ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
30 марта 2004 г. N 178-ПП
О Среднесрочной программе капитального
ремонта, модернизации, реконструкции и
реновации зданий, сооружений, а также
реорганизации территорий сложившейся
застройки города Москвы на 2004-2006
годы
Во исполнение постановлений Правительства Москвы от 21 января
2003 года N 28-ПП "О программе капитального ремонта, модернизации,
реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложив-
шейся застройки, начиная с 2003 года, и основных объемных показа-
телях на 2003-2004 годы", от 5 августа 2003 года N 658-ПП "О вне-
сении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы
от 21 января 2003 года N 28-ПП", от 12 августа 2003 года N 676-ПП
"О капитальном ремонте и модернизации жилищного фонда без отселе-
ния жителей на 2003-2004 годы" Департаментом градостроительной по-
литики, развития и реконструкции города Москвы при участии Моско-
мархитектуры, Управления городского заказа города Москвы, Департа-
мента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города
Москвы, Департамента экономической политики и развития города
Москвы и префектур административных округов города Москвы:
- разработана и одобрена Территориальная схема очередности
разработки и реализации городских программ по реконструкции, рено-
вации, модернизации и капитальному ремонту жилищного фонда города
Москвы;
- обеспечена разработка градостроительной и предпроектной до-
кументации по объектам комплексной реконструкции и реновации зда-
ний, сооружений и территорий сложившейся застройки, расположенных
на площади 1030,0 га с объемом жилищного фонда 2350,0 тыс.кв.м для
проведения конкурсов в 2004 - 2005 годах;
- подготовлены и проведены первые конкурсы на осуществление
инвестиционно-строительными организациями функций инвестора по
объектам комплексной реконструкции сложившейся застройки, располо-
женным на площади 3,86 га, с объемом жилищного фонда около 100
тыс.кв.м, включая строительство объектов социального назначения и
благоустройство территории;
- обеспечена в 2003 году разработка исходно-разрешительной
документации и проведены работы по капитальному ремонту и модерни-
зации на объектах, расположенных на площади 11,3 га, с объемом жи-
лищного фонда 281,4 тыс.кв.м;
- определены объекты, подлежащие капитальному ремонту и мо-
дернизации в 2004 году, расположенные на площади 311,45 га, с объ-
емом жилищного фонда 718,6 тыс.кв.м.
Основными целями при формировании Среднесрочной программы ка-
питального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зда-
ний, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся
застройки города Москвы на 2004-2006 годы являлись:
- постоянное повышение уровня и качества жизни населения
Москвы на основе формирования комплексной жилой среды, отвечающей
требованиям архитектурно-пространственной выразительности, соци-
ально-психологического и экологического комфорта, безопасности и
функциональной достаточности жилых территорий;
- совершенствование городской системы отраслевого управления
процессами капитального ремонта, модернизации, реконструкции и ре-
новации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки с
обеспечением постоянного снижения себестоимости (издержек) как при
реализации строительных программ, так и при дальнейшей эксплуата-
ции жилищного фонда;
- создание эффективной системы управления территорией, про-
цессами развития и эксплуатации жилищного фонда на основе совер-
шенствования института самоуправления при активном участии населе-
ния.
В целях обеспечения требуемых объемов реконструкции и ренова-
ции сложившейся застройки, модернизации и капитального ремонта жи-
лищного фонда, определенных Территориальной схемой очередности
разработки и реализации городских программ по реконструкции, рено-
вации, модернизации и капитальному ремонту жилищного фонда города
Москвы, создания действенного механизма планирования и системы
подготовки и реализации проектов комплексной реконструкции на ус-
ловиях инвестиционной привлекательности и самоокупаемости Прави-
тельство Москвы постановляет:
1. Утвердить Среднесрочную программу капитального ремонта,
модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а так-
же реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на
2004-2006 годы (далее-Среднесрочная программа),согласно приложению
1 к настоящему постановлению, и Порядок планирования и реализации
ежегодных городских программ комплексной реконструкции сложившейся
застройки,согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
Установить, что реализация Среднесрочной программы входит в
состав городской инвестиционной программы строительства жилья, ре-
ализуется в ее составе и выделяется путем ведения обособленного
учета и отчетности по натуральным показателям: выход площади, объ-
ем площади реконструкции, нового строительства (реновации), объем
переселения; финансовые потоки: объем средств, получаемых в бюджет
от реализации коммерческой части проектов и затрат бюджета на до-
финансирование несбалансированных проектов.
2. Утвердить Перечень территорий для разработки градострои-
тельной документации в 2005 - 2006 годах и проведения конкурсов
(приложение 3) с учетом ранее принятых Правительством Москвы реше-
ний по точечной застройке в указанных микрорайонах и кварталах.
3. Возложить на Департамент градостроительной политики, раз-
вития и реконструкции города Москвы функции координации и контроля
за выполнением Среднесрочной программы в целом.
4. Установить, что территории сложившейся смешанной застройки
при наличии преобладающего количества жилых домов, требующих капи-
тального ремонта и реконструкции, в том числе "несносимых" серий,
подлежат включению в программу капитального ремонта, модернизации,
реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганиза-
ции территорий сложившейся застройки города Москвы.
5. Запретить размещение точечных объектов на территориях сло-
жившейся застройки, включенных в Среднесрочную программу и подле-
жащих комплексной реорганизации, свободные участки на данных тер-
риториях использовать под строительство переселенческого фонда.
6. Департаменту градостроительной политики, развития и ре-
конструкции города Москвы, Москомархитектуре, Департаменту земель-
ных ресурсов города Москвы, руководителям Комплекса городского хо-
зяйства Москвы и Комплекса социальной сферы города Москвы, префек-
турам административных округов города Москвы, Департаменту эконо-
мической политики и развития города Москвы, Департаменту жилищной
политики и жилищного фонда города Москвы руководствоваться Поряд-
ком планирования и реализации ежегодных городских программ комп-
лексной реконструкции сложившейся застройки (приложение 2) и обес-
печивать исполнение утвержденных в нем работ в установленные сро-
ки.
7. Принять предложение префектов Центрального и Восточного
административных округов города Москвы о подготовке во II квартале
2004 года совместно с Комплексом архитектуры, строительства, раз-
вития и реконструкции города Москвы проектов постановлений Прави-
тельства Москвы об объединении адресных перечней строек городских
строительных программ, реализуемых на территории округов, и прове-
дении всех работ с учетом базового принципа комплексного подхода
Среднесрочной программы.
8. Департаменту градостроительной политики, развития и ре-
конструкции города Москвы:
8.1. Совместно с префектурами административных округов города
Москвы ежегодно за 18 месяцев до планируемого срока проведения
конкурса обеспечивать проведение социологических исследований с
целью определения необходимых мероприятий для взаимодействия с на-
селением реконструируемых кварталов и обеспечения своевременной
подготовки объектов к началу реконструкции.
8.2. Совместно с префектурами административных округов города
Москвы предусматривать при разработке градостроительной и конкурс-
ной документации:
- переселение на площадь, в полном объеме предоставленную ин-
вестором, внутри реконструируемой территории и прилегающих микро-
районов, на другую территорию - по согласованию с жителями в уста-
новленном законодательно порядке;
- при участии Департамента образования города Москвы освобож-
дение от арендаторов и иных пользователей за счет средств инвесто-
ров - победителей конкурсов используемых не по целевому назначению
зданий школ и детских дошкольных учреждений.
9. Департаменту градостроительной политики, развития и ре-
конструкции города Москвы и Департаменту экономической политики и
развития города Москвы:
9.1. Совместно с Москомархитектурой
- во II квартале 2004 года разработать на основании Террито-
риальной схемы очередности разработки и реализации городских прог-
рамм по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту жилищ-
ного фонда города Москвы и представить в Правительство Москвы
предложения по проекту долгосрочной программы капитального ремон-
та, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а
также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы
до 2012 года в разрезе префектур административных округов города
Москвы с учетом реализации основных показателей Генерального плана
развития города Москвы, параметров необходимых видов работ.
- начиная с 2004 года обеспечить ведение в режиме мониторин-
га Территориальной схемы капитального ремонта, модернизации, ре-
конструкции и реновации сложившейся застройки города Москвы с еже-
годной отчетностью по проектным материалам по состоянию на 1 ян-
варя следующего за отчетным года.
9.2. Начиная с 2005 года обеспечить ведение ежегодного учета
результатов выполнения Среднесрочной программы с учетом показате-
лей ввода объектов ежегодных городских жилищных программ.
10. Департаменту градостроительной политики, развития и ре-
конструкции города Москвы в рамках выделенных лимитов на реализа-
цию Среднесрочной программы обеспечить в установленном порядке
финансирование разработки комплексных схем инженерного обеспечения
по территориям сложившейся застройки с передачей функций заказчика
по разработке комплексных схем инженерного обеспечения, проектиро-
ванию и строительству магистральных сетей, сооружений, дорог ГУП
города Москвы "Управление перспективных застроек".
11. Москомархитектуре по заказу ГУП города Москвы "Управление
перспективных застроек" в течение 2004 года обеспечить разработку
и корректировку комплексных схем инженерного обеспечения (п.10) с
учетом градостроительной и предпроектной документации на реконс-
труируемые территории сложившейся застройки в увязке с ранее раз-
работанной документацией по городским жилищным программам.
12. Поручить Департаменту имущества города Москвы совместно с
Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции
города Москвы при реализации Среднесрочной программы осуществлять
урегулирование имущественных и правовых вопросов по домам ЖСК,
объектам ведомственного и федерального подчинения, находящимся на
территориях, включенных в Среднесрочную программу.
13. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы:
13.1. По представлению Департамента градостроительной полити-
ки, развития и реконструкции города Москвы в установленном порядке
включать показатели ввода объектов по Среднесрочной программе в
ежегодные программы строительства по направлениям,согласно услови-
ям заключенных договоров на право реализации инвестиционных объек-
тов с учетом сроков строительства отдельных зданий и сооружений.
По представлению руководителя Комплекса социальной сферы города
Москвы включать показатели ввода городских объектов социального
назначения.
13.2.По заявке городского инвестора и заказчика - Департамен-
та градостроительной политики, развития и реконструкции города
Москвы предусматривать в инвестиционной программе на 2004-2006 го-
ды за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города
Москвы на ее реализацию, расходы на:
- разработку градостроительной и конкурсной документации
(включая сбор исходных данных с социологическими исследованиями и
градостроительной оценкой), организацию и проведение конкурсов в
соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13 мая 2003
года N 365-ПП "О порядке организации и проведения конкурсов по
объектам комплексной реконструкции и реновации зданий, сооружений
и территорий сложившейся застройки в городе Москве" с последующей
компенсацией затрат победителями конкурсов;
- разработку комплексных схем инженерного обеспечения и вы-
полнения работ согласно разделу III (Перечень программных меропри-
ятий) приложения 1 к настоящему постановлению;
- предусматривать в инвестиционной программе 2004-2006 годов
проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры,
в том числе объектов потребительского рынка и услуг "шаговой дос-
тупности" (по согласованию с руководителем Комплекса социальной
сферы города Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг
города Москвы и соответствующими департаментами и комитетами) в
пределах лимитов, выделенных по соответствующим отраслям.
14. Установить, что Департамент экономической политики и раз-
вития города Москвы и Департамент финансов города Москвы при пла-
нировании объемов финансирования в инвестиционных программах обес-
печивают финансирование затратных статей программы (п.13) с учетом
средств, поступающих в бюджет города Москвы от победителей конкур-
сов за право реализации инвестиционных проектов в порядке компен-
сации за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру.
15. Департаменту градостроительной политики, развития и ре-
конструкции города Москвы совместно с Комплексом экономической по-
литики и развития города Москвы во II квартале 2004 года разрабо-
тать методику подготовки комплексных программ реорганизации терри-
торий сложившейся застройки для использования при подготовке дол-
госрочной программы (п.9.1).
16. Внести следующие изменения в приложение 3 к постановлению
Правительства Москвы от 21 января 2003 года N 28-ПП "О программе
капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зда-
ний, сооружений и территорий сложившейся застройки, начиная с 2003
года, и основных объемных показателях на 2003-2004 годы" (в редак-
ции постановления Правительства Москвы от 5 августа 2003 года
N 658-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Прави-
тельства Москвы от 21 января 2003 года N 28-ПП"):
16.1. В разделе "Юго-Восточный административный округ", под-
разделе "Люблино" слова "кв.9 площадью 77080 кв.м" и "кв.16 пло-
щадью 34230 кв.м" заменить словами " мкр.А площадью 111310 кв.м".
16.2. Дополнить раздел "Южный административный округ",подраз-
дел "Нагатино-Садовники" словами "мкр.1а площадью 34320 кв.м".
16.3. Исключить из раздела "Южный административный ок-
руг", подраздела "Нагатинский Затон" слова "мкр.1а".
16.4. Дополнить раздел "Юго-Западный административный ок-
руг",подраздел "Академический" словами "мкр.3а площадью 12780 кв.м".
17. Внести следующие изменения в постановление Правительства
Москвы от 18 декабря 2001 года N 1152-ПП "Об итогах реализации
постановления Правительства Москвы от 25.06.96 N 536 и внесении в
него изменений и дополнений":
17.1. Исключить из пункта 12 постановления слова "5-я Парко-
вая ул., вл.30-34".
17.2. Исключить из приложения к данному постановлению пункт 14.
18. Признать утратившими силу в связи с принятием настоящего
постановления:
18.1. Постановление Правительства Москвы от 3 июня 1997 года
N 409 "О предоставлении КЭУ г.Москвы Минобороны России в пользова-
ние земельного участка в 109 кв. Бутырского хутора (Северо-Восточ-
ный административный округ) под строительства жилого комплекса".
18.2. Постановления Правительства Москвы от 3 августа 1999
года N 705 "О предоставлении Министерству экономики Российской Фе-
дерации в пользование земельного участка в 109 квартале Бутырского
хутора под строительство жилого комплекса" и от 21 ноября 2000 го-
да N 931 "О внесении изменений в постановление Правительства Моск-
вы от 03.08.99 N 705" как не повлекшие возникновения земельно-пра-
вовых отношений.
18.3. Постановление Правительства Москвы от 9 сентября 2003
года N 752-ПП "О предоставлении Министерству промышленности, науки
и технологий Российской Федерации в пользование части земельного
участка в 109 квартале Бутырского хутора для строительства жилых
домов ЖСК сотрудникам предприятий Министерства".
19. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Ресина В.И. и Аксенова П.Н.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 30 марта 2004 года N 178-ПП
СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА, МОДЕРНИЗАЦИИ,
РЕКОНСТРУКЦИИ И РЕНОВАЦИИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, А ТАКЖЕ
РЕОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ СЛОЖИВШЕЙСЯ ЗАСТРОЙКИ
ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГГ.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Паспорт программы ...............................................3
I. Анализ существующего состояния проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами ................9
1.1.Проблемный анализ и обоснование ...........................9
1.2.Градостроительный анализ и обоснование ...................13
1.3.Основные направления реализации программы ................19
II. Основные цели и задачи, ожидаемые результаты, этапы и сроки
реализации программы..........................................20
2.1.Основные цели программы ..................................20
2.2.Основные задачи программы ................................21
2.3.Основные понятия, термины и определения ..................22
2.4.Ожидаемые основные результаты.............................23
2.5.Этапы и сроки реализации программы........................23
III.Перечень программных мероприятий............................24
Подпрограмма 1. Постоянное повышение уровня и качества жизни
населения Москвы на основе комплексной реконструкции
сложившейся застройки.........................................24
Подпрограмма 2. Совершенствование городской системы
отраслевого управления процессами комплексной
реконструкции сложившейся застройки...........................28
Подпрограмма 3. Совершенствование управления территорией,
процессами развития и эксплуатации жилищного фонда............39
IV. Ресурсное обеспечение программы.............................45
V. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации
программы.....................................................47
VI. Организация управления программой...........................47
6.1.Организационно-функциональные звенья управления
программой....................................................47
6.2.Организация управления и контроля за исполнением
программы.....................................................48
Паспорт программы
капитального ремонта, модернизации,
реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также
реорганизации территорий сложившейся застройки города
Москвы на 2004-2006 гг.
Наименование - Среднесрочная программа капитального ремонта,
программы модернизации, реконструкции и реновации зданий,
сооружений, а также реорганизации территорий
сложившейся застройки города Москвы на 2004-2006
гг., далее программа.
Основание для - Постановление Правительства Москвы от 21 января
разработки 2003 года N 28-ПП "О программе капитального
программы ремонта, модернизации, реконструкции и реновации
зданий, сооружений и территорий сложившейся зас-
тройки, начиная с 2003 года, и основных объемных
показателях на 2003-2004 годы";
- Постановление Правительства Москвы от 05 августа
2003 года N 658-ПП "О внесении изменений и до-
полнений в Постановление Правительства Москвы от
21 января 2003 года N 28-ПП";
- Постановление Правительства Москвы от 12 августа
2003 года N 676-ПП "О капитальном ремонте и мо-
дернизации жилищного фонда без отселения жителей
на 2003-2004 годы".
Государствен- - Департамент градостроительной политики, развития
ный заказчик и реконструкции города Москвы.
программы
Государствен- - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и
ные заказчики- благоустройства города Москвы;
соисполнители - Префектуры административных округов города
программы Москвы.
Разработчики - Департамент градостроительной политики, развития
программы и реконструкции города Москвы;
- Департамент экономической политики и развития
города Москвы;
- Москомархитектура;
- ГУП "Управление перспективных застроек";
- префектуры административных округов города
Москвы;
- ГУП "НИиПИ Генплана Москвы";
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства города Москвы;
- Московский государственный строительный универ-
ситет;
- ГУП "МНИИТЭП";
- ООО "Центр менеджмента, оценки и консалтинга".
Цели - Постоянное повышение уровня и качества жизни
программы населения Москвы на основе формирования комплек-
сной жилой среды, отвечающей требованиям архи-
тектурно-пространственной выразительности, соци-
ально-психологического и экологического комфор-
та, безопасности и функциональной достаточности
городских жилых территорий в соответствии с ос-
новными задачами Генерального плана развития
Москвы;
- Совершенствование городской системы отраслевого
управления процессами капитального ремонта, мо-
дернизации, реконструкции и реновации зданий,
сооружений, а также реорганизации территорий
сложившейся застройки с обеспечением постоянного
снижения себестоимости (издержек) как при реали-
зации строительных программ, так и при дальней-
шей эксплуатации жилищного фонда;
- Создание эффективной системы управления террито-
рией, процессами развития и эксплуатации жилищ-
ного фонда на основе совершенствования института
самоуправлении при активном участии населения.
Основные - Обеспечение комплексности реконструкции (преоб-
задачи разования) территории сложившейся застройки с
программы определением квартала или иного однородного
территориально обособленного формирования или
его планировочно обособленной части в качестве
минимального элемента инвестиционного контракта;
- Повышение социальной эффективности комплексной
реконструкции сложившейся застройки на основе
осуществления постоянного мониторинга и плановых
исследований потребностей и возможностей населе-
ния к улучшению жилищных условий;
- Создание различных механизмов согласования с
москвичами вопросов переселения и формирования
благоприятной социальной среды реализации прог-
раммы;
- Обеспечение достаточного для реализации програм-
мы объема инвестиций на основе повышения откры-
тости участия инвесторов в конкурсах, упрощения
процедуры согласования проектов, повышения заин-
тересованности инвесторов в эксплуатации жилищ-
ного фонда и в планировании преобразований;
- Развитие инфраструктуры системы отраслевого уп-
равления процессами комплексной реконструкции
сложившейся застройки;
- Обеспечение эффективного перераспределения дохо-
дов, формирующихся у города в результате прове-
дения торгов на право заключения инвестиционных
контрактов, на финансирование социально значимых
и коммерчески непривлекательных проектов ренова-
ции и реконструкции, а также на капитальный ре-
монт;
- Создание условий постоянного повышения эффектив-
ности деятельности собственников и управляющих
недвижимостью в жилищной сфере, в том числе за
счет совершенствования института самоорганизации
населения и развития рынка услуг организаций,
управляющих процессами эксплуатации;
- Повышение качества строящегося жилья на основе
внедрения методов менеджмента качества, в том
числе за счет формирования сертификационных
центров, а также повышения инвестиционной прив-
лекательности процессов эксплуатации;
- Совершенствование нормативно-правовой базы работ
по комплексной реконструкции сложившейся заст-
ройки.
