ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
2 февраля 1999 г. N 73-ПП
О плане проведения социологических
исследований и опросов общественного
мнения на 1999 год
Проведение социологических исследований и опросов общественного
мнения стало неотъемлемой частью деятельности администрации столицы по
укреплению "обратной связи" с населением. Только в 1998 году получили
возможность высказать свою оценку ситуации в обществе, хода
осуществляемых городских программ и деятельности властей столицы в
целом более 100 тысяч жителей города.
Это позволяет учитывать интересы различных категорий и групп
москвичей при разработке мер по совершенствованию организации жизни
людей, повышению устойчивости системы городского хозяйства и
управления всеми сферами социально-экономического развития, а также
своевременно реагировать на возможные осложнения и в определенной
степени прогнозировать общественные процессы в столице.
В работе по организации изучения мнения москвичей, определении ее
направленности непосредственное участие принимают руководители
подразделений Правительства Москвы, органов местного самоуправления,
городских организаций и ведомств.
В целях дальнейшей систематизации и совершенствования изучения
общественного мнения москвичей и повышения эффективности использования
его результатов Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить план проведения социологических исследований и
опросов общественного мнения на 1999 год (приложение). Вне этого плана
иные исследования и опросы не проводятся.
2. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации
при организации социологических исследований и опросов координировать
их проведение с департаментами, комитетами, управлениями Правительства
Москвы и префектами административных округов. Оперативно информировать
о полученных результатах органы исполнительной и представительной
власти, местного самоуправления и редакции городских средств массовой
информации.
3. Руководителям департаментов, комитетов и управлений Мэрии и
Правительства Москвы, префектам административных округов участвовать в
определении тематической направленности проводимых социологических
исследований, использовать результаты опросов общественного мнения в
работе по реализации городских программ социально-экономического
развития, в разъяснении населению политики и практических решений
Мэрии и Правительства Москвы.
4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
Финансово-хозяйственному управлению Мэрии производить расчеты с
организациями-исполнителями в соответствии с заключенными договорами и
в объемах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы на эти цели.
5. Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 года
N 134 "О плане проведения социологических исследований и опросов
общественного мнения на 1998 год" с контроля снять.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы В.П.Шанцева.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 2 февраля 1999 г. N 73-ПП
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА 1999 ГОД
I. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1. Социальные потребности населения Москвы. Приоритеты
потребностей жителей города, уровни притязаний и степень
удовлетворенности предоставленной им возможностью получения
образования, медицинской помощи, культурного развития, досуга и
спорта. Уровень доходов населения. Основные характеристики динамики
уровня жизни. Изучение специфики потребительского спроса на продукты
питания, товары и услуги среди малообеспеченных жителей города.
Тема предложена:
Управлением Мэра Москвы,
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом социальной защиты населения Москвы,
префектурами Юго-Западного, Юго-Восточного и Зеленоградского
административных округов.
1.2. Оценка эффективности городских социальных программ:
социальная защита и социальное обслуживание незащищенных слоев
населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей, в случаях
потери работы). Потребность населения в первоочередных мерах
социальной поддержки. Проблемы социального обслуживания в домах
престарелых Москвы. Приспособление среды города для маломобильных
групп населения и инвалидов: реальность и перспективы.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом социальной защиты населения Москвы,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурами Северо-Восточного и Юго-Западного административных
округов.
1.3. Социальные проблемы детской инвалидности в Москве. Изучение
состояния инвалидности детского населения (в возрасте до 16 лет).
Потребность детей-инвалидов Москвы в комплексной реабилитации.
Удовлетворенность родителей детей-инвалидов системой реабилитации,
существующей в округе, районе.
Тема предложена:
Комитетом социальной защиты населения Москвы,
префектурой Юго-Западного административного округа.
1.4. Социальный портрет московской семьи с детьми. Отношение
москвичей к проблемам многодетных семей и их роли в современном
обществе. Московская семья: социодемографическая ситуация; проблемы
молодой семьи; основные тенденции жизнедеятельности московской семьи в
условиях экономической реформы.
Тема предложена:
Комитетом социальной защиты населения Москвы,
Комитетом по делам семьи и молодежи.
1.5. Актуальные проблемы пребывания в городе лиц без
определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев.
