ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 декабря 2002 г. N 1080-ПП
О предварительных итогах выполнения
Программы Правительства Москвы на 2002
год и Программе Правительства Москвы на
2003 год
Во всех звеньях городского управления были приняты необходи-
мые меры по созданию условий для динамичного развития города и
улучшения жизни горожан. За 11 месяцев 2002 года объем промышлен-
ной продукции составил 114,2% к соответствующему периоду прошлого
года, объем инвестиций в основной капитал - 104,5%, товарооборот
розничной торговли - 103,3%.
Реальная среднемесячная заработная плата увеличилась по срав-
нению с соответствующим периодом прошлого года на 17%. Существенно
повысилась оплата труда работников здравоохранения, образования,
других бюджетных учреждений. Дважды повышался размер доплат к пен-
сиям, в результате чего численность населения с доходами ниже про-
житочного минимума сократилась на 152 тыс. человек. Дифференциро-
ванные доплаты получали более 2 млн. пенсионеров.
Осуществление мер поддержки московских производителей, рест-
руктуризация неэффективных производств обеспечили рост производи-
тельности труда и заработка работающих. Городские органы управле-
ния и префектуры оказывали необходимое содействие в активизации
деятельности малого предпринимательства. В этом секторе экономики
создано более 20 тыс. новых рабочих мест. Численность зарегистри-
рованных безработных в течение года не превышала 0,7% экономически
активного населения города.
В полном объеме выполнены задания Программы по жилищному
строительству, развитию образования, улучшению медицинского и со-
циального обслуживания. На развитие социальной сферы направлено
43,1% от общих расходов бюджета.
Введено в эксплуатацию 4 500 тыс.кв.м общей площади жилых до-
мов. Построено 19 общеобразовательных школ, 6 блоков начальных
классов, 19 детских дошкольных учреждений, 4 поликлиники. Сданы
новые корпуса Московской городской онкологической больницы N 62 и
Городской клинико-инфекционной больницы N 2, станции медицинской
помощи, хоспис, автобаза медицинского транспорта, 4 бассейна, физ-
культурно-оздоровительный комплекс, 6 ВМХ-велодромов, горнолыжный
склон на Воробьевых горах, открыто 7 детско-юношеских спортивных
школ и 3 отделения ДЮСШ в действующих учреждениях.
Сданы: филиал Большого театра, 2-я очередь библиотеки-читаль-
ни им.Тургенева, Московский международный Дом музыки, Центр опер-
ного пения, Торгово-развлекательный комплекс на площади Курского
вокзала, Гостиничный комплекс в составе Театрально-культурного
центра им. Вс.Мейерхольда, гостиничный комплекс "Арарат".
Открыты: фонтанный комплекс на Цветном бульваре, ансамбль на
Площади Европы. Установлены: скульптурная композиция Б.Окуджаве,
памятники А.Навои, Ф.Нансену и В.Сурикову.
Ведется реконструкция Музыкального театра им.К.С.Станиславс-
кого и Вл.И.Немировича-Данченко, музея-заповедника "Коломенское",
фондохранилища Дарвинского музея, Московского зоопарка, планетария
и других объектов.
Отрасли городского хозяйства и население бесперебойно обеспе-
чивались всеми видами ресурсов,товаров и услуг. Выполнены работы
по ремонту 11,6 млн.кв.м дорожных покрытий. Приведено в порядок
19 300 подъездов жилых домов, комплексно благоустроено 5 080 дво-
ровых территорий.
Получила дальнейшее развитие транспортная инфраструктура го-
рода. Открыто движение на участках 3-го транспортного кольца от
Звенигородского шоссе до Беговой улицы и от Волгоградского прос-
пекта до Нижегородской улицы, на участке дороги от Братеевского
моста до Бесединского путепровода и на входе федеральной дороги
МКАД-Кашира (Дон) в Москву. Введен в эксплуатацию участок Серпу-
ховско-Тимирязевской линии метрополитена от станции Аннино до
станции Бульвар Дмитрия Донского. Открыта станция метро Воробьевы
горы.
Осуществлялись меры по развитию связей города с регионами
Центрального федерального округа и другими субъектами федерации,
странами и городами СНГ и Балтии, правительствами и мэриями горо-
дов других зарубежных стран. Расширилось взаимодействие с сооте-
чественниками, проживающими за рубежом. Активно выполнялась прог-
рамма развития туризма и гостиничного строительства.
Устойчивое положение экономики города создало базу для роста
налоговых и имущественных поступлений в городской бюджет. Это поз-
волило в полном объеме профинансировать все социальные и экономи-
ческие мероприятия, включенные в Программу на текущий год.
В целях сохранения высоких темпов развития отраслей экономики
и социальной сферы и обеспечения дальнейшего роста благосостояния
населения города Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Программу Правительства Москвы на 2003 год (при-
ложение 1).
2. Утвердить:
2.1. Основные показатели по вводу в действие мощностей в 2003
году (приложения 2, 3).
2.2. Финансовое обеспечение Адресной инвестиционной программы
города Москвы в 2003 году (приложение 4).
2.3. Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2003
год, финансируемую за счет средств городского бюджета (приложение
5).
2.4. Задание по доходам от управления имуществом на 2003 год
(приложение 6).
2.5. Уточненные показатели развития государственных унитарных
предприятий г.Москвы за 2002 год и прогноз на 2003 год (приложе-
ние 7).
2.6. Мероприятия Комплекса по имущественно-земельным отноше-
ниям Правительства Москвы по повышению эффективности управления
городским имуществом (приложение 8).
2.7. Основные показатели по проведению ремонтных работ в жи-
лищно-коммунальном хозяйстве в 2003 году (приложения 9, 10).
2.8. Перечень городских целевых программ, финансируемых из
городского бюджета в 2003 году (приложение 11).
2.9. Мероприятия по охране окружающей природной среды на 2003
год (приложение 12).
3. Руководителям департаментов, комитетов, управлений, пре-
фектам административных округов:
3.1. Разработать до 1 февраля 2003 года мероприятия по обес-
печению выполнения показателей и заданий Программы Правительства
Москвы на 2003 год в установленных объемах.
3.2. Направить в Департамент экономической политики и разви-
тия г.Москвы до 30 апреля 2003 года итоговые данные о выполнении
Программы Правительства Москвы за 2002 год. Представить информацию
о ходе выполнения Программы Правительства Москвы на 2003 год соот-
ветственно до 1 августа и до 1 декабря 2003 года.
4. Департаменту инвестиционных программ строительства города
Москвы до 1 февраля 2003 года представить в Департамент экономи-
ческой политики и развития г.Москвы отчет о поадресном выполнении
инвестиционной программы и исполнении доходов и расходов Целевого
бюджетного инвестиционного фонда за 2002 год.
5. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы:
5.1. На основе обобщения полученной информации представить в
Правительство Москвы отчет о ходе выполнения Программы Правитель-
ства Москвы на 2003 год соответственно в августе и декабре 2003
года.
5.2. Подготовить в I квартале 2003 года экономическое обосно-
вание целесообразности увеличения собственного налогового потенци-
ала регионов на основе паритетного распределения налоговых доходов
между субъектами Российской Федерации и центром в соответствии с
действующим бюджетным законодательством для представления соот-
ветствующих предложений Правительства Москвы Президенту Российской
Федерации Путину В.В.
6. Руководителям департаментов, комитетов, управлений, пре-
фектам административных округов:
6.1. Обеспечить строго целевое использование подведомственны-
ми организациями и учреждениями финансовых ресурсов на реализацию
заданий и мероприятий Программы Правительства Москвы на 2003 год,
концентрацию их на приоритетных направлениях, в том числе по комп-
лексной застройке территории города, реконструкции кварталов пяти-
этажных жилых домов первых индустриальных серий и ветхого жилищно-
го фонда, реконструкции центра города, выполнению мероприятий по
дорожно-мостовому строительству и охране окружающей среды.
6.2. Провести инвентаризацию кредиторской задолженности, сло-
жившейся на 1 января 2003 года по объектам городского заказа, и до
30 марта 2003 года представить в Департамент финансов г.Москвы и
Департамент экономической политики и развития г.Москвы перечень
объектов с объемами кредиторской задолженности, подтвержденной ак-
тами выверки с заказчиками, с указанием причин образования задол-
женности (пообъектно) и мер по ее ликвидации.
6.3. Представить в Департамент финансов г.Москвы и Департа-
мент экономической политики и развития г.Москвы не позднее 20 ян-
варя 2003 года инициативные предложения по мобилизации дополни-
тельных доходов за счет улучшения использования земли и других
объектов недвижимости, активизации работы по сокращению всех видов
задолженности по платежам в городской бюджет, увеличения доходов
от размещения на территории города наружной рекламы и других пос-
туплений, а также меры по минимизации бюджетных расходов и сокра-
щению непроизводительных затрат на основе пересмотра и обновления
нормативной базы, применяемой в отраслях социальной сферы, городс-
кого хозяйства и строительства, а также размещения городского за-
каза на работы и услуги с проработкой, в необходимых случаях, до-
кументации органами Мосгосэкспертизы, расширением проведения отк-
рытых конкурсов и применением прозрачных схем определения победи-
телей.
7. Департаменту финансов г.Москвы совместно с Комплексом эко-
номической политики и развития обобщить предложения в соответствии
с п.6.3 и учесть их при подготовке мероприятий по реализации Зако-
на города Москвы от 18 декабря 2002 года N 63 "О бюджете города
Москвы на 2003 год".
8. Руководителям департаментов, комитетов, управлений, пре-
фектам административных округов, городским инвесторам запретить:
8.1. Вносить на рассмотрение Правительства Москвы распоряди-
тельные документы по вопросам, требующим выделения средств сверх
установленных в приложениях 4, 5 настоящего постановления.
8.2. Вносить предложения по включению в Адресную инвестицион-
ную программу города Москвы вновь начинаемых объектов, не обеспе-
ченных утвержденной в установленном порядке проектно-сметной доку-
ментацией.
8.3. Выполнение объемов работ по городскому заказу сверх ус-
тановленных в приложениях 4, 5 настоящего постановления объемов
капитальных вложений.
9. Городским инвесторам:
9.1. На основе фактического пообъектного исполнения заданий
Адресной инвестиционной программы города Москвы 2002 года до 15
февраля 2003 года представить в Департамент экономической политики
и развития г.Москвы предложения по уточнению заданий Адресной ин-
вестиционной программы города Москвы на 2003 год в автоматизиро-
ванном режиме и унифицированном формате.
9.2. Включать в течение года объекты в Адресную инвестицион-
ную программу города Москвы за счет и в пределах лимитов капиталь-
ных вложений, установленных инвестору в ведомственной структуре
расходов бюджета, утвержденной Законом города от 18 декабря 2002
года N 63 "О бюджете города Москвы на 2003 год".
9.3. Обеспечить своевременное проведение инвестиционных кон-
курсов и подрядных торгов на строительство вновь начинаемых объек-
тов городского заказа с формированием предельной договорной цены в
текущем уровне цен только на основе утвержденной в установленном
порядке проектно-сметной и тендерной документации в строгом соот-
ветствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 года N 26 "О го-
родском государственном заказе".
9.4. В пообъектных титульных списках на 2003 год и последую-
щие годы указывать твердую договорную цену строительства объектов
в текущем уровне цен, зафиксированную по результатам проведения
конкурсов (торгов).
9.5. Ежемесячно (до 15 числа) представлять в электронном виде
в Департамент экономической политики и развития г.Москвы и Депар-
тамент финансов г.Москвы сведения об объемах выполненных и опла-
ченных работ по объектам Адресной инвестиционной программы.
10. Руководителям комплексов городского управления, департа-
ментов, комитетов, управлений, префектам административных округов,
городским инвесторам на основе заданий, утвержденных настоящим
постановлением, и лимитов капитальных вложений представить до 1
февраля 2003 года в Департамент экономической политики и развития
г.Москвы предложения по пролонгации или приостановлению действия
ранее принятых постановлений, распоряжений и других нормативных
актов Правительства Москвы по реализации отраслевых и территори-
альных программ, развитию отдельных отраслей и решению других
проблем в целях приведения предусмотренных ими мероприятий и зада-
ний в соответствие с реальными возможностями города.
11. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы:
11.1. По предложениям городских инвесторов до 1 марта 2003
года внести в порядке, установленном Законом города Москвы "О бюд-
жете города Москвы на 2003 год", уточнения в Адресную инвестицион-
ную программу города Москвы на 2003 год и предложения по уточнению
сроков реализации заданий по постановлениям и распоряжениям, сог-
ласно пункту 10 настоящего постановления.
11.2. Совместно с Москомархитектурой обеспечить в первом по-
лугодии 2003 года разработку и введение в действие сборника базо-
вых цен на проектные работы в городе Москве на основе натуральных
показателей, учитывающих затраты проектных организаций, связанные
с дополнительными требованиями по составу и сложности выполняемых
ими работ.
11.3. Совместно с Департаментом финансов г.Москвы в III квар-
тале 2003 года завершить утверждение Правительством Москвы техни-
ческого задания на создание второй очереди АИС УБП, предусматрива-
ющего первоочередную автоматизацию процесса исполнения бюджета
главными распорядителями бюджетных средств, а также предложения по
организации электронного документооборота между участниками бюд-
жетного процесса.
12. Департаменту имущества города Москвы совместно с Департа-
ментом экономической политики и развития г.Москвы, Управлением ко-
ординации экономической политики и контроля за ее реализацией и
Правовым управлением Правительства Москвы до 1 марта 2003 года
подготовить и внести на утверждение Правительства Москвы предложе-
ния по приведению в соответствие с положениями Федерального закона
от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях" постановления Правительства Москвы от 15
июня 1999 года N 542 "О создании, реорганизации, ликвидации госу-
дарственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений го-
рода Москвы и об участии города Москвы в хозяйственных обществах".
13. Органам исполнительной власти города Москвы, префектам
административных округов, в ведении которых закреплены унитарные
предприятия, совместно с Департаментом имущества города Москвы до
1 июля 2003 года привести учредительные документы указанных предп-
риятий в соответствие с нормами Федерального закона от 14 ноября
2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях".
14. Департаменту имущества города Москвы, Московскому земель-
ному комитету, Москомархитектуре совместно с Департаментом эконо-
мической политики и развития г.Москвы, отраслевыми органами управ-
ления и префектами административных округов в первом полугодии
2003 года подготовить и внести в установленном порядке предложения
по уточнению "Концепции управления собственностью Москвы и взаимо-
действия с иными собственниками на территории города до 2005 го-
да", учитывающие изменения федерального законодательства.
15. Департаменту имущества города Москвы:
15.1. Представить в I квартале 2003 года на утверждение Пра-
вительства Москвы предложения по уточнению порядка управления не-
жилым фондом и упорядочению взаимоотношений между арендодателем и
арендатором в условиях применения новой методики расчета арендной
платы за нежилые помещения.
15.2. До 10 февраля 2003 года разработать и представить на
утверждение Правительства Москвы программу приватизации (продажи)
государственного имущества г.Москвы и приобретения имущества в го-
сударственную собственность г.Москвы на 2003 год.
16. Руководителю Комплекса по имущественно-земельным отноше-
ниям Правительства Москвы до 10 февраля 2003 года внести в уста-
новленном порядке на утверждение Правительства Москвы предложения
по установлению дополнительного задания на 2003 год по привлечению
доходов от имущества, переданного в доверительное управление, в
лизинг, а также от предоставленных в аренду оборудования, сооруже-
ний и других основных средств.
17. Москомархитектуре совместно с заказчиками, подведомствен-
ными и другими проектными организациями обеспечить разработку и
утверждение до 1 июля 2003 года проектно-сметной документации на
объекты программы 2004 года.
18. Управлению бюджетного планирования городского заказа Пра-
вительства Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Комитету
по культуре в срок до 1 июля 2003 года на основе результатов ин-
вентаризации и договоров аренды помещений в зданиях кинотеатров,
не осуществляющих или осуществляющих частично кинопоказ, провести
анализ их финансово-хозяйственной деятельности и представить пред-
ложения об увеличении поступлений в бюджет города Москвы от аренды
помещений кинотеатров.
19. Управлению бюджетного планирования городского заказа Пра-
вительства Москвы обеспечить в 2003 году на конкурсной основе раз-
работку положения о порядке организации, проведения и финансирова-
ния капитального и текущего ремонта объектов социально-культурного
назначения и представить его на утверждение в установленном поряд-
ке.
20. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства Правительства Москвы совместно с Управлением городского
заказа Правительства Москвы обеспечить в IV квартале 2003 года на
конкурсной основе разработку нормативов затрат на содержание жи-
лищной организации - дирекции единого заказчика в городе Москве и
представить их на утверждение в установленном порядке.
21. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы
по заявке Управления бюджетного планирования городского заказа
Правительства Москвы и Управления жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства Правительства Москвы финансирование работ, ука-
занных в пп. 19 и 20 настоящего постановления, осуществлять в пре-
делах, предусмотренных в бюджете города Москвы.
22. Руководителю Комплекса городского хозяйства совместно с
Региональной энергетической комиссией г.Москвы, Департаментом фи-
нансов г.Москвы и Департаментом экономической политики и развития
г.Москвы в трехмесячный срок разработать и представить на утверж-
дение Правительства Москвы положение о порядке стимулирования
энергосбережения в системе жилищного хозяйства г.Москвы.
23. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
Правительства Москвы совместно с комплексами городского управле-
ния, Департаментом экономической политики и развития г.Москвы и
Департаментом финансов г.Москвы осуществлять организационное и фи-
нансовое обеспечение программы мероприятий по охране окружающей
природной среды на 2003 год (приложение 12) и контроль за своевре-
менным и полным выполнением утвержденных заданий программы отрас-
левыми органами управления, предприятиями и организациями города.
24. Московскому городскому комитету государственной статисти-
ки на основе результатов Всероссийской переписи населения 2002 го-
да в городе Москве и проведения обследования маятниковой миграции
студентов и учащихся между городом и областью представить итоговые
документы в IV квартале 2003 года в Комплекс экономической полити-
ки и развития Правительства Москвы.
25. Департаментам, комитетам и управлениям, выполняющим функ-
ции государственных заказчиков (заказчиков-координаторов) городс-
ких целевых программ, представить в I квартале 2003 года:
25.1. На рассмотрение Правительства Москвы предложения по ук-
рупнению городских целевых программ (приложение 11) и внесению со-
ответствующих изменений в действующие городские нормативные акты.
25.2. Уточненные предложения по разработке городских целевых
программ в 2003-2004 гг. и графики представления долгосрочных це-
левых программ на рассмотрение в Московскую городскую Думу.
26. Департаменту финансов г.Москвы совместно с Комплексом
экономической политики и развития Правительства Москвы в I кварта-
ле 2003 года разработать и представить на утверждение Правительст-
ва Москвы единую форму подготовки и представления проекта бюджет-
ных показателей по финансовому обеспечению городских программ.
27. Управлению бюджетного планирования городского заказа Пра-
вительства Москвы, Департаменту здравоохранения города Москвы, Де-
партаменту образования города Москвы, Департаменту социальной за-
щиты населения города Москвы, Комитету по культуре в пределах
средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2003 год на
текущие расходы соответствующих отраслей:
27.1. Обеспечить выполнение условий Московского трехсторонне-
го соглашения между Правительством Москвы, Московскими объединени-
ями профсоюзов и Московскими объединениями промышленников и предп-
ринимателей (работодателей) на 2003 год в части установления с 1
января 2003 года городского минимума оплаты труда с учетом всех
доплат, премий и других поощрительных выплат в размере 1 500 руб-
лей в месяц, и доведении его в течение второго полугодия 2003 года
- до 1800 рублей в месяц.
27.2. Представить Правительству Москвы в месячный срок после
принятия на федеральном уровне соответствующих нормативных актов
согласованные с Департаментом финансов г.Москвы и Департаментом
экономической политики и развития г.Москвы предложения по введению
в подведомственных учреждениях отраслевых систем оплаты труда в
связи с отменой Единой тарифной сетки с 1 октября 2003 года.
28. Рекомендовать Московскому городскому фонду обязательного
медицинского страхования при установлении тарифов на медицинские
услуги в системе обязательного медицинского страхования учитывать
повышение уровня оплаты труда работников учреждений здравоохране-
ния, участвующих в реализации Московской городской программы обя-
зательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 27.1
настоящего постановления.
29. Предложить Московскому региональному отделению Фонда со-
циального страхования Российской Федерации в январе 2003 года про-
вести уточнение доходов и расходов бюджета фонда на 2003 год на
основе уточненных прогнозных показателей поступлений Единого соци-
ального налога от предприятий и организаций г.Москвы.
30. Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2001 го-
да N 1171-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Прави-
тельства Москвы на 2001 год и Программе Правительства Москвы на
2002 год", распоряжения Правительства Москвы от 6 сентября 2002
года N 1315-РП "Об уточнении лимитов финансирования адресной ин-
вестиционной программы Правительства Москвы на 2002 год" и от 1
октября 2002 года N 1458-РП "Об уточнении адресной инвестиционной
программы Правительства Москвы на 2002 год" с контроля снять как
выполненные, пункт 21 постановления Правительства Москвы от 4 июня
2002 года N 418-ПП "О прогнозе социально-экономического развития
г.Москвы на 2003 год и на период 2003-2005 годов и проекте адрес-
ной инвестиционной программы Правительства Москвы на 2003 год"
признать утратившим силу в связи с уточнением показателей развития
государственных унитарных предприятий г.Москвы на 2003 год, сог-
ласно пункту 2.5 настоящего постановления.
31. Контроль за выполнением соответствующих разделов Програм-
мы Правительства Москвы на 2003 год возложить на руководителей
комплексов городского управления. Общий контроль за выполнением
настоящего постановления оставляю за собой.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 31 декабря 2002 года N 1080-ПП
Программа Правительства Москвы на 2003 год
I.
Основные результаты выполнения Программы за 2002 год
Во всех звеньях городского управления были приняты необходи-
мые меры по созданию условий для динамичного развития города и
улучшения жизни горожан.
+-------------------------------------------+--------------------+
| Показатели | 11 мес. 2002 г. в %|
| | к 11 мес. 2001г. |
+-------------------------------------------+--------------------+
| Объем промышленной продукции | 114,2 |
+-------------------------------------------+--------------------+
| Объем инвестиций в основной капитал | 104,5 |
+-------------------------------------------+--------------------+
| Среднемесячная реальная заработная плата | 117,3 |
| (10 мес. 2002 г. к 10 мес. 2001г.) | |
+-------------------------------------------+--------------------+
| Оборот розничной торговли | 103,3 |
+-------------------------------------------+--------------------+
Осуществление мер поддержки московских производителей, рест-
руктуризация неэффективных производств, интенсивное развитие това-
ропроводящей сети обеспечили рост производительности труда и зара-
ботка работающих, увеличение доли промышленных предприятий в дохо-
дах городского бюджета.
Городские органы управления и префектуры оказывали необходи-
мое содействие в активизации малого предпринимательства. Расшири-
лось предоставление малому бизнесу городских льгот по аренде про-
изводственных помещений и земельным платежам. В этом секторе эко-
номики было создано более 20 тысяч новых рабочих мест. В результа-
те фактическая численность безработных в течение года не превышала
0,7% экономически активного населения города.
Были созданы условия для опережающего роста заработной платы
москвичей и среднедушевых доходов населения города по сравнению с
инфляцией. При сводном индексе потребительских цен на товары и ус-
луги за январь-октябрь 2002 года - 119,6% среднемесячная заработ-
ная плата труда работающих увеличилась на 40,3%; в здравоохранении
- на 52,5%; образовании - на 55,2%, культуре - 41,9%. Численность
населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась на 152
тыс. человек. Дважды в течение года повышался размер доплат к пен-
сиям. Дифференцированные доплаты получали 2,011 млн. пенсионеров.
В полном объеме выполнены задания программы по развитию обра-
зования, улучшению медицинского, социального обслуживания, жилищ-
ному строительству, мероприятия по оздоровлению окружающей природ-
ной среды.
Направлено 3,5 млрд.рублей на содержание личного состава и
более 700 млн.рублей на укрепление материальной базы правоохрани-
тельных органов.
+--------------------------+--------------+----------------------+
| Мероприятия Программы | Задание | Выполнение |
+--------------------------+--------------+----------------------+
| Бюджетные расходы на | 72,24 | 77,4 млрд.руб. |
| развитие социальной | млрд.руб. | |
| сферы | | |
+--------------------------+--------------+----------------------+
| Ввод в эксплуатацию |4200 тыс.кв.м | 4500 тыс.кв.м |
| общей площади в жилых | | |
| домах | | |
+--------------------------+--------------+----------------------+
| Строительство объектов | 3 | 4 поликлиники; корпус|
| здравоохранения |поликлиники; | МГОБ N 62; корпус ГКБ|
| | корпус МГОБ | N2; хоспис;подстанция|
| | N 62 | скорой помощи |
+--------------------------+--------------+----------------------+
| Строительство школ и | 16 + 5 БНК | 19 + 6 БНК |
| блоков начальных классов | | |
+--------------------------+--------------+----------------------+
| Строительство детских | 12 | 19 |
| дошкольных учреждений | | |
+--------------------------+--------------+----------------------+
| Открытие спортивных | 10 ДЮСШ, | 7 ДЮСШ и 3 отделения,|
| учреждений, |12 спортивных | 4 бассейна, 1 ФОК, |
| строительство объектов | объектов | 6 ВМХ-велодромов, |
| для массовых занятий | в округах | горнолыжный склон на|
| физкультурой и спортом | | Воробьевых горах и в|
| | | Ново-Переделкино |
+--------------------------+--------------+----------------------+
| Финансирование | 3,2 | 4,46 |
| мероприятий по | млрд.рублей | млрд.рублей |
| оздоровлению окружающей | | |
| природной среды | | |
+--------------------------+--------------+----------------------+
Сданы в эксплуатацию: филиал Большого театра, уникальный фи-
лармонический комплекс "Московский международный Дом музыки",
Центр оперного пения, Торгово-развлекательный комплекс на площади
Курского вокзала, Гостиничный комплекс в составе Театрально-куль-
турного центра им. Вс.Мейерхольда, Гостиничный комплекс "Арарат".
Отрасли городского хозяйства и население бесперебойно обеспе-
чивались всеми видами ресурсов, товаров и услуг. Введены в дейс-
твие две новых тепловых станции, проведены работы по ремонту 11,6
млн.кв.м дорожных покрытий, заменено 38,9 тыс. электрических, га-
зовых плит и водонагревателей, модернизировано и заменено 3750
лифтов, приведено в порядок 19365 подъездов жилых домов, комплекс-
но благоустроено 5080 дворовых территорий.
Получила интенсивное развитие и транспортная инфраструктура
города. Открыто движение на участке 3-го транспортного кольца от
Звенигородского шоссе до Беговой улицы и на участке от Волгоградс-
кого проспекта до Нижегородской улицы, открыт участок дороги про-
тяженностью 2,5 км от Братеевского моста до Бесединского путепро-
вода, открыто движение на входе федеральной дороги МКАД-Кашира
(Дон) в Москву. Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимиря-
зевской линии метрополитена от станции Аннино до станции Бульвар
Дмитрия Донского. Открыта станция метро Воробьевы горы.
Осуществлялись меры по развитию связей города с регионами,
входящими в состав Центрального федерального округа, и другими
субъектами федерации. Заключено 14 новых межрегиональных соглаше-
ний, 32 международных акта с правительствами зарубежных стран и
мэриями городов, включая страны и города СНГ и Балтии. Расширилось
взаимодействие с соотечественниками, проживающими за рубежом,
привлечение их на взаимовыгодной основе к реализации городских
проектов. Активно выполнялась программа развития туризма и гости-
ничного строительства. Число иностранных туристов, посетивших
Москву, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 480 тыс. чело-
век.
Устойчивое положение экономики создало базу для роста поступ-
лений средств в городской бюджет с 233,4 млрд. рублей в 2001 году
до 270,1 млрд. рублей в 2002 году, в том числе за счет городской
собственности с 13,8 млрд. рублей до 19,4 млрд. рублей. Это позво-
лило в полном объеме профинансировать все социальные и экономичес-
кие мероприятия, включенные в программу на текущий год.
II.
Главные целевые задачи, на решение которых направлена Прог-
рамма Правительства Москвы на 2003 год - сохранение высоких темпов
развития отраслей экономики и социальной сферы и обеспечение даль-
нейшего роста благосостояния всех групп населения города.
Задания Программы определены на основе обязательств городских
властей перед москвичами и мероприятий, предусмотренных на предс-
тоящий год городскими целевыми программами и Генеральным планом
развития Москвы, финансирование которых предусмотрено из городско-
го бюджета, внебюджетных социальных фондов и других финансовых ис-
точников.
Приоритеты социально-экономической политики
Правительства Москвы в 2003 году
* Создание условий для опережающего по сравнению с инфляцией
роста доходов москвичей, в первую очередь работников отраслей бюд-
жетной сферы и населения с невысоким уровнем доходов.
* Сохранение доступности всех базовых социальных услуг на ос-
нове дальнейшего развития системы льготного социального обслужива-
ния малообеспеченных граждан.
* Обеспечение продовольственной безопасности Москвы, в том
числе за счет увеличения объемов поставок сельскохозяйственной
продукции и продовольственных товаров отечественного производства.
* Наращивание жилищного строительства, в том числе для реше-
ния общегородских социальных задач, увеличение объемов реконструк-
ции пятиэтажного жилищного фонда, развертывание программы комп-
лексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда го-
рода Москвы.
* Расширение применения в жилищно-коммунальном хозяйстве ры-
ночных стимулов повышения качества и снижения цены услуг с усиле-
нием адресной поддержки малодоходных семей.
* Поддержка производителей, расширяющих выпуск качественных
товаров и услуг, стимулирование создания и приобретения нового
оборудования и технологий, содействие развитию оборонно-промышлен-
ного комплекса и его интеграции в экономику города.
* Создание благоприятных условий для интенсивного развития
малого предпринимательства, особенно в отраслях городского хозяйс-
тва.
* Комплексное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры,
торговых и гостиничных сетей. Формирование системы современных оп-
товых продовольственных рынков и распределительных центров.
* Укрепление безопасности жизни москвичей на основе Комплекс-
ной городской целевой программы борьбы с преступностью в г.Москве.
Обеспечение эффективного контроля за миграционной обстановкой в
городе.
* Системное решение вопросов оздоровления природной среды.
* Развитие местного самоуправления и инициативы граждан, всех
форм социального и экономического партнерства.
* Обеспечение эффективного управления городом и городскими
финансами, укрепление дисциплины платежей и расходования средств.
Реализация городской целевой программы "Электронная Москва".
III.
Для обеспечения решения приоритетных задач предусматривается
осуществить комплексные мероприятия по следующим направлениям:
Доходы работающих и населения. Занятость. Создать условия для
опережающего роста оплаты труда по сравнению с ростом потребитель-
ских цен. В 2003 году заработная плата в среднем по городу увели-
чится по сравнению с предыдущим годом на 20%, среднедушевые денеж-
ные доходы на 15-18%. Число семей, в которых среднедушевые доходы
ниже прожиточного уровня, уменьшится на 9- 11%.
Установить городской минимум оплаты труда для организаций,
подведомственных Правительству Москвы, с 1 января 2003 года - 1500
рублей, во втором полугодии 2003 года довести его размер до 1 800
рублей, что обеспечит выход на уровень не менее 55% от прожиточно-
го минимума трудоспособного населения города Москвы на 1 июля 2003
года. Разработать на последующий период схему поэтапного приближе-
ния городского минимума оплаты труда к прожиточному минимуму тру-
доспособного москвича, устанавливаемого Правительством Москвы.
Сформировавшийся в Москве рынок труда позволяет обеспечить
запросы всех отраслей экономики в трудовых ресурсах. Основной за-
дачей политики занятости в 2003 году является развитие системы
подготовки кадров в целях удовлетворения возрастающих потребностей
работодателей в высококвалифицированных работниках, а также созда-
ние эффективной системы обеспечения занятости наиболее уязвимых
категорий граждан, не имеющих работы.
+------------------------------------------------+---------------+
| Основные мероприятия по обеспечению занятости | Показатели |
+------------------------------------------------+---------------+
|Создание новых рабочих мест | 23,4 тыс. мест|
+------------------------------------------------+---------------+
|Трудоустройство граждан | 170 тыс. чел. |
+------------------------------------------------+---------------+
|Профессиональная подготовка, | 28 тыс. чел. |
|переподготовка, повышение квалификации | |
+------------------------------------------------+---------------+
|Профориентация, профконсультирование | 110 тыс.чел. |
+------------------------------------------------+---------------+
|Общественные и временные работы | 35,5 тыс.чел. |
+------------------------------------------------+---------------+
|Численность зарегистрированных безработных от | не выше 0,8 % |
|экономически активного населения города | в течение года|
+------------------------------------------------+---------------+
На финансирование мероприятий городской программы занятости
из федерального бюджета город должен получить 1,5 млрд.рублей.
Средства бюджета города в объеме 516,2 млн.рублей будут направлены
на софинансирование программы, в т.ч. на создание рабочих мест для
инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в трудовой под-
держке, содержание учреждения "Трудовой арбитражный суд", создан-
ного для разрешения трудовых споров, специализированных центров
"Перспектива", "Кутузовский", "Женский деловой центр", оказывающих
помощь в трудоустройстве молодежи, женщинам, имеющим малолетних
детей, военнослужащим запаса и др., а также городского штаба моло-
дежных студенческих отрядов.
Будет обеспечено бюджетное финансирование в объеме 22,9
млн.рублей мероприятий городской программы охраны труда, организо-
вано обучение специалистов органов исполнительной власти города,
занимающихся этими вопросами.
Промышленность, наука, малый бизнес. На основе мероприятий
Комплексной программы промышленной деятельности в Москве на 2001-
2003 гг. реализовать меры поддержки производителей, расширяющих
выпуск качественных товаров и услуг, пользующихся спросом, стиму-
лирование создания и приобретения нового оборудования и техноло-
гий, что позволит создать условия для роста производства в 2003
году на 4,5 - 5,0%, обеспечить дальнейший рост реальной заработной
платы работающих, увеличить поступления платежей из этого сектора
экономики в городской бюджет.
В целях удовлетворения потребностей москвичей предусматрива-
ется наращивание выпуска на предприятиях города всех основных ви-
дов пищевой продукции, расширение ассортимента детского, лечебного
и лечебно-профилактического питания.
На основе диагностики финансово-экономического состояния и
подготовленных бизнес-планов разработаны меры по финансовому оздо-
ровлению предприятий, определяющих устойчивую работу промышленного
комплекса города.
Для привлечения финансовых ресурсов продолжится использование
механизмов компенсации части затрат по привлечению заемных средств
промышленными предприятиями в кредитных учреждениях и выводу
предприятий на фондовый рынок города.
+-----------------------------------------------+----------------+
|Бюджетная поддержка промышленного комплекса | 2527,1 млн.руб.|
+-----------------------------------------------+----------------+
|в том числе лимит бюджетного кредитования | 1620 млн.руб. |
+-----------------------------------------------+----------------+
|Фундаментальные исследования и содействие | 680,0 млн.руб. |
|научно-техническому прогрессу | |
+-----------------------------------------------+----------------+
|Прием ведомственного жилищного фонда | 1860 тыс.кв.м. |
|на баланс города |
+----------------------------------------------------------------+
| Малое предпринимательство |
+-----------------------------------------------+----------------+
|Финансовая поддержка | 700 млн.руб. |
+-----------------------------------------------+----------------+
| в том числе на: | |
+-----------------------------------------------+----------------+
| подготовку и переподготовку кадров | 127,5 млн.руб. |
+-----------------------------------------------+----------------+
| поддержку обеспечения оборудованием | 90 млн.руб. |
| через механизмы лизинга | |
+-----------------------------------------------+----------------+
Бюджетные ресурсы будут направляться на дальнейшую поддержку
высокотехнологичного научно-промышленного потенциала предприятий
ОПК, развитие на их базе инновационного малого бизнеса.
Определены меры по расширению подготовки кадров по современ-
ным технологиям в профессионально-технических училищах и других
учебных заведениях, организации обучения арбитражных управлений и
целевой контрактной подготовки специалистов с высшим образованием
для промышленных предприятий города.
Для сохранения и развития промышленного потенциала города,
повышения эффективности использования городских земель и энергоре-
сурсов, улучшения экологического состояния территорий осуществить
меры по перебазированию предприятий и реорганизации производствен-
ных зон с учетом потребностей города.
Для продвижения продукции московских товаропроизводителей ор-
ганизовать в регионах Российской Федерации 8 выездных ярмарок то-
варов московских предприятий и 10 ярмарок в административных окру-
гах. Провести четвертый международный форум "Высокие технологии
XXI века", пятый большой московский фестиваль пива, девятую мос-
ковскую промышленную выставку-ярмарку. Оказать содействие в орга-
низации в Москве двух общегородских центров фирменной торговли
продукцией московских товаропроизводителей, которые создаются по
инициативе Московской конфедерации промышленников и предпринимате-
лей. В целях повышения престижа массовых профессий провести в мар-
те-августе 2003 года городской конкурс профессионального мастерс-
тва "Московские мастера".
В рамках программы "Развитие науки и технологий в интересах
города" осуществить финансовую поддержку крупных проектов, направ-
ленных на реализацию программ по радиационной онкологии, разработ-
ку и внедрение в медицинскую практику новых методов и средств ди-
агностики и лечения онкологических и других заболеваний, создание
экологически чистых транспортных средств, внедрение других нужных
городу технологий и проектов.
Осуществить мероприятия по реализации Концепции перехода
Москвы к информационному обществу. Продолжить развитие сетей "Пос-
ледняя миля" и подключение объектов города к волоконно-оптическим
сетям. В рамках городской целевой программы "Электронная Москва"
осуществить мероприятия по обеспечению более эффективного информа-
ционного взаимодействия городских организаций и использованию ав-
томатизированных информационных систем для комплексного решения
задач развития города и дебюрократизации органов исполнительной
власти. Обеспечить в 2003 году дальнейшее внедрение Социальной
карты москвича во всех районах Северного, Восточного, Юго-Восточ-
ного, Юго-Западного, Северо-Западного и Западного административных
округов. Провести подготовительные мероприятия к переходу на
представление услуг льготным категориям населения с использованием
социальных карт, а также применению их в системе ОМС для расчетов
за медицинские услуги. Обеспечить создание единого регистра соци-
альных льготников и на его основе единой городской базы данных на-
селения г.Москвы.
Для предприятий, внесенных в Реестр субъектов малого предпри-
нимательства, сохранить льготы по аренде земли и нежилым помещени-
ям. Создать в малом бизнесе 20 тысяч новых рабочих мест. Увеличить
в 2003 году налоговые поступления от деятельности малого бизнеса
на 2-3% в сопоставимых ценах по сравнению с 2002 годом.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства,
распространения опыта работы лучших малых предприятий провести в
январе-марте 2003 года общегородской конкурс "Московский предпри-
ниматель".
Развитие социальной сферы. В 2003 году власти города обеспе-
чат динамичное развитие социальной сферы и надежную поддержку всех
групп населения города, нуждающихся в социальной защите. На соци-
альные нужды москвичей предусмотрено направить 40% средств городс-
кого бюджета. Будет сохранена доступность всех базовых социальных
услуг.
Социальная поддержка населения с низкими доходами. Общие зат-
раты на Комплексную программу мер социальной защиты населения го-
рода на 2003 год составят 111,2 млрд. руб. По сравнению с предыду-
щим годом эти расходы возрастут на 27 млрд. руб. На выплату госу-
дарственных пособий гражданам, имеющим детей, и реализацию мероп-
риятий по социальной защите инвалидов будут также направлены
средства, поступающие в городской бюджет из фонда компенсации фе-
дерального бюджета в объеме 2,8 млрд. рублей.
В приоритетном порядке будут оказываться в 2003 году поддерж-
ка семьям с несовершеннолетними детьми, помощь ветеранам Великой
Отечественной войны и гражданам старшего поколения, меры по соци-
альной реабилитации и поддержке инвалидов, помощь студентам и мо-
лодежи.
Будут предоставлены в полном объеме льготы, установленные го-
родским и федеральным законодательством, всем реабилитированным и
пострадавшим от политических репрессий лицам.
+------------------------------------------+-----------+---------+
| Основные мероприятия | Число | Общий |
| |получающих | объем |
| | помощь | расходов|
| |(тыс.чел.) | млрд.руб|
+------------------------------------------+-----------+---------+
|Ежемесячные доплаты малообеспеченным| 168,62 | 0,3 |
|семьям с детьми | | |
+------------------------------------------+-----------+---------+
|Ежемесячные доплаты к пенсиям из| 1870,0 | 16,6 |
|городского бюджета | | |
+------------------------------------------+-----------+---------+
|Сохранение льгот по оплате жилищно-| 2805 | 5,1 |
|коммунальных услуг и услуг связи | | |
+------------------------------------------+-----------+---------+
|Выплаты жилищных субсидий малообеспеченным| 332,0 | 1,11 |
|семьям | | |
+------------------------------------------+-----------+---------+
|Льготное лекарственное обеспечение | 1700,0 | 3,64 |
+------------------------------------------+-----------+---------+
В целях улучшения доступности социальных услуг для различных
категорий населения создать на базе 7 центров социального обслужи-
вания комплексные центры для предоставления услуг пенсионерам, ин-
валидам и семьям с детьми. Довести до 26 общее количество таких
центров.
В 2003 году за счет средств городского бюджета в объеме 355,7
млн. рублей осуществить приобретение в Московской области 220-250
га земли для обеспечения садовыми участками льготных категорий
москвичей, проектирование и строительство подъездных автодорог
протяженностью 35 км, мелиоративные работы на площади 437 га, при-
обрести 147 ед. специализированной автотехники.
Здравоохранение. Для улучшения качества медицинского обслужи-
вания населения и гарантированного представления услуг в рамках
обязательного медицинского страхования направить из бюджета 25,91
млрд. рублей с увеличением по сравнению с прошлым годом на 3,75
млрд. рублей, в том числе 1,17 млрд. рублей на приобретение обору-
дования и инвентаря; 3,64 млрд. рублей - на бесплатный отпуск ме-
дикаментов, 810 млн. рублей - на капитальный ремонт медицинских
учреждений. На строительство и реконструкцию объектов здравоохра-
нения капитальные вложения в объеме 3,59 млрд. рублей.
Ввести 4 новых поликлиники в Юго-Западном и Юго-Восточном ад-
министративных округах, хоспис, 2 подстанции скорой помощи в Севе-
ро-Западном и Северном административных округах, корпус больницы N
3 в г.Зеленограде и другие объекты.
Продолжить строительство 12 объектов, в том числе: научного
центра медицинской помощи детям, лечебно-диагностического корпуса
для ГКБ N 36, двух новых корпусов для института им.Н.В.Склифосовс-
кого, других медицинских учреждений.
Образование. Организация досуга, отдыха, детского и юношеско-
го спорта. Обеспечить реализацию установленных на 2003 год заданий
целевых программ по строительству и реконструкции общеобразова-
тельных школ в центральной части города, развитию материально-тех-
нической базы системы образования г.Москвы, оснащению образова-
тельных учреждений города учебным оборудованием, техническими
средствами и компьютерной техникой. Провести капитальный ремонт
учреждений, подведомственных Департаменту образования города Моск-
вы, в объеме 1,32 млрд. рублей.
+-------------------------------------------------+--------------+
| Основные мероприятия | Бюджет |
+-------------------------------------------------+--------------+
|Строительство детских дошкольных учреждений | 17 учреждений|
| | 3640 мест |
+-------------------------------------------------+--------------+
|Строительство школ и блоков начальных классов -| 15 школ/12120|
|всего | мест |
| |7 БНК/1954мест|
+-------------------------------------------------+--------------+
|Бесплатное обеспечение учащихся школьными| 530 млн.руб. |
|учебниками | |
+-------------------------------------------------+--------------+
|Оздоровительные мероприятия для детей в период | 1176 млн.руб.|
|школьных каникул | |
+-------------------------------------------------+--------------+
|Оказание помощи вузам города | 450 млн.руб. |
+-------------------------------------------------+--------------+
|Гранты Москвы по программе "Образование" | 58,6 млн.руб.|
+-------------------------------------------------+--------------+
|Финансирование программ обеспечения образователь-| |
|ных учреждений компьютерной техникой и учебным | 478 млн.руб. |
|оборудованием | |
+-------------------------------------------------+--------------+
Обеспечить на базе передаваемых в государственную собствен-
ность г.Москвы 160 учреждений начального профессионального образо-
вания, в том числе 25 ведомственных профессионально-технических
училищ и лицеев, расширение подготовки высококвалифицированных ра-
ботников массовых профессий на основе договорных отношений с
предприятиями и организациями. Продолжить организацию в столичных
вузах бесплатных подготовительных курсов для малообеспеченных аби-
туриентов.
Осуществить меры по дальнейшему развитию в городе детского
движения по расширению внешкольной и досуговой работы. Для органи-
зации досуга и предупреждения правонарушений среди подростков нап-
равить в необходимых объемах средства на содержание 125 муници-
пальных учреждений по работе с детьми по месту жительства и на фи-
нансирование городской программы "Молодежь Москвы". Оказать под-
держку молодым московским семьям, нуждающимся в улучшении жилищных
условий.
На функционирование и содержание сети социальных приютов нап-
равить из городского бюджета 262,2 млн. рублей. Внедрить во всех
приютах единую информационную систему учета выявленных на террито-
рии города беспризорных детей. Открыть 5 специальных общеобразова-
тельных школ открытого типа для детей и подростков с девиантным
поведением.
Завершить строительство 4 плавательных бассейнов в Централь-
ном, Юго-Восточном, Южном и Юго-Западном административных округах,
2 ВМХ-велодромов в Северо-Восточном и Восточном административных
округах, крытого катка на Профсоюзной улице, 2 физкультурно-оздо-
ровительных комплексов в Центральном и Северном административных
округах, 1-й очереди горнолыжного склона в Ново-Переделкино и тен-
нисного центра в Западном административном округе. Завершить ре-
конструкцию кровли плавательного бассейна спорткомплекса "Олим-
пийский".
Продолжить строительство 2 универсальных спортсооружений из
быстровозводимых конструкций, 3 физкультурно-оздоровительных комп-
лексов. Начать строительство крытого спортивного комплекса по ул.
Бестужевых, горнолыжного склона по ул. Заповедной, ледового комп-
лекса в Митино. Завершить работу по перемещению рынков, ранее рас-
положенных на территориях спортивно-оздоровительных комплексов, на
другие участки города.
Создание условий для дальнейшего развития культуры, туризма.
В рамках городской целевой комплексной программы "Культура Москвы
(2002-2004 гг.)" продолжить работы по реконструкции Московского
планетария, музея-заповедника "Коломенское", строительству фондох-
ранилища Дарвинского музея, библиотеки фонда "Русское зарубежье" и
школы искусств, развитию Московского зоопарка и других объектов.
Завершить первую очередь реконструкции Московского академи-
ческого музыкального театра им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немирови-
ча-Данченко и реконструкцию здания театра "Луны", библиотеки им.
Боголюбова, художественной школы N 2, картинной галереи И.Глазуно-
ва и павильона "Слоновник" Московского зоопарка.
Направить на проведение пятого международного театрального
фестиваля имени А.П.Чехова 68,5 млн.рублей, на продолжение работ
по модернизации публичных библиотек - 31,8 млн. руб.
Осуществить мероприятия по восстановлению московской кинема-
тографии как отрасли городского хозяйства. Подготовить проект за-
кона города Москвы об объектах кинофикации и кинопроката, находя-
щихся в городской собственности. Осуществить меры по финансирова-
нию производства отечественных фильмов и привлечению финансовых и
промышленных структур к прокату фильмов. В первоочередном порядке
осуществить проектирование, капитальный ремонт и техническое пере-
вооружение детских кинотеатров.
Завершить разработку программы по реализации Концепции комп-
лексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо
Москвы". По итогам разработки концепции и бизнес-планов утвердить
Генеральную схему размещения гостиниц в Москве до 2010 года. Су-
щественно активизировать работу по подготовке градостроительных
обоснований размещения гостиниц. Начать подготовку к выводу уже
построенных и принадлежащих городу отелей на фондовый рынок в це-
лях привлечения дополнительных инвестиций. Принять участие в 23
международных туристических выставках и ярмарках, организовать
рекламные компании с целью продвижения Москвы как международного
туристского центра. Провести третью московскую международную тур-
биржу в Гостином Дворе. Завершить создание системы ориентирования
иностранных туристов в городе.
Приоритеты инвестиционной деятельности. На реализацию заданий
Адресной инвестиционной программы города Москвы в 2003 году нап-
равляются финансовые ресурсы за счет средств бюджета города в объ-
еме 65163,96 млн.рублей. Будет обеспечена концентрация средств на
вводных объектах социальной и инженерной инфраструктуры. Предус-
матривается проведение мероприятий по совершенствованию действую-
щего порядка формирования твердых договорных цен на строительную
продукцию. Капитальные вложения в первоочередном порядке направля-
ются на решение следующих задач:
* комплексная застройка территории города, в том числе строитель-
ство муниципального жилья в районах массовой жилой застройки;
* реконструкция кварталов пятиэтажных жилых домов первых индустри-
альных серий и ветхого жилищного фонда;
* развертывание программы комплексного капитального ремонта и ре-
конструкции жилищного фонда города Москвы;
* реконструкция центра города;
* дорожно-мостовое строительство, транспорт;
* охрана окружающей среды.
Строительство жилья в городе будет осуществляться на базе
Программы жилищного строительства по городскому заказу до 2005 го-
да и в соответствии с заданиями по жилищному строительству на пе-
риод до 2010 года, утвержденными Правительством Москвы.
Из средств городского бюджета на жилищное строительство будет
направлено в 2003 году 14,73 млрд. рублей, в том числе 6,75
млрд.рублей за счет конкурсов по коммерческому жилищному строи-
тельству в виде компенсации ранее произведенных затрат города на
развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Предусматривается
сокращение коммерческого жилищного строительства и увеличение до
915,9 тыс.кв.м объема ввода в эксплуатацию жилья, строящегося за
счет бюджетных источников финансирования.
В районах массового жилищного строительства Марьинский парк,
Люблино, Северное и Южное Бутово, Митино и в районах реконструкции
жилых домов первого этапа индустриального домостроения одновремен-
но с вводом жилья предусмотрен ввод необходимого числа учреждений
образования, медицины, социального обслуживания, торговли и других
объектов в целях предоставления населению всего набора социальных
услуг.
+------------------------------------------------------+---------+
|Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов - всего | 4500 |
| |тыс.кв.м |
+------------------------------------------------------+---------+
| в том числе: | |
|для решения общегородских социальных задач | 419,6 |
| |тыс.кв.м |
+------------------------------------------------------+---------+
| из них за счет: | |
+------------------------------------------------------+---------+
| городского бюджета | 200,4 |
| |тыс.кв.м |
+------------------------------------------------------+---------+
| инвестиционных контрактов | 183,3 |
| |тыс.кв.м |
+------------------------------------------------------+---------+
| целевого бюджетного инвестиционного фонда | 35,9 |
| |тыс.кв.м |
+------------------------------------------------------+---------+
|для переселения жителей из сносимых домов по програм- | 1087,1 |
|ме реконструкции пятиэтажного и ветхого жилого фонда |тыс.кв.м |
+------------------------------------------------------+---------+
| из них за счет: | |
+------------------------------------------------------+---------+
| городского бюджета | 401 |
| |тыс.кв.м |
+------------------------------------------------------+---------+
| инвестиционных контрактов | 686,1 |
| |тыс.кв.м |
+------------------------------------------------------+---------+
|для бюджетных организаций и обязательств города перед | 42,2 |
|регионами |тыс.кв.м |
+------------------------------------------------------+---------+
|для представления молодым семьям | 272,3 |
| |тыс.кв.м |
+------------------------------------------------------+---------+
За счет средств Целевого бюджетного инвестиционного фонда бу-
дет построено жилье для очередников на территории Центрального ад-
министративного округа. На территории исторического центра города
в этих целях будут освобождены соответствующие площадки на основе
перебазирования предприятий на свободные территории с наращиванием
их производственного потенциала и улучшением условий труда работа-
ющих.
В 2003 году продолжится предоставление безвозмездных субсидий
гражданам на строительство и приобретение жилья за счет средств
городского бюджета в объеме 1 120 млн.рублей.
Начнется реализация программы комплексного капитального ре-
монта и реконструкции жилищного фонда города Москвы. Все работы
должны своевременно обеспечиваться необходимой проектно-сметной
документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном
порядке. Программа будет осуществляться по трем основным направле-
ниям: капитальный ремонт, модернизация и реконструкция жилищного
фонда.
Работы должны начаться в тех районах города, где модернизация
домов несносимых серий увязана со сносом пятиэтажек первого перио-
да индустриального домостроения, сконцентрированы мощности строи-
тельных организаций и за счет городского бюджета обеспечивается
социальная и инженерная инфраструктура. На первую очередь работ
подготовлена проектно-планировочная документация в объеме
800 тыс.кв.м.
Дорожное и транспортное строительство. В целях дальнейшей
разгрузки наиболее напряженных магистралей и улучшения транспорт-
ного обслуживания жителей в 2003 году будет открыто рабочее движе-
ние на участке 3-го транспортного кольца от Нижегородской улицы до
шоссе Энтузиастов, продолжится сооружение Лефортовских тоннелей,
начнется строительство участка Краснопресненской магистрали от
МКАД до проспекта Маршала Жукова.
Увеличится парк наземного пассажирского транспорта. Для нужд
города предусмотрено приобрести 405 автобусов, 34 троллейбуса, 10
трамвайных вагонов. Продолжится программа модернизации наземного
пассажирского транспорта. Предусмотрена модернизация 24 трамваев,
9 троллейбусов. Продолжится строительство троллейбусных парков в
Митино и Ново-Косино, автобусного парка в г.Зеленограде.
Будет введен пусковой комплекс первой очереди строительства
Бутовской линии легкого метро на участке Бульвар Дмитрия Донского
- Бунинская аллея и участок Киевская - Парк Победы Арбатско-Пок-
ровской линии. Начнется эксплуатация первоочередной трассы мос-
ковской монорельсовой системы от станции метро Тимирязевская до
Всероссийского выставочного центра.
Комплексные мероприятий по охране окружающей среды и природ-
ных ресурсов будут осуществляться на основе приложения 12 к данной
Программе. Предусмотрено ужесточить требования и контроль качества
топлива городских автозаправочных станций на основе внедрения го-
родской добровольной сертификации таких станций, обеспечить уста-
новку 50 систем улавливания паров бензина на автозаправочных стан-
циях города за счет средств их владельцев в соответствии с поста-
новлением Правительства Москвы от 20 августа 2002 года N 663-ПП
"О мерах по предотвращению выбросов паров моторного топлива в ок-
ружающую среду на объектах топливного рынка г.Москвы на период до
2010 года", ввести в эксплуатацию 5 новых постов контроля за ка-
чеством атмосферного воздуха и систему контроля за выбросами вых-
лопных газов на 3-ем транспортном кольце.
На озеленение города предусмотрено направить более 1,5 млрд.
рублей, в том числе на высадку зеленых насаждений взамен ранее вы-
рубленных - 0,5 млрд. рублей. Будет обеспечено создание в городе
новых цветников и доведение их площади до 353,4 тыс.кв.м за счет
бюджетных средств, выделенных на цветочное оформление города, а
также организованы и проведены во всех административных округах
конкурсы среди жителей Москвы "Цветы у дома".
Намечена экологическая реставрация 16 прудов Москвы, предус-
матривающая очистку дна и поверхности, и реконструкцию соответс-
твующих инженерных сооружений, озеленение и благоустройство приле-
гающих территорий.
Предусмотреть меры по дальнейшему расширению использования в
городе моторного топлива с улучшенными экологическими характерис-
тиками, более активному применению на городском транспорте катали-
тических нейтрализаторов, сжатого природного газа. Ввести в экс-
плуатацию 15 новых авто- и газозаправочных станций, что позволит
сократить выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в воздуш-
ный бассейн города на 8 тыс. тонн.
В 2003 году обеспечить ввод двух линий сжигания на мусоросжи-
гательном заводе в промзоне Руднево, третьей линии сжигания на му-
соросжигательном заводе на Алтуфьевском шоссе, завершить строи-
тельство мусороперегрузочной станции на Остаповском проезде. Про-
должить сооружение мусороперегрузочной станции в Котляково и по