ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
6 октября 1998 г. N 763-ПП
О ходе выполнения Комплексной программы
развития рынка корпоративных ценных
бумаг с целью привлечения инвестиций в
экономику Москвы
Период времени, прошедший с момента принятия Комплексной
программы, оказался крайне неблагоприятным для московского рынка
ценных бумаг. Крупнейший за последние 20 лет мировой финансовый кризис
оказал негативное влияние на российский фондовый рынок. Отток средств
российских и иностранных инвесторов потребовал от Министерства
финансов и Центрального банка Российской Федерации принятия жестких
мер по стабилизации кредитно-финансовой системы.
В результате значительно возрос объем предложений на продажу
акций при резком падении спроса и цены на активы упали более чем в три
раза. В сложившейся ситуации основные усилия были сосредоточены на
выполнении приоритетных направлений Комплексной программы. Благодаря
слаженной работе основных подразделений Правительства Москвы,
Московского регионального отделения ФКЦБ России были в полной мере
реализованы пункты программы, касающиеся укрепления московского рынка
ценных бумаг, повышения его инвестиционного потенциала, защиты прав и
законных интересов инвесторов в г.Москве.
Результатом скоординированной работы стали инвентаризация и
уточнение реестра акционерных обществ, акции которых находятся в
собственности Москвы. На сегодня реестр насчитывает 480 предприятий.
Проведен финансово-экономический анализ деятельности компаний, в
соответствии с присвоенными им категориями разработаны предложения по
структуризации и управлению портфелем ценных бумаг города.
В результате работы по выводу московских предприятий на фондовый
рынок около 10 акционерных обществ при условии улучшения рыночной
конъюнктуры готовы осуществить публичную эмиссию и пройти процедуру
листинга на Московской фондовой бирже, которая успешно развивается и
за время выполнения Комплексной программы вошла в число лидирующих
российских торговых площадок. Для вывода предприятий на рынок
разработаны учебные программы и налажена система обучения ведущих
специалистов и руководителей.
Анализ правонарушений на рынке ценных бумаг показал, что
большинство незаконных сделок осуществляется с ценными бумагами, не
прошедшими государственную регистрацию. Для пресечения подобных
противоправных действий был изменен порядок государственной
регистрации акционерных обществ в г.Москве. В итоге зарегистрировано
более 15000 выпусков ценных бумаг и отчетов об их выпуске.
В результате применения Закона города Москвы "Об административной
ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг" было
рассмотрено более 240 дел, штрафным санкциям были подвергнуты 93
организации. Данный закон был положен в основу принятого
Государственной Думой России Закона "О защите прав и законных
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также введения
соответствующих положений в проект Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Совместными усилиями правоохранительных органов Москвы и
Московского РО ФКЦБ России создается система защиты московского рынка
ценных бумаг от мошенничества и других экономических правонарушений.
Для обеспечения эффективного взаимодействия Мэром Москвы подписано
распоряжение от 20 апреля 1998 года N 404-РМ "О защите прав инвесторов
на финансовом и фондовом рынках". В результате совместных действий
выявлен и пресечен ряд крупных афер.
Стабилизация фондового рынка невозможна без внутренних
инвестиций. Для привлечения средств населения в Восточном
административном округе открыт и успешно работает Московский фондовый
центр. Подготовлены проекты создания фондовых центров в других
округах, открытие которых планируется провести до конца 1998 года.
Разработаны нормативная база и технология работы городских фондовых
центров для населения. Однако существующий порядок налогообложения
доходов физических лиц затрудняет работу профессиональных участников
рынка с данной категорией инвесторов. В связи с этим необходимо
изменение порядка налогообложения на уровне субъекта Федерации.
Ведется работа по обеспечению информационной прозрачности
московского рынка ценных бумаг. Открыта WEB-страница Московского РО
ФКЦБ России в интернете, подписаны соглашения с ведущими агентствами
по раскрытию информации о московских эмитентах. Разработана
рекламно-имиджевая стратегия Правительства Москвы по вопросам
инвестиций и фондового рынка. Начата ее реализация в части подготовки
образовательных телевизионных программ, публикаций в средствах
массовой информации, выпуска учебных пособий, проведения тематических
семинаров, организации систем обучения старшеклассников, бесплатного
консультирования населения. В июне 1998г. в Москве успешно прошла
первая специализированная выставка, посвященная историческому наследию
в области рынка ценных бумаг.
В целях стабилизации и дальнейшего развития московского фондового
рынка Правительство Москвы постановляет:
1. Признать работу по выполнению Комплексной программы развития
рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в
экономику Москвы удовлетворительной.
2. Продолжить дальнейшую реализацию Комплексной программы по
следующим направлениям:
- проведение ежеквартального мониторинга хозяйствующих субъектов
с долей города;
- проведение обучения руководителей московских эмитентов и
представителей города в хозяйствующих субъектах;
- просветительская работа с населением;
- взаимодействие с правоохранительными органами;
- контроль за соблюдением эмитентами и профессиональными
участниками действующего законодательства;
- развитие инфраструктуры московского фондового рынка;
- раскрытие информации и обеспечение информационной прозрачности
рынка ценных бумаг.
3. Рекомендовать отраслевым департаментам и комитетам
Правительства Москвы использовать систему показателей для проведения
комплексного анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих
субъектов с долей города, разработанную Московским региональным
отделением ФКЦБ России (приложение 1).
4. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы
начиная с января 1999 года устанавливать пороговые значения финансовых
показателей по отраслям промышленности для проведения ежеквартального
анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с
долей города, проводимого Московским региональным отделением ФКЦБ
России совместно с отраслевыми департаментами и комитетами
Правительства Москвы.
5. Утвердить предложенный Московским региональным отделением ФКЦБ
России состав показателей статистической отчетности, обязательных к
представлению в органы государственной статистики на территории города
Москвы, с целью получения полной и достоверной информации о
финансово-хозяйственной деятельности предприятий с долей города Москвы
(приложение 2).