Тема предложена:
Комитетом социальной защиты населения Москвы,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
1.6. Развитие системы здравоохранения Москвы. Оценка уровня
медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения (на
примере 2-3 округов). Эффективность городских программ по укреплению
здоровья детей. Управление координации исполнения социальной политики.
Тема предложена:
Комитетом здравоохранения,
префектурами Северо-Восточного и Зеленоградского административных
округов.
1.7. Наркомания в Москве. Состояние и прогноз. Состояние и анализ
наркологической ситуации в округе (районе) и наркологическая помощь
детям и подросткам; факторы риска в социуме района, влияющие на рост
потребления наркотических веществ несовершеннолетними и на совершение
ими имущественных преступлений (на примере 2-3 округов, районов ).
Борьба против наркомании: позиция общества, школы и семьи. Предложение
населением мер по противодействию распространения наркотиков.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурами Восточного и Юго-Западного административных округов.
1.8. Оценка жителями эффективности реализации в городе
подростковой и молодежной политики.
1.8.1. Подросток в городе: современные увлечения и интересы
подростков; причины социальной и воспитательной безнадзорности. Анализ
духовных ценностей в микросоциальной подростковой среде (молодежная
субкультура и "мода" на наркотики). Степень распространения наркомании
и токсикомании среди подростков. Современные методы и способы
профилактики и реабилитации безнадзорности несовершеннолетних:
детско-юношеские клубы по месту жительства сегодня, их место в системе
организации досуга и роль в системе мер ранней профилактики и
предупреждения правонарушений. Мнение москвичей об уровне
воспитательной работы, проводимой образовательными учреждениями.
Мнение жителей города о проблеме социальной защищенности детей в
городе и трудоустройстве несовершеннолетних (в возрасте 14 - 18 лет).
1.8.2. Молодежь Москвы: социально-культурный портрет московской
молодежи, перспективы ее включения в решение проблем городской жизни,
социодемографическая ситуация; социокультурные ориентации, проблемы
занятости и безработицы, социальной защиты и адаптации. Современные
кумиры молодежи, молодежный лидер; молодежные организации - кого и
куда они ведут за собой; кто и как помогает сегодня молодым.
Эффективность оказываемой помощи; государственные и городские
источники помощи. Причины, влияющие на распространение наркотиков
среди молодежи.
Тема предложена:
Комитетом по делам семьи и молодежи,
Московским комитетом образования,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурами Восточного, Юго-Западного, Северо-Западного и Южного
административных округов.
1.9. Состояние и тенденции развития образования в Москве. Оценка
москвичами системы образования. Анализ социальных проблем выпускников
московских школ 1998/99 учебного года. Образование для вхождения в
многоукладную экономику, положительный и отрицательный опыт.
Приспособляемость различных социальных и возрастных слоев к новым
условиям жизни. Потребность Москвы в профессиональном образовании
молодежи и подготовке квалифицированных кадров для городского
хозяйства.
Тема предложена:
Управлением Мэра Москвы,
Управлением координации исполнения социальной политики,
Московским комитетом образования,
префектурами Северо-Восточного и Зеленоградского административных
округов.
1.10. Культурная жизнь и свободное время москвичей. Культурные и
досуговые запросы москвичей и уровень их удовлетворенности. Московские
монументы - мнения жителей столицы. Реклама и художественное
оформление города в оценках москвичей.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом по культуре,
Управлением государственного контроля охраны и использования
памятников истории и культуры.
1.11. Запросы и потребности населения Москвы в сфере физической
культуры и спорта.
Тема предложена:
Комитетом по физической культуре и спорту,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
II. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ,
РАЗВИТИЯ НАУКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ
2.1. Москвичи о деятельности структурных подразделений Комплекса
по экономической политике и имущественно-земельным отношениям.
Предложения жителей столицы в целях улучшения работы по привлечению
финансовых средств в бюджет города Москвы, отношение к продаже земли в
городе, уровню арендной платы за пользование нежилыми помещениями и их
выкуп, оценка финансовой дисциплины арендаторов и др.
Оценка горожанами законодательной базы в области землепользования
в Москве и земельной политики Правительства столицы.
Темы предложены:
Комплексом по экономической политике и имущественно-земельным
отношениям,
Москомземом.
2.2. Наука и промышленность. Проблемы и пути выхода из кризиса.
Отношение населения к наличию в городе крупных промышленных
предприятий и научно-исследовательских организаций, проводимой
Правительством Москвы промышленной политике и перспективам превращения
города из промышленного конгломерата в научно-промышленный центр.