Основные - Постоянное повышение уровня и качества жизни на-
направления селения Москвы на основе комплексной реконструк-
реализации ции сложившейся застройки (блок мероприятий по
программы градорегулированию);
(подпрограммы) - Совершенствование городской системы отраслевого
управления процессами комплексной реконструкции
сложившейся застройки (инвестиционно-строитель-
ный блок мероприятий);
- Совершенствование управления территорией, про-
цессами развития и эксплуатации жилищного фонда
(блок мероприятий по управлению территорией).
Ожидаемые - Рост удовлетворенности населения условиями про-
результаты живания по результатам комплексной реконструкции
реализации сложившейся застройки (по итогам социологических
программы исследований);
- Устойчивое обеспечение объемов инвестиций, пос-
тупающих в результате заключения инвестиционных
контрактов, для проведения запланированных работ
по реконструкции и реновации;
- Обеспечение работ по реконструкции и реновации
зданий, сооружений и территорий - до 1,5
млн.кв.м в год;
- Формирование нормативно-правовой основы обеспе-
чения роста инвестиционной привлекательности
процессов эксплуатации жилищного фонда на основе
повышения эффективности управления территорией,
в том числе, за счет совершенствования механизма
самоуправления населения.
Финансовое обеспечение программы
Общий объем финансирования (из бюджетных источников) 684,07 млн.
руб., в том числе по годам реализации (млн. руб.):
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
|Структура финансирования | 2004 | 2005 | 2006 |
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
|По направлениям расходов: | | | |
+--------------------------------------+ | | |
|Финансирование по перечню программных | | | |
|мероприятий, в соответствии с распо- | 10 | 15 | 16 |
|ряжением Правительства Москвы от 5 де-| | | |
|кабря 2002 года N 1895-РП | | | |
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
|Проектно-изыскательные работы | | | |
|(оборот в течении года) |153,69*| 173,3* | 199,40*|
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
|Подготовка предпроектной документации | | | |
|организация и проведение конкурсов | 33,60 | 38,64 | 44,44 |
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
|Комплексная реконструкция сложившейся | |
|застройки, включая: | |
|- капитальный ремонт, модернизация |Определяются на основании|
| |экономических расчетов |
|- реконструкция, реновация |Определяются условиями |
| |инвестиционных контрактов|
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
|ИТОГО (бюджетные источники): |197,29 | 226,94 | 259,84 |
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
|По источникам финансирования: | |
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
|городской бюджет |197,29 | 226,94 | 259,84 |
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
|федеральный бюджет | 0 | 0 | 0 |
+--------------------------------------+-------+--------+--------+
|внебюджетные источники |Определяются условиями |
| |инвестиционных контрактов|
+--------------------------------------+-------------------------+
*) - средства подлежат компенсации по итогам конкурсов
Схема организации управления и контроля за исполнением
программы
Управление - Департамент градостроительной политики, разви-
программой тия и реконструкции города Москвы.
Порядок - В соответствии с Порядком планирования и реали-
комплексной зации ежегодных городских программ реконструкции
реконструкции сложившейся застройки (приложение 2 к настоящему
проекту постановления)
Финансирование - Департамент градостроительной политики, развития
программы и реконструкции города Москвы;
- Департамент экономической политики и развития
города Москвы;
- префектуры административных округов города Моск-
вы;
- Управление информатизации города Москвы (финан-
сирование осуществляется в соответствии с п.
2.1.7. Перечня мероприятий Городской целевой
программы "Электронная Москва" (ГЦП), утвержден-
ной Законом города Москвы от 09.07.2003 N 47 "О
Городской целевой программе "Электронная Моск-
ва");
- Иные источники (внебюджетные, инвестиционные).
Система - Департамент градостроительной политики, развития
контроля и реконструкции города Москвы;
- Координационный совет при Правительстве Москвы
по комплексному капитальному ремонту и рекон-
струкции зданий и сооружений;
- Контрольно-счетная палата Москвы;
- Главное контрольно-ревизионное управление
Москвы.
I. Анализ существующего состояния проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Проблемный анализ и обоснование
В Москве объемы капитального ремонта, модернизации, реконс-
трукции и реновации зданий и сооружений сложившейся застройки явно
не соответствуют потребностям города, темпам физического и мораль-
ного старения жилищного фонда, постоянно растущим запросам населе-
ния к качеству жилья и благоустройства территории.
В течение длительного времени капитальный ремонт жилых поме-
щений проводился в недостаточных объемах. При общих объемах жилья,
находящегося в неудовлетворительном состоянии - 28 млн.кв.м, в
этом году запланировано осуществить комплексный капитальный ремонт
жилых домов с отселением граждан на площади 36,8 тыс.кв.м, а капи-
тальный ремонт и модернизацию жилищного фонда без отселения жите-
лей - на площади 281,4 тыс.кв.м. Необходим переход к масштабному
осуществлению капитального ремонта и модернизации жилищного фонда,
ведению комплексной реконструкции градостроительных образований.
В капитальном ремонте, модернизации, реконструкции и ренова-
ции зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложив-
шейся застройки нуждается порядка 500 городских кварталов, что
составляет около 30% общего числа кварталов жилой застройки горо-
да. Ежегодная потребность в проведении этих работ составляет по-
рядка 50 кварталов.
Работы по реконструкции и реновации зданий, сооружений и тер-
риторий сложившейся застройки могут быть проведены только с прив-
лечением внебюджетных инвестиционных источников. К этому сектору
рынка имеется большой интерес инвесторов, однако объем инвестиций
в работу по реконструкции и реновации сложившейся застройки оста-
ется недостаточным.
В столице резко обостряется дефицит свободных от застроек зе-
мельных участков, на которых можно вести новое строительство. Те-
перь строительство жилых домов преимущественно связано со сносом
старых домов и с необходимостью решения проблемы переселения жите-
лей, систематического исследования их потребностей.
Сложившаяся ранее практика точечного ведения работ по капи-
тальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и
сооружений приводит к ухудшению архитектурно-пространственной вы-
разительности сложившейся застройки, уменьшению социально-психоло-
гического и экологического комфорта, снижению инвестиционной прив-
лекательности проектов.