6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы до
конца 1998 года сформировать городской заказ Московскому городскому
комитету государственной статистики на 1999 год по сбору и обобщению
статистической отчетности хозяйствующих субъектов с долей города, в
том числе по утвержденным показателям.
7. Московскому городскому комитету государственной статистики
обеспечить до конца 1998 года введение форм обязательной
статистической отчетности по утвержденным показателям, организовать
доступ Департаменту государственного и муниципального имущества города
Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России, отраслевым
департаментам и комитетам Правительства Москвы к текущей
статистической отчетности хозяйствующих субъектов с долей города.
8. Утвердить Положение об обязательном порядке проведения
текущего наблюдения и аудиторских проверок деятельности хозяйствующих
субъектов, имеющих в уставном капитале долю города Москвы,
предусматривающее проверку соответствия деятельности предприятия
интересам города как акционера (приложение 3).
Обязать представителей города в хозяйствующих субъектах вносить
на общие собрания предложение о представлении аудиторского заключения
по итогам ежегодной аудиторской проверки согласно требованиям
утвержденного Положения.
9. Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России,
отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы в случаях,
установленных законодательством, требовать от хозяйствующих субъектов
с долей города аудиторское заключение по итогам обязательной ежегодной
аудиторской проверки, отвечающее требованиям утвержденного Положения.
10. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы,
отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы совместно с
Московским региональным отделением ФКЦБ России обеспечить условия для
привлечения инвестиций в городскую экономику путем активизации
московского фондового рынка и увеличения на нем числа московских
предприятий.
11. Утвердить Положение о порядке проведения аттестации
представителей интересов города Москвы в хозяйствующих субъектах
(приложение 4).
Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с
Департаментом государственного и муниципального имущества города
Москвы в IV квартале 1998 года и I квартале 1999 года по окончании
обучения провести аттестацию слушателей, по результатам которой выдать
удостоверения на право представлять интересы города в хозяйствующих
субъектах.
12. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы,
Департаменту государственного и муниципального имущества города
Москвы, префектурам административных округов содействовать Московскому
региональному отделению ФКЦБ России в создании сети фондовых центров
для работы с населением на территории г.Москвы.
13. Департаменту финансов обеспечить в полном объеме
финансирование предусмотренных в бюджете города Москвы на Ш и IV
квартал 1998 года расходов по развитию рынка ценных бумаг.
14. Утвердить Городскую программу массового просвещения населения
в области инвестиций и рынка ценных бумаг на период до 2000 года
(рекламно-имиджевая стратегия Правительства Москвы) (приложение 5).
15. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с
акционерным обществом "ТВ-Центр" и Московской городской студией
кабельного телевидения обеспечить выход с января 1999 года на каналах
"ТВ-Центр" и Московской городской студии кабельного телевидения
ежедневной просветительской программы для населения по вопросам
инвестирования и рынка ценных бумаг.
16. Московскому региональному отделению ФКЦБ России в срок до
01.09.99 подготовить и выпустить серию популярных изданий по вопросам
инвестиций и рынка ценных бумаг, рассчитанных на различные слои
населения.
17. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с
Московским комитетом образования в срок до 01.02.99 разработать и
приступить к реализации учебных программ для школьников, в том числе
компьютерных, по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг; создать
на этой базе курсы лекций для старшеклассников с различной степенью
изучения экономических дисциплин; начать переподготовку учителей
общеобразовательных школ г.Москвы для чтения данных курсов.
18. Московскому региональному отделению ФКЦБ России в срок до
01.09.99 подготовить к изданию серию методических пособий для
специалистов акционерных обществ, работников судебных и
правоохранительных органов, а также иных целевых аудиторий.
19. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России
координацию деятельности департаментов, комитетов и управлений
Правительства Москвы по реализации Городской программы массового
просвещения.
20. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России
совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы,
Департаментом финансов и Государственной налоговой инспекцией по
г.Москве в двухнедельный срок внести на рассмотрение Мэра проект
закона города Москвы "О льготах по подоходному налогу с физических
лиц, являющихся участниками рынка ценных бумаг".
21. Главному управлению внутренних дел г.Москвы с участием
Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации
по г.Москве, Регионального управления по борьбе с организованной
преступностью МВД России по г.Москве, Управления федеральной службы
безопасности Российской Федерации по г.Москве и Московской области,
Прокуратуры Москвы, Московского регионального отделения ФКЦБ России,
Департамента экономической политики и развития г.Москвы в апреле 1999
года доложить на заседании Правительства Москвы о проделанной работе
по пресечению правонарушений на фондовом рынке в соответствии с
распоряжением Мэра от 20 апреля 1998 года N 404-РМ "О защите прав
инвесторов на финансовом и фондовом рынках".
22. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка,
Департаменту государственного и муниципального имущества города
Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России создать до
конца 1998 года специализированную организацию, в качестве основных
функций предусмотреть:
- инвестиционное и финансовое консультирование приватизированных
предприятий по вопросам привлечения инвестиций;
- разработку и реализацию программ, связанных с привлечением на
предприятия средств в виде как прямых, так и портфельных инвестиций;
- оказание организационной, возвратно-финансовой, технической
поддержки предприятиям, в том числе оказание помощи акционерным
обществам в подготовке и проведении дополнительных эмиссий и в
осуществлении заимствований;
- подбор и привлечение стратегических инвесторов;
- разработку и реализацию мероприятий по поддержанию ликвидности
ценных бумаг предприятий;
- управление закрепленными за городом пакетами акций и долями
собственности в капиталах хозяйственных обществ и совместных
предприятий (по поручению Департамента государственного и
муниципального имущества города Москвы);
- создание и обслуживание системы раскрытия информации.
Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка,
Департаменту государственного и муниципального имущества города
Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России установить
источники финансирования деятельности учреждения, нормативы и порядок
их формирования и использования.
23. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России
совместно с Комиссией при Мэре Москвы по разработке нормативной базы
землепользования, градостроительства и управлению недвижимостью и
Департаментом государственного и муниципального имущества города
Москвы в IV квартале 1998 г. разработать программу создания системы
оценки стоимости хозяйствующих субъектов с долей города Москвы и
представить ее на утверждение Правительства Москвы.
24. Комиссии по координации аудиторской деятельности при Мэре
Москвы в срок до 01.02.99 разработать и представить на рассмотрение
Правительства Москвы положение о порядке проведения разовых
аудиторских проверок хозяйствующих субъектов, использующих средства
городского бюджета, а также о нормах профессиональной этики аудиторов
г. Москвы.
25. Снять с контроля пункт 18 постановления Правительства Москвы
от 21.07.98 N 556 "Об итогах работы Комплекса по экономической
политике и имущественно-земельным отношениям в первом полугодии 1998
года по привлечению ресурсов на финансирование городских программ и
мерах по повышению эффективности управления пакетами акций (долями),
принадлежащими Москве" как выполненный.
26. Департаменту финансов предусмотреть в проекте бюджета на
1999 год расходы на развитие московского рынка ценных бумаг с учетом
заявки Московского регионального отделения ФКЦБ России.
27. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. и
председателя Московского регионального отделения ФКЦБ России Сизова
Ю.С.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 6 октября 1998 г. N 763-ПП
Система показателей
для проведения комплексного анализа
финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов
с долей города
Цель анализа - определить финансовое положение хозяйствующего
субъекта для последующего принятия решения по оптимизации и управ-
лению портфелем долей города.
Основные направления финансового анализа:
- Анализ качества активов;
- Анализ качества пассивов;
- Соответствие структуры управления совершаемым операциям;
- Обоснованность затрат и расходов;
- Обоснованность отражения доходов;
- Анализ прибыльности отдельных видов деятельности;
- Распределение прибыли;
- Использование фондов;
В рамках финансового анализа определяется система показателей
для оценки финансового положения предприятия с учетом отраслевых
особенностей и особой значимости для функционирования городского
хозяйства.
Относительные показатели:
---------------------T-----------------T--------------------------+
| Группа | Показатель | Расчет |
+--------------------+-----------------+--------------------------+
|Показатели оценки |Коэффициент |Реинвестированная |
|прибыльности и |реинвестирования |прибыль / прибыль после |
|эффективности | |выплаты налогов |
|хозяйственной +-----------------+--------------------------+
|деятельности |Коэффициент роста|Собственный капитал на |
| |собственного |начало отчетного |
| |капитала |периода / |
| | |собственный капитал |
| | |на конец периода |
| +-----------------+--------------------------+
| |Коэффициент |А) Рентабельность чистых |
| |рентабельности |активов*(1-Т)*(1-I), где |
| |собственного |T - ставка налога на |
| |капитала |прибыль, I - средняя |
| |(ROE) |кредитная ставка за |
| | |отчетный период |
| | | |
| | |Б) прибыль после выплаты |
| | |налогов / собственный |
| | |капитал |
| +-----------------+--------------------------+
| |Экономический |Коэффициент |
| |рост |реинвестирования * |
| |компании |коэфф-т рентабельности |
| | |собственного капитала * |
| | |коэффициент роста |
| | |собственного капитала |
| +-----------------+--------------------------+
| |Рентабельность |Рентабельность продаж * |
| |чистых |оборачиваемость чистых |
| |активов (ROA) |активов |
| +-----------------+--------------------------+
| |Рентабельность |Прибыль до |
| |продаж |налогообложения |
| |(ROS) |/ выручка от реализации |
+--------------------+-----------------+--------------------------+
|Показатели оценки |Оборачиваемость |Выручка от реализации / |
|деловой активности |чистых активов |чистые активы |
| +-----------------+--------------------------+
| |Оборачиваемость |Выручка от реализации / |
| |оборотных фондов |оборотные фонды |
| +-----------------+--------------------------+
| |Оборачиваемость |Выручка от реализации / |
| |запасов |запасы |
| +-----------------+--------------------------+
| |Оборачиваемость |Выручка от реализации / |
| |кредиторской |кредиторская |
| |задолженности |задолженность |
| +-----------------+--------------------------+
| |Оборачиваемость |Выручка от реализации / |
| |дебиторской |дебиторская задолженность |
| |задолженности | |
+--------------------+-----------------+--------------------------+
|Показатели оценки |Коэффициент |Заемный капитал / |
|ликвидности и |финансовой |Собственный капитал |
|рыночной |зависимости | |
|устойчивости +-----------------+--------------------------+
| |Текущий |Оборотные средства / |
| |коэффициент |краткосрочные пассивы |
| |ликвидности | |
| +-----------------+--------------------------+
| |Критический |Дебиторская |
| |коэффициент |задолженность + |
| |ликвидности |денежные средства / |
| | |краткосрочные пассивы |
| +-----------------+--------------------------+
| |Коэффициент |Собственный капитал / |
| |автономии |актив баланса |
| |собственных | |
| |средств | |
| +-----------------+--------------------------+
| |Обеспеченность |Собственные оборотные |
| |запасов |средства / запасы |
| |собственными | |
| |оборотными | |
| |средствами | |
| +-----------------+--------------------------+
| |Индекс |Внеоборотные активы / |
| |постоянного |собственный капитал |
| |актива | |
L--------------------+-----------------+---------------------------
Абсолютные показатели:
--------------------------T---------------------------------------+
| Показатель | Расчет |
+-------------------------+---------------------------------------+
|Чистая прибыль (прибыль в|Прибыль до налогообложения - сумма|
|распоряжении акционеров)|процентов по кредиту - налог на прибыль|
+-------------------------+---------------------------------------+
|Скорректированный на |Собственный капитал - Убытки |
|величину убытков |прошлых лет и отчетного года |
|собственный капитал | |
+-------------------------+---------------------------------------+
|Чистые активы |Дебиторская задолженность + Запасы +|
| |Прочие текущие активы + Краткосрочные|
| |кредиты - Кредиторская задолженность -|
| |Прочие текущие пассивы + Основные|
| |средства |
+-------------------------+---------------------------------------+
|Собственные оборотные |Собственный капитал - внеоборотные |
|средства |активы |
+-------------------------+---------------------------------------+
|Скорректированная по |По данным вводимой формы отчетности |
|срокам дебиторская | |
|задолженность | |
+-------------------------+---------------------------------------+
|Скорректированная по |По данным вводимой формы отчетности |
|срокам кредиторская | |
|задолженность | |
L-------------------------+----------------------------------------
Оценка инвестиционной привлекательности предприятия для акци-
онеров и инвесторов в долгосрочной перспективе основывается на
анализе общего потенциала компании, ее экономического роста.
Структурный анализ данного показателя проводится с использо-
ванием жестко детерминированной многофакторной модели "Дюпон",
позволяющей идентифицировать и дать сравнительную характеристику
основных факторов, повлиявших на его изменение. Данная модель учи-
тывает практически все внутренние факторы, оказывающие хотя бы ма-
лейшее влияние на финансовое состояние предприятия. Практическое
использование модели на многих российских предприятиях позволяет
говорить об этой методике не только как об эффективном инструменте
для финансового анализа, но и как о модели, пригодной для осущест-
вления тактического и стратегического планирования.
Коэффициент экономического роста складывается из трех факто-
ров:
1) Рентабельность собственного капитала - объем чистой
прибыли на собственный капитал;
2) Коэффициент реинвестирования - доля чистой прибыли, нап-
равленной на расширение производства;
3) Рост собственного капитала на конец отчетного периода.
Коэффициент реинвестирования отражает политику предприятия по
распределению прибыли. Этот коэффициент прямо пропорционально вли-
яет на экономический рост компании.
Коэффициент роста собственного капитала отражает рост собс-
твенного капитала относительно значения на начало отчетного перио-
да. На величину собственного капитала могут оказывать влияние из-
менения по следующим статьям:
уставный капитал;
добавочный капитал;
реинвестированная прибыль;
целевые финансирования и поступления;
другие поступления.
Наряду с расчетом коэффициента экономического роста необходим
расчет всех показателей, приведенных в таблице. Это позволит оце-
нить все стороны хозяйственной деятельности предприятия, касающие-
ся структуры капитала, кредитоспособности предприятия и пр. Ре-
зультаты коэффициентного анализа не могут служить единственным
обоснованием для принятия решения, а лишь позволяют сделать заклю-
чения о сильных и слабых сторонах деятельности хозяйствующего
субъекта, и являются предварительным этапом проведения углубленно-
го анализа, включающего работу непосредственно на предприятии.
Предлагаемые показатели финансово-экономического состояния
хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю города
Москвы, определяются ежеквартально по итогам деятельности хозяйс-
твующего субъекта в соответствующем отчетном периоде накопленным
итогом в течение каждого финансового года.
Следует учитывать отсутствие достоверной отчетности, что тре-
бует ее корректировки, используя информацию из дополнительно вво-
димой формы обязательной статистической отчетности, а также инфор-
мацию, содержащуюся в аудиторских отчетах и заключениях, состав-
ленных согласно требованиям Положения, утвержденного Постановлени-
ем Правительства Москвы.
Перечисленные показатели рассчитываются как отраслевыми де-
партаментами и комитетами Правительства Москвы, в ведении которых
находятся хозяйствующие субъекты с долей города, так и каждым хо-
зяйствующим субъектом самостоятельно, либо с привлечением незави-
симого аудитора, осуществляющего обязательную годовую аудиторскую
проверку хозяйствующего субъекта.
В последнем случае расчет перечисленных показателей представ-
ляется руководством хозяйствующего субъекта независимому аудитору
в ходе проведения аудиторской проверки по итогам года для проверки
и подтверждения их достоверности. Мнение независимого аудитора по
поводу достоверности расчета указанных показателей и их анализ
приводится в аудиторском заключении по результатам обязательной
годовой проверки хозяйствующего субъекта.
При первичном анализе показатели рассчитываются за последние
три года с целью определить динамику финансового состояния хозяйс-
твующего субъекта, что послужит основанием отнесения его к одной
из групп согласно принятой Правительством Москвы классификации.
При текущем анализе перспективных групп учитываются отклоне-
ния от среднеотраслевых и от предыдущих значений показателей. Зна-
чительные отклонения являются основанием для более углубленного
анализа и принятия последующего управленческого решения. На этом
же этапе выявляются потенциальные возможности хозяйствующих субъ-
ектов для перехода в более высокие группы.
Решения по классификации и оптимизации портфеля, основанные
на данных финансового анализа, должны быть взвешены и учитывать
экспертные оценки состояния всей отрасли и экономики в целом.
В силу меняющихся условий хозяйствования на рынке возможно
внесение изменений в изложенный набор показателей, что не противо-
речит общей концепции коэффициентного анализа.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Москвы
от 6 октября 1998 г. N 763-ПП
СОСТАВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ
Данный состав показателей вводится в действие нормативным ак-
том территориального органа Государственного комитета по статисти-
ке в виде обязательных форм статистической отчетности, которые
составляются и заполняются всеми хозяйствующими субъектами, имею-
щими в уставном капитале долю города Москвы.
Формы N1 и N2 составляются хозяйствующими субъектами по ито-
гам каждого финансового года и представляются в органы государс-
твенной статистики на территории г.Москвы в составе годового отче-
та в сроки, установленные для сдачи годового отчета в органы госу-
дарственной статистики.
Формы NN 3-9 составляются хозяйствующими субъектами ежеквар-
тально по итогам каждого отчетного квартала.
Формы NN 3-6 заполняются по состоянию на 1 января, 1 апреля,
1 июля и 1 октября каждого финансового года.
Формы NN 7-9 заполняются поквартально накопленным итогом в
течение каждого финансового года.
Формы NN 3-9 представляются в органы государственной статис-
тики на территории г.Москвы в составе квартальных отчетов (а по
итогам финансового года - в составе годового отчета) в сроки, ус-
тановленные для сдачи квартального (или годового) отчета в органы
государственной статистики.
Цель введения дополнительных форм - получить информацию,
раскрывающую дополнительные аспекты финансово-хозяйственной дея-
тельности хозяйствующих субъектов с долей города Москвы в уставном
капитале и позволяющую скорректировать данных существующих форм
отчетности для последующего анализа финансово-экономического сос-
тояния указанных хозяйствующих субъектов.
Информация, содержащаяся в новых формах обязательной статис-
тической отчетности, позволяет акционеру (участнику) указанных хо-
зяйствующих субъектов, в том числе и Правительству Москвы как ак-
ционеру (участнику), получить следующую информацию:
- направления распределения и использования прибыли;
- соответствие использования невыплаченных дивидендов опреде-
ленным собранием акционеров целям;
- причины невыплаты дивидендов в текущем и предыдущих годах;
- структура активов;
- структура дебиторской и кредиторской задолженности;
- остатки на счетах в кредитных организациях;
- соотношение активов и обязательств;
- объемы и стоимость привлечения заемных средств;
- качественный состав выручки от реализации продукции, работ,
услуг;
- объемы и направления налоговых платежей.
Органы государственной статистики на территории г.Москвы пе-
редают указанные формы статистической отчетности в Департамент го-
сударственного и муниципального имущества г.Москвы и Московское
региональное отделение ФКЦБ России.
Пользователями информации, представленной в новых формах ста-
тистической отчетности, являются как государственные органы Прави-
тельства Москвы, представляющие собственника, так и прочие акцио-
неры (участники) хозяйствующих субъектов, в том числе физические
лица.
Таблица N 1
Направления распределения прибыли Общества за отчетный год
-----------------------T-------------------------T---------------+
|Возможные направления | Должно быть распределено|Фактически |
|распределения | по решению Общего |распределено |
|прибыли отчетного года| собрания (руб.) |(руб.) |
+----------------------+-------------------------+---------------+
| 1 | 2 | 3 |
+----------------------+-------------------------+---------------+
|Налоги, уплачиваемые | | |
|за счет чистой | | |
|прибыли, в т.ч.: | | |
|- | | |
|- | | |
|- | | |
+----------------------+-------------------------+---------------+
|Купонные (процентные) | | |
|выплаты по долговым | | |
|ценным бумагам | | |
|(облигациям,векселям) | | |
+----------------------+-------------------------+---------------+
|Дивиденды по | | |
|привилегированным | | |
|акциям | | |
+----------------------+-------------------------+---------------+
|Дивиденды по | | |
|обыкновенным акциям | | |
+----------------------+-------------------------+---------------+
|Отчисления в фонды АО,| | |
|в т.ч.: | | |
|Фонд накопления | | |
|Фонд производственного| | |
|развития | | |
|Фонд потребления | | |
|Фонд материального | | |
|поощрения | | |
|Фонд социальной сферы | | |
|Фонд Председателя | | |
|Правления | | |
|Благотворительный фонд| | |
|- | | |
|- | | |
+----------------------+-------------------------+---------------+
|Нераспределенная | | |
|прибыль | | |
L----------------------+-------------------------+----------------
Таблица N 2
Сведения о выплате Обществом дивидендов за последние 3 года
с причинами невыплаты
-----------T--------------T--------------T----------T------------+
|Финансовый|Ставка |Сумма | Сумма | Примечание |
| год |дивидендов |выплаченных | чистой |(причины |
| | |дивидендов | прибыли | невыплаты |
| | | | после | дивидендов)|
| +-------T------+-------T------+ налого | |
| |по |по |по |по |обложения | |
| |привил.|обыкн.|привил.|обыкн.| | |
| |акциям |акциям|акциям |акциям| | |
+----------+-------+------+-------+------+----------+------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+----------+-------+------+-------+------+----------+------------+
+----------+-------+------+-------+------+----------+------------+
+----------+-------+------+-------+------+----------+------------+
+----------+-------+------+-------+------+----------+------------+
L----------+-------+------+-------+------+----------+-------------
Таблица N 3
Наличие остатков на счетах Общества в банках
по состоянию на <____>________199___
-------------T--------T-------T-----------T-----------T----------+
|Наименование|Характер|Остаток|Общий объем|Общий объем|Остаток на|
|банка |счета |на |поступлений|списаний за|конец года|
| | |начало |за год |год | |
| | |года | | | |
+------------+--------+-------+-----------+-----------+----------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+------------+--------+-------+-----------+-----------+----------+
+------------+--------+-------+-----------+-----------+----------+
+------------+--------+-------+-----------+-----------+----------+
L------------+--------+-------+-----------+-----------+-----------
Таблица N 4
Соотношение активов и обязательств Общества в отчетном году
-------------T---------------------------------------------------+
|Наименование| Суммы по предполагаемым срокам реализации |
|актива | или взыскания |
| +------T-----------T------------T-----------T-------+
| | До 30|От 30 до 90|От 90 до 180|От 180 дней|Свыше 1|
| | дней |дней |дней |до 1 года |года |
+------------+------+-----------+------------+-----------+-------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+------------+------+-----------+------------+-----------+-------+
+------------+------+-----------+------------+-----------+-------+
+------------+------+-----------+------------+-----------+-------+
+------------+------+-----------+------------+-----------+-------+
+------------+------+-----------+------------+-----------+-------+
| ИТОГО: | | | | | |
L------------+------+-----------+------------+-----------+--------
--------------T--------------------------------------------------+
|Наименование | Суммы с истекающими сроками погашения |
|обязательства+------T-----------T-----------T-----------T-------+
| | До 30|От 30 до 90|От 90 |От 180 дней|Свыше 1|
| | дней |дней |до 180 дней|до 1 года |года |
+-------------+------+-----------+-----------+-----------+-------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+-------------+------+-----------+-----------+-----------+-------+
+-------------+------+-----------+-----------+-----------+-------+
+-------------+------+-----------+-----------+-----------+-------+
+-------------+------+-----------+-----------+-----------+-------+
+-------------+------+-----------+-----------+-----------+-------+
+-------------+------+-----------+-----------+-----------+-------+
| ИТОГО: | | | | | |
L-------------+------+-----------+-----------+-----------+--------
Таблица N 5
Перечень кредиторов Общества, с которыми необходимо рассчитаться
в течение 180 дней от <____>________199___
-------------T-------------------T--------------T-----------+
|Наименование| Сумма, | Срок платежа | Содержание|
|кредитора | подлежащая уплате| | платежа |
+------------+-------------------+--------------+-----------+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+------------+-------------------+--------------+-----------+
+------------+-------------------+--------------+-----------+
+------------+-------------------+--------------+-----------+
+------------+-------------------+--------------+-----------+
L------------+-------------------+--------------+------------
Таблица N 6
Перечень дебиторов Общества, от которых ожидаются поступления
в течение 180 дней от <____>_________199___
-------------T-------------------T--------------T-----------+
|Наименование| Сумма, | Срок платежа | Содержание|
|дебитора | подлежащая уплате| | платежа |
+------------+-------------------+--------------+-----------+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+------------+-------------------+--------------+-----------+
+------------+-------------------+--------------+-----------+
L------------+-------------------+--------------+------------
Таблица N 7
Доля в выручке Общества от реализации продукции, работ, услуг
в отчетном году денежных и прочих форм оплаты
------------------------------T-----------------T----------------+
|Формы расчетов контрагентов | Сумма в рублях | Доля в общем |
|Общества от реализации | | объеме выручки |
|продукции, работ, услуг | | |
+-----------------------------+-----------------+----------------+
| 1 | 2 | 3 |
+-----------------------------+-----------------+----------------+
|Денежные средства | | |
+-----------------------------+-----------------+----------------+
|Банковские векселя | | |
+-----------------------------+-----------------+----------------+
|Векселя прочих организаций | | |
+-----------------------------+-----------------+----------------+
|Зачеты по встречным | | |
|обязательствам | | |
+-----------------------------+-----------------+----------------+
|Бартерные операции | | |
+-----------------------------+-----------------+----------------+
|- | | |
L-----------------------------+-----------------+-----------------
Таблица N 8
Сведения о заемных средствах,
которые привлеклись Обществом в течение отчетного года
---------T--------T---------T--------T--------T----------T----------+
|Сумма |Кредитор|Дата |Дата |Цель |Процентная|Уплаченные|
|кредита/| |получения|возврата|кредита/|ставка |пени и |
|займа | | | |займа | |штрафы |
|(руб.) | | | | | |(руб.) |
+--------+--------+---------+--------+--------+----------+----------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+--------+--------+---------+--------+--------+----------+----------+
+--------+--------+---------+--------+--------+----------+----------+
+--------+--------+---------+--------+--------+----------+----------+
+--------+--------+---------+--------+--------+----------+----------+
L--------+--------+---------+--------+--------+----------+-----------
Таблица N 9
Налоговые платежи в отчетном году
------------------------T-------------T---------------T------------+
|Налоги, уплаченные: |Общая сумма | Сумма штрафов | Сумма пеней|
| |(руб.) | (руб.) | (руб.) |
+-----------------------+-------------+---------------+------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+-----------------------+-------------+---------------+------------+
|в Федеральный бюджет | | | |
+-----------------------+-------------+---------------+------------+
|в бюджет субъекта РФ | | | |
+-----------------------+-------------+---------------+------------+
|в местный бюджет | | | |
+-----------------------+-------------+---------------+------------+
| | | | |
L-----------------------+-------------+---------------+-------------
Приложение N 3
к постановлению
Правительства Москвы
от 6 октября 1998 г. N 763-ПП
ПОЛОЖЕНИЕ
об обязательном порядке проведения текущего наблюдения
и аудиторских проверок деятельности хозяйствующих субъектов,
имеющих в уставном капитале долю города Москвы
Во исполнение Постановления Правительства Москвы от
<___>________199_г. N__ устанавливается следующий порядок текущего
наблюдения, аудиторских проверок, составления и представления ау-
диторских заключений по результатам проверки деятельности акцио-
нерных обществ, все или часть акций (долей) которых находятся в
собственности города Москвы.
1. ВВЕДЕНИЕ
Распорядителям средств города Москвы как субъекта Российской
Федерации необходимо знать, достигают ли акционерные общества, все
или часть акций которых находятся в собственности города Москвы
(далее по тексту - общество), поставленных при их учреждении целей
и является ли их деятельность экономичной и эффективной.
Данное положение ставит своей главной целью предоставление
ключевой информации акционерам проверяемого общества, а также его
руководству в целях содействия осуществлению им более эффективного
управления материальными и финансовыми ресурсами в интересах акци-
онеров.
Положением предусматривается два вида наблюдения за предприя-
тиями:
1. текущее наблюдение;
2. аудиторская проверка.
Положение регламентирует порядок проведения текущего наблюде-
ния, аудиторской проверки в рамках обязательного и инициативного
аудита, с предоставлением оценки подходов и принципов управленчес-
кого учета, а также составления и представления отчетов и ауди-
торских заключений.
Настоящий Порядок распространяется на все случаи проведения
обязательных (как ежегодных, так и разовых) и инициативных ауди-
торских проверок обществ, в уставном капитале которых есть доля
участия города Москвы. Аудиторской проверке и текущему наблюдению
подлежат также:
- филиалы указанных обществ, валюта баланса каждого из кото-
рых составляет не менее 5% от валюты сводного баланса общества;
- филиалы указанных обществ, совокупная валюта балансов кото-
рых составляет не менее 50% общей валюты баланса филиалов.
Аудиторские проверки обществ проводятся в соответствии с Вре-
менными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации
(далее по тексту - Временные правила), утвержденными указом Прези-
дента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2263 "Об ау-
диторской деятельности в Российской Федерации", и другими законо-
дательными актами Российской Федерации.
Аудиторские проверки обществ проводятся организациями или ин-
дивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществле-
ние аудиторской деятельности на территории Российской Федерации, с
которыми заключены соответствующие договоры на аудиторскую провер-
ку (совместно именуемые далее по тексту - аудиторы).
Договоры на проведение аудиторской проверки заключаются между
аудитором и хозяйствующим субъектом.
Заказчиком работ в рамках аудиторской проверки выступает хо-
зяйствующий субъект.
Стоимость работ по проведению аудиторской проверки, распреде-
ление обязанностей между заказчиком и аудитором и ответственность
сторон определяются договором.
Потребителями информации, полученной в ходе аудиторской про-
верки и отраженной в аудиторском заключении и аудиторском отчете,
являются собственники (участники) хозяйствующего субъекта, в том
числе и государственные органы, представляющие Правительство Моск-
вы.
Аудиторские проверки обществ проводятся аудиторами путем
привлечения лиц, прошедших аттестацию на право осуществления ауди-
торской деятельности (далее - аттестованные специалисты).
2. Выбор аудитора
Выбор аудитора осуществляется по решению общего собрания
участников общества по представлению Совета директоров (или иной
аналогичной структуры) общества.
Аудиторские проверки могут осуществляться аудиторами, удов-
летворяющими следующим требованиям:
- наличие государственных лицензий на осуществление аудиторс-
кой деятельности в соответствующей области аудита, в соответствии
с видом деятельности проверяемого общества;
- численность специалистов аудитора не менее:
3 аттестованных специалистов для проведения общего аудита,
2 аттестованных специалистов для проведения прочих видов ау-
дита по каждому из видов,
1 профессионального оценщика, признанного таковым по резуль-
татам проведенной в установленном порядке процедуры официальной
аттестации.
- продолжительная (не менее 3 лет) деятельность на рынке ау-
диторских и консультационных услуг;
- отсутствие санкций со стороны лицензирующих органов за не-
качественное проведение аудиторских проверок и несоблюдение норм
профессиональной этики и стандартов аудиторской деятельности;
- наличие у аудитора:
1) клиентской базы, дающей представление о знании специфики
тех отраслей хозяйственной деятельности, которые непосредственно
относятся к проверяемому объекту;
2) специалистов, оказывающих услуги в области управленческого
аудита и консалтинга;
3) возможности привлечения экспертов в смежных областях в
рамках контрактной стоимости;
4) возможности проведения дополнительных консультаций руко-
водства аудируемого общества по вопросам постановки и восстановле-
нию учета, управленческим вопросам без удорожания стоимости конт-
ракта.
- действительная независимость аудитора в соответствии с тре-
бованиями Временных правил и правил (стандартов) аудиторской дея-
тельности.
По всем вышеперечисленным критериям аудитор должен предоста-
вить руководству общества соответствующие обязательства в письмен-
ной форме.
К числу дополнительных требований, которые могут быть предъ-
явлены к аудитору при заключении соответствующего договора, можно
отнести:
- наличие у аудитора договора о страховании профессиональной
ответственности;
- предоставление подробных данных об аттестованных специалис-
тах, которых планируется привлечь к работе (представление подроб-
ных резюме специалистов, раскрывающих информацию об их образова-
тельном уровне и опыте практической работы).
Правительство Москвы имеет право вводить дополнительные тре-
бования или критерии для аудиторов, осуществляющих аудиторские
проверки обществ, определяемых в соответствии с настоящим Положе-
нием, а также вводить институт уполномоченных аудиторов и/или акк-
редитацию аудиторов.
3. Цели аудита
В процессе проведения аудита аудитором должны быть достигнуты
следующие цели:
1) Выражение профессионального мнения о достоверности предс-
тавляемой обществом бухгалтерской отчетности за проверяемый период
и предложение рекомендаций по устранению выявленных в ней несоот-
ветствий;
Для целей настоящего Положения под достоверностью отчетности
понимается такая степень точности бухгалтерской отчетности,
подготовленной во всех существенных аспектах в соответствии с
законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок
ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской
отчетности, и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета в
Российской Федерации, которая позволяет делать на ее основе
правильные выводы о результатах деятельности общества и принимать
основанные на этих выводах правильные решения.
2) Выражение мнения о финансово-экономическом состоянии об-
щества и о возможности общества продолжать свою деятельность в те-
чение ближайшего финансового года;
3) Оценка эффективности управления собственностью Москвы, в
том числе имуществом и денежными средствами, включая бюджетные, и
того, насколько деятельность руководства общества соответствует
интересам акционеров (участников), является ли эта деятельность
квалифицированной, экономичной и эффективной;
4) Выражение профессионального мнения о том, насколько дея-
тельность общества согласуется с требованиями законов и положений,
которые могут значительным образом влиять на приобретение, сохран-
ность и использование материальных и финансовых ресурсов;
5) Подтверждение соответствия деятельности общества целям,
поставленным при его учреждении.
4. Текущее наблюдение
Целью текущего наблюдения за финансово-хозяйственным положе-
нием общества является проведение анализа финансового состояния
предприятия в поквартальном режиме для возможности оперативного
решения собственником вопросов распоряжения акциями и долями.
Текущее наблюдение осуществляется путем анализа
представленных обществом дополнительных форм статистической
отчетности и расчетных показателей финансового анализа.
Виды и содержание показателей финансового анализа и дополни-
тельных форм статистической отчетности приводятся в Приложениях N1
и N2 к Постановлению Правительства Москвы от___________ N___.
Выбор режима подготовки дополнительных форм статистической
отчетности и расчетных показателей финансового анализа (поквар-
тально или по итогам года) определяется акционерами (участниками)
и зависит от уровня финансовой устойчивости общества.
Заполнение дополнительных форм статистической отчетности и
расчетных показателей финансового анализа производится обществом
самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.
по усмотрению руководителя организации.
