ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 марта 2004 г. N 172-ПП
О мерах по обеспечению педагогическими
кадрами образовательных учреждений
города Москвы
Развитие образования в деятельности Правительства Москвы яв-
ляется приоритетным направлением. В рамках реализации городской
целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное
образование - 3)", утвержденной постановлением Правительства Моск-
вы от 20 ноября 2001 года N 1047-ПП, Департамент образования горо-
да Москвы при содействии различных структур Правительства Москвы
осуществляет планомерную работу по обеспечению образовательного
процесса квалифицированными педагогическими и иными кадрами, зак-
реплению их в отрасли, улучшению качественных характеристик кадро-
вого потенциала.
В отрасли образования занято около 220 тысяч человек, из них
свыше 137 тысяч педагогических работников. Неуклонно увеличивается
удельный вес педагогических работников, имеющих высшее образова-
ние. В настоящее время учителей с высшим образованием 85,6 процен-
та от их общего количества. За пять последних лет среди учителей
этот показатель возрос на 2,4 процента. За этот же период на
8,8 процента увеличилась доля учителей, имеющих высшую квалифика-
ционную категорию, на 6,1 процента - первую.
Подготовку педагогических и руководящих кадров для отрасли
осуществляют пять городских учреждений высшего профессионального
образования и 14 педагогических колледжей, в которых обучается
27 865 человек по 35 и 18 специальностям соответственно. Кроме то-
го, ряд федеральных вузов, расположенных в Москве, направляет спе-
циалистов в образовательные учреждения системы Департамента обра-
зования города Москвы.
В процессе поэтапной реструктуризации учреждения среднего пе-
дагогического образования встраиваются в систему высшего образова-
ния. На базе государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования Московского городского педагогичес-
кого университета создан научно-образовательный округ.
Формируется система ранней профориентации молодежи на педаго-
гическую профессию. В ряде общеобразовательных учреждений органи-
зована работа 110 педагогических классов.
Развивается многоуровневая система повышения квалификации и
профессиональной переподготовки педагогических и руководящих ра-
ботников, где ежегодно проходят обучение около 30 тысяч работников
отрасли практически по всему спектру педагогических специальностей
и направлений деятельности. На контрактной основе развивается вза-
имодействие городской системы дополнительного профессионального
образования с учреждениями федерального подчинения, происходит ее
интеграция в международные программы повышения квалификации.
Реализуются социальные программы, направленные на повышение
общественного статуса профессии учителя, на обеспечение государс-
твенных гарантий педагогическим кадрам. Разработана эффективная
система надбавок и доплат к заработной плате. Осуществляется цент-
рализованное обеспечение учительских семей жилой площадью. Заслу-
живает внимания практика строительства жилых домов для педагоги-
ческих работников в Северном, Северо-Восточном и Западном адми-
нистративных округах.
В то же время принимаемые меры не обеспечивают полностью пот-
ребность отрасли в педагогических кадрах. Выпуск специалистов с
высшим и средним педагогическим образованием из учреждений городс-
кой системы в 2003 году составил 2 969 человек (очная форма обуче-
ния на бюджетной основе). Однако лишь около 50 процентов из них
приступили к педагогической деятельности в образовательных учреж-
дениях, в то время как ежегодная дополнительная кадровая потреб-
ность составляет 2,5 тыс. человек. Учителя отдельных дисциплин вы-
нуждены работать с перегрузкой: фактическая средняя педагогическая
нагрузка учителя физической культуры составляет более 40 часов в
неделю, учителей иностранного языка и истории - около 30 часов при
норме 18 часов в неделю. Не прекращается отток педагогических кад-
ров в негосударственные образовательные организации.
Ощущается старение педагогических кадров. За последние 10 лет в
два раза увеличилось количество работающих учителей пенсионного
возраста. Необходимы качественно новый уровень подготовки руково-
дителей образовательных учреждений, создание системы их целевого
обучения, в частности, в связи с внедрением в управленческую дея-
тельность специализированных программных продуктов. Требует даль-
нейшего совершенствования существующая система оплаты труда и со-
циальных льгот работникам образования, в том числе обеспечение го-
сударственных гарантий, предусмотренных статьей 15 Закона города
Москвы "О развитии образования в городе Москве".