Реконструкция и реновация, капитальный ремонт и модернизация
сложившейся застройки проводится в кварталах, которые, как прави-
ло, имеют сильно изношенное инженерное обеспечение (водопровод,
газ, канализация, электричество, тепло). Решение вопросов инженер-
ного обеспечения существенно влияет на затраты и порядок проведе-
ния реконструкционных работ. Введение новых норм на электроснабже-
ние жилых помещений пока оставляют открытыми вопросы по дополни-
тельной передаче электрической мощности, и, как следствие, приво-
дит к необходимости усиления распределительных магистральных
электрических сетей.
Реконструкция и реновация, капитальный ремонт и модернизация
зданий, сооружений, а также реорганизация территорий сложившейся
застройки проводится одновременно по нескольким программам, финан-
сируемым из различных источников (федеральный бюджет, московский
бюджет, иные источники).
Указанные работы контролируются различными ведомствами и их
общая координация в рамках отдельных территориальных единиц (нап-
ример, кварталов) практически отсутствует. Ведомственная разобщен-
ность ведения работ исключает возможность вариационного выбора ва-
рианта реконструкции с учетом множества заинтересованных сторон,
включая органы власти, инвесторов и жителей. В условиях межведомс-
твенной разобщенности затруднено решение вопросов определения ос-
вобождающихся от застроек территорий, в частности, при реорганиза-
ции производственных территорий, общий высвобождаемый ресурс кото-
рых только на 2004-2006 годы составляет порядка 370 га.
Таким образом, в области организации работ по капитальному
ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооруже-
ний, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города
Москвы обострены следующие проблемы:
- работы проводятся в крайне недостаточных объемах;
- не проводится комплексный анализ требований жителей, предприятий
и организаций, органов государственной власти, префектур к прове-
дению комплексной реконструкции сложившейся застройки;
- отсутствует плановое начало, обеспечивающее эффективное межве-
домственное взаимодействие при осуществлении комплексной реконс-
трукции сложившейся застройки города;
- остается высоким риск вложения инвестиций, ограничены возможнос-
ти инвестора в реализации проектов комплексной реконструкции гра-
достроительных образований;
- чрезвычайно медленно идет процесс согласования исходно-разреши-
тельной и проектной документации;
- отсутствуют управленческие механизмы, обеспечивающие постоянное
снижение издержек (себестоимости) работ, как при реализации строи-
тельных программ, так и при эксплуатации жилищного фонда;
- устарели нормативы, определяющие требования к работам по капи-
тальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и
сооружений.
Актуальность и важность перечисленных проблем потребовали от
Правительства Москвы принятия мер по стимулированию их решения.
Так, разработана концепция программы капитального ремонта,
модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и тер-
риторий сложившейся застройки, начиная с 2003 года, и основных
объемных показателях на 2003-2004 годы (Постановление Правительст-
ва Москвы от 21 января 2003 года N 28-ПП, Постановление Правитель-
ства Москвы от 5 августа 2003 года N 658-ПП "О внесении изменений
и дополнений в Постановление Правительства Москвы от 21 января
2003 года N 28-ПП"). Концепция направляет работы по комплексной
реконструкции (реновации), модернизации и благоустройства жилых
районов на переход от территориального роста города к качественно-
му преобразованию сложившейся застройки.
Приняты законы города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О
порядке градостроительного планирования развития территорий адми-
нистративных округов, районов города Москвы" и от 11 июня 2003 го-
да N 41 "Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в
период строительства, реконструкции, комплексного капитального ре-
монта градостроительных объектов в городе Москве".
Постановлением Правительства города Москвы от 29 июля 2003
года N 597-ПП "О порядке формирования адресных перечней строек и
городских программ жилищного строительства" определен состав работ
и исполнителей по этапам формирования адресных перечней строек на
4-летний период и городских программ на 3-летний период.
Постановлением Правительства города Москвы от 13 мая 2003 го-
да N 365-ПП определен порядок организации и проведения конкурсов
комплексной реконструкции и реновации зданий, сооружений и терри-
торий сложившейся застройки в городе Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 19 августа 2003 года N
698-ПП утверждена Методика определения размера компенсации инвес-
торами городу за социальную и инженерную инфраструктуру при строи-
тельстве и реконструкции жилых объектов.
Постановлением Правительства Москвы от 08 июля 2003 года N
230-ПП утверждена структура городской программы ежегодного строи-
тельства жилья в г. Москве.
Однако принимаемых Правительством Москвы мер в сфере ведения
работ по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и рено-
вации зданий и сооружений сложившейся застройки недостаточно для
решения вышеперечисленных обострившихся проблем. Улучшению ситуа-
ции мешают, прежде всего, следующие причины:
- обострение дефицита свободных от застроек земельных участков и
недостаток бюджетного финансирования;
- отсутствие ясных и открытых правил организации переселения,
участия населения в творческом процессе капитального ремонта, мо-
дернизации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложив-
шейся застройки;
- отсутствие эффективной городской системы отраслевого управления
процессами, большая трудоемкость согласования документации;
- отсутствие эффективных систем информирования инвесторов об ин-
вестиционных конкурсах;
- неэффективная система управления территорией, развитием и экс-
плуатацией жилищного фонда.
Вместе с тем в Москве есть необходимый потенциал (возможнос-
ти) для развития работ по капитальному ремонту, модернизации, ре-
конструкции и реновации зданий, сооружений и территорий на основе
комплексного подхода. Эти возможности характеризуется следующими
факторами:
- большинство проектов по реконструкции и реновации зданий, соору-
жений и территорий являются высокорентабельными и привлекательными
для инвесторов;
- сложилась устойчивая тенденция снижения рисков инвестирования за
счет совершенствования организации работ, улучшения нормативно-
правовой базы, внедрения в работу строительного комплекса информа-
ционных технологий управления ресурсами;
- накоплен большой опыт планирования и организации строительных
работ, разработки исходно-разрешительной и проектной документации,
проведения экспертизы, формирования стоимости и проведения тенде-
ров по новому строительству;
- имеется исходная информационная база по составу первоочередных
объектов и номенклатуре задач для комплексной реконструкции сло-
жившейся застройки;
- имеются стартовые материально-технические, финансовые и трудовые
ресурсы, а также ресурсы ведомств федерального подчинения, других
территорий;
- имеются новые возможности использования продуктов стройиндустрии
и промышленности строительных материалов, позволяющие существенно
повышать качество капитального ремонта, модернизации, реконструк-
ции и реновации зданий и сооружений;
- имеются технологии, позволяющие за счет реконструкции зданий и
сооружений достигать существенно более низкой себестоимости по
сравнению с реновацией, включающей снос зданий и новое капитальное
строительство и др.
Однако существующий организационно-управленческий механизм
обеспечения комплексности работ по капитальному ремонту, модерни-
зации, реконструкции и реновации зданий и сооружений сложившейся
застройки города Москвы (далее по тексту - комплексной реконструк-
ции сложившейся застройки) эти возможности использует недостаточ-
но.
1.2. Градостроительный анализ и обоснование
Планирование объемов, темпов и очередности проведения мероп-
риятий по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и ре-
новации зданий и сооружений сложившейся застройки города Москвы
ведется в соответствии с Генеральным планом развития Москвы до
2020 года, а также формируемой на его основе Территориальной схемы
очередности разработки и реализации городских программ по капи-
тальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий и
сооружений сложившейся застройки (далее по тексту - Территориаль-
ная схема).
Территориальная схема регулярно уточняется на основании более
детального учета изменений организационно-технических, инвестици-
онно-финансовых, строительно-технологических и нормативно-правовых
возможностей реализации планируемых мероприятий.
В соответствии с результатами разработки Территориальной
схемы и рекомендациями Координационного совета по комплексному ка-
питальному ремонту и реконструкции зданий и сооружений города
Москвы от 11 июня 2003 года основным первичным объектом комплекс-
ной реорганизации принят квартал сложившейся застройки, в т.ч.
расположенные на его территории здания, сооружения, объекты комп-
лексного благоустройства и инженерной инфраструктуры.
В настоящее время результаты разработки Территориальной схемы
рассматриваются как одно из оснований формирования долгосрочной
городской программы комплексной реконструкции сложившейся застрой-
ки, приоритетное в части территориального распределения планируе-
мых мероприятий (территориальных подпрограмм) и паритетное в части
объемов, темпов и сроков их реализации. Основными результатами
разработки Территориальной схемы являются:
- типы сохранения и реорганизации сложившейся застройки;
- распределение подпрограмм по территории города;
- распределение объемов мероприятий по видам территориальных и от-
раслевых подпрограмм;
- распределение видов мероприятий по очередности их реализации.
При этом основными типами реорганизации сложившейся застройки
считаются:
- капитальный ремонт и модернизация;
- реконструкция и реновация (замена);
- научная реставрация и реконструкция исторического фонда;
- комплексное благоустройство территории.
Режим капитального ремонта и модернизации, включая планово-
предупредительный и комплексный ремонт, предусмотрен для жилых
строений, не нуждающихся в улучшении планировки квартир и с изно-
сом основных элементов, не превышающем 60%.
Режим реконструкции предусмотрен для части жилищного фонда
города, требующей замены перекрытий и (или) перепланировки квар-
тирной части при условии, что износ основных элементов таких зда-
ний не превышает 40%. Для оставшейся части жилищного фонда города,
износ основных элементов которой превышает 40%, предлагается режим
реновации.
Учитывая приоритет сохранения историко-культурного наследия и
средового своеобразия застройки, изначально из всего жилищного
фонда города выделяется фонд, обладающий вышеназванной ценностью и
сконцентрированный, преимущественно, в центральной части города.
Основные объемные показатели комплексной реконструкции сло-
жившейся жилой застройки до 2007 года в программе определены с
учетом оценок объемов жилищного фонда, требующего проведения ме-
роприятий по сохранению (капитальному ремонту и модернизации) и
реорганизации (реконструкции и реновации) в долгосрочной перспек-
тиве, определяемой Генеральным планом развития города до 2020 го-
да. Так, прогнозируемые объемные показатели комплексной реконс-
трукции сложившейся жилой застройки на этот долгосрочный период
составляют 72 млн.кв.м общей площади, в т.ч. мероприятия по сохра-
нению (капитальный ремонт и модернизация) жилищного фонда - 43
млн.кв.м общей площади, мероприятия по реорганизации (реконструк-
ция и реновация) - 29 млн.кв.м.
Мероприятия по сохранению жилищного фонда включают научную
реставрацию и реконструкцию застройки, обладающей историко-куль-
турной и средовой ценностью.
Предусмотренные настоящей программой объемы и среднегодовые
темпы проведения работ по реконструкции и реновации территорий
сложившейся застройки на 2004-2006 гг. составляют, соответственно:
4,5 млн.кв.м при средних темпах проведения работ - до 1,5 млн.кв.м
в год.
Территориальное распределение приведенных показателей харак-
теризует территориальные подпрограммы сохранения и реорганизации
жилищного фонда города. Проектные предложения Территориальной схе-
мы исходят из условия полного использования расчетного нормативно-
го резерва территории, при этом использование нормативного резерва
на территориях кварталов с режимом преимущественного капитального
ремонта предполагает дополнительный режим вмешательства, не нап-
равленный непосредственно на компенсацию физического и морального
старения существующего жилищного фонда, а именно - режим жилищного
строительства (доуплотнения).
Общая площадь кварталов, на территории которых сконцентриро-
вана основная масса (90%) жилой застройки, нуждающейся в реставра-
ции, капитальном ремонте, реконструкции и реновации (замене) до
2007 года, составляет 4,2 тыс.га. Из них 3,0 тыс.га составляют
кварталы, на территории которых превалирует один из вышеназванных
типов реорганизации, и 1,2 тыс.га - кварталы смешанных типов.
В кварталах с преимущественным капитальным ремонтом, занимаю-
щих 1,1 тыс.га, 0,8 тыс.га составляют кварталы, на которых норма-
тивно допустимо доуплотнение сложившейся застройки в объеме 3,8
млн.кв.м при необходимости преобразования 5,3 млн.кв.м существую-
щего фонда. На территории остальных кварталов с преимущественным
капитальным ремонтом при объеме работ в 2 млн.кв.м возможный объем
строительства не превысит 0,66 млн.кв.м.
Кварталы преимущественной реорганизации занимают: 0,33 тыс.га
- кварталы преимущественной реконструкции и 0,6 тыс.га - кварталы
преимущественной реновации существующего жилищного фонда.
В целом по городу объемы фонда нуждающегося в преобразовании,
и объемы возможного при этом строительства практически равны. Для
того, чтобы построить 1 кв.м на территории кварталов сложившейся
застройки, необходимо привести в порядок 1 кв.м существующего жи-
лищного фонда.
Так, для кварталов преимущественного капитального ремонта без
возможности доуплотнения среднее значение коэффициента реорганиза-
ции составляет 0,3; для кварталов преимущественной научной рестав-
рации - 0,6; для кварталов капитального ремонта с доуплотнением -
0,8; для кварталов со смешанным режимом реорганизации -1,1; для
кварталов преимущественной реконструкции (реновации (замены) жи-
лищного фонда - 1,6 - 1,7.
Среди административных округов наиболее значительные объемы
капитального ремонта сконцентрированы в Восточном и Юго-Западном
административных округах.
Наиболее значительные объемы реконструкции сконцентрированы
на территории Центрального, Юго-Западного, Западного и Восточного
административных округов.
Наибольшие объемы реновации отмечаются на территории ЮгоЗа-
падного и Западного административных округов.
В целом, наиболее значительные масштабы вмешательства ожида-
ются на территории Центрального, Юго-Западного, Западного и Вос-
точного административных округов.