5. Содержание аудиторской проверки
В процессе аудиторской проверки аудитор рассматривает:
1. Соблюдение действующего законодательства и нормативных ак-
тов Российской Федерации по совершаемым обществом операциям;
2. Соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и отчетнос-
ти по совершаемым обществом операциям;
3. Систему управления общества, в том числе состояние внут-
реннего контроля:
- адекватность структуры управления видам и объемам выполняе-
мых обществом операций (участие органов управления в принятии ре-
шений, распределение обязанностей между руководителями, наличие
положений о структурных подразделениях и должностных инструкций);
- организацию контроля за отражением всех операций в бухгал-
терском учете и подготовкой достоверной отчетности;
- соблюдение и направления использования полномочий руководс-
твом (с точки зрения достижения наилучших показателей работы об-
ществом);
- состояние управленческого учета и контроля;
- наличие и качество финансового (в том числе налогового)
планирования и контроля за исполнением бюджета;
- организацию работы по проведению внутренних проверок и ре-
визий;
- организацию контроля за деятельностью филиалов и прочих
обособленных подразделений;
4. Контроль сохранности активов.
5. Выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.
В случае наличия специфических требований к содержанию ауди-
торских проверок обществ, осуществляющих особые виды деятельности
(кредитные организации, страховые организации, профессиональные
участники рынка ценных бумаг, биржи, внебюджетные, пенсионные и
инвестиционные фонды), такие требования также должны учитываться
аудитором при проведении аудиторских проверок обществ.
6. Аудиторское заключение
В аудиторском заключении должны быть изложены все существен-
ные обстоятельства, установленные при проведении аудита. Сущест-
венными признаются обстоятельства, значительно влияющие на досто-
верность отчетности общества.
В случаях непредставления обществом подлежащих проверке доку-
ментов, оказания давления на проверяющих (проверяющего) или воз-
никновения иных обстоятельств, препятствующих подготовке всесто-
роннего и объективного аудиторского заключения, аудитор должен от-
казаться от составления заключения о достоверности бухгалтерской
отчетности и незамедлительно уведомить об этом заказчика.
6.1. Виды аудиторского заключения
Заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно
выражать оценку аудитором соответствия во всех существенных аспек-
тах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бух-
галтерский учет и отчетность общества.
Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности может быть
выражено в форме безусловно положительного, условно положительного
или отрицательного аудиторского заключения. В случаях, предусмот-
ренных настоящим Положением, аудитор может отказаться в аудиторс-
ком заключении от выражения своего мнения о достоверности бухгал-
терской отчетности.
Безусловно положительное аудиторское заключение дается в том
случае, когда бухгалтерская отчетность, составленная обществом,
достоверно во всех существенных аспектах отражает активы и пассивы
на отчетную дату и финансовые результаты его деятельности, соот-
ветствует нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и от-
четность в Российской Федерации, и на ее основе подготовлена дос-
товерная публикуемая отчетность, а также в ходе проверки не уста-
новлены другие существенные нарушения.
Условно положительное аудиторское заключение означает, что за
исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, в
связи с которыми внесены изменения в текущем году в бухгалтерский
учет, или иных существенных обстоятельств, выявленных в ходе про-
верки, бухгалтерская отчетность, составленная обществом, во всех
существенных аспектах достоверно отражает активы и пассивы на от-
четную дату и финансовые результаты ее деятельности, соответствует
нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в
Российской Федерации, и на ее основе с учетом внесенных изменений
подготовлена достоверная публикуемая отчетность.
Отрицательное аудиторское заключение означает, что бухгал-
терская отчетность, составленная обществом, не обеспечивает во
всех существенных аспектах достоверное отражение его активов и
пассивов на отчетную дату и финансовые результаты его деятельнос-
ти, исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и
отчетность в Российской Федерации.
Отказ аудитора от выражения своего мнения о достоверности
бухгалтерской отчетности общества - это выражаемое в письменном
виде в аудиторском заключении мнение аудитора о том, что организа-
ция учета или иные обстоятельства ограничивают объем аудита и это
является настолько существенным, что аудитор не в состоянии полу-
чить аудиторские доказательства, достаточные для подготовки заклю-
чения в виде безусловно положительного заключения, условно положи-
тельного заключения, отрицательного заключения.
6.2. Состав и содержание аудиторского заключения
В общем виде структура аудиторского заключения соответствует
положениям Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Порядок
составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности",
одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации.
Аудиторское заключение должно быть озаглавлено и состоять из
трех частей - вводной, аналитической и итоговой.
Вводная часть при проведении проверки аудиторской организаци-
ей должна включать:
- название документа в целом - "Аудиторское заключение";
- полное наименование аудиторской организации;
- юридический и почтовый адрес, номера телефонов и факсимиль-
ной связи;
- номер свидетельства о государственной регистрации;
- номер лицензии, дата принятия лицензирующим органом решения
о выдаче лицензии, срок ее действия;
- в каких кредитных организациях открыты расчетные счета и их
номера, коды (БИК и ИНН);
- фамилию, имя, отчество руководителя аудиторской организации
и аттестованных специалистов, имеющих квалификационные аттестаты
на право осуществления аудиторской деятельности, принимавших учас-
тие в данной проверке, в том числе привлекаемых на договорной ос-
нове (с указанием номеров их квалификационных аттестатов);
- фамилию, имя, отчество других работников аудиторской орга-
низации (штатных и не состоящих в штате), принимавших участие в
данной аудиторской проверке;
- фамилию, имя, отчество лица, уполномоченного подписывать
данное аудиторское заключение (с указанием наименования, номера и
даты документа, подтверждающего это право);
- дату подписания договора;
- даты начала и окончания аудиторской проверки и дату выдачи
аудиторского заключения.
Вводная часть при проведении проверки аудитором - индивиду-
альным предпринимателем должна включать:
- фамилию, имя, отчество;
- фамилию, имя, отчество аттестованных специалистов, привле-
каемых на договорной основе с указанием номера их квалификационных
аттестатов;
- фамилию, имя, отчество других работников, принимающих учас-
тие на договорной основе в данной аудиторской проверке;
- почтовый адрес, номер телефона;
- стаж работы в качестве аудитора;
- номер свидетельства о государственной регистрации в качест-
ве индивидуального предпринимателя;
- номер квалификационного аттестата, дата принятия лицензиру-
ющим органом решения о выдаче аттестата, срок начала и окончания
его действия;
- номер лицензии, дата приня