу, ин-
теграции страны в мировое информационное сообщество. Главные из
них следующие.
Информация становится важным ресурсом социально-экономическо-
го, технологического и культурного развития, масштабы ее использо-
вания стали сопоставимыми с масштабами использования традиционных
ресурсов (энергия, сырье и т.п.). Величина суммарных затрат на ин-
формацию уже имеет макроэкономическую значимость.
Объем продаж средств вычислительной техники и информатики
вместе с программным обеспечением превышает 5 млрд. долл. в год,
что составляет примерно 6% ВВП России в 1997г. В стране насчитыва-
ется более 400 тысяч оригинальных, постоянно обновляемых баз дан-
ных. Быстро растет количество российских сайтов в Интернете. Число
домашних компьютеров оценивается примерно в 400 тысяч, что охваты-
вает 3-4% российских семей.
Растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и
средств телекоммуникации, растет число корпоративных информацион-
ных сетей. Количество российских пользователей Интернета превышает
2 миллиона. В среднем за неделю в Интернет обращаются 430 тысяч
человек, что составляет 6,2% взрослого (старше 16 лет) населения
страны. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использую-
щая спутниковые каналы, успешно осуществляется телефонизация стра-
ны, стремительно растет рынок средств мобильной связи. Отставание
России от развитых стран в области телекоммуникаций и компьютерных
сетей быстро сокращается: сегодня число телефонных линий, приходя-
щихся на одного жителя страны, всего лишь вдвое меньше, чем на За-
паде.
В значительной степени информатизированы многие отрасли хо-
зяйства, системы национальной и общественной безопасности, банков-
ская сфера и сфера государственного управления и правопорядка. В
государственных органах на федеральном уровне, а также в некоторых
регионах достигнута относительно высокая насыщенность информацион-
ными системами и телекоммуникационными сетями.
Россия обладает бесценными культурными и информационными сок-
ровищами - в стране более 1 млн. уникальных архивных фондов и 130
тысяч библиотек, около 1 млн. баз данных общим объемом более 170
терабайт. В целом по объему информационных ресурсов наша страна
уверенно занимает одно из ведущих мест в мире. Быстрыми темпами
развивается индустрия мультимедиа: если в 1993г. был выпущен всего
один отечественный CD-ROM, то в 1994 году - уже 25, в 1995г. - бо-
лее 100, сегодня - около 1000.
В настоящее время одним из наиболее динамичных секторов рос-
сийского рынка стал рынок информации, информационных технологий,
средств, продуктов и услуг. Сегодня все программно-техническое
обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций
обеспечивается отечественным информационным рынком, на котором все
новейшие средства и технологии появляются практически одновременно
с их появлением на зарубежных рынках.
Сделаны первые шаги в разработке основных положений законода-
тельства в сфере информации, информатизации и защиты информации,
которые должны обеспечить правовую поддержку развития информацион-
ной сферы и перехода к информационному обществу. Сейчас в Российс-
кой Федерации действует более 40 федеральных законов в области ин-
формации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правитель-
ства РФ. При этом, однако, можно сказать, что правовая основа раз-
вития информационного общества только начинает создаваться и может
быть качественно сформирована только при условии системного ее за-
вершения и развития на региональном уровне.
В 1998 г. в нашей стране была разработана и одобрена на высо-
ком государственном уровне Концепция государственной информацион-
ной политики, а в 1999 г. - Концепция перехода России к информаци-
онному обществу. Возможно, наш старт можно посчитать несколько за-
поздалым, однако иногда он дает определенные преимущества - те,
кто начал позже, могут уберечь себя от ошибок, допущенных перво-
проходцами.
Использование материальных и духовных благ информационной ци-
вилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, эко-
номическое процветание и необходимые условия для свободного разви-
тия личности. Россия должна войти в семью технологически и эконо-
мически развитых стран на правах полноценного участника мирового
цивилизационного развития с сохранением политической независимости,
национальной самобытности и культурных традиций, с развитым граж-
данским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что ос-
новные черты и признаки информационного общества будут сформирова-
ны в России при стабильных социально-политических условиях и глу-
боких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.
3.2. Москва в процессе движения к информационному обществу
В Москве сложились относительно хорошие социально-экономичес-
кие предпосылки движения к информационному обществу, Москва дальше,
чем другие регионы России, продвинулась по этому пути.
Москва имеет наилучшие в России экономические условия для
развития информатизации и движения к информационному обществу.
С точки зрения инвестиционного потенциала Москва, по оценкам,
приведенным журналом "Эксперт", относится к регионам с максималь-
ным потенциалом и минимальным риском, ее доля в общероссийском по-
тенциале в 1999 г. составила 14,8%.
Москва возглавляет список первых регионов страны по бюджетным
доходам (120,11 млрд.руб. в 1998г.), по числу действующих совмест-
ных и иностранных предприятий (56,4% общего количества в России),
по объему прямых иностранных инвестиций (доля в России в 1998 г. -
23,9%), по объему капитальных вложений (доля в России в 1998 г. -
16,7%) и по их динамике (96,7% в 1998г. относительно 1991 г. в со-
поставимых ценах). Высокие доходы позволяют вкладывать серьезные
бюджетные ресурсы в развитие информатизации (более 70 млн. руб.
ежегодно и в несколько раз больше из внебюджетных фондов).
В Москве средний уровень жизни в несколько раз выше общерос-
сийского, что создает предпосылки для привлечения средств населе-
ния в развитие информатизации, для широкого использования ИКТ жи-
телями города.
В Москве сформировались развитые рынки ИКТ, на которых предс-
тавлен практически весь спектр современного информационного обору-
дования и ПО.
В Москве сложились благоприятные социально-демографические
условия для развития информационного общества.
Служащие как люди, работающие с информацией и учащаяся моло-
дежь являются резервом и двигателем интеграции в информационное
общество. В Москве служащие составляют 29,4% от общей численности
занятых в экономике. Общее число студентов вузов, учащихся средних
специальных учреждений и общеобразовательных школ составляет 20,25%
от общего населения города. Таким образом, более 50% населения
столицы потенциально предрасположены к использованию ИКТ.
Население Москвы традиционно отличается высоким уровнем обра-
зования: более 50% населения имеют высшее, неполное высшее и сред-
нее специальное образование. Москва - регион с наибольшей в России
долей лиц с высшим и средним специальным образованием в общей чис-
ленности занятого населения (75%).
Москва имеет развитую телекоммуникационную инфраструктуру.
В Москве создана разветвленная волоконно-оптическая кабельная
сеть, не уступающая по своим параметрам сетям многих крупных горо-
дов развитых стран. Целый ряд телекоммуникационных операторов сто-
лицы имеют сеть протяженностью более 1000 километров: КОМКОР (про-
тяженность сети свыше 5000 км), МТУ-Информ (более 1500 км); Маком-
нет (1500 км); Комстар (около 1000 км) и ряд других. В 2000 г. к
каждому восьмому дому Москвы уже был подведен волоконно-оптический
кабель.
Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в Рос-
сии. На 100 семей приходится 105 телефонов, а на 100 жителей -
около 50, что близко к показателям развитых стран.
Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой
телефонной связи. В столице представлены практически все основные
стандарты, существующие в мире: GSM-900/1800 (МТС и Вымпелком),
AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуни-
кации). Клиентская база компании Мобильные Телесистемы составляет
свыше 1 млн. человек, Вымпелкома - 700 тыс., Московская сотовая
связь насчитывает около 99 тыс. абонентов.
В Москве действуют около 120 компаний-провайдеров Интернет.
Только крупнейшие московские провайдеры (МТУ-Информ, Демос, Гол-
лден Телеком, Глобал Один, Деловая сеть) занимают 54 % российского
рынка. Количество телефонных номеров в Москве, с которых осуществ-
ляется выход в Интернет, составляет по различным оценкам от 200 до
300 тыс.
В Москве действуют операторы всех видов современной связи. По
состоянию на конец 2000 года из общего количества более 9600 ли-
цензий, выданных Министерством РФ по связи и информатизации на
оказание различного вида услуг связи, свыше 1500 распространяло
свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтерна-
тивных операторов связи 60% сосредоточено на территории Москвы и
Московской области.
В Москве сосредоточены основные национальные информационные
ресурсы.
Москва традиционно является крупнейшим библиотечным и инфор-
мационным центром страны. В ней сосредоточены основные библиотеки,
имеющие общероссийское и мировое значение, а также федеральные
центры научно-технической информации. Именно в Москве все послед-
ние десятилетия оседала и обрабатывалась основная часть поступаю-
щей в страну зарубежной литературы, накапливались непубликуемые
источники научно-технической информации, в силу чего полноценная
научная работа в целом ряде областей возможна была только в Москве
или предполагала постоянные поездки в столицу. В последние годы
идет активное внедрение новых информационных технологий (электрон-
ные каталоги с доступом через Интернет, электронное копирование
документов и т.п.) в деятельность крупнейших библиотек Москвы.
В Москве есть предпосылки для развития экономики информацион-
ного общества.
Во времена СССР Москва была центром национальной инновацион-
ной системы. В Москве размещались не только все союзные министерс-
тва и ведомства, но и их центральные проектные и научно-исследова-
тельские организации, базовые и экспериментальные производства,
которые составляли основу инновационной системы отрасли. На мос-
ковских предприятиях осваивались новые производства с последующим
их тиражированием в других регионах. Вопрос в том, чтобы не просто
сохранить этот инновационный потенциал, но реконструировать его
таким образом, чтобы Москва стала центром инноваций и в рамках
формирующейся на рыночных основаниях российской инновационной сис-
темы.
Москва последние десятилетия являлась одним из крупнейших ми-
ровых научных центров. В Москве сосредоточены ведущие научные уч-
реждения и вузы страны, здесь работают 37% российских исследовате-
лей и 50% докторов наук.
Москва представляет собой главный узел национальных и между-
народных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распрос-
транения массовой информации, место базирования крупнейших россий-
ских операторов связи.
В Москве действуют большинство российских фирм по производст-
ву ПО (около 800). В Зеленограде создана "особая экономическая зо-
на" для электронной промышленности, имеющая большой потенциал для
производства современного информационного оборудования.
Москва является центром принятия принципиальных решений, оп-
ределяющих ситуацию не только в стране, но и на региональном и
глобальном уровнях. С этим связано и особое положение Москвы в ин-
формационном пространстве страны, т.к. именно здесь сосредоточены
информационные ресурсы, специалисты и организации, обеспечивающие
информационно-аналитический базис государственного управления. Все
это, несомненно, уже делает Москву одним из региональных и мировых
центров информационной деятельности.
Выступая в качестве центра административной и экономической
деятельности, Москва привлекает огромное количество гостей, что
делает ее, в свою очередь, центром делового туризма и создает воз-
можности для дополнительных доходов в сфере обслуживания. Важно
подчеркнуть, что все перечисленное - это следствие выполнения Мос-
квой функций административного центра страны, которые в основе
своей являются информационными.
4.ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
4.1. Принципы и основные положения городской политики
Процесс движения города в информационное общество должен ре-
гулироваться следующими принципами:
* социальное партнерство руководства города, экспертов, пред-
ставителей бизнеса и жителей в деле формирования информационного
общества;
* выраженная социальная и гуманитарная направленность страте-
гических целей и основных задач движения Москвы к информационному
обществу;
* открытость политики по обеспечению движения к информацион-
ному обществу, регулярный обмен информацией между всеми субъектами
информационного общества;
* научная обоснованность разрабатываемых мероприятий и прини-
маемых решений, основанная на регулярном анализе основных индика-
торов развития информационного общества и результатах мониторинга
связанных с этим развитием социально-экономических процессов;
* учет интересов общества в целом, а не интересов отдельных
лиц, властных структур, организаций или секторов экономики;
* последовательность, поэтапность и согласованность осуществ-
ления всех мероприятий, направленных на развитие информационного
общества.
Городская политика в процессе формирования информационного
общества должна основываться на следующих основных положениях:
* привлечение к обсуждению ключевых вопросов развития инфор-
мационного общества всех заинтересованных сторон из государствен-
ного и коммерческого сектора экономики, общественных организаций,
ученых и специалистов;
* контроль со стороны Правительства Москвы и Московской го-
родской Думы за протеканием процесса формирования информационного
общества;
* слежение за процессом информатизации города с помощью орга-
низации статистического наблюдения за основными индикаторами дви-
жения к информационному обществу;
* установление и корректировка по мере необходимости соотно-
шения между государственной и рыночной составляющими городской ин-
формационной индустрии (научное обоснование необходимости усиления
государственного регулирования или, наоборот, усиления либерализа-
ции в зависимости от сферы информатизации и этапа ее развития);
* создание благоприятных условий для развития направлений ин-
форматизации, признанных администрацией города приоритетными;
* препятствование проникновению в город устаревшей техники и
технологий;
* обеспечение доступа широким слоям населения города к ИКТ с
помощью организации общественных центров доступа к современным
технологиям, в первую очередь для социально незащищенных групп на-
селения;
* анализ и учет отечественного и зарубежного опыта, междуна-
родных норм и тенденций.
4.2. Создание условий для устойчивого развития экономики го-
рода