Оценка руководителями предприятий научно-промышленного комплекса
города экономической ситуации в стране, состояния предприятий,
первоочередных проблем, перспектив развития, деятельности
Правительства Москвы по защите и поддержке отечественных
товаропроизводителей.
Выявление эффективности системы управления отдельными
предприятиями.
Темы предложены:
Управлением координации исполнения социальной политики,
префектурами Северо-Западного и Юго-Восточного административных
округов.
2.3. Предприниматели Москвы. Социальный портрет.
Тема предложена Управлением Мэра Москвы.
2.4. Роль малого предпринимательства в стабилизации социальной и
экономической ситуации в городе. Оценка проблем предпринимательской
деятельности и перспектив ее развития. Мнение предпринимателей о
причинах, сдерживающих развитие малого бизнеса в городе, о работе
органов исполнительной власти (федерального и городского уровня), ходе
реализации Программы Правительства Москвы по поддержке малого
предпринимательства. Отношение населения к малому предпринимательству,
его значению для нужд города, к частнопредпринимательской деятельности
по производству товаров народного потребления, бытовому обслуживанию
населения, в торговле.
Тема предложена:
Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства,
префектурой Северо-Западного административного округа.
2.5. Деятельность Правительства Москвы в области регулирования
цен на различные виды товаров и услуг:
2.5.1. Москвичи о торговле и бытовом обслуживании (оценка режима
работы предприятий сферы потребительского рынка, где предпочитают
делать покупки продуктов и промышленных товаров, как удовлетворяется
спрос в бытовых услугах, оценка качества обслуживания, устраивает ли
порядок мелкорозничной торговли).
Обеспеченность (наличие и потребность) населения (в разрезе
административных округов) предприятиями торговли и массового
общественного питания, предприятиями, оказывающими социально значимые
виды бытовых услуг).
2.5.2. Отношение москвичей к развитию мелкорозничной торговли на
улицах города, к политике городской власти по упорядочению размещения
киосков, палаток, тележечно-лоточной сети. Мнение москвичей об
организации торгового обслуживания в весенне-летний период в местах
организованного отдыха, о торговле мороженым, квасом, создании летних
кафе.
2.5.3. Удовлетворенность спроса москвичей на различные виды
бытовых услуг. Доступность и причины отказа москвичей от пользования
ими (высокие цены, удаленность от места проживания,
неудовлетворенность качеством и др.).
2.5.4. Москвичи и гости столицы о работе предприятий массового
питания, качестве предлагаемых блюд, об ассортименте, о санитарном
состоянии. Пользуются ли услугами общественного питания москвичи и
гости столицы в обеденное время. Доступны ли цены. Нуждаются ли
москвичи в диетическом питании. Достаточно ли предприятий питания в
местах проживания москвичей (по административным округам), по месту
работы или учебы, устраивает ли реклама предприятий питания. Оценка
качества и культуры обслуживания на предприятиях быстрого обслуживания
(Макдоналдс, Русское бистро, Росинтер и др.)
Тема предложена:
Департаментом экономической политики и развития г.Москвы,
Департаментом потребительского рынка и услуг,
префектурами Северного и Северо-Западного административных
округов.
III. ВОПРОСЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА,
РЕШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРОБЛЕМ, ЭКОЛОГИЯ
3.1. Решение жилищной проблемы в Москве. Москвичи о реализации
программ реконструкции ветхого 5-этажного жилищного фонда, ликвидации
коммунальных квартир, строительства муниципального жилья небольшой
площади. Мнение жителей о решении в городе жилищной проблемы с
максимальным привлечением средств самих граждан, в т.ч. с помощью
ипотечного кредитования семей, нуждающихся в улучшении жилищных
условий.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом муниципального жилья,
префектурами Северного, Северо-Западного и Зеленоградского
административных округов.
3.2. Жители столицы о системе льготного страхования жилых
помещений в Москве.
Тема предложена Городским центром жилищного страхования.
3.3. Москвичи о ходе жилищно-коммунальной реформы.
Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, повышение
действенности и усиление системы контроля за содержанием жилищного
фонда. Введение адресной социальной защиты населения в области оплаты
коммунальных услуг, работа отделов жилищных субсидий.
Совершенствование структуры органов самоуправления населения -
дальнейшее расширение функций товариществ собственников жилья
(кондоминиумов), института старших по дому, подъезду.
Тема предложена:
Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства,
Комитетом территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления,
префектурами Северо-Западного и Зеленоградского административных
округов.
3.4. Жители Москвы о программах "Мой двор" - "Мой подъезд", а
также о конкурсе "Московский дворик" и привлечении к их реализации сил
и средств самих жителей. Работа органов исполнительной власти, в том
числе районных Управ, жилищно-эксплуатационных и других городских
служб по выполнению этих программ. Организации работ по
благоустройству домов и территорий с привлечением населения (состояние
детских и спортивных площадок, содержание зданий, дворовых проездов,
зеленых насаждений города, микрорайона, двора).
Мнение москвичей о санитарно-техническом состоянии жилищного
фонда и работе диспетчерских служб. Оценка горожанами уровня
благоустройства города в целом, административных округов и районов за
последние три года. Обеспечение персональной безопасности населения в
жилом секторе (организация дежурств в подъездах, во дворе,
микрорайоне; введение местных телефонов доверия участкового инспектора
милиции; участие народных дружин в дежурствах во дворах и подъездах;
закрытие подъездов, устройство домофонов, видеофонов и др.).
Тема предложена:
Комитетом территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления,
Объединением административоно-технических инспекций,
префектурами Юго-Западного, Южного и Северо-Западного
административных округов.
3.5. Москвичи о проблемах городского хозяйства в условиях
хронического дефицита финансовых ресурсов. Удовлетворенность жителей
города состоянием тепло-, водо-, газо- и электроснабжения. С какими
ожиданиями связывают москвичи принятие Закона города Москвы "Об
энергосбережении", по повышению культуры потребления
энерго-водоресурсов в быту и на производстве; по повышению
ответственности квартиросъемщиков за неуплату услуг
энерговодоснабжения; введение санкций и др. Отношение жителей к
переходу на прямые расчеты за жилье с ресурсоснабжающими организациями
(Мосводоканал, Мосэнерго и т.д.), к установке в квартирах за счет
жильцов приборов учета тепловой энергии, расхода воды.
Тема предложена:
Управлением топливно-энергетического хозяйства,
префектурами Северного и Северо-Западного административных
округов.
3.6. Проблемы экологии города Москвы и меры по их решению.
Актуальные проблемы экологии столицы: сравнительный анализ с
результатами аналогичного исследования, проведенного в феврале 1998
года. Вклад городских властей, природоохранных служб, общественных
организаций и населения в улучшение окружающей среды. Отношение
москвичей к работе экологической милиции, Москомприроды,
природоохранной прокуратуры, органов санэпиднадзора, информированность
горожан об их деятельности и взаимодействии с населением,
достаточность и объективность освещения СМИ проблем экологии Москвы.
Степень осведомленности горожан об экологическом состоянии и
эффективности использования земель в столице. Роль жителей в создании
здоровой окружающей среды.
Исторические зоны, историко-культурные заповедники, сады, парки,
бульвары в системе жизнедеятельности горожан и гостей столицы.
Тема предложена:
министром по вопросам природопользования и защиты окружающей
среды,
Москомприродой,
Москомземом,
префектурами Юго-Восточного и Южного административных округов.
3.7. Москвичи о транспортных проблемах города. Транспортная
подвижность населения: какими видами транспорта (наземным
пассажирским, метрополитеном, пригородными железными дорогами)
пользуются работающие и неработающие пенсионеры, трудоспособное
население, учащиеся. Количество поездок в среднем за год, по временам
года и др. Удовлетворенность жителей транспортным обслуживанием,
дорожной сетью и инфраструктурой, обеспечением безопасности пешеходов
на улицах. Мнение жителей района Митино о строительстве линий метро
"Митино - Крылатское" - "Митино - Полежаевская"; прямом автобусном
сообщении "Митино - м."Сокол" и "Митино - м."Крылатское").
Отношение москвичей к развитию сети коммерческих пассажирских
маршрутов типа "Автолайн".
Проблемы строительства наземно-подземных гаражей в целях
упорядочения размещения автотранспорта на территории районов.
Отношение москвичей-автолюбителей к решению проблем хранения
автомобилей, в т.ч. ипотечному кредитованию приобретения гаражей, к
установленным тентам типа "ракушка".
Отношение жителей к принятию решений по строительству АЗС.
Тема предложена:
Департаментом экономической политики и развития г.Москвы,
Управлением транспорта и связи,
префектурами Южного, Юго-Западного и Северо-Западного
административных округов.
IV. ЛЮДИ И ВЛАСТЬ
4.1. Москвичи о своем образе жизни. Ценностные ориентации горожан
и их социальное самочувствие. Жители столицы о социально-экономической
политике Правительства Москвы в условиях кризиса. Эффективность
системы управления Москвой как средство отражения интересов москвичей
и их отношения к существующей системе городского управления. Выявление
общих характеристик социально-политической атмосферы. Отношение
населения к деятельности органов исполнительной власти (Мэрии,
префектурам, районным Управам).
Тема предложена:
Управлением Мэра Москвы,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурами Юго-Восточного, Юго-Западного и Северо-Западного
административных округов.
4.2. Московские элиты (политическая, экономическая, культурная,
научная) - состояние и взаимоотношения с городской властью,
встроенность в жизнь города.
Тема предложена:
Управлением Мэра Москвы,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
4.3. Межнациональные отношения в Москве. Состояние и перспективы
развития этнодемографических и этносоциальных процессов в столичном
мегаполисе (на примере административных округов Москвы). Состояние
межнациональных отношений в Москве в оценках и представлениях
массового сознания.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом общественных и межрегиональных связей.
4.4. Отношение москвичей к проводимым в Москве Дням и Неделям
зарубежных стран и городов. Мнение жителей о выставках с участием
зарубежных фирм, о деятельности в Москве зарубежных компаний. Москвичи
о туристических фирмах (каналы получения информации о деятельности
турфирм и предлагаемых маршрутах, рейтинг туристических компаний,
предпочтения жителей в отношении своих туристических маршрутов с
учетом уровня жизни респондентов - определение целей, направлений и
частоты выездов).
Тема предложена:
Департаментом внешних связей,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
4.5. Столица и регионы: образ Москвы как исторического,
культурного и делового центра в российской прессе. Взаимоотношения
Москвы и регионов Российской Федерации в оценках москвичей.
Тема предложена:
Комитетом общественных и межрегиональных связей,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
4.6. Москвичи и средства массовой информации. Роль окружных и
районных средств массовой информации в обеспечении прямой и обратной
связи с жителями округа. Освещение в СМИ хода реализации постановлений
Правительства Москвы, решений Московской городской Думы, деятельности
органов власти. Влияние (воздействие) СМИ (окружных, районных) на
формирование у москвичей хозяйского отношения к своему дому, подъезду,
двору, городу.
Отражение проблем сохранения историко-культурного наследия
Москвы средствами массовой информации.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурой Юго-Западного административного округа,
Управлением государственного контроля охраны и использования
памятников истории и культуры.
4.7. Москвичи о криминогенной обстановке и эффективности работы
органов внутренних дел города (округа, района) по укреплению
правопорядка. Мнение жителей о работе участковых инспекторов милиции
по месту жительства, об обеспечении правопорядка на территории района.
Население о действующем законодательстве Москвы и информированности о
правовых актах.
Тема предложена:
префектурами Юго-Западного и Северо-Западного административных
округов.
4.8. Москва-99. Накануне выборов в Государственную Думу
Российской Федерации. Оценка москвичами деятельности депутатов от
Москвы в Государственной Думе Российской Федерации. Мнение населения о
работе депутатов Московской городской Думы. Уровень знания москвичами
выборного законодательства. Изучение избирательной активности жителей
(т.е. процент желающих принять участие в выборах всех уровней).
Определение факторов, влияющих на активность избирателей, в том числе
молодежи.
Тема предложена:
Городской избирательной комиссией,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурами Центрального, Юго-Восточного и Западного
административных округов.
4.9. Социологический анализ проблем организации и
функционирования муниципального самоуправления в Москве. Оценка и
отношение москвичей к институту власти - районному Собранию, их мнение
о деятельности советников районных Собраний в районных Управах.
Степень информированности жителей районов о работе советников районных
Собраний.
Районные советники о проблемах взаимопонимания населения и
исполнительной власти (успехи и разочарования).
Тема предложена:
Управлением Мэра Москвы,
Комитетом территориальных органов исполнительной власти и раз-
вития местного самоуправления,
Городской избирательной комиссией,
префектурами Центрального, Западного, Юго-Западного и
Зеленоградского административных округов.