ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 мая 1997 г. N 382-ПП
О проекте закона города Москвы "О защите
населения и территорий города Москвы от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера"
Рассмотрев проект закона города Москвы "О защите населения и
территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", подготовленный Главным управлением по делам
ГО и ЧС Москвы во исполнение п.6 постановления Правительства Москвы и
Коллегии МЧС России от 07.05.96 N 410-6 "О плане совершенствования
Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О защите населения и
территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" (приложение).
2. Внести указанный законопроект в установленном порядке на
рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 27 мая 1997 г. N 382-ПП
П р о е к т
З А К О Н
ГОРОДА МОСКВЫ
О защите населения и территорий города Москвы от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера
Настоящий Закон регулирует правоотношения органов государс-
твенной власти, должностных лиц и граждан в области защиты населе-
ния, земельного, водного и воздушного пространства, объектов про-
изводственного и социального назначения, а также окружающей при-
родной среды в пределах границ города Москвы от чрезвычайных ситу-
аций природного и техногенного характера.
Целями настоящего Закона являются предупреждение, ликвидация
чрезвычайных ситуаций и снижение размеров ущерба и потерь от них
на территории города Москвы.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Население - граждане Российской Федерации, иностранные граж-
дане и лица без гражданства, находящиеся на территории города
Москвы.
Территория - все или часть земельного, водного или воздушного
пространства, а также окружающая природная среда в пределах границ
города Москвы.
Организация - любое юридическое лицо, независимо от организа-
ционно-правовой формы и формы собственности, его филиалы и предс-
тавительства.
Должностное лицо - государственный служащий, руководитель,
сотрудник или иной работник организации, обладающий властными пол-
номочиями.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной террито-
рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь
или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей
или окружающей природной среде, значительные материальные потери и
нарушение условий жизнедеятельности людей.
Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на
транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к
разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению
или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств,
сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса
и нанесению ущерба окружающей среде.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов
и других материальных ценностей в значительных размерах, а также
приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное
уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проводимые при возникнове-
нии чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и другие неотлож-
ные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья
людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и мате-
риальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекраще-
ние действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.
Потенциально опасный объект - производственный или иной объ-
ект, функционирование которого сопряжено с риском возникновения
аварий, катастроф (чрезвычайных ситуаций) и (или) отнесенный в ус-
тановленном законом порядке к категории опасных.
Вредные вещества - вещества, непосредственный контакт с кото-
рыми и (или) их воздействие через окружающую среду создает угрозу
жизни и (или) здоровью человека, окружающей природной среде.
Декларация безопасности - документ, содержащий перечень и по-
казатели опасности возникновения возможных аварий, катастроф, про-
явления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала и (или)
населению прилегающих к объекту территорий.
Стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях - нормативно-
технические документы, утверждаемые уполномоченными на то феде-
ральными органами исполнительной власти и устанавливающие комплекс
норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юриди-
ческое лицо), осуществляющий деятельность по размещению, проекти-
рованию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации соот-
ветствующего производственного, другого хозяйственного и иного
объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной
основе других предприятий или организаций и имеющий для осущест-
вления этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию).
Статья 2. Законодательство о защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство о защите населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нор-
мативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
Статья 3. Московская городская система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Московская городская система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) является составной частью единой го-
сударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си-
туаций (РСЧС) и состоит из функциональных, территориальных звень-
ев, соответствующих административно-территориальному делению горо-
да, и объединяет в своем составе органы государственного управле-
ния, силы и средства с соответствующими системами связи, оповеще-
ния и информирования, а также резервы финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация, состав сил и средств, порядок функционирования
МГСЧС определяются Положением о МГЧС, утверждаемым Правительством
Москвы по согласованию с МЧС России.
Статья 4. Информация в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о радиационной, химичес-
кой, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической бе-
зопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предус-
мотрено законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения такой информацией населения, органов
власти города и организаций определяется нормативными актами горо-
да Москвы.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление
должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой
ответственность в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации.
II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ГОРОДА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 5. Полномочия органов власти города в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
1. Московская городская Дума:
а) принимает законодательные акты города Москвы и обеспечива-
ет единообразие законодательного регулирования в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование дея-
тельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа-
ций;
в) устанавливает в соответствии с федеральным законодательст-
вом штрафы и иные виды административной ответственности граждан,
должностных лиц и организаций за нарушение законодательства о за-
щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Мэр Москвы:
а) принимает решения, определяющие в соответствии с Конститу-
цией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом города
Москвы основные направления политики и организации защиты населе-
ния и территорий города от чрезвычайных ситуаций;
б) в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей,
нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города, при-
нимает необходимые меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и под-
держанию правопорядка;
в) принимает решение о привлечении при необходимости к ликви-
дации чрезвычайных ситуаций сил и средств органов внутренних дел
города;
г) осуществляет руководство МГСЧС;
д) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях.
3. Правительство Москвы:
а) принимает на основании и во исполнение Конституции Рос-
сийской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых ак-
тов, законодательных актов и распоряжений Мэра Москвы постановле-
ния по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных си-
туаций;
б) организует и обеспечивает проведение научных исследований,
разработку и выполнение специальных целевых программ по защите на-
селения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и
обязанности городской администрации, префектур, районных Управ и
организаций, расположенных на территории города, в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) организует, в соответствии с действующим законодательст-
вом, соблюдение мер безопасности в процессе производства, хране-
ния, перевозки и использования радиоактивных и других опасных ве-
ществ;
д) осуществляет финансирование мероприятий по защите населе-
ния и территорий от чрезвычайных ситуаций;
е) обеспечивает создание городских резервов финансовых и ма-
териальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, опреде-
ляет порядок их использования;
ж) осуществляет подготовку и содержание в готовности необхо-
димых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в
указанных ситуациях;
з) определяет порядок, осуществляет сбор и обмен информацией
в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения
об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) обеспечивает проведение эвакуационных мероприятий в чрез-
вычайных ситуациях;
к) организует аварийно-спасательные и другие неотложные рабо-
ты, обеспечивает поддержание необходимого общественного порядка в
ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств
обращается к Правительству Российской Федерации за помощью.
Статья 6. Орган городской администрации, специально
уполномоченный на решение задач по защите
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Для осуществления деятельности по защите населения и террито-
рии города Москвы от чрезвычайных ситуаций при Правительстве Моск-
вы создается орган управления МГСЧС, имеющий в префектурах адми-
нистративных округов и районных Управах города подведомственные
ему органы, возглавляющие территориальные звенья МГСЧС.
III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН, ОРГАНИЗАЦИЙ И
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 7. Права и обязанности граждан в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане имеют право:
а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
б) быть информированными о риске, которому они могут подверг-
нуться в определенных местах пребывания на территории города, и о
мерах необходимой безопасности;
в) обращаться лично, а также направлять в государственные ор-
ганы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллектив-
ные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций;
г) участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, используя средства коллективной и индивиду-
альной защиты и другое имущество города Москвы и организаций,
предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
д) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
е) на бесплатное государственное социальное страхование, ме-
дицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и рабо-
ту в зонах чрезвычайных ситуаций;
ж) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности
в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обя-
занностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа-
ций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых
наступила вследствие трудового увечья;
з) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, по-
гибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при
выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрез-
вычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, по-
гибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданс-
кого долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и
правопорядка.
2. Порядок и условия государственного социального страхова-
ния, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам
Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,
устанавливаются законодательством Российской Федерации и норматив-
ными правовыми актами города Москвы.
3. Граждане обязаны:
а) соблюдать законы и нормативные правовые акты Российской
Федерации и города Москвы в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;
б) знать и соблюдать правила безопасности в быту и трудовой
деятельности, не допускать нарушений производственной и технологи-
ческой дисциплины, требований экологической безопасности;
в) изучать основные способы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными
средствами защиты;
г) выполнять правила поведения при угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций;
д) при необходимости оказывать содействие в проведении ава-
рийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 8. Обязанности организаций в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Руководители организаций обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые мероприятия по за-
щите работников и обеспечению функционирования организаций и под-
ведомственных объектов производственного и социального назначения
в чрезвычайных ситуациях;
б) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готов-
ности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам
защиты и действиям в составе невоенизированных формирований;
в) создавать локальные системы оповещения о чрезвычайных си-
туациях;
г) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасатель-
ных и других неотложных работ.
2. Руководители организаций, осуществляющих потенциально
опасную деятельность на территории Москвы, несут всю полноту от-
ветственности за безопасность деятельности организаций, а также
населения, проживающего вблизи, и обязаны обеспечить:
а) разработку и реализацию программ безопасности на всех эта-
пах создания, эксплуатации и снятия с эксплуатации объекта;
б) использование оборудования, технологий и материалов в со-
ответствии с требованиями и условиями разрешений (лицензий) и
только для тех целей, для которых они предназначены;
в) разработку и реализацию мер по предотвращению чрезвычайных
ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, насе-
ления и окружающей природной среды;
г) поддержание на должном уровне квалификации работающего
персонала, подбор и подготовку аварийно-спасательных служб и фор-
мирований;
д) информирование органов управления МГСЧС, общественных ор-
ганизаций и граждан о состоянии и мерах обеспечения безопасности
на подведомственном объекте и прилегающей территории.
Статья 9. Участие общественных объединений в
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержден-
ную в аттестационном порядке.
IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 10. Специальные целевые программы
Правительство Москвы организует разработку и обеспечивает вы-
полнение специальных целевых программ, направленных на предупреж-
дение чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение
размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в
случае их возникновения, поддержание в этих условиях устойчивого
функционирования организаций, прежде всего связанных с обеспечени-
ем жизнедеятельности города.
По согласованию с Правительством Российской Федерации целевые
программы защиты населения и территорий города могут включаться в
состав целевых федеральных программ развития города Москвы - сто-
лицы Российской Федерации в качестве их составной части (подпрог-
раммы).
Статья 11. Стандарты, нормы, показатели
и правила безопасности
В интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных си-
туаций, конкретизации параметров защищенности от возможных аварий,
катастроф, стихийных и иных бедствий органами управления МГСЧС
разрабатываются и устанавливаются стандарты, нормы, показатели и
правила безопасности.
Статья 12. Единая классификация потенциально
опасных объектов
Каждый потенциально опасный объект на территории города под-
лежит обязательному категорированию (классификации) в зависимости
от уровня потенциальной опасности возникновения аварий, катастроф.
Данные о категорированных производствах и технологиях, объек-
тах хозяйственной и иной деятельности подлежат включению в Единый
классификатор потенциально опасных объектов.
Статья 13. Единая регистрация опасных веществ
и материалов
В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье чело-
века и окружающую среду опасных веществ и материалов в городе ус-
танавливается единая государственная система регистрации опасных
веществ и материалов - государственный регистр вредных веществ и
материалов. В государственный регистр города вносятся наименование
каждого опасного вещества (материала), сведения о его характерис-
тиках, критериях опасности и количестве, находящемся в распоряже-
нии конкретной организации.
Статья 14. Декларирование безопасности потенциально
опасных объектов
Руководители потенциально опасных объектов, расположенных на
территории города Москвы в обязательном порядке представляют в ор-
ганы управления МГСЧС доклад (декларацию), содержащий перечень и
показатели опасности возникновения возможных аварий, катаст-
роф,проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала
и (или) населению прилегающих к объекту территорий.
Порядок, содержание и сроки представления доклада определяют-
ся специальным положением.
Статья 15. Государственная экспертиза
В целях проверки и выявления степени соответствия установлен-
ным стандартам, нормам, показателям и правилам в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в городе устанав-
ливается и осуществляется в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации и города Москвы Государственная экспертиза безо-
пасности потенциально опасного объекта, осуществляемая на стадии
его проектирования и на этапе ввода в эксплуатацию.
Статья 16. Лицензирование потенциально
опасной деятельности
Любая потенциально опасная деятельность подлежит лицензирова-
нию специально уполномоченными органами государственной власти.
При отсутствии лицензии такого рода деятельность запрещена и вле-
чет ответственность согласно действующему законодательству.
Статья 17. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
В отношении потенциально опасных объектов, территорий города
производится систематический прогноз вероятности возникновения на
них чрезвычайных ситуаций вследствие возникновения аварий, катаст-
роф, стихийных бедствий. Такой прогноз организует администрация
соответствующей территории или объекта согласно методике, утверж-
денной органами управления МГСЧС.
К выполнению прогноза вероятности возникновения аварий, ка-
тастроф привлекаются структуры и организации, осуществляющие наб-
людение и контроль за показателями опасности, сбор, накопление и
обработку данных, которые могут быть использованы при осуществле-
нии прогноза.
Органы власти города в пределах их компетенции обязаны учиты-
вать результаты прогноза и составленные на его основе рекомендации
при разработке, утверждении и реализации целевых программ, а также
своевременно обеспечивать население, предприятия, учреждения и ор-
ганизации информацией по результатам прогнозирования и о мерах
противочрезвычайного планирования.
Статья 18. Подготовка населения по защите
от чрезвычайных ситуаций
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
осуществляется в организациях, в том числе в образовательных уч-
реждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также
сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осущест-
вляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образо-
вания, повышения квалификации, на курсах, в учебно-методическом
центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города
Москвы и непосредственно по месту работы.
Статья 19. Пропаганда знаний в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящи-
ми в РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющи-
ми свою деятельность в области защиты и спасения людей, федераль-
ными органами государственной власти, органами государственной
власти города, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой
информации.
Статья 20. Порядок реализации статей 10-19
Порядок реализации требований статей 10-19 настоящего Закона
определяется Правительством Москвы, если иное не предусмотрено за-
конодательством Российской Федерации.
Статья 21. Надзор и контроль в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с
задачами, возложенными на РСЧС, в целях проверки полноты выполне-
ния мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готов-
ности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их воз-
никновения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и
нормативными правовыми актами города Москвы надзор и контроль в
указанной области на территории города осуществляется федеральными
органами управления РСЧС и МГСЧС совместно с подведомственными им
постоянно действующими органами управления, возглавляющими терри-
ториальные звенья МГСЧС, в пределах их компетенции.
V. МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 22. Готовность потенциально опасных объектов
и территорий к действиям в
чрезвычайных ситуациях
Каждый потенциально опасный объект либо объект, находящийся в
зоне возможного влияния от других потенциально опасных объектов,
должен быть подготовлен к действиям по локализации или ликвидации
возможных чрезвычайных ситуаций.
Показатели готовности объектов и территории к такого рода
действиям устанавливаются органами управления РСЧС и МГСЧС и отра-
жаются в планах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
заранее разрабатываемых для каждого такого объекта, территории.
На каждом объекте, территории, опасных по вероятности
возникновения чрезвычайных ситуаций, создаются локальные системы
организации наблюдения, контроля и оповещения за состоянием при-
родной среды и потенциально опасных объектов, деятельность которых
организуют руководители объектов и соответствующих территориальных
органов исполнительной власти.
Создание и функционирование указанных систем регулируются
нормативным документом, утвержденным Правительством Москвы по сог-
ласованию с органом управления РСЧС.
Статья 23. Силы и средства для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для осуществления на территории города наблюдения и контроля
за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных
объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций созда-
ются силы и средства МГСЧС, включающие в себя органы управления,
системы связи, оповещения и информирования, аварийно-спасательные
службы, профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спаса-
тельные формирования, создаваемые органами исполнительной власти,
органами местного самоуправления, организациями и общественными
объединениями города, и находятся в едином оперативном подчинении
органа управления МГСЧС при Правительстве Москвы.
В состав этих сил в обязательном порядке входят аварийно-спа-
сательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения ра-
боты в аварийном режиме в течение не менее трех суток и находящие-
ся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готовности).
Создание аварийно-спасательных служб, профессиональных ава-
рийно-спасательных и общественных аварийно-спасательных формирова-
ний осуществляется в соответствии с действующим законодательством
решениями Правительства Москвы, соответствующих административных
округов, руководства организаций и общественных объединений.
Порядок подготовки, поддержания в готовности и использования
указанных сил и средств определяется Положением о МГСЧС.
Статья 24. Оповещение о чрезвычайной ситуации
Руководитель, иное должностное лицо эксплуатирующей организа-
ции либо комиссии по чрезвычайным ситуациям обязаны немедленно
уведомить орган управления МГСЧС при соответствующих органах ис-
полнительной власти города о возникшей на объекте или подведомс-
твенной территории чрезвычайной ситуации.
Органы управления МГСЧС, в распоряжение которых поступила ин-
формация о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с
Положением о МГСЧС обязаны:
а) немедленно оповестить население, руководителей администра-
тивных округов, районных Управ и объектов, расположенных в опасной
зоне, о характере и масштабах бедствия, реальной угрозе для жизни,
здоровья и имущества граждан;
б) привести в действие первоочередные меры Плана действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) проинформировать вышестоящий орган управления МГСЧС.
Статья 25. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
В целях обеспечения необходимых условий для успешного осу-
ществления работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций органы управ-
ления МГСЧС в пределах своей компетенции:
а) проводят мобилизацию необходимых материально-технических
ресурсов (фондов, сырья, материалов, транспортных средств, произ-
водственной продукции) организаций независимо от их принадлежности
и форм собственности с последующей компенсацией нанесенного ущер-
ба;
б) изменяют режим работы организаций независимо от их принад-
лежности и форм собственности, производят иные изменения произ-
водственной (хозяйственной и иной) деятельности, необходимые для
достижения цели по ликвидации чрезвычайной ситуации;
в) прекращают либо приостанавливают функционирование органи-
заций любой формы собственности, на которых возникла чрезвычайная
ситуация, или деятельность которых может усугубить их вредные пос-
ледствия;
г) объявляют карантин или особое положение с указанием необ-
ходимых ограничений;
д) проводят временную эвакуацию населения из зон, подвергших-
ся опасному воздействию чрезвычайных ситуаций, угрожающему жизни и
здоровью населения.
Статья 26. Организация работ в чрезвычайных ситуациях
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и
средствами организаций, административно-территориальных единиц го-
рода, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под
непосредственным руководством соответствующих комиссий по чрезвы-
чайным ситуациям.
Непосредственное руководство всеми силами и средствами, прив-
леченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их
взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной
ситуации, определяемый в соответствии с действующим законодатель-
ством или планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций либо назначаемый решениями соответствующих органов власти,
руководителей организаций, к компетенции которых отнесено решение
данных вопросов.
Первоначальные действия по локализации и ликвидации возник-
шей чрезвычайной ситуации организуются согласно заранее разрабо-
танному плану. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что
имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее
невозможно, то руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обра-
щается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуаци-
ям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям (района, окру-
га, Правительства Москвы) может взять на себя координацию или ру-
ководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необхо-
димую помощь.
Примечание: организация и ведение аварийно-спасательных работ
аварийно-спасательными службами и спасателями на
объекте или территории города осуществляется в со-
ответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спа-
сательных службах и статусе спасателей"
Статья 27. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований для
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться спе-
циально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, уста-
навливаемом Президентом Российской Федерации в соответствии с за-
конодательством Российской Федерации.
Статья 28. Применение сил и средств органов внутренних дел
Российской Федерации и органов внутренних дел
города Москвы при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов
внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел горо-
да применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы
внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Рос-
сийской Федерации и города Москвы.
Статья 29. Служебное расследование чрезвычайных ситуаций
Любая чрезвычайная ситуация расследуется специальной комисси-
ей с целью оценки нанесенного ущерба, выяснения причин возникнове-
ния и развития аварий, катастроф и выработки мер по их предотвра-
щению в порядке, устанавливаемом МЧС России.
Материалы по результатам служебного расследования чрезвычай-
ных ситуаций должны передаваться в следственные органы для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечения виновных к от-
ветственности.
VI. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 30. Финансирование целевых программ и
других мероприятий
Финансирование целевых программ и других мероприятий по защи-
те населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению
устойчивости функционирования организаций осуществляется в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации, законодательны-
ми и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Затраты города на разработку и осуществление утвержденных це-
левых федеральных программ развития города Москвы - столицы Рос-
сийской Федерации, с учетом мероприятий по защите населения и тер-
риторий от чрезвычайных ситуаций, финансируются в порядке, опреде-
ленном федеральными органами государственной власти и органами
власти города Москвы.
Внебюджетные средства на финансирование мероприятий по пре-
дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций образуются из
средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и
граждан города, а также иностранных лиц и граждан, в том числе от
страховых органов, благотворительных фондов, средств общественных
объединений и добровольных пожертвований.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности на по-
тенциально опасных объектах, предупреждению возникновения на них
аварий, катастроф осуществляется за счет средств указанных объек-
тов.
Статья 31. Финансирование органов управления МГСЧС
Финансирование деятельности постоянно действующих органов уп-
равления МГСЧС осуществляется за счет средств городского бюджета.
Статья 32. Финансирование мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций, средств федерального бюджета, бюджета горо-
да Москвы, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для лик-
видации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда
Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Пра-
вительством Российской Федерации.
Статья 33. Создание и использование резервов финансовых
и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов заблаговременно
создаются федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти города Москвы, а также соответствующими тер-
риториальными органами города и организациями в целях экстренного
привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычай-
ных ситуаций.
Порядок создания, использования и восполнения средств резер-
вов определяются законодательством Российской Федерации и норма-
тивными правовыми актами города Москвы.
Статья 34. Фонды обязательного страхования рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с повы-
шенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций, (с потенциально
опасной деятельностью) обязаны застраховать свою ответственность
за причинение ущерба гражданам и окружающей среде.
Представление страхового полиса является необходимым услови-
ем для получения указанными предприятиями и организациями разреше-
ния (лицензии) на деятельность.
Расходы по оплате предприятиями и организациями страховых
взносов по страхованию рисков и созданию соответствующих фондов
относятся на себестоимость производимой продукции и услуг.
Фонды страхования используются на прогнозирование, предотвра-
щение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Использование их на иные цели запрещается.
Конкретные условия и порядок страхования ответственности за
причинение ущерба, а также порядок образования и расходования
страховых фондов определяется законодательством Российской Федера-
ции и города Москвы.
VII. ИНЫЕ ВОПРОСЫ
Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства
в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении зако-
нодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычай-
ных ситуаций, создании условии и предпосылок к возникновению чрез-
вычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению
здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица
и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-пра-
вовую и уголовную ответственность, а организации - административ-
ную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации и законодательством города Моск-
вы.
Статья 36. Международное сотрудничество в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Город Москва участвует в пределах своей компетенции в выпол-
нении международных договоров Российской Федерации, формировании и
осуществлении внешнеполитического курса страны в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заключает в этих
целях договоры и соглашения о сотрудничестве с зарубежными города-
ми, регионами, административно-территориальными и государствен-
но-территориальными образованиями, иностранными юридическими лица-
ми.
Статья 37. Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие с момента его официально-
го опубликования.
Статья 38. Приведение нормативных правовых актов города
Москвы в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты Мэра, Правительства Москвы и иные
нормативные правовые акты города Москвы приводятся в соответствие
с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в
силу.
Правительство Москвы в трехмесячный срок в установленном по-
рядке вносит в Московскую городскую Думу предложения о приведении
законодательства города Москвы в соответствие с настоящим Законом.
Заголовок:
Постановление ПравительстваN 382-ПП
Дата:
1997-05-27
Позиционируется в разделах:
Общие вопросы >> Жилье, миграция, межнациональные отношения