В сроки реализации настоящей программы капитальный ремонт в
значительной мере будет сконцентрирован на территории Центрального
и Западного административных округов. Наибольшая потребность в ре-
конструкции состоит в Центральном и Западном административных ок-
ругах, в реновации - в Северном, Юго-Западном и Западном админист-
ративных округах.
В целом проектные предложения Территориальной схемы затраги-
вают 24 млн.кв.м жилищного фонда дореволюционного и доиндустриаль-
ного периода постройки, 22 млн.кв.м пятиэтажного жилищного фонда
1-го периода индустриального домостроения, 18 млн.кв.м 8-12-этаж-
ного жилищного фонда II-го периода индустриального домостроения и,
в целях обеспечения комплексной реорганизации территории кварта-
лов, 8 млн.кв.м жилищного фонда III-го периода индустриального до-
мостроения. Основной объем работ по отношению к дореволюционному и
доиндустриальному фонду составляют мероприятия по его капитальному
ремонту и реставрации - 16 млн.кв.м.
В пятиэтажном жилищном фонде объемы работ по капитальному ре-
монту и реорганизации застройки равны и составляют 11 млн.кв.м. В
дополнение к принятым городским программам Территориальная схема
предусматривает реновацию 2.5 млн.кв.м и реконструкцию 4.0
млн.кв.м пятиэтажной застройки, т.н. "несносимых" серий.
Поровну распределяются объемы мероприятий по капитальному ре-
монту и реорганизации в 8-12-этажной жилой застройке II-го периода
индустриального домостроения.
В составе требующего вмешательства до 2020 года жилищного
фонда III-го периода индустриального домостроения основную долю
работ - 7.0 млн.кв.м составляет капитальный ремонт.
Проектные предложения Территориальной схемы частично коррек-
тируют показатели основных направлений развития жилой застройки,
предусмотренные Генеральным планом города. В связи с активным мо-
ральным старением жилищного фонда объем застройки, предлагаемой к
реновации, увеличивается на 54%, а объем фонда, предлагаемого к
реконструкции и реставрации уменьшается на 11%.
Территориальной схемы учтены три основные группы факторов:
- факторы технического состояния жилищного фонда города, в т.ч.
состояние инженерных коммуникаций;
- факторы социальных условий фактического использования жилищного
фонда;
- факторы градостроительной, в том числе пространственной, органи-
зации застройки и функционально-планировочной организации террито-
рии жилых образований.
Вместе с тем, наряду с перечисленными, в работах по комплекс-
ной реконструкции конкретных кварталов приходится учитывать и дру-
гие важные факторы, такие как: согласие москвичей на переселение и
преобразование, учет мнения префектур административных округов,
состояние инженерной инфраструктуры, инвестиционная обеспеченность
проекта, прогнозируемая эффективность управления жильем (процесса-
ми эксплуатации), экологический фактор.
Проектное решение по установлению для кварталов размещения
существующей жилой застройки (не обладающей историко-культурной и
средовой ценностью) одного преобладающего или нескольких режимов
поддержания или реорганизации жилищного фонда, а именно: проведе-
ния планово-предупредительного или комплексного капитального ре-
монта и модернизации, проведения реконструкции, замены фонда, ос-
новывается на сопоставлении градостроительных и технических крите-
риев целесообразности вышеназванных видов мероприятий.
Предложения по градостроительно целесообразным режимам реор-
ганизации жилой застройки формируются, исходя из учета перспектив-
ного качества градостроительной организаций жилых территорий и
перспективного качества размещенного на них жилищного фонда.
При оценке перспективного качества жилых территорий учитыва-
ются как их природно-экологические, так и урбанистические характе-
ристики. В качестве критериев природно-экологических характеристик
в работе используются показатели оценки близости размещения жилых
территорий по отношению к сохраняемым и проектируемым участкам
озелененных природных территорий, а также показатели оценки прог-
нозируемого на перспективу экологического состояния жилых террито-
рий.
Основными критериями оценки урбанистических характеристик жи-
лых территорий являются их транспортное сообщение с другими жилыми
районами города и местами приложения труда и рекреации, насыщен-
ность объектами торговли, обслуживания и социальной инфраструкту-
ры, развитость системы внутренних пешеходных связей и территорий
общего пользования.
Критериями оценки перспективного качества жилищного фонда го-
рода в работе являются, с одной стороны, показатели существующего
качества планировки квартир основных типов жилых зданий, с другой
- характеристика конструктивной схемы жилых зданий, определяющая
потенциальные возможности улучшения планировки квартир в ходе ре-
конструкции застройки. В настоящее время к перечисленным критериям
качества дополняются критерии, полученные по результатам проведе-
ния социологических исследований уровня удовлетворенности жилищны-
ми условиями среди жителей реорганизуемых территорий.
Предложения по установлению технически целесообразных режимов
реорганизации жилищного фонда города базируются на фактических
данных о степени физической амортизации основных и сменяемых эле-
ментов жилых зданий, данных о категории капитальности жилых зданий
и анализа динамики амортизации жилищного фонда различной категории
капитальности.
В составе определенной части жилищного фонда города выделяет-
ся фонд с деревянными перекрытиями, замена которых на железобетон-
ные, а, следовательно, и реконструкция зданий необходима по сооб-
ражениям обеспечения пожарной безопасности.
1.3. Основные направления реализации программы
Комплексный анализ существующих проблем, причин, препятствую-
щих их разрешению, имеющихся потенциальных возможностей преобразо-
вания территорий позволил определить следующие основные направле-
ния реализации программы, соответствующие ее основным целям (подп-
рограммы):
- постоянное повышение уровня и качества жизни населения Москвы на
основе комплексной реконструкции сложившейся застройки (градорегу-
лирование);
- совершенствование городской системы отраслевого управления про-
цессами комплексной реконструкции сложившейся застройки (инвести-
ционно-строительная деятельность);
- совершенствование управления территорией, процессами развития и
эксплуатации жилищного фонда (управление территорией).
Реализацию указанных направлений для решения вышеперечислен-
ных проблем невозможно осуществить в пределах одного - двух лет,
поскольку предусматривается проведение большого количества сред-
несрочных взаимосвязанных мероприятий социального характера, раз-
работка новых нормативных механизмов управления и принятия реше-
ний, дальнейшее развитие творческой инициативы населения, префек-
тур, инвесторов и застройщиков, подготовка специалистов, совер-
шенствование процессов переселения, улучшение взаимодействия обще-
городских и территориальных уровней управления, повышение эффек-
тивности финансовых механизмов и инженерной инфраструктуры. В нас-
тоящей программе заложены мероприятия для отработки эффективных
механизмов управления процессами комплексной реконструкции сложив-
шейся застройки города, его организационного, информационного,
нормативно-правового обеспечения.
Формирование объемных и временных показателей настоящей прог-
раммы проведено с учетом необходимости последующей разработки
программ комплексной реконструкции сложившейся застройки города,
временной диапазон которых диктуется Генеральным планом развития
Москвы - до 2010 и 2020 годов.
Вместе с тем растягивать реализацию программы на существенно
более длительный срок также нецелесообразно, поскольку постоянно
изменяется экономическая ситуация, растет инвестиционный рейтинг
России, увеличиваются качественные потребности жителей к различным
аспектам жилищных условий, появляются новые технологические воз-
можности совершенствования управления и ведения реконструкционных
работ. В связи с этим программа рассчитана на 3-годичный период с
возможной пролонгацией или подготовкой новой - долгосрочной -
программы.
Настоящая программа разработана на основе Закона города Моск-
вы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах
в городе Москве" и Генерального плана развития Москвы до 2020 го-
да. Проблемное обоснование программных мероприятий проведено на
основе комплексного стратегического анализа факторов, способствую-
щих достижению целей и решению задач программы.
Программа базируется на удовлетворении реальных потребностей
всех участников ее реализации, включая, в первую очередь, населе-
ние города Москвы, органы государственной власти и местного само-
управления, инвесторов и застройщиков.
II. Основные цели и задачи, ожидаемые результаты,
этапы и сроки реализации программы
2.1. Основные цели программы
2.1.1. Постоянное повышение уровня и качества жизни населения
Москвы на основе формирования комплексной жилой среды, отвечающей
требованиям архитектурно-пространственной выразительности, соци-
ально-психологического и экологического комфорта, безопасности и
функциональной достаточности городских жилых территорий в соот-
ветствии с основными задачами Генерального плана развития Москвы.
2.1.2. Совершенствование городской системы отраслевого управ-
ления процессами капитального ремонта, модернизации, реконструкции
и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий
сложившейся застройки с обеспечением постоянного снижения себесто-
имости (издержек) как при реализации строительных программ, так и
при дальнейшей эксплуатации жилищного фонда.
2.1.3. Создание эффективной системы управления территорией,
процессами развития и эксплуатации жилищного фонда на основе со-
вершенствования института самоуправлении при активном участии на-
селения.
2.2. Основные задачи программы
2.2.1. Обеспечение комплексности решения вопросов реорганиза-
ции (преобразования, реконструкции) территории сложившейся заст-
ройки с определением квартала или его планировочно-обособленной
части в качестве минимального элемента инвестиционного контракта.
2.2.2. Повышение социальной эффективности комплексной реконс-
трукции сложившейся застройки на основе осуществления постоянного
мониторинга и плановых исследований потребностей населения к улуч-
шению жилищных условий.
2.2.3. Создание различных механизмов согласования с москвича-
ми вопросов переселения и формирования благоприятной социальной
среды реализации программы.
2.2.4. Обеспечение достаточного для реализации программы объ-
ема инвестиций на основе повышения открытости участия инвесторов в
конкурсах, упрощения процедуры согласования проектов, повышения
заинтересованности инвесторов в эксплуатации жилищного фонда и в
планировании преобразований.
2.2.5. Развитие инфраструктуры системы отраслевого управления
процессами комплексной реконструкции сложившейся застройки.
2.2.6. Обеспечение эффективного перераспределения доходов,
формирующихся у города в результате проведения торгов на право
заключения инвестиционных контрактов, на финансирование социально
значимых и коммерчески непривлекательных проектов реновации и ре-
конструкции, а также капитальный ремонт.
2.2.7. Создание условий постоянного повышения эффективности
деятельности собственников и управляющих недвижимостью в жилищной
сфере, в том числе за счет совершенствования института самооргани-
зации населения и развития рынка услуг организаций, управляющих
процессами эксплуатации.
2.2.8. Повышение качества строящегося жилья на основе внедре-
ния методов менеджмента качества, в том числе за счет формирования
сертификационных центров, а также повышения инвестиционной привле-
кательности процессов эксплуатации.
2.2.9. Совершенствование нормативно-правовой базы работ по
комплексной реконструкции сложившейся застройки.
2.3. Основные понятия, термины и определения
Основные направления развития жилой застройки города - комп-
лекс установленных Генеральным планом развития города Москвы мер
по совершенствованию и развитию сложившейся жилой застройки города
и формированию жилой застройки на высвобождаемых городских терри-
ториях изменяемого функционального использования.
Совершенствование и развитие сложившейся жилой застройки го-
рода - комплекс мер по сохранению и реорганизации сложившейся
застройки.
Сохранение сложившейся жилой застройки города - комплекс мер
по научной реставрации и реконструкции сложившейся жилой застрой-
ки, обладающей историко-культурной или средовой ценностью, поддер-
жанию застройки, находящейся в хорошем физическом состоянии, капи-
тальному ремонту и модернизации сохраняемого жилого и нежилого
фонда и внедомовых инженерных коммуникаций и устройств, а так же
обеспечению комплексного благоустройства территорий градострои-
тельных образований.
Реорганизация сложившейся жилой застройки города - комплекс
мер по реконструкции и реновации (замене) жилищного фонда, капи-
тальному ремонту и технической модернизации внедомовых инженерных
коммуникаций и устройств, обеспечению нормативных требований в
части санитарно-гигиенической обстановки, комплексного благоуст-
ройства и функционально-планировочной организации территории жилых
образований, размещения объектов социальной инфраструктуры.
Территория комплексной реконструкции сложившейся застройки -
квартал или его планировочно обособленная часть, в пределах кото-
рых все существующие жилые и нежилые здания, в том числе объекты
социальной инфраструктуры, сооружения, в том числе плоскостные,
элементы благоустройства, в том числе озеленения, инженерные ком-
муникации и устройства, являются объектами проведения взаимосвя-
занного комплекса мер по сохранению и реорганизации сложившейся
застройки города.
Управление территорией сложившейся жилой застройки - управле-
ние территорией сложившейся жилой застройки, процессами развития и
эксплуатации жилищного фонда на основе института кондоминиума и
товариществ собственников жилья.
2.4. Ожидаемые основные результаты
2.4.1. Рост удовлетворенности населения условиями проживания
по результатам комплексной реконструкции сложившейся застройки (по
итогам социологических исследований).
2.4.2. Устойчивое обеспечение объемов инвестиций, поступающих
в результате заключения инвестиционных контрактов, для проведения
запланированных работ по реконструкции и реновации.
2.4.3. Обеспечение работ по комплексной реконструкции сложив-
шейся жилой застройки в объеме до 2,3 млн.кв.м в год, в том числе:
- реконструкцию и реновацию зданий, сооружений и территорий -
до 1,5 млн. кв.м в год;
- капитальный ремонт и модернизацию зданий, сооружений и тер-
риторий - до 0,7 млн.кв.м в год.
2.4.4. Обеспечение экономии расходов средств из городского
бюджета, предусматриваемых на предоставление жилья очередникам на
социальное