Для повышения эффективности кадрового обеспечения образова-
тельных учреждений необходима реализация комплекса мер по устране-
нию дефицита педагогических кадров, закреплению в отрасли молодых
специалистов и педагогов с высоким творческим потенциалом, совер-
шенствованию системы непрерывного педагогического образования,
росту его качества.
В целях наиболее полного удовлетворения потребности образова-
тельной отрасли в педагогических кадрах, повышения уровня профес-
сиональной подготовки педагогических работников, создания условий
для их творческого и карьерного роста Правительство Москвы поста-
новляет:
1. Департаменту образования города Москвы:
1.1. Обеспечить выполнение требований городской целевой прог-
раммы "Модернизация московского образования (Столичное образование
- 3)", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 но-
ября 2001 года N 1047-ПП, по совершенствованию городской системы
педагогического образования, формированию высокопрофессионального
педагогического корпуса Москвы, повышению социального статуса ра-
ботников образования.
1.2. До 1 августа 2004 года разработать условия городского
конкурса среди обучающихся общеобразовательных школ, направленного
на выявление лиц с высокой мотивацией на педагогическую профессию.
1.3. Продолжить эксперимент по целевой контрактной подготовке
специалистов с высшим профессиональным образованием для образова-
тельной отрасли. С 1 июня 2004 года распространить его на все го-
родские педагогические вузы по всем педагогическим специальностям.
1.4. До 1 июля 2004 года разработать и представить на утверж-
дение Правительства Москвы проект Положения о грантах Правительст-
ва Москвы в системе подготовки кадров для государственных образо-
вательных учреждений города Москвы, предусмотрев в нем процедуру
заключения договоров между уполномоченным органом Правительства
Москвы, образовательным учреждением и грантополучателем, обеспечи-
вающую гарантию выполнения выпускниками педагогических вузов своих
обязательств.
1.5. До 1 мая 2004 года обратиться с предложениями:
- в Министерство обороны Российской Федерации об открытии ка-
федры военной подготовки офицеров запаса в государственном образо-
вательном учреждении высшего профессионального образования Мос-
ковском городском педагогическом университете и государственном
образовательном учреждении высшего профессионального образования
Московском городском психолого-педагогическом университете;
- в Правительство Российской Федерации о внесении в перечень
видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты
граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также
организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной граж-
данской службы, педагогической деятельности (учительского труда) в
государственных общеобразовательных учреждениях;
- в Министерство образования и науки Российской Федерации о
пересмотре организации педагогической практики на старших курсах
педагогических вузов в целях увеличения ее продолжительности до
одного года, используя положительный опыт государственного образо-
вательного учреждения Московского городского педагогического уни-
верситета.
1.6. До 1 сентября 2004 года в установленном порядке переиме-
новать Высшую школу управления государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования Московского го-
родского педагогического университета в Институт подготовки руко-
водящих педагогических кадров в структуре данного университета.
1.7. Создать в образовательных учреждениях города Москвы
постоянно действующие "школы наставничества", организовать мас-
тер-классы для руководителей образовательных учреждений и педаго-
гических работников.
1.8. Принять меры по совершенствованию городской системы до-
полнительного профессионального образования, внедрению новых форм
курсового обучения (первичного, предаттестационного повышения ква-
лификации), научно-экспериментальных разработок по установлению
квалификационных категорий педагогическим работникам по результа-
там их курсового обучения.
2. Департаменту образования города Москвы в целях создания
условий для повышения эффективности системы управления образовани-
ем на основе внедрения информационных технологий, повышения инфор-
мационной культуры педагогических и руководящих работников:
2.1. С 1 октября 2004 года организовать для руководящих ра-
ботников отрасли постоянно действующий краткосрочный семинар по
программе "Внедрение инновационных и информационных технологий в
систему управления образованием".
2.2. До 31 декабря 2004 года разработать и внедрить автомати-
зированную систему учета сведений о специалистах отрасли, обучаю-
щихся в системе дополнительного профессионального образования, и
рубрицированный каталог образовательных ресурсов.
3. Утвердить представленные Департаментом образования города
Москвы контрольные показатели приема слушателей в учреждения, реа-
лизующие программы повышения квалификации и профессиональной пере-
подготовки кадров, на 2004/2005 - 2007/2008 учебные годы (приложе-
ние).
4. Разрешить Департаменту образования города Москвы увеличить
объем учебных программ повышения квалификации преподавателей от-
дельных предметов, содержание которых подвержено существенному об-
новлению в связи с изменением концептуальных подходов к изучению
дисциплины либо со значительным повышением уровня модернизации
(гуманитарные науки, информатика и др.), до 216 часов с интервалом
обучения один раз в пять лет.
5. Департаменту образования города Москвы:
5.1. Обеспечить выполнение контрольных показателей приема
слушателей в учреждения, реализующие программы повышения квалифи-
кации и профессиональной переподготовки кадров, на 2004/2005 -
2007/2008 учебные годы.
5.2. Устанавливать на конкурсной основе договорные отношения
с учреждениями дополнительного профессионального образования феде-
рального и регионального подчинения по вопросам повышения квалифи-
кации педагогических работников по оригинальным учебным программам
в пределах бюджетного финансирования.
6. Департаменту образования города Москвы в целях противо-
действия экстремизму, обеспечения антитеррористической защищеннос-
ти государственных образовательных учреждений, усиления их соци-
альной функции, профилактики правонарушений, вредных привычек обу-
чающихся ввести в штатное расписание государственных образователь-
ных учреждений в пределах средств, предусматриваемых в бюджете го-
рода Москвы Департаменту образования города Москвы, следующие
должности:
- заместитель руководителя по обеспечению безопасности вместо
должности начальника штаба гражданской обороны - с 1 сентября 2004
года;
- воспитатель (социальный) из расчета одна ставка на пять
классов (учебных групп) - с 1 сентября 2005 года;
- лаборант по подготовке спортивных площадок и залов для за-
нятий физической культурой из расчета одна ставка на одно образо-
вательное учреждение - с 1 сентября 2005 года.
7. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы в целях
усиления социальной защищенности педагогических работников, созда-
ния дополнительных стимулов мотивации к педагогической деятельнос-
ти:
7.1. Предусмотреть в показателях бюджета города Москвы на
2005 год увеличение фонда оплаты труда работников системы Департа-
мента образования города Москвы на 46 процентов к уровню утверж-
денного бюджета на 2004 год.
7.2. Обеспечить в полном объеме выполнение положений ст.15
Закона города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образо-
вания в городе Москве" с изменениями и дополнениями, внесенными
Законом города Москвы от 29 октября 2003 года N 63 "О внесении из-
менений и дополнений в Закон города Москвы от 20 июня 2001 года
N 25 "О развитии образования в городе Москве" по предоставлению
гарантий и льгот работникам образования города Москвы.
7.3. Увеличить с 1 сентября 2004 года в два раза сложившиеся
размеры доплат к месячным тарифным ставкам (окладам) Единой тариф-
ной сетки, установленным постановлением Правительства Москвы от
28 октября 2003 года N 898-ПП "О повышении тарифных ставок (окла-
дов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций
бюджетной сферы", учителям образовательных учреждений системы Де-
партамента образования города Москвы.
8. В целях закрепления в государственных образовательных уч-
реждениях системы Департамента образования города Москвы молодых
специалистов:
8.1. С 1 января 2005 года ввести в практику субсидирование
кредитной ставки коммерческого кредита, привлекаемого молодыми
специалистами для решения социальных проблем, сроком до 10 лет.
8.2. Департаменту образования города Москвы совместно с Де-
партаментом экономической политики и развития города Москвы и Де-
партаментом финансов города Москвы разработать и представить на
утверждение Правительства Москвы до 1 октября 2004 года Положение
об условиях предоставления кредитов молодым специалистам образова-
тельных учреждений.
8.3. Установить 50-процентную льготу на проездные билеты на
все виды наземного городского транспорта и метро для молодых спе-
циалистов образовательных учреждений системы Департамента образо-
вания города Москвы с 1 января 2005 года.
8.4. Разрешить Департаменту образования города Москвы выпла-
чивать выпускникам учреждений высшего и среднего педагогического
образования, после их трудоустройства, единовременное пособие для
организации бытовых условий в размере 20 тысяч рублей за счет на-
копительных средств Департамента образования города Москвы начиная
с 1 сентября 2005 года.
9. Внести в постановление Правительства Москвы от 15 января
2002 года N 36-ПП "Об установлении надбавок и доплат педагогичес-
ким работникам государственных образовательных учреждений г.Моск-
вы" следующие изменения и дополнения:
9.1. Абзац 2 пункта 1.2 изложить в следующей редакции:
"Молодым специалистам в течение трех лет работы устанавлива-
ются доплаты в размере 40 процентов ставки заработной платы, а мо-
лодым специалистам, имеющим диплом с отличием, - в размере 50 про-
центов ставки заработной платы.".
9.2. Дополнить абзац 4 пункта 1.4 после слов "За развитие на-
учно-исследовательской работы студентов" словами "знаками отличия
"За заслуги перед Москвой" и "За безупречную службу городу Моск-
ве", а также удостоенным почетного звания "Почетный работник обра-
зования города Москвы".
10. Установить, что изменения, внесенные в пункты 1.2 и 1.4
постановления Правительства Москвы от 15 января 2002 года N 36-ПП
настоящим постановлением, вступают в силу с 1 сентября 2004 года;
финансирование затрат, связанных с введением надбавок, осуществля-
ется за счет средств, предусмотренных Департаменту образования го-
рода Москвы в бюджете города Москвы.
11. Департаменту образования города Москвы совместно с Мос-
ковской городской организацией профсоюза работников народного об-
разования и науки Российской Федерации до 1 июня 2004 года внести
на утверждение Правительства Москвы трехстороннее соглашение по
защите трудовых и социально-экономических прав работников системы
образования на 2004-2005 годы между Правительством Москвы, Депар-
таментом образования города Москвы и вышеназванной организацией.
12. В целях улучшения жилищных условий педагогических работ-
ников системы Департамента образования города Москвы:
12.1. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города
Москвы:
12.1.1. Предусматривать в ежегодных программах реализации
жилья централизованное предоставление Департаменту образования го-
рода Москвы жилой площади для обеспечения педагогических работни-
ков образовательных учреждений, в том числе кадровых работников и
ветеранов педагогического труда, признанных в установленном поряд-
ке нуждающимися в улучшении жилищных условий:
- по договорам социального найма с соблюдением права педаго-
гических работников на первоочередное обеспечение жилыми помещени-
ями в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 36 Жилищного кодек-
са РСФСР и пунктом 3 статьи 15 Закона города Москвы "О развитии
образования в городе Москве";
- по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа;
- по договорам аренды для комплектования общеобразовательных
учреждений и дошкольных образовательных учреждений - новостроек в
районах массовой застройки для последующего предоставления ее пе-
дагогическим работникам на условиях субаренды. Количество выделяе-
мых квартир должно составлять не менее 10 процентов от штатной
численности педагогических работников.
При этом:
- в договорах аренды, заключаемых с организациями системы об-
разования на аренду жилых помещений, устанавливать ставки арендной
платы на уровне ставок платы за социальный наем, а ставки и тарифы
на жилищные и коммунальные услуги - на уровне ставок и тарифов,
установленных для расчетов с гражданами - нанимателями жилых поме-
щений;
- при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на
пенсию, стойкой утратой трудоспособности и потерей кормильца рас-
сматривать в установленном порядке вопросы предоставления жилых
помещений вышеуказанным гражданам.
12.1.2. Совместно с Департаментом образования города Москвы
до 1 июля 2004 года внести на утверждение Правительства Москвы
предложения о дополнении постановления Правительства Москвы от
1 октября 2002 года N 805-ПП "О Московской программе "Молодой
семье - доступное жилье" на 2003-2005 годы" по целевому выделению
жилья для обеспечения семей молодых педагогических работников.
12.2. Префектурам административных округов города Москвы во
II квартале 2004 года предоставлять жилые помещения кадровым педа-
гогическим работникам, состоящим на учете по улучшению жилищных
условий, только в пределах административного округа по месту рас-
положения образовательных учреждений исходя из возможностей окру-
га.
12.3. Ввести в практику использование освобождаемой семьями
работников образования жилой площади под повторное заселение пе-
дагогическими работниками, признанными нуждающимися в улучшении
жилищных условий в установленном порядке.
12.4. Департаменту образования города Москвы совместно с Де-
партаментом экономической политики и развития города Москвы и пре-
фектурами административных округов города Москвы до 1 октября 2004
года разработать механизмы привлечения дополнительных доходов в
бюджет города Москвы, в том числе за счет оптимизации использова-
ния земельных участков образовательных учреждений для решения жи-
лищных проблем работников образования.
13. Включить в Комплексную программу мер социальной защиты
жителей Москвы на 2005 год и предусмотреть на последующие годы
обеспечение ветеранов педагогического труда, педагогических работ-
ников и их детей бесплатными и льготными путевками в оздоровитель-
ные учреждения, в частности, в санаторный комплекс "Озеро Белое"
Шатурского района Московской области.
14. Департаменту образования города Москвы до 1 декабря 2004
года внести предложения руководителю Комплекса социальной сферы
города Москвы по созданию центров учителей-ветеранов (домов вете-
ранов педагогического труда). Отработать схему функционирования
таких учреждений.
15. Департаменту здравоохранения города Москвы в целях повы-
шения уровня состояния здоровья педагогических работников в рам-
ках реализации положения пункта 5 статьи 8 Закона города Москвы от
20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве",
начиная с 1 января 2005 года, обеспечить проведение ежегодной ор-
ганизованной бесплатной диспансеризации педагогических работников
в поликлинических учреждениях, приближенных к месту работы педаго-
гов.
16. В целях улучшения информированности населения о состоянии
и развитии образовательной отрасли, проблемах воспитания и образо-
вания, повышения престижа педагогической профессии, пропаганды
учительского труда, сохранения педагогического наследия:
16.1. Департаменту образования города Москвы:
16.1.1. Рассмотреть возможность учреждения еженедельной от-
раслевой газеты в пределах средств, предусматриваемых в бюджете
города Москвы Департаменту образования города Москвы.
16.1.2. До 1 января 2005 года открыть музей народного образо-
вания города Москвы в пределах средств, предусматриваемых в го-
родском бюджете Департаменту образования города Москвы. Создавать
в образовательных учреждениях портретные галереи славы лучших пе-
дагогов.
16.1.3. До 1 мая 2004 года обратиться на радиостанции "Эхо
Москвы" и "Говорит Москва" с предложением о создании цикла радио-
передач "Расскажу о своем учителе" с участием известных людей
страны.
16.1.4. С 1 октября 2004 года организовать в городском Доме
учителя цикл творческих встреч педагогических работников отрасли,
имеющих значительные достижения в профессиональной деятельности, с
обучающимися и студентами образовательных учреждений, обществен-
ностью города Москвы.
16.1.5. В течение 2004/2005 учебного года подготовить серию
публикаций, посвященных лучшим педагогам, педагогическим династиям
столицы.
16.2. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой ин-
формации города Москвы совместно с Департаментом образования горо-
да Москвы до 1 сентября 2004 года:
16.2.1. Обеспечить создание на телевизионном канале "ТВЦ"
специальной еженедельной программы продолжительностью 30 минут.
16.2.2. Сформировать заказ Правительства Москвы на производс-
тво телевизионного сериала об учителе.
17. Департаменту образования города Москвы внести предложение
в Комиссию по монументальному искусству при Московской городской
Думе о сооружении монумента славы учителю.
18. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декаб-
ре 2005 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
постановлению Правительства Москвы
от 23 марта 2004 года N 172-ПП
Контрольные показатели приема слушателей в учреждения,
реализующие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров,
на 2004/2005 - 2007/2008 учебные годы
1. Повышение квалификации
_______________________________________________________________________________________________________
2004/2005 уч.г. 2005/2006 уч.г. 2006/2007 уч.г. 2007/2008 уч.г.
_______________________________________________________________________________________________________
28525 29000 29645 29730
_______________________________________________________________________________________________________
2. Профессиональная переподготовка
_______________________________________________________________________________________________________
2004/2005 уч.г. 2005/2006 уч.г. 2006/2007 уч.г. 2007/2008 уч.г.
_______________________________________________________________________________________________________
1-й 2-й Всего 1-й 2-й Всего 1-й 2-й Всего 1-й 2-й Всего
курс курс курс курс курс курс курс курс
_______________________________________________________________________________________________________
980 650 1630 975 650 1625 980 650 1630 980 650 1630
_______________________________________________________________________________________________________
Верно: