ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
1 октября 2002 г. N 821-ПП
О мерах по дальнейшему развитию
страхования жилых помещений в городе
Москве
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 авгус-
та 1995 года N 694 "О системе страхования в г.Москве жилых помеще-
ний" в городе последовательно развивается социально ориентирован-
ный комплекс мер по защите имущественных интересов и жилищных прав
москвичей с использованием механизмов страхования.
В целях приведения в соответствие с действующим законодатель-
ством и наработанными механизмами адресной помощи москвичам основ-
ных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам страхова-
ния жилых помещений Правительство Москвы постановляет:
1. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города
Москвы, Государственному учреждению города Москвы "Городской центр
жилищного страхования" совместно с уполномоченными страховыми ор-
ганизациями продолжить работу по дальнейшему развитию и совершенс-
твованию системы страхования жилья, направленную на усиление ад-
ресной помощи москвичам, жилище которых пострадало в результате
пожаров и аварий.
2. Утвердить новую редакцию Положения о системе страхования в
городе Москве жилых помещений (далее- Положение), согласно прило-
жению 1.
3. Установить, что страхование жилых помещений на условиях
Положения проводится на принципе добровольности и с учетом гаран-
тий Правительства Москвы, изложенных в разделе 7 Положения.
4. Установить ответственность Правительства Москвы при возме-
щении ущерба по договорам страхования, заключаемым с 1 января 2003
года на условиях настоящего постановления, в размере 50% расчетной
страховой стоимости.
5. В целях усиления адресной помощи населению при повреждении
или уничтожении застрахованных жилых помещений считать целесооб-
разным увеличить на 50% страховую (действительную) стоимость
1 кв.м общей площади жилых помещений.
6. Утвердить новую редакцию Положения о Государственном уч-
реждении города Москвы "Городской центр жилищного страхования"
(приложение 2).
7. Установить, что:
7.1. Государственное учреждение города Москвы "Городской
центр жилищного страхования" является уполномоченной Правительст-
вом Москвы организацией по реализации системы страховой защиты жи-
лищного фонда города.
Расходы на содержание Государственного учреждения города
Москвы "Городской центр жилищного страхования" финансируются на
основе сметы доходов и расходов за счет средств бюджета города
Москвы, предусмотренных на возмещение ущерба, причиненного жилым
помещениям в результате страховых случаев, в соответствии с гаран-
тиями Правительства Москвы.
7.2. Отбор страховых организаций для участия в системе стра-
хования в городе Москве жилых помещений осуществляется на конкурс-
ной основе.
7.3. Победившие в конкурсе страховые организации заключают
договоры с Государственным учреждением города Москвы "Городской
центр жилищного страхования".
7.4. Страховой организации, заключившей договор с Государс-
твенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного стра-
хования", присваивается статус "уполномоченной".
7.5. Страхование на условиях Положения о системе страхования
в городе Москве жилых помещений (п.2) проводится по единым прави-
лам.
8. Рекомендовать уполномоченным страховым организациям форми-
ровать и использовать резервы для финансирования мероприятий по
предупреждению и снижению вероятности наступления страховых собы-
тий в жилищном фонде города в размере не менее 10% страховых взно-
сов, полученных по договорам страхования жилых помещений.
9. Департаменту финансов г.Москвы при формировании бюджета
города Москвы на очередной финансовый год предусматривать расходы
на возмещение ущерба, причиненного в результате страховых случаев,
в соответствии с гарантиями Правительства Москвы, а также расходы
на содержание Государственного учреждения города Москвы "Городской
центр жилищного страхования".
10. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города
Москвы в срок до 1 января 2003 года разработать и утвердить поря-
док предоставления жилой площади гражданам, жилище которых уничто-
жено (признано непригодным для проживания) в результате страховых
случаев.
11. Рекомендовать уполномоченным страховым организациям с 1
января 2003 года перейти к заключению договоров страхования жилья
на условиях настоящего постановления и при их заключении:
11.1. Применять для расчета ущерба страховую (действительную)
стоимость, увеличенную на 50%.
11.2. Устанавливать страховую сумму, обеспечивающую выплату
страхового возмещения в размере 50% величины рассчитанного ущерба.
11.3. Применять ставку оплаты страхования жилья, не превышаю-
щую 50 копеек за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц.
12. Пресс - центру Мэра и Правительства Москвы, Комитету по
телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства
Москвы:
12.1. Опубликовать настоящее постановление в средствах массо-
вой информации.
12.2. Оказывать содействие Государственному учреждению города
Москвы "Городской центр жилищного страхования" в информировании
населения города Москвы о целях и условиях системы страхования жи-
лых помещений.
13. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города
Москвы, Государственному учреждению города Москвы "Городской центр
жилищного страхования" в срок до 1 января 2003 года привести в со-
ответствие с настоящим постановлением ранее принятые правовые акты
города Москвы по системе страхования жилых помещений.
14. В связи с выходом настоящего постановления считать утра-
тившим силу постановление Правительства Москвы от 15 августа 1995
года N 694 "О системе страхования в г.Москве жилых помещений".
Принять к сведению, что договоры страхования, заключенные до вве-
дения в действие настоящего постановления (на условиях постановле-
ния Правительства Москвы N 694), действительны до истечения срока
их действия.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 1 октября 2002 года N 821-ПП
Положение
о системе страхования в городе Москве жилых помещений
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает взаимоотношения участ-
ников системы страхования в городе Москве жилых помещений, опреде-
ляет объекты страхования и перечень событий (страховых случаев),
при наступлении которых производится возмещение убытков.
1.2. Целью системы страхования является защита имущественных
интересов собственников жилья и жилищных прав пользователей жилых
помещений, нарушаемых вследствие воздействия случайных неблагопри-
ятных обстоятельств, а также обеспечение сохранности жилищного
фонда города.
1.3. Страхование жилых помещений с учетом гарантируемых Пра-
вительством Москвы мер по защите жилищных прав граждан, проживаю-
щих в этих жилых помещениях, проводится на принципе добровольности
и не ограничивает права граждан на страхование на иных условиях.
1.4. Система страхования жилых помещений в городе Москве пре-
дусматривает исполнение гарантий Правительства Москвы только при
соблюдении условий, изложенных в настоящем Положении.
2. Участники системы
2.1. Страхователями жилых помещений могут выступать их собс-
твенники или наниматели жилых помещений жилищного фонда города,
постоянно проживающие и зарегистрированные в них по месту житель-
ства, а также родители, усыновители, опекуны или попечители от
имени несовершеннолетних или недееспособных собственников, нанима-
телей жилых помещений.
Страхователем жилого помещения, находящегося в общей собс-
твенности граждан, может выступать по соглашению всех участников
общей собственности лишь один из сособственников, постоянно прожи-
вающий и зарегистрированный в застрахованном жилом помещении.
2.2. Страхователями не могут выступать иностранные граждане и
лица без гражданства.
2.3. Страховщиками могут выступать юридические лица любой ор-
ганизационно-правовой формы, предусмотренной законодательством
Российской Федерации, созданные для осуществления страховой дея-
тельности, получившие в установленном порядке лицензию на осущест-
вление страхования соответствующего вида и прошедшие конкурсный
отбор.
2.4. Организацией уполномоченной Правительством Москвы обес-
печивать реализацию системы страховой защиты имущественных интере-
сов в жилищном фонде города является Государственное учреждение
города Москвы "Городской центр жилищного страхования".
2.5. Участие страховщиков в системе страхования жилых помеще-
ний осуществляется на основании договоров с Государственным учреж-
дением города Москвы "Городской центр жилищного страхования".
2.6. В настоящей системе страхования используются страховой
тариф и структура тарифной ставки, разработанные Страховщиками
совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда го-
рода Москвы и согласованные в установленном порядке с Департамен-
том страхового надзора Минфина России.
3. Объекты страхования
3.1. Объектом страхования является жилое помещение (квартира,
комната), включая его конструктивные элементы, элементы отделки,
инженерное оборудование, элементы внутренних коммуникаций, относя-
щиеся к этому помещению и соответствующие типовому проекту строе-
ния, в котором расположено данное жилое помещение.
На страхование принимаются жилые помещения, расположенные в
домах жилищного фонда города, на содержание которых выделяются до-
тации из бюджета города Москвы.
3.2. Не могут являться объектами страхования жилые помещения:
- признанные в установленном порядке аварийными;
- имеющие физический износ свыше 60%;
- расположенные в домах, включенных Правительством Москвы в
ежегодный перечень адресов жилых домов, подлежащих освобождению в
связи со сносом, реконструкцией, переоборудованием в нежилые, с
изъятием земельного участка и по другим основаниям;
- на которые обращено взыскание по обязательствам;
- подлежащие конфискации;
- в отношении которых в предусмотренных законом случаях
прекращены права найма или собственности.
4. Страховые случаи
4.1. Применительно к настоящему Положению страховыми случаями
признаются повреждение или уничтожение застрахованного жилого по-
мещения в результате следующих событий:
4.1.1. Пожара (воздействия пламени, дыма, высокой температуры
при пожаре), в том числе возникшего вне застрахованного помещения,
а также проведения правомерных действий по его ликвидации.
4.1.2. Взрыва газа, применяемого в системах газоснабжения жи-
лых строений для бытовых надобностей, в том числе происшедшего вне
застрахованного жилого помещения.
4.1.3. Аварий систем отопления, водопровода, канализации, а
также внутренних водостоков (включая места сопряжения водоприемных
воронок с кровлей), в том числе происшедших вне застрахованного
жилого помещения. Повреждение (уничтожение) застрахованного жилого
помещения вследствие проведения правомерных действий по ликвидации
аварий систем отопления, водопровода, канализации, внутренних во-
достоков приравнивается к повреждению (уничтожению) жилого помеще-
ния вследствие самих аварий указанных систем.
К водопроводным, отопительным, канализационным системам отно-
сятся системы коммунального водоснабжения, теплоснабжения и кана-
лизации, включающие разрешенные строительными нормами и правилами
для применения в соответствующих инженерных сетях трубопроводы,
элементы, устройства, оборудование, приборы.
Не относятся к указанным системам:
- бытовые водопотребляющие устройства, приборы, в том числе
стиральные, посудомоечные машины, включая элементы, служащие для
их подключения к трубопроводам систем коммунального водоснабжения,
теплоснабжения и канализации, до узлов водосливной и водоразборной
(запорной) арматуры, обеспечивающей это подключение;
- дополнительные (не предусмотренные проектами строений, в
которых расположены застрахованные жилые помещения) санитарно-тех-
нические приборы и оборудование, смонтированные в нарушение уста-
новленного порядка переустройства жилых помещений, до узлов водо-
сливной и водоразборной (запорной) арматуры, обеспечивающей их
подключение к трубопроводам систем коммунального водоснабжения,
теплоснабжения и канализации.
Под аварией следует понимать повреждение или выход из строя
системы в целом или отдельных ее частей (элементов), повлекшие
причинение ущерба имуществу юридических или физических лиц. При
этом к авариям не относятся повлекшие причинение вреда имуществу
изменения параметров работы системы отопления, не связанные с раз-
рушением (повреждением) элементов этой системы.
4.1.4. Сильного ветра (свыше 20 м/сек), урагана, смерча,
шквала, а также сопровождающих их атмосферных осадков.
4.2. К страховым случаям не относятся:
4.2.1. Повреждение или уничтожение застрахованного жилого по-
мещения из-за событий, указанных в пунктах 4.1.1 - 4.1.4, если они
произошли в результате:
- умышленных действий Страхователя (Выгодоприобретателя),
членов его семьи;
- использования Страхователем (Выгодоприобретателем), членами
его семьи жилого помещения не по назначению;
- несоблюдения Страхователем (Выгодоприобретателем), членами
его семьи установленных и общепринятых правил и норм безопасности,
а также содержания, эксплуатации и ремонта жилого помещения, не
обеспечения его сохранности.
Повреждение других застрахованных помещений вследствие собы-
тий, вызванных указанными выше действиями, являются страховыми
случаями.
4.2.2. Повреждение или уничтожение конструктивных элементов,
элементов отделки, инженерного оборудования, элементов внутренних
коммуникаций жилого помещения в результате:
- проникновения в жилое помещение атмосферных осадков через
незакрытые окна, дверные проемы или иные отверстия, если эти от-
верстия не возникли вследствие сильного ветра (свыше 20 м/сек),
урагана, смерча, шквала;
- гниения, старения и других естественных свойств материала
указанных элементов и оборудования;
- воздействия полезного тепла или огня в процессе работы
электротехнического и газового оборудования этого жилого помеще-
ния;
- возгорания электронной аппаратуры и бытовых электроприбо-
ров, не относящихся к оборудованию жилого помещения, если данное
возгорание не явилось причиной возникновения дальнейшего пожара.
5. Гарантии Правительства Москвы
5.1. При повреждении жилых помещений, застрахованных уполно-
моченными страховыми организациями с учетом настоящего Положения,
Правительство Москвы несет со Cтраховщиком ответственность по воз-
мещению убытков в виде выплат страховых субсидий.
5.2. Страховая субсидия - целевые бюджетные средства, пред-
назначенные исключительно для оплаты материалов и работ, необходи-
мых для восстановления поврежденного жилого помещения. При не це-
левом использовании средств Страхователем он может быть лишен в
дальнейшем права на получение страховой субсидии.
5.3. Величина страховой субсидии при повреждении жилого поме-
щения в результате страхового случая рассчитывается исходя из ве-
личины причиненных убытков и установленного размера ответственнос-
ти Правительства Москвы. Величина причиненных убытков рассчитыва-
ется исходя из действительной (страховой) стоимости жилого помеще-
ния, которая определяется на основании учетных данных МосгорБТИ и
правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, прини-
маемых для целей настоящего страхования.
5.4. При уничтожении в результате страхового случая жилого
помещения (признании жилого помещения непригодным для проживания),
Правительство Москвы гарантирует (с учетом установленных долей от-
ветственности):
- страхователю-собственнику предоставление другого жилого по-
мещения взамен утраченного либо возмещение убытков в размере стра-
ховой стоимости;
- страхователю-нанимателю предоставление другого жилого поме-
щения взамен утраченного. Гражданам, зарегистрированным по месту
жительства в уничтоженном жилом помещении, предоставляется другое
жилое помещение (квартира), благоустроенное применительно к усло-
виям города Москвы, отвечающее санитарным, техническим нормам и
требованиям, установленным правовыми актами города Москвы, соот-
ветствующее норме предоставления жилого помещения. Жилое помещение
взамен утраченного предоставляется с учетом всех имеющихся в поль-
зовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе
принадлежащих им на праве собственности. Если иное, кроме уничто-
женного, жилище соответствует норме предоставления, то другое жи-
лое помещение взамен утраченного не предоставляется и возмещение
убытков в части ответственности Правительства Москвы не произво-
дится.
5.5. Страхователям-собственникам жилое помещение взамен утра-
ченного в результате страхового случая передается в собственность.
5.6. Для реализации права на возмещение убытков в части от-
ветственности Правительства Москвы Страхователь обязан в пределах
суммы этого возмещения передать Государственному учреждению города
Москвы "Городской центр жилищного страхования" право требования к
лицу, ответственному за нанесенный ущерб.
5.7. Гарантии Правительства Москвы устанавливаются при заклю-
чении договора страхования сроком на 1 год. Договор страхования
(полис, свидетельство, сертификат) должен сопровождаться информа-
цией о гарантиях Правительства Москвы.
6. Порядок и условия возмещения убытков
6.1. При признании Страховщиком факта наступления страхового
случая и выплате страхового возмещения материалы страхового рас-
следования передаются Страховщиком в Государственное учреждение
города Москвы "Городской центр жилищного страхования" для реализа-
ции Страхователем права на возмещение убытков в части обязательств
(гарантий) Правительства Москвы.
6.2. При наличии признаков уничтожения жилого помещения его
осмотр и составление акта производятся с обязательным участием
представителя Государственного учреждения города Москвы "Городской
центр жилищного страхования".
6.3. Убытки, причиненные жилому помещению, определяются как
сумма убытков, причиненных в результате страхового случая конс-
труктивным элементам, элементам отделки, инженерному оборудованию,
элементам внутренних коммуникаций, относящимся к этому помещению и
соответствующим типовому проекту строения, в котором расположено
застрахованное жилое помещение.
Расчет убытков производится в соответствии с правовыми актами
органов исполнительной власти города Москвы, принятыми для целей
настоящего страхования. При этом изменение процента износа конс-
труктивных элементов и элементов отделки квартиры за время дейс-
твия договора не учитывается.
Не учитываются также повреждения, связанные с предыдущими
страховыми случаями и не устраненные Страхователем до наступления
последнего страхового случая или с событиями, произошедшими до на-
чала или после окончания действия договора.
6.4. Документальным основанием для исполнения обязательств
Правительства Москвы являются договоры между Государственным уч-
реждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования" и
уполномоченными страховыми организациями, договоры страхования жи-
лых помещений (страховые полисы, свидетельства, сертификаты), зак-
люченные в соответствии с Правилами страхования жилых помещений в
городе Москве и настоящим Положением.
6.5. Государственное учреждение города Москвы "Городской
центр жилищного страхования" по результатам рассмотрения материа-
лов страхового расследования (п.6.1), включая документы компетент-
ных органов, полученные от Страховщика, принимает решение о возме-
щении убытков в части ответственности Правительства Москвы. Если
размер убытков не превышает 10% от страховой суммы и факт наступ-
ления страхового случая установлен Страховщиком, может быть приня-
то решение о возмещении убытков без предоставления документов ком-
петентных органов.
Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жи-
лищного страхования" вправе запросить у Страхователя, Страховщика
и компетентных органов дополнительные документы, необходимые для
принятия решения.
6.6. Выплата страховой субсидии производится путем безналич-
ных расчетов на счет Страхователя (Выгодоприобретателя) или по его
поручению специализированной подрядной организации, производящей
восстановительный ремонт квартиры на основании договора со Страхо-
вателем (Выгодоприобретателем).
6.7. В случае уничтожения жилого помещения, причиненные убыт-
ки определяются в размере страховой стоимости, а страховое возме-
щение - в размере страховой суммы, установленной в договоре стра-
хования. Компенсация убытков при уничтожении жилого помещения мо-
жет быть произведена по заявлению Страхователя в натуральной фор-
ме. При этом Страховщик на основании заявления Страхователя осу-
ществляет перечисление денежных средств в размере страховой суммы
в бюджет города Москвы.
6.8. Размер страховой субсидии по каждому очередному страхо-
вому случаю (включая расходы, целесообразно произведенные Страхо-
вателем для предотвращения или уменьшения ущерба застрахованному
жилому помещению) не может превышать разницу между установленной в
договоре страховой стоимостью и ранее произведенными выплатами по
предыдущим страховым случаям, произошедшим за период действия до-
говора.
6.9. Если по фактам, связанным с наступлением страхового слу-
чая, возбуждено уголовное дело в отношении Страхователя (Выгодоп-
риобретателя), принятие решения о возмещении убытков в части от-
ветственности Правительства Москвы приостанавливается до окончания
расследования или судебного решения.
6.10. В случае получения Страхователем возмещения причиненных
убытков полностью или частично от лица, виновного в их причинении,
Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищно-
го страхования" освобождается от обязанности по их возмещению в
размере, равном полученному Страхователем возмещению убытков от
виновного лица (пропорционально установленной доле ответственнос-
ти). Если возмещение убытков по договору страхования произведено,
то Страхователь обязан возвратить Государственному учреждению го-
рода Москвы "Городской центр жилищного страхования" средства в
размере страховой субсидии.
6.11. При проведении восстановительного ремонта поврежденного
в результате страхового случая жилого помещения за счет средств
бюджета города Государственное учреждение города Москвы "Городской
центр жилищного страхования" освобождается от возмещения ущерба в
части ответственности Правительства Москвы или вправе требовать
возврата выплаченной суммы.
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 1 октября 2002 года N 821-ПП
Положение
о Государственном учреждении города Москвы
"Городской центр жилищного страхования"
1. Общие положения
1.1. Государственное учреждение города Москвы "Городской
центр жилищного страхования" (далее - Центр) создано в соответ-
ствии с постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 N 694 "О
системе страхования в г.Москве жилых помещений".
1.2. Учредителем Центра является Правительство Москвы в лице
Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
1.3. Центр является юридическим лицом, имеет обособленное
имущество, самостоятельный баланс, бюджетный и иные счета в учреж-
дениях банков, бланк и печать с изображением герба города Москвы,
наименованием "Правительство Москвы" и своим наименованием, соот-
ветствующие печати и штампы.
1.4. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с
законами и иными нормативными актами Российской Федерации и города
Москвы, а также настоящим Положением.
1.5. Центр от своего имени приобретает имущественные и неиму-
щественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчи-
ком в суде в соответствии с действующим законодательством Российс-
кой Федерации.
1.6. Центр отвечает по своим обязательствам находящимися в
его распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на от-
дельном балансе имуществом, приобретенным от доходов от предприни-
мательской деятельности. При их недостаточности субсидиарную от-
ветственность по долгам Центра несет Правительство Москвы.
1.7. Местонахождение Центра: 117049, г.Москва, ул. Б.Якиман-
ка, д. 38, стр. 4.
2. Предмет и цели деятельности Центра
2.1. Предметом деятельности Центра является организация и
обеспечение реализации системы страховой защиты имущественных ин-
тересов в жилищном фонде города.
2.2. Основными целями деятельности Центра являются:
2.2.1. Организация и обеспечение страховой защиты имуществен-
ных интересов собственников и пользователей объектов в жилищном
фонде города.
2.2.2. Замещение бюджетных затрат при повреждении или уничто-
жении объектов жилищного фонда города путем:
- привлечения небюджетных источников-средств населения, стра-
ховых и иных организаций;
- разработки и осуществления мероприятий по инвестированию
страховых резервов и иных небюджетных источников.
2.2.3. Гарантии обоснованного и своевременного возмещения
имущественных потерь страхователям при повреждении или уничтожении
жилья.
2.3. Для достижения указанных целей Центр осуществляет следу-
ющие основные виды деятельности:
2.3.1. Разработка и согласование с Департаментом жилищной по-
литики и жилищного фонда города Москвы условий конкурсного отбора
и участия страховых организаций в программах страхования жилищного
фонда города.
2.3.2. Организация и проведение конкурсов по отбору страховых
организаций.
2.3.3. Координация работы страховых организаций, окружных и
районных органов исполнительной власти и жилищных организаций при
реализации программ жилищного страхования.
2.3.4. Организация и координация деятельности страховщиков,
участвующих в реализации программ страхования объектов в жилищном
фонде города.
2.3.5. Контроль за выполнением страховщиками принятых на себя
по договорам страхования обязательств и принятие соответствующих
мер при выявлении нарушений.
2.3.6. Исполнение обязательств Правительства Москвы по возме-
щению убытков при повреждении или уничтожении застрахованных объ-
ектов в жилищном фонде города.
2.3.7. Разработка предложений по объемам денежных средств го-
родского бюджета для исполнения обязательств Правительства Москвы
по программам страхования.
2.3.8. Разработка и реализация программ, направленных на
уменьшение вероятности возникновения страховых случаев и тяжести
их последствий.
2.3.9. Организационное, правовое, методическое и информацион-
ное обеспечение реализуемых программ страхования.
2.3.10. Создание информационной системы страхования жилищного
фонда города, предусматривающей учет параметров и принадлежности
домов, квартир, помещений, а также событий, повлекших повреждение
или уничтожение жилья, их причин и размеров ущерба (убытков).
2.3.11. Подготовка документов для предоставления жилой площа-
ди гражданам, жилище которых уничтожено (признано непригодным для
проживания) в результате страхового случая.
2.3.12. Рассмотрение жалоб и предложений граждан и урегулиро-
вание спорных вопросов между участниками реализуемых программ
страхования.
2.3.13. Обобщение и анализ деятельности по страхованию объек-
тов в жилищном фонде города.
2.3.14. Разработка предложений по совершенствованию страховой
защиты объектов в жилищном фонде города.
2.3.15. Представление регулярной отчетности, прогнозов и спе-
циальных докладов по вопросам страхования объектов в жилищном фон-
де города в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города
Москвы.
2.4. Центр имеет право осуществлять иные виды деятельности,
приносящие доходы и соответствующие целям его образования.
3. Имущество Центра
3.1. Все имущество Центра находится в собственности города
Москвы, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Цент-
ром на праве оперативного управления. Центр в отношении закреплен-
ного и приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете,
имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соот-
ветствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и
назначением имущества права владения, пользования и распоряжения
им.
3.2. Источниками формирования имущества Центра, в том числе
финансовых ресурсов, являются:
- средства, выделяемые целевым назначением из бюджета города
Москвы, согласно утвержденной смете доходов и расходов;
- доходы от выполнения работ, услуг при осуществлении дея-
тельности, разрешенной настоящим Положением;
- добровольные взносы организаций, предприятий и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству Российс-
кой Федерации.
3.3. Доходы, полученные Центром от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности, учитываются в смете доходов и рас-
ходов. Смета доходов и расходов утверждается в установленном по-
рядке.
3.4. На возмещение убытков, причиненных жилым помещениям в
результате страховых случаев, в соответствии с гарантиями Прави-
тельства Москвы из бюджета города Москвы выделяются целевые ассиг-
нования.
4. Организация деятельности Центра
4.1. Центр строит свои отношения с государственными органами,
страховыми организациями, другими предприятиями, учреждениями, ор-
ганизациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, сог-
лашений, контрактов.
Центр свободен в выборе форм и предмета договоров и обяза-
тельств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, уч-
реждениями, организациями, которые не противоречат действующему
законодательству и настоящему Положению.
4.2. Для выполнения уставных целей Центр имеет право самосто-
ятельно:
4.2.1. Создавать филиалы, представительства, утверждать поло-
жения о них, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.
4.2.2. Приобретать или арендовать основные средства за счет
имеющихся у него финансовых средств.
4.2.3. Получать и использовать доходы от разрешенной настоя-
щим Положением деятельности.
4.2.4. Устанавливать для своих работников дополнительные от-
пуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соот-
ветствии с действующим законодательством.
4.3. Центр также имеет право:
4.3.1. Направлять в Правительство Москвы предложения по раз-
работке, реализации и совершенствованию программ страхования объ-
ектов жилищного фонда города, размерам применяемых страховых тари-
фов и объемам (размерам) ответственности Правительства Москвы по
договорам страхования, закрепления освободившихся территорий, а
также по программам, направленным на уменьшение вероятности воз-
никновения страховых событий и тяжести их последствий, планам и
условиям размещения страховых резервов страховщиков.
4.3.2. Применять к страховщикам, нарушившим условия участия,
требования Положения о системе страхования в г. Москве жилых поме-
щений и другие правовые акты города Москвы, принятые для целей
страхования объектов жилищного фонда города, меры по устранению
выявленных нарушений, вносить предложения по сокращению закреплен-
ных территорий; расторгать договоры; обращаться в Департамент
страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации с
предложением о временной приостановке действия выданной им лицен-
зии на имущественное страхование.
4.3.3. Запрашивать в организациях информацию, имеющую значе-
ние для определения величины страховой суммы и размеров денежных
средств в части обязательств Правительства Москвы по договорам
страхования жилых помещений.
4.4. Центр обязан:
4.4.1. Нести ответственность в соответствии с законодательст-
вом Российской Федерации за нарушение обязательств.
4.4.2. Обеспечивать гарантированные действующим законодатель-
ством минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры соци-
альной защиты своих работников.
4.4.3. Обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату
работникам заработной платы и проводить ее индексацию в соответс-
твии с действующим законодательством.
4.4.4. Обеспечивать своим работникам безопасные условия труда
и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причи-
ненный их здоровью и трудоспособности.
4.4.5. Осуществлять оперативный и бухгалтерский учет резуль-
татов финансово - хозяйственной и иной деятельности, вести статис-
тическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в со-
ответствующих органах в порядке и сроки, установленные действующим
законодательством.
Не позднее 1 апреля направлять Департаменту жилищной политики
и жилищного фонда города Москвы копию годового отчета (баланса с
приложениями и пояснительной запиской), заверенную налоговой инс-
пекцией. За ненадлежащее исполнение обязанностей и искажение госу-
дарственной отчетности должностные лица Центра несут ответствен-
ность, установленную законодательством Российской Федерации.
4.4.6. Представлять Департаменту жилищной политики и жилищно-
го фонда города Москвы необходимую сметно - финансовую документа-
цию в полном объеме утвержденных форм и по видам деятельности.
4.4.7. Выполнять государственные мероприятия по гражданской
обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим
законодательством.
5. Управление Центром
5.1. Центр возглавляет директор. Директор Центра назначается
и освобождается руководителем Департамента жилищной политики и жи-
лищного фонда города Москвы.
5.2. Директор организует работу Центра, руководит его дея-
тельностью в соответствии с федеральным законодательством, право-
выми актами города Москвы и настоящим Положением. Он подотчетен в
своей деятельности Департаменту жилищной политики и жилищного фон-
да города Москвы.
5.3. Директор действует без доверенности от имени Центра,
представляет его интересы в государственных органах, предприятиях,
организациях, учреждениях, распоряжается имуществом Центра в пре-
делах своей компетенции и совершает в установленном порядке сделки
от имени Центра, заключает договоры, выдает доверенности (в том
числе с правом передоверия), открывает бюджетные и иные счета.
5.4. Директор самостоятельно определяет и утверждает структу-
ру Центра, его штатный и квалификационный состав, назначает на
должность и освобождает от должности работников Центра, согласно
трудовому договору (контракту).
5.5. Директор в пределах своей компетенции издает приказы и
дает указания, обязательные для всех работников Центра.
5.6. Взаимоотношения работников и директора, возникающие на
основе трудового договора (контракта), регулируются законодатель-
ством о труде.
5.7. Директор Центра не вправе:
- быть учредителем (участником) юридического лица, являющего-
ся производителем или продавцом товаров (работ, услуг), аналогич-
ных или взаимозаменяемых по отношению к товарам (работам, услу-
гам), реализуемым Центром, а также состоять с таковыми в трудовых
или гражданско - правовых отношениях;
- занимать должности, а также выполнять оплачиваемую работу в
государственных органах, органах местного самоуправления, на
предприятиях, учреждениях, организациях, общественных объединени-
ях, заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе ин-
дивидуальной), кроме научной, творческой и преподавательской;
- лично участвовать в управлении, состоять членом органов уп-
равления других хозяйствующих субъектов.
5.8. Контроль за деятельностью Центра осуществляется Департа-
ментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, налого-
вой инспекцией, другими организациями и органами управления в пре-
делах их компетенции, определенной законами и иными правовыми ак-
тами Российской Федерации и города Москвы, настоящим Положением.
6. Ликвидация и реорганизация Центра
6.1. Прекращение деятельности Центра может осуществляться в
виде его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение,
выделение, разделение, преобразование) на условиях и в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации:
- по решению Правительства Москвы;
- по решению суда.
6.2. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней пере-
ходят полномочия по управлению Центром. Ликвидационная комиссия
составляет ликвидационный баланс и представляет его Департаменту
жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
6.3. Имущество и денежные средства Центра, оставшиеся после
удовлетворения требований кредиторов и завершения ликвидации Цент-
ра, передаются ликвидационной комиссией Департаменту имущества го-
рода Москвы.
Направление использования имущества и денежных средств опре-
деляется Департаментом имущества города Москвы по предложению Де-
партамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и по
согласованию с Департаментом финансов г.Москвы в соответствии с
постановлением Правительства Москвы.
6.4. Ликвидация Центра считается завершенной, а Центр - прек-
ратившим свою деятельность с момента исключения его из Государс-
твенного реестра юридических лиц.
Порядок ликвидации Центра устанавливается законами и иными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
6.5. При ликвидации и реорганизации Центра увольняемым работ-
никам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
6.6. При реорганизации Центра вносятся необходимые изменения
в Положение и Государственный реестр юридических лиц. Реорганиза-
ция влечет за собой переход прав и обязанностей, возлагаемых на
Центр, к его правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с
действующим законодательством.
6.7. При прекращении деятельности Центра все документы (уп-
равленческие, финансово - хозяйственные, по личному составу и дру-
гие) передаются в установленном порядке правопреемнику (правопре-
емникам). При отсутствии правопреемника документы постоянного хра-
нения, имеющие научно - историческое значение, передаются на госу-
дарственное хранение в городской архив, документы по личному сос-
таву (приказы, личные дела и другие) передаются в архив админист-
ративного округа, на территории которого находится Центр. Передача
и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств
Центра в соответствии с требованиями архивных органов.
7. Изменения и дополнения в Положение Центра вносятся Депар-
таментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и ре-
гистрируются в установленном порядке.
Верно: