ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
4 июня 2002 г. N 419-ПП
О Городской программе по охране труда на
2002-2004 годы
Правительство Москвы, рассмотрев состояние охраны труда в го-
роде, отмечает, что уровень производственного травматизма в орга-
низациях и на предприятиях остается высоким. За последние годы
практически не уменьшается численность пострадавших на производс-
тве. От производственных травм из 1,3 млн., охваченных статисти-
ческим наблюдением, пострадало в 2001 году 3 376 чел., а количест-
во погибших на работе возросло в период 1998-2001 гг. со 198 до
310 человек.
В 2001 г. на предприятиях промышленности погиб 61 человек,
что на 8 человек больше, чем в 2000 г., на предприятиях торговли и
общественного питания - 19 чел. (на 16 больше, чем в 2000 г.),
коммунального хозяйства - 14 чел. (в 2000 г. - 11 чел.). На строи-
тельную отрасль, несмотря на некоторое уменьшение в 2001 г.травма-
тизма со смертельным исходом , приходится более трети всех погиб-
ших на производстве - 118 чел. (в 2000 г.- 128 чел.), в том числе
в организациях Комплекса архитектуры, строительства, развития и
реконструкции города - 27 чел.(в 2000 г. - 31 чел.).
В результате несчастных случаев на производстве в 2001 г. 756
человек получили тяжелые травмы.
Более 40% несчастных случаев со смертельным исходом, тяжелых
и групповых несчастных случаев связаны с неудовлетворительной ор-
ганизацией труда, в том числе с организацией производства работ,
нарушениями трудовой и производственной дисциплины, содержанием
рабочих мест, нарушениями технологического процесса.
В 2001 г. произошло 10 случаев со смертельным и 15 - с тяже-
лым исходом, связанных с наркотическим опьянением пострадавших, в
предыдущие годы такие случаи не зарегистрированы.
Вместе с тем в течение трех последних лет уменьшается доля
тяжелых, групповых и смертельных несчастных случаев на производс-
тве в общем количестве, обусловленных нахождением пострадавших в
состоянии алкогольного опьянения, с 10,2% в 1998 г. до 2,9% в
2001 г.
Начиная с 1996 года в Москве реализованы 2 городские програм-
мы по охране труда. В результате выполнения программных мероприя-
тий положено начало созданию нормативной базы Москвы по охране
труда, действует система обучения и проверки знаний по охране тру-
да.
Сокращается тяжелый травматизм и травматизм со смертельным
исходом, причиной которого являются недостатки в обучении безопас-
ным приемам труда, с 16,3% в 1999 г. до 4,5% в 2001 г.
Однако переломить тенденцию нарастания производственного
травматизма, преодолеть недостатки в организации работ, влияющие
на состояние охраны труда в г.Москве, не удалось.
Принимая во внимание важность проблем обеспечения охраны тру-
да, выполнения требований Закона города Москвы от 14.03.2001 N 7
"Об охране труда в городе Москве", Правительство Москвы постанов-
ляет:
1. Утвердить Городскую программу по охране труда на 2002-
2004 годы (далее - Программа) (приложение).
2. Департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы
и префектурам административных округов обеспечить реализацию пер-
воочередных мер, направленных на снижение производственного трав-
матизма и профессиональной заболеваемости.
3. Комитету общественных и межрегиональных связей Правитель-
ства Москвы:
3.1. Обеспечить координацию деятельности органов исполнитель-
ной власти города и взаимодействие с московскими объединениями
профсоюзов и работодателей, Московским региональным отделением
Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральными
органами надзора и контроля по реализации Программы.
3.2. Доложить Мэру Москвы в IV квартале 2002 г. о реализации
первоочередных мер, направленных на снижение производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, с дальнейшим представ-
лением в Правительство Москвы годовых докладов о состоянии охраны
труда в г.Москве и реализации мероприятий Программы.
3.3. До 1 июля 2002 г. подготовить и представить в Правитель-
ство Москвы проект распоряжения Правительства Москвы по вопросу об
организации работы государственной экспертизы условий труда в
г.Москве.
3.4. До 31 декабря 2002 г. подготовить совместно с Московским
городским комитетом государственной статистики и представить в
Правительство Москвы предложения по совершенствованию статистичес-
кой отчетности о состоянии охраны труда с приведением в соответс-
твие показателей и данных органов статистики и органов надзора и
контроля.
4. Руководителям комплексов экономической политики и разви-
тия; архитектуры, строительства, развития и реконструкции города;
социальной сферы и городского хозяйства Правительства Москвы пот-
ребовать от руководителей структурных подразделений Правительства
Москвы повысить личную ответственность за состояние охраны труда в
организациях города.
5. Отраслевым департаментам, комитетам, управлениям Прави-
тельства Москвы в двухмесячный срок:
5.1. Назначить ответственных лиц за реализацию полномочий ор-
ганов исполнительной власти в области охраны труда в соответствии
со статьей 12 Закона города Москвы "Об охране труда в городе Моск-
ве".
5.2. Создать и организовать работу отраслевых комиссий по ох-
ране труда.
5.3. Разработать планы мероприятий по противодействию нега-
тивным явлениям в области охраны труда, обеспечению безопасных и
надлежащих условий труда работников.
5.4. Представлять руководителям комплексов информацию о вы-
полнении планов мероприятий и принятых обязательств по вопросам
охраны труда Московского трехстороннего соглашения и отраслевых
соглашений, коллективных договоров организаций.
6. Префектам административных округов в двухмесячный срок:
6.1. Сформировать и организовать работу окружных межведомс-
твенных комиссий по охране труда.
6.2. Назначить ответственных лиц за состояние работы в облас-
ти управления охраной труда.
6.3. Обеспечить взаимодействие с представителями Московской
федерации профсоюзов и окружными отделениями Московской конфедера-
ции промышленников и предпринимателей (работодателей), организаци-
ями города по реализации государственной политики в области охраны
труда в административных округах.
7. Комитету общественных и межрегиональных связей Правитель-
ства Москвы совместно с Комитетом территориальных органов исполни-
тельной власти и развития местного самоуправления Правительства
Москвы, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства Правительства Москвы предусмотреть организацию проведения
семинара глав районных Управ по теме: "О состоянии условий и охра-
ны труда на предприятиях города Москвы и о роли районных Управ в
решении проблем охраны труда" при формировании плана проведения
семинаров глав районных Управ на 2003 год.
8. Департаменту финансов г.Москвы обеспечить финансирование
Программы за счет и в пределах средств, предусматриваемых в бюдже-
те города Москвы на расходы по осуществлению мероприятий социаль-
ной политики в области трудовых отношений и социального партнерс-
тва.
9. Принять к сведению, что в соответствии со статьей 15 Зако-
на города Москвы "Об охране труда в городе Москве" финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных орга-
низациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержа-
ние.
10. Департаментам, комитетам, управлениям Правительства Моск-
вы, префектурам административных округов при формировании и кор-
ректировке городских и окружных целевых программ предусматривать
мероприятия, направленные на улучшение условий и повышение безо-
пасности труда работников. При техническом перевооружении действу-
ющих, создании и строительстве новых объектов осуществлять приемку
при условии их соответствия нормативным требованиям охраны труда.
11. Согласиться с предложением Комитета общественных и межре-
гиональных связей Правительства Москвы об организации и проведении
в 2002-2004 годах смотра-конкурса среди организаций города на луч-
шую организацию работы в области охраны труда. Проект положения о
смотре-конкурсе рассмотреть до 30 сентября 2002 г. на заседании
Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы
и представить его на утверждение в Правительство Москвы.
12. Рекомендовать руководителям организаций (работодателям)
принять необходимые меры по выполнению мероприятий Программы, об-
ратив особое внимание на организацию безопасного производства ра-
бот, проведение обучения и инструктажа по охране труда, создание
служб охраны труда и недопустимость их сокращения, обеспечение не-
обходимых условий для работы уполномоченных (доверенных) лиц, осу-
ществляющих общественный контроль за соблюдением прав и законных
интересов работников в области охраны труда.
13. Просить Прокуратуру города Москвы усилить надзор за соб-
людением законодательства об охране труда в организациях города.
14. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор-
мации Правительства Москвы оказывать содействие Комитету общест-
венных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Межведомс-
твенной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы в инфор-
мировании населения Москвы через средства массовой информации о
целях и ходе реализации Программы, состоянии производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости в городе, о положи-
тельном опыте работы организаций по охране труда.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Исполняющий обязанности
Мэра Москвы В.П.Шанцев
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 4 июня 2002 года N 419-ПП
ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
на 2002 - 2004 годы
Содержание
Паспорт городской программы по охране труда
на 2002 - 2004 годы
1.Основание и необходимость разработки
Программы
2.Ситуация в области охраны труда
3.Цель и задачи Программы
4.Первоочередные меры, направленные на сниже-
ние производственного травматизма и професси-
ональной заболеваемости
5.Правовое и нормативное обеспечение охраны
труда
6.Организационное обеспечение охраны труда
7.Профессиональное образование, пропаганда
охраны труда
8.Научное обеспечение охраны труда
9.Финансовое обеспечение Программы
10.Организация управления, механизм реализа-
ции Программы
11.Результаты выполнения Программы
12.Технико-социально-экономическое обоснова-
ние
Мероприятия Городской программы по охране
труда на 2002-2004 годы
Паспорт
Городской программы по охране труда
на 2002 - 2004 годы
_________________________________________________________________
Наименование Городская программа по
Программы охране труда на 2002-2004 г.г.
_________________________________________________________________
Основание для Городская программа по охране труда на
разработки 2002 - 2004 годы разработана в соответствии с
Программы п.7.1 постановления Правительства Москвы от 4
декабря 2001 г. N 1080-ПП "О проекте Московско-
го трехстороннего соглашения на 2002 год между
Правительством Москвы, Московскими объединения-
ми профсоюзов и Московскими объединениями про-
мышленников и предпринимателей (работодателей)"
Государственный Правительство Москвы
заказчик
Программы
Основные Комитет общественных и межрегиональных связей
разработчики Правительства Москвы
Программы
Цель и задачи Цель программы - снижение уровня
Программы производственного травматизма, в первую очередь
очередь с тяжелым и смертельным исходом, и про-
фессиональной заболеваемости в организациях и
на предприятиях города.
Основные задачи программы:
- развитие и повышение эффективности городской
системы управления охраной труда;
- совершенствование городской нормативной базы
охраны труда;
- развитие системы обучения по охране труда;
- оказание организациям города методической и
практической помощи по охране труда;
- информационное обеспечение охраны труда.
Сроки реализации 2002 - 2004 годы
Программы
Перечень основных Реализация первоочередных мер, направленных на
мероприятий снижение производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости.
Содействие организациям города в работе по ох-
ране труда, созданию безопасных условий труда.
Разработка и принятие нормативных правовых ак-
тов Москвы об охране труда.
Повышение уровня подготовки руководителей и
специалистов в области охраны труда.
Научное обеспечение охраны труда.
Разработка и издание рекомендаций по охране
труда.
Исполнители Комитет общественных и межрегиональных связей
основных Правительства Москвы;
мероприятий Департаменты, комитеты,управления Правительства
Москвы, префектуры административных округов;
Московское региональное отделение фонда соци-
ального страхования Российской Федерации;
Московская Федерация профсоюзов;
Конфедерация промышленников и предпринимателей
(работодателей) г. Москвы;
Научно-исследовательский институт проблем охра-
ны труда;
Московский городской центр условий и охраны
труда;
Академия труда и социальных отношений;
Объемы и Объем финансирования Программы в 2002-2004 гг.
источники - 292411,1 тыс.руб.
финансирования в том числе по источникам:
- бюджет Москвы - 5780,0 тыс.руб. (по годам:
2002 г. - 1236,0 тыс. руб., 2003 г. -2332,0
тыс.руб., 2004 г. - 2212,0 тыс.руб.)
- целевое выделение средств Фонда социального
страхования Российской Федерации на осуществле-
ние мероприятий по охране труда - 2002 г. -
284261,1 тыс.руб. (% отчисления определяется
ежегодно на основании Федерального Закона о
страховых тарифах)
- отчисления от административных штрафов, нак-
ладываемых Государственной инспекцией труда в
г.Москве - 2370 тыс.руб. (по годам: 2002 г. -
700,0 тыс.руб., 2003 г. - 800,0 тыс.руб., 2004
г. - 870,0 тыс.руб.)
Ожидаемые Комплексная реализация мероприятий Программы
конечные позволит:
результаты - значительно снизить уровень производственного
реализации травматизма;
Программы - повысить устойчивость и эффективность контро-
ля отраслевых органов исполнительной власти
Правительства Москвы, префектур административ-
ных округов за охраной труда;
- принять предупредительные и профилактические
меры, направленные на снижение уровней произ-
водственного травматизма и профессиональной за-
болеваемости;
- создать основу единой автоматизированной сис-
темы управления охраной труда;
- обеспечить экономическую заинтересованность
работодателя в обеспечении безопасности труда;
- повысить уровень взаимодействия органов ис-
полнительной власти города с органами государс-
твенного надзора и контроля, объединениями
профсоюзов и работодателей, организациями горо-
да.
Контроль за Контроль за реализацией Программы осуществляет
исполнением Правительство Москвы.
Программы
1. Основание и необходимость разработки Программы.
Городская программа по охране труда на 2002 - 2004 годы раз-
работана Комитетом общественных и межрегиональных связей Прави-
тельства Москвы в соответствии с п. 7.1. постановления Правитель-
ства Москвы от 4 декабря 2001 г. N 1080-ПП "О проекте Московского
трехстороннего соглашения на 2002 год между Правительством Москвы,
Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями
промышленников и предпринимателей (работодателей)".
Охрана труда - важный фактор социально-экономического разви-
тия Москвы. Производственный травматизм и профессиональные заболе-
вания, как конечные результаты ненадлежащего отношения работодате-
лей к обеспечению охраны труда, несут невосполнимые материальные и
моральные потери как для москвичей и организаций, так и для города
в целом.
Негативные процессы в экономике, на рынке труда в целом, бо-
язнь потерять работу и стремление к более высокому заработку вы-
нуждает людей работать в травмоопасных условиях. В свою очередь
отдельные руководители, добиваясь получения максимальной прибыли,
не выделяют достаточных средств на улучшение и оздоровление усло-
вий труда, добиваются повышения производительности труда за счет
чрезмерной его интенсификации, в связи с чем у работников продол-
жительность рабочего дня и рабочей недели превышает установленные
законодательством нормы.
Все это происходит на фоне износа оборудования, его несоот-
ветствия стандартам безопасности труда, несоблюдения требований
технологической дисциплины. На поддержание должного уровня условий
труда, как правило, расходуются от 0,3 до 1,0 процента стоимости
рабочего места. В действительности необходимо не менее четверти.
Последствием этих негативных тенденций является достаточно
высокий уровень производственного травматизма на московских предп-
риятиях, и при отсутствии эффективного государственного регулиро-
вания и управления охраной труда есть основания прогнозировать
ухудшение состояния безопасности труда со всеми вытекающими пос-
ледствиями как для работников, так и для работодателей и города в
целом.
Сложившаяся в городе ситуация с производственным травматизмом
ставит Правительство Москвы перед необходимостью принятия дополни-
тельных мер, направленных на обеспечение безопасности труда в ор-
ганизациях города.
2. Ситуация в области охраны труда.
Несмотря на то, что показатели производственного травматизма
в Москве одни из самых низких в России, в 2001 году в организациях
и на предприятиях города от производственных травм пострадало 3376
работников из 1305 тыс., охваченных статистическим наблюдением. По
данным Мосгоркомстата численность пострадавших на производстве в
расчете на 1000 работающих в период 1998 - 2001 гг. составила 2.6-
2.9. Это меньше, чем в целом по России примерно в 1,8 раза, однако
следует учитывать, что в Москве нет таких традиционно неблагопо-
лучных по травматизму предприятий, как, например, угольные, горно-
рудные, лесозаготовительные, животноводческие.
Вместе с тем, количество погибших на предприятиях города воз-
росло в период 1998 - 2001 гг. с 198 до 310 человек.
В промышленности в 2001 г. погиб 61 человек, что на 8 больше,
чем в 2000 г., в торговле и общественном питании - 19 чел. (на 16
больше, чем в 2000 г.), коммунальном хозяйстве - 14 (в 2000 г. -
11 человек). На строительство, несмотря на некоторое уменьшение
смертельного травматизма в 2001 г., приходится более трети всех
погибших на производстве - 118 чел.
В результате несчастных случаев на производстве в 2001 г. 756
человек получили тяжелые травмы.
Наряду с техническими причинами несчастных случаев со смер-
тельным исходом, тяжелых и групповых несчастных случаев на произ-
водстве (7 %), устранение которых требует значительных инвестици-
онных и материально-технических затрат, более 40 % несчастных слу-
чаев связаны с неудовлетворительной организацией труда - это неу-
довлетворительная организация производства работ и организация ра-
бочих мест - 32,3 %, допуск к руководству работами и к работе
должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку
знаний по охране труда, не изучивших требований инструкций по ох-
ране труда - 2,1 %, нарушение трудовой и производственной дисцип-
лины - 9 %.
По данным Мосгоркомстата в 2001 году в охваченных статисти-
ческим наблюдением организациях, с численностью работников 877
тыс. человек, в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам, работало более 96 тыс. человек (11 % от общего числа ра-
ботников), было занято тяжелым физическим трудом более 15 тыс. че-
ловек (1,7 %), работало на оборудовании, не отвечающем требованиям
безопасности 692 человека (0,1 %).
Закономерным результатом неудовлетворительных условий труда
является профессиональная заболеваемость. Ежегодно в Москве ре-
гистрируется более 200 случаев профзаболеваний.
За работу в неблагоприятных условиях труда 240 тыс. работни-
ков получают хотя бы один вид льгот или компенсаций, а всего уста-
новлено этим работникам более 600 тыс. льгот и компенсаций.
3. Цель, задачи и основные направления Программы
Цель программы - добиться снижения уровня производственного
травматизма, в первую очередь с тяжелым и смертельным, исходом, и
профессиональной заболеваемости, реализовать требования Закона г.
Москвы от 14.03.2001 N 7 "Об охране труда в городе Москве".
Основные задачи программы:
- принятие неотложных мер, направленных на снижение произ-
водственного травматизма;
- оказание организациям города методической и практической
помощи по охране труда;
- совершенствование городской нормативной базы охраны труда;
- содействие обеспечению предприятий сертифицированными
средствами индивидуальной защиты;
- развитие системы обучения по охране труда;
- информационное обеспечение охраны труда.
Мероприятия программы включают работы по следующим направле-
ниям:
1. Первоочередные меры, направленные на снижение уровня произ-
водственного травматизма и профессиональных заболеваний.
2. Совершенствование правового и нормативного обеспечения ох-
раны труда в городе Москве.
3. Организационное обеспечение охраны труда в организациях г.
Москвы.
4. Научное обеспечение охраны труда.
5. Профессиональное обучение, пропаганда охраны труда.
4. Первоочередные меры, направленные на снижение производс-
твенного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Мероприятия раздела направлены на значительное усиление влия-
ния органов исполнительной власти, в том числе префектур, профсо-
юзных организаций на улучшение условий и охраны труда, повышение
ответственности руководителей организаций за ее состояние.
В работе по улучшению условий и охраны труда существенно воз-
растет роль Московского регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации, в частности в решении острейшего
вопроса о скидках и надбавках к страховому тарифу на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Продолжается значительный рост доли дорожно-транспортных про-
исшествий, как причины несчастных случаев на производстве с тяже-
лым и смертельным исходом, групповых несчастных случаев (количест-
во таких случаев в 2001 г. возросло по сравнению с 2000 г. на
50%). Запланировано привести график работы водителей городского
транспорта и водителей "Скорой помощи" в соответствие Положением о
рабочем времени водителей, утвержденным постановлением Министерс-
тва труда и социального развития Российской Федерации от 25.06.99
N 16 "Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха
водителей автомобилей".
Назрели, как по формальным причинам (вступление в силу новых
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и
города Москвы), так и по существу (как показала практика), измене-
ния и дополнения к Системе государственного управления охраной
труда (утверждена постановлением Правительства Москвы от 23.12.97
N 900 "Об утверждении Положения о системе государственного управ-
ления охраной труда и Положения о межведомственной комиссии по ох-
ране труда"). Программой предусмотрена корректировка указанной
Системы.
Должны начать работу межведомственные комиссии по охране тру-
да в округах, комиссии по охране труда в отраслевых департаментах
и управлениях Правительства Москвы.
5. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда
Необходимость выполнения работ этого направления обусловлена
тем, что действующая в Москве нормативная база не обеспечивает в
полной мере в настоящее время правовое регулирование в области ох-
раны труда.
Комплекс из 7 мероприятий Программы по разработке новых и пе-
ресмотру действующих правовых и нормативных актов и рекомендаций
улучшает правовое регулирование деятельности в области охраны тру-
да, приводит их в соответствие с федеральным законодательством,
сохраняя присущую Москве специфику.
Статьей 21 Федерального Закона от 17.07.99 N181-ФЗ "Об осно-
вах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрена Государс-
твенная экспертиза условий труда, которая осуществляется Всерос-
сийской государственной экспертизой условий труда и государствен-
ными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации. В
Москве, в связи с упразднением управлений труда и занятости в ад-
министративных округах, ликвидированы службы, осуществляющие экс-
пертизу условий труда в организациях города. Необходимо организо-
вать работу государственной экспертизы условий труда, утвердив о
ней соответствующее Положение.
В связи с вступлением в силу ряда новых федеральных норматив-
ных актов назрела необходимость подготовки новой редакции Общих
правил охраны труда для предприятий и организаций города Москвы
(утверждены распоряжением Премьера Правительства Москвы от
30.03.99 N250-РП "Об утверждении Общих правил охраны труда для
предприятий и организаций г.Москвы").
До настоящего времени не задействован в решении задач охраны
труда потенциал органов местного самоуправления. Программа предпо-
лагает разработку соответствующих рекомендаций по реализации этими
органами государственной политики в области охраны труда.
Действенным инструментом улучшения ситуации с охраной труда в
Москве должна стать сертификация работ по охране труда в организа-
циях, предусмотренная статьей 6 Федерального Закона "Об основах
охраны труда в Российской Федерации". Закон уполномочивает органы
государственной власти субъектов Российской Федерации на ее орга-
низацию. Программой предусматривается разработка правил проведения
указанной сертификации.
6. Организационное обеспечение охраны труда
В области организационного обеспечения Программа предусматри-
вает три основных направления работ:
- развитие системы управления охраной труда, в частности, ее
информационно-аналитическое обеспечение (необходимо знать истинные
причины скачков тяжелого и смертельного травматизма, как, например
в 2001-м году, своевременно принимать адекватные меры), организа-
ция семинаров-совещаний по охране труда в административных окру-
гах;
- организация информационной поддержки предприятий и органи-
заций города в области охраны труда, в том числе разработка и
внедрение компьютерных технологий обеспечения нормативной докумен-
тацией, формирование фонда нормативных актов по охране труда, соз-
дание городской автоматизированной системы обеспечения сертифици-
рованными средствами индивидуальной защиты, проведение круглых
столов для специалистов по охране труда, подготовка и издание
сборников по проблемам охраны труда, обеспечение бюджетных органи-
заций и учреждений необходимой нормативной документацией, проведе-
ние научно-практических конференций и выставок по охране труда;
- оказание практической и методической помощи организациям по
специальным вопросам охраны труда, таких как организация работы
служб охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда,
сертификация работ по охране труда, улучшение условий труда женщин
и подростков, экспертиза специальных рабочих мест для инвалидов
труда.
Будет продолжена регулярная работа Межведомственной комиссии
по охране труда при Правительстве Москвы, которая должна обеспе-
чить взаимодействие органов исполнительной власти г.Москвы, феде-
ральных органов государственного надзора и контроля и Московской
Федерации профсоюзов в решении общей задачи улучшения условий и
охраны труда в городе Москве.
7. Профессиональное образование, пропаганда охраны труда
В соответствии с Федеральным Законом от 24.07.1998 N125- ФЗ
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний" программой предусмот-
рена дальнейшая работа по организации обучения отдельных категорий
застрахованных, а именно, членов совместных комиссий (комитетов)
по охране труда организаций города и уполномоченных (доверенных)
лиц по охране труда.
С учетом значения малого предпринимательства для города наме-
чено организовать за счет средств бюджета города и части средств
от штрафов, взимаемых Государственной инспекцией труда, лекторий
по вопросам охраны труда.
Для поддержания уровня подготовки и ознакомления с новыми до-
кументами по охране труда намечена организация круглых столов для
специалистов по охране труда организаций города.
Программой предусматривается регулярная публикация материалов
по проблемам охраны труда в средствах массовой информации.
8. Научное обеспечение охраны труда
В основе принятия решений по охране труда на перспективу дол-
жен быть положен научно-обоснованный прогноз изменений в условиях
и охране труда в организациях города. Программой предусмотрена
разработка прогноза ситуации с охраной труда до 2007 года.
С учетом результатов прогноза предполагается подготовка про-
екта городской программы по охране труда на 2004 - 2006 годы ( ор-
ганизация разработки отраслевых программ по охране труда.
9. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет
бюджета города, средств обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
и средств от штрафов, взыскиваемых на территории Москвы за наруше-
ние законодательства о труде и охране труда (в соответствии с пос-
тановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2000 г. N
507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за
нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда").
10. Организация управления, механизм реализации Программы
Управление Программой возглавляет Комитет общественных и меж-
региональных связей Правительства Москвы, который осуществляет
контроль за ходом ее выполнения, оказание содействия исполнителям
в своевременном выполнении программных мероприятий, проводит оцен-
ку эффективности выполняемых работ, согласование выполнения Прог-
раммы с другими программами, связанными с охраной труда.
Государственным заказчиком Программы является Правительство
Москвы
Оперативное управление Программой осуществляет Отдел условий
и охраны труда Комитета общественных и межрегиональных связей Пра-
вительства Москвы.
Для реализации Программы привлекаются ведущие научно-исследо-
вательские организации в области охраны труда.
Объемы финансирования по соответствующим мероприятиям Прог-
раммы определяются договорами, заключаемыми Комитетом общественных
и межрегиональных связей Правительства Москвы с организациями-ис-
полнителями.
11. Результаты выполнения Программы.
В процессе выполнения Программы предусматривается переломить
тенденцию роста производственного травматизма, обновить городскую
нормативную базу охраны труда, внедрить современные системы инфор-
мации и обучения по вопросам охраны труда.
Социальный эффект выполнения Программы проявится в сокращении
производственного травматизма, профессиональной заболеваемости,
повышении безопасности труда и уровня социальной защищенности ра-
ботников.
Косвенный коммерческий эффект организаций, осуществляющих ме-
роприятия по улучшению условий и охраны труда, достигается за счет
сокращения штрафов за нарушение законодательства об охране труда,
а также за счет снижения взносов на обязательное социальное стра-
хование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний и уменьшения иных затрат, связанных с несчастными слу-
чаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
12. Технико-социально-экономическое обоснование
В условиях существенных изменений в федеральном законодатель-
стве, касающихся охраны труда, в городской системе государственно-
го управления охраной труда и имевшего место значительного роста
производственного травматизма за последние два года (количество
погибших на производстве на предприятиях города возросло почти на
45% и превысило 300 человек в 2001 г.), необходимо разработать
правовые и методические основы организации охраны труда в новых
условиях и управления ею в Москве, что позволит по мере выполнения
программы решать задачу снижения числа трудовых увечий.
Следует учитывать, что в настоящее время не существует апро-
бированных методик, позволяющих количественно оценить влияние того
или иного мероприятия на производственный травматизм и связанные с
ним затраты.
Вместе с тем, практика показывает, что ослабление внимания к
проблемам охраны труда приводит к увеличению количества пострадав-
ших на производстве, что косвенно подтверждается данными о произ-
водственном травматизме в городе Москве в 2000- 2001 годах.
.
МЕРОПРИЯТИЯ
ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
на 2002 - 2004 годы
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Цель Финан- В том числе источники Сроки проведения
проведения совые финансирования, работ
мероприятия Содержание затраты тыс.руб. Исполнители
мероприятия тыс. ----------------------------------------
руб. Город- Админи- Другие начало окон-
ской стра- источ- чание
бюджет тивные ники
штрафы
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Реализация 1.Рассматривать 2002г. 2004г. Органы
первоочеред- материалы рас- исполнительной
ных мер, следования нес- власти г.Москвы
направленных частных случаев
на снижение на производстве
производст- (тяжелые, груп-
венного повые, со смер-
травматизма тельным исходом)
и профессио- происшедшие в
нальной за- организациях
болеваемости независимо от их
организационно-
правовых форм, с
обязательным
представлением
информации о
принятых мерах в
Комитет общест-
венных и межре-
гиональных свя-
зей
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Провести анализ июнь Органы испол-
состояния дел с 2002 г. нительной
условиями и власти г.Мос-
охраной труда в квы, органи-
организациях зации города,
города и принять Московская
предупредительные Конфедерация
и профилактические промышленников
меры, направленные и предпринима-
на снижение уровня телей.
производственного Центр Госсан-
травматизма и эпиднадзора в
профессиональной городе Москве
заболеваемости.
3. Разработать
конкретные про- июнь Руководители и
филактические 2002 г. профсоюзные ко-
мероприятия по митеты предпри-
снижению произ- ятий и органи-
водственного заций, Москов-
травматизма и ская Конфедера-
профессиональ- ция промышлен-
ной заболевае- ников и пред-
мости. принимателей,
Московская Фе-
дерация проф-
союзов, Центр
Госсанэпиднад-
зора в г.Москве
Органы исполни-
тельной власти
г. Москвы
4. Обеспечивать 250000,0 средства 2002 г. Московское
частичное финан- обяза- региональное
сирование преду- тельного отделение Фон-
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
предительных мер социаль- да социального
по сокращению ного страхования РФ,
производствен- страхова- Предприятия и
ного травматизма ния от организации,
и профессиональных несчаст- Комитет
заболеваний работ- ных слу- общественных и
ников г.Москвы в чаев на межрегиональных
порядке, определен- произ- связей
ном постановлением водстве и Правительства
Правительства Рос- профес- Москвы,
сийской Федерации сиональ- Московская
от 28.02.2002 г. ных забо- Конфедерация
N 136 и постановле- леваний промышленников
нием Минтруда РФ от и предпринима-
25.03.2001г. N 22. телей
5. Устанавливать 2002 г. Московское
скидки и надбавки региональное
к страховым отделение Фонда
тарифам на социального
обязательное страхования РФ,
социальное Предприятия и
страхование от организации,Го-
несчастных случаев сударственная
на производстве и инспекция труда
профессиональных в городе Москве,
заболеваний в Комитет общест-
целях снижения венных и меж-
профессионального региональных
риска и связей Прави-
обеспечения тельства Москвы,
предупредительных Московский го-
мер по сокращению родской центр
производственного условий и охраны
травматизма и труда,
профессиональных
заболеваний.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. При проведении 2002 2004 Департаменты,
тендеров на выпол- комитеты, уп-
нение городского равления Пра-
заказа учитывать вительства
соблюдение в орга- Москвы, Пре-
низациях законода- фектуры адми-
тельства об охране нистративных
труда и уровень округов
производственного
травматизма.
7. В рамках системы май июнь Комитет
социального партнер- 2002г. 2002 г. общественных и
ства разработать ме- межрегиональ-
ры, направленные на ных связей
обеспечение соблюде- Правительства
ния законодательства Москвы,
о труде в организаци- Департамент
ях малого предприни- поддержки и
мательства и пред- развития мало-
принимателей без об- го предприни-
разования юридичес- мательства
кого лица. Правительства
Москвы,
Московская
Федерация
профсоюзов,
Московская
Конфедерация
промышленников
и предпринима-
телей
8. Создать и органи- июнь Отраслевые де-
зовать работу отрас- 2002 г. партаменты,коми-
левых комиссий по теты,управления
охране труда, разра- Правительства
ботать Положения о Москвы,
комиссиях. Утвердить Комитет общест-
их состав. венных и межре-
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
гиональных
связей
9. Сформировать и июнь Префектуры
организовать работу 2002г. административ-
окружных межведомст- ных округов,
венных комиссий по Комитет
охране труда, раз- общественных и
работать положения межрегиональ-
о межведомственных ных связей
комиссиях. Утвердить Правительства
их состав. Москвы
9. Оказывать в Отраслевые
пределах своих департаменты,
полномочий комитеты,
конкретную помощь управления
предприятиям и Правительства
организациям в Москвы,
обеспечении Департамент
безопасных условий поддержки и
труда, развития малого
организации работы предпринима-
по охране труда, тельства Прави-
обеспечении тельства Москвы,
средствами префектуры ад-
индивидуальной министративных
защиты и округов,Комитет
нормативной общественных и
документацией. межрегиональных
связей Прави-
тельства Москвы,
Московская феде-
рация профсоюзов,
Московский го-
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
родской центр
условий и охраны
труда
10. Проводить 2002 2004 г. Межведомствен-
внеочередные г. ная комиссия
заседания по по охране тру-
вопросу принятия да при Прави-
мер, направленных тельстве Моск-
на снижение вы,Комитет об-
производственного щественных и
травматизма и межрегиональных
профессиональной связей Прави-
заболеваемости в тельства Москвы
отраслях экономики
и организациях
города.
11. Направлять 2002 2004 г. Государственная
ежемесячно опера- г. инспекция тру-
тивную информацию да в г. Москве.
о несчастных слу-
чаях на производстве
и профессиональных
заболеваниях в
Комитет обществен-
ных и межрегиональ-
ных связей и Комп-
лексы городского
управления.
12. Разработать 100,0 100,0 - - II кв. IV кв. Научно-
новую редакцию 2002 2002 г. исследователь-
Положения о сис- г. ский институт
теме государст- проблем охраны
венного управле- труда,
ния охраной труда Комитет
в г.Москве общественных и
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Подготовить межрегиональных
проект поста- связей
новления Пра- Правительства
вительства Москвы,
Москвы об департаменты,
утверждении комитеты,
Положения. управления
Правительства
Москвы,
префектуры
административ-
ных округов
14. Разработать II кв. III кв. Комплекс
организационные 2002 г. 2003 г. архитектуры,
нормативные доку- строительства,
менты по обеспече- развития и
нию безопасных ус- реконструкции
ловий труда на города Москвы,
строительных объ- ОАО "ХК
ектах города Моск- Главмосстрой",
вы и организовать ГУП "Информаци-
отраслевой Центр онные техноло-
по охране труда гии инжиниринг
городского строи- и связь"
тельного комп- Правительства
лекса Москвы
15. Подготовить III кв. Комитет
материалы для 2002 г общественных и
публикации в межрегиональных
средствах массовой связей
информации о целях Правительства
и ходе реализации Москвы,
Городской Московский
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
программы по городской
охране труда на центр условий и
2002-2004 годы. охраны труда
16. Организовать III кв. Комитет
семинар предста- 2002 г. общественных и
вителей отрасле- межрегиональных
вых органов связей
исполнительной Правительства
власти по обмену Москвы
опытом работы в
области охраны
труда
17. Организовывать 320,0 320,0 - - III IV кв. Комитет
и проводить кв. 2004 г. общественных и
обучение и 2002 межрегиональных
проверку знаний по г. связей
охране труда Правительства
руководителей и Москвы,
специалистов Академия труда
префектур и социальных
административных отношений,
округов и районных Московский
Управ городской центр
условий и охра-
ны труда,
Префектуры
административ-
ных округов
18. Привести июнь Руководители и
график работы 2002 г. профсоюзные
водителей комитеты
городского транспортных
транспорта организаций,
водителей "Скорой Комитет
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
помощи" в здравоохране-
соответствии с ния Москвы,
Положением о Управление
рабочем времени и транспорта и
времени отдыха связи Прави-
водителей, тельства Моск-
утвержденным вы, Московская
постановлением Федерация
Министерства профсоюзов
труда и социаль-
ного развития
Российской
Федерации от
25 июня 1999 г.
N 16).
2. 1. Разработать 150,0 150,0 - - III IV кв. Научно-
Совершенство- Положение о кв. 2002 г. исследователь-
вание государственной 2002 ский институт
правового и экспертизе условий г. проблем охраны
нормативного труда в г. Москве. труда,
обеспечения Подготовить Комитет
охраны труда проект общественных и
постановления межрегиональных
Правительства связей
Москвы "О Правительства
государственной Москвы,
экспертизе условий Московский
труда в г. Москве. городской центр
условий и охра-
ны труда
2. Подготовить II кв. Комитет
проект поста- 2003 г. общественных и
новления Прави- межрегиональ-