ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 апреля 1999 г. N 329-ПП
О развитии инициативы жителей
Центрального административного округа по
передаче им в управление жилых домов,
финансовых средств и ответственности за
эксплуатацию жилищного фонда
На территории Центрального административного округа в настоящее
время действует 224 различных объединения жителей, которые в разной
степени участвуют в решении вопросов обеспечения сохранности,
содержания и эксплуатации жилых домов и придомовых территорий,
наведения и поддержания порядка в своих подъездах: эти задачи
реализуются в деятельности 18 территориальных общин, 93 товариществ
собственников жилья (из них 36 товариществ приняли дома в управление),
91 жилищных и жилищно-строительных кооперативов, 5 молодежных жилищных
кооперативов, 17 объединений жителей других организационно-правовых
форм. В 16 домах в настоящее время проведены учредительные собрания
жителей с целью создания товариществ собственников жилья (документы
находятся на стадии регистрации).
Инициативы различных объединений жителей по участию в управлении
жилыми домами и придомовыми территориями находят поддержку у префекта
Центрального административного округа. Им утверждена целевая
комплексная Программа поддержки инициативы жителей. Программа
разработана с учетом опыта деятельности домовых комитетов,
территориальных общин, товариществ собственников жилья в районах, их
взаимодействия с районными Управами, окружными и городскими службами.
Опыт деятельности отдельных общин, товариществ собственников жилья
Центрального административного округа доказывает преимущество данных
форм самоорганизации жителей в обеспечении сохранности жилищного
фонда, придомовой территории, наведении и поддержании порядка в
подъездах жилых домов.
Вместе с тем в работе по поддержке объединений жителей префект
Центрального административного округа, районные Управы сталкиваются с
целым рядом проблем, которые характерны не только для Центрального
административного округа. Это в первую очередь недостаточно
проработанные механизмы передачи жилищного и нежилого фонда, земельных
участков товариществам собственников жилья. Не полностью отработаны
механизмы содержания и эксплуатации кондоминиумов, финансирования
товариществ собственников жилья, комплексного контроля за их
финансово-хозяйственной и организационно-уставной деятельностью.
Большие сложности испытывают инициативные группы жителей при
определении хозяйственно-экономических условий для создаваемого по их
инициативе товарищества собственников жилья.
Практика действующих и создаваемых территориальных общин,
товариществ собственников жилья в домах уже существующей застройки
муниципального жилищного фонда (каких подавляющее большинство в
Центральном административном округе) показывает, что практически ни на
каких территориях города (кроме новостроек) заранее не определены и не
выделены земельно-имущественные комплексы (возможные кондоминиумы) в
г.Москве как объекты управления и как условие для образования
товариществ собственников жилья. Москомземом не разработана методика
нормативного и сверхнормативного выделения земельных участков для
кондоминиумов. Все это создает у жителей и районных Управ большие
сомнения в дееспособности и надежности создаваемых товариществ
собственников жилья.
Многие товарищества собственников жилья не могут реализовать свое
право на оформление и управление кондоминиумом, а осуществляют лишь
общий контроль за использованием выделяемых средств на эксплуатацию и
обслуживание. Советы территориальных общин мало информированы о
процедуре, целях и возможностях создания товариществ собственников
жилья, но готовы участвовать в сохранении и благоустройстве домов на
своей территории.
Префектурой и районными Управами Центрального и других
административных округов еще недостаточно используются различные
информационные каналы для разъяснения и поддержки инициатив жителей по
организации сохранности подъездов и дворовых территорий, по передаче
им в управление жилых домов, финансовых средств и ответственности за
эксплуатацию жилищного фонда. Недостаточность реальных экономических
механизмов формирования и деятельности товариществ собственников жилья
сдерживает развитие более широкой пропаганды в этом направлении и
приводит к конфликтным ситуациям между действующими товариществами
собственников жилья и городскими, районными службами.
В целях обеспечения активного участия жителей в решении вопросов
сохранности и эксплуатации жилищного фонда Правительство Москвы
постановляет:
1. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы как координатору действий городских структур
исполнительной власти по данным вопросам совместно с Департаментом
государственного и муниципального имущества города Москвы, Московским
земельным комитетом, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства, префектами административных округов в срок до 1
октября 1999 года разработать и представить на утверждение
Правительства Москвы комплексную городскую программу формирования
кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности
товариществ собственников жилья (далее ТСЖ).
2. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы:
2.1. Совместно с Департаментом государственного и муниципального
имущества города Москвы, Московским земельным комитетом,
Москомархитектурой, Московским городским комитетом по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Городским
бюро технической инвентаризации в срок до 1 августа 1999 года
разработать и внести на утверждение Правительства Москвы положение о
едином порядке оформления необходимого пакета документов для
регистрации имущественно-земельных комплексов (кондоминиумов), при
этом установить, что оформление документов производится без взимания
платы.
2.2. Организовать с участием заинтересованных организаций
разработку типовой методики для составления ТСЖ технико-экономического
обоснования доходов и расходов на техническое содержание, эксплуатацию
и ремонт жилых домов в кондоминиуме. Совместно с Управлением
городского заказа, Департаментом финансов в течение 1999 года
подготовить инструкцию по составлению технико-экономического
обоснования для управления жилыми домами.
2.3. Совместно с Управлением городского заказа, Департаментом
государственного и муниципального имущества города Москвы в срок до 1
сентября 1999 года разработать и внести на рассмотрение Правительства
Москвы положение о порядке управления жилыми домами, находящимися в
коллективной собственности, и передаче домов в управление ТСЖ,
предусмотрев при этом возможность введения внешнего управления в
случае возникновения дезорганизации в деятельности ТСЖ.
2.4. Совместно с Управлением городского заказа, департаментами
финансов, экономической политики и развития г.Москвы, государственного
и муниципального имущества города Москвы и Московским земельным
комитетом в срок до 1 сентября 1999 года разработать механизм
обеспечения дотационных выплат на содержание жилищного фонда,
находящегося в управлении ТСЖ, территориальной общины, с учетом
переданного им в управление имущества.
3. Префектам административных округов:
3.1. Совместно с Московским земельным комитетом,
Москомархитектурой, Департаментом муниципального жилья и жилищной
политики Правительства Москвы, Управлением жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства в срок до 1 августа 1999 года завершить
проведение работ по определению жилых домов и границ земельных
участков, где имеются предпосылки для формирования
имущественно-земельных комплексов (кондоминиумов), создания ТСЖ и
передачи им в управление жилых домов и земельных участков. В Ш
квартале 1999 года представить на утверждение Правительства Москвы
перечни адресов жилых домов, где имеются предпосылки для формирования
имущественно-земельных комплексов с учетом наличия прилегающих
земельных участков.
3.2. Во П квартале 1999 года определить организационную форму и
обеспечить на постоянной основе организационно-консультативную помощь
инициативным группам жителей в разработке и оценке перспектив
экономической целесообразности деятельности ТСЖ, в создании
товариществ и территориальных общин, формировании кондоминиумов, а
также действующим товариществам и территориальным общинам по вопросам
их деятельности.
3.3. Рекомендовать использовать опыт префектуры Центрального
административного округа по введению за счет бюджетных и внебюджетных
средств дополнительных должностей работников, ответственных за работу
с населением, с объединениями жителей, в т.ч. товариществами
собственников жилья, территориальными общинами.
4. Главам районных Управ:
4.1. Обеспечить своевременное и полное представление дирекциями
единого заказчика районов документации, необходимой ТСЖ (инициативным
группам - в случае принятия решения о создании ТСЖ) для регистрации
юридического лица и земельно-имущественного комплекса.
4.2. Совместно с Государственной жилищной инспекцией г.Москвы
осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка передачи
жилых домов в управление ТСЖ с обязательным определением зон
ответственности их содержания и эксплуатации территории домовладения,
инженерных сетей и оборудования.
4.3. Рекомендовать включение в состав ревизионных комиссий
товариществ собственников жилья представителя районной Управы с целью
осуществления государственного контроля за финансово-хозяйственной и
организационно-уставной деятельностью товариществ собственников жилья
во избежание финансовых и иных злоупотреблений.
5. Комитету территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления:
5.1. До 1 августа 1999 года подготовить нормативный документ,
регламентирующий функции работников, ответственных за работу с
населением, с объединениями жителей, в т.ч. товариществами
собственников жилья, территориальными общинами.
5.2. Совместно с префектами административных округов и районными
Управами в первом полугодии 1999 года разработать и реализовать
программу информационного обеспечения инициатив жителей по
практическому их участию в работах по содержанию и эксплуатации
жилищного фонда и придомовых территорий, по передаче им в управление
жилых домов и земельных участков, финансовых средств и ответственности
за эксплуатацию жилищного фонда.
5.3. Совместно с Управлением жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства, Государственной жилищной инспекцией г.Москвы
организовать ежегодный городской конкурс на лучшую реализацию
инициатив жителей по благоустройству и содержанию подъездов и
придомовых территорий. В срок до 1 июля 1999 года представить
положение о городском конкурсе на лучшую реализацию инициатив жителей
по благоустройству и содержанию подъездов и придомовых территорий.
5.4. Совместно с префектами административных округов:
5.4.1. Организовать тематические выставки, семинары для
руководителей и специалистов районных Управ об опыте решения проблем
жилищно-коммунального хозяйства, в т.ч. деятельности ТСЖ, а также
территориальных общин, других самоуправляемых объединений граждан,
взявших на себя ответственность по вопросам содержания жилищного фонда
и придомовых территорий (по отдельному плану).
5.4.2. Организовать специальные тематические программы и
публикации о деятельности районных Управ по реформе
жилищно-коммунального хозяйства в городских средствах массовой
информации (по отдельному плану).
5.4.3. Организовать в Ш квартале 1999 года передвижную выставку
об опыте реализации инициатив жителей по благоустройству дворовых и
придомовых территорий, подъездов жилых домов.
6. Комитету территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления обратиться в срок до 1 июня 1999 года
в Государственную налоговую службу Российской Федерации с просьбой
внести изменение в приказ Государственной налоговой службы Российской
Федерации от 13.06.96 N ВА-3-12/49 в части исключения требований по
заполнению приложения 1 к карте постановки на учет
налогоплательщика-организации при постановке на учет ТСЖ, созданных
ими ассоциаций и объединений в связи с отсутствием уставного фонда у
товариществ собственников жилья.
7. Департаменту внебюджетной политики строительства города Москвы
продолжить практику создания товариществ собственников жилья и
формирования кондоминиумов на объектах, строительство которых
финансируется за счет средств внебюджетного жилищно-инвестиционного
фонда.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.,
заместителя Премьера Правительства Москвы Петрова А.В., префектов
административных округов.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков