Реклама



Типография "Визави"

vizavipress.ru. Типография. Рекламная полиграфия.

Оставьте заявку
Заявка :: Покупка квартиры
Заявка :: Продажа квартиры
Заявка :: Обмен квартиры
Заявка :: Зачет квартиры
Заявка :: Проведение сделки
Заявка :: Сдам квартиру
Заявка :: Ипотека
Заявка :: Субсидия
Заявка :: Сертификат
Заявка :: Коттедж, дом
Заявка :: Участки, земля
Заявка :: Покупка новостройки
На главную
:: все о недвижимости en    Главная страницаmail
НОВОСТРОЙКИ       ИПОТЕКА       ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ       УСЛУГИ       ИНФОРМАЦИЯ       СЕРВИСЫ       О КОМПАНИИ

Документы правительства РФ Документы президента РФ Документы правительства Москвы

Городское хозяйство
Общественные связи
Общие вопросы
Перспективное развитие города
Последние поступления
Потребительский рынок
Социальная защита
Территориальное управление
Экономические реформы

Документы правительства Москвы >>


                      ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   


25 сентября 2001 г. N 865-ПП 

0 ходе реализации реформы жи-
лищно-коммунального хозяйства
в г.Москве  и перспективах ее
развития




     Реформа системы  жилищно-коммунального  хозяйства  в г.Москве
была начата в 1992 году,  исходя  из положений  законодательных  и
нормативных актов Российской Федерации,  Московской городской Думы
и Правительства Москвы.
     За прошедший период:
     - созданы службы заказчика на организацию работ по содержанию
и ремонту жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства;
     - обеспечен конкурсный отбор подрядных организаций для выпол-
нения названных работ с привлечением к участию в конкурсных комис-
сиях советников районного Собрания,  представителей правлений  ЖК,
ЖСК, ТСЖ;
     - установлены нормативы численности  для  административно-уп-
равленческого  и обслуживающего персонала жилищных и эксплуатирую-
щих жилищный фонд организаций,  а также максимальный  фонд  оплаты
труда для планирования затрат на заработную плату;
     - введено регулирование цен и тарифов на работы и услуги, вы-
полняемые на жилищном фонде;
     - организована работа по заключению  с  собственниками,  вла-
дельцами  и  арендаторами  жилых  и нежилых помещений договоров на
обслуживание домовладений, а с нанимателями - договоров найма;
     - создана  информационная  база по техническому состоянию жи-
лищного фонда;
     - проведена работа по энергосбережению;
     - внедрена льготная система страхования жилищного фонда;
     - в  Зеленоградском  административном  округе введена система
автоматизированного перерасчета платежей  за  жилищно-коммунальные
услуги и жилищных субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг
с использованием единой квитанции;
     - сформирована необходимая нормативная база по созданию това-
риществ собственников жилья;
     - созданы условия для дальнейшего развития системы обществен-
ного  самоуправления в районах и обеспечения сохранности жилищного
фонда за счет эффективной работы дежурных, старших по дому и подъ-
езду.
     В результате проведения названного комплекса  работ  получена
возможность  усиления  контроля за целевым использованием средств,
выделяемых из бюджета на эксплуатацию и  ремонт  жилищного  фонда,
объектов внешнего благоустройства. Созданный рынок подрядных орга-
низаций позволяет снижать затраты на эксплуатационные и  ремонтные
работы.  Развитие  договорных отношений между субъектами собствен-
ности и субъектами хозяйствования создает предпосылки для  повыше-
ния  доходности организаций жилищно-коммунального хозяйства и ста-
новления рыночных хозяйственно-финансовых взаимоотношений. Предос-
тавленная  гражданам возможность льготного страхования занимаемого
жилья позволяет им не только получать денежные средства на восста-
новление квартир,  пострадавших в случае аварий,  но и повышает их
ответственность за содержание принадлежащего им имущества.
     Совершенствование системы расчетов за  воду  и  энергоресурсы
способствует снижению задолженности между жилищными и ресурсоснаб-
жающими организациями,  повышению ответственности названных сторон
за  исполнение  договорных обязательств.  Установка приборов учета
воды и тепла на ЦТП и жилых домах позволяет налаживать контроль за
отпуском ресурсов и влечет снижение удельного водо- и теплопотреб-
ления.
     С 1994 года началось постепенное повышение для населения ста-
вок оплаты жилищных и коммунальных услуг.  Данная работа  проводи-
лась в жесткой увязке с темпами роста доходов москвичей.  При этом
сама система расчетов за жилищно-коммунальные услуги постоянно со-
вершенствовалась.
     В настоящее время население оплачивает 43% от плановых затрат
по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Ставки оплаты жилищ-
ных услуг,  услуг водо- и газоснабжения дифференцированы в зависи-
мости от технической оснащенности жилищного фонда.
     Исходя из платежеспособности населения  строилась  и  система
социальной защиты малообеспеченных семей.
     Это позволило,  несмотря  на  регулярное  повышение населению
платежей за жилищно-коммунальные услуги, сохранить на одном уровне
количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммуналь-
ных услуг (до 350 тысяч или около 11% от общего количества семей в
Москве).
     Пороговый уровень собственных расходов граждан на оплату  жи-
лищно-коммунальных  услуг  за период с 1994 года повышен с 10%  от
совокупного семейного дохода до 13% в 2001 году.
     Вместе с тем из-за недостаточного финансового обеспечения на-
капливается  недоремонт  жилищного  фонда и объектов коммунального
хозяйства.  Регламентные работы по эксплуатации домов  выполняются
не в полном объеме,  что ухудшает качество обслуживания населения.
Накапливается задолженность за выполняемые работы и оказанные  ус-
луги. Недостаточно активно проводится работа по заключению догово-
ров с нанимателями,  владельцами,  арендаторами  и  собственниками
жилья и внедряются расчеты за услуги тепло- и водоснабжения по по-
казаниям приборов учета ресурсов.  Крайне  плохо  развита  система
конкурсного отбора организаций по управлению жилищным фондом.
    Недостаточно активно развивается процесс передачи жилых  домов
в управление товариществам собственников жилья (ТСЖ). В управлении
товариществ находится лишь 178 кондоминиумов.  Имеются объективные
и  субъективные причины, сдерживающие процессы создания и деятель-
ности ТСЖ. До настоящего времени не в полной мере отработаны необ-
ходимые механизмы экономической мотивации, позволяющие собственни-
кам через созданные ими объединения полноценно реализовать  закон-
ные права по управлению кондоминиумами и брать на себя ответствен-
ность за эксплуатацию  и  сохранность недвижимого  имущества.  Для
районных Управ данное направление деятельности пока не стало прио-
ритетным.
     Низкими темпами  снижается  перекрестное субсидирование,  при
котором минимизированные тарифы для отдельных  групп  потребителей
компенсируются  их завышением для других.  Жилищные организации не
оснащены техническими средствами,  позволяющими в автоматизирован-
ном режиме производить начисление и перерасчет платежей за  жилищ-
но-коммунальные услуги, а также обеспечивать электронный обмен ин-
формацией с Городским центром жилищных субсидий (ГЦЖС),  что  дало
бы возможность пересчитывать суммы субсидий при изменении размеров
платежей без посещения гражданами отделов ГЦЖС.
     Эти недостатки  тормозят  развитие  реформы  в системе жилищ-
но-коммунального хозяйства.
     В целях оздоровления финансового состояния жилищно-коммуналь-
ного хозяйства,  дальнейшего развития реформирования отрасли  Пра-
вительство Москвы постановляет:
     1. Принять к сведению анализ состояния системы жилищно-комму-
нального хозяйства города и проводимых мероприятий по ее  реформи-
рованию за период 1992-2001 гг. (приложение 1).
     2. Одобрить  Программу развития реформы жилищно-коммунального
хозяйства города Москвы на 2002-2007 гг. (приложение 2).
     3. Поручить Управлению городского заказа Правительства Москвы
по  согласованию с Департаментом экономической политики и развития
г.Москвы:
     3.1. Представить в установленном порядке Мэру Москвы Програм-
му развития реформы жилищно-коммунального хозяйства города  Москвы
на 2002-2007 гг. (далее - Программа)  для утверждения в Московской
городской Думе.
     3.2. После  утверждения  Московской городской Думой Программы
(п.3.1) разработать и в установленном порядке представить в Прави-
тельство  Москвы  план  мероприятий  по  ее реализации с указанием
конкретных нормативных документов,  требующих разработки,  а также
темпов повышения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги
и предельно допустимого уровня собственных расходов граждан на оп-
лату жилищно-коммунальных услуг на период 2002-2007 гг., исходя из
перспектив роста доходов населения и темпов инфляции.
     4. Считать приоритетной задачей департаментов, комитетов, уп-
равлений Правительства Москвы, префектов административных округов,
глав  районных Управ,  руководителей предприятий и организаций го-
родского хозяйства дальнейшее развитие реформы  жилищно-коммуналь-
ного хозяйства на основе:
     - формирования организационно-управленческих условий и рыноч-
ных механизмов для эффективного управления и обслуживания жилищно-
го фонда и объектов внешнего благоустройства;
     - совершенствования  системы договорных отношений  по предос-
тавлению жилищно-коммунальных услуг,  а также  конкурсного  отбора
заказчиков  на размещение  городского  (муниципального)  заказа  и
подрядных организаций  на выполнение работ по содержанию и ремонту
жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства;
     - развития  конкуренции в сфере управления,  содержания и ре-
монта жилищного фонда;
     - усиления контроля за качеством жилищно-коммунального обслу-
живания населения;
     - реформирования  системы  предоставления  населению льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг;
     - совершенствования  системы пересмотра и утверждения тарифов
на эксплуатационные и коммунальные услуги;
     - дальнейшего  дифференцирования  ставок  платы за наем жилых
помещений;
     - активизации работы по созданию условий, необходимых для об-
разования  и деятельности товариществ собственников жилья и других
форм объединений жителей;
     - снижения затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда  и
на оказание коммунальных услуг с сохранением их качества;
     - реализации комплекса мер по финансовому оздоровлению жилищ-
но-коммунального хозяйства,  в том числе  за счет ликвидации пере-
крестного субсидирования, погашения задолженности за оказанные ус-
луги и выполненные работы,  изменения принципа финансового обеспе-
чения отрасли путем повышения платежей населения за жилищно-комму-
нальные услуги в течение 2001-2003 гг.  до уровня, обеспечивающего
возмещение  планируемых  затрат  на  содержание и ремонт жилищного
фонда и оказание коммунальных услуг,  а в течение последующих двух
лет - до уровня, обеспечивающего полное возмещение издержек по со-
держанию и ремонту жилищного фонда и оказанию коммунальных  услуг,
с одновременной реализацией мер социальной защиты малообеспеченных
слоев населения;
     - сохранения в течение 3-5 лет  в структуре расходов  бюджета
города затрат на капитальный ремонт  жилищного фонда.
     5. Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тариф-
ной политике при Правительстве Москвы и Региональной  энергетичес-
кой комиссии г.Москвы  до 1 ноября т.г.  в  установленном  порядке
утвердить ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для насе-
ления г.Москвы, подлежащие к введению с 1 января 2002 года.
     6. Городскому  центру жилищных субсидий обеспечить готовность
предприятия к переходу с 1 января 2002 года на возмещение выпадаю-
щих доходов жилищных и ресурсоснабжающих организаций от предостав-
ления льгот  по  оплате  жилищных  и коммунальных услуг гражданам,
имеющим на то право в соответствии с действующими  нормативными  и
законодательными актами,  за счет средств городского бюджета через
Городской центр жилищных субсидий,  а также увеличения  количества
семей, получающих жилищные субсидии.
     7. В  целях апробирования системы перевода жилищно-коммуналь-
ного хозяйства на бездотационный принцип  финансового  обеспечения
продолжить  в  Зеленоградском  административном округе в 2001 году
организационные мероприятия по отработке оптимальной модели расче-
тов жилищно-коммунальных услуг для населения.
     8. Руководителю Комплекса городского  хозяйства  совместно  с
префектом Зеленоградского административного округа по согласованию
с руководителями заинтересованных организаций в недельный срок ут-
вердить  состав рабочей группы по проведению мероприятий в г.Зеле-
нограде.
     9.  Префекту Зеленоградского административного округа:
     9.1. Создать условия для реализации мероприятий,  указанных в
пункте 7 настоящего постановления,  обеспечить работу с населением
по разъяснению политики Правительства Москвы по реформированию жи-
лищно-коммунального хозяйства.
     9.2. Совместно с Департаментом государственного и муниципаль-
ного имущества города Москвы предоставить Городскому центру жилищ-
ных субсидий помещения для размещения дополнительных отделов.
     10. Управлению  городского  заказа  Правительства Москвы сов-
местно с Департаментом финансов г.Москвы и Департаментом государс-
твенного и муниципального имущества города Москвы в недельный срок
в установленном порядке внести предложения по созданию  государст-
венного  учреждения  "Центр информационного обеспечения и содейст-
вия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Москвы".
     11. Управлению городского заказа   Правительства Москвы:
     11.1. До  1 ноября 2001 года представить в Департамент финан-
сов г.Москвы  и  Департамент  экономической  политики  и  развития
г.Москвы предложения  по  включению в проект бюджета города Москвы
на 2002 год расходов по погашению задолженности жилищных организа-
ций за услуги водоснабжения и водоотведения,  а также смету на со-
держание государственного учреждения "Центр информационного  обес-
печения  и  содействия  реформе  в  жилищно-коммунальном хозяйстве
г.Москвы".
     11.2. В двухмесячный срок подготовить предложения по формиро-
ванию  системы обучения и переподготовки работников жилищно-комму-
нального хозяйства.
     12. Департаменту финансов г.Москвы обеспечить:
     12.1. В IV квартале 2001 года финансирование работ по модер-
низации технической базы  Городского центра  жилищных субсидий  и
жилищных организаций г.Зеленограда  и  содержанию центра  в сумме
43 400 000 рублей.
     12.2. В IV квартале 2001 года финансирование расходов по реа-
лизации мероприятий,  предусмотренных в пунктах 7 и 10  настоящего
постановления.
     12.3. В 2002 году финансирование расходов, названных в пункте
11.1 настоящего постановления.
     12.4. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики
Правительства Москвы,  Департаментом экономической политики и раз-
вития  г.Москвы  в  2002 году финансирование работ по модернизации
технического и программного обеспечения жилищных организаций горо-
да,  позволяющих проводить населению перерасчет платежей за жилищ-
но-коммунальные услуги без посещения ими  жилищной  организации  и
отдела жилищных субсидий.
     13. Городскому центру жилищных субсидий совместно с  Управле-
нием городского заказа Правительства Москвы  до 1 ноября 2001 года
подготовить и направить в Департамент финансов г.Москвы,  Департа-
мент науки и промышленной политики Правительства Москвы и Департа-
мент экономической политики и развития г.Москвы заявку на финансо-
вое обеспечение задач,  предусмотренных в пунктах 12.3 и 12.4 нас-
тоящего постановления, с последующим размещением городского заказа
на конкурсной основе.
     14. Префектам административных округов:
     14.1. Совместно с Управлением городского заказа Правительства
Москвы  и  Департаментом  финансов г.Москвы до 1 декабря 2001 года
провести инвентаризацию задолженности в системе жилищно-коммуналь-
ного  хозяйства  и  принять меры по ее возмещению,  в том числе за
счет целевых бюджетных фондов развития территорий  округов  (райо-
нов) г.Москвы.
     14.2. Обеспечить заключение жилищными организациями договоров
на  оказание эксплуатационных и коммунальных услуг с нанимателями,
арендаторами, владельцами и собственниками жилых и нежилых помеще-
ний.
     15. Управлению жилищно-коммунального  хозяйства  и  благоуст-
ройства  Правительства  Москвы  совместно с Управлением городского
заказа Правительства Москвы,  Управлением топливно-энергетического
хозяйства  Правительства  Москвы  и  Департаментом  муниципального
жилья и жилищной политики Правительства Москвы до 1 июля 2002 года
разработать и  представить  на  утверждение руководителю Комплекса
городского хозяйства систему показателей оценки  деятельности  уп-
равляющей жилищным фондом организации,  независимо от ее организа-
ционно-правовой формы.
     16. Московскому земельному комитету совместно с Департаментом
муниципального жилья и жилищной политики  Правительства  Москвы  и
Департаментом  инвестиционных программ строительства города Москвы
до 1 января 2002 года разработать и в установленном порядке утвер-
дить  порядок передачи земельных участков в составе кондоминиума в
собственность домовладельцев.
     17. Внести  изменения в постановление Правительства Москвы от
30 января 2001 года N 99-ПП "О совершенствовании системы  оформле-
ния субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг":
     17.1. В пункте 3 постановления слова "по оплате  жилищно-ком-
мунальных услуг"  заменить словами "по оплате услуг с расшифровкой
по видам платежей".
     17.2. В  приложении 1 к постановлению (Порядок исчисления со-
вокупного дохода семьи при рассмотрении вопроса о выплате субсидий
на  оплату  жилищных  и  коммунальных  услуг (жилищных субсидий) в
г.Москве):
     17.2.1. Пункт 1.1 раздела II изложить в следующей редакции:
     "1.1. Заработной платы, начисленной в соответствии с приняты-
ми на предприятии,  в учреждении,  организации (независимо от форм
собственности) системами и формами оплаты труда за  вычетом  удер-
жанного налога.".
     17.2.2. Пункт 7 раздела II дополнить словами "и  надбавки  за
уход, назначенной к пенсии инвалидам 1-й группы, престарелым, нуж-
дающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, и
лицам, достигшим 80 лет."
     17.3. В приложении 2  к постановлению (Порядок предоставления
гражданам  (семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных ус-
луг (жилищных субсидий) в г.Москве):
     17.3.1. В  третьем дефисе  пункта 6  слова "- трудовых книжек
(только для неработающих пенсионеров);"  заменить словами " - тру-
довых  книжек  (только для неработающих пенсионеров и неработающих
женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет);".
     17.3.2. Перед последним абзацем пункта 6 добавить абзацы сле-
дующего содержания:
     "Если  в жилом помещении кто-либо  из постоянно зарегистриро-
ванных членов семьи,  не являющейся собственником,  не проживает и
оплачивает  коммунальные  услуги по месту фактического пользования
ими, что подтверждается документом жилищной организации, то субси-
дия  назначается остальным членам семьи исходя из социальной нормы
площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, рассчи-
танных по количеству фактических плательщиков по данному адресу. В
этом случае при исчислении среднего совокупного дохода семьи доход
отсутствующего члена семьи не учитывается.
     Если совместно с постоянно зарегистрированными на данной пло-
щади гражданами проживает гражданин,  постоянно зарегистрированный
по другому адресу в г.Москве,  и начисления за коммунальные услуги
по данному адресу производятся с учетом всех пользователей ими, то
субсидия назначается исходя из социальной нормы  площади  жилья  и
нормативов  потребления коммунальных услуг,  рассчитанных по коли-
честву фактических плательщиков.".
     17.3.3. Дополнить приложение 2 пунктом 11.6 в редакции:
     "11.6. Если Городской  центр  жилищных  субсидий  располагает
официально  представленной  Государственной жилищной инспекцией по
г.Москве информацией о нарушении участником  Московской  городской
программы  жилищных субсидий порядка оформления и проведения пере-
устройства жилого помещения.".
     18. Пресс-центру  Мэрии  и Правительства Москвы,  Комитету по
телекоммуникациям и средствам  массовой  информации  Правительства
Москвы,  Комитету  территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления, префектам административных окру-
гов  постоянно информировать москвичей о ходе жилищно-коммунальной
реформы и принимаемых Правительством Москвы мерах по развитию  го-
родского хозяйства и обеспечению социальной защиты населения.
     19. Руководителю Комплекса городского  хозяйства  до  1  июля
2002 года доложить Мэру Москвы о ходе выполнения данного постанов-
ления.
     20. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ни-
кольского Б.В.




П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков





                                          Приложение 1
                                    к постановлению Правительства
                                    Москвы от 25 сентября 2001 года
                                    N 865-ПП

















                      А   Н  А   Л   И  З
      СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА
           И ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЮ
                     ЗА ПЕРИОД 1992-2001 гг.

ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ЖИЛИЩНЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ...................3
  Повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг...3
  Установление экономически обоснованной и дифференцированной
платы за наем муниципального жилья...............................5
  Формирование организационно-управленческих  условий  и  рыноч-
ных механизмов для эффективного управления и обслуживания жилищ-
ного и нежилого фонда, объектов внешнего благоустройства.........6
  Совершенствование договорных отношений по предоставлению жилищ-
но-коммунальных услуг...........................................15
  Развитие конкурентных отношений в сфере управления, содержания
и обслуживания  жилищного фонда.................................19
  Содействие товариществам собственников жилья в реализации
прав собственников в кондоминиуме по эффективному управлению
общим имуществом................................................22
ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ................24
  Реформирование системы  пересмотра и утверждения тарифов для
регулируемых предприятий и тарифов на жилищно-коммунальные услуги
для населения (реорганизация процедур тарифного регулирования)..29
  Разработка системы мониторинга деятельности коммунальных
предприятий.....................................................31
          ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ЖИЛИЩНЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

  Повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг.

     В настоящее время политика оплаты жилищных и коммунальных ус-
луг формируется в г.  Москве совместно органами законодательной  и
исполнительной власти.  Пересмотр уровня оплаты за пользование жи-
лыми помещениями тарифов на коммунальные услуги  и  нормативов  их
потребления согласовываются Московской городской Думой и утвержда-
ются Мэром Москвы.
     Практика других городов России показывает, что в такой ситуа-
ции,  когда назначение ставок оплаты жилищных услуг населением за-
висит и от исполнительной, и от законодательной власти, оно приоб-
ретает сугубо политический характер.  Во-первых,  вопрос об оплате
жилищно-коммунальных услуг населением может использоваться в поли-
тических "играх" между администрацией и депутатами, что приводит к
обострению разногласий между ними. Во-вторых, рассматривая населе-
ние как электорат,  оба уровня власти относят повышение ставок оп-
латы  населением жилищно-коммунальных услуг к непопулярным мерам и
создают "двойной барьер" на пути таких решений.
     Следует отметить,  что  в  Москве  и ранее вопрос о повышении
степени участия населения в оплате расходов на  жилищно-коммуналь-
ные услуги не был популярным.  При установленном федеральном стан-
дарте доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг в 70%  на
2000  год  и  80%  на 2001 год,  наниматели муниципального жилья в
Москве сегодня оплачивают 42,4% от плановой стоимости жилищно-ком-
мунальных услуг.
     Федеральный стандарт предельной стоимости жилищнокоммунальных
услуг,  установленный для Москвы на 2001 год, составляет 13,7 руб-
лей за 1 кв.  м.  в месяц,  в то же время стоимость жилищно-комму-
нальных услуг, рассчитанная по плановым затратам, составляет 21,74
рублей за 1 кв. м. в месяц, то есть, более чем в полтора раза выше
федерального стандарта.
     Величина оплаты  жилищно-коммунальных  услуг  в  "стандартной
квартире"  (квартира площадью 54 кв.  м.,  в которой проживают три
человека) в Москве в конце 2000 года составляла 417 рублей, а пос-
ле повышения ставок оплаты практически всех видов коммунальных ус-
луг и вывоза ТБО с апреля 2001 года эта  величина  приближается  к
500  рублям.  Это  очень  высокий показатель.  В европейской части
. 

                              - 4 -

страны среди административных центров субъектов Российской Федера-
ции более дорогим с этой точки зрения является лишь Мурманск. В то
же время следует учитывать,  что по уровню доходов на душу населе-
ния  Москва находится в наиболее благополучном положении не только
в европейской части, но и во всей России.
     Однако,  на протяжении последних лет рост  жилищно-коммуналь-
ных  платежей  населения был связан,  в основном,  с коммунальными
услугами. Ставки  оплаты услуг отопления, горячего и холодного во-
доснабжения и канализации  только в период с начала 2000 года до 1
мая 2001 года менялись  три раза, в то время как ставки оплаты ус-
луг по содержанию и  ремонту домов остаются неизменными с 1994 го-
да.  Размер ставки  оплаты жилья за содержание и ремонт дома в до-
мах со всеми удобствами  составляет 30 копеек за 1 кв. м. в месяц,
что сегодня является  наиболее низкой ставкой среди административ-
ных центров субъектов Российской Федерации.
     В структуре ставок на оплату жилищно-коммунальных  услуг  для
населения  услуге по содержанию и ремонту жилищного фонда отведено
только 3%,  тогда как наибольшую долю составляет отопление и горя-
чее водоснабжение - почти 60%.
     В настоящее время населением оплачивается 42,4% стоимости жи-
лищно-коммунальных услуг.
     Таким образом,  в первую очередь население оплачивает  сектор
естественных  локальных монополий, либо потенциально наиболее при-
быльные отрасли (вывоз ТБО).  В результате, поступающие от населе-
ния  "живые  деньги" в первую очередь направляются в отрасли,  где
определение оптимальной  стоимости  услуг  возможно  только  путем
сложной и до конца не отработанной процедуры регулирования тарифов
естественных локальных монополий. И наоборот, отрасли, где опреде-
ление  оптимальной цены услуги возможно на основе конкурса (жилищ-
ная услуга), практически полностью зависят от бюджетных дотаций.
     До настоящего времени в Москве не введена оплата капитального
ремонта,  хотя это предусмотрено постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 02.08.99 г. N 887 "О совершенствовании систе-
мы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной  защите
населения". Капитальный ремонт полностью дотируется за счет бюдже-
та города.  В частности, если в бюджете Москвы 1998 года по статье
"капитальный ремонт жилищного фонда" было выделено почти 3,1 млрд.
руб., в бюджете 1999 года - менее 1,61 млрд. руб. С 2000 года бюд-
жетное  финансирование  расходов  на  капитальный ремонт жилищного
фонда увеличено до 4,9млрд.  руб.  и с учетом средств инвесторов и
целевых  бюджетных  фондов префектур и районов составило 5,9 млрд.
руб.  В 2001 году планируется затратить на капитальный ремонт  6,2
млрд. руб.

   Установление экономически обоснованной и дифференцированной
                платы за наем муниципального жилья

     Плата за наем муниципального жилья,  в соответствии  с  госу-
дарственной политикой в жилищно-коммунальном хозяйстве,  в настоя-
щее время введена в структуру платежей населения во многих городах
России. Такая структура платежей населения закреплена в целом ряде
федеральных документов (Указ Президента  Российской  Федерации  от
28.04.97  г.  N  425  "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации",  Постановление Правительства Российской Фе-
дерации  от 02.08.99 г.  N 887 "О совершенствовании системы оплаты
жилья и коммунальных услуг и мерах по  социальной  защите  населе-
ния").
     Экономическое содержание платы за наем состоит в  компенсации
инвестиционных затрат собственника жилищного фонда на строительст-
во и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставле-
ния гражданам по договорам найма; юридическое содержание - в опла-
те права пользования жилым помещением.  Плата за наем включается в
структуру ежемесячных платежей граждан за жилье, в виде отдельного
платежа,  который не относится к платежам,  взимаемым за  жилищные
или коммунальные услуги.  Средства, собранные в виде платы за наем
муниципального жилья,  являются доходом собственника и должны нап-
равляться,  с учетом условий реформирования системы финансирования
жилья,  на цели модернизации,  реновации жилищного фонда,  решения
проблемы ликвидации ветхого жилья и реконструкции районов его сре-
доточения.
     Плата за наем жилых помещений в домах государственного  муни-
ципального жилищного фонда в Москве введена еще в 1994 году. Одна-
ко,  размер ставки платы за наем в Москве, которая до августа 2001
года в среднем составляет 1 копейку за 1 кв.м в месяц, являлся са-
мым низким в России и не отвечал экономическому смыслу этого  пла-
тежа.  Очевидно также,  что в таком размере взимание платы за наем
никак не влияет на дифференциацию оплаты жилья  в  зависимости  от
качества и местоположения.
. 

                              - 6 -

     Идеология дифференциации ставок платы за наем состоит в  том,
что наниматели жилья,  обладающего наихудшими потребительскими ка-
чествами,  должны платить меньше,  или вовсе не  платить  за  наем
жилья,  в то же время, те семьи, которые проживают в государствен-
ном, муниципальном жилье лучшего качества, обладают преимуществом,
которое они и оплачивают.
     Реально рынок жилья в Москве давно и точно учитывает парамет-
ры качества жилья в стоимости арендных платежей. Оборот жилой нед-
вижимости в Москве весьма активен,  и  сложившаяся  дифференциация
жилья  в зависимости от местоположения и типа дома очевидна как на
рынке продаж,  так и коммерческой аренды жилищного фонда.  В  этой
связи вряд ли можно считать оправданным использование низкой став-
ки платежей за пользование государственными, муниципальными жилыми
помещениями, составляющими значительную долю всего жилищного фонда
на территории Москвы.

  Формирование организационно-управленческих условий и рыночных
 механизмов для эффективного управления и обслуживания жилищного 
       и нежилого фонда, объектов внешнего благоустройства.

     В Москве  с  1992  года началась реформа структуры управления
жилищным фондом.  В каждом районе города  созданы  государственные
унитарные  предприятия -Дирекции единого заказчика (ДЕЗ),  которым
были переданы функции по управлению жилищным и нежилым фондом. Ре-
монтно-эксплуатационные управления, управления дорожного хозяйства
и благоустройства, ранее являвшиеся подразделениями производствен-
ных ремонтно-эксплуатационных объединений районов, были преобразо-
ваны в самостоятельные унитарные государственные предприятия.
     В 2000 году практически завершилась работа по демонополизации
жилищно-коммунального хозяйства.  Разделение функций по управлению
жилищным  фондом  и  его эксплуатации создало возможность развития
конкуренции в сфере содержания и ремонта жилья,  а также  в  сфере
управления жилищным фондом.  Создан рынок подрядных организаций по
эксплуатации и ремонту жилищного фонда.  Весь  городской  жилищный
фонд  Москвы передан по договорам на обслуживание эксплуатационным
предприятиям, отобранным на конкурсной основе.
     Проведенный анализ  финансового  состояния  и результатов хо-
зяйственной деятельности ряда дирекций единого  заказчика  районов
Москвы показал следующее.
. 

                              - 7 -

     Несмотря на то,  что финансовое состояние у всех  предприятий
различное,  тем не менее, существует несколько моментов, общих для
всех рассмотренных дирекций единого заказчика.
     В целом деятельность дирекций единого заказчика является убы-
точной.
     Одной из причин убыточности деятельности этих предприятий яв-
ляется нарастание неплатежей потребителей коммунальных и иных  ус-
луг.
     Плановые убытки предприятий, т.е. разница между запланирован-
ными расходами по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и объ-
емом платежей населения, компенсируются за счет бюджетных ассигно-
ваний.  Отсутствие четких обязательств по перед  предприятиями  по
бюджетному  финансированию  является еще одной причиной их убыточ-
ности,  так как на протяжении последних нескольких лет фактические
размеры бюджетного финансирования не соответствовали запланирован-
ным.
     Учитывая, что  за  счет бюджетного финансирования предприятия
получают до 80%  доходов,  становится очевидным отсутствие у руко-
водства ДЕЗ сколь-нибудь серьезных стимулов для повышения экономи-
ческой эффективности хозяйственной деятельности.
     Учитывая, что существующие принципы  финансирования  деятель-
ности  ДЕЗ  совершенно  не стимулируют стремление руководства этих
предприятий к повышению  эффективности  собственной  деятельности,
следует признать,  что без серьезной реформы принципов организации
управления жилищным фондом финансовое состояние  дирекций  единого
заказчика будет только ухудшаться.
     В настоящее время не только бюджет недофинансирует расходы на
содержание и ремонт жилищного фонда, но и население систематически
не полностью оплачивает начисленные суммы за  жилищно-коммунальные
услуги.  Из-за  отсутствия необходимых (стабильных) доходов от ре-
зультатов своей деятельности ДЕЗ не могут полностью и своевременно
расплачиваться  с  подрядчиками  и  коммунальными организациями по
своим обязательствам. Это вынуждает ДЕЗ "договариваться" со своими
контрагентами (подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями) об
отсрочке платежей и неприменению к ним санкций. В ряде случаев та-
кая  ситуация  приводит к вынужденному "ответному"снисходительному
отношению ДЕЗ к нарушениям ими параметров объемов и параметров ка-
чества предоставляемых услуг,  что явно противоречит интересам го-
рода и потребителей.
. 

                             - 8 -

     В настоящее время отсутствует договор на управление между ор-
ганом  исполнительной власти города и управляющими жилищными орга-
низациями.  Отсутствие нормативно закрепленных  финансовых  обяза-
тельств органов исполнительной власти города по финансированию вы-
полнения работ в жилищной сфере привело к преобладанию администра-
тивных методов управления над экономическими. Управляющие жилищные
организации вынуждены заключать договоры на выполнение  работ  при
отсутствии  обязательств органов исполнительной власти по финанси-
рованию работ,  выполняемых по городским (муниципальным) заказам и
отдельным указаниям префектур административных округов и Управ ра-
йонов.
     Выполнение ДЕЗ функций сбора платежей нанимателей осуществля-
ется на основании распоряжения Мэра Москвы от 23.11.95 N 619-РМ "О
совершенствовании  жилищно-коммунального  хозяйства  города".  При
этом  у ДЕЗ отсутствуют договоры с наймодателем (Департаментом му-
ниципального жилья и жилищной политики) о передаче ему  полномочий
по  обеспечению нанимателей жилищно-коммунальными услугами и сбору
платежей за них.  В свою очередь,  управляющие организации обязаны
оплачивать ресурсоснабжающим организациям весь объем предоставлен-
ных ими ресурсов, даже при их оплате не всеми потребителями.
     Реально вознаграждение  ДЕЗ  за  оказание услуг по управлению
жилищным фондом и организацию обеспечения населения  коммунальными
услугами собственниками жилых помещений не начисляется и не выпла-
чивается. Размер вознаграждения ДЕЗ ни в договорах с собственника-
ми жилых помещений и нанимателями, ни в платежных документах, ни в
нормативных актах города не определен.  Город оплачивает  деятель-
ность  ДЕЗ  путем установления фиксированного норматива отчисления
от средств,  направляемых на капитальный ремонт  жилищного  фонда,
уборку,  содержание  и ремонт дорог,  содержание и ремонт объектов
внешнего благоустройства, а также озеленение.
     Кроме того,  существует возможность удержания  ДЕЗ  при  себе
части  платежей населения за жилищно-коммунальные услуги (как пра-
вило,  в размере эквивалентном суммам  нормативных  отчислений  от
бюджетных  средств  на ремонт и благоустройство) и соответствующей
недоплаты ресурсоснабжающим организациям.  При этом,  расходование
поступающих  бюджетных ассигнований на дотирование ресурсоснабжаю-
щих организаций осуществляется с нарушением их  целевого  назначе-
ния.
. 

                             - 9 -

     В настоящее время у жилищных организаций отсутствуют  матери-
альные стимулы к качественному выполнению своих функций, например,
к повышению собираемости платежей населения за жилищные  и  комму-
нальные услуги.  По условиям заключаемых в настоящее время ДЕЗ до-
говоров на предоставление коммунальных услуг, сумма вознаграждения
ДЕЗ  практически  не  зависит  от объема собранных и перечисленных
поставщику платежей потребителей, что не стимулирует своевременно-
го и полного их перечисления. Так, в 1999 г. оформлено к взысканию
долга только 6,3 тыс.  нотариальных надписей и обращений в суд  на
сумму 18,7 млн.  руб.  (лишь 0,9% от всех должников). В тоже время
необходимо отметить результативную деятельность некоторых ДЕЗ, где
работе по сбору платежей с населения за жилищно-коммунальные услу-
ги уделяется много внимания и принимаются меры, позволяющие эффек-
тивно влиять на неплательщиков.
     Для осуществления  эффективной деятельности по управлению жи-
лищным фондом и создания равных условий для работы подрядных орга-
низаций  независимо  от их правового статуса необходимо,  чтобы за
управляющими жилищными и подрядными организациями на время  выпол-
нения  работ по договору закреплялись нежилые помещения для произ-
водственных и иных хозяйственных целей.  Не везде в договор о зак-
реплении имущества на праве хозяйственного ведения,  заключаемый с
ДЕЗ, включен отдельным списком перечень нежилых помещений, предос-
тавляемых под служебные цели и не подлежащих сдаче в аренду. В ад-
министративных округах, где этот порядок соблюдается, не возникает
проблем  с  организацией работы подрядных организаций.  Не во всех
административных округах при передаче нежилых производственных по-
мещений  подрядным организациям соблюдается условие предоставления
их в безвозмездное временное пользование.
     Распространены случаи,  когда арендная плата за служебные по-
мещения,  предоставляемые предприятиям и организациям,  занятым на
работах  в  жилищном фонде,  устанавливается в размере минимальной
ставки.  Данная практика
нарушает утвержденный Правительством Москвы порядок предоставления
предприятиям и организациям,  занятым на работах в жилищном фонде,
независимо  от  их правового статуса,  нежилых служебных помещений
без взимания арендной платы и без права выкупа  -  для  производс-
твенных и иных хозяйственных целей на время действия подряда,  при
условии оплаты ими эксплуатационных и коммунальных  услуг  (Поста-
новление Правительства Москвы N 497 от 01.07.97 г.),  что тормозит
развитие активной конкурентной среды.
. 

                             - 10 -

     Анализ деятельности управляющих жилищных организаций показал,
что в ряде случаев к ним предъявляются требования о получении  ли-
цензий  на  осуществление  деятельности по эксплуатации инженерных
систем городов и населенных пунктов,  проведению  дорожных  работ,
эксплуатации  подъемных  устройств,  выполнение строительных работ
(как правило,  ДЕЗ имеет в среднем от 3 до 5 лицензий). Помимо то-
го,  что данное требование является необоснованным,  оно к тому же
отрывает на эти цели денежные средства, направляемые на финансиро-
вание эксплуатации жилищного фонда. Получение специальных разреше-
ний (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности необ-
ходимо  только в случаях,  когда это установлено федеральным зако-
ном.  Закон не требует лицензирования деятельности  по  управлению
жилищным фондом.  Поэтому лицензии на осуществление эксплуатацион-
ной деятельности должны получать подрядчики,  а не управляющие жи-
лищные организации.
     Кроме того, ДЕЗ сталкиваются с требованиями заключать догово-
ры страхования риска ответственности за причинение вреда при  экс-
плуатации грузовых и пассажирских лифтов, расположенных в жилищном
фонде города.  Московское государственное управление Госгортехнад-
зора  России  не дает разрешение на подключение лифтов в домах но-
востройках без  оформления  договора  страхования.  На  оформление
страхования  лифтов  в среднем требуется от 10 до 12 тысяч рублей.
Источники финансирования данных расходов до сих пор не определены.
Поэтому эти средства фактически отвлекаются от объема,  предназна-
ченного для финансирования работ по эксплуатации жилищного фонда.
     В настоящее время в городе не достаточно  внимания  уделяется
работе,  направленной на снижение непроизводительных затрат,  свя-
занных с возмещением ущерба при выполнении работ по управлению жи-
лищным и нежилым фондом, организации содержания и ремонта объектов
внешнего благоустройства. К непроизводительным затратам относятся,
в частности,  затраты,  связанные с ликвидацией последствий аварий
из-за выхода из строя конструктивных элементов зданий, инженерного
оборудования, пожаров и т.п., которые происходят часто по вине уп-
равляющих организаций, осуществляющих организацию содержания и ре-
монта жилищного и нежилого фонда и объектов внешнего благоустройс-
тва.
     Механизм возмещения  причиненного  вреда  жилищному  фонду за
счет виновных лиц из-за сложностей оформления  судебного  решения,
недостаточности  финансовых  средств  у управляющих организаций не
. 

                             - 11 -

получил широкого распространения, и восстановление жилищного фонда
осуществляется в основном за счет средств городского бюджета.  При
этом риск досрочного ветшания и разрушения жилищного  фонда  из-за
ненадлежащей  организации его эксплуатации и ремонта не может быть
компенсирован путем возможного расторжения контракта с  директором
ДЕЗ или иными мерами его индивидуальной ответственности.  Снижение
такого риска должно обеспечиваться путем  установления  адекватной
гражданско-правовой ответственности управляющей организации, стра-
хования последней результатов своей деятельности по управлению жи-
лищным и нежилым фондом.  Такая мотивация деятельности управляющих
организаций более эффективна по сравнению с административным  воз-
действием.
     Организация и контроль выполнения работ по комплексному капи-
тальному  ремонту,  планово-предупредительному  ремонту  жилищного
фонда, а также контроль за соблюдением установленного порядка кон-
курсного отбора подрядных организаций на выполнение работ по  экс-
плуатации и ремонту жилищного фонда отнесены к полномочиям префек-
та административного округа. Кроме того, префект контролирует "ра-
боту  Управ по переданным им в установленном порядке вопросам экс-
плуатации, текущего и капитального ремонта жилищного фонда". Вмес-
те с тем,  ни префектуры,  ни районные Управы не имеют в настоящее
время договорных отношений с управляющими организациями, заказыва-
ющими работы по капитальному ремонту, и с подрядными ремонтностро-
ительными организациями, выполняющими данные работы.
     В настоящее время установлена следующая процедура организации
капитального ремонта жилищного фонда, независимо от источников его
финансирования:
     а) Правительство  Москвы  утверждает перспективные задания по
комплексному и выборочному капитальному ремонту  жилищного  фонда.
На основании этих заданий Управлением городского заказа и Управле-
нием жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства по согласо-
ванию  с префектами административных округов формируются ежегодные
плановые задания по городским и районным заказчикам за  счет  и  в
пределах  имеющихся  источников финансирования,  включая бюджетные
средства. Городские службы заказчика, "подведомственные" Комплексу
городского хозяйства,  формируют титульные списки объектов на оче-
редной год,  которые утверждаются руководителями Управления жилищ-
но-коммунального  хозяйства и благоустройства и Управления городс-
кого заказа (титульные списки по объектам, находящимся "в ведении"
. 

                             - 12 -

административных округов согласовываются с префектурами).  Утверж-
денные титульные списки объектов направляются заказчиком в префек-
туру  и  районную Управу для контроля за ходом работ и участия ра-
йонных служб заказчика в приемке законченных объектов;
     б) районные службы заказчика, "подведомственные" префектурам,
формируют титульные списки объектов на очередной год по согласова-
нию с районными Управами и с учетом заключения Государственной жи-
лищной инспекции г.Москвы.  Затем данные титульные списки согласу-
ются с различными органами и,  в том числе,  с Государственной жи-
лищной инспекцией г.Москвы, после чего они утверждаются префектами
административных округов. Этот порядок распространяется также и на
дома, находящиеся в управлении товариществ собственников жилья.
     В настоящее время оплата за энерго-, газо-, тепло-, водоснаб-
жение  по  показаниям  приборов учета является наиболее приемлемым
способом расчетов за коммунальные услуги при условии их  установки
в жилом помещении у каждого конкретного потребителя или на домовых
вводах. Оплата коммунальных услуг по нормативам потребления допус-
тима только как временная мера,  до установки приборов учета.  При
этом,  величины этих нормативов должны  определяться  не  расчетом
потребности  потребителей  в ресурсах,  а с учетом усредненных ре-
зультатов разовых замеров в домах различных типов с учетом  суточ-
ных  и сезонных колебаний.  После установки на всех домовых вводах
приборов учета,  нормативы потребления коммунальных  услуг  должны
использоваться только для расчета компенсаций (субсидий) по оплате
жилищных и коммунальных услуг.
     Полное оснащение жилых домов приборами учета позволит выявить
и  устранить  утечки питьевой воды и потери тепловой энергии.  Эти
меры являются необходимым условием  предстоящего  введения  оплаты
коммунальных  услуг  в  размере,  обеспечивающем полное возмещение
затрат на их предоставление.
     Применяется метод централизованного  нормирования  затрат  на
оплату труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих ДЕЗ и
определения их нормативной численности. Кроме того, действует еди-
ный порядок определения норматива средств на оплату труда работни-
ков ремонтно-эксплуатационных предприятий,  независимо от их  форм
собственности,  при заключении договоров на работы по эксплуатации
и ремонту жилищного фонда, содержанию придомовых территорий. Опре-
деление  размера  средств,  идущих  на выплату зарплаты работникам
подрядчика,  с одной стороны,  не входит в компетенцию заказчика и
. 

                             - 13 -

является вмешательством в его хозяйственную деятельность, приводя-
щим к неоправданным затратам труда и увеличению штата  работников,
с другой, -тормозит формирование рыночной конкурентной среды.
     В уставах ДЕЗ отсутствует упоминание таких видов  деятельнос-
ти,  которая  может  осуществляться ДЕЗ для получения ими дополни-
тельных доходов.
     Основными причинами, препятствующими эффективному осуществле-
нию управляющими жилищными организациями (ДЕЗ)  своих  функций  по
управлению жилищным и нежилым фондом, являются:
     отсутствие договоров на управление жилищным и нежилым  фондом
с  Департаментом муниципального жилья и жилищной политики и Депар-
таментом государственного и муниципального имущества соответствен-
но, определяющих права и обязанности ДЕЗ, источники и объем финан-
сирования на управление содержанием и обслуживанием жилищного фон-
да и придомовых территорий, а также устанавливающие размер и усло-
вия вознаграждения деятельности самих ДЕЗ;
     отсутствие гарантий  со стороны органов городского управления
на своевременное и полное финансирование расходов на содержание  и
ремонт жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства, несог-
ласованность размеров и сроков поступления бюджетных  ассигнований
с договорными обязательствами ДЕЗ перед подрядчиками;
     отсутствие в  договорах  и  нормативных актах зафиксированных
критериев и требований,  по которым  оценивается  качество  работы
ДЕЗ;  качество  управления  городским жилищным фондом не влияет на
финансовые результаты деятельности ДЕЗ;
     отсутствие договоров  ДЕЗ с префектурами административных ок-
ругов и Управами районов на выполнение работ по содержанию  и  ре-
монту объектов внешнего благоустройства, озеленению территорий ра-
йонов,  уборке,  содержанию и ремонту дорог; финансирование ДЕЗ на
цели  оплаты  заказанных ими у подрядных организаций работ и услуг
осуществляется не на основании договоров, а по смете, утверждаемой
в административном порядке;
     преобладание административных методов управления над экономи-
ческими,  административное вмешательство префектур и Управ районов
в хозяйственную деятельность управляющих  жилищных  организаций  в
форме обязательных для руководства ДЕЗ указаний;
     несовершенство договорных отношений ДЕЗ с  потребителями  жи-
лищно-коммунальных услуг.
     отсутствие серьезной экономической заинтересованности  ДЕЗ  в
. 

                             - 14 -

результатах своей деятельности;
     нерациональное использование денежных  средств,  направляемых
на  финансирование  жилищного  фонда -требования,  предъявляемые к
ДЕЗ,  о лицензировании эксплуатационной деятельности, которая осу-
ществляется специализированными подрядными организациями;
     низкий уровень оборудования жилых домов приборами учета  рас-
хода тепловой энергии, холодной и горячей воды;
     отсутствие в уставах ДЕЗ видов  деятельности,  которая  может
осуществляться ими для получения дополнительных доходов.
     По сути дела,  ДЕЗ в их нынешнем состоянии не являются полно-
ценными хозяйствующими субъектами, способными самостоятельно опре-
делять порядок  осуществления  своей  хозяйственной  деятельности,
имеющими  собственную прибыль и возможность ею эффективно распоря-
жаться,  нести ответственность за выполнение  своих  обязанностей,
определять численность и заработную плату своих работников.  У ДЕЗ
практически отсутствуют возможности по использованию широкого кру-
га полномочий по владению и пользованию городским имуществом,  пе-
реданного им на праве хозяйственного ведения,  ввиду его  незначи-
тельности  и необходимости использования для обеспечения собствен-
ной деятельности.  В настоящее время самостоятельность хозяйствен-
ной деятельности ДЕЗ ограничена административными указаниями орга-
нов исполнительной власти города. В этих условиях, жилищные предп-
риятия  не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации рас-
ходов на развитие жилищно-коммунального хозяйства,  снижения нера-
циональных  затрат и повышении качества жилищно-коммунального обс-
луживания населения.  Цели и задачи,  ради которых создавались ДЕЗ
как государственные унитарные предприятия,  могут быть реализованы
хозяйствующими  субъектами  иной  организационно-правовой   формы.
Сравнение эффективности деятельности по управлению жилищным фондом
частными и государственными управляющими организациями оказывается
не в пользу последних.
     Повысить качество жилищно-коммунального обслуживания  населе-
ния невозможно без совершенствования системы управления и обслужи-
вания жилищного фонда путем формирования профессионального  конку-
рентного  управления  жилищным  фондом,  создания реальной системы
экономической мотивации управляющих организаций к сокращению  зат-
рат ресурсов и повышению эффективности их деятельности.
. 

                             - 15 -

     Совершенствование договорных отношений по предоставлению
                   жилищно-коммунальных услуг.

     Жилищно-коммунальные услуги потребителям всех категорий,  как
правило, предоставляются на основании договоров. На 01.01 2001 го-
да заключено:
     - 39.6 % договоров социального найма;
     - 100 % договоров коммерческого найма;
     - 61.7  %  соглашений  о  совместном владении домом и долевом
участии в расходах по его содержанию и ремонту.
     Договоры социального и коммерческого найма в  государственном
и  муниципальном  жилищном фонде города Москвы заключаются как Де-
партаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства
Москвы так и управлениями жилищных предприятий (ДЕЗ).
     Департамент является для нанимателей исполнителем всех жилищ-
но-коммунальных услуг.  В то же время, для выполнения обязанностей
наймодателя  по обеспечению нанимателей жилищнокоммунальными услу-
гами Департамент не заключает договоры  со  специально  созданными
ГУП ДЕЗ.  В свою очередь,  ДЕЗ осуществляет деятельность по жилищ-
но-коммунальному обслуживанию нанимателей,  не имея перед ними ни-
каких  обязательств и не неся никакой ответственности.  Отсутствие
договорных отношений с нанимателями и с Департаментом  муниципаль-
ного жилья и жилищной политики ставит ДЕЗ в положение лица, "дейс-
твующего в чужом интересе без поручения". Соглашения с владельцами
и  собственниками  жилых  и нежилых помещений о порядке управления
домом и возмещения расходов по его эксплуатации и ремонту, а также
договоры с владельцами и собственниками строений на оказание услуг
по техническому обслуживанию или управлению от своего имени в  ка-
честве представителя города заключает ДЕЗ.
     Договорные отношения  с  нанимателями  и собственниками жилых
помещений строятся на основе различных правовых моделей. Отношения
наймодателя  и нанимателей строятся по модели смешанного договора,
по которому Департамент муниципального жилья и  жилищной  политики
сам  отвечает за предоставление жилищно-коммунальных услуг нанима-
телям, а договоры ДЕЗ с собственниками жилых помещений - по модели
агентского договора,  что затрудняет формирование договорных отно-
шений ДЕЗ с ресурсоснабжающими организациями и подрядчиками.
     В городе  проводится  работа  по переводу населения на прямые
расчеты  за  теплоснабжение.  Несмотря  на  кажущиеся,  на  первый
. 

                             - 16 -

взгляд, преимущества такого способа оплаты коммунальных услуг, пе-
реход на него выгоден лишь ресурсоснабжающим организациям и  имеет
существенные  недостатки.  Введение  прямых расчетов не может сво-
диться только к повороту денежных потоков от  ДЕЗ  к  коммунальным
организациям,  в  отрыве  от денежных обязательств,  основанных на
действующих договорах найма,  и соглашений с собственниками  жилых
помещений.  Заключение потребителями прямых договоров с каждым от-
дельным производителем коммунальных услуг поставит их лицом к лицу
с  локальными  естественными монополистами,  что неизбежно вызовет
снижение уровня защищенности  потребителей.  Поэтому,  необходимо,
чтобы  на  стороне потребителей были наймодатель и специально соз-
данные для этой цели  управляющие  организации.  Введение  системы
прямых платежей населения за коммунальные услуги ресурсоснабжающим
предприятиям не позволит реализовать инвестиционный потенциал  ре-
сурсосбережения в жилищном фонде.
     ДЕЗ принимает платежи нанимателей, не получив на это полномо-
чий от наймодателя и вопреки условиям договоров найма.  Для устра-
нения  такого положения необходимо внесение изменений и дополнений
в договоры найма.  Кроме того,  обязанность наймодателя обеспечить
за счет средств нанимателей предоставление им жилищно-коммунальных
услуг должна быть реализована в договорах  на  управление  с  ДЕЗ.
Тогда  цепь  договорных  обязательств "потребитель - наймодатель -
ДЕЗ - ресурсоснабжающие,  ремонтноэксплуатационные и специализиро-
ванные организации" будет замкнута.
     Переход на прямые расчеты за коммунальные услуги между потре-
бителями и производителями услуг имеет и другие отрицательные сто-
роны:
     - при прямых договорах коммунальных организаций с  населением
о  предоставлении коммунальных услуг и прямых расчетах за них зат-
рудняется реализация систематического и квалифицированного контро-
ля  за  соблюдением  исполнителями  прав и интересов потребителей,
возможность привлечения нарушителей к  гражданскоправовой  ответс-
твенности,  а  также  возможность снижения размера оплаты в случае
ненадлежащего выполнения договорных обязательств по  срокам,  объ-
емам и качеству поставки ресурсов;
     - заключение коммунальными организациями договоров с  населе-
нием  о  предоставлении  коммунальных услуг и внесение изменений и
дополнений в договоры с нанимателями и в соглашения с  собственни-
ками  (касающихся  ответственности  за предоставление коммунальных
. 


                             - 17 -

услуг и порядка расчетов за них) потребует дополнительных  сущест-
венных затрат на их осуществление.
     Источники покрытия этих  затрат  не  установлены;  начисление
платежей по разным видам коммунальных услуг,  изготовление и дове-
дение платежных документов,  определение размера снижения оплаты в
случае  нарушения  исполнителями установленных параметров качества
коммунальных услуг, перерасчет за потребление коммунальных
услуг  при временном отсутствии или изменении количества проживаю-
щих,  учет установленных льгот и субсидий будут осуществляться  не
централизовано (одной организацией), а каждым исполнителем отдель-
но.  Данные меры повлекут увеличение  штата  сотрудников,  и,  как
следствие, дополнительные расходы, источником покрытия которых бу-
дет повышение тарифов.  Размеры этих затрат не оценены. Многократ-
ное дублирование информации, например, о гражданах (семьях), полу-
чающих жилищные субсидии, имеющих право на льготы в соответствии с
законодательством  Российской Федерации и города Москвы,  и т.  п.
также приведут к увеличению расходов;  осуществление платежей пот-
ребителем  не  по одному платежному документу (принцип "одного ок-
на"),  а по множеству документов. Оптимальным является оплата всех
жилищно-коммунальных услуг по одному платежному документу.
     На содержание договоров ДЕЗ с ресурсоснабжающими организация-
ми  влияет  то обстоятельство,  что последние занимают монопольное
положение. ДЕЗ заключают договоры с ресурсоснабжающими организаци-
ями как самостоятельные абоненты,  поэтому отношения по подаче хо-
лодной и горячей воды, тепловой энергии и отводу сточных вод регу-
лируется правилами,  установленными для юридических лиц. Эти дого-
воры  не достаточно учитывают нормы законодательства о защите прав
потребителей.  В настоящее время порядок расчета размера  снижения
платы  за жилищные и коммунальные услуги при нарушении нормативных
сроков и качества их предоставления действует  лишь  в  отношениях
между потребителями и организациями, с которыми они имеют договор-
ные отношения.  Этот порядок не раскрывается в договорах ДЕЗ с ре-
сурсоснабжающими  организациями (поскольку они в этом не заинтере-
сованы). Также отсутствует договорный механизм увязывания договор-
ных  условий  об объемах и качестве отдельных коммунальных услуг с
параметрами поставки ресурсов (например,  ответственность  теплос-
набжающей организации за подачу тепловой энергии в количестве, из-
меряемом в гигакалориях,  и ответственности  ДЕЗ  за  соответствие
стандартам температуры воздуха в жилых домах и температуры горячей
воды).
. 

                             - 18 -

     Договоры с  коммунальными организациями зачастую заключены на
неопределенный срок или автоматически  пролонгируются.  Инициатива
со  стороны ДЕЗ по их пересмотру с целью выработки более благопри-
ятных условий в интересах потребителей встречает  противодействие.
Часть  договоров содержит условия,  базирующиеся на устаревших ак-
тах.  Действующие договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных
вод,  договоры теплоснабжения требуют пересмотра на предмет их со-
ответствия действующему законодательству.
     Ресурсоснабжающие организации  нередко  предлагают ДЕЗ заклю-
чать договоры по такой же форме, что и для промышленных потребите-
лей.  В  ряде  случает  это мотивируется необходимостью соблюдения
одинаковых условий для всех абонентов.  Вместе с тем,  в изменении
нуждаются те условия договоров присоединения, которые не связаны с
технологической процедурой производства и  передачи  их  продукции
(воды,  тепловой  энергии)  на единых условиях (режим,  давление и
температура теплоносителя и др.).  Такие условия в соответствии  с
законодательством могут вырабатываться сторонами на паритетных на-
чалах, исходя из своих интересов. Это необходимо сделать для повы-
шения гарантий защиты потребителей и уменьшения необоснованных по-
терь бюджетных средств.  В большом количестве случаев ресурсоснаб-
жающие  организации  навязывают ДЕЗ условия о несоразмерно высоких
неустойках, устанавливают не предусмотренные законодательством ос-
нования полного или частичного прекращения подачи тепловой энергии
и воды.
     Договоры энергоснабжения (например, утвержденные Региональной
энергетической комиссией при Правительстве Москвы 3 июля 1998г.  и
8 сентября 1999г.) не содержат обязанности энергоснабжающей  орга-
низации осуществлять поставку горячей воды. Энергоснабжающая орга-
низация отвечает по этому договору только за подачу тепловой энер-
гии.  В  настоящее время по договору с ДЕЗ за производство горячей
воды не отвечает ни тепло-, ни водоснабжающие организации. Необхо-
димо установление единой ответственности теплоснабжающей организа-
ции за снабжение горячей водой,  с  соответствующим  формированием
тарифов на эту коммунальную услугу и раздельным установлением нор-
мативов на холодное и на горячее водоснабжение.  В  связи  с  этим
центральные тепловые пункты и сети до домовых вводов,  находящиеся
в собственности города,  должны передаваться во владение  энергос-
набжающим организациям.
     Отдельные договоры  ДЕЗ с ресурсоснабжающими организациями на
. 

                             - 19 -

поставку ресурсов для нужд потребителей не содержат порядка расче-
тов,  в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета, сти-
мулирования снижения задолженности потребителей и других пользова-
телей,  порядка  перерасчета  стоимости услуг холодного и горячего
водоснабжения,  водоотведения при временном отсутствии граждан  по
месту постоянного жительства (при отсутствии индивидуальных прибо-
ров учета),  при нарушении нормативных параметров подачи ресурсов,
а также при нарушении их объемов или качества.
     В ряде договоров ДЕЗ с ремонтно-эксплуатационными организаци-
ями на эксплуатацию, санитарное содержание и текущий ремонт жилищ-
ного и нежилого фонда,  и объектов придомовой территории не указы-
ваются перечень и общая стоимость  работ,  подлежащих  выполнению.
Это обстоятельство негативно сказывается на объемах и качестве вы-
полнения подрядных работ по результатам конкурсов. В отдельных до-
говорах отсутствуют адресные списки домов,  передаваемых на обслу-
живание.
     Многие ДЕЗ необоснованно несут убытки от несвоевременного за-
селения и реализации жилых и нежилых помещений. Затраты на отопле-
ние и техническое обслуживание незаселенных жилых помещений должны
нести их собственники.  Порядок возмещения убытков ДЕЗ от нереали-
зованной площади окончательно не решен.  ДЕЗ не имея полной инфор-
мации о принадлежности этих помещений вынуждены вести розыск и пе-
реписку с лицами,  с которыми они не имеют договорных отношений. В
большинстве случаев это приводит к неправильным расчетам и неполу-
чению ДЕЗ возмещения своих убытков.
     Есть случаи,  когда договоры на выполнение различных работ по
содержанию и ремонту жилищного фонда заключаются без  наличия  ли-
цензии на право проведения работ в жилищном фонде, в нарушение ут-
вержденного постановлением Правительства Москвы "Положения  о  ли-
цензировании  деятельности по эксплуатации инженерных систем в го-
роде Москве" N 261 от 26.03.96.

           Развитие конкурентных отношений в сфере управления,
               содержания и обслуживания жилищного фонда

     Практика привлечения к обслуживанию жилищного фонда, наряду с
государственными унитарными предприятиями,  предприятий других ор-
ганизационно-правовых  форм на конкурсной основе получила в Москве
широкое распространение. Начиная с 1993 года, в столице проводятся
. 


                             - 20 -

конкурсы  на  содержание и ремонт жилищного фонда:  если в 1993 г.
доля квартир, обслуживаемая на конкурсной основе, составляла 4%, в
1995 г. -9,9%, то на 1 января 2001 г. уже весь жилищный фонд горо-
да обслуживается на конкурсной основе.
     В то  же время не удалось в полной мере воспользоваться преи-
муществами развития конкуренции  в  сфере  эксплуатации  жилищного
фонда,  поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финан-
сирования становится невозможным добиться  полноценных  договорных
отношений.  Анализ практики проведения конкурсов подрядных работ в
сфере обслуживания жилья позволяет сделать вывод о том, что в нас-
тоящее  время  условия  конкуренции соблюдаются лишь на бумаге,  а
конкурсные процедуры превратились для жилищных предприятий в обре-
менительную формальность.
     Основными причинами этого являются, с одной стороны, практика
регулирования  конкурсных  процедур  административными  методами в
ущерб экономическим (требование проводить конкурсы ежегодно,  в то
время  как экономически целесообразно заключать договоры на работы
по содержанию и ремонту на более длительный срок), а с другой сто-
роны,  - отсутствие условий для развития реальной конкуренции (не-
дофинансирование работ текущего ремонта,  нежелание  и  отсутствие
экономической  заинтересованности у ДЕЗ в поиске более эффективных
подрядчиков для участия в конкурсах). В действительности, выполняя
многочисленные постановления и распоряжения, ДЕЗ обязаны проводить
конкурсы, но результаты их проведения никак не связаны с изменени-
ем финансового состояния ДЕЗ.
     Расходы по проведению конкурса,  покрываемые за счет  претен-
дентов,  включают  в  себя  плату за участие в конкурсе (например,
расходы по проведению рекламной компании),  а также плату за полу-
чение  конкурсной  документации.  Что  касается платы за участие в
конкурсе,  то организатором конкурса (которым чаще всего выступает
ДЕЗ) она взимается неукоснительно,  и ее размер возрастает от кон-
курса к конкурсу.
     В настоящее  время  ДЕЗ  становится выгодно др
Заголовок: Постановление ПравительстваN 865-ПП
Дата: 2001-09-25
Позиционируется в разделах: Экономические реформы >> Финансы
главная новостройки недвижимость: базы аренда квартир помещения доска объявлений ипотека
элитка справочники планы квартир земля подмосковье оценка о компании
:: все о недвижимости Главная страницаmail@novostroy.ru
      ©  1999-2005 Создание и поддержка RAIN-media
Здесь может быть Ваша реклама!

По вопросам размещения рекламы:
обращайтесь
Разработка интернет-решений:
обращайтесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100
обратите